Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Кто может быть инициатором проведения общественной экологической экспертизы
Статья 20. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза
В соответствии со ст. 20 Закона об экологической экспертизе общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременной с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов государственной экологической экспертизы, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Из п. 1 ст. 23 Закона об экологической экспертизе следует, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.
Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона об экологической экспертизе заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Ростехнадзор).
Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, Заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе (применительно к материалам ОВОС строительства и эксплуатации АЭС на территории России — АО «Концерн Росэнергоатом»), органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
44. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (зарегистрированными в порядке, установленном законодательством), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана природной среды, в том числе организация и проведение такой экспертизы. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов государственной экспертизы, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться общественными организациями, отвечающим следующим требованиям: они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке в органах юстиции, их уставом в качестве основного направления деятельности должны быть предусмотрены организация и проведение экологических экспертиз.
Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы могут выступать граждане, любые общественные объединения, органы местного самоуправления.
Необходимым условием проведения общественной экологической экспертизы является регистрация заявления общественной организации о ее проведении в органах местного самоуправления. В этом заявлении должны быть указаны наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте экспертизы и сроках ее проведения. Орган местного самоуправления обязан в семидневный срок зарегистрировать заявление или оказать в ее регистрации. Если местная администрация в этот срок не сообщает об отказе, заявление считается зарегистрированным.
Основания отказа в регистрации заявления исчерпывающим образом определены в законе. Ими могут быть следующие обстоятельства:
— в документах и материалах, намечаемых для экспертизы, имеются сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
— по данному объекту уже было проведено ранее две общественных экологических экспертизы;
— имеются нарушения установленного порядка регистрации общественного объединения;
— общественная организация не соответствует указанным выше требованиям;
— поданное заявление не содержит всех необходимых требований.
С момента регистрации заявления общественная организация получает право требовать от заказчика предоставления всех необходимых документов и материалов, подлежащих экологической экспертизе, а от специально уполномоченного органа – нормативно-технической и нормативно-правовой документации, необходимую для проведения экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.
Заключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательное значение как для заказчика, так и для государственных и муниципальных органов. Однако законом предусмотрена возможность утверждения заключения руководителем МПР РФ (его территориального органа). В этом случае заключение приобретает обязательный характер, т.е. по своему значению приравнивается к заключению государственной экологической экспертизы