Кому принадлежат права на песни битлз
Перейти к содержимому

Кому принадлежат права на песни битлз

  • автор:

Мишка виновен

В 1963 году The Beatles задумались о финансовой защите авторских прав песен группы. Так, Джон Леннон, Пол Маккартни объединились с менеджером Брайаном Эпстайном и пиарщиком Диком Джеймсом, чтобы создать «Nothern Songs», — компанию, которая владела правами на песни The Beatles. Первые же проблемы погубили затею: в 1967 году Эпстайн умер, а Маккартни и Леннон провели переговоры с Джеймсом о смене условий контракта — тандем хотел больший процент с сделок. Переговоры затянулись, а в итоге завершились в 1969 году предательством Джеймса — продажей «Nothern Songs» британскому медиагиганту ATV. Так в музыкальной индустрии получилась парадоксальная ситуация: главная группа в мире потеряла контроль над собственными песнями. Дальше стало только хуже: после нескольких лет конфликтов The Beatles распались.

Осенью 1981 года Пол Маккартни и Майкл Джексон работали в студии над первой совместной песней «Say Say Say».

Продюсером записи выступил «пятый битл» Джордж Мартин . Маккартни написал музыку и сыграл инструментальные партии (перкуссия, синтезаторы, гитара, бас-гитара), Майкл сочинил текст. Из-за занятости музыкантов, работа над песней закончилась в 1983 году. В то время Пол Маккартни подумал заработать на музыкальных правах других артистов. Маккартни заразил идеей Майкла Джексона: музыканты обсуждали экономическую выгоду от приобретения лицензий на песни британских исполнителей.

«Я сказал ему: “Ты теперь начал зарабатывать кучу денег. Ты сейчас действительно сильно раскрутился. Так что, во-первых, найди кого-нибудь, кому доверяешь, чтобы присматривал за твоими деньгами. Это сделай прежде всего, а то все улетит в окно — ты даже не заметишь. В шоу-бизнесе такое случалось во все времена”. Затем, говорю ему, видеоклипы всего своего добра делай сейчас и сам становись их владельцем. И, говорю, подумай о том, чтобы заняться выпуском музыкальной продукции. Вот эти три вещи я ему предложил: позаботься, чтобы деньгами управлял надежный человек; сними видеоклипы; займись выпуском музыкальной продукции.»— Пол Маккартни

В 1983 году, после советов Маккартни, Джексон сменил менеджера.

Пол Маккартни: «Майкл занялся «Thriller» и сделал из него видеоклипы. А потом, когда я снова с ним встретился, он стал шутить. Он мне говорит: “Я куплю твои песни”. Я посмеялся и сказал да, конечно брат, вали отсюда! Хотя шутка неплохая! Я и забыл об этом сразу. Но потом он еще раз или два повторил то же самое, и шутка эта что-то перестала мне нравиться. А он все шутил; “Я куплю твои песни”. Я посмеялся: “Ага, ну чего, здорово, прям отлично. ” — потому что ведь именно это я же сам ему и присоветовал в третью очередь”. Уж слишком нелепой казалась хотя бы даже мысль о том, что твои друг, такой же, как и ты, певец, может всерьез заявлять, будто он купит песни The Beatles.»

Хоть Маккартни и не воспринимал слова Джексона всерьез, намерения молодого певца носили серьезный характер. Джексон оперативно поручил адвокату Джону Бранке рассмотреть варианты инвестиций. Бранка вернулся с новостями о продаже компании ATV с полным каталогом песен The Beatles. Ситуация была щекотливая. Бранка убедил Джексона оповестить о возможности приобрести права Йоко Оно и Пола Маккартни, но они отказались. Рассказал ли Бранка «битлам» правду и правда ли Джексон хотел, чтобы Пол и Йоко знали о торгах, — до сих пор неизвестно. Пол Маккартни предлагал купить ATV за $50,6 миллионов, но сделка провалилась. Джексон предлагал меньшую сумму: $46 миллионов. Все подумали, что Майкл Джексон помогает другу сэкономить. Переговоры закончились, сделку согласовали — стало понятно, что Маккартни больше не имеет никакого отношения к правам на песни The Beatles. Майкл Джексон купил каталог ливерпульской четверки за $47,5 миллионов исключительно для себя.

После окончания сделки Майкл Джексон нанял людей, которые сделали проект «Anthology» The Beatles. Творческие проекты The Beatles быстро перешли в прямую коммерцию: c подачи Джексона и благословения Йоко Оно, песня Леннона «Revolution» прозвучала в рекламе Nike, а «All You Need Is Love» у Panasonic. Маккартни лично позвонил Джексону и сказал, что тот зашёл слишком далеко. Ответом Джексона стало появление битловской «Good Day Sunshine» в качестве джингла для рекламы печенек Oreo.

Маккартни и Sony договорились о правах на каталог песен "Битлз"

Сэр Пол Маккартни

Издание Hollywood Reporter приводит выдержку из письма адвоката музыканта Майкла Джейкобса, которое он направил окружному судье Эдуардо Рамосу: "Стороны уладили дело, достигнув конфиденциального соглашения".

Бывший битл пытался вернуть себе правовладение на 267 композиций группы с 1980-х годов, когда их неожиданно перекупил Майкл Джексон.

Однако наследники Джексона в 2016 году продали Sony права на каталог композиций "Битлз", а также ряд других, включая знаменитую песню "Нью-Йорк, Нью-Йорк".

В январе 2017 года Маккартни подал иск в манхэттенский суд, ссылаясь на юридически закрепленное в США право автора забирать себе у издателей музыки правообладание на собственные произведения по окончании определенного периода времени.

Маккартни утверждал в иске, что эта дата для него наступает 5 октября 2018 года, однако он не мог получить от Sony заверений, что корпорация вернет ему авторство на каталог "Битлз".

Подробности достигнутого соглашения не разглашаются, и, как сообщает "Hollywood Reporter", адвокаты обеих сторон отказались его прокомментировать.

Права на "Битлз": как Маккартни поссорился с Майклом Джексоном и что было дальше

<p>Фото: &copy; Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS</p>

Новости о суде Пола Маккартни против Sony выглядят сложными: много юридической лексики и даже после трёх прочтений непонятно, почему такая ситуация вообще возникла: как будто Sony когда-то насильно вырвали у Маккартни права на его собственные песни и не отдают.

Настоящая история прав на творчество ливерпульского квартета длится почти шестьдесят лет и включает в себя несколько предательств и смертей. Это почти смесь шекспировской драмы и фильма «Социальная сеть».

Компания «Северные песни»

Как только The Beatles осознали собственную популярность и поняли, что снижаться она в ближайшее время не будет, они решили финансово обезопасить себя от проблем с правами на композиции. Для этого в 1963 году Джон Леннон, Пол Маккартни, менеджер группы Брайан Эпштейн и издатель-публицист (читай: пиарщик) Дик Джеймс создали компанию Northern Songs («Северные песни») , которая владела правами на песни коллектива.

Первые же проблемы погубили всю затею: в 1967 году Эпшейн умер, а Маккартни и Леннон решили провести переговоры с Джеймсом о смене условий контракта — они хотели получать больший процент от сделок. Переговоры затянулись, а в итоге завершились в 1969 году предательством Джеймса — продажей Northern Songs британскому медиагиганту ATV.

Так в музыкальной индустрии получилась парадоксальная ситуация: самая успешная группа в мире потеряла контроль над своими песнями. Дальше стало только хуже: The Beatles после нескольких лет конфликтов внутри группы перестанут существовать.

Пора приобретать права

Фото: © Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS

Спустя десять лет после развала The Beatles Маккартни уже сам искал возможность вложиться в музыкальные права других артистов и заработать на этом. Пол заразил идеей своего друга Майкла Джексона: двое записывали песни на одной студии и беседовали об экономической выгоде от приобретения лицензий на песни и записи модных исполнителей.

Джексон решил действовать и поручил своему адвокату Джону Бранке рассмотреть варианты инвестиций: какие права у каких компаний можно было приобрести, чтобы позже заработать на этом деньги. Бранка вернулся с новостями о том, что на продажу выставлена компания ATV с приобретённым два десятилетия назад каталогом песен The Beatles.

Ситуация была щекотливая. Бранка убедил Джексона в том, что он оповестил о возможности приобрести права Йоко Оно и Пола Маккартни, но они отказались. Но рассказал ли Бранка «битлам» правду и действительно ли Джексон хотел, чтобы они знали о торгах, — до сих пор неизвестно.

Сделка века

Тем не менее Джексон предложил за ATV 46 миллионов долларов. О предложении узнала публика. Абсолютно все, включая владельца ATV Роберта Холмса Корта были уверены, что через Джексона действует Маккартни, желающий сохранить деньги. Рассказывали, что несколько лет назад Пол через доверенных лиц предлагал за ATV те же 46 миллионов и дополнительные 10 процентов сверху. Передумав, он решил действовать через Джексона, чтобы не переплачивать за то, что по праву и так ему принадлежит. Правда это или нет, тоже точно неизвестно.

Фото: © Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS

Когда переговоры закончились, детали сделки были утрясены, деньги поступили на счета, а подписи оказались проставлены, стало понятно, что к правам на песни The Beatles Маккартни не будет иметь никакого отношения. Джексон купил их исключительно для себя.

Это было концом дружбы Маккартни и Джексона. Двое никогда больше не будут работать вместе и разговаривать друг с другом. Время от времени Маккартни будет осуждать Джексона в интервью, описывая поступок друга: «это как купить ковёр, на котором стоит твой приятель». Джексон вообще никогда не будет комментировать произошедшее.

Слияние с Sony

Ещё десять лет спустя, в 1995 году, Майкл Джексон под давлением долгов усложнил ситуацию и подписал документы о слиянии ATV с музыкальным подразделением Sony. Новая организация под названием Sony/ATV с того момента распоряжалась каталогом The Beatles, а Джексон получил за сделку $95 миллионов. Позже он заложит свою долю в Sony/ATV под займ ещё в $200 миллионов — у короля попа даже на пике популярности были серьёзные проблемы с деньгами.

На сегодняшний день Sony/ATV — главный музыкальный гигант планеты, владеющий правами на творчество Тэйлор Свифт, Снуп Догга, Рианны, Пинк, Jay-Z, Бейонс, Linkin Park и ещё трёх сотен исполнителей и коллективов.

В полном здравии

Фото: © Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS

Смерть Майкла Джексона в 2009 году запустила целый ряд слухов о том, что каталог The Beatles вернётся к Маккартни. Идею подняли в прессе без всяких подтверждений и долго мусолили, рассказывая о потрясённом Маккартни, не обнаружившем в завещании Джексона каких-либо упоминаний о себе.

Длилось это ровно до тех пор, пока Маккартни открыто не заявил, что ни на секунду не верил, что в завещании будет хотя бы строка о песнях The Beatles, поэтому ни о каких «потрясениях» не может идти и речи.

Не удивился бы Маккартни и тому, что в утёкших после хакерской атаки 2014 года письмах директоров Sony открыто излагалась идея продать ему права на собственные песни. «Он точно захочет их купить», писали в верхушке компании. Но никакое предложение составить так и не решились.

Время пришло

Годы шли, права меняли владельцев, а Маккартни ждал. Последний год, в особенности после марта 2016 года, когда Sony выкупила права на песни The Beatles у наследников Майкла Джексона за $750 миллионов, он зачёркивает дни в календаре в ожидании 2018 года. Именно тогда он сможет начать возвращать себе права на собственные записи.

Закон об авторском праве США 1976 года позволяет авторам песен автоматически возвращать права на них простым обращением в суд. Для этого должно быть выполнено одно условие: с выхода песни должно пройти 56 лет. Первые песни The Beatles, написанные Маккартни и Ленноном, вышли в 1962 году. Так что права на 32 композиции, включая большой дебют группы «Please Please Me», Пол Маккарти сможет вернуть себе в 2018 году. Бумаги на них сэр Пол уже заполнил.

Права на творчество The Beatles — объект охоты любого музыкального предпринимателя. Группы не существует уже почти пятьдесят лет, однако альбомы продолжают продаваться. Два года назад журнал Billboard отметил, что сборник битловских хитов «1» продаётся по 1000 экземпляров в неделю, несмотря на то что вышел в 2000 году.

И будет продаваться дальше. А сэр Пол Маккартни пока заполнит все бумаги, чтобы вернуть себе права на те песни, которые он написал в шестидесятых, но которые потерял из-за плохих менеджеров, ненадёжных друзей и корпоративных интриг. Если всё получится, то уже в 2025 году исчезнет главная несправедливость в музыкальной истории — автор самых популярных песен 20-го века снова сможет гордо заявить, что это его песни.

Кому принадлежат права на песни группы «Битлз»

Кому принадлежат права на песни группы «Битлз»

Известным фактом является то, что в середине 80-х годов на аукцион были выставлены права на издательство песен легендарной группы The Beatles. В то время их правообладателем стал Майкл Джексон. Он приобрел их за 50 миллионов долларов. Исходя из этого, он получал право на владение пятидесятью процентами от всей прибыли за общие продажи. Остальная часть прибыли поступала на счет авторов музыкальных композиций. В 1995 году Майкл Джексон решил продать половину своих прав всем известной компании Sony. Таким образом, к моменту смерти он являлся обладателем лишь четверти от всего дохода за продажи.

Сроки давности

Если рассматривать авторские права всех участников группы «Битлз», то следует отметить, что они принадлежали им лишь в течение 50-ти лет. После этого периода все музыкальные произведения становились народным достоянием.

Три года назад комиссия Евросоюза, которая занимается вопросами по правам на музыкальные произведения, решила продлить срок действия прав участников группы на 20 лет. Исковое заявление на продление срока действия прав было подано международной федерацией индустрии звукозаписи. Исходя из него, срок должен был быть продлен на 45 лет. Однако Евросоюз решил иначе.

Пол Маккартни

В прошлом году стало известно, что у легендарного участника группы The Beatles Пола Маккартни имеются все шансы для получения прав на песни, которые сейчас являются собственностью покойного Майкла Джексона. В законе Америки об авторских сказано, что авторы музыкальных произведений, написанными до 1976 году, могут стать правообладателями снова через 56 лет. Таким образом, Пол Маккартни может вновь получить права на издание песен 1962 года в 2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *