Какие системы входят в транспортную безопасность
Перейти к содержимому

Какие системы входят в транспортную безопасность

  • автор:

Выбор и описание инженерных и технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности

Железнодорожный участок можно разделить на следующие зоны, на которых требуется видеонаблюдение: общий периметр станции, привокзальная зона (парковка, привокзальная площадь); здание вокзала (кассовая зона, зона ожидания); перрон и погрузочно-разгрузочная зона. Также на станциях важна и видеоаналитика. Наиболее востребованными являются функции определения направления движения потока, подсчета посетителей, определения лиц и обнаружения оставленных предметов в общих зонах. Современные камеры позволяют анализировать ситуацию и предупреждать оператора о возникновении тревожных событий. Одним из ведущих мировых производителей оборудования для систем охранного телевидения является компания «Bosch Системы безопасности».

При выборе камер важным критерием является DORI (Detection, Observation, Recognition, Identification – обнаружение, наблюдение, распознавание, идентификация). Камеры с разрешением 4К существенно превосходят более доступные SD-, HD- или FHD-камеры. Самое главное преимущество – это высокая четкость изображения. Идентификация – получение изображения с разрешением 250 пкс на 1 м – возможна с расстояния 195 м с объективом 75 мм, что существенно выше, чем у обычных FullHD-камер.

Для контроля посетителей и сотрудников, проходящих на ст. Обовражье и в отдельные здания этого объекта, имеются контрольно-пропускные пункты (КПП). Работники службы охраны (силы обеспечения транспортной безопасности) на КПП обеспечены следующими техническими средствами: арочный металлодетектор, досмотровая установка конвейерного типа, ручной металлоискатель.

Кроме того, КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, средствами связи (рации и т.д.) и тревожной сигнализацией.

Ст. Обовражье обеспечена защитными ограждениями по периметру участка от проникновения посторонних лиц на объект, ограждениями на платформах и перронах для безопасности посетителей станции и пассажиров.

Какие системы входят в транспортную безопасность

1.3. Технические средства обеспечения транспортной безопасности

В соответствии с частью 8 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности — системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.

Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, которые подлежат оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, определены в положениях пунктов 5, 11 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 N 1157 «О воздушных судах авиации общего назначения, относимых к транспортным средствам в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности», от 22.12.2018 N 1636 «Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры», от 15.09.2020 N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», приказа Минтранса России от 28.01.2021 N 21 «Об определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, являющихся объектами транспортной инфраструктуры».

Правительством Российской Федерации утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности:

а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации — в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;

б) Министерство внутренних дел Российской Федерации — в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;

в) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — в отношении технических средств оповещения;

г) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — в отношении средств связи, приема и передачи информации;

д) Министерство транспорта Российской Федерации — в отношении систем сбора и обработки информации.

Система транспортной безопасности

В чем проблема? Обеспечение транспортной безопасности является приоритетным направлением любой развитой страны. Учитывая возросший уровень угроз, количество транспорта и людей, которые им пользуются, задача становится очень сложной.

Какое решение? Только комплексные меры и система транспортной безопасности могут решить проблему. Это не только технические и инженерные средства, но также бюрократические рычаги воздействия и высокие технологии.

Значимость систем транспортной безопасности

Уже не одно десятилетие транспортная инфраструктура – дороги, железнодорожные пути, вокзалы и т. д. – привлекает к себе повышенное внимание злоумышленников и вандалов, что создает множество потенциальных опасностей. Помимо угрозы терроризма, речь идет о всякого рода несанкционированных действиях, которые могут приводить к авариям, возгораниям и другим эксцессам.

Транспорт начал становиться объектом постоянных посягательств террористов еще в начале прошлого века. В наши дни можно говорить о таком многогранном и очень опасном явлении, как терроризм на транспорте, который невозможно оставить без пристального рассмотрения как с практической точки зрения, так и с научных позиций – проблема постоянно изучается социологами, статистиками и многими другими специалистами и исследователями.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Валентин Белоусов

pdf иконка

10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика

Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта

Уже скачали 11 507 уже скачали

Необходимо отметить, что по статистике 7 из 10 актов терроризма осуществляются именно на объектах транспортной инфраструктуры, которые являются местами постоянного массового скопления людей, а значит, автоматически становятся потенциальными объектами атак разного рода злоумышленников. Транспорт как одна из важнейших составных частей экономики всех современных государств и городов постоянно привлекает к себе колоссальное количество людей, что ставит разработку и внедрение различных систем транспортной безопасности в ряд приоритетных задач.

Составляющие системы транспортной безопасности

В комплексную систему мер, обеспечивающих безопасность на транспорте, обычно включаются различные инструменты, разработанные государственными органами или соответствующими службами конкретных транспортных компаний.

Такие инструменты могут быть:

  • бюрократическими – это меры организационно-распорядительного характера, способствующие защите объектов или транспортных средств;
  • инженерными – такие меры выражаются в специфических архитектурных и планировочных решениях;
  • техническими – разработка, внедрение и применение средств, обеспечивающих защиту объектов транспортной инфраструктуры в автономном режиме;
  • физическими – важнейшую роль в обеспечении безопасности на транспорте играют специально обученные сотрудники государственных силовых структур и частных служб безопасности.

Следует учитывать, что даже самые совершенные системы обеспечения транспортной безопасности со временем устаревают и перестают отвечать вызовам, которые возникают по мере постоянно ускоряющегося технологического развития человечества, а значит, должны постоянно улучшаться и модернизироваться. Важно обеспечивать все необходимые условия для того, чтобы перечисленные инструменты совершенствовались и оперативно внедрялись:

Бюрократические инструменты

Динамичное развитие России и быстрый рост транспортной инфраструктуры требуют эффективной работы всех составляющих госаппарата. Особо пристальное внимание к бюрократии – естественной составляющей любых социальных и экономических перемен.

Для обывателя понятие «бюрократия» ассоциируется главным образом с полным формализма инертным механизмом, состоящим из множества этапов, каждый из которых можно пройти только запасшись огромным количеством никому не нужных документов и справок. И это отчасти до сих пор так, однако не стоит забывать о той крайне важной роли, которая отводится бюрократическим инструментам в разработке систем транспортной безопасности.

Для транспортной отрасли характерна особая зарегулированность. Помимо международных и государственных законодательных норм, существует огромное множество локальных нормативных актов и правил, вводимых отдельными организациями и предприятиями. Как общими, так и частными требованиями обусловлено выделение на всех объектах таких зон, как:

  • сектор свободного доступа, для прохода в который любому человеку достаточно миновать процедуру досмотра;
  • перевозочный сектор, в который попадают только прошедшие досмотр пассажиры при наличии у них билетов;
  • технологический сектор, правом доступа в который обладают исключительно сотрудники данного объекта транспортной инфраструктуры.

Все три сектора входят в зону действия мер безопасности, и для их обозначения предусмотрены специальные таблички и знаки. Разработка планов, инструкций и нормативных актов является наиболее значимой частью реализации бюрократических механизмов транспортной безопасности.

Инженерные инструменты обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности на транспорте требует комплексного подхода. Помимо постоянного обновления существующих частей, необходимо добавление новых подсистем. Сказанное относится и к инженерным средствам, позволяющим пресекать несанкционированное проникновение и совершение актов терроризма, вандализма и прочих противозаконных и общественно опасных действий.

Инженерные системы транспортной безопасности проектируются с учетом архитектурно-планировочных, технических, технологических, геологических, гидрологических и географических характеристик объектов и мест их дислокации. Также необходимо учитывать особенности организации их функционирования. К инженерным инструментам обеспечения транспортной безопасности относится установка заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств и т. д.

Технические инструменты обеспечения безопасности

Системы безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязательно включают в себя комплексы технических средств, таких как:

  • сигнализация;
  • контроль доступа;
  • досмотр;
  • видеонаблюдение;
  • интеллектуальное видеонаблюдение;
  • видеозапись;
  • аудиозапись;
  • связь, прием и передача данных;
  • оповещение;
  • сбор и обработка данных.

Перечисленные средства применяются для оборудования контрольно-пропускных пунктов. Также они устанавливаются по периметру охраняемых зон, в охраняемых зданиях, сооружениях или помещениях.

Ускоряющееся технологическое развитие выводит на один из первых планов систему видеонаблюдения как часть транспортной безопасности. Именно вокруг нее, как правило, идет построение всего комплекса инструментов, обеспечивающих защиту от несанкционированных проникновений и других действий, создающих опасность для пассажиров. Как уже указывалось, объекты транспортной инфраструктуры являются местами повышенной террористической опасности и, следовательно, требуют постоянной эффективной охраны.

Физическая охрана объектов транспортной инфраструктуры

Охраной объектов занимаются специальные государственные силовые органы и большое количество различных ведомственных и частных структур. Главная цель такой работы – предотвращение незаконных проникновений, различных актов вредительства и проявлений терроризма. Помимо постоянно