Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
Перейти к содержимому

Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

  • автор:

Невключение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но, как мы отмечали ранее, это не означает их абсолютного обособления в системе общественного управления от органов государственной власти.

Обособление органов местного самоуправления можно рассматривать в организационном и правовом отношении. В организационном отношении обособление органов местного самоуправления означает, что они формируются без участия и вмешательства органов государственной власти; органы местного самоуправления, действующие на законных основаниях, обладают полной автономией в пределах своей компетенции.

Что касается правового обособления органов местного самоуправления, то необходимо коротко отметить следующее. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и как юридические лица могут вступать в гражданско-правовые отношения (например, иметь собственность и распоряжаться ею; приобретать от своего имени имущественные и неимущественные права; заключать договоры), быть истцом и ответчиком в суде, иметь расчетный счет в банке.

§ 29. Местная власть

Там, где ты родился, где живешь, где знаешь каждый уголок. Там, где любишь раннее утро, дождь, или сугробы, по которым пробираешься за елкой, грибы и ягоды в лесу на твоих любимых местах. Там, где каждый человек для тебя почти родной.

2. Почему местную власть называют «местное самоуправление»?

Потому что должны управлять на месте местные же жители.

3. Как могут называться местные органы власти в разных городах, посёлках, сёлах?

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

4. Кто возглавляет ваш орган местного самоуправления?

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

представительный орган муниципального образования

глава муниципального образования

контрольный орган муниципального образования

иные органы местного самоуправления

5. Почему в России всегда придавалось большое значение местной власти? Как назывались и чем занимались местные органы власти в царской России?

Потому что страна огромная, территории обширные, и только местные власти действительно хоть что-то понимают, что со всем этим добром можно сделать. Они знают местные особенности, условия, традиции, обычаи. Они знают, «на какую кнопку нажать» в «своём уделе», чтобы повлиять на ситуацию при необходимости.

Исследуем документ

Конституция Российской Федерации

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Какие функции выполняют органы местного самоуправления?

1) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов; 2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; 3) управляет муниципальной собственностью; 4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; 6) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

2. Как называются органы самоуправления в вашем городе, посёлке? Кто их возглавляет?

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Полномочия муниципальных образований осуществляются опосредованно через соответствующие выборные и другие органы местного самоуправления.

3. Приведите конкретные примеры деятельности ваших местных властей.

1. Представляет интересы населения, проживающего на данной территории. Пример: Дом.управление от лица жильцов подает запрос на новую спортивную площадку во дворе.

2.Обеспечивает исполнение принятых решений. Пример: замена домофонов в доме.

3.Осуществление различной хозяйственной деятельности. Пример: благоустройство городского сквера.

4. Внесение в органы местного самоуправления правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению. Пример: уведомление о повышении платы за свет в n-ном месяце.

4. Как граждане могут участвовать в местном управлении?

он имеет право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении правосудия, участвовать в осуществлении местного самоуправления путем: референдума; выбора представительных органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; постановки перед ними вопросов в порядке народной инициативы

Размышляем над пройденным

1. Сформулируйте определение понятия «местная власть». Каково её предназначение?

Местная власть сочетает в себе как бы два понятия — местное самоуправление и местное управление.

Местное управление — это органы, назначаемые центральной властью, в основном это муниципалитеты, администрации, а местное самоуправление — это Советы депутатов, которые избираются непосредственно

2. Каких людей надо выбирать руководителями местных органов власти?

В первую очередь таких, которых на первостепенный план, ставят человеческое и окружающее в целом нас сообщество. Они должны, положительно относится к критичным высказываниям, по их делам и действиям. Эти люди, должны быть наделены частичкой лидерских возможностей и качеств. Выбранные лидеры, должны осознавать, всю великую и наиважнейшую ответственность, которая на них возложена, народным мнением и выбором. Исключит все аморальные действия, связанные с их выбранными личностями.

3. Почему местные органы власти должны быть самостоятельными в своих решениях и действиях?

Местная власть на то она и местная, что ей не управляет другая местность (город, район. ) Вот она и управляет сама собой. Подчиняется она разве что, властям выше.

Дайте собственные определения

Земства — выборные органы местного самоуправления

Местная администрация — исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления

Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации

Аннотация.Статья посвящена проблемам соотношения понятий местного самоуправления, публичного управления, публичной власти. Кроме того, в ней дается анализ понятия местного самоуправления, раскрывается его смысл и содержание. Местное самоуправление обладает своими особенностями, отличающими ее от других видов публичной власти. Конституция законодательно закрепляет самостоятельность местного самоуправления от государственной власти, но это не означает ее полное отделение от нее. Таким образом, местное самоуправление обладает своими особенностями, отличающими ее от других разновидностей публичной власти.
Ключевые слова: публичная власть, публичное управление, самостоятельность, гражданское общество, пограничная структура между государством и обществом.

Местное самоуправление действует на всей территории РФ, его деятельность регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, а также законами, издаваемыми субъектами Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (статья 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». [2] Это некая форма самоорганизации граждан для решения повседневных задач. В данном контексте также можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий. Органы государственной власти определяют правовые основы для устройства и работы местного самоуправления, но исполнять его полномочия не имеют право. Местное самоуправление является формой реализации публичной власти, так как обладает чертами, присущими органам государственной власти, такими как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых ими решений для физических и юридических лиц на всей территории муниципального образования, в котором данные органы реализуют свои полномочия.

Термин «публичная власть» ранее не представлял интерес для изучения. Отдельные упоминания этого понятия можно встретить на примере изучения власти в первобытном обществе во время зарождения государственной власти, так как считалось, что публичная первобытная власть постепенно переродилась в государственную власть. В последние десятилетия ситуация изменилась, современные исследователи стали чаще обращаться к термину власть, а также к ее видоизменению – публичной власти. После принятия Конституции России термин «публичная власть» стал использоваться в качестве общего понятия применительно к государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местное самоуправление. Конституция проводит разграничение предметов ведения между уровнями государственной власти.

Можно охарактеризовать публичную власть такими признаками: она реализует интересы всего общества; характеризуется территориальным принципом организации; обезличена; разрешена и регламентируется законом; отличается комплексностью и универсальностью; институционализирована; имеет монополию на правотворческую деятельность; исполняет роль арбитра; отвечает преобладающим в обществе ценностям.

Таким образом, следуя вышесказанному, можно дать следующее определение: публичная власть — это институционализированная легальная социальная власть, реализующая общественные интересы территориально-организованного коллектива, объединяющего данное сообщество как целостную систему в соответствии с существующими в обществе ценностями.

Применение публичной власти достигается посредством публичного управления, т.е. в результате процесса реализации власти в соответствии с возложенными на него функциями и полномочиями. Публичное управление -это воздействие субъекта управления на общество. Слово «публичный» означает общественный, общий, открытый, официальный, не личный. У В.Даля в словаре даются следующие определения: «публичный, всенародный, оглашенный, явный, известный; для публики, общества устроенный, всенародный, … вселюдный; всем обывателям сообща, всей гражданской общине принадлежащий». [5] В одном ряду с данным термином такие понятия, как публичный интерес — общий (не частный), публичная власть (созданная народом и во благо народа), публичного интереса (не частного), публичное право — система норм, регулирующих процессы, отношения в обществе, публике с властью, аппаратом управления, публично-правовое регулирование — сам процесс нормотворчества и нормоприменения в публичной сфере (не частной), публичное управление — процесс государственно-управляющего воздействия на публичную сферу (не частную) на основе норм публичного права. [8]

Итак, под публичным управлением понимается управляющее воздействие — открытое взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для общества, населения решений, действий, как открытую публичную сферу общественных интересов, в которой все общественные институты, граждане могут быть не только в роли объектов управления, но и выступать субъектами, самостоятельными единицами во взаимоотношениях с органами власти. Можно сказать, публичное управление — это управление обществом совместно с обществом и при его участии.

На сегодняшний день субъектами публичной власти могут выступать: мировое сообщество в целом, которое представлено различными международными организациями, население определенного региона, российский народ в целом, территориальные образования граждан, государство и его органы, муниципальные образования и органы местного самоуправления, граждане. Исходя из этого публичное управление может реализовываться органами международного сообщества, в пределах государственно организованного общества страны, свои определенные особенности публичное управление приобретает в субъектах федерации в муниципальных образованиях.

Норма, закрепленная статьей 12 Конституции РФ говорит о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но это не говорит об организационном отделении данного уровня власти, а заключается лишь в определенной специфике ее функционирования и деятельности, представляющей собой право населения муниципального образования самостоятельно решать местные дела, но отнюдь не отделение местного самоуправления от государства.

И Конституция, и федеральное законодательство устанавливают область деятельности органов местного самоуправления, очерчивают механизмы их взаимоотношений с органами государственной власти и региональными уровнем власти. Необходимо отметить, что механизмы не предусматривают какого-либо подконтрольного или зависимого положения органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти, административного давления органов государственной власти на органы местного самоуправления, а также вариантов вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Исходя из данных положений можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления являются самостоятельной организацией публичной власти, достаточно тесно связанной (в связи с публично-правовым характером реализуемых полномочий) с системой органов государственной власти, но достаточно обособленной от нее.

Необходимо отметить, что в науке на сегодняшний день содержатся разные точки зрения касательно соотношения понятий «политическая власть», «публичная власть», «государственная» и «местная власть». Согласно существовавшей прежде советской доктрине государственная власть отождествлялась с политической властью — властью над обществом, властью, выражающей классовый характер общественных отношений. Положение «публичная власть» в сущности не употреблялось в советское время. Государственная власть уподоблялась политической, публичной, суверенной, официальной, принудительной власти в обществе. В реальной действительности государственная власть представляла собой единственную политическую власть всего народа. Существования какого-либо другого вида политической власти в государстве не представлялось возможным.

Вышесказанное свидетельствует о том, что понятия «местное самоуправление» и «публичная власть» не просто близкие, но и взаимосвязанные и – более того – «местное самоуправление» неотъемлемо от «политической власти».

Важным отличительным признаком местного самоуправления является его публичный характер. Публично управлять — означает властвовать в общих интересах, выполнять задачи, значимые для всех членов общества. [7]

В литературе существует множество точек зрения и положений, раскрывающих сущность местного самоуправления, наиболее правильным же можно считать позицию о том, что местное самоуправление – есть особый род публичной власти – местная муниципальная власть, которая, однако, не является государственной. Любопытным является истолкование понятия местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3). В данном документе «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». [1]
Таким образом, мы видим, что Европейская хартия не содержит деления вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Можно предположить, что хартия определяет, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом и заключается особенность понятия местного самоуправления, которое имеется в настоящем документе.

Право на местное самоуправление может быть реализовано народом как непосредственно, так и опосредованно, то есть путем образования органов местного самоуправления, осуществляющих данные им управленческие полномочия на муниципальном уровне власти. Свободное и независимое осуществление властных полномочий позволяет расценивать местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня публичного управления, прямо не подотчетного государственной власти. Подобную оценку роли и места местного самоуправления в системе публичной власти дает статья 3 Конституции РФ, из положений которой можно сделать вывод, что в России сложилась единая система народовластия, публичного управления, составными частями которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также всевозможные формы непосредственной демократии. Носителем как государственной, так и муниципальной власти выступает единый многонациональный народ Российской Федерации.

