Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита.
Понятие смежных прав впервые было закреплено в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г., далее – Римская конвенция). Оно включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. В ст. 1303 ГК категория смежных прав расширена. К ним отнесены интеллектуальные права:
на результаты исполнительской деятельности (исполнения);
на сообщение в эфир или по кабелю радиои телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);
на содержание баз данных;
на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (права публикатора).
В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав.
К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права. Смежные права сводятся к правомочиям использования своих объектов – исполнений, фонограмм, передач и др., а также распоряжения таковыми посредством их обнародования и передачи исключительных прав на них по договорам.
Рассматривая взаимосвязь авторских и смежных прав, необходимо отметить, что им свойственна «пограничность», проявляющаяся в том, что и авторские, и смежные права вытекают из результатов творческой деятельности: авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства; смежные – с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию.
Существенной особенностью большинства смежных прав являются их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект вообще не является результатом творческой деятельности (например, транслируется спортивное состязание), смежные права носят самостоятельный характер.
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, как и авторских прав, не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и(или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК). Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.
В отношении смежных прав закреплен принцип гражданства. Изготовитель фонограммы должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом; фонограмма должна быть обнародована или ее экземпляры впервые должны публично распространяться на территории РФ. Точно так же организация эфирного или кабельного вещания должна иметь место нахождения на территории Российской Федерации и осуществлять сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
Объекты смежных прав
В соответствии с п. 1 ст. 1304 ГК объектами смежных прав являются:
исполнения артистов-исполнителей и дирижеров;
постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);
сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние и при этом не находящиеся в государственных или муниципальных архивах, – в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.
Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (телеи радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием «исполнение» охватывается также и постановка определенных произведений. Смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.
Передачи организаций эфирного и кабельного вещания – это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании – посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. Однако с учетом многозначности слова «передача» закон более точно назвал объектом охраны «сообщение передачи». В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи результатом не творческой, а чисто технической деятельности, не отражают и какой-либо особой творческой оригинальности их создателей.
Объектами смежных прав являются базы данных, в которых содержится не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов). Данный критерий предоставления правовой охраны не совпадает с критерием, предусмотренным Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных. Последняя использует оценочные категории – произведенные изготовителем базы данных «значительные» качественные и количественные вложения. В условиях отечественного правопорядка такой расплывчатый критерий вряд ли стал бы работоспособным.
Субъекты смежных прав
К субъектам смежных прав относятся:
организации эфирного и кабельного вещания;
изготовители базы данных;
публикаторы произведений науки, литературы и искусства.
Исполнителем или автором исполнения признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. Права исполнителя возникают у артистов-исполнителей, к которым относятся актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом участвуют в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера, а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Следовательно, к исполнителям закон относит не только лиц, которые исполняют произведения, но и лиц, которые могут и не исполнять произведения, но выполняют артистическую работу.
В ряде случаев исполнение осуществляется не единоличным исполнителем, а коллективом исполнителей (оркестром, танцевальной труппой и т.д.).
Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК). При этом следует подчеркнуть, что изготовителями фонограмм являются физические или юридические лица, которые осуществили или заказали первую звуковую запись какого-либо материала. В этом смысле их следует отличать от тех лиц, которые просто изготовили копию звуковой записи.
При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и(или) его упаковке.
Организациями эфирного и кабельного вещания являются радио и телевизионные станции, которые осуществляют трансляцию передач по воздуху или по проводам (ст. 1329 ГК). Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц. Это могут быть государственные или частные организации.
Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и(или) его упаковке. Его смежное исключительное право признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение.
Смежное право публикатора произведения науки, литературы и искусства в соответствии со ст. 1337 ГК распространяется на произведения, перешедшие в общественное достояние в связи с истечением срока действия авторско-правовой охраны или находящиеся в общественном достоянии в силу того, что во времена, когда произведение было создано, авторско-правовой охраны попросту не существовало.
Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование такого произведения науки, литературы или искусства, признается публикатором и наделяется исключительным смежным правом на произведение, включающим большинство правомочий по использованию произведения, которыми обладает автор. Смысл данного института состоит в том, чтобы определенным образом вознаградить того, кто смог вернуть к жизни давно забытые или неизвестные произведения и тем самым пополнить культурное наследие.
Субъектами смежных прав являются также правопреемники, в том числе наследники прав исполнителей.
Права исполнителя
Исполнителю, в том числе режиссеру-постановщику и дирижеру, в отношении его исполнения или постановки принадлежат:
исключительное право на исполнение;
право авторства – право признаваться автором исполнения;
право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения;
в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК, право на указание наименования коллектива исполнителей (кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей);
право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.
Под использованием исполнения понимается:
его сообщение в эфир или по кабелю для всеобщего сведения;
ее воспроизведение (в том числе запись в память ЭВМ) путем изготовления одного и более экземпляров фонограммы либо ее части;
распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров (копий) на любом материальном носителе;
доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к ней из любого места и в любое время по собственному выбору;
публичное исполнение записи (путем ее сообщения с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи);
прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.
Права изготовителя фонограммы
Изготовителю фонограммы принадлежат:
исключительное право на фонограмму;
право на указание на экземплярах фонограммы и(или) их упаковке своего имени или наименования;
право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
право на обнародование фонограммы, т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом.
Под использованием фонограммы понимается:
публичное исполнение, т.е. любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
сообщение в эфир или по кабелю для всеобщего сведения (независимо от ее фактического восприятия публикой);
доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору;
воспроизведение (изготовление одного и более экземпляра) фонограммы или части фонограммы (в том числе запись в память ЭВМ);
распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или ее экземпляров (копий фонограммы на любом материальном носителе);
импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения;
прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
Право организаций эфирного и кабельного вещания
Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио или телепередачи), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1330 ГК. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио или телепередачи. Исключительное право организации вещания может заключаться в предоставлении прав на использование ее передач, в частности, другими организациями вещания, а также в запрете третьим лицам использовать созданные ею передачи.
Под использованием сообщения радио или телепередачи (вещания) понимается:
запись сообщения радио или телепередачи с помощью технических средств, позволяющая осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
воспроизведение записи сообщения радио или телепередачи (изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио или телепередачи либо ее части, в том числе путем записи в память ЭВМ);
распространение сообщения радио или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио или телепередачи;
ретрансляция, т.е. сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;
доведение сообщения радио или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору;
публичное исполнение, т.е. любое сообщение радио или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.
Право изготовителя базы данных
Изготовителю базы данных принадлежат исключительное право, а также право на указание на экземплярах базы данных и(или) их упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК).
Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом. Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя (кроме случаев, предусмотренных ГК
Право публикатора произведения науки, литературы или искусства
Публикатору принадлежат исключительное право на обнародованное им произведение и право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (п. 1 ст. 1338 ГК). Право на имя, будучи правом личным, является бессрочным и охраняется за публикатором даже в случае отчуждения им другому лицу (например, издательству) исключительного права на обнародование произведения.
Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Авторам и иным правообладателям предоставлен достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Защита исключительных авторских и смежных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требований о признании права (подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК). К данному способу защиты прибегают, когда наличие у лица как исключительного, так и личного неимущественного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется угроза таких действий. Однако он может быть использован и в случае отрицания охраноспособности произведения как такового, например, в силу его нетворческого характера.
В качестве другого способа защиты авторских и смежных прав ст. 1252 ГК называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данное требование предъявляется к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним. Оно может быть заявлено как в совокупности с иными средствами защиты, так и самостоятельно.
Наиболее действенным и востребованным практикой является такой способ защиты авторских и смежных прав, как возмещение убытков. Требование о возмещении убытков предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.
По смыслу ст. 1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему материального ущерба является возмещение убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК). В качестве примера реального ущерба можно назвать произведенные истцом расходы на устранение искажений и иного посягательства на неприкосновенность произведения либо на восстановление материальных носителей произведения, которые повреждены или уничтожены нарушителем авторского права. В сфере защиты авторских и смежных прав потерпевшие часто сталкиваются с упущенной выгодой, которая могла быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации принадлежащих ему исключительных прав.
Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, п. 3 ст. 1252 ГК предоставляет потерпевшему возможность требовать компенсации понесенных убытков. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных законом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости, либо в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом.
К способам защиты авторских и смежных прав относятся также требования об изъятии материального носителя – оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Такие объекты по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации. Указанное требование предъявляется к изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю такого оборудования.
К нарушителю исключительного права может быть предъявлено требование о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Такое требование может предъявляться в случае нарушения как исключительных, так и личных неимущественных прав (п. 1 ст. 1251 ГК).
В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется также путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 152 ГК.
Тема 2. Авторские и смежные права
Примечание. Гиперссылки на НПА приведены по состоянию на январь 2022 г. Используйте функцию «Перейти в действующую редакцию».
Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений науки, литературы и искусства и иных правообладателей.
Смежные права охраняют интересы исполнителей, производителей фонограмм, изготовителей баз данных, а также произведений науки, литературы и искусства (в части охраны прав публикаторов таких произведений).
Автор и авторские права
Гражданский кодекс в ст. 18 дает понятие "Содержание правоспособности граждан" и определяет способность обладать правами авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности как составляющую правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью.
Срок действия авторского права заканчивается только по истечении 70 лет после смерти автора. Не имеют срока действия право авторства, право на неприкосновенность произведений и право на имя. Когда истекает срок авторского права, произведение становится общественным достоянием.
Основным документом, регулирующим отношения по поводу использования произведений, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ.
Одним из основных международных принципов авторского права является презумпция авторства. В российском законодательстве эта презумпция закреплена в ст. 1257 ГК РФ — автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
В силу презумпции авторства право авторов (истцов) может быть оспорено только путем подачи соответствующего иска, призванного восстановить права лица, которое является автором произведения.
Автором может быть только физическое лицо или несколько физических лиц, если произведение создано их совместным творческим трудом. Автором не может быть организация, юридическое лицо или государственный орган.
Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1259 ГК РФ).
К формальностям относится, в частности, регистрация произведения в государственном или ином компетентном органе, его депонирование.
Любой автор может столкнуться с необходимостью доказательства того, что именно он является автором произведения. Депонирование — это оперативный способ защиты своего авторского права.
Заключается он в том, что автор может сохранить свое произведение на сервисе, который предоставляет услуги по депонированию. Например IREG (ООО "Платформа Технологий").
Алгоритм простой: автор регистрируется на сервисе под своим именем, регистрирует произведение: указывает название, описание и загружает на сервис файл с произведением. Затем он получает свидетельство о регистрации авторского права, подтверждающее, что система приняла на хранение в защищённый депозитарий файл, который будет хранить 70 лет.
Депонирование произведения является добровольной, не предусмотренной законом процедурой, с которой закон не связывает наступление каких-либо последствий. Депонирование лишь подтверждает существование в определенный момент времени экземпляра определенного произведения.
Вся совокупность авторских прав может быть разделена на несколько групп (см. рис.).
Автору произведения принадлежат следующие неимущественные права:
- исключительное право на произведение;
- право авторства;
- право автора на имя;
- право на неприкосновенность произведения;
- право на обнародование произведения.
Помимо личных неимущественных прав автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом — эти права именуются имущественными правами. Именно эти права дают возможность автору получать материальную выгоду от своего произведения.
Исключительные права автора на использование произведения означают право на:
- воспроизведение;
- распространение;
- импорт;
- публичный показ (исполнение);
- передачу в эфир;
- сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
- ретрансляцию;
- переработку;
- доведение до всеобщего сведения;
- модификацию программы ЭВМ или базы данных.
В определении "Автор произведения" дается еще одно ключевое понятие — творчество.
Творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — это уникальность его результата.
Подразумевается, что такая деятельность не должна осуществляться по какому-либо известному алгоритму. Однако авторским правом охраняются и результаты деятельности, при создании которых происходит соблюдение формальных алгоритмов их получения.
Например фотография. Охрана фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотоснимков, но алгоритм получения фотографии при помощи фотоаппарата примерно одинаков. Можно сделать вывод, что авторские права на фотографические произведения относятся к объектам авторских прав, независимо от того, сделаны они профессионалом или любителем, высокотехнологичной камерой или камерой мобильного телефона.
Автор и авторские права
Так что же такое объект авторского права? Объектом авторского права является произведение.
В соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются следующие произведения науки, литературы и искусства:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения.
Для авторского права главным является то, что произведение должно быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной или иной другой форме.
Статья 1259 ГК РФ определяет, на что не распространяется авторское право. Это:
- идеи;
- методы;
- процессы;
- системы;
- способы;
- концепции;
- принципы;
- открытия;
- факты;
- факты решения технических, организационных и иных задач;
- языки программирования.
Кроме того, существует перечень объектов, которые не являются объектами авторских прав, так как их невозможно отнести к произведениям. Это:
- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законы, судебные решения и т.д.);
- государственные символы и знаки (флаги, гербы и т.д.);
- произведения народного творчества (фольклор);
- сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (сообщения о новостях дня, расписание движения транспортных средств и т.д.).
Авторское право защищает только форму как таковую, но не содержание.
Например, автор написал роман, сюжетом которого является деятельность двух крупных юридических фирм-конкурентов и борьба за монополию на рынке юридических услуг.
Без разрешения автора никто не имеет права копировать текст романа, распространять его полностью или частями, переводить роман на другие языки и т.д.
При этом автор не может запретить другим лицам написать другие романы о конкуренции между собой юридических фирм, так как сюжет романа будет относиться к категории идеи, которая не охраняется авторским правом.
Произведения могут также создаваться в соавторстве, то есть творческим совместным трудом нескольких лиц.
Соавторство может быть раздельным, то есть свой автор у каждой части общего произведения, и нераздельным, когда участие соавторов не разделяется.
При этом произведение может состоять из имеющих самостоятельное значение частей. Например, слова и музыка песни, которые написаны в соавторстве поэтом и композитором, или учебники по юридическим дисциплинам, когда каждый раздел подразумевает определенное направление права и написан разными специалистами.
Как пример нераздельного соавторства — писатели И. Ильф и Е. Петров и их романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"; они не выделяют свои части в едином произведении.
ГК РФ предусмотрен порядок реализации прав соавторов (п. 4 ст. 1228, ст. 1258 ГК РФ). Общий принцип состоит в том, что право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами.
В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.
В авторском праве существует понятие "служебное произведение" — это такое произведение, которое создано работником в пределах установленных для работника трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ).
Большинство людей осуществляют свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым законодательством. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, а это означает, что работник сам не может использовать по своему усмотрению созданное им служебное произведение. Такое использование работником служебного произведения возможно, если это предусмотрено трудовым договором.
Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).
Работник как автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения, выплата которого должна быть закреплена в трудовом договоре. Ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные произведения законодательством не определены.
Объекты и субъекты смежных прав
Объектом смежных прав являются исполнения исполнителей (актеров, певцов, музыкантов), постановки, фонограммы, базы данных, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Субъектами смежных прав являются (см. рис.): исполнитель, изготовитель фонограммы, изготовитель базы данных, публикатор произведения, организация эфирного или кабельного вещания.
Исполнителем (ст. 1313 ГК РФ) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества.
Изготовителем фонограммы (ст. 1322 ГК РФ) признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.
Изготовителем базы данных (ст. 1333 ГК РФ) признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.
Публикатором (ст. 1337 ГК РФ) признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
Организация эфирного или кабельного вещания (ст. 1329 ГК РФ) — юридическое лицо, которое сообщает в эфир или по кабелю (осуществляет вещание) радио- и телепередачи.
ГК РФ различает два вида договоров, посредством которых можно распорядиться исключительным правом (см. рис.).
Коллективное управление авторскими и смежными правами
Как правило, любое коммерческое использование авторского произведения должно быть согласовано с правообладателем, но такая возможность есть не всегда. А для организаций телевизионного и радиовещания, сетевых информационных ресурсов это становится невозможной задачей, так как они используют сотни произведений.
В условиях развития современных технологий коллективное управление авторскими и смежными правами становится одним из самых важных способов их реализации.
Схема коллективного управления правами дает возможность вместо заключения договоров со множеством авторов или иных правообладателей заключать договоры со специализированной организацией. Такие организации представляют интересы и осуществляют управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, защищают права авторов, суммируют и затем выплачивают полученное от пользователей вознаграждение отдельным правообладателям (авторам, исполнителям и т.д.).
Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов и иных правообладателей в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным.
Основанием полномочий таких организаций является договор о передаче полномочий по управлению правами, который заключается между организацией и правообладателем.
В РФ к организациям в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, которые имеют государственную аккредитацию, относятся:
- Российское Авторское Общество (РАО);
- Некоммерческое партнерство "УПРАВИС";
- Российский Союз Правообладателей (РСП);
- Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).
Все перечисленные организации обеспечивают заключение лицензионных договоров с пользователями, осуществляют сбор и выплаты вознаграждения правообладателям, осуществляют защиту прав, переданных им в управление.
Российское Авторское Общество занимается:
- управлением исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
- осуществлением прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения.
Некоммерческое партнерство "УПРАВИС" осуществляет управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Российский Союз Правообладателей осуществляет права авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности осуществляет:
20. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
4) базы данных (материалы, составляющие их содержание);
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Субъектами смежных прав являются: 1. Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. После смерти исполнителя исключительное право на установленный срок переходит к его наследникам. 2. Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Согласно установленной Гражданским кодексом презумпции, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, пока не доказано иное. Исключительное право изготовителя фонограммы переходит к его наследникам или иным правопреемникам в пределах установленных сроков действия. 3. Организация эфирного или кабельного вещания – юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). 4. Изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. 5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.
Читайте также
27. Способы защиты авторских и смежных прав
27. Способы защиты авторских и смежных прав Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют
34. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
34. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в
24. Объекты и субъекты лизинга
24. Объекты и субъекты лизинга Объект лизинга – любые неупотребляемые вещи, применяемые для бизнеса, кроме земельных участков и прочих природных объектов.Следовательно, лизинговым имуществом, могут выступать объекты со свободным обращением на рынке. Ими могут быть
19. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ СМЕЖНЫХ ПРАВ
19. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ СМЕЖНЫХ ПРАВ Смежные права в соответствии с ч. 4 ГК выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности.Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты
20. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
20. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ Объектами смежных прав являются1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с
24. ПРАВО ПУБЛИКАТОРА. СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ
24. ПРАВО ПУБЛИКАТОРА. СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ Публикатору принадлежат неимущественные права и исключительное право публикатора на обнародованное им произведение.Объект прав публикатора – это произведение, которое могло быть признано объектом
25. СРОК ДЕЙСТВИЯ СМЕЖНЫХ ПРАВ
25. СРОК ДЕЙСТВИЯ СМЕЖНЫХ ПРАВ Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в
26. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
26. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ При защите смежных прав допускается использование технических средств – любых технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к объекту смежных прав, предотвращающих либо ограничивающих возможность
Sum IP
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
Субъекты смежных прав
В статье «Субъекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете о лицах, которым принадлежат различные интеллектуальные права в сфере права, смежного с авторским. Статья будет полезна в первую очередь певцам, актерам, танцорам, другим исполнителям, так как именно они чаще всего и выступают правообладателями смежных прав. Кроме того, статью «Субъекты смежных прав» будет полезно прочесть тем, кто теми или иными способами использует исполнения и иные объекты смежных прав.
Если у Вас возникнут вопросы по тексту, пожалуйста, присылайте их на наш почтовый ящик info@sumip.ru. Ни одно сообщение мы не оставляем без внимания.
1. Субъекты смежных прав: понятие
Субъекты смежных прав – это лица, которым принадлежат интеллектуальные права на объекты прав, смежных с авторскими.
Лицо может стать субъектом смежных прав на основании закона, договора, в результате наследования смежных прав умерших граждан или реорганизации юридических лиц. Первоначально субъекты смежных прав – это всегда лица, которые создали в результате самостоятельного труда один из пяти возможных объектов смежных прав. В отличие от субъектов авторского права, первоначальными субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Последующие (производные) субъекты смежных прав – это лица, к которым смежные права перешли в силу различных юридических фактов, как правило, в результате заключения договора.
Так как смежные права включают несколько категорий прав (подробно об этом написано в главе Права, смежные с авторскими: основные положения), у одного объекта смежных прав может быть несколько субъектов. Например, личные неимущественные права исполнителя всегда принадлежат только ему самому, однако исключительное право может принадлежать работодателю исполнителя или приобретателю по договору об отчуждении исключительного права.
Кроме того, субъекты смежных прав могут быть правообладателями одного объекта. Такая ситуация возможна, когда в создании объекта интеллектуальной собственности принимало участие несколько субъектов, например, театральный коллектив. В таком случае каждый участник коллектива совместно с другими обладает исключительным правом. Впрочем, в большинстве случаев в силу трудовых отношений или договора об отчуждении исключительного права исключительное право переходит к одному лицу .
2. Виды субъектов смежных прав
Виды субъектов смежных прав представлены на схемах. На схеме №1 виды субъектов смежных прав классифицированы в зависимости от вида смежных прав. На схеме №2 субъекты смежных прав изображены в в зависимости от вида охраняемого результата интеллектуальной деятельности, который они создали. Ниже будет более подробно рассказано о каждом из них.
1) Правообладатель – это лицо, которому принадлежит исключительное право использования объекта смежных прав. Именно правообладатель вправе разрешать и запрещать другим лицам использование объекта смежных прав, поэтому именно с правообладателем следует заключать лицензионные и иные договоры.
2) Субъекты личных неимущественных прав – исполнители, режиссеры-постановщики и дирижеры.
3) Субъекты иных смежных прав – лица, которые вправе требовать указания своего имени или наименования на экземплярах объектов смежных прав.
4) Правопреемники – это субъекты смежных прав, к которым права перешли на основании договора или в силу иных юридических фактов. В первую очередь, к этой группе субъектов смежных прав относятся наследники правообладателей.
3. Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров
Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров возникают в силу создания исполнения какого-либо произведения (музыкального, литературного, драматургического и т.д.). Интеллектуальные права исполнителей начали охраняться раньше всех по сравнению с другими субъектами смежных прав.
Исполнитель – это физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение. Закон не содержит исчерпывающего перечня исполнителей, но чаще всего такие субъекты смежных прав это:
- актеры
- певцы
- музыканты
- танцоры
- цирковые артисты
- иные исполнители. Например, исполнителями будут являться и некоторые спортсмены, например, фигуристы. На исполненные ими соревновательные программы также действуют смежные права.
Режиссер-постановщик – это физическое лицо, которое осуществило постановку театрального, циркового, эстрадного или иного зрелищного представления.
Дирижер – это субъект смежных прав, которое руководит исполнением музыкального произведения коллективом исполнителей .
4. Изготовители фонограмм
Субъекты смежных прав не ограничены только исполнителями. На международном и национальном уровне смежные права признаются и за изготовителями фонограмм.
Изготовитель фонограммы – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись каких-либо звуков. Изготовитель фонограммы создает материальный объект – фонограмму, которая и охраняется правом интеллектуальной собственности. При этом запись не обязательно должна содержать произведение (объект авторского права ) . Смежные права распространяются и на запись звуков природы, звуков, созданных автоматически с помощью компьютерной техники, и так далее .
5. Организации эфирного и кабельного вещания
Организация эфирного или кабельного вещания (вещательная организация) — это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.
Если говорить о российских вещательных организациях, их деятельность должна соответствовать законодательству о СМИ. Статья 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что теле- и радиовещание осуществляется организациями на основе лицензии, выдаваемой Роскомнадзором. Следовательно, такие субъекты смежных прав, как вещательные организации, должны соблюдать требования законодательства о СМИ, чтобы иметь возможность осуществлять смежные права .
6. Изготовители баз данных
Изготовитель базы данных – это физическое или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.
В приведенном примере следует обратить внимание на слово «организовавшее», которое значит, что изготовитель – это не обязательно лицо, которое непосредственно осуществляло сбор, обработку и расположение материалов базы данных. Для выполнения этой работы изготовитель базы данных, как правило, привлекает других лиц, не обязательно работающих по трудовому договору. Однако все эти лица – это не субъекты смежных прав, так как. они не осуществляют инвестиции в изготовление базы данных, а лишь выполняют работу по заказу будущего правообладателя исключительного права .
7. Публикаторы
Публикаторы – это субъекты смежных прав, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
Смежные права публикаторов возникают и подлежат защите в силу того, что публикатор осуществляет работу по поиску произведений, которые ранее не были обнародованы, и выпускает их в свет. Тем самым поощряется сохранение и доведение до публики культурного наследия.
В соответствии с Гражданским кодексом публикатором может быть только физическое лицо (гражданин). Причины введения такой нормы сложно объяснить, ведь деятельность публикатора не обладает признаками творчества, а обнародование произведений или организация обнародования, как правило, осуществляется издательствами. Почему законодатель решил не наделять смежными правами публикаторов таких субъектов, как юридические лица, остается загадкой.
Полезные ссылки по теме «Субъекты смежных прав»:
1.Параграф из учебника М.А.Волковой
2. Оригинальная статья о субъектах смежных прав.
3. Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.