Что было положено в основу советского права
Перейти к содержимому

Что было положено в основу советского права

  • автор:

Тема 3. Создание основ советского права (октябрь 1917—1920 гг.)

Процесс создания основ социалистического права начался на IIсъезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г., где были заложены основные направления развития нового права. Важной проблемой, стоявшей перед большевиками, была необходимость создания широкой социальной базы для свершившегося переворота. Это обусловило разработку и принятие ими фундаментальных, социально ориентированных законов, учитывающих интересы солдат, рабочих и крестьян. Советы, вмешиваясь в общественную жизнь, стремились ликвидировать старые порядки и утвердить новые, которые бы отвечали их интересам, при помощи нормотворческой деятельности, рассматриваемой и как правотворческая. Конституция 1918 г. юридически закрепила итоги государственно-правового развития Республики Советов.

Первые декреты о суде.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые, административные суды, суды народной совести. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью». В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1 ноябрь 1917 г.)—первый государственный акт, положивший начало формированию единой судебной системы. Он отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные ещё судебной реформой 1864 г., ликвидировал прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Его приоритет основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 2 февраль 1918 г.)—учреждение окружных и областных судов, которые рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов. Воссоздавались следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозащитников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Приговор по уголовным делам выносился совместно народными заседателями и председательствующим судьёй.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 3 июль 1918 г.)—дальнейшее расширение подсудности (компетенции) местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда—народный суд. В своей деятельности суды были обязаны руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием». Применение судами старого права полностью исключалось.

Советская судебная система.

Гласность и публичность судебного разбирательства;

Местные—рассмотрение незначительных гражданских и уголовных дел;

Кассационные—разрешение дел по первой инстанции;

Съезды местных судей—рассмотрение не вступивших в законную силу приговоров и решений местных судов.

В 1917—1918 гг. шёл процесс формирования социалистического права:

Гражданское право—ограничение права частной собственности, гражданской дееспособности физических и юридических лиц, гражданского оборота и сферы применения гражданского договора как основания возникновения имущественных прав, в то время как право государственной собственности было значительно расширено;

Семейно-брачное право—22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве; этим было положено начало зарождению системы органов ЗАГСа; декретом были упрощены условия вступления в брак: брачный возраст—для мужчин с 18 лет, для женщин с 16 лет и взаимное согласие, провозглашено равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни; отмена церковного брака и установление гражданского; передача дел расторжении брака в компетенцию соответствующих местных судов;

Трудовое право—в декабре 1918 г. был принят первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения—Кодекс законов о труде (КЗоТ), включал 9 разделов и 137 статей; особенность его была в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение; трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР с 16 до 50 лет; установление 8-часового рабочего дня, запрет использования труда женщин и подростков в ночное время; ограничение сверхурочных работ; полное уравнение оплаты труда мужчин и женщин; введение социального страхования; 2-х недельный оплачиваемый отпуск; обеспечение прожиточного минимума и минимальной заработной платы; содержался ряд положений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности;

Уголовное право—к 1919 г. развитие уголовного права характеризовалось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания; 12 декабря 1919 г. Наркомюст издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», систематизировав и обобщив в них судебную практику и практику трибуналов; они состояли из введения и 8 разделов; согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который по своей сути был противоположен принцину законности; форма вины не расшифровывалась в кодексе; могла применяться аналогичная форма при решении дел; существовало 16 видов наказания; применялось условное осуждение, имеющее условный характер; на меру наказания влияла социальная принадлежность преступника и социальная направленность деяния; уголовная ответственность наступала с 14 лет; исключение расстрела как высшей меры наказания.

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (12 января 1918 г.).

Один из первых нормативных актов Советского государства, утверждённый СНК РСФСР 2 ноября 1917 г.

Политическая и социальная основа государства—республика советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

Главные задачи Советского государства и общие положения, отражающие суть советской власти;

Основы внешней политики страны;

Основы федеративного устройства.

Это был программный документ III Всероссийского съезда Советов не принятый Учредительным собранием. Россия определялась Республикой Советов и подчёркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Национально-государственный принцип—право нации на определение. В целом Декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от центра.

III съезд Советов принял также постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Российский съезд Советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась также возможность образования областных республик, разграничение их компетенции и компетенции федеральных органов осуществлялось по соглашению ВЦИК РСФСР и ЦИК этих республик. Съезд законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Оба документа, принятые на съезде, вошли затем в Конституцию, решение о разработке которой также было принять съездом.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические,) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Конституция РСФСР (10 июля 1918 г.).

Она была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов (проект готовился с апреля 1918 г.). Основы разрабатывались на положениях «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Политическая основа—Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

Социальная основа—диктатура пролетариата;

Экономическая основа—монополия государства и полная национализация; установление срока действия Конституции;

Объявление РСФСР по государственному устройству Федерацией;

Определение системы органов государственной власти:

а) Всероссийский съезд рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и подотчётного ему ВЦИКа;

б) Совет Народных Комиссаров (СНК);

в) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов;

Закрепление принципа демократического централизма, т. е. вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим;

Определение конституционных прав и свобод граждан (только трудящихся);

Обязанность трудиться и нести воинскую повинность;

Отделение церкви от государства.

Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик. 1922—1923 гг. вошли в историю права России как годы кодификации важнейших отраслей советского законодательства.

Уголовный кодекс РСФСР (1 июня 1922 г.).

В процессе его разработки основным вопросом были основания уголовной ответственности, которая определялась либо характером деяний, либо в соответствии со свойствами личности субъекта, совершающего деяние (ст. 6 делила все преступления на 2 категории: против пережитков дореволюционного строя и действующие непосредственно против порядка управления и общественных отношений, установленных советской властью). После издания данного документа круг уголовно наказуемых деяний неоднократно изменялся, что было вызвано изменениями общественной опасности тех или иных деяний в конкретной обстановке. Однако неизменным оставалось то, что каждое деяние, которое советский уголовный закон считал преступлением, объективно относится к числу общественно опасных.

Земельный кодекс (сентябрь 1922 г.).

Он был введён в действие в декабре того же года. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс «навсегда отменял право частной собственности» на землю, недра, воды, и леса в пределах РСФСР.

Гражданский кодекс (октябре 1922 г.).

Принят на основе Декрета ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР. Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права. Рассматривались вопросы вещного, обязательственного, наследственного права. По кодексу имущественные права принадлежали всем независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания; наряду с государственной и кооперативной собственностью выделялась частная собственность; широкое распространение получили договоры аренды и концессии; законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода.

Трудовое право (ноябрь 1922 г.).

КЗоТ состоял из17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наёмный труд за вознаграждение. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры.

Процессуальное право (февраль 1923 г.).

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утверждён ВЦИК. Он закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят в июле и введён в действие с сентября 1923 г. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

«Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924 г.).

Они выражали единые для всего Советского Союза принципы советского социалистического уголовного права и состояли из 39 статей, которые входили в 4 раздела:

Пределы действия уголовного законодательства;

а) преступления, посягающие на основы советского строя;

б) все прочие виды преступлений.

Меры социальной защиты и их применение судом;

К задачам относилась судебно-правовая защита государства и трудящихся от общественно опасных деяний, подрывающих власть трудящихся или нарушающих установленный ею правопорядок.

Уголовный кодекс РСФСР (1926 г.).

Он был введён в действие с 1 января 1927 г. и состоял из 2-х частей:

Общая—статьи о целях наказания и его видах, при этом в ней не было понятия «наказание», а было понятие меры «социальной защиты»;

б) против порядка управления;

г) против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

е) против отделения церкви от государства;

Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности экономического, социального и правового строя. Следующим этапом кодификационной работы стало создание Основ союзного законодательства. На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 г. Верховным Судом СССР.

§ 3. Создание основ советского права.

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа — новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа — старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права — революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, «как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции».

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК «О редактировании и печатании законодательных актов» принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов, т.к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации — Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу — рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми, ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

По форме подачи голосов выборы как правило были открытыми.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и «неблагонадежные» — бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории — умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право. Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности — государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т.е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т.п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право. Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т.п., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы развития колхозного движения.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления, как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений — контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине — вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений — взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления. Наиболее тяжкое — использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д. Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел «не ниже». Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту, как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане, неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т.ч. и предание суду, коллегиально.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

Таким образом, с Октября 1917 г. в России были заложены основы советского права — права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.

Особенности становления системы источников советского права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попадопуло Леонид Николаевич

В настоящей статье рассмотрены особенности формирования системы источников права в первые годы установления Советской власти. Научная новизна исследования заключается в системном подходе к анализу источников права . Актуальность статьи определяется отсутствием в научной литературе исследований, раскрывающих системные свойства источников права на этапе формирования советского государства. С целью анализа многообразия источников права рассматриваемого периода в исследовании использован антропологический подход. Автором дана оценка источникам права рассматриваемого периода и сделаны выводы об их системных свойствах.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Попадопуло Леонид Николаевич

Features of formation of sources of the Soviet law

In this article describes features of formation of system of sources of law in the first years of establishment of Soviet government. The scientific novelty of the study is a systematic approach to the analysis of sources of law.. The relevance of the article is determined by the lack of research revealing the system properties of sources of law at the stage of the formation of the Soviet state in the scientific literature. To analyze the diversity of the sources of law in the period under review, the study used an anthropological approach. The author assesses the sources of law in the period under review, and conclusions about their system properties.

Текст научной работы на тему «Особенности становления системы источников советского права»

3.16. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА

Попадопуло Леонид Николаевич, аспирант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы. Филиал: Южно-Российский институт управления. E-mail: leo.jurist@yandex.com

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены особенности формирования системы источников права в первые годы установления Советской власти. Научная новизна исследования заключается в системном подходе к анализу источников права. Актуальность статьи определяется отсутствием в научной литературе исследований, раскрывающих системные свойства источников права на этапе формирования советского государства. С целью анализа многообразия источников права рассматриваемого периода в исследовании использован антропологический подход. Автором дана оценка источникам права рассматриваемого периода и сделаны выводы об их системных свойствах.

Ключевые слова: право, источники права, советское право, система источников права.

FEATURES OF FORMATION OF SOURCES OF THE SOVIET LAW

Popadopulo Leonid Nikolaevich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of National economy and Public Administration. Branch: South-Russian Institute of Management. E-mail: leo.jurist@yandex.com

Annotation: In this article describes features of formation of system of sources of law in the first years of establishment of Soviet government. The scientific novelty of the study is a systematic approach to the analysis of sources of law.. The relevance of the article is determined by the lack of research revealing the system properties of sources of law at the stage of the formation of the Soviet state in the scientific literature. To analyze the diversity of the sources of law in the period under review, the study used an anthropological approach. The author assesses the sources of law in the period under review, and conclusions about their system properties. Keywords: law, sources of law, soviet law, system of sources of law.

Целью настоящей статьи является анализ системы источников права в первые годы установления Советской власти. Данный период характерен кардинальными изменениями политического строя, общественных и экономических отношений и, как следствие, права. История исследования источников права с позиции их системных свойств не является обширной. Как правило авторы ограничиваются рассмотрением отдельных источников права. Однако, для составления полной картины о всех особенностях взаимоотношения источников права необходимо проанализировать их все многообразие по отдельным периодам конкретных стран. Для решения подобной задачи, на наш взгляд, необходимо использование антропологического подхода.

Особенностью антропологического изучения права является неодинаковая степень формализации и развития правовых норм и преимущественное их распространение среди разных сегментов общества. Данные нормы, вне зависимости от того, санкционированы ли

они государством или нет, являются частью фактически существующей правовой реальности. Их действие зависит от реакции общественного сознания.

Данный подход позволяет нам рассмотреть систему источников советского права с позиции правового плюрализма. Напомним, что сутью данного подхода является широкое правопонимание, выходящее за пределы позитивистского определения права, и допускающее параллельное существование с государственно-организационном правом легально действующих иных источников права. Правовой плюрализм характеризуется существованием различных механизмов правотворчества. Государство является не монополистом в данной области, а одним из участников.

Период формирования Советского государства для исследования выбран неслучайно: события Октябрьской революции 1917 года ознаменовались для России коренными изменениями многих сфер общественных отношений. Данные изменения прямым образом влияли и на выстраивание новой правовой системы, создание нового прогрессивного права. Отправной точкой создания нового советского законодательства является издание самых первых декретов II Всероссийского съезда Советов.

Новое государство стало активным законодателем, выпуская в первые годы сотни документов, разнообразных по наименованию и формам — декларации, наказы, резолюции, постановления, положения, инструкции, причем название документа не зависело от органа, принявшего его. Однако наиболее распространенной формой актом были декреты. Данный термин был позаимствован из терминологии французской революции. Подобная креативность в названиях связана с тем фактом, что новая власть старалась максимально абстрагироваться от терминов царской эпохи — «закона» и «указа», чуждым, как ей тогда казалось, пролетарскому праву. Круг субъектов правотворчества был крайне обширен — ими могли быть Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК, наркоматы. Этот факт в совокупности с активностью законодателя привел к тому, что нормативно-правовые акты первых месяцев советской власти не отличались высоким уровнем юридической техники, а также несли в себе пункты, носящие исключительно декларативный характер. Так, например, в Декрете о печати от 28.10.1917г. [14, с. 24-25] дословно содержалось, что «. в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захвативших в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс.

Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы.». Можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты рассматриваемого периода не предназначались законодателем на длительный период применения, это привело к тому, что к 1917 г. как в доктрине, так и в практике не сложилось безоговорочного отношения к закону как к основному источнику права.

Однако потребность в удовлетворении основных запросов народных масс необходимо было удовлетворять, и с этой целью власть одним из первых принимает знаменитый «Декрет о земле». [14, с. 17-21] Его

Пробелы в российском законодательстве

основная задача сформулирована Лениным как удовлетворение стремлений крестьян самостоятельно решить все вопросы о земле. На примере данного декрета можно проанализировать отношение советской власти к обычному праву, которым традиционно регулировалась большая часть отношений в крестьянской среде.

Как в своих работах отмечала Шатковская Т.В., Декрет представляет собой манифест, легализовавший крестьянские представления о земельных отношениях, основанных на обычно-правовых нормах. [12, с. 87] Так Декретом официально узакониваются такие положения обычного права сельской общины как уравнительно-трудовое землепользование, раздел земли по трудовой или потребительской норме, приоритет общинных интересов. Казалось бы, данный пример прямо говорит о том, что новое государство однозначно включает в перечень источников права обычное право, однако действительность намного сложнее. В целом советское государство на ранних этапах допускало использование обычного права, но официально старалось этого не признавать. Подобная противоречивая политика находит свое отражение практически во всех сферах общественных отношений, которые в дореволюционный период традиционно регулировалось обычаями, и влечет к непоследовательной и неоднообразной правотворческой деятельности законодателя. Так, С.Л. Зивс отмечал: «В современных условиях правовая действительность нашей страны не знает более такого источника как «санкционированный государством обычай». Лишь по инерции характеристика правового обычая как источника права продолжает фигурировать в различных классификационных схемах разграничения видов источников права». [2, с. 30] П.И. Стучка, считал, что «вместе с писаными законами прежнего строя должны гибнуть и его обычаи, поскольку те и другие противоречат потребностям нового строя и новому правосознанию». [8, с. 31] Логика власти понятна. Одна из главных особенностей правового обычая как источника права является его движение «снизу — вверх», т.е. способность полнее, нежели иные источники выражать волю народных масс, их потребности и воззрения. Целью же Советского государства было создание абсолютно нового социалистического права и, разумеется, консервативность обычая и его неразрывная связь с прошлым, а не будущем, не являлось подспорьем в осуществлении этой цели. В силу всех этих причин Советское государство, «своей целью имеющее всестороннее развитие нового, прогрессивного, не идет по пути выражения своей воли в форме правового обычая». [5, с. 85]

Однако это не означает, что власть объявляла монополию на создание правовых норм. Напротив, одной из составных частей становления и закрепления Советской власти являлась активизация правотворчества населения страны. Одну из главных ролей в этом процессе играли Советы, правотворчество которых большевиками всячески поддерживалось.

В.И. Ленин оценивал советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, новые сельские и городские власти и другие как новые революционные органы власти, и считал их созданными исключительно революционными слоями населения вне правовых норм т.е. революционным путем [10, с. 317]

Стоит отметить, что именно Советы на основе собственной правотворческой инициативы принялись учреждать революционные суды сразу же после свержения Временного правительства. Одними из первых они

были образованы в Петрограде. По воспоминаниям современников, уже в конце октября — ноябре были предприняты массовые попытки контрреволюционеров реставрировать буржуазию. Для этого предпринимались различные способы: от антисоветской агитационной работы до организации беспорядков. [6, с. 96] Это послужило причиной самоорганизации революционных судов на основе советов петроградских рабочих и солдат, как одной из мер для борьбы с такого рода преступностью и поддержания революционного порядка. 28 октября 1917г. Выборгский районный Совет известил районную думу, что для борьбы с грабежами и мародерством он организовал народные суды. [11, с. 3]

Стоит особенно отметить тот факт, что появление данных судов предвосхитило судебную систему, установленную Советской властью в своих декретах. Революционное творчество масс в области создания советского суда высоко оценил В. И. Ленин. Он писал: «. революционные массы, после 25 октября 1917 г., вступили на верный путь и доказали жизненность революции, начав устраивать свои, рабочие и крестьянские, суды, еще до всяких декретов о роспуске буржуазно бюрократического судебного аппарата». [3, с. 197] Соответственно, при отсутствии официального правового регулирования мы можем с полной уверенностью называть суд, созданный на основе Советов непосредственным творчеством народных масс.

Однако отсутствие официального правового регулирования судов продолжилось недолго. Декрет о суде № 1 был принят 22 ноября 1917 года. [13, с. 124-126] Данным декретом упразднялась вся предыдущая судебная система, адвокатура, прокуратура, за исключением института мировых судей, который приостанавливает свою деятельность. Вместо упраздняемых институтов декретом вводился местный суд в составе постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, избираемых впредь до введения прямых демократических выборов местными Советами. Во время разработки, к готовящемуся проекту Декрета Лениным было добавлено примечание, что отменяются все законы, противоречащие декретам нового правительства, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров. [1, с. 207]

При сопоставлении перечисленных положений декрета с данными об организации трудящимися самодеятельных революционных судов видно, что декрет явился как бы обобщением и законодательным закреплением правотворческого опыта Советов, накопленного ими за период октября —ноября 1917 г. Выборность судей Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, разрешение судебных дел на основе революционной совести и революционного правосознания (об этом мы расскажем более подробно далее), отмена старых материально-правовых и процессуальных законов — все эти положения декрета еще до его издания были применены Советами в ходе строительства революционного суда. В результате, отмечал Стучка, «наш декрет о суде сделал все возможные, с нашей точки зрения, уступки; он не отрицает целиком писаного закона, но отводит ему подобающее, в переходную эпоху, место. действительно, формулировка. призывает . народ решать вопросы о том, что еще остается в силе от прежних 16 томов свода законов и что из них уже окончательно отменено революцией». [9, с. 10] Соответственно можно сделать вывод, что несмотря на всю декларируемую прогрес-

сивность права молодого государства, оно позволяло использовать в определенном объеме такие источники дореволюционного права как законы свергнутых правительств и обычное право. Однако здесь нам нужно задать вопрос о том, каким образом эти источники права способны сосуществовать с нормативно-правовыми актами, которые помимо свой несовершенной формы, еще были не в состоянии регулировать все сферы общественных отношений. Причем подобное сосуществование не должно влечь за собой приоритет «непрофильных» источников права, так как это прямо противоречило устремлениям власти. И здесь было использовано оригинальное решение, ввод «нового» источника — революционного правосознания, которое помимо восполнения пробелов в правовом регулировании, также служит своего рода «пределом» действия источников права, до которых еще не добралось новое правотворчество.

Революционное правосознание как термин появился до создания Декрета о суде №1 в котором он получил свое официальное закрепление. В основу данного понятия была положена развитая М. Рейснером идея Л. Петражицкого о так называемом «интуитивном праве», в соответствии с которым право толковалось как социальный феномен, имеющий прежде всего психологическую природу, а правосознание объявлялось если не единственной, то основной формой существования права. [7, с. 69]

В дальнейшем эта идея нашла свое развитие в трудах А. Луначарского. Так, его статья «Революция и суд» начинается с утверждения, что «революционный класс приносит с собой новое правосознание, предчувствие новых юридических отношений и форм, находящихся в глубоком соответствии с созданными его революцией новыми хозяйственными условиями жизни». [4, с. 15-16] Он считал, что создание нового интуитивного права, которое бы отражало классовые интересы масс и соответствовало актуальному общественному устройству, возможно лишь исключительно в процессе непосредственного революционного правотворчества этих самых масс.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о цели и месте в системе источников права революционного правосознания. Как мы уже говорили ранее, правовая политика первых месяцев советской власти была ориентирована на активизацию самодеятельности народных масс. Большевики полагали, что население опираясь на свое революционное правосознание, самостоятельно решит актуальные для них вопросы. Собственные декреты советские руководители воспринимали как инструкции, зовущие к массовому практическому делу. Они понимали, что содержание декретов неидеально, однако полностью запрещать применение обычного права и права свергнутых правительств было бы губительно для создания нового права, несмотря на все, казалось бы, идеологические противоречия.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что Октябрьская революция 1917 года привела к коренному изменению не только политического строя и экономического строя, но и всего права.

Целью новой власти был полный отказ от дореволюционных правовых норм, доктрины, традиций и опыта юридической техники, но помимо этого, стремление создать абсолютно новое право привело и к необходимости разрушить «фундамент», на котором оно держалось — систему источников права.

Начиная притворять этот план в жизнь, власть столкнулась со сложностями: нехватка новых официальных правовых норм, риск контрреволюции, сжатые сроки и необходимость принятия оперативных решений привели к казуистичности официального правового материала. В результате этого были появились пробелы в правовом регулировании. Чтобы их заполнить законодатель официально легализует «новый» источник права — революционное правосознание и вынужден частично разрешить использование «старых» -дореволюционных правовых норм и обычного права, несмотря на все кажущиеся противоречия поставленной цели. Это дает нам основание говорить, что в период становления советской власти и права происходит параллельно процесс создания новой системы его источников.

1. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М.: Археографический центр, 1997. 451 с.

2. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. 240 с.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е изд. Том 36. М.: Издательство политической литературы, -Т. 36. 740 с.

4. Луначарский А.В. Революция и суд. Материалы Народного комиссариата юстиции. М., 1918. Вып. 2. С. 15-19.

5. Наконечная Т.В. Преемственность в развитии советского права / Т.В. Наконечная. Киев:, 1987. 104 с.

6. Подвойский Н.И. Военная организация ЦК РСДРП(б) и Военно-революционный комитет в 1917 году // Красная летопись. 1923. № 6. С. 64-97.

7. Рейснер М. А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология / М.А. Рейснер. М.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1908, 240 с.

8. Стучка П.И. Народный суд в вопросах и ответах. М. — Пг., 1918, 60 с.

9. Стучка П.И. Старый и новый суд. Материалы НКЮ, вып. II. М., 1918. 102 с.

10. Токарев Ю.С. Роль Советов в судебном строительстве (октябрь 1917 июнь 1918 гг.) // Проблемы государственного строительства в первые годы советской власти. Л., 1973. С. 240 — 258.

11. Ушаков И.А. Создание первого народного суда в Петрограде // Советское государство и право. 1957. № 1. С. 3-12.

12. Шатковская Т.В. Место обычного права в регулировании земельных отношений в первые годы советской власти (1917-1922 гг.) // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 3. С. 87-92.

13. Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. 627 с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста — 84,11%

Источники советского права кратко

Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формированиенового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся.

Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918 г.

Источники советского права. Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

  1. новое законодательство, новые нормативные акты;
  2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
  3. революционное правосознание трудящихся.

Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

Гражданское право. В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности — государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, — сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

Земельное право. Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

Суд и процесс. Создание новых — советских — судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II — III Всероссийских съездов Советов.

1. Нормативные источники: акты Всероссийских съездов Советов, законы ВЦИК, законы ВЦИК совместно с СНК, законы СНК, акты некоторых органов государственного управления (например, Инструкции, постановления НКВД).

3. Революционное правотворчество также осуществлялось самими судебными органами (судебной практикой), политическими партиями (например, программа партии большевиков стала основой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа) и даже местными Советами.

II) Конституционное право формировалось, в основном, законодательными актами II – III съездов Советов и другими нормативно-правовыми актами (см. выше), в числе которых можно указать также:

III) Гражданское право.

1. Формируется важнейший институт советского гражданского права институт государственной социалистической собственности на орудия и средства производства.

Социалистическая собственность возникает, в первую очередь, в процессе национализации – принудительного и безвозмездного изъятия объектов частной собственности (начиная с собственности на землю) в собственность государства.

Затем, в начале 1918 г. были национализированы: торговый флот (Декрет СНК от 23 января 1918 г.), внешняя торговля (Декрет СНК от 22 апреля 1918 г.), транспорт и связь.

В мае – июне 1918 г. были национализированы предприятия сахарной, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности.

2. Помимо национализации, советское государство предпринимало ряд других мер по ограничению и ликвидации института частной собственности:

Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право. Источниками создания советского законодательства являются:

1) произведения марксизма-ленинизма;

2) революционное правосознание и взгляды теоретиков;

3) нормативные акты советской власти.

До 1936 г. акты партии не были источниками права. Социалистическое право не имело иерархии законодательства. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой — акты съезда Советов РСФСР.

Юридическая ликвидация сословного строя . Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в стране, однако при этом одной из важнейших задач государственной власти называлось уничтожение эксплуататорского класса.

институт российского подданства;

приписка граждан к определенному сословию и получение прав и обязанностей в зависимости от этой приписки, которая в свою очередь определялась по рождению лица.

устанавливала демократические права и свободы граждан;

отменяла ограничения по национальному и религиозному признаку;

были дарованы избирательные права женщинам;

она не отменяла сословные привилегии и чины.

III съезд Советов принял отклоненную декларацию 12 января 1918 г. Декларация окончательно закрепила единоличную власть Советов в стране. Российская республика стала федеративной, формирующейся на основе всеобщего равенства всех народов России. Федеративное устройство Советского государства предполагало наличие единого верховного органа власти и органов власти в отдельных республиках.III съезд Советов принял решение о подготовке первой Конституции Советского государства, в основу которой была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

46. Разработка проекта, принятие и содержание Конституции РСФСР 1918 года. Основу Конституции РСФСР 1918 г. (К) составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Разработкой проекта К занималась Конституционная комиссия (председатель — Я.М. Свердлов). Процесс работы над проектом К занял 4 месяца. К была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов. К закрепила политическую основу государства — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всероссийский съезд Советов провозглашался высшим органом
власти, на нем избирался подотчетный Съезду Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) — Правительство РСФСР. По государственному устройству К объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой являлись национальные республики. На местах власть осуществляли областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов через создаваемые ими исполнительные комитеты. Провозглашалось отделение церкви от государства. Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов.

Органы: Совет Рабочей и Крестьянской обороны, революционные комитеты и комитеты деревенской бедноты. Совет обороны иод председательством Ленина образован 30 ноября 1918. Ему предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств в интересах обороны. Он выполнял функции высшего чрезвычайного органа государственной власти. Ревкомы наделялись чрезвычайными полномочиями, на местах им принадлежала вся полнота власти. Они занимались организацией обороны, поддерживали революционный порядок, создавали партизанские отряды. 3 вида ревкомов: местностей, прифронтовой полосы, тыла. Они осуществляли наиболее важные функции, связанные с задачами военной обороны.В круг деятельности волостных и сельским комбедов входило: распределение хлеба, предметов первой необходимости и с/х орудий, оказания содействия местным продовольственным отрядам в изъятии хлебных запасов у богатых крестьян. Постепенно комбеды превратились в органы власти в деревне, заменив сельские советы. Превратились в реальную власть в селе. Сложилась опасная ситуация двоевластия в деревне, поэтому 6 съезд постановил распустить комбеды. Положение в 1920 создало Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, возлагалась задача борьбы с бюрократизмом и волокитой. Одной из функции новой инспекции была также непосредственная борьба с преступностью.

48. Законодательство о браке, семье и опеке, трудовое законодательство, первые советские кодексы 1917 – 1920 гг.

Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья — ячейка общества. Нововведения в семейно-брачное право 1917-1918 гг.: 1) отменено обязательное согласие родителей на брак; 2) различие в вероисповедании или расовой принадлежности брачующихся перестало препятствовать заключению брака. Законная форма брака -гражданский. Была введена свобода развода.

В сентябре 1918 г. был принят специальный Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Основные положения Кодекса: 1) церковный брак не порождает никаких юридических последствий; 2) уравнивались права полов; 3) отменялся принцип общности имущества супругов; 4) устанавливался принцип раздельности имущества родителей и детей; 5) запрещалось усыновление; 6) воспитание детей — общественная обязанность родителей, а не их частное дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *