Предостережение от роспотребнадзора что это
Перейти к содержимому

Предостережение от роспотребнадзора что это

  • автор:

Предостережение от роспотребнадзора что это

Статья 49. Объявление предостережения

1. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

3. В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети «Интернет», позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.

4. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.

5. Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Обжалование предостережения

Многие компании уже столкнулись с таким видом профилактических мероприятий от контрольно-надзорных органов, как предостережение[1] о недопустимости нарушения обязательных требований. Поскольку это не просто указание на недопустимость нарушения обязательных требований, а еще предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, то любому предприятию, особенно сейчас, когда действует мораторий на мероприятия по контролю, важно знать, можно ли (и если да, то как) оспаривать вынесенное предостережение, если направленные возражения контролируемого лица не были приняты. Так, например, в 2021 г. территориальными органами Росприроднадзора были направлены предостережения компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с ломом черных, цветных металлов. В них говорилось о возможных нарушениях обязательных требований в области обращения с отходами. Надо ли говорить, что такое «покачивание пальчиком» в твою сторону всегда волнительно для предприятий? Так что же делать, если вы получили предупреждение? Реагировать или игнорировать? Разбираемся, внимательно читая закон.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ[2] в целях предупреждения нарушений юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Предостережение

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

1. У органа государственного контроля (надзора) появляются следующие сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:
• полученные в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольными лицами;
• содержащиеся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением анонимных сообщений), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если хозяйствующие субъекты ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

2. При наличии таких сведений и при условии, что иное не установлено федеральным законом, орган государственного контроля (надзора) объявляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Содержание предостережения

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) ЮЛ, ИП могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Правовое регулирование
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 (в ред. от 21.03.2019; далее — Правила № 166).

Пунктом 4 Правил № 166 определено, что в предостережении указывается, среди прочего:
• информация о том, какие действия (бездействие) хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
• предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора);
• срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления хозяйствующим субъектом уведомления об исполнении предостережения.

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) или иное уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора) при наличии указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ сведений (п. 2 Правил № 166).

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ (п. 3 Правил № 166).

Возражения

По результатам рассмотрения предостережения хозяйствующим субъектом могут быть поданы возражения в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, которые последний рассматривает в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения рискориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод ЮЛ и ИП (пп. 7, 8 Правил № 166).

Неисполнение требований предостережения

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусматривает, что в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо о недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

Обратите внимание
Выдача предостережения влечет определенные последствия
для субъекта предпринимательской деятельности и непосредственно касается его экономической деятельности, т.к. в любом случае лицо должно представить пояснения относительно возможных выявленных нарушениях, направить уведомление об исполнении предостережения, и в дальнейшем его деятельность может быть подвергнута проверке в порядке Закона № 294-ФЗ и иных нормативных актов.

Далее объясним, зачем нужно проверять предостережения и при каких условиях предостережение может быть признано недействительсным, а также в какие случаях его можно обжаловать.

[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022).

[2] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.03.2022).

Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 6, 2022.

Права потребителей

3. ПРАВО на безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, не причинения вреда имуществу при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации (ст. 7 Закона);

4. ПРАВО на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы (ст. 8 Закона);

5. ПРАВО на необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 8 Закона);

6. ПРАВО на возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, причинённого вследствие недостатков товара (работы, услуги) (ст. 14 Закона);

7. ПРАВО на компенсацию морального вреда, вследствие нарушения исполнителем (изготовителем, продавцом) прав потребителя (ст. 15 Закона);

8. ПРАВО на судебную защиту (ст. 17 Закона);

9. ПРАВО выбора требований к продавцу (исполнителю, изготовителю) при обнаружении в товаре (работе, услуге) недостатков (ст.ст.18, 29 Закона);

10. ПРАВО потребителя на обмен товара надлежащего качества (ст.25 Закона);

11. ПРАВО потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (ст.32 Закона);

12. ПРАВО на государственную и общественную защиту прав и законных интересов потребителей (ст.ст. 40,42.1,44,45,46 Закона)

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

Управление Роспотребнадзора по Московской области информирует, что Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который вступил в силу год назад, ввёл в контрольно-надзорную деятельность обязательные профилактические мероприятия. К одним из профилактических мероприятий относится объявление предостережения.

В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.

Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом в течение 20 рабочих дней может быть подано в орган государственного контроля (надзора), вынесший соответствующее предостережение, возражение, в котором указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, или их копии.

Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты в орган государственного контроля (надзора), либо иными указанными в предостережении способами.

По итогам рассмотрения возражения контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения направляется ответ в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения.

Результаты рассмотрения возражений используются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.

События

Выдача предостережений как мероприятие по профилактике нарушений обязательных требований

С 1 января 2017 года согласно ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – закон № 294-ФЗ) надзорные и контрольные органы, к которым отнесено Управление, должны проводить мероприятия, направленные на профилактику нарушения обязательных требований. Профилактические мероприятия проводятся по программам профилактики нарушений, которые ежегодно утверждаются надзорными органами (ч. 1 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

Перечень мероприятий приведен в ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ. К ним относятся:

— размещение контролирующим органом на официальном сайте Перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, соблюдение которых и подлежит проверке;

— информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе публикация руководства, проведение семинаров, разъяснение спорных вопросов в СМИ и т.п.;

— обобщение собственной практики по надзору и публикация ее на своем сайте, в т.ч. с указанием наиболее частых нарушений и рекомендаций по недопущению таких нарушений;

— выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение — это письменный документ, который по своей сути является "допроверочным" аналогом предписания. Выдается организации или предпринимателю при наличии одновременно следующих условий (ч. 5 ст. 8.2, ч. 6 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ):

— во-первых, орган надзора без проведения проверки располагает данными о том, что обязательные требования вот-вот будут нарушены или, возможно, уже нарушены. Такие данные могут поступить от любых источников, кроме анонимных жалоб (из СМИ, из заявлении и обращений граждан, организаций, органов власти), в т.ч. после проведенных самим органом мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемым;

— во-вторых, такое нарушение не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и не создало угрозу такого вреда, а также не привело к ЧС и угрозе ЧС. Если, напротив, такой вред уже причинен (либо есть угроза его причинения), то сотрудник надзорного органа, который выявил нарушение, составляет мотивированное представление о целесообразности внеплановой проверки по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ и отправляет его вместе с имеющимися материалами руководителю или заместителю руководителя надзорного органа (ч. 5 ст. 8.3, ч. 2 ст. 13.2, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). На основании этого представления руководитель (заместитель руководителя) надзорного органа вправе вынести распоряжение (приказ) о внеплановой проверке;

— в-третьих, нарушитель ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.

Порядок составления и выдачи предостережений утвержден постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166, далее — Порядок (ч. 7 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

Крайний срок составления и направления предостережения — не позднее 30 дней со дня получения всей совокупности необходимых сведений (то есть о нарушении, о его "безугрозном" характере и о "чистой" репутации нарушителя); впрочем административными регламентами может быть установлен иной срок (п. 3 Порядка).

Предостережение отсылается заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным способом, в том числе через портал госуслуг или электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо размещенному на официальном сайте организации или предпринимателя (п. 6 Порядка).

Предостережение содержит (п. 4 Порядка, ч. 5 и ч. 6 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ):

— сведения о конкретных действиях (бездействии) адресата, которые могут привести или приводят к нарушениям,

— ссылки на конкретные нормы нормативные правовые акты (с указанием структурных единиц), которые, по мнению надзорного органа, нарушены (могут быть нарушены),

— и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

При несогласии с предостережением на него можно подать возражение (п. 7 Порядка). В этом возражении нужно указать наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН, дату и номер предостережения, а затем обосновать свою позицию по поводу указанных в предостережении действий, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований (п. 8 Порядка). Возражение отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 9 Порядка). В течение 20 рабочих дней надзорный орган должен предоставить ответ на возражения (п. 10 Порядка).

Если возражений нет, адресат предостережения должен уведомить надзорный орган (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, п. 11 Порядка) об исполнении предупреждения в срок, который указан в предостережении. Этот срок не может быть менее 60 дней (пп. "з" п. 4 Порядка). Уведомление отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 13 Порядка).

Иные профилактические мероприятия могут предусматриваться федеральными законами или положениями о конкретном виде государственного надзора (ч. 3 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *