Основные понятия и определения в области стандартизации
Стандартизация возникла в глубокой древности. К ее первым проявлениям можно отнести письменность, летоисчисление, системы счета, денежные единицы, единицы мер и весов.
С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования.
В эпоху Возрождения с развитием экономических связей между государствами начинает широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.
В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 году 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки.
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссии входила тщательная проверка качества экспортируемого сырья.
В 1925 году был создан первый центральный орган по стандартизации – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Была введена категория стандартов – ОСТ (общесоюзный стандарт).
В 1940 году вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория – государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ).
Выдающимся событием в истории стандартизации явилась принятие в 1993 году Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей по средствам разработки и применения нормативных документов.
Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
единый технический язык;
унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
систему классификаторов технико-экономической информации;
-достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования (рисунок 1)
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ (НД). Применение НД — способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ — средство стандартизации.
Рисунок 1- Объекты стандартизации
Стандарты устанавливаются на:
материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;
нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера.
Объем работ по стандартизации на предприятии зависит от:
— масштабов производства и кооперирования
номенклатуры и сложности выпускаемой продукции, степени ее новизны и интенсивности изменения;
статуса службы стандартизации предприятия и возлагаемыхна нее задач.
Основные элементы и категории действующей системы стандартизации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2-Элементы и категории стандартизации
В зависимости от формы руководства стандартизацией и сферы действия стандартов различают государственную, национальную и международную стандартизацию.
Государственная стандартизация — форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Национальная стандартизация проводится в масштабе государства без государственной формы руководства.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, широко используются:
— отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли (под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготавливающих определенные виды продукции);
-республиканская стандартизация, проводимая в республике в целях установления требований и норм на продукцию, не охваченную государственной или отраслевой стандартизацией;
-местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.
Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно-технической документации по стандартизации — стандартов и технических условий.
Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Сегодня в России существует около 22 тысяч стандартов, регулирующих в обязательном порядке более 80 % потребительских товаров. Только 37 % отечественных стандартов гармонизированы с международными эталонами, тогда как в Германии и Великобритании этот показатель составляет 70 %.
Концепция реформирования законодательства в области стандартизации и подтверждения соответствия, а также законопроект «Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия» предполагали сокращение количества обязательных стандартов до 300-400 единиц.
Организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях экономики страны определяются Государственной системой стандартизации.
Необходимость гармонизации законодательных и нормативных актов стандартизации в России в соответствии с международной практикой привела к созданию национальной системы стандартизации, регламентированной ФЗ «О техническом регулировании».
Национальная система стандартизации (НСС) призвана обеспечить баланс интересов государства, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность продукции и производства в российской экономике, создать условия для повышения качества продукции, работ и услуг. Ее основное отличие от ГСС заключается в изменении статуса с государственного на добровольный.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» НСС отражает как обязательные государственные требования, так и добровольно соблюдаемые.
Целью принятия технических регламентов (ТР) является установление обязательных требований к объектам технического регулирования, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, представителей флоры и фауны, окружающей среды, а также имущества субъектов (юридических и физических лиц). Такие требования содержат совокупность физико-химических показателей и норм технического характера, специфика которых определяется особенностями продукции или процесса.
Другая цель ТР — предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя, — достигается включением в ТР мер, обеспечивающих предоставление актуальной и достоверной информации, в частности правил подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, содержания маркировки и др.
Технический регламент– документ, который является носителем обязательных требований.
В ТР могут включаться требования, обеспечивающие не только безопасность, но и единство измерений, терминов, упаковки и маркировки, правила идентификации объекта и оценки соответствия.
Закон «О техническом регулировании» оговаривает требования, которые не включаются в ТР:
-требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР;
-требования к продукции, причиняющей вред здоровью или жизни людей в результате накопления вредных факторов, в процессе долгого использования этой продукции, когда невозможно определить степень риска.
При определении видов ТР применен подход ГСС РФ, которая предусматривала осуществление государственных стандартов в общетехнических требованиях, действие которых распространялось на определенные виды однородной продукции или процессов и стандартах на конкретную продукцию. В настоящее время требования к конкретной продукции или процессу определяются совокупностью требований общих и специальных ТР, которые на нее распространяются.
Предметом регулирования специальных технических регламентов могут быть только особенности отдельных объектов, не охваченных требованиями общих ТР.
Структура обязательных требований не включает требований для обеспечения технической совместимости и взаимозаменяемости продукции, что может осложнить возможности использования продукции по назначению. Поэтому данные требования должны быть установлены в национальном стандарте.
Национальный стандарт (НС), играя роль рекомендаций, является тем не менее документом, разработанным по правилам, установленным государством. Поэтому несмотря на негосударственный статус этого документа, он возможен к применению на всей территории России.
Существуют два вида НС — предусматривающие требования по содействию соблюдения требований ТР и предусматривающие иные требования, соответствующие другим целям стандартизации, что может быть охарактеризовано как установление прогрессивных требований к продукции.
НС выступает как основа для разработки ТР и является документом федерального значения в области стандартизации. За основу НС, в свою очередь, возможно принять международные стандарты, если Россия такой стандарт не отрицает и он не вступает в противоречие с природно-географическими особенностями, а также спецификой технико-технологического уровня производства.
К документам в области стандартизации в РФ относят:
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
Правила стандартизации охватывают вопросы построения, изложения, оформления, учета и изменения НС. В основном это вопросы технического характера, например порядок отражения в стандартах организаций показателей национальных стандартов, место и способ обозначения показателей, номенклатура показателей, применение знака соответствия.
Классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — документы, направленные на достижение целей стандартизации. Классификации должны обеспечить информационную совместимость во всех областях деятельности. Поэтому классификаторы имеют статус обязательных документов. Основными объектами классификации являются виды экономической деятельности, продукция, предприятия, организации, профессии, услуги и т.п.
Стандарт организации (СТО) заменил стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В отличие от НС СТО является локальным нормативно-правовым актом, обязательным для работников утвердившей его организации. СТО включает требования к продукции, которые не установлены в ТР и являются договорными (т.е., как правило, выше, чем в ТР).
СТО — это документ, в котором юридически закреплены правовые требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения Деятельности организации в области технического регулирования.
Виды стандартизации
Государственная стандартизация – форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Национальная стандартизация проводится в масштабе государства без государственной формы руководства.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли. Под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготавливающих определенные виды продукции;
Местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.
В зависимости от последующего влияния на развитие экономики и промышленности можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:
Стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства;
Опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;
Комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Основанная на системном подходе, комплексная стандартизация создает благоприятные условия для планомерного развития соответствующих отраслей промышленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .
Содержательные аспекты стандартизации, метрологии и сертификации
Стандартизация: сущность, концепция, система мероприятий
Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
- — единый технический язык;
- — унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
- — типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
- -систему классификаторов технико-экономической информации;
- -достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования (рис. 3.1) [1] .
Рис. 3.1. Классификация объектов стандартизации
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ (НД). Применение НД — способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ — средство стандартизации.
Стандарты устанавливаются на:
- — материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;
- — нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера.
Объем работ по стандартизации на предприятии зависит от:
— масштабов производства и кооперирования;
- — номенклатуры и сложности выпускаемой продукции, степени ее новизны и интенсивности изменения;
- — статуса службы стандартизации предприятия и возлагаемых на нее задач.
Основные элементы и категории действующей системы стандартизации представлены на рис. 3.2 [2] .
В зависимости от формы руководства стандартизацией и сферы действия стандартов различают государственную, национальную и международную стандартизацию.
Государственная стандартизация — форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Национальная стандартизация проводится в масштабе государства без государственной формы руководства.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, широко используются:
- -отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли (под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготавливающих определенные виды продукции);
- -республиканская стандартизация, проводимая в республике в целях установления требований и норм на продукцию, не охваченную государственной или отраслевой стандартизацией;
- -местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.
Рис. 3.2. Основные элементы и категории действующей системы стандартизации
В зависимости от последующего влияния на развитие народного хозяйства можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:
- -стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства;
- — опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;
- -комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам (примерами объектов комплексной стандартизации являются аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п.); основанная на системном подходе, комплексная стандартизация создает благоприятные условия для планомерного развития соответствующих отраслей промышленности.
Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно-технической документации по стандартизации — стандартов и технических условий.
Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно- методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:
- -снижение себестоимости производства стандартной продукции;
- -увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
- — рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
- -уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.
Сегодня в России существует около 22 тысяч стандартов, регулирующих в обязательном порядке более 80 % потребительских товаров. Только 37 % отечественных стандартов гармонизированы с международными эталонами, тогда как в Германии и Великобритании этот показатель составляет 70 %.
Концепция реформирования законодательства в области стандартизации и подтверждения соответствия, а также законопроект «Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия» предполагали сокращение количества обязательных стандартов до 300-400 единиц.
Из всего изложенного следует, что, несмотря на определенные меры, принимаемые органами государственной власти, проблема внедрения систем международных стандартов, без которых невозможны цивилизованные рыночные отношения, остается весьма серьезной и сильно обостряется в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Во многом это обусловлено отсутствием экономических рычагов воздействия на предприятия в целях проведения сертификации производства на соответствие требованиям международных стандартов в области охраны окружающей среды.
Между тем современная система международных стандартов строится на основе общих подходов, которые делают их совместимыми. Например, ГОСТы Р ИСО 9001:96 и 14001:98 согласованы в интересах сообщества пользователей.
До 1 июля 2003 г. отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались Законом РФ «О стандартизации». После вступления в действие ФЗ «О техническом регулировании» в понятие стандартизации внесены принципиальные изменения по характеру и направленности этой деятельности, а именно исключены обязательность стандартизации и ее ориентация на обеспечение безопасности объектов и качества продукции, работ и услуг.
Таким образом, в соответствии с новым местом стандартизации в условиях рыночной экономики ФЗ дает следующее определение.
Стандартизация — деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях экономики страны определяются Государственной системой стандартизации.
С 1992 г. в России была введена в действие Государственная система стандартизации (ТСС), представляющая собой единый комплекс органов стандартизации, правил и положений, методов проведения работ по стандартизации, порядок формирования организационно-технической документации и организацию контроля за внедрением и соблюдением утвержденных государственных стандартов. Ее целью было усиление роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышение качества продукции, работ и услуг и, как следствие, экономической эффективности производства. Но изменение уклада российской экономики в настоящий момент не позволяет системе стандартизации обеспечить требуемые темпы роста промышленного производства и внедрения в экономику достижений научно-технического прогресса. Сложились предпосылки реформирования системы, такие как:
- — изменения в административной системе;
- — появление открытых рынков товаров и услуг;
— глобализация торговых отношений и создание единого экономического пространства.
Таким образом, необходимость гармонизации законодательных и нормативных актов стандартизации в России в соответствии с международной практикой привела к созданию национальной системы стандартизации, регламентированной ФЗ «О техническом регулировании».
Национальная система стандартизации (НСС) призвана обеспечить баланс интересов государства, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность продукции и производства в российской экономике, создать условия для повышения качества продукции, работ и услуг. Ее основное отличие от ГСС заключается в изменении статуса с государственного на добровольный.
Добровольность стандартизации не означает отсутствие государственного регулирования, поскольку это вид деятельности государственного характера согласно п. «р» ст.71 Конституции РФ.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» НСС отражает как обязательные государственные требования, так и добровольно соблюдаемые. Объектами стандартизации являются: продукция (в том числе работы и услуги), процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также методы, термины, нормы и правила.
Целью принятия технических регламентов (ТР) является установление обязательных требований к объектам технического регулирования, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, представителей флоры и фауны, окружающей среды, а также имущества субъектов (юридических и физических лиц). Такие требования содержат совокупность физико-химических показателей и норм технического характера, специфика которых определяется особенностями продукции или процесса.
Другая цель ТР — предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя, — достигается включением в ТР мер, обеспечивающих предоставление актуальной и достоверной информации, в частности правил подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, содержания маркировки и др.
В ТР могут включаться требования, обеспечивающие не только безопасность, но и единство измерений, терминов, упаковки и маркировки, правила идентификации объекта и оценки соответствия.
Закон «О техническом регулировании» оговаривает требования, которые не включаются в ТР:
- -требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР;
- -требования к продукции, причиняющей вред здоровью или жизни людей в результате накопления вредных факторов, в процессе долгого использования этой продукции, когда невозможно определить степень риска.
При определении видов ТР применен подход ГСС РФ, которая предусматривала осуществление государственных стандартов в общетехнических требованиях, действие которых распространялось на определенные виды однородной продукции или процессов и стандартах на конкретную продукцию. В настоящее время требования к конкретной продукции или процессу определяются совокупностью требований общих и специальных ТР, которые на нее распространяются.
Предметом регулирования специальных технических регламентов могут быть только особенности отдельных объектов, не охваченных требованиями общих ТР.
Структура обязательных требований не включает требований для обеспечения технической совместимости и взаимозаменяемости продукции, что может осложнить возможности использования продукции по назначению. Поэтому данные требования должны быть установлены в национальном стандарте.
Национальный стандарт (НС), играя роль рекомендаций, является тем не менее документом, разработанным по правилам, установленным государством. Поэтому несмотря на негосударственный статус этого документа, он возможен к применению на всей территории России.
Существуют два вида НС — предусматривающие требования по содействию соблюдения требований ТР и предусматривающие иные требования, соответствующие другим целям стандартизации, что может быть охарактеризовано как установление прогрессивных требований к продукции.
НС выступает как основа для разработки ТР и является документом федерального значения в области стандартизации. За основу НС, в свою очередь, возможно принять международные стандарты, если Россия такой стандарт не отрицает и он не вступает в противоречие с природно-географическими особенностями, а также спецификой технико-технологического уровня производства.
К документам в области стандартизации в РФ относят:
- — национальные стандарты;
- -правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- — классификации и общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации;
- — стандарты организаций.
Правила стандартизации охватывают вопросы построения, изложения, оформления, учета и изменения НС. В основном это вопросы технического характера, например порядок отражения в стандартах организаций показателей национальных стандартов, место и способ обозначения показателей, номенклатура показателей, применение знака соответствия.
Классификации и общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации — документы, направленные на достижение целей стандартизации. Классификации должны обеспечить информационную совместимость во всех областях деятельности. Поэтому классификаторы имеют статус обязательных документов. Основными объектами классификации являются виды экономической деятельности, продукция, предприятия, организации, профессии, услуги и т.п.
Стандарт организации (СТО) заменил стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В отличие от НС СТО является локальным нормативно-правовым актом, обязательным для работников утвердившей его организации. СТО включает требования к продукции, которые не установлены в ТР и являются договорными (т.е., как правило, выше, чем в ТР).
СТО — это документ, в котором юридически закреплены правовые требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в области технического регулирования.
Содержание СТО обозначено в ФЗ «О техническом регулировании» понятием «стандарт». В стандарте не могут быть установлены требования, которые относятся к категории обязательных и требуют одинакового регулирования в масштабах всей страны. Суть СТО определяется целями и принципами стандартизации, необходимостью совершенствования производства и обеспечения качества продукции.
СТО не являются элементами НСС, а потому включают договорные требования к продукции, работам и услугам. В этой связи они могут использоваться для установления:
Стандартизация и процесс стандартизации.
Стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в том числе представителей органов власти, представителей организаций по разработке стандартов, представителей промышленности и прочие заинтересованные стороны.
В настоящее время практически нет экономической деятельности, которая частично или полностью не отражалась бы в процессе стандартизации. Всемирное признание стандартизации тесно связано с экономической глобализацией и трансформацией процессов регулирования на национальном, региональном и международном уровнях.
Стандартизация помогает сократить, упростить и упорядочить вопросы, которые могут стать разнообразными, сложными и хаотичными, если их не контролировать. Это процесс разработки, выпуска и внедрения стандартов. Стандартизация создает ценность на многих уровнях. Результатом процесса стандартизации является создание стандартов.
Массовое производство стало возможным только благодаря стандартизации.
Процесс стандартизации часто определяется как степень формализации и соблюдения рабочих правил, политик и операционных процедур.
Стандартизация — это деятельность по установлению и регистрации ограниченного набора решений фактических или потенциальных проблем согласования, направленных на выгоду для стороны или сторон, участвующих в балансировании их потребностей? намерении и ожидании того, что эти решения будут многократно или непрерывно использоваться в течение определенного периода значительным числом сторон, для которых они предназначены.
Стандартизация также определяется как деятельность по установлению, с учетом фактических или потенциальных проблем, положений для общего и многократного использования, направленных на достижение оптимальной степени порядка в данном контексте. Важными преимуществами стандартизации являются повышение пригодности продуктов (включая услуги) и процессов для их предполагаемого использования, предотвращение торговых барьеров и содействие технологическому сотрудничеству.
Стандартизацию можно охарактеризовать как «деятельность по установлению стандарта». Стандартизация в различных стандартах подчиняется определенным правилам.
Стандартизация означает создание единых бизнес-процессов в различных подразделениях или регионах. Ожидаемые результаты — это процессы, которые последовательно соответствуют своим целям по стоимости и производительности с использованием четко определенной практики. Таким образом, стандартизация снижает риск отказа.
Ниже приведены основные цели процесса стандартизации.
Соответствие назначению — это способность процесса, продукта или услуги выполнять определенную цель в определенных условиях.
Любой продукт, процесс или услуга предназначены для удовлетворения требований пользователя. Иногда ожидания пользователей могут расходиться с фактической целью. Кроме того, пользователям часто бывает сложно определить желаемое качество процесса, продукта или услуги. Процесс стандартизации помогает определить оптимальные параметры производительности и метод оценки соответствия продукции.
Стандартизация также помогает в установлении условий использования процесса, продукта или услуги, поскольку в противном случае любой отказ процесса, продукта или услуги из-за неправильного использования может быть отнесен пользователями на счет недостатка или отсутствия качества процесса, продукта или услуга.
Взаимозаменяемость — это пригодность процесса, продукта или услуги для использования вместо других для выполнения соответствующего требования. Взаимозаменяемость может быть введена посредством преднамеренного процесса стандартизации. Процесс стандартизации способствует взаимозаменяемости, даже если процессы, продукты или услуги создаются в разных странах.
Уменьшение разнообразия является одной из основных целей стандартизации, и оно помогает оптимизировать количество размеров, сортов, состава и методов для удовлетворения преобладающих потребностей.
Совместимость — это пригодность процессов, продуктов или услуг для совместного использования в определенных условиях для выполнения соответствующих требований, не вызывая ненужного взаимодействия.
Стандартизация помогает в установлении совместимости между различными машинами или подсистемами и позволяет расширять возможности и обмениваться информацией между различными системами. Совместимость между различными компонентами и функциями, созданная посредством стандартизации, в свою очередь, обеспечивает совместимость и согласованность интерфейсов. Это также помогает упростить общение.
Здоровье и безопасность потребителей — в процессе стандартизации гарантируется, что процесс, продукт или услуга не только соответствуют требованиям здоровья и безопасности, но также не представляют угрозы для здоровья человека или имущества как при нормальном использовании, как b при возможном неправильном использовании. Стандартизация аспектов безопасности также широко охватывает требования по обеспечению безопасности оборудования, а также безопасности сотрудников и окружающей среды.
Защита окружающей среды — важная цель стандартизации. Цель стандартизации состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на защите природы от повреждений, которые могут быть причинены либо во время производства продукта, либо во время его использования или утилизации после использования.
Улучшенное использование ресурсов — стандартизация помогает в достижении максимальной общей экономии за счет лучшего использования ресурсов. В производственных организациях именно этот аспект стандартизации материалов, компонентов и методов производства позволяет сократить количество отходов и экономично осуществлять массовое производство.
Стандартизация может обеспечить определенный уровень качества продукции. Стандарты качества продукции должны быть подготовлены с упором не только на потребности организации, но и на удовлетворение потребностей клиентов. Эти стандарты должны удовлетворять требованиям применяемых процессов, а также требованиям безопасности и охраны окружающей среды для выполнения нормативных и обязательных законодательных требований.
Улучшенное общение и понимание — в случае передачи товаров и услуг стандартизация предоставляет средства связи, которые должны использоваться между различными сторонами. В нем прописана информация, которая должна быть записана в точной и документированной форме. Благодаря этому стандартизация способствует лучшему общению и пониманию в самых разных условиях. Хорошо известно, что стандартизованные знаки играют важную роль в таких местах, как, например, аэропорты, вокзалы и шоссе.
Содействие общению и обучению — стандартизация помогает в предоставлении одинаковой информации всем заинтересованным сторонам и, таким образом, помогает в общении. Эта информация может быть в форме спецификаций, измеренных параметров с указанием количества и допустимых отклонений или мониторинга производительности вместе с применяемыми методами. Эта информация, представленная в виде документов, является хорошим источником знаний для сотрудников.
Передача технологии способствует процесс стандартизации. Стандарты, созданные в процессе стандартизации, служат хорошим средством передачи технологий, поскольку они включают результаты достижений науки, технологий и опыта. Эти стандарты отражают состояние технического развития. Поскольку стандартизация — это динамичный процесс, стандарты обновляются по мере разработки новых технологий.
Повышение эффективности — стандартизация помогает лучше использовать ресурсы, поскольку упрощает и гомогенизирует сырье, запасные части, расходные материалы и продукты. Это упрощение и гомогенизация помогает повысить эффективность производства. Стандартизация может использоваться для формулирования гибких правил посредством технических корректировок путем проведения необходимых унификаций и упрощений.
Оптимизация процедур — стандартизация помогает упростить все процедуры в организации. Эти процедуры могут быть связаны с магазинами и закупками, продажами и маркетингом, производством и технологиями, контролем процессов и контролем качества, а также вопросами, связанными с человеческими ресурсами, технологиями, сертификацией продукции и т. д. Стандартизация также помогает избежать дублирования работы.
Облегчение конкурентной среды — стандартизация различных функций, оценки и методов оценки способствует конкуренции в производительности, поскольку становится возможным объективное сравнение. Эта конкурентная среда помогает в улучшении всех видов деятельности, что, в свою очередь, улучшает работу организации.
Устранение торговых барьеров — ограничения на экспорт процессов, продуктов или услуг путем введения некоторых технических барьеров в торговле, таких как произвольные требования к продуктам, вызывают большую озабоченность. Стандартизация предотвращает появление таких нетарифных барьеров в торговле путем согласования требований таким образом, чтобы способствовать справедливой конкуренции. потребители могут убедиться в уровне качества продукции, изготовленной в соответствии с признанными стандартами.
По самому своему определению, стандартизация направлена на достижение максимальной общей экономии. Он предназначен для повышения производительности и предоставления руководству большего контроля над производительностью. Самым популярным показателем производительности является стоимость выполнения процесса. Хотя это не менее важно, часто также принимается во внимание качество результатов. Преимущества стандартизации, помимо прямых затрат и улучшения качества, включают:
процесс становится более надежным, а различия в качестве уменьшаются,
меньшие затраты на разработку новых инновационных методов, а также на администрирование процессов, и
становится проще сравнивать результаты деятельности различных отделов организации.
Основными коммерческими преимуществами стандартизации являются
соответствие нормативным требованиям и
повышение доверия потребителей.
Стандарты приносят пользу разным слоям общества.
Для производителей продукции стандартизация рационализирует производственный процесс. Это устраняет или сокращает ненужные затраты материала или рабочей силы. Это снижает запасы сырья и готовой продукции, а также стоимость производства.
Для потребителей продукции стандартизация обеспечивает качество приобретаемых товаров и получаемых услуг. Это обеспечивает лучшее соотношение цены и качества. Это также удобно для разрешения споров, если таковые имеются, с поставщиками.
Для трейдеров стандартизация обеспечивает работоспособную основу для принятия, отклонения товаров или последующих споров, если таковые имеются. Это сводит к минимуму задержки, переписку и т. д. В результате неточной или неполной спецификации материалов или продуктов.
Для технологов стандартизация является отправной точкой для исследований и разработок для дальнейшего совершенствования технологии производственных процессов с целью повышения эффективности процессов и производства более качественной продукции с неизменным качеством.
Основы процесса стандартизации
Есть пять принципов процесса стандартизации. Эти принципы включают
надлежащую правовую процедуру,
право на подачу апелляции и сбалансированность.
Эти принципы показывают, что процесс стандартизации определяется рынком и вводит сдерживание и противовесы на протяжении всего процесса стандартизации, чтобы обеспечить справедливость, широту и рыночную актуальность стандартов.
Результатом процесса стандартизации является создание стандартов. Идеи стандартов возникают по-разному. Лидер рынка может решить, что пора стандартизировать свою технологию для роста рынка. Отстающий рынок может захотеть создать стандарт, чтобы догнать его конкурентов. Поставщики периферийных устройств могут понять, что они могут сэкономить на расходах, если стандарт совместимости может использоваться всеми. Возможно, возникла проблема безопасности. Или новая и многообещающая технология может получить широкое распространение, если будет стандартизирована.
Принципы, лежащие в основе подготовки стандарта или поправки к существующему стандарту, включают
выполнение общепризнанных потребностей промышленности, торговли, технологий и других секторов,
защиту интересов как производителя, так и потребителя.
представление максимально возможного консенсуса во мнениях между всеми заинтересованными сторонами,
стремление к максимальной общей экономии за счет лучшего использования ресурсов, и
возможность периодического пересмотра и поправок, чтобы стандарт мог быть постоянно обновляется, чтобы отражать последние достижения в области технологий и постоянно меняющиеся условия окружающей среды.
Для производства стандартов высокого качества и целостности организация по стандартизации должна иметь повторяемый, документированный, проверенный процесс. Процесс создания стандартов кажется сложным и утомительным.
Процесс подготовки стандарта или изменения существующего стандарта обычно состоит из нескольких этапов.
Первый шаг состоит в появлении предложения о новом стандарте, пересмотре или поправке к существующему стандарту. Предложение может исходить от представителя любого сектора экономики.
Дирекция организации по стандартизации предварительно изучает предложение, чтобы определить, соответствует ли оно основополагающим принципам подготовки стандартов.
Совет подразделения организации по стандартизации решает одобрить или отклонить предложение о подготовке нового стандарта или поправки к существующему стандарту.
После утверждения советом подразделения работа по разработке стандарта передается существующему техническому комитету.
Этот комитет выполняет максимум работы по подготовке проекта стандарта.
Технический комитет должен работать в рамках руководящих политик и процедур по подготовке стандартов. Члены комитета должны обладать хорошими техническими знаниями о том, что следует стандартизировать. Кроме того, они должны понимать, что для подготовки стандарта требуется консенсус, в котором должны быть учтены мнения различных сторон. Кроме того, в комитете требуется баланс членов, которые могут представлять потребности как поставщиков, так и потребителей.
Технический комитет готовит проект стандарта или, альтернативно, комитет может назначить подкомитет или группу для подготовки проекта.
После того, как проект был подготовлен, технический комитет тщательно его рассматривает и затем передает в секретариат для редактирования и широкого распространения.
Проект широко распространяется. Целью широкого распространения является информирование всех заинтересованных лиц в стране или за рубежом, которые могут быть затронуты проектом, и возможность критического обзора и комментариев.
Комментарии к проекту систематически изучаются техническим или секционным комитетом. В свете обсуждений в комитетах, окончательная версия проекта составляется секретариатом с учетом комментариев, принятых техническим или секционным комитетом.
Окончательная версия проекта представляется на утверждение совету подразделения и, наконец, общему совету или его председателю. После утверждения этими ведомствами проект приобретает статус стандарта.
Утвержденный стандарт затем публикуется секретариатом, а опубликованный стандарт затем публикуется для продажи. Организация по стандартизации широко освещает новый стандарт или поправку к существующему стандарту.
Стандарт после публикации или пересмотра вводится в действие. На этапе сопровождения стандарта обычно обнаруживается, что обновления стандарта необходимы из-за достижений в технологии. Процесс обновления стандарта осуществляется путем внесения поправок в стандарт. Если в существующий стандарт не требуется вносить поправки, стандарт должен быть подтвержден повторно через определенный период. Для подтверждения существующего стандарта необходимо принять тот же процесс, что и при создании нового стандарта.