Исключительно к федеральной собственности относятся такие объекты как
Перейти к содержимому

Исключительно к федеральной собственности относятся такие объекты как

  • автор:

Что относится к исключительной федеральной собственности?

К федеральной собственности относятся: Объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности);

Что является исключительной собственностью государства?

Земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

Что относится к государственной собственности РК?

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности (п. 1 ст. 192 ГК РК). Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами (часть 1 п.

Приложение 1. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ пункта 3 раздела I настоящего приложения см. распоряжение Правительства Москвы от 2 октября 2002 г. N 1468-РП

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

Информация об изменениях:

Постановлением ВС РФ от 27 января 1993 г. N 4375-1 раздел II настоящего приложения дополнен пунктом 8

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 г. N 15-П пункты 2 и 3 раздела IV настоящего приложения в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики признаны не соответствующими частям второй и третьей статьи 11-1, пункту «г» части первой статьи 84-11 Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 г. и Федеративному договору

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

<<
Назад
Приложение 2. >>
Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе.
Содержание
Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

§ предприятия и другие имущественные комплексы;

§ здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

§ акции открытых акционерных обществ.

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности:

1) Объекты, составляющие основу национального богатства страны– ресурсы континентального шельфа и территориальных вод; особые природные объекты (заповедники, природные парки, курорты); объекты историко-культурного наследия и художественные ценности;

2) Объекты, необходимые решения общероссийских задач– государственная казна РФ, имущество Вооруженных сил РФ, органов безопасности, ВУЗы;

3) Объекты оборонного производства– предприятия ВПК, объекты связи и инженерной инфраструктуры;

4) Объекты отраслей, обеспечивающих функционирование отраслей экономики России– предприятия и объекты электроэнергетики, телевизионные и радиопередающие центры, федеральные автомобильные трассы; с/х предприятия;

5) Прочие объекты– предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ:

1)Крупнейшие предприятия экономики;

2)Предприятия атомного и энергетического машиностроения;

3)Предприятия рыбопромысловой промышленности;

4)Государственные санаторно-курортные учреждения, гостиницы;

5)Учреждения здравоохранения, образования;

6)Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные организации;

7)Предприятия автомобильного транспорта;

8)Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства;

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности:

1)Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти РФ и расположенные на территории муниципальных образований:

— жилищный и нежилой фонд;

— объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства;

2)Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и находящиеся на территории муниципальных образований:

— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— учреждения здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), культуры и спорта.

3)Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

В РФ: федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В Красноярском крае: агентство по управлению гос.имуществом Красноярского края.

В Красноярске: департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

а) государственную и муниципальную казну;

б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности органов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны — повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.

Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

Источниками образования муниципальной казны может быть имущество:

а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной собственности;

в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

з) приобретенное по давности владения;

и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате:

— внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

— передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

— внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

— внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

— отчуждения по гражданско-правовым договорам;

— обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

— потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

— совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

— передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

— передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

— передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена практика сдачи в аренду коммерческим структурам и другим организациям памятников архитектуры, а иногда дело доходит и до приватизации таких объектов. Действующее законодательство предусматривает такую возможность. В таком случае на арендатора либо на нового собственника здания возлагается обязанность беречь его облик и детали внутреннего интерьера, с целью сохранить памятник архитектуры для последующих поколений.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 государственная собственность в Российской Федерации разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Согласно п. 3 раздела I приложения 1 к указанному постановлению объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности.

На момент разграничения единой государственной собственности в Российской Федерации действовала ст. 17 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в соответствии с которой недвижимые памятники истории и культуры подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. Аналогичная норма содержалась также и в ст.10 Закона Союза ССР от 29.10.1976 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Пунктом 2 данного Указа закреплено, что к таким объектам относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не предусматривалась возможность передачи указанных объектов в собственность субъектов РФ либо в собственность муниципальных образований. Таким образом, объекты культурного наследия, в частности памятники архитектуры федерального значения не могут передаваться в собственность субъектов РФ либо в собственность муниципальных образований, так как указанные памятники истории и культуры являются исключительно собственностью Российской Федерации.

Следовательно, любое распоряжение такими объектами, осуществляемое органами исполнительной власти регионов, а также местного самоуправления, также является незаконным.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

6 декабря 2013, 00:00

Объекты культурного наследия федерального значения в силу закона являются федеральной собственностью

В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена практика сдачи в аренду коммерческим структурам и другим организациям памятников архитектуры, а иногда дело доходит и до приватизации таких объектов. Действующее законодательство предусматривает такую возможность. В таком случае на арендатора либо на нового собственника здания возлагается обязанность беречь его облик и детали внутреннего интерьера, с целью сохранить памятник архитектуры для последующих поколений.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 государственная собственность в Российской Федерации разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Согласно п. 3 раздела I приложения 1 к указанному постановлению объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности.

На момент разграничения единой государственной собственности в Российской Федерации действовала ст. 17 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в соответствии с которой недвижимые памятники истории и культуры подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. Аналогичная норма содержалась также и в ст.10 Закона Союза ССР от 29.10.1976 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Пунктом 2 данного Указа закреплено, что к таким объектам относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не предусматривалась возможность передачи указанных объектов в собственность субъектов РФ либо в собственность муниципальных образований. Таким образом, объекты культурного наследия, в частности памятники архитектуры федерального значения не могут передаваться в собственность субъектов РФ либо в собственность муниципальных образований, так как указанные памятники истории и культуры являются исключительно собственностью Российской Федерации.

Следовательно, любое распоряжение такими объектами, осуществляемое органами исполнительной власти регионов, а также местного самоуправления, также является незаконным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *