На какие виды подразделяется внутренний финансовый контроль учреждения
Перейти к содержимому

На какие виды подразделяется внутренний финансовый контроль учреждения

  • автор:

Внутренний контроль. Внешний. Финансовый. Государственный. Как не запутаться?

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

  • внутренний контроль;
  • внутренний финансовый контроль (ВФК),
  • внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
  • внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
  • ведомственный контроль,
  • внутренний финансовый аудит (ВФА).

Конечно, многих такое «обилие» видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли «контрольные» обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Внутренний контроль

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от «просто» внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова «финансовый»? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

  • составлять и исполнять бюджетную смету,
  • принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
  • вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий «простор для творчества» все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ контроль

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

  • Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и № 223-ФЗ о закупках;
  • нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово «государственный» или «муниципальный», получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

  • изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;
  • изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
  • исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан;
  • изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.
  • сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;
  • проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонова Наталья Эдуардовна

Классификация видов и форм имеет особое значение для систематизации знаний о контроле, обоснования положений о нем в экономическом субъекте, развития представлений о возможных его интерпретациях, что оказывает непосредственное воздействие на практическую реализацию. В настоящее время авторы расходятся в представлениях о классификации видов и форм внутреннего финансового контроля , а недостаточность его нормативно-правовой регламентации приводит к росту исследовательского интереса к вопросам осуществления контрольной деятельности. Целью работы является исследование проблем классификации видов и форм внутреннего финансового контроля , а также разработка предложений, развивающих теоретические представления о внутреннем финансовом контроле . Методология. В процессе исследования применялись методы обобщения, систематизации, сравнительного анализа материалов исследований отечественных ученых и содержания нормативно-правовых актов, а также методы классификации и группировки. Результаты. Систематизированы подходы авторов к классификации видов и форм контроля, включая внутренний финансовый контроль . Конкретизировано соотношение понятий «вид» и «форма» на основе философской трактовки. Предложены новые классификационные признаки форм внутреннего финансового контроля , раскрыто их содержание и направления практического применения при осуществлении контрольной деятельности. Выводы. Сделан вывод о необходимости исследования сущности классифицируемых категорий при формировании научно обоснованной классификации видов и форм внутреннего финансового контроля . Отмечена важность обоснования направлений практического использования при разработке новых классификационных признаков.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спиридонова Наталья Эдуардовна

CLASSIFICATION OF TYPES AND FORMS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL

Classification of types and forms is important for systematization of knowledge about control, substantiation of control provisions in an economic entity, development of ideas about its possible interpretation, which has a direct impact on practical implementation. Currently, the authors differ in their ideas about the classification of types and forms of internal financial control, and the insufficiency of its legislative regulation leads to an increase in research interest in the implementation of control activities. The purpose of the work is to study the problems of classification of types and forms of internal financial control, as well as to develop proposals that develop theoretical ideas about internal financial control. Methods. The research is based on methods of generalization, systematization, comparative analysis of research materials of domestic scientists and the content of normative legal acts, as well as methods of classification and grouping. Results. The authors systematized approaches to the classification of types and forms of control, including internal financial control. The relationship between the concepts of “type” and “form” is concretized on the basis of a philosophical interpretation. New classification features of forms of internal financial control are proposed, their content and directions of practical application in the implementation of control activities are disclosed. Conclusion. It is concluded that it is necessary to study the essence of the classified categories in the formation of a scientifically based classification of types and forms of internal financial control. The importance of substantiating the directions of practical use in the development of new classification features is noted.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Спиридонова Наталья Эдуардовна Воронежский государственный университет Воронеж, Российская Федерация

ORCID 0000-0003-4492-8524 e-mail spiridonova-econ@yandex.ru

Введение. Классификация видов и форм имеет особое значение для систематизации знаний о контроле, обоснования положений о нем в экономическом субъекте, развития представлений о возможных его интерпретациях, что оказывает непосредственное воздействие на практическую реализацию. В настоящее время авторы расходятся в представлениях о классификации видов и форм внутреннего финансового контроля, а недостаточность его нормативно-правовой регламентации приводит к росту исследовательского интереса к вопросам осуществления контрольной деятельности. Целью работы является исследование проблем классификации видов и форм внутреннего финансового контроля, а также разработка предложений, развивающих теоретические представления о внутреннем финансовом контроле. Методология. В процессе исследования применялись методы обобщения, систематизации, сравнительного анализа материалов исследований отечественных ученых и содержания нормативно-правовых актов, а также методы классификации и группировки. Результаты. Систематизированы подходы авторов к классификации видов и форм контроля, включая внутренний финансовый контроль. Конкретизировано соотношение понятий «вид» и «форма» на основе философской трактовки. Предложены новые классификационные признаки форм внутреннего финансового контроля, раскрыто их содержание и направления практического применения при осуществлении контрольной деятельности. Выводы. Сделан вывод о необходимости исследования сущности классифицируемых категорий при формировании научно обоснованной классификации видов и форм внутреннего финансового контроля. Отмечена важность обоснования направлений практического использования при разработке новых классификационных признаков.

Ключевые слова: вид финансового контроля, форма внутреннего финансового контроля, классификация внутреннего финансового контроля, классификация видов и форм, внутренний финансовый контроль

Многообразие видов и форм внутреннего финансового контроля свидетельствует о сложности и многогранности рассматриваемого понятия. Растущий интерес к контрольной проблематике приводит к формированию целого ряда подходов к выделению признаков классификации, разграничению «видов» и «форм». Закрепление таких классификаций в нормативно-правовых актах в значительной степени ограничивает возможности практического применения большого их числа, так как контролеры должны применять подходы, заложенные на нормативном уровне. Недостаточность нормативно-правовой регламентации внутреннего финансового контроля на законодательном уровне создает широкое поле для научной дискуссии, становятся востребованными исследования, развивающие теоретические и практические аспекты его осуществления.

Для обеспечения правильного понимания авторских взглядов, представленных в настоящем исследовании, отметим, что в своих работах, посвященных внутреннему финансовому контролю в бюджетных учреждения мы определяем его как процесс деятельности, инициированный и (или) организованный его работниками, наделенными соответствующими полномочиями по проверке соблюдения требований норма-

Поступила в редакцию: 29.08.2022

Принята к публикации после рецензирования: 25.09.2022

тивно-правовых актов, регулирующих деятельность бюджетных учреждений, и локальных нормативных актов, оценке выполнения принятых управленческих решений, урегулированию выявленных недостатков в целях недопущения возникновения нарушений при осуществлении операций, связанных с поступлением, распределением и использованием средств выделенных субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ, собственных финансовых средств от приносящей доход деятельности и иных источников финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений [1, с. 673-674].

Авторы, занимающиеся исследованием классификации видов и форм финансового контроля и внутреннего финансового контроля, в частности, отмечают наличие в научных трудах ученых существенных противоречий [2-8].

Основными вопросами, по которым отсутствует единство мнений авторов в области классификации видов и форм внутреннего финансового контроля, являются:

— соотношение понятий «вид» и «форма»;

— смешение видов и форм внутреннего финансового контроля в результате отнесения классификационной группы формы к видам и наоборот;

— наращивание классификационных признаков, не обладающих практической значимостью.

Целью работы является исследование проблем классификации видов и форм внутреннего финансового контроля, а также разработка предложений, развивающих теоретические представления о внутреннем финансовом контроле.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования подходов к классификации видов и форм контроля применялись такие методы, как обобщение, систематизация, сравнительный анализ материалов исследований отечественных ученых и содержания нормативно-правовых актов. При разработке новых классификационных признаков для форм внутреннего финансового контроля применялись методы классификации и группировки. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых, нормативно-правовые акты, посвященные заявленной проблематике.

Результаты и обсуждение

Классификация с позиции философской трактовки определяется как особый случай применения логической операции деления объема понятия 1. Такое деление способствует правильному пониманию сущностных характеристик классифицируемого термина через выявление существенных сходств и различий.

Авторы расходятся в мнениях по вопросам выделения видов и форм контроля по различным классификационным признакам. Для доказательства приведенного тезиса проведем обзор подходов исследователей. Н. Д. Бровкина предлагает классифицировать вид финансового контроля по ряду признаков, например, по признаку «вид информационного обеспечения» автор предлагает выделять документальный и фактический контроль, а по признаку «момент совершения контролируемых действий» -предварительный, текущий и последующий контроль 2.

Т. А. Пожидаева выделяет документальный и фактический контроль при классификации форм внутрихозяйственного контроля по способу получения доказательств. Предварительный, текущий и последующий контроль автор относит к формам внутрихозяйственного контроля по времени проведения контрольных действий. Сплошной и выборочный контроль Т. А. Пожидаева также относит к формам внутрихозяйственного контроля по методу проверки [7, с. 46].

1философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. Москва : Республика. 2001. С. 247.

2Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия : учебное пособие / Н. Д. Бровкина. Москва : ИНФРА-М, 2007. С. 25-29._

М. В. Мельник, Т. А. Корнеева, Г. А. Шатунова, Н. А. Архипова предлагают предварительный, текущий, последующий контроль рассматривать как вид финансового контроля при его классификации по признаку «время осуществления контрольных действий». Ревизия, проверка, бухгалтерская экспертиза, аудит, налоговая проверка, надзор, по мнению коллектива авторов, являются видами финансового контроля по формам осуществления контрольной деятельности 3.

Представляет интерес подход Т. Е. Гварлиани, С. В. Черемшанова. Авторами проведен обширный литературный обзор, сделан вывод об отсутствии единой точки зрения, затронут вопрос сущности категории «форма», в результате ученые к формам финансового контроля относят ревизию, проверку и надзор, по признаку «время осуществления» авторы выделяют предварительный, текущий и последующий виды финансового контроля, по признаку «полнота проведения контрольной процедуры» — сплошной (полный) и выборочный (частичный) контроль, по признаку «источник данных» — документальный, автоматизированный, фактический контроль [8, с. 15-16].

Рисунок 1 — Подходы авторов к классификации видов и форм контроля

Т. С. Маслова предварительный, текущий и последующий контроль относит к видам бюджетного контроля при классификации по признаку «время проведения». Формами бюджетного контроля по мнению автора являются:

3Контроль и ревизия в схемах и таблицах : учебное пособие / Т. А. Корнеева, М. В. Мельник [и др.]. Москва : Эксмо, 2011. С. 13-20.__

— анализ исполнения бюджета;

Царегородцева Г. Ю. тоже относит их к видам финансового контроля, выделяя при этом признак «время проведения контрольного мероприятия по отношению ко времени совершения подконтрольной операции», а по признаку «характер материала» выделяет документальный (формальный) и фактический виды контроля 5.

А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина считают, что предварительный, текущий и последующий контроль являются формами финансового контроля по признаку «время проведения контроля», сплошной, выборочный и документальный, фактический также являются формами по признакам «полнота охвата проверяемого материала (информации)» и «характер источников контроля» соответственно 6.

На рисунке 1 структурно представлены результаты проведенного обзора.

Таким образом, авторы в большей степени расходятся во взглядах на отнесение к видам или формам предварительного, текущего и последующего контроля; документального и фактического контроля; сплошного и выборочного контроля. Многообразие видов и форм контроля, неоднозначность мнений ученых указывают на сложность и многогранность понятия «контроль».

Имеющиеся разночтения в научном сообществе сопровождаются отсутствием единого подхода к классификации видов и форм контроля в нормативно-правовых актах. Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Проверка, ревизия и обследование трактуются как методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля 7.

Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливает, что проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг являются методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Формами контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются предварительный аудит, оперативный анализ и контроль, последующий аудит (контроль) 8.

Департаментом контрольно-ревизионной деятельности и аудита Министерства науки и высшего образования РФ сформированы Рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования РФ от 23.12.2019 (далее — Рекомендации Минобр-науки России). Ведомством выделяются следующие виды внутреннего контроля:

— по времени осуществления: предварительный, текущий, последующий;

— по объему проведения контрольных мероприятий: сплошной и выборочный;

— по способу осуществления контрольных мероприятий: документальный, фактический, смешанный;

— в зависимости от периодичности проведения контрольных мероприятий: непрерывный и периодический 9.

Также в Рекомендациях Минобрнауки России приводится классификация видов проверок:

— в зависимости от наличия необходимости срочного проведения контрольных мероприятий: плановые и внеплановые проверки;

4Маслова Т. С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях : учебное пособие / Т. С. Маслова. Москва : ИНФРА-М, 2017. С.17-21.

5Царегородцева Г. Ю. Финансовый контроль : учебное пособие / Г. Ю. Царегородцева. — Вологда : ВоГУ, 2016.

бФинансы : учебник / [под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной]. Москва : Финансы и кредит, 2012. С. 149-155.

7Бюджетный кодекс Российской Федерации.

8федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

9Письмо Минобрнауки России от 23.12.2019 № МН-22/914 «О направлении методических рекомендаций».

— документальные проверки и проверки по фактическому изучению вопроса (без указания признака классификации);

— в зависимости от места проведения проверки: камеральные и выездные;

— в зависимости от целей проверки, проверяемых направлений деятельности: комплексные и тематические;

— в зависимости от объема проверяемых вопросов и поставленных задач: выборочные и сплошные 9.

Таким образом, проблема неоднозначной трактовки видов, форм и методов контроля характерна и для нормативно-правовых актов.

В целях выражения авторской позиции относительно классификации видов и форм финансового контроля важно определить сущность категорий «вид» и «форма» (таблица 1).

Подходы к определению терминов «вид» и «форма»

Термин Определение термина

Философский словарь (под ред. И. Т. Фролова, 2001)

Вид Выражение отношений между классами. Предметы класса Б составляют вид предметов класса А, если они обладают всеми свойствами, общими для предметов А, и наряду с этим имеют некоторые специфические (отличающие их от всех других предметов А) свойства 10

Форма Способ существования и выражения содержания, его различных модификаций 11

Философия науки: Словарь основных терминов (С. А. Лебедев, 2004)

Форма Свойства и отношения определенных процессов, явлений, одинаковые (изоморфные) для них и не связанные однозначно с другими свойствами и отношениями этих предметов, процессов, явлений. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относительно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсолютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но всегда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Форма всегда фиксирует в предметах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена как стремление к пониманию любого содержания с позиций некоторой формы 12

Методология: словарь системы основных понятий (А. М. Новиков, Д. А. Новиков, 2013)

Вид В логике видом называется понятие, подчиненное более общему — роду и занимающее (по объему и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями 12

Форма Устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан таким образом с понятием структура. Содержание и форма — философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций 12

Философский словарь Владимира Соловьева (составитель Г. В. Беляев, 1997)

^Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. Москва : Республика. 2001. С. 94. ^Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. Москва : Республика. 2001. С. 519.

12Сайт национальной философской энциклопедической службы. URL: https://terme.ru/

Термин Определение термина

Вид В логике видом называется понятие, подчиненное более общему роду и занимающее (по объему и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями. В этом смысле вид не имеет постоянного содержания, а есть лишь условное обозначение известной относительной степени отвлечения. Одно и то же понятие может быть и не быть видом, смотря по тому, что принимается за крайний термин общности в данном случае. Особенное развитие получило понятие вида в средневековой схоластике в связи с учением о материи и форме. Форма, как начало актуальное и определяющее, соединяясь с потенциальным и неопределенным бытием материи, сообщает ей вид и производит действительное многообразие вещей 12

Словарь русского языка (С. И. Ожегов)

Вид 1. Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода. Виды растений, животных. 2. Разновидность, тип*. Виды обучения. Виды спорта. *Тип — форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Типы рельефов. Славянский тип лица. Тип автомобиля 12

Форма 1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания. 2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы 12

Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный (Т. Ф. Ефремова, 2000)

Вид Понятие, обозначающее ряд предметов, явлений с одинаковыми признаками и входящее в более общее понятие рода 12

Форма Устройство, тип, структура, характер которой обусловлен содержанием12

Вид Для всех видов финансово-хозяйственного контроля общим является единство экономического содержания, предмета и метода. Но при этом каждый из видов имеет свои специфические особенности [7, с. 41]

Форма Выражение внутренних связей и способа существования (организации) взаимодействия элементов и процессов единого целого (предмета или явления). Форма внутрихозяйственного контроля — способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций контроля [7, с. 46]

Э. А. Вознесенский

Вид Составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что в свою очередь предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий 13

Форма Отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий 13

Т. Е. Гварлиани, С. В. Черемшанов

Вид Составная часть финансового контроля, которая выражает его назначение [8, с. 15]

Форма Выражение содержания исследуемого предмета [8, с. 15]

В процессе подбора дефиниций для «вида» и «формы» нами выявлены некоторые особенности: во-первых, зачастую авторы при классификации видов и форм контроля не дают определения этим категориям; во-вторых, «форма» в философских словарях часто рассматривается вместе с понятием «содержание»; в-третьих, во многих словарях «вид» трактуется как «биологический вид», также отдельные источники содержат определение только одного понятия «вид» или «форма».

13Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР / Э. А. Вознесенский. Москва : Юридическая литература,

В определениях толкового словаря С. И. Ожегова форма, вид, тип, разновидность употребляются как взаимозаменяемые. Определения Т. Ф. Ефремовой, представленные в толково-словообразовательном словаре, дают общее представление о «видах» и «формах». Философская трактовка дает понимание сущности этих категорий. Определения, предложенные Т. А. Пожидаевой, Э. А. Вознесенским, отражают специфику «вида» и «формы» именно для внутрихозяйственного контроля.

Основываясь на проведенном анализе различных подходов к определению «вида» и «формы», отметим следующее. У любого процесса, явления, вещи есть содержание. Вид представляет собой вычленение из содержания процесса, явления, вещи той его части, которая соответствует признаку выделения вида. А форма представляет собой способ существования и выражения содержания, его различных модификаций 14. Таким образом, вид процесса, явления, вещи может иметь разные формы выражения своего содержания.

Соответственно, предварительный, текущий и последующий контроль, сплошной и выборочный контроль, документальный и фактический контроль являются формами контроля. Так, например внешний контроль, который однозначно является видом контроля, может быть реализован в любой из форм, представленных выше, каждая из которых по-разному выражает содержание вида.

На наш взгляд, классификации видов и форм контроля по различным классификационным признакам, приведенные в таблицах 2 и 3, являются наиболее применимыми в практической контрольной деятельности. Так как вид может иметь разные формы выражения своего содержания, приведенные в таблице 3 формы применимы для внутреннего финансового контроля, являющегося, в свою очередь, видом контро-

Классификация видов контроля

Классификационный признак Классификационная группа

Включенность субъекта контроля в систему деятельности учреждения — Внешний; — внутренний

Направление деятельности объекта контроля — Финансовый; — бухгалтерский; — строительный; — хозяйственный; — бюджетный; — налоговый; — валютный; — страховой

Субъект контроля — Государственный; — ведомственный; — внутренний; — общественный; — аудиторский

Известные классификационные признаки форм внутреннего финансового контроля (объем выборки, информационная база, время совершения контрольных действий, степень необходимости) предлагаем дополнить классификационными признаками «ожидаемые последствия» и «привлеченные исполнители».

14Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. Москва : Республика. 2001. С. 519.

Классификация форм внутреннего финансового контроля

Классификационный признак Классификационная группа

Объем выборки — Сплошной; — выборочный

Информационная база — Документальный; — фактический

Время совершения контрольных действий — Предварительный; — текущий; — последующий

Степень необходимости — Обязательный; — инициативный

Ожидаемые последствия — Консультационный; — санкционный

Привлеченные исполнители — Осуществляемый отдельным работником; — осуществляемый группой работников; — осуществляемый сторонними лицами

По признаку «ожидаемые последствия» выделены следующие формы внутреннего финансового контроля:

— консультационный (разработка рекомендаций на основе профессионального суждения внутреннего контролера, не предполагает применение мер административного воздействия по результатам контроля);

— санкционный контроль (проведение контрольных мероприятий с применением мер по предотвращению повторных нарушений, включая возможность инициирования мер административного воздействия).

Классификационный признак «привлеченные исполнители» позволяет выделить:

— контроль, осуществляемый отдельным работником (единоличное осуществление контрольных мероприятий внутренним контролером);

— контроль, осуществляемый группой лиц (осуществление контрольных мероприятий комиссией или рабочей группой отдельного структурного подразделения);

— контроль, осуществляемый сторонними лицами (осуществление контрольных мероприятий привлеченным экспертом или должностными лицами внешней организации в рамках аутсорсинга).

Предложенные классификационные признаки форм внутреннего финансового контроля могут применяться в практике контрольной деятельности. Для признака «привлеченные исполнители» при распределении субъектом контроля контрольных полномочий, а также при оценке эффективности контрольного мероприятия; для признака «ожидаемые последствия» при группировке контрольных мероприятий в Журнале учета результатов внутреннего финансового контроля для последующего формирования Отчета о результатах внутреннего финансового контроля.

Резюмируя материал, представленный выше, следует отметить, что проблема смешения понятий «вид» и «форма» контроля в трудах отечественных ученых и нормативно-правовых актах остается актуальной. Формирование научно обоснованной классификации в нормативно-правовых актах и работах исследователей требует раскрытия сущности классифицируемых понятий на основе философской трактовки. На наш взгляд, вид процесса, явления, вещи может иметь разные формы выражения своего содержания.

Предложение о дополнении известных классификационных признаков форм вну-

треннего финансового контроля (объем выборки, информационная база, время совершения контрольных действий, методы проведения) классификационными признаками «ожидаемые последствия» и «привлеченные исполнители» формирует элементы научной новизны и имеет практическую значимость при осуществлении внутреннего финансового контроля.

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

1. Спиридонова Н. Э. Понятие внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении // Международный бухгалтерский учет. 2021. № 6 (480). С. 667683.

2. Григорьев А. В., Самсонов А. Г. Виды, формы и методы финансового контроля, их систематизация // Журнал прикладных исследований. 2021. № 6-5. С. 412418.

3. Коба Е. Е. Классификация форм и видов внутреннего контроля в агропромышленных холдингах // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 3 (234). С. 42-49.

4. Львова И. Г. К вопросу о классификации видов финансового контроля // Вестник Омской юридической академии. 2014. № 4 (25). С. 29-32.

5. Майданевич П. Н., Клименко О. П. Методический подход классификации и оценки качества внутреннего контроля. 2019. № 3. С. 94-104.

6. Хребтова Т. П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 270-286.

7. Пожидаева Т. А. Сравнительная характеристика внешнего (финансового) и внутрихозяйственного контроля за деятельностью организации // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15 (213). С. 40-49.

8. Гварлиани Т. Е., Черемшанов С. В. Исследование методологии финансового // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 4. С. 5-18.

1. Spiridonova N. E. The concept of internal financial control in a budgetary institution // International accounting. 2021. № 6 (480). Р. 667-683.

2. Grigoriev A. V., Samsonov A. G. Types, forms and methods of financial control, their systematization // Journal of Applied Research. 2021. № 6-5. Р. 412-418.

3. Koba E. E. Classification of forms and types of internal control in agro-industrial holdings // Regional economics: theory and practice. 2012. № 3 (234). Р. 42-49.

4. Lvova I. G. On the classification of types of financial control // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2014. № 4 (25). Р. 29-32.

5. Maydanevich P. N., Klimenko O. P. Methodological approach to classification and evaluation of the quality of internal control. 2019. № 3. Р. 94-104.

6. Hrebtova T. P. State financial control: essence, content, types. Herald of the MGLU. Education and pedagogical sciences. 2021. № 1 (838). Р. 270-286._

7. Pozhidaeva T. A. Comparative characteristics of external (financial) and internal control over the activities of the organization // International accounting. 2012. № 15 (213). P. 40-49.

8. Gvarliani T. E., Cheremshanov S. V. Research methodology of financial // Audit and financial analysis. 2003. № 4. P. 5-18.

CLASSIFICATION OF TYPES AND FORMS OF INTERNAL FINANCIAL

Natal'ya E. Spiridonova Voronezh State University Voronezh, Russian Federation ORCID 0000-0003-4492-8524 e-mail spiridonova@vsu.ru

Introduction. Classification of types and forms is important for systematization of knowledge about control, substantiation of control provisions in an economic entity, development of ideas about its possible interpretation, which has a direct impact on practical implementation. Currently, the authors differ in their ideas about the classification of types and forms of internal financial control, and the insufficiency of its legislative regulation leads to an increase in research interest in the implementation of control activities. The purpose of the work is to study the problems of classification of types and forms of internal financial control, as well as to develop proposals that develop theoretical ideas about internal financial control. Methods. The research is based on methods of generalization, systematization, comparative analysis of research materials of domestic scientists and the content of normative legal acts, as well as methods of classification and grouping. Results. The authors systematized approaches to the classification of types and forms of control, including internal financial control. The relationship between the concepts of "type" and "form" is concretized on the basis of a philosophical interpretation. New classification features of forms of internal financial control are proposed, their content and directions of practical application in the implementation of control activities are disclosed. Conclusion. It is concluded that it is necessary to study the essence of the classified categories in the formation of a scientifically based classification of types and forms of internal financial control. The importance of substantiating the directions of practical use in the development of new classification features is noted.

Keywords: type of financial control, form of internal financial control, classification of internal financial control, classification of types and forms, internal financial control

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *