Статья 32 НК РФ. Обязанности налоговых органов (действующая редакция)
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
6) доводить до сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов информацию о реквизитах счета Федерального казначейства, об их изменении и иную информацию, необходимую для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, уплачиваемых не в качестве единого налогового платежа;
7) осуществлять возврат лицу — налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица, или осуществлять зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате задолженности;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, переданному в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе, справку о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета такого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета и справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, представляются лицу, указанному в пункте 4 статьи 11.3 настоящего Кодекса (его представителю), в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующих запросов, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
При этом справка о наличии отрицательного сальдо должна содержать имеющиеся в налоговом органе детализированные сведения об обязанности лица, указанного в пункте 4 статьи 11.3 настоящего Кодекса, по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов).
Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, формируется за период, не превышающий трех лет, предшествующих дню поступления в налоговый орган соответствующего запроса, и должна содержать сведения о всех денежных средствах, поступивших и признаваемых в качестве единого налогового платежа, и иных суммах, признаваемых в качестве единого налогового платежа, с указанием их принадлежности, определенной на дату формирования справки;
10.1) — 11) утратили силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ;
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;
14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;
16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.
3. Если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом, плательщиком страховых взносов) в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса в полном объеме обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении, в отношении неисполненной обязанности, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Пункт 3 статья 32 налогового кодекса что грозит
О выявлении конституционно-правового смысла ст. 32 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.
НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 32 НК РФ
1. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
6) доводить до сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов информацию о реквизитах счета Федерального казначейства, об их изменении и иную информацию, необходимую для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, уплачиваемых не в качестве единого налогового платежа;
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) осуществлять возврат лицу — налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица, или осуществлять зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате задолженности;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, переданному в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе, справку о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета такого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета и справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, представляются лицу, указанному в пункте 4 статьи 11.3 настоящего Кодекса (его представителю), в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующих запросов, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
При этом справка о наличии отрицательного сальдо должна содержать имеющиеся в налоговом органе детализированные сведения об обязанности лица, указанного в пункте 4 статьи 11.3 настоящего Кодекса, по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов).
Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, формируется за период, не превышающий трех лет, предшествующих дню поступления в налоговый орган соответствующего запроса, и должна содержать сведения о всех денежных средствах, поступивших и признаваемых в качестве единого налогового платежа, и иных суммах, признаваемых в качестве единого налогового платежа, с указанием их принадлежности, определенной на дату формирования справки;
(пп. 10 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1) — 11) утратили силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;
(пп. 13 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 14.07.2022 N 239-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
(пп. 16 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.
(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.01.2020 N 5-ФЗ, от 14.07.2022 N 239-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
3. Если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом, плательщиком страховых взносов) в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса в полном объеме обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении, в отношении неисполненной обязанности, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Уголовная ответственность за налоговые преступления 2023: все изменения, памятка для скачивания
В 2023 году власти смягчили сроки за налоговые преступления. Разбираемся по порядку, за какие нарушения в сфере экономики и налогов сейчас могут привлечь, какой штраф или срок грозит и когда получится избежать наказания.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Изменения о мерах наказания в УК внес закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ. Сами основания для уголовного наказания по налоговым нарушениям остаются прежними.
Главное из них, к которому обращаются сотрудники ФНС, это уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Срок могут присудить не только предпринимателю либо директору/собственнику компании – нередко преследуют и главного бухгалтера.
Чтобы суметь оценить, какие риски по УК – строгий срок, тот самый смягченный или вообще никакой – грозят бизнесу и вам лично, важно для начала увидеть всю картину правовых рисков. С этого и начнем.
Сперва определимся, какие вообще действия сочтут налоговым преступлением сегодня, по каким статьям, на кого и как обычно возбуждают уголовные дела.
Потом пройдемся по тому, в каких случаях можно избежать обвинений или закрыть дело.
Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов
Если говорить в целом об уголовной ответственности, то она предусмотрена за все «общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия». Об этом часть 1 статьи 5 УК.
Действие или бездействие в части налогов и взносов становится общественно опасным, и значит может преследоваться по УК, если из-за него бюджетная система РФ недополучила денежные средства в значительном размере.
Другими словами, налоговое преступление это когда кто-то умышленно уклоняется от конституционной обязанности платить налоги, взносы и сборы, установленные законодательством. Тем самым причиняет крупный ущерб бюджету.
Меры наказания. Для всех преступлений есть меры привлечения по УК. Они варьируются в зависимости от тяжести и состава преступных действий.
Самая легкая мера наказания это штрафы. Самая строгая – тюремный срок, к нему привязаны и степени тяжести (о них будем говорить позже в статье).
Состав преступления. Конечно, наказывать будут не за любую ошибку, из-за которой бюджет потерял деньги.
Когда суд принимает решение и выбирает меру наказания, он оценивает несколько факторов:
в каком размере нанесен ущерб госбюджету – крупный или особо крупный, при менее значимых потерях обходятся штрафами по НК и КоАП;
в одиночку или с кем-то в сговоре действовал обвиняемый – второй случай повышает степень тяжести и меру наказания;
впервые или нет совершается такое преступное деяние – «новичков» в некоторых ситуациях прощают.
Обо всем продолжим дальше подробнее.
Какие бывают налоговые преступления
К налоговым преступлениям относятся правонарушения в сфере экономической деятельности, которые названы в статьях 198-199.4 УК.
Они охватывают и налоги, и страховые взносы, и прочие платежи в бюджет.
Чтобы вам было легче ориентироваться в нормах УК, все основные виды налоговых преступлений свели ниже в таблицу.
Для каждого сразу прописали, чем это может обернуться для нарушителя. Изменения 2023 года уже учтены.
Таблица 1. Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2023 году:
Как определяют состав налогового преступления: за что и когда накажут
Давайте теперь разберемся, за какие именно действия привлекают к уголовной ответственности.
Такие последствия бывают, как правило, в 2 случаях:
Когда умышленно включают в отчетность и другие обязательные по закону документы заведомо ложные данные, которые приводят к занижению обязательных платежей в бюджет.
Когда бездействуют и вообще не сдают декларации или необходимые документы, так же как и не платят налоги, сборы или взносы.
Как мы сказали ранее в статье, обязательным признаком состава налогового преступления является крупный или особо крупный размер неуплаты в бюджет.
Плюс смотрят на срок давностии на мотив, но не во всех случаях – подробнее дальше.
Как оценивают размер ущерба бюджету
Критические значения неуплат для каждого основания в УК прописаны отдельно.
Смотрите в таблице ниже, как для физических и юридических лиц отличаются лимиты, при превышении которых появляется угроза лишения свободы.
Таблица 2. Какие неуплаты в бюджет сочтут крупными и особо крупными по УК:
* Когда речь идет о сокрытии денежных средств или имущества, то для целей статьи 199.2 УК размеры ущерба берут из статьи 170.2 УК.
Крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.
Когда будут искать мотив
Мотив, личная заинтересованность – ключевое условие, когда должностное лицо обвиняют в неисполнении обязанностей налогового агента по статье 199.1 УК.
Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ с заработной платы сотрудников или исполнителей на ГПХ, а также НДС при перечислениях зарубежной организации, у которой в России нет постоянного представительства.
Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду из своих действий – не обязательно имущественного характера. Это могут быть и такие побуждения как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.
Как доказывают наличие мотива?
Вот лишь несколько примеров из судебной практики, когда в ситуации неперечисления налога бухгалтер и/или руководитель:
переводят оплату аффилированному контрагенту;
выдают зарплату или бонусы сотрудникам (да, некоторые судьи видят тут интерес начальника укрепить авторитет в глазах подчиненных).
Как защититься от обвинения в налоговых схемах? Какие доводы противопоставить налоговым органам в таких ситуациях? Узнаете из вебинара. Входит в Клерк.Премиум. Смотреть запись.
Неуплаты какой давности могут попасть под УК
Сроки давности привлечения к ответственности определяются по-разному в зависимости от категории тяжести преступления УК.
Степени тяжести привязаны к сроку лишения свободы и прописаны в статье 15 УК, а сроки давности – в статье 78 УК.
Чтобы не лазить туда-сюда по кодексу, в таблице ниже можете посмотреть всю цепочку от степени тяжести до сроки давности. Изменения 2023 года учтены (как именно они поменялись, расскажем в конце статьи).
Таблица 3. Сроки давности преступлений в зависимости от их тяжести
По факту, в 2023 году налоговые преступления могут быть либо небольшой тяжести, либо средней. В категорию тяжких или особо тяжких статьи 198-199.4 УК не попадают. Теперь максимальный тюремный срок за неуплаты в бюджет – 5 лет.
Срок давности преступления отсчитывают с даты, когда физлицо или организация обязаны были заплатить налог, сбор или страховые взносы в бюджет. То есть исходят от тех сроков обязательных платежей, которые установлены в НК.
Давайте посмотрим на примерах, как оперировать всеми данными, чтобы понять, грозит вам тюрьма или нет.
Нам пригодятся все три таблицы, которые были выше в статье. Для удобства мы свели их в одну – скачайте и переходите к примерам.
Скачайте сводную таблицу-памятку по налоговым преступлениям-2023 – в ней составы нарушений, меры наказаний, степени тяжести и сроки давности. Ссылка для скачивания.
Пример 1. Уклонение от уплаты налогов физлицом (ИП)
Допустим, индивидуальный предприниматель не заплатил по итогам 2020 года налог на УСН, срок для которого был 30 апреля 2021 года. Размер неуплаты составил 14 млн руб.
Уклонение физлицом (ИП) от уплаты налогов – это статья 198 УК. Идем по порядку:
Непогашенные недоимки свыше 13,5 млн руб. расцениваются как особо крупный размер ущерба;
За такое действие (бездействие) физлицу грозит лишение свободыдо 3 лет;
Это преступное деяние небольшой тяжести, срок давности для которого составляет 2 года.
Отсчитываем два года с даты, когда ИП должен был исполнить свою обязанность. Получается, что наказать по УК его могут до 30 апреля 2023 года. В мае и позже предприниматель уже может «спать спокойно» – в тюрьму его не посадят за истечением срока давности.
Допрос – популярный у налоговиков методов налогового контроля. Сведения, полученные на допросе, становятся доказательствами налогового правонарушения. Как пройти допрос без последствий, узнаете из вебинара. Входит в Клерк.Премиум. Смотреть запись.
Пример 2. Неисполнение обязанностей налогового агента по НДС
Представим теперь, что ООО перечислила в декабре 2021 года оплату иностранной компании, у которой нет представительства в России.
Главбух обязана была удержать НДС и заплатить его в бюджет не позднее 25 января 2022 года, но не сделала этого. Размер недоимки по НДС – 20 млн руб.
Неисполнение обязанностей налогового агента, неважно ИП или организацией – это статья 199.1 УК. Идем по порядку:
Непогашенная недоимка по НДС в размере 20 млн руб. в рамках данной статьи попадает в категорию крупных;
За такое действие (бездействие) должностному лицу грозит лишение свободыдо 2 лет;
Это преступное деяние небольшой тяжести, срок давности для которого составляет 2 года.
Отсчитываем два года с даты, когда компания должна была исполнить свою обязанность налогового агента по НДС. Получается, что топам, включая главного бухгалтера ООО грозит уголовное наказание вплоть до 25 января 2024 года.
Все это время у сотрудников ФНС и следователей есть право возбудить дело по статье 199.1 УК. По итогу суд может вынести приговор в виде обязанности уплатить штраф до 300 тыс. руб. В худшем случае грозит тюремный срок до 2 лет.
Иногда суд вправе изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию. Такое возможно, когда есть смягчающие наказание обстоятельства и отсутствуют отягчающие (п. 6 ст.15 УК).
Можно ли вовсе уйти от наказания?
Такое возможно при некоторых условиях. Читайте про них дальше. А потом расскажем, с какого момента возбуждают дела и кого именно могут посадить в тюрьму.
Когда удастся избежать уголовного преследования
Действительно, в ряде случаев наказания по УК не будет, даже если размер неуплаченных налогов или взносов превысил «опасные» лимиты. Делимся ими:
Состав преступления отсутствует, если вы не подали декларацию (расчет) или иные обязательные документы либо указали в отчетности заведомо ложные сведения, но затем до срока уплаты налога все-таки провели платеж в бюджет. Таким образом вы добровольно не стали доводить преступление до конца, а значит и нет повода вас наказывать.
Сработает освобождение от «уголовки», если предприниматель, директор, учредитель или главбух совершил налоговое преступное действие впервые и он погасит задолженность перед бюджетом, с учетом всех штрафов и накопленных пеней. Основания для этого прописаны в статьях 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4, а вот при сокрытии активов такой поблажки нет.
Чтобы воспользоваться освобождением, важно успеть перечислить недоимку до первого судебного заседания по делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК).
Прошел срок давности преступления. Про них мы писали выше, в 2023 году они менялись. Напомним, что срок давности исчисляется со дня совершения преступного действия – в частности, с даты, когда платеж должен был поступить в бюджет. После истечения срока давности неплательщика уже нельзя привлечь по УК.
Нет мотива преступления – как мы говорили ранее, в случае неисполнения обязанностей налогового агента (по НДФЛ, НДС или налогу на прибыль) суд будет оценивать личную заинтересованность того, кто совершил преступные действия.
Как показывает судебная практика, единственный способ избежать преследования по ст. 199.1 УК – доказать, что у предприятия вообще не было финансовой возможности перечислить налог в роли налогового агента.
В 2023 году появилось также новое основание, когда уголовное дело закроют. Про него скажем отдельно дальше в статье.
Как возбуждаются уголовные дела и на каких основаниях
Основные поводы для возбуждения уголовного дела перечислены в статье 140 УПК.
С 2022 года завести дело по налоговому преступлению могут лишь на основании Решения налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Есть два условия:
Решение вступило в силу.
Совокупный размер недоимки достаточен для возбуждения дела (читай как крупный и особо крупный по УК).
Все материалы и доказательства, на базе которых ФНС вынесла свое решение, инспекторы направляют в Следственный комитет. Но не сразу – порядок такой:
Сначала налоговики должны выждать 75 рабочих дней с момента вступления решения в силу. Такой период дается нарушителю, чтобы он заплатил доначисления по итогам проверки. Это новый срок с 2023 года, прописанный в пункте 3 статьи 32 НК. Раньше у налогоплательщика было только 2 месяца и они привязывались к сроку исполнения требования.
Затем, если нарушитель так и не погасил задолженность, у сотрудников ФНС есть еще 10 рабочих дней, чтобы отправить материалы дела коллегам-следователям.
После проведения проверки правоохранители выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.
Заметим также, что у ИФНС есть еще один инструмент воздействия на уклониста. Налоговики вправе инициировать процедуру банкротства и привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарке.
Сейчас к субсидиарной ответственности привлекаются не только собственники и руководители, но и главные бухгалтеры. Как можно предупредить субсидиарную ответственность и что надо сделать, узнаете на вебинаре. Входит в Клерк.Премиум. Смотреть запись.
Кого именно могут посадить в тюрьму
Уклонение физлицом
Когда речь идет об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов физическим лицом, то под таковым подразумевается не только индивидуальный предприниматель.
Это может быть и самозанятый, и обычный гражданин в части налогов, которые они обязаны платитьсамостоятельно.
Напомним, что согласно статье 217 НК физлица обязаны сами отчитываться и платить в бюджет в следующих случаях:
продали имущество, находившееся в собственности менее определенного срока;
сдают имущество, например квартиру, в аренду;
получают доходы за пределами РФ (с учетом статуса резидентства и соглашений о двойном налогообложении);
выиграли в лотерею или получили приз за участие в конкурсе и т.п.
Например, если гражданин купит квартиру стоимостью 21 млн руб. или дороже, а потом через несколько месяцев продаст ее, он должен будет заплатить НДФЛ, размер которого превысит 2,7 млн руб. Если этого не сделать, то обвинят в налоговом преступлении в крупном размере по статье 198 УК. Лишение свободы – до 1 года (см. таблицу 1).
Помните, что сведения о продаже недвижимости, земельного участка, автомобилей автоматически поступают в ИФНС от нотариусов, Росреестра, ГИБДД. Опасно хитрить и обманывать государство – это может обернуться тюрьмой.
Уклонение юридическим лицом
Когда в неуплате налогов или страховых взносов, в том числе «на травматизм», обвиняют организацию, то дело могут завести практически на любое должностное лицо, причастное к преступлению, и не должностное тоже.
Это может быть руководитель или бухгалтер, на которого по должностной инструкции или доверенности возложены обязанности сдавать отчетность и перечислять налоги.
Могут быть и учредители/собственники компании, даже если по документам они не являются ее сотрудниками.
Налоговые агенты
По статье 199.1 УК преступником может стать как индивидуальный предприниматель, так и сотрудник юридического лица – директор или главбух, в обязанности которого входит своевременно удерживать налог и перечислять его государству.
Если в суде будет доказано, что, к примеру, руководитель с бухгалтером действовали в сговоре, то могут применить более жесткую меру наказания.
Какую роль играет преюдиция и что это такое
Понятие «преюдиция» встречается в статье 90 УПК.
Его суть такова: если приговор либо решение суда вступило в силу, то все обстоятельства дела признаются без дополнительной проверки. То есть повлиять на ход дела становится совсем сложно.
Другими словами, решающую роль играют мотивы, по которым суд пришел к результату. Именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда и есть «обстоятельства» при рассмотрении дела.
Для предпринимателя или юридического лица, в отношении которых заведено дело, важно еще на этапе расследования и в ходе рассмотрения дела в суде:
основательно проработать доказательственную базу,
оформить дополнительные доводы в письменном виде и приобщить их к материалам дела,
отразить все существующие обстоятельства, которые помогут смягчить наказание или вовсе подтвердят незаконность результатов проверки.
По каким статьям чаще возбуждают уголовные дела
Судебная практика говорит о том, что чаще всего дела заводят по статье 199 УК – уклонение юридическими лицами.
Из них около 70% – преступления небольшой тяжести, как крупная недоимка по ч.1 ст. 199 УК. И лишь треть – средней тяжести, как особо крупная недоимка по ч. 2 ст. 199 УК.
Всего 10% налоговых преступных дел – по статье 199.2 УК, за сокрытие имущества. И всего лишь около 5% составляют дела по остальным основаниям, из них в основном – в отношении налоговых агентови физлиц по статьям 198 и 199.1 УК.
Маленькое количество дел по скрываемому имуществу объясняется тем, что налоговики не способны своими силами провести проверку, которая дала бы основания для возбуждения дела по УК.
Нужно задействовать сотрудников УЭБиПК МВД, и тут ресурсов тоже не хватает, чтобы сформировать состав преступления.
Почти к нулю сводятся дела по статьям 199.3 и 199.4 УК. И это тоже объяснимо. Тарифы страховых взносов «на травматизм» настолько малы, что уклониться на такую сумму непросто.
В каких случаях дело закроют и прекратят преследование
Одно из оснований для закрытия дела мы уже называли выше в статье.
Назовем теперь все, которые сейчас действуют, в том числе новое 2023 года.
Дело не станут открывать, если обвиняемое лицо впервые совершило преступное действие и полностью погасило недоимку, пени и штрафы. Такая поблажка прописана во всех «налоговых» статьях УК, кроме 199.2.
Суд, следователь с согласия руководства или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить преследование, если обвиняемый возместит ущерб до момента назначения судебного заседания (ст. 28.1 УПК).
Уже возбужденное дело закроют, если предприниматель или компания уплатили всю недоимку по делу. Это новое основание 2023 года, которое теперь прописано в части 1 статьи 24 УПК. Раньше от преследования освобождали только «уклонистов-новичков».
Новое правило распространяется и на статью 198 УК – уклонение физлица от уплаты налогов и сборов. То есть избежать наказания может, например, и самозанятый, если уплатит все задолженности, штрафы и пени.
Как в итоге изменились уголовные наказания в 2023 году
По ходу статьи мы сразу учитывали изменения, внесенные в УК или УПК законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ. Они вступили в силу с 29 марта 2023 года.
Дадим теперь выжимку в формате: как было и как стало.
Снизили максимальные сроки наказания
Стали короче максимальные тюремные сроки за недоимки в особо крупном размере:
За уклонение юридического лица от платежей в бюджет – теперь пять лет вместо шести по ч. 2 ст. 199 УК при недоимке свыше 45 млн рублей за три года подряд.
За неисполнение обязанностей налогового агента – теперь пять лет вместо шести по ч. 2 ст. 199.1 УК при недоимке больше 45 млн рублей за три года подряд. Это может быть НДФЛ, НДС или налог на прибыль.
За сокрытие денег или имущества, за счет которых должны взыскивать налоги, сборы и страховые взносы, – пять лет вместо семи по ч. 2 ст. 199.2 УК, если ущерб более 9 млн рублей.
За уклонение юридического лица от взносов на травматизм – стало три года вместо четырех лет по ч. 2 ст. 199.4 УК при недоимке от 30 млн рублей за три года подряд.
Изменились сроки давности
Поскольку короче стали сроки лишения свободы, снизилась и степень тяжести преступлений по этим статьям. Значит, сроки давности теперь тоже меньше.
Например, раньше максимальный срок за уклонение от уплаты налогов организацией был 6 лет, и это считалось тяжким преступлением со сроком давности 10 лет. А теперь меру наказания снизили до 5 лет, и это уже средняя тяжесть – значит и срок давности сократился до 6 лет.
Стало больше оснований закрыть дело
В 2023 году следователи и прокуратура обязаны прекратить уголовное преследование и закрыть дело, если обвиняемые погасят всю сумму причиненного бюджету ущерба. То есть заплатят все налоги, сборы, взносы, а также пени и штрафы, сумма которых образовала состав преступления по УК.
Раньше такое было возможно только для тех, кто впервые совершил преступные действия.
Как главному бухгалтеру обезопасить себя от рисков субсидиарной ответственности? Что влияет на решения суда? Узнаете на вебинаре. Входит в Клерк.Премиум. Смотреть запись.
Рекомендации собственникам бизнеса
Чтобы не доводить ситуацию до преследования по УК, следуйте простым правилам:
отслеживайте сроки уплаты налогов, вовремя удерживайте и перечисляйте платежи в бюджет. Если возникли финансовые сложности, пользуйтесь законными рассрочками и отсрочками по налогам;
не допускайте искажения доходов и налоговой базы – по максимуму автоматизируйте учет и отчетность, чтобы вовремя вылавливать ошибки, регулярно заказывайте аудит;
старайтесь как можно быстрее гасить недоимки, а также пени и штрафы. Даже если уже завели дело, все еще есть шанс избежать тюрьмы – заплатите всю задолженность.
Прокурор разъясняет — Прокуратура города Севастополя
Налог — необходимое условие существование государства, а поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
При невыполнении этой обязанности наступает определенный вид и уровень ответственности в зависимости от степени общественной опасности деяния и субъекта, его совершившего.
К уголовной ответственность за неуплату налогов гражданина могут привлечь к ответственности согласно ч. 1 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), если он достиг возраста 16 лет.
В соответствии со ст. 198 УК РФ уголовная ответственность грозит физическим лицам (индивидуальным предпринимателям и лицам, не являющимся таковыми) в случае их уклонения от уплаты налогов, сборов, а также страховых взносов путем непредоставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем указания в декларации (документах) заведомо ложных сведений. При этом сумма, подлежащая уплате, должна составлять крупный или особо крупный размер.
Крупным размером признается сумма налогов за три финансовых года подряд более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 % подлежащих уплате сумм в совокупности либо превышающая 2,7 млн. руб.
Особо крупным размером считается сумма налогов, составляющая за три финансовых года более 4,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20 % подлежащих к уплате сумм налогов в совокупности либо превышающая 13,5 млн. рублей.
Например, гражданин Российской Федерации получил за год доход от использования принадлежащей ему недвижимости в сумме более 10 млн. рублей, однако налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не подал, налог на доходы физических лиц в сумме более 1,3 млн. рублей не заплатил, тогда как за период времени три года (в которые входит и указанный выше один год) он уплатил налоги на общую сумму 60 тыс. рублей. При этом, доля неуплаченного налога превысила 10 %
от подлежащего уплате налога, что соответствует признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица). В данном случае виновный подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога с физического лица путем непредоставления налоговой декларации, совершенное в крупном размере.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой введение в заблуждение налоговых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообложения и подлежащих с них к уплате налогов и сборов. Исказив в налоговой декларации размер объектов налогообложения, виновное лицо получает возможность не уплачивать или уплачивать в неполном объеме налоги и сборы.
Уголовная ответственность может наступать как за уклонение от уплаты всех налогов и сборов, в отношении которых у физических лиц имеются соответствующие обязанности, так и за уклонение от уплаты обязательных платежей одного вида, например, только налогов или только сборов. В любом случае при квалификации преступлений суммы неуплаченных налогов и сборов подлежат сложению.
Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела статья 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязывает налоговый орган направлять в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий:
— в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
— суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
— размер недоимки позволяет предположить факт совершения налогового преступления.
Максимальное наказание, которое может назначаться за уклонение от уплаты налогов в крупном размере – лишение свободы на срок до одного года, в особо крупном размере – до 3 лет.
В то же время государство не заинтересовано в использовании карательной функции и обязательном применении наказания к лицу, совершившему налоговое преступление. Уголовным и уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации введен порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.
Если лицо совершило преступление впервые и полностью уплатило сумму недоимки, пеней и штрафа, то оно освобождается от уголовной ответственности.
Также, если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но при этом исчисленный на основании данной декларации налог не уплачен, привлечение к уголовной ответственности недопустимо. В этом случает возникает основание для применения налоговой
ответственности в виде штрафа в сумме 20 % от неуплаченной суммы налога или 40 %, если неуплата допущена умышленно (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).
Последствием уклонения от уплаты налогов является неполучение государством тех денежных средств, которые оно должно было получить в виде налоговых доходов. В итоге это приводит к недостатку финансирования социальной, оборонительной, правоохранительной, судебной функций государства.