Что такое оборона российской федерации
Перейти к содержимому

Что такое оборона российской федерации

  • автор:

Оборона страны

Юридические и исторические документы, институты

Оборо́на страны́, одна из функций государства, представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённую защиту государства, целостности и неприкосновенности его территории.

В Российской Федерации оборона страны организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Стратегией национальной безопасности , Военной доктриной , федеральными конституционными законами , федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаётся военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы РФ (ВС РФ). К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее – другие войска). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации , органы: Федеральной службы безопасности Российской Федерации , государственной охраны, военной прокуратуры, а также военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации , федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Организация обороны включает: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины РФ; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых Сил РФ (ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; разработку, производство вооружения и военной техники, создание их запасов и совершенствование систем управления ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

В систему мероприятий по организации обороны также входят: планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; организация мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; оперативное оборудование территории РФ в целях обороны; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны; развитие науки в интересах обороны; координация деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; финансирование расходов и контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, деятельностью ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны и др.

В целях планирования и осуществления мероприятий в области обороны разрабатывается план обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимосвязанных документов стратегического (военного) планирования. Разработка документов военного планирования осуществляется в соответствии с положением о военном планировании в Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

Раздел I. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ

Статья 1. Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

5. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — другие войска). (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 223-ФЗ; от 08.12.2011 № 424-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ; от 29.12.2017 № 473-ФЗ)

7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач в области обороны. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

81. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее — добровольческие формирования). (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 04.11.2022 № 419-ФЗ)

9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону. (В редакции Федерального закона от 30.12.1999 № 223-ФЗ)

10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. (В редакции федеральных законов от 26.06.2007 № 118-ФЗ; от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

11. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ; от 26.06.2007 № 118-ФЗ)

12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 460-ФЗ)

Статья 2. Организация обороны

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны и служебную тайну в области обороны; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 172-ФЗ)

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.

Статья 21. План обороны Российской Федерации

1. В целях планирования и осуществления мероприятий в области обороны разрабатывается План обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования.

2. Разработка документов военного планирования, включаемых в План обороны Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обороны

1. Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный закон и законы Российской Федерации в области обороны.

11. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

2. Законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Статья 31. Служебная тайна в области обороны

1. Служебную тайну в области обороны составляют сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий.

2. Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенных статьей 2 настоящего Федерального закона.

3. Право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны (далее — перечень), а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (при наличии такой информации). Указанные перечни подлежат опубликованию в открытом доступе.

4. Основанием для отнесения сведений к служебной тайне в области обороны является их соответствие перечням сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденным руководителями федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

5. Порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, определяется Правительством Российской Федерации.

6. Сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению.

7. Лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации и не разглашать указанные сведения без согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предоставивших данные сведения.

8. Лица, допустившие разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получившие доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 11.06.2021 № 172-ФЗ)

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

8) утверждает государственную программу вооружения; (В редакции Федерального закона от 12.02.2015 № 13-ФЗ)

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

101) назначает граждан Российской Федерации, не являющихся военнослужащими, на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и освобождает их от указанных должностей; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 05.04.2021 № 73-ФЗ)

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; (В редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 377-ФЗ)

111) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 30.12.2012 № 288-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

112) принимает решение о создании добровольческих формирований; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 04.11.2022 № 419-ФЗ)

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13) утверждает общевоинские уставы, Корабельный устав Военно-Морского Флота, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; (В редакции федеральных законов от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 11.06.2022 № 173-ФЗ)

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны; (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 05.04.2013 № 55-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

15) утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Россий

Что такое оборона российской федерации

Вооруженные Силы – часть структуры государства, связанная с выполнением его внешних функций (оборона страны, участие в миротворческой деятельности и др.). Понятие «вооруженные силы» впервые было введено Ф. Энгельсом, как общее для армии и флота. В настоящее время Вооруженные Силы включают в себя различные виды и рода войск, высшие органы военного управления, органы тыла. Решающее влияние на строительство Вооруженных Сил оказывает экономическое состояние страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения внешней агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обороне» и других законов, нормативных и правовых актов в области обороны. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск. Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется:

  • военнослужащими – путем призыва и добровольного поступления граждан на военную службу;
  • гражданским персоналом – путем приема на работу в военные организации на должности, подлежащие замещению гражданскими специалистами.

Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других стран. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, на реформировании Вооруженных Сил, на приведении их в соответствие с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями страны. На основе анализа изменений, происшедших в характере отношений Российской Федерации с ведущими державами мира, можно делать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем не исключаются попытки силового соперничества с Россией и отмечается, что реальную угрозу в области обороны России представляют:

  • существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженные конфликты вблизи государственных границ России;
  • распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, развитие технологий их производства и средств их доставки в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах;
  • расширение спектра угроз, связанных с международным терроризмом;
  • сохранение или создание крупными державами мощных группировок Вооруженных Сил в прилегающих к территории России регионах.

В этих условиях главной целью практической деятельности государства является совершенствование военной организации Российской Федерации, ее Вооруженных Сил для обеспечения национальной безопасности страны, возможности адекватного (соответствующего) реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.

На пороге XXI в. Россия встала перед необходимостью проведения военной реформы. Ее начало было положено замыслом предстоящих преобразований, разработанным ведущими учеными и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командования и штабов видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов и флотов. Правовым фундаментом военной реформы стал Указ Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». В нем были уточнены задачи Вооруженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможностей экономики России, определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все это в последующем нашло свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой определено, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для противодействия агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для обороны страны военной мощи. страны военной мощи.

Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

Исходя из этого, определены следующие основные задачи Вооруженных Сил России и других войск.

Главные задачи по обеспечению военной безопасности:

  • своевременное обнаружение угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
  • поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение отпора агрессору в любых условиях;
  • поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
  • содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
  • несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами, обеспечивающее безопасность нашей страны;
  • качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);
  • поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;
  • охрана и защита государственной границы Российской Федерации;
  • развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами ПВО;
  • создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
  • охрана важных государственных объектов;
  • предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
  • предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;
  • организация гражданской и территориальной обороны;
  • обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • ведение стратегических операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
  • поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
  • локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
  • поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
  • защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
  • выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами.

Главные задачи во внутренних вооруженных конфликтах:

  • разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских • разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
  • восстановление законности и правопорядка;
  • обеспечение общественной безопасности и стабильности;
  • поддержание правового режима чрезвычайного положения в районах конфликтов;
  • локализация и блокирование районов конфликтов;
  • пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
  • изъятие оружия у населения в районах конфликтов;
  • усиление охраны общественного порядка и безопасности в регионах, примыкающих к районам конфликтов.

Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, их локализации и блокированию, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на создаваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.

Главные задачи в операциях по поддержанию и восстановлению мира:

  • разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
  • обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
  • блокирование районов конфликтов в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
  • создание предпосылок для политического урегулирования.

Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они готовятся к выполнению задач по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств.

Что такое оборона российской федерации

Статья 1. Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

5. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — другие войска).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач в области обороны.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 8.1 ст. 1 (в ред. ФЗ от 04.11.2022 N 419-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.

8.1. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее — добровольческие формирования).

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 04.11.2022 N 419-ФЗ)

9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

(в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *