Кем и когда была утверждена концепция развития дополнительного образования детей
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее — Концепция) ;
план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 — 2024 годы) (далее — план) .
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить реализацию Концепции и плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
представлять в Минпросвещения России ежегодно отчеты о ходе реализации Концепции и плана.
3. Минпросвещения России осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом, и контроль за ходом их реализации.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере дополнительного образования детей, а также обеспечить исполнение плана.
5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 37, ст. 4983) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2022 г. № 678-р
КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2023 № 1230-р)
I. Общие положения
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее — Концепция) направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.
Концепция разработана с учетом:
статьи 671 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры»;
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р;
Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р;
паспорта национального проекта «Образование»;
паспорта национального проекта «Культура».
II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
В Российской Федерации в 2014 — 2021 годах в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в состав национального проекта «Образование», федерального проекта «Культурная среда», входящего в состав национального проекта «Культура», реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей.
Основным результатом реализации указанных мероприятий стало планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (68 процентов в 2015 году, а в 2021 году — более 77 процентов) .
Данные о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, агрегируются из информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, обеспечивающих доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих указанные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ (далее — региональные навигаторы) , в единую автоматизированную информационную систему сбора и анализа данных по учреждениям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации (далее — информационная система) .
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее — целевая модель) позволяет сформировать современные управленческие и организационно-экономические механизмы в субъектах Российской Федерации через создание сети региональных модельных центров дополнительного образования детей и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее — персонифицированное финансирование) , осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей, обновление содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.
По итогам 2021 года целевая модель внедрена в 72 субъектах Российской Федерации, а к 2024 году ее внедрение планируется во всех субъектах Российской Федерации.
Целевая модель позволяет обеспечить персонифицированный учет через регистрацию детей в региональных навигаторах и персонифицированное финансирование, что приведет к повышению доступности и качества дополнительных общеобразовательных программ.
Персонифицированное финансирование включает в себя выдачу сертификатов персонифицированного финансирования и возможность реализации не менее одной дополнительной общеобразовательной программы за счет сертификата персонифицированного финансирования (за исключением образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (далее — детские школы искусств) . С 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей предусмотрена возможность использования социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее — социальный сертификат) . При применении социальных сертификатов сохраняются принципы реализации дополнительных общеразвивающих программ с использованием сертификатов персонифицированного финансирования. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2023 № 1230-р)
На федеральном уровне решен вопрос о возможности выбора родителями (законными представителями) конкретной дополнительной общеобразовательной программы и зачисления ребенка в образовательную организацию. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные навигаторы, предоставлена возможность записаться на выбранную программу с использованием сертификатов персонифицированного финансирования. Так, по итогам 2021 года в Российской Федерации сертификаты персонифицированного финансирования выданы более 8, 6 млн. детей. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2023 № 1230-р)
Региональные навигаторы синхронизированы с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) «, что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу.
Информационная система позволяет исключить повторный учет детей в системе дополнительного образования и в оперативном режиме получать данные по показателю «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования», который рассчитывается в рамках оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
При государственной поддержке активно развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей технической и естественно-научной направленностей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики и позволяющая ежегодно вовлекать в свою деятельность более 1, 5 млн. детей.
С 2019 года ведется системная работа по укреплению материально-технической базы детских школ искусств, приведению ее в соответствие с федеральными государственными требованиями к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, что позволило более 800 детских школ искусств оснастить новыми музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами, осуществить капитальный ремонт и (или) реконструкцию более 430 зданий детских школ искусств. Предпринимаемые меры позволили увеличить количество обучающихся, создать новые учебные творческие коллективы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплен статус детских школ искусств как первой ступени трехуровневой системы подготовки творческих кадров. Министерством культуры Российской Федерации определен порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, позволяющий обеспечить сохранность уникальной отечественной системы начального обучения детей различным видам искусства и преемственность образовательных программ в сфере культуры и искусства всех уровней.
Вместе с тем в системе дополнительного образования детей сохраняется ряд проблем, требующих решения, в том числе следующие:
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании региональных систем развития дополнительного образования детей;
сокращение сети организаций дополнительного образования через их ликвидацию или реорганизацию путем присоединения к иным организациям, в том числе непрофильным;
неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, обеспечения их сбалансированности с направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при определении содержания и форматов дополнительного образования детей;
несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
недостаточное кадровое обеспечение организаций дополнительного образования, в том числе в сельской местности, старение квалифицированных педагогических кадров;
ограниченная доступность инфраструктуры дополнительного образования для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) ;
неэффективное использование потенциала дополнительного образования в формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
недостаточный вклад дополнительного образования в профилактику и преодоление школьной неуспешности;
обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития дополнительного образования детей;
в системе дополнительного образования сферы культуры и искусства:
риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства, а также ряда дополнительных предпрофессиональных программ, значимых для развития и (или) сохранения традиций отечественного искусства, кадрового обеспечения отрасли культуры, этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
недостаточное обеспечение условий реализации дополнительных общеобразовательных, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, установленных федеральными государственными требованиями, в том числе сохраняющийся дефицит в современном оборудовании, учебных материалах, устаревание парка музыкальных инструментов, несоответствие помещений, занимаемых детскими школами искусств, установленным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам.
III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решение следующих задач:
совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, а также оказание информационно-консультационной поддержки родителям (законным представителям) для получения детьми качественного дополнительного образования; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2023 № 1230-р)
обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) , демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения) ;
включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;
распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования («школа полного дня» и др.) , в том числе путем совершенствования механизмов финансового обеспечения реализации общеобразовательными организациями дополнительных общеобразовательных программ (включая сетевую форму реализации образовательных программ) ;
использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;
расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций для вовлечения детей в научную деятельность;
сохранение сети организаций дополнительного образования детей;
обеспечение в каждом субъекте Российской Федерации централизованной системы управления сетью детских школ искусств исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области культуры и сетью организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2023 № 1230-р)
Кем разработана концепция развития дополнительного образования детей?
Кем и когда была утверждена Концепция развития дополнительного образования?
Важнейшим документом, посвященным именно дополнительному образованию и созданным в русле Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
В каком документе определены основные цели задачи и принципы дополнительного образования детей *?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. — 2012.
В каком году была принята Концепция развития дополнительного образования детей?
Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция) разработана Минобрнауки во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599.4 сент. 2014 г.
Когда был утвержден профессиональный стандарт педагог дополнительного образования детей и взрослых?
N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный N 38994).
О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
О чём концепция допобразования детей
(Александра Лапина, редактор новостей об образовании в Skillbox Media).
Правительство утвердило концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Её планируется реализовать в два этапа, первый пройдёт уже в 2022–2024 годах, а второй — с 2025-го по 2030-й.
В документе отмечается, что на текущий момент уже проведён комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Речь идёт о:
- приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребёнка», входящего в состав национального проекта «Образование»;
- федеральном проекте «Культурная среда», он входит в состав национального проекта «Культура».
То есть новый документ дополняет то, что уже было начато. Отмечается, что в 72 регионах уже появилась целевая модель регионального допобразования. К 2024 году она распространится на все субъекты РФ.
Целевая модель предполагает, в частности, такие планы:
- создать сеть региональных модельных центров и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
- внедрить механизмы персонифицированного учёта и финансирования дополнительного образования детей;
- обновить содержание программ допобразования;
- внедрить модели доступности допобразования для детей с различными образовательными потребностями;
- осуществить деятельность региональных навигаторов допобразования детей.
Региональными навигаторами в документе называются информационные ресурсы с данными о реализуемых в конкретном субъекте дополнительных общеобразовательных программах и организациях, которые их проводят. Кроме того, при помощи этих ресурсов можно искать подходящие ребёнку программы допобразования. Детей регистрируют в этих сервисах, чтобы вести персонифицированный учёт.
Что касается персонифицированного финансирования, то оно означает, что родителям будут выдавать специальные сертификаты. Ими можно будет оплачивать дополнительные общеобразовательные программы. Но сертификаты не будут распространяться на специальные организации допобразования в сфере искусства. Например, музыкальные и художественные школы.
Кстати, как показало недавно исследование в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, именно занятия искусствами на втором месте по популярности среди всех направлений дополнительного образования.
Какие есть проблемы в допобразовании и как их решить
В концепции перечислены трудности, которые сейчас наблюдаются в российской системе детского допобразования. Вот лишь некоторые из них:
- неразвитость механизмов учёта индивидуальных возможностей и потребностей детей, а также несогласованность этих потребностей с направлениями социально-экономического развития регионов, когда определяются содержание и форматы допобразования;
- ограниченная доступность инфраструктуры допобразования для различных категорий детей (особенно для ребят с ограниченными возможностями здоровья);
- неэффективное использование потенциала допобразования для формирования у детей функциональной грамотности и компетенций, значимых для вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования и для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
- недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития допобразования;
- несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения в системе допобразования, а также несоответствие профессионального развития педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы.
Главные цели в рамках совершенствования системы допобразования — создать условия для самореализации и развития талантов, а также воспитать «высоконравственную, гармонично развитую и социально ответственную личность».
Для достижения этих целей намечен целый ряд задач, среди которых, например, такие:
- организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формировать у детей и молодёжи общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм и гражданскую ответственность;
- расширить возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
- сформировать механизмы преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем и дополнительном образовании детей, а также в среднем профессиональном и высшем;
- вовлечь детей в программы и мероприятия ранней профориентации;
- обеспечить взаимодействие с наставниками из научных учреждений, а также вузов и колледжей, для вовлечения детей в научную деятельность.
Чего ждут от реализации концепции и как будут осуществлять задуманное
В результате реализации концепции планируется:
- обновить инфраструктуру допобразования детей;
- расширить участие колледжей и вузов в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также сети школьных спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни, развить школьные музеи, театры и медиацентры;
- запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и сирот;
- использовать механизм зачёта школами образовательных результатов, которые получены в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодёжи;
- широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования (прежде всего речь о школах полного дня, о пользе которых говорили на заседании президиума Госсовета 25 августа 2021 года;
- усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
В соответствии с обозначенными целями составлен подробный план мероприятий первого этапа реализации концепции. Так, ожидается, что до 2024 года все регионы перейдут на персонифицированное финансирование. Причём сертификаты должны получить не менее 25%, а к 2030 году — не менее 30% детей в каждом субъекте РФ. Из федерального бюджета выделят субсидии для создания современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей. Чтобы доступ к дополнительному образованию был у большего количества ребят, количество мест в образовательных организациях планируют увеличить.
Кстати, недавно вышел очередной выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ под названием «Мониторинг экономики образования», который касается роли семьи в процессе обучения ребёнка. Там, в частности, эксперты оценили ситуацию с допобразованием. Так, выяснилось, что 78% школьников посещают дополнительные занятия. Причём 38,5% из них — только вне общеобразовательной организации, а 23,3% — и в школе, и вне неё.
А ещё ранее стало известно, что к расходам на дополнительное образование детей готовы 92% семей. Более того, некоторые подростки даже копили деньги именно на допобучение. Насколько эта ситуация изменится в новых экономических реалиях, покажет время.
Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами с обязательной активной ссылкой на источник.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.
Концепция развития дополнительного образования детей
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей (далее — Концепция).
2. Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработать в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
3. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.
Концепция развития дополнительного образования детей
I. Общие положения
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей (далее — Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Отказ государства от решения этой задачи может привести к рискам стихийного формирования идентичности в периферийных (субкультурных) пространствах социализации.
Средством профилактики этих рисков, ответом на вызовы глобализации становится проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
вариативный характер оценки образовательных результатов;
тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.
Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и другие. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.
Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.
Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации.
В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).
Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).
Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.
Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.
При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.
Существующая система нормативного регулирования ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.
III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями Концепции являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.
Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):
принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;
принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;
принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть «Интернет», социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;
принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);
принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;
принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
V. Основные механизмы развития дополнительного образования детей
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;
межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;
партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;
создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;
сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;
единая система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;
обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);
развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства;
опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.
VI. Основные направления реализации Концепции
Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:
формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей;
формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ дополнительного образования детей;
модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;
создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;
включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах;
нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;
внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;
поддержку дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;
проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:
ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
разработку и реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ;
разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период;
расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен);
внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки);
нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации;
создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает:
формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций;
внедрение и совершенствование современных федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам;
разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;
организацию регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
поддержку существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад, конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в системе дополнительного образования;
внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:
апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;
создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований;
внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;
привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;
поддержку включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей, включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;
введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавариата, создание программ магистратуры, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей;
обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);
модернизацию образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации;
внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.
Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает:
развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), в музыкальных школах, школах искусств и спортивных школах;
разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей, включение дополнительного образования в состав направлений возможного расходования части подоходного налога (при внесении в законодательство права граждан распоряжаться частью подоходного налога), рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при получении гражданами потребительского кредита на обучение по дополнительным общеобразовательным программам;
создание механизмов, расширяющих возможность частичной оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования государства и потребителя);
разработку предложений по созданию механизмов мотивации бизнеса в развитии дополнительного образования детей, в том числе с использованием системы льгот и преференций, включая налоговые;
выделение в муниципальном задании общеобразовательным организациям самостоятельного раздела на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей.
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства предполагает:
обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;
совершенствование (при необходимости — упрощение) лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное (муниципальное) имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
использование механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
предоставление государственных гарантий для перспективных инициативных проектов в сфере дополнительного образования детей;
увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;
формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц;
содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей предусматривает:
создание в системе дополнительного образования детей на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации сети «ресурсных центров» для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта;
развитие сети организаций дополнительного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;
модернизацию и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта, инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;
воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;
внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности;
развитие учебно-технической промышленности, включая производство оборудования, инструментария (музыкальных инструментов, спортивного инвентаря) и методических пособий для дополнительных общеобразовательных программ, в том числе через систему налоговых стимулов для предприятий, включение инвестиционных проектов в сфере дополнительного образования детей (интерактивных музеев, многофункциональных культурно-образовательных центров дополнительного образования) в перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
создание условий для использования в системе дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в том числе учебно-научно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видео-студий;
стимулирование и поддержку средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть «Интернет» и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков;
придание статуса учебных пособий учебно-методическим материалам в сфере дополнительного образования детей, способствующим реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (детская и научно-популярная литература, электронные образовательные ресурсы, тематические коллекции социокультурных ресурсов, научно-популярные фильмы, развивающие игры, имитационные модели).
Развитие неформального и информального образования предполагает:
расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей;
поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети «Интернет», телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;
развитие программ отрытого образования, создание в сети «Интернет» специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;
поддержку развития сектора программ «учения с увлечением» (таких как эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки);
нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма;
реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).
VII. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап — 2014-2017 годы и II этап — 2018-2020 годы.
На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).
Будут внесены обеспечивающие реализацию Концепции изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», включая уточнение объема необходимых для реализации Концепции бюджетных ассигнований.
Предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих предусмотренные Концепцией институциональные изменения.
По приоритетным направлениям Концепции будут разработаны и реализованы в субъектах Российской Федерации пилотные проекты.
В субъектах Российской Федерации на основе Концепции будут разработаны региональные программы развития дополнительного образования детей, начнется их реализация.
На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в субъектах Российской Федерации. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
Начиная с I этапа Минобрнауки России совместно с Минкультуры России, Минспортом России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;
созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
В результате реализации Концепции будут обеспечены:
повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;
сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;
рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;
укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;
формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;
повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.