про приостановки Росреестра
начнем с «классики» — когда правоустанавливающие документы старые и нет записи в ЕГРН.
Государственный регистратор в целях недопущения мошеннических действий и усиления правовой экспертизы документа может сделать запрос в организацию выдавшую/удостоверевшую ваш правоустанавливающий документ с целью подтверждения достоверности/подлинности вашего документа
В моем случае была купля-продажа земельного участка.
Документ -основание: нотариальный договор купли-продажи 1994 года.
Мы подали на регистрацию ранее возникшего права и на переход права и получили приоставновку (смотри ниже)
Чем для вас это грозит?
Будет потеряно время, до 3х месяцев, тк большая часть запросов на сегодняшний день отправляется через обычную почту, а письма могут потеряться и ответа на запрос не будет. В этом случае регистратор всё равно проведет регистрацию, но вы потеряете 3 месяца.
Что можно сделать? Можно связаться с регистратором и попросить его проверить интересующую информацию по телефону. Скажу сразу, что регистратор не обязан этого делать, но он может. Здесь решение данного вопроса будет зависеть от вас: от вашей аргументации и коммуникабельности.
В моём случае регистратор пошёл на встречу и после проверки по телефону он возобновил регистрацию, за что ему огромное спасибо и мы довольно-таки быстро получили документы.
Конечно, в случае мошеннических действий, это полезная приостановка. Но это не в моём случае)
В конце 2019 года по одной из моих сделок была еще одна приостановка.
Ничего сложно: обычная купля-продажа с ипотекой.
Я действовала по доверенности от имени своего клиента – продавца.
Я знала всё историю квартиры, поэтому была уверена в её совершенстве.
И каково же было моё удивление, когда увидела на сайте Росреестра приостановку.
Причина: в предоставленной мною доверенности отсутствуют полномочия на предоставление от продавца заявление на переход права собственности (текст ниже)
Честно сказать, я была в шоке, тк полномочия чётко прописаны в доверенности. Да, там нет именно фразы про «подать заявление о регистрации», но в доверенности, на мой взгляд, всё доступно написано — «зарегистрировать всё необходимые документы». Текст доверенности для общего понимаю прикладываю.
Что было сделано?
Я связалась с регистратором по телефону и предложила более внимательно изучить доверенность и указанные в ней полномочия, пыталась убедить регистратора в том, что необходимые полномочия есть, но она была неколебима в своём мнении.
В итоге я попросила подъехать клиента в любое мфц и подать заявление о регистрации перехода права. После чего я опять звонила регистратору и просила возобновить регистрацию. Мы с ней обсудили еще раз причину приостановки, она даже посоветовалась с коллегами, которые ее поддержали и в итоге она сразу зарегистрировала, за что ей спасибо.
P.S. не дождавшись на тот момент решения регистратора, я написала жалобу в Управление на действия регистратора, на которую, кстати, мне до сих пор не отписались)
И вот последняя приостановка, «свежак», скажем так:)
Сделка: покупка квартиры с использование ипотеки сбера.
Я действую от имени покупателя по доверенности.
Договор купли-продажи готовила я.
Подали на регистрацию перехода права и ипотеки.
Опять не догадываюсь о причинах приостановки. История квартиры и продавца были изучены досконально: ни мне, ни риелтору покупателя ничего не приходит в голову о причинах.
На выяснение причин простановки было потрачено очень много времени и сил, потому что регистратор просто забыла загрузить приостановку в базу. Ну да ладно, не об этом)
Так вот о причине: в договоре купли-продаже не указан срок кредита. СРОК КРЕДИТА. (текст ниже)
Напомню, что у нас не договор залога/ипотеки, а договор купли-продажи с ипотекой, где есть ссылка на кредитный договор, в котором прописываются все условия по кредиту.
То, что в договоре есть ссылка на кредитный договор, то, что сам кредитный договор был сдан на регистрацию – это ничего не значит для государственного регистратора.
Я специально посмотрела информацию по другим своим сделкам. Все аналогичные договора(в ППФе и нотариальные), которые без указания срока кредита, абсолютно все, были зарегистрированы.
Что было сделано?
Стороны договора в этот же день, когда узнали о причине, переподписали договор с включенной фразой о сроке кредита и сдали его в мфц.
А далее начались «танцы с бубнами»: нужно было чтобы регистратор возобновила регистрацию и зарегистрировала максимально быстро. Имея положительный опыт решения данного вопроса с другими регистраторами, я рассчитывала, что мы получим через 2 дня, но не тут-то было:)
Наверное, это был самый тяжелый случай общения с регистратором, тк «обратной связи» не было вообще никакой. Регистратор просто отказывался общаться со мной лично по телефону. Я общалась с ним через Управление Рорсеестра, в итоге на 4-й день удалось получить своё)
P.S. опять не дождавшись регистрации, я написала жалобу на действия регистратора. Посмотрим, каков будет ответ и будет ли он вообще…
Честно сказать, я поражаюсь причинам последних двух приостановок, складывается такое ощущение, что регистраторы Росреестра это делают специально, для статистики.
Выкладывая данный пост, я хочу предостеречь вас от подобных ситуаций.
Осторожно: Росреестр!
Карантинная весна 2020 года не прошла без пользы для ряда государственных органов, употребивших это время для перехода на новое программное обеспечение. Дело это, как известно, угодное вышестоящему начальству и по этой причине весьма удобное для отчётности о своих достижениях.
К тому же новое программное обеспечение позволяет убить ещё парочку «зайцев»: обеспечить работой программистов, чьи услуги в иной ситуации оказались бы невостребованными вовсе, а также отгородиться от претензий недовольных граждан, которые теперь не имеют никакой связи с соответствующими ведомствами, и вынуждены общаться с передаточными звеньями в лице сотрудников многофункциональных центров.
Автору этих строк довелось столкнуться с нововведениями в регистрации сделок с земельными участками, и об этом опыте хотелось бы поделиться с коллегами, заодно уведомив их об имеющихся рисках и способах их разрешения.
Центры предоставления государственных услуг в Московской области заработали с 10 июня 2020 года, и уже на следующий день я обратился туда с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок. Как водится, была оплачена предусмотренная п. 24 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса пошлина в размере 350 рублей и документы были приняты для отправки по назначению – в Управление Росреестра по Московской области.
Поначалу всё шло в полном соответствии со сроками, установленными статьёй 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», обязывающей осуществить регистрацию в течение 9 рабочих дней с даты приёма заявления в многофункциональном центре. 16 июня по электронной почте пришло уведомление о приёме заявления. Однако в тот же день пришло и требование доплатить 1650 рублей, с соответствующей квитанцией.
На «горячей» телефонной линии Росреестра мои сомнения быстро развеяли, сообщив, что с заявлением всё в порядке и поводов для беспокойства нет, однако через несколько дней последовало ещё одно электронное письмо с уведомлением о возврате документов без рассмотрения по причине отсутствия госпошлины. При этом весь пакет документов на целый месяц исчез где-то в недрах Росреестра и возвратился в МФЦ только 24 июля, что никаким установленным нормативам вовсе не соответствовало.
Хотелось бы заметить, что пытаться выйти непосредственно на исполнителя из Росреестра – занятие заведомо бесполезное. По телефону не соединяют, электронные обращения подвисают на этапе регистрации, а личного приёма служба не ведёт. Связаться с ними удалось лишь лично директору МФЦ, сообщившей мне, что я пятый известный ей человек, столкнувшийся за столь короткое время с такой проблемой.
Единственное, что могли сообщить придурковатые специалисты Росреестра при телефонном звонке из МФЦ, это то, что имела место «ошибка системы» и заявление необходимо подать заново. Норму, обязывающую подавать повторно заявление, оформленное в полном соответствии с законом, назвать они, разумеется, затруднились.
Директор МФЦ за это время успела побывать на областной встрече со своими коллегами, где выяснилось, что с такой же проблемой массово сталкиваются заявители по всей Московской области, а возможно, и по всей стране. Однако воз и ныне там: при повторной подаче заявления «система» вновь прислала уведомление о необходимости доплаты госпошлины, несмотря на то, что специалисты МФЦ снабдили заявление подробным комментарием со ссылкой на законы. Видимо, придётся оплачивать, параллельно дожидаясь рассмотрения поданного на всякий случай, да и для возможного торжества справедливости, административного иска.
Всем, кто дорожит временем своим и клиентов, и, при этом, планирует регистрировать переход прав на землю, посоветовал бы внимательно отслеживать электронные уведомления, или даже заранее оплатить незаконные две тысячи рублей. За регистрацию сделок теперь отвечает «система», а живые сотрудники, по всей видимости, решения не принимают вовсе. Ну а тем, кто уже оказался в аналогичной ситуации, желаю, чтобы их контрагенты за это время не исчезли, не ушли в мир иной, и не впали в банкротство, иначе регистрация прав на землю может основательно затянуться.
Правда, теперь несколько тревожно от того, что штатные сотрудники Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии устранились от принятия решений. Мало ли, что ещё может выдумать таинственная «система».
В заключение хотелось бы попросить коллег, сталкивавшихся этим летом с регистрацией прав на землю или иными неожиданными проблемами в деятельности электронных госуслуг, поделиться своим опытом. Со своей стороны намереваюсь в скором времени рассказать об окончании этой истории.
UPD: Сегодня прилетело "уведомление об изменении плановой даты оказания услуги". Нет, это не приостановление, а именно изменение даты. Должно было быть 10 августа, а стало 14-е. Законодательство такой процедуры не предусматривает, но "система" имеет свои правила.
- 54060
- рейтинг 8
Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России
Сделки в отношении прав на программы для ЭВМ и защита прав на такие программы
Журнал «Закон»
Похожие материалы
Комментарии (29)
Вводная:
ДКП нежилого отдельно стоящего здания (у нас здание уже 2,5 года, построено в 195.. г., не ЦАО, прошло через приватизацию, аренда земли под зданием оформлена).
Договор между юридическими лицами, покупатель часть сделки оплачивает займом.
Договорились о нотариальной форме, заявление на переход права собственности подает нотариус.
К заявлению в Росреестр нотариус отправил:
— Сам договор в нотариальной форме
— Акт приема передачи — в простой письменной форме
— Договор займа — в простой письменной форме
— госпошлину
По закону на регистрацию — 3 рабочих дня.
На 2-й день получаем уведомление о приостановке:
(1.) По информации, имеющейся в Управлении, объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:__:0005010:З.У. обладает признаками самовольного строительства.
Согласно ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее прав собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В целях получения дополнительной информации и принятия решения по делу Управлением направлен соответствующий запрос в адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
(2.) В соответствии с ч. 9 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Между тем, на государственную регистрацию представлены документы, которые подписаны не надлежащим образом, а именно отсутствует ЭЦП лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе.
(3.) Согласно представленному в Управление Договору, предметом купли-продажи является вышеуказанное здание с кадастровым номером 77:__:0005010:ЗД, расположенное на земельном участке кадастровый номер 77:__:0005010:З.У. в отношении которого продавцом заключен договор аренды с ДГИ гор. Москвы.
В силу ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 35 ЗК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием или сооружением необходимой для использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п. 3 ст. 35 ЗК РФ).
Однако, уведомление ДГИ г. Москвы в Управление не представлено.
Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до ___ декабря 2020 г.
Проект ответа:
Полагаю, что выводы Отдела регистрации недвижимости по Центральному административному округу г. Москвы, изложенные в УВЕДОМЛЕНИИ, незаконны, затрагивают законные права и интересы участников сделки, а само приостановление государственной регистрации прав, подлежит отмене по следующим основаниям.
1. В указанном УВЕДОМЛЕНИИ сообщается, что по информации, имеющейся в Управлении, объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:__:0005010:З.У. обладает признаками самовольного строительства, однако каких-либо признаков в уведомлении не указано, а компетентным органом, в том числе и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, признаков самовольного строительства в установленном законом порядке на момент заключения договора и обращения в Росреестр не выявлено, предписаний об устранений заинтересованным лицам не направлено, сам Отдел регистрации недвижимости по Центральному административному округу г. Москвы функцией выявления/установления признаков самовольного строительства не обладает.
Предположение Отдела регистрации недвижимости по Центральному административному округу г. Москвы о наличии признаков самовольного строительства не является законным основанием для приостановки/отказа в регистрационных действиях
2. В указанном УВЕДОМЛЕНИИ сообщается, что в соответствии с ч. 9 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Действительно, в рамках нотариального оформления сделки нотариусом на государственную регистрацию представлены документы, которые подписаны уполномоченными сторонами в рамках нотариальной формы договора, дееспособность лиц, подписавших договор, нотариусом проверена, соответственно, наличие ЭЦП лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе в рамках нотариальной формы договора не требуется, установленным порядком подачи документов наличие ЭЦП лиц, подписавших такие документы в нотариальной форме договора не предусмотрено.
Отсутствие ЭЦП лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, не является законным основанием для приостановки/отказа в регистрационных действиях.
3. В указанном УВЕДОМЛЕНИИ сообщается, что в силу ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 35 ЗК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием или сооружением необходимой для использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Продавец, став собственником указанного здания в 2018 г., воспользовался своим преимущественным правом и соответствующим образом уведомив ДГИ г. Москвы оформил арендные отношения в установленном законом порядке, приобретя право пользования земельным участком с кадастровым номером 77:__:0005010:З.У. на тех же условиях, что и предыдущий собственник в порядке ст.552 ГК РФ.
По указанному договору покупатель в порядке ст.552 ГК РФ станет пользователем указанного участка после оформления перехода права собственности и только после этого будет иметь возможность по своему усмотрению уведомить собственника земельного участка о своих правах.
В адрес ДГИ г. Москвы от имени ООО «ООО», в связи с предстоящей сменой собственника здания, уведомление о смене собственника здания направлено (исх. № __/___ от ___2020), копию прилагаем.
Прошу в связи с устранением выявленных нарушений действующего законодательства оформление регистрации перехода права собственности в отношении указанного объекта завершить.
Ответ прошу направить на электронную почту.
Комментарий:
По сведениям нотариуса мы не единственные, кто в последнее время попадает под такую раздачу/беспредел московского Росреестра, т.е. никогда такого не было и вот.
По мнению ряда специалистов "около да и вокруг" всё, что в качестве оснований для приостановки от Росреестре поступило — чушь. Но эта чушь стоит времени/денег.
Лечение выглядит:
— жалоба в ТУ (ответ от 2-х до 4-х недель)
— обращение в суд (решение не ранее, чем через 3 мес.)
— поиск ходов/выходов
Сроки предоставления услуг Росреестра
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ), регулирующий порядок предоставления государственных услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Законом № 218-ФЗ четко определены сроки предоставления государственных услуг.
Так, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков с даты приема многофункциональным центром заявления на предоставление государственных услуг:
- 9 рабочих дней на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- 7 рабочих дней на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
- 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление единой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- 5 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.
Таким образом, в целях повышения доступности государственных услуг Законом № 218-ФЗ установлены короткие сроки осуществления учетно-регистрационных действий, а ведь еще 10 лет назад в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей на 2011 год, срок государственной регистрации прав составлял 1 месяц.
Как внести изменения в кадастровые сведения ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОСТИ
Учет изменений объекта недвижимости — кадастровая процедура, которая проводится в случае изменения уникальных характеристик объекта недвижимости или других сведений о нем.
Последовательность действий заявителя:
Подготовить необходимые документы согласно списку.
Подать документы одним из предложенных способов.
Получить кадастровую выписку.
Какие документы необходимы
• Документ, удостоверяющий личность заявителя.
• Заявление об учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет. Заявление может подать собственник, его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности или иное лицо в случаях, установленных законом. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Кадастровой палаты и МФЦ.
• Межевой план земельного участка или технический план здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. Межевой план требуется при учете изменений уникальных характеристик земельного участка и учете части земельного участка. Технический план требуется при учете изменений объекта капитального строительства (за исключением сведений о назначении объекта) и учете части объекта капитального строительства.
• Для оформления межевого или технического плана необходимо заключить договор на его подготовку с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат. На сайте Росреестра можно ознакомиться со списком всех аттестованных кадастровых инженеров в Российской Федерации.
• Документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости (оригинал или нотариально заверенная копия; копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверенная печатью и подписью уполномоченного должностного лица такого органа). Если сведения о праве на объект уже содержатся в государственном кадастре недвижимости <ГКН), представлять документ не требуется.
• Документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если имел место спор о границах земельного участка (оригинал или нотариально заверенная копия).
Заявитель может по собственной инициативе представить следующие документы:
• если изменена категория земель, к которой отнесен земельный участок, — документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель,
• если изменен вид разрешенного использования земельного участка — документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка;
• если изменен адрес объекта недвижимости — решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о присвоении адреса объекту недвижимости или изменении такого адреса;
• если изменено назначение здания, помещения — решение органа местного самоуправления об изменении назначения здания или помещения.
Заявителе, вправе представить оригинал или копию документа, заверенную печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа, или нотариально удостоверенную копию. В случае если заявитель не представляет указанные документы, они запрашиваются Росреестром самостоятельно в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия.
Сроки предоставления и стоимость услуги Кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в ГКН новые сведения, выдается лично заявителю (его представителю) или направляется почтовым отправлением при наличии соответствующего указания в заявлении в срок не более 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета.
Внесение изменений в ГКН осуществляется без взимания платы с заявителя.
Возможные причины приостановления рассмотрения заявления:
• одна из границ земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в ГКН;
• одна из границ участка пересекает границу муниципального образования или населенного пункта;
• если местоположение помещения в соответствии с кадастровыми сведениями совпадает с местоположением другого помещения за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости;
• заявление или документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства или представлен неполный комплект документов.
Возможные причины для отказа в учете изменений:
• межевой или технический план заверены лицом, не имеющим соответствующих прав;
• ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимой для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
• с заявлением об изменении кадастровых сведений обратилось ненадлежащее лицо;
• изменение площади и (или) изменение описания местоположения границ земельного участка не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ;
• в результате кадастрового учета изменений площадь земельного участка будет больше площади, указанной в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, указанной в ГКН;
• при уточнении границ земельного участка нарушен установленный порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным (за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора).
Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе.
Как подать документы
Заявление об учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества можно подать любым из предложенных способов:
1. Обратиться в офис кадастровой палаты. Запишитесь на прием заранее:
• на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;
• по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.
2. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги».
3. Подать документы в ближайший многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.
4. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.
* Возможность представления документов но данную услугу в электронном виде уточните но сайте Росреестро, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.
Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом Вы подали документы.
Информация предоставлена Октябрьским отделом Управления Росреестра по Ростовской области