Государство и местное самоуправление в своей сущности тесно взаимосвязаны, государственные начала имеют место быть и в местном самоуправлении, так как местное самоуправление само по себе обладает всеми признаками государственности. Местному самоуправлению наряду с признаками публичной власти присущи элементы гражданского общества. Единство двух начал позволяет достичь следующие задачи:

1) не допускается раздвоение власти, которое приводит к политической нестабильности и ослаблению государства и его институтов, к децентрализации территорий;
2) предоставляет возможность для большинства людей в управлении делами общества и государства, что обогащает уровень правовой культуры граждан и побуждает в них чувство уважения к законам, инициативности;
3) устраняется разрыв между обществом и государством;
4) осуществляется главная и основная задача — поддержание и упрочение общества и государства при существовании демократических институтов;
5) государство в значительной степени входит в курс дел на местно уровне и принимает решения, которые в большей степени отвечают интересам и требованиям людей;
6) пробуждается общий интерес для граждан и государственных органов в создания необходимых условий для жизни каждого человека и общества;
7) управление обществом при помощи координированных действий перестраивается в единый созидательный процесс.

Местное самоуправление максимально приближено к населению, является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а следовательно на всем государстве в целом.

При этом местное самоуправление характеризуется большей доступностью и меньшей степенью отчуждения от населения, поэтому и является составной частью гражданского общества. Исходя из сказанного можно рассматривать местное самоуправление в 2 аспектах. С одной стороны местное самоуправление является определенным уровнем публичной власти, с другой – самоорганизацией граждан, осуществляющая свою власть самостоятельно и под свою ответственность для решения вопросов местного значения. Местное самоуправление как один из видов публичной власти осуществляется как непосредственно населением, проживающего в пределах муниципального образования, так и через создаваемые ими органы местного самоуправления.

В результате местное самоуправление может быть определено как своеобразная пограничная структура между государством и обществом, соединяющего их между собой посредством упорядоченной системы публичного управления. Функционирование органов местного самоуправления на территории муниципального образования и исполнение возложенных на них публичных полномочий на местном уровне свидетельствует о сходстве муниципальной и государственной власти. Местное самоуправление может расцениваться как некое продолжения государства, находящееся в промежуточном положении между государством и гражданским обществом.

Таким образом, на сегодняшний день местное самоуправление, являющееся самостоятельной сферой и одновременно уровнем публичной власти, представляет собой научный интерес для изучения. К тому же современное местное самоуправление в России находится на стадии становления.

Ссылки на источники
1. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) Принята Советом Европы 15 сентября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №36, ст. 4465.
2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. №7 — ФКЗ) // Российская газета. 1993. №237.
3. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 года / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. №29. 1991. Ст. 1010
4. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года / Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. №16. 1990. Ст.267.
5. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4 томах.) Под ред. А.И. Бодуэна Куртене. СПб.-М., «Товарищество М.О. Вольфа. 1903-1909.
6. Большая Советская энциклопедия. (в 20 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1975.
7. Абдуллина С. И., Аминов И. Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики. XXXVII международная научно-практическая конференция «Вопросы современной юриспруденции» г. Новосибирск, 26 мая 2014 г.
8. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций./ Г.В. Атаманчук Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега – Л, 2004 – 300с.
9. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право: учеб. 3 е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. – 672 с.
10. Безвиконная Е. В.. Самоорганизация в системе местного самоуправления: политико-правовой анализ // Право и политика. – 2013. – № 8. – С. 104-107.
11. Трофимова И.Н. Местное самоуправление в современных концепциях публичного управления // Тренды и управление. – 2013. – № 2. – С. 104-107.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В

Лекция 4 Конституционное право.

1. Конституционное право и его источники.

2. Понятие и юридические свойства конституции. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.

3. Основы конституционного строя.

4. Основы правового статуса личности в РФ личные (гражданские), политические, экономические, культурные и социальные права.

5. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма.

6. Система органов государственной власти

7. Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации.

8. Правительство Российской Федерации.

9. Правовой статус судебной власти.

10. Местное самоуправление.

Конституционное право – ведущая отрасль права, которая определяет и закрепляет основы конституционного строя государства и общества.

Конституция любого государства дает представление кому в стране принадлежит власть и возможности власти, в каких формах она осуществляется, ее влияние на социальную и экономическую сферы, что характеризует конституционный строй страны.

Конституция закрепляет конституционный статус личности – основные права и свободы человека и гражданина.

В Конституции находит отражение разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Определяется система государственных органов, их правовое положение.

Поэтому конституционное право РФ можно определить как отрасль права, состоящую из совокупности конституционно-правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и их компетенцию.

Предметом регулирования конституционного права являются общественные отношения по организации и осуществлению государственной власти и взаимоотношения государственной власти с личностью. Поэтому эту отрасль права называют еще государственным правом.

Метод регулирования общественных отношений, учитывая природу отношений, которые регулируются конституционным правом, основывается на императивных началах.

Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации.

К источникам конституционного права, содержащим конституционно-правовые нормы, относятся также федеральные законы (федеральные конституционные законы и федеральные законы), принимаемые на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

К источникам конституционного права относят также и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ (указы и распоряжения), Советом Федерации (постановления), Государственной Думой (постановления), Правительством (постановления).

Источниками отрасли конституционного права являются регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам конституционного права относят также: договоры (международные договоры, договоры с субъектами РФ), конституции республик и уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ и НПА исполнительной власти субъектов, правовые акты представительных органов местного самоуправления.

К источникам конституционного права относят также Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, который не является законодательным органом, но, осуществляя конституционный контроль, КС принимает решения о неконституционности правовых актов, которые утрачивают юридическую силу.

Конституция представляет собой единый юридический документ или совокупность законов, обладающих высшей юридической силой на территории государства и закрепляющих основы конституционного строя государства, форму государства, взаимооотношения власти и граждан, основные права и свободы граждан.

Конституция государства является не только юридическим, но политическим и идеологическим документом.

Первой в истории писанной конституцией стала принятая в 1787 году (вступила в силу в 1789 году) Конституция США, действующая до настоящего времени.

Первыми европейскими конституциями были Конституции Польши 1791 г. и принятая в том же году Конституции Франции.

Первой Конституцией России была Конституция РСФСР 1918 года. Затем в 1925, 1937 и 1978 годах принимались Конституции, когда Россия была одной из республик в составе СССР.

Действующая Конституция России принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу. 12 декабря 1993 года считается днем принятия Конституции РФ.

Юридические свойства конституции – ее признаки как правового акта, ее особенность в ряду НПА: закон, обладающий высшей юридической силой и прямого действия; отличается особым порядком ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок; является основным источником права; закрепляет основы государственного строя, правового статуса личности.

Общая характеристика Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы

(Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) и двух разделов. Раздел первый содержит девять глав:

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (ст. 1-16).

Глава 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ст.17-64).

Глава 3 ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО (ст.65-79)

Глава 4 ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ст.80-93)

Глава 5 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ст.94-109).

Глава 6 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (110-117)

Глава 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (ст.118-129)

Глава 8 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (ст.130-133)

Глава 9 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ (ст.134-137).

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения»

Термин «основы конституционного строя» является новым для российского конституционного права.

Основы конституционного строя России закреплены в главе первой Конституции РФ и к ним относят: демократизм, республиканская форма правления, народный суверенитет, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, социальное государство, светскость государства, равенство граждан страны, суверенность государства.

Основы конституционного строя, согласно ст. 16 Конституции РФ, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация. Никакие субъекты в РФ, даже если они называются республиками и принимают свои конституции, не обладают качеством государственного суверенитета.

Конституционный Суд неоднократно обращался к вопросу о понятии суверенитета.

В частности, в постановлении от 7 июня 2000 года № 1-П по делу о поверке конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Суд отметил, что суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3,4,5, 67 и 79 Конституции РФ, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

«Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации».

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей.

Основы правового статуса человека и гражданина установлены Конституцией РФ. Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Институт конституционного статуса личности получил закрепление в главе второй Конституции РФ. В него включают: гражданство, общую правоспособность, принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности.

Принципы правового статуса личности:

— неотчуждаемость прав и свобод;

— ограничение пределами свободы других лиц;

— равенство перед законом и судом;

— равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности;

— непосредственное действие конституционных прав и свобод;

— гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;

— приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;

— равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

Гражданство Российской Федерации(ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы гражданства Российской:

Равенство прав граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Сохранение гражданства РФ за гражданином Российской Федерации, проживающим за границей.

Приоритет международного законодательства над национальным.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

— оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

— оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

— вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

— по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ «О гражданстве Российской Федерации или международным договором Российской Федерации: выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ.

Гражданские (личные) права и свободы: право на жизнь; право на выбор гражданства; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право, на неприкосновенность жилища; право на пользование родным языком; свода совести и вероисповедания; свода мысли и слова; право на получение информации.

Политические права и свободы: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право на доступ к государственной службе; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме; право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Экономические права и своды личности в России: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право частной собственности на землю; право наследования.

Социальные права и свободы личности: трудовые права личности – свобода труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на равное вознаграждение за равный труд; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры; право на отдых; защита материнства, детства, семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права и свободы личности в России: право на образование; свобода творчества, преподавания; охрана интеллектуальной собственности; право на участи в культурной жизни.

Первое поколение – личные права и свободы; второе поколение оформилось в конце Х1Х – начале ХХ века и представлено правами, в реализации которых участвует государство, то есть социально-экономические права; третье поколение порожден глобальными проблемами человечества и эпохой информации – право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии.

Обязанности личности в России: соблюдать Конституцию РФ и законы; защита Отечества; воинская обязанность; обязанность платить налоги и сборы; обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией РФ главе 3 «Федеративное устройство» (ст. 65-79) и в других статьях Конституции, а также в иных законах: Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и других.

Конституция РФ устанавливает федеративное устройство России, которое основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральным органами государственной власти все субъекты РФ (их 83) между собой равноправны.

РФ состоит из трех видов субъектов:

— государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

— национально-территориальные образования – автономная область и автономные округа.

В настоящее время, согласно ст. 65 Конституции РФ, в составе РФ: 21 республик; 9 краев; 46 областей; 2 города федерального значения; одна автономная область; 4 автономных округа.

Конституция РФ (ст.71) определяет перечень вопросов ведения РФ, которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти. По этим вопросам принимаются федеральные законы. Конституция (ст. 72) определяет и вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В остальных вопросах (ст. 73): вне пределов полномочий федерации и совместного ведения, полнота власти у субъектов федерации. Законы и иные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.

Система органов государственной власти – это система федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов России, деятельность которых строится на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система федеральных органов государственной власти РФ включает в себя: Президента РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти; федеральные суды.

В систему органов государственной власти включаются законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Статус Президента РФ закреплен Конституцией РФ (глава 4)

Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

— принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

— утверждает военную доктрину Российской Федерации;

— формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

— назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации также:

— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

— вносит законопроекты в Государственную Думу;

— подписывает и обнародует федеральные законы;

— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации:

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

— награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента РФ не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст.90).

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации (Глава 5).

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

(ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»; ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»)

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

(см. также ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся:

— утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

— утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

— утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

— решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

— назначение выборов Президента Российской Федерации;

— отрешение Президента Российской Федерации от должности;

— назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

— Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

— Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

— дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

— решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

— заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой13;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

— выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

8-в ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Глава 6)

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Правительство Российской Федерации:

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой14;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (см. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительств Российской Федерации»

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Судебные органы являются составной частью системы органов государственной власти. Они образуют судебную систему РФ, которая предназначена для осуществления правосудия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом – принцип правосудия (ст. 118).

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная система включает: федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.(Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам (обращениям) на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и принимающим окончательное решение по таким делам. См. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением председателей судов и их заместителей) в количестве шести членов.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из нормы представительства: по три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Самостоятельность судов и независимость судей (принцип правосудия)

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судьи несменяемы (принцип правосудия)

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны (принцип правосудия)

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

(см. Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

(см. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации").

Система судов общей юрисдикции

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

(см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»)

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

(см. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»)

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Мировые судьи (см. Федеральный закон от 17 декабря 199 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»)

Компетенция мирового судьи

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Глава 8 Конституции РФ; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *