Что является главным нормативом качества окружающей среды
Перейти к содержимому

Что является главным нормативом качества окружающей среды

  • автор:

Что является главным нормативом качества окружающей среды

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.

5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия:

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

  • — предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;
  • — предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

— предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • 1. устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • 2. служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • 3. служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • 4. учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) — количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учитывают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют более 1800 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 400 для атмосферного воздуха и более 140 для почв.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) — это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) — это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) — это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

Предельно допустимая концентрация вод водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) — это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

При нормировании качества почвы используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) — это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах.

При нормировании качества продуктов питания используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в продуктах питания. Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) — это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ — это по сути то же, что ПДК, но для физических воздействий.

Существуют случаи, когда ПДК или ПДУ находятся только на стадии разработки. Тогда используют такие показатели, как ОДК — ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ — ориентировочно допустимый уровень.

Необходимо отметить, что существует несколько подходов к нормированию загрязнения окружающей среды. Во-первых, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, с другой стороны, — степень изменения окружающей среды в результате ее загрязнения. В последнее время все чаще обращают внимание на недостатки первого подхода, в частности, применения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества среды по показателям ее трансформации практически не развит. Поэтому, наиболее оптимальным вариантом является использование сочетания двух подходов.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) — это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15-20% загрязняющих производств, на ВСВ — 40-50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду — это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как емкость природной среды, или экологическая емкость территории. Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Нормативы и методы их определения утверждаются природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора. Однако наука и производство не стоит на месте, а постоянно расширяется и совершенствуется и при разработке новых нормативов используются наработки международных исследований и экологические мировые стандарты.

При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Нормативы качества окружающей среды

Понятие нормативов качества окружающей среды

Понятие нормативов качества окружающей среды установлено в статье 21 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исходя из этой статьи, нормативы качества окружающей среды — это такие нормативы, которые установлены в соответствии с экологическими показателями и которые предназначены для оценки того, является ли на данной территории окружающая среда качественной или нет.

Давайте разберемся с этим определением подробнее.

Качество окружающей среды.

Прежде чем говорить о нормативах, нужно разобраться с понятием «качество окружающей среды».

Словарь Ожегова говорит нам, что «качество – это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет от другого». Таким образом, простым языком можно сказать, что качество окружающей среды должно на основании неких признаков или свойств показывать нам – хорошая окружающая среда вокруг или нет.

В юридической терминологии используется понятие «благоприятная окружающая среда».

Качество, т.е. благоприятность, окружающей среды характеризуется:

  • Физическими показателями
  • Химическими
  • Биологическими
  • иными показателями и (или) их совокупностью.

благоприятная окружающая средаБлагоприятная окружающая среда.

Под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Экологическая безопасность — это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Нормативы качества окружающей среды: немного истории

История развития нормирования такова: первоначально были установлены нормативы качества окружающей среды, приемлемые для человека, чем было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования.

Однако человек — не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «Защищен человек — защищены и экосистемы» нельзя назвать верным. Отголоски этого подхода существуют и поныне. Так, Закон об охране атмосферного воздуха различает гигиенический и экологический нормативы качества атмосферного воздуха.

Первый вид нормативов отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека, а второй показывает содержание вредного воздействия на окружающую среду. Так как смысл «гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха» как самостоятельных не просматривается, возникает подозрение, что они были приняты для оправдания бездействия специально уполномоченных органов государственного управления в данной сфере.

Виды нормативов качества окружающей среды.

Выделяют несколько видов нормативов качества окружающей среды:

  • Нормативы качества по химическим показателям
  • Нормативы качества по физическим показателям
  • Нормативы качества по биологическим показателям

Нормативы качества по химическим показателям.

Нормативами качества по химическим показателям являются так называемые «предельно допустимые концентрации» (или ПДК). Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для различных веществ как естественного, так и искусственного происхождения в зависимости от их опасности для тех или иных компонентов природной среды. Указанные нормативы устанавливаются на основе научных данных таким образом, что нахождение нормируемых показателей в рамках установленных нормативов предельно допустимого содержания не приводит к загрязнению окружающей среды или деградации естественных экологических систем.

Нормативы качества по физическим показателям.

Под физическими показателями понимаются такие, как уровни шума, температуры, электромагнитных излучений, радиоактивности и т.п.

Нормативы качества по биологическим показателям.

К биологическим показателям состояния окружающей среды можно отнести следующие:

а) состояние определенных популяций, включая их половозрастные параметры (например, промысловых видов);

б) уровень биологического разнообразия;

в) видовой состав в границах определенных экологических систем или географических районов.

Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий. При разработке и утверждении нормативов качества учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

В каких документах указываются нормативы

Нормативы качества окружающей среды предусмотрены многими документами: постановлениями Правительства РФ, ГОСТами, ОСТами, СНиПами, СанПиНами, ОБУВами, приказами МПР России и другими.

В завершение материала приводим полностью статью из ФЗ.

Статья 21. Нормативы качества окружающей среды

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды»

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Экологические нормативы

В 5 главе ФЗ “Об охране окружающей среды” раскрыты все аспекты экологического нормирования. Так, например, в ст. 22 приводятся рамки-нормативы последствий, которые возможны при контакте природопользователей с окружающей средой. Особенно стоит обратить внимание на границы-нормативы возможных и допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ. У каждой природной территории или же акватории имеются свои особенности. Нормативы качества учитывают их, а потому за превышение допустимых выбросов и сбросов предусматривается ответственность перед законом. Это то, чего в первую очередь стоит остерегаться предприятиям, которые нарушают экологические нормативы. В Федеральном законе “Об охране окружающей среды” указываются виды ответственности в экологическом правоотношении.

Так, можно сделать вывод о том, что экологические нормативы составляют гражданское, административное и уголовное правоотношение. Предлагаем вам подробнее остановиться на том, что представляет из себя нормирование. Давайте рассмотрим виды экологических нормативов более детально.

3. Виды экологических нормативов

Этапы разработки нормативов в области охраны окружающей среды: В первую очередь проводится ряд научно-исследовательских работ для дальнейшего обоснования экологических нормативов, После чего приводятся основания для разработки или же пересмотра данных нормативов, Далее утверждается и публикуется перечень нормативов в области охраны окружающей среды, Разработка экологических нормативов завершается проведением оценки для прогнозирования различного рода последствий их применения.

  • Нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
  • Установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
  • Нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
  • Иные нормативы качества окружающей среды. Они устанавливаются по итогу проведения лабораторных испытаний, а также для природных территорий и акваторий на основании наблюдений за состоянием окружающей среды.

Экологические нормативы допустимого воздействия также подразделяют на несколько видов. Давайте уделим внимание наиболее актуальным из них.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
Лимиты на выбросы и сбросы

В ФЗ “Об охране окружающей среды” нет привычных положений о лимитах на выбросы и сбросы. Ранее они устанавливались при условии наличия согласованных планов снижения выбросов и сбросов. Лимиты сменили временно разрешенные выбросы (ВРВ) и временно разрешенные сбросы (ВРС). Отличается только порядок установления: по отношению к объектам 1, 2 и 3 категорий при том, что возможность соблюдения технологических нормативов, НДВ и НДС отсутствует.

  • Установить лимиты на выбросы и сбросы в старом порядке до момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР);
  • Установить ВРВ, ВРС в рамках получения КЭР, но только в том случае, если имеется уже утвержденная программа повышения экологической эффективности.
Новые правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод

С 1 июля 2020 года начинают действовать новые Правила контроля состава и свойств сточных вод. Новый порядок взаимоотношений между водоканалами и абонентами вступает в силу вместе с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.

Важным нововведением является утверждение Правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями. Теперь для всей России будет действовать единый порядок расчета нормативов и исчисления платы. Ранее же регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность.

Также хотим обратить внимание на понятие предельно допустимых сбросов (ПДС). Проект предельно допустимого сброса загрязняющих веществ нужен всем предприятиям-водопользователям, которые осуществляют сбросы сточных вод в водные объекты. На сайте ЭкоПромЦентра есть отдельный большой материал, посвященный этой теме.

Технологические нормативы

Технологические нормативы нужны всем объектам 1 категории. Они устанавливаются КЭР, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона об охране окружающей среды. Содержание КЭР установлено пунктом 10 ст. 31.1 ранее упомянутого Закона. С наступлением 2019 года в силу вступило множество изменений в экологическом законодательстве.

Одним из наиболее важных стало обязательное получение комплексного экологического разрешения. Получить КЭР нужно всем объектам 1 категории до 1 января 2025 года. Кроме того, Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 утвержден Перечень, включающий в себя 300 объектов 1 категории опасности, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации и лица, которые эксплуатируют такого типа объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года. Денежный штраф за отсутствие КЭР достигает 100 000 рублей.

Если предприятие имеет несколько объектов 1 категории, то КЭР подготавливается для каждого такого объекта. Бывают случаи, когда у предприятия имеется сразу несколько объектов разных категорий (2, 3 или 4). Тогда экологические нормативы и лимиты в состав КЭР не включаются. Технологические нормативы — это нормативы выбросов и сбросов ЗВ, а также нормативы допустимых воздействий, устанавливаемых на основании показателей, не превышающих НДТ. Кроме того, объектам 1 категории необходим производственный экологический контроль (ПЭК), для целей которого разрабатывается программа, а также предоставление статистической отчетности по форме 2-ТП. Отчет по ПЭК организации сдают до 25 марта года, следующего за отчетным.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Декларация о воздействии на окружающую среду — это основной разрешительный документ для объектов 2 категории. ДВОС предоставляют все юр. лица и ИП, которые владеют объектами 2 категории.

  • Информация об объеме или массе выбросов и сбросов ЗВ, образующихся и размещающихся отходах;
  • Данные о происшествиях, которые стали причиной негативного воздействия на окружающую среду за предыдущие 7 лет;
  • Информация о проведении природоохранных мероприятий;
  • Информация о программе ПЭК.

ДВОС устанавливает нормативы выбросов и сбросов ЗВ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Одновременно с Декларацией природопользователи подают расчеты НДВ и НДС. Декларация предоставляется раз в 7 лет.

Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов 3 категории

Известно, что к 3 категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие. Отсюда следует логичный вывод — к объектам, которые наносят низкий уровень вреда для окружающей среды, предусматриваются более упрощенные правила нормирования.

НДВ и НДС для 3 категории рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных, а также обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами веществ 1 и 2 класса опасности. Объектам 3 категории обязательно вносить плату за НВОС (по выбросам, сбросам и размещению отходов). Для исчисления платы владельцы объектов 3 категории подают отчеты о выбросах и сбросах ЗВ (кроме 1 и 2 класса опасности), а также об отходах.

Что касается объектов 4 категории: их деятельность не нормируется. Тем не менее, согласно п. 1 статьи 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”, если одновременно эксплуатируется объекты 4 и иных категорий, плата за НВОС исчисляется и вносится по всем этим объектам (включая 4 категорию). Рекомендуем вам обратить особое внимание вопросам нормирования и обратиться за консультацией к специалистам-экологам.

Компания ЭкоПромЦентр регулярно отслеживает все актуальные изменения экологического законодательства. Мы готовы помочь вам в разработке экологической документации. Свяжитесь с нами прямо сейчас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *