Омбудсмен по защите прав ребёнка
О́мбудсме́н по защи́те прав ребёнка, уполномоченный по делам детей (детский омбудсмен), деятельность которого направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализацию и соблюдение их прав и законных интересов государственными органами , органами местного самоуправления и должностными лицами .
Институт уполномоченных по правам ребёнка: мировой опыт
Модель специализированных уполномоченных по правам получила институциональное развитие в 20 в. в Швеции, изначально являвшейся государством, учредившим специальную должность омбудсмена , на которую возлагались функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых категорий граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Появление специализированных омбудсменов (университетских, финансовых , военных, полиции, по делам заключённых) и последующее развитие этой системы на территории более чем 120 суверенных государств объясняется тем, что одно должностное лицо в принципе не в состоянии справиться с большим объёмом работы и разнообразным и масштабным спектром обращений. В результате современное состояние института уполномоченных по правам объективно предполагает существование различных видов омбудсменов в зависимости от того, какие виды деятельности или соблюдение каких прав они контролируют.
Одной из наиболее распространённых специализаций омбудсменов начиная с середины 1980-х гг. становится институт уполномоченных по правам ребёнка. К числу первых государств, создавших институты подобного рода, следует отнести Норвегию (организация Barneombudet), Швецию и Финляндию, учредивших должности детских омбудсменов в 1985 г.; Коста-Рику, где с 1987 г. существует должность защитника детей при Министерстве справедливости и милосердия; Германию, где в 1988 г. была создана Парламентская комиссия по правам детей.
В 1989 г. была принята международная Конвенция о правах ребёнка , предусматривающая формирование особых внутригосударственных структур защиты прав детей. Так, непосредственно после принятия конвенции, в 1989 г. были созданы Агентство поддержки ребёнка (Child Support Agency) в Австралии; австрийское Бюро по делам ребёнка; специализированные секции по правам ребёнка, возглавляемые детским омбудсменом, в Испании и Гватемале; региональные секции уполномоченных по правам ребёнка в Канаде; Бюро комиссара по правам детей в Новой Зеландии и др. ( Додонова. 2013. С. 26).
Становление института уполномоченных по правам ребёнка в России
Смена вектора государственной идеологии в период распада социалистической государственности на постсоветском пространстве отразилась не только на признании международных стандартов в области прав человека , правосубъектности международных правозащитных институтов, но и предопределила сущностные изменения в системе отечественной правозащиты ( История и современные тенденции развития гражданского общества и государства . 2019. С. 237). К числу таких изменений следует отнести создание новых правозащитных институтов в лице уполномоченных по правам.
Вслед за легитимизацией Института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, начавшейся с принятием в 1993 г. Конституции РФ , содержащей ст. 103, имеющую, впрочем, бланкетный характер, и завершившейся подписанием Президентом РФ Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» , в 1998 г. в России появился институт уполномоченных по правам ребёнка.
В отличие от должности уполномоченного по правам человека, изначально утверждённой на федеральном уровне, а впоследствии появившейся на уровне региональном, специализированный институт детского омбудсмена учреждался постепенно, на уровне субъектов РФ ( Шамрин. 2013. С. 226). При этом формирование института уполномоченных по правам детей происходило при непосредственном участии международных организаций . Так, назначение в 1998 г. первых детских омбудсменов в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях и городе федерального значения Санкт-Петербург стало возможным благодаря инициативе Министерства труда и социального развития РФ в рамках реализации пилотного проекта Детского фонда ООН ( ЮНИСЕФ ) ( Майоров. 2002. С. 39). Появление аналогичных должностей на территории других субъектов РФ сделало возможным частичную консолидацию системы детских уполномоченных: весной 2005 г. состоялось соглашение о сотрудничестве между уполномоченными в субъектах РФ, заявленной целью которого стала оптимизация системы защиты интересов несовершеннолетних , а реальным практическим результатом – учреждение Ассоциации (Союза) детских омбудсменов России.
На уровне федерального центра институт детского омбудсмена был учреждён в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» .
К 2023 г., в соответствии с принципами федеративной государственности, специализированный институт детских омбудсменов функционирует на федеральном и региональном уровнях.
Федеральный уровень
Уполномоченный по правам ребёнка назначается на должность и освобождается от неё решением Президента РФ. Данный порядок замещения должности позволяет оценивать институт детского омбудсмена в качестве структурного элемента Администрации Президента РФ, отвечающего за взаимодействие центральной власти и гражданского общества в сфере, имеющей чрезвычайную общественную и государственную значимость.
Требования к кандидатам на должность федерального детского омбудсмена установлены Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации» . Кандидат на должность уполномоченного должен быть не моложе 30 лет, иметь безупречную репутацию, высшее образование , опыт работы по защите интересов детей либо опыт правозащитной деятельности. Соответственно, Россию следует отнести к типу тех государств, где к специализированному омбудсмену предъявляются требования наличия познаний в области прав и свобод человека и гражданина и опыта их защиты, но отсутствуют требования о наличии профильного юридического образования (как в Швеции и Финляндии), равно как и требования наличия опыта работы в государственном аппарате (присутствуют в государствах англосаксонской правовой семьи ) ( Сунгуров. 2005. С. 48). Омбудсмен назначается на пятилетний период, не более чем на два срока подряд.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка на международном уровне представляет интересы РФ в качестве ассоциированного члена Европейской сети детских омбудсменов. Подобно уполномоченному по правам человека, детский омбудсмен в пределах специфики объекта правозащиты способствует защите, а в случае уже допущенных нарушений – восстановлению прав несовершеннолетних. К его сфере деятельности отнесено оказание необходимой правовой помощи, а также идеологическое сопровождение защиты прав ребёнка, основанное на пропаганде общечеловеческих гуманитарных ценностей.
При осуществлении своих полномочий детский омбудсмен взаимодействует как с органами власти , так и с институтами гражданского общества. Его действия, направленные на исправление ситуации с нарушенными правами ребёнка посредством переговоров, желательно на примирительной основе, имеют консенсуальный и переговорный характер. В то же время, несмотря на рекомендательный характер принимаемых детским омбудсменом решений, публичная огласка случаев их игнорирования на практике может быть чревата юридическими последствиями для соответствующих лиц и учреждений , например возможность установленного ст. 218 КАС РФ предъявления уполномоченным по правам ребёнка при Президенте РФ, а также уполномоченными по правам ребёнка в субъектах РФ административных исковых заявлений о признании незаконными бездействия органов, организаций и лиц, наделённых соответствующими государственными или иными публичными полномочиями.
Региональный уровень
Несмотря на достаточно длительный период существования института детских омбудсменов на региональном уровне, в субъектах РФ не выработан единый подход к организационно-правовой модели института.
Исполнительная модель предполагает назначение детского омбудсмена главой субъекта РФ с непосредственной ему подотчётностью. Такой способ назначения уполномоченного по правам ребёнка нашёл своё применение в республиках Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, в Ставропольском и Приморском краях, Чукотском автономном округе, Белгородской области (История и современные тенденции развития гражданского общества и государства . 2019. С. 242). По мнению специалиста в области административного права и процесса М. Ю. Шамрина, данная модель имеет существенный недостаток: подотчётность главе субъекта, фактическое исполнение детским омбудсменом задач, поставленных главой региона, не позволяют в полном объёме реализовать полномочия омбудсмена как действительно независимого и нейтрального лица ( Шамрин. 2014. С. 124).
Вторая модель, нашедшая применение в Республике Тыва, Чеченской Республике, Камчатском, Пермском, Красноярском и Забайкальском краях, Ростовской области, предполагает совмещение функций институтов уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребёнка. Представляется, что подобная ситуация также может негативно отразиться на самостоятельности и независимости выполнения правозащитных задач детским омбудсменом.
Третья модель – парламентский омбудсмен, назначаемый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, деятельность которого, как правило, регулируется специальным законом, учитывающим принципы нейтральности, независимости и самостоятельности института. Такая модель детского омбудсмена существует, в частности, в Кемеровской области: в марте 2021 г. В. Богатенко была назначена уполномоченным по правам ребёнка решением 19-го заседания Законодательного собрания Кузбасса.
Полномочия детского омбудсмена
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 , учредившим должность детского омбудсмена, полномочия уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка схожи с компетенцией общепрофильного омбудсмена:
запрос необходимой официальной информации на бумажных и электронных носителях от органов власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также иных учреждений и организаций ;
беспрепятственное (по предъявлении служебного удостоверения) посещение органов власти и иных организаций с целью проверки и выяснения обстоятельств нарушения прав детей, получение от них соответствующих разъяснений;
направление в федеральные органы исполнительной власти , органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам обращений о действиях (бездействии), в которых усматривается нарушение прав и интересов ребёнка;
рассмотрение жалоб о нарушении прав ребёнка;
направление заключения, содержащего рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и интересов, а также привлечение учёных и специалистов для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей (в том числе на договорной основе).
С принятием Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации» данные полномочия были существенно расширены. В соответствии с принятым законом к числу прав детского омбудсмена были отнесены:
направление в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд РФ, мотивированных предложений в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ федеральных законов, иных нормативных актов РФ, в том числе её субъектов;
направление членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ , в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированных предложений о принятии законодательных актов, направленных на обеспечение прав и законных интересов детей;
направление руководителям федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предложений о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов в случаях, если они нарушают права и законные интересы детей;
направление в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированных предложений, содержащих рекомендации по устранению указанных нарушений; предложений о привлечении лиц, виновных в нарушении прав детей, к дисциплинарной , административной или уголовной ответственности;
проведение в соответствии с законодательством РФ проверки информации, изложенной в обращениях на имя уполномоченного, по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.
К числу новых полномочий детского омбудсмена были отнесены и право на обращение в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, а также право участия в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей. Тем самым, в контексте возможного участия детского уполномоченного в судебном процессе, в данном законе была реализована идея, впервые заявленная в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» . Данные дополнительные полномочия вполне согласуются с компетенцией уполномоченного по правам человека РФ, соответственно, федеральный конституционный закон выступает модельным законодательным актом, задающим стандартный вектор деятельности всех специализированных омбудсменов.
Следует отметить и дискреционные полномочия детского омбудсмена, к числу которых относятся:
участие в разработке отдельных законопроектов по вопросам защиты прав ребёнка (например, проекты Федерального закона от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федерального закона от 21 июля 2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» , проекты некоторых других федеральных законов);
участие в заседаниях палат Федерального Собрания РФ;
осуществление международной деятельности в рамках обеспечения прав несовершеннолетнего гражданина РФ;
ведение правового просвещения населения об объёме прав ребёнка, формах и методах защиты несовершеннолетних и т. д.;
подготовка ежегодного доклада о состоянии защиты прав детей в России.
25 лет существования института детских омбудсменов, начиная с учреждения должностей уполномоченных по правам ребёнка на уровне ряда субъектов РФ, продемонстрировали востребованность данного института и его эффективное участие в общей системе правозащиты. Тем не менее окончательно не устранены факторы, негативно отражающиеся на деятельности уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка и региональных детских омбудсменов: например, федеральное законодательство не возлагает на отраслевых уполномоченных чётко установленных обязанностей, не закрепляет критерии оценки эффективности правозащитной деятельности детских омбудсменов, в ряде вопросов не разграничивает их полномочия с уполномоченными по правам человека.
Список уполномоченных при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка:
Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Статья 2. Деятельность Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный содействует:
1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;
3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.
Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.
Статья 4. Требования к Уполномоченному
1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
2. Уполномоченный не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 253-ФЗ)
3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.
Статья 5. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;
4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;
5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.
Статья 6. Полномочия Уполномоченного
1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:
1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
2) направляет сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей; (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 253-ФЗ)
3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;
4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;
6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.
3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;
3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;
4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.
5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.
Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений
1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье — заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.
2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.
3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.
4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.
Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного
1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.
2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».
Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей
1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.
2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:
1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;
2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;
3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.
Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы
1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.
2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.
Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного
1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.
2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.
2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
21. Уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.
4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
5. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.
6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.
7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
8. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 — 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». (Дополнение частью — Федеральный закон от 10.07.2023 № 286-ФЗ)
Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
Приняты законы об Уполномоченном по правам ребенка
Базовый закон регулирует полномочия федерального детского омбудсмена, а также уполномоченных по правам детей в субъектах РФ. В соответствии с ним, предлагается, что Уполномоченный будет назначаться на свою должность Президентом РФ сроком на пять лет.
Смотрите также
Председатель ГД: уполномоченные по правам ребенка должны поднять на новый уровень защиту детей
Как законы защищают детей в России
Уполномоченным может быть назначен гражданин РФ не моложе 30-ти лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.
Также законом регулируются права и полномочия детского омбудсмена, в частности: обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц в защиту прав и законных интересов детей; участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей; проводить проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, образовательными, медицинскими и социальными организациями и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.
Уполномоченный сможет без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений.
Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка сможет предлагать членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов или внесении в них изменений в целях защиты прав и законных интересов детей.
Также Уполномоченный по правам ребенка сможет принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывать «содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей».
Еще одним законом предложено внести изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ, согласно которым за Уполномоченным закрепляется право обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей.
Это касается случаев, когда Уполномоченный полагает, что оспариваемые решения, «действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту РФ, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие‑либо обязанности», говорится в тексте закона.
О Федеральном законе «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 декабря 2018 года Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации».
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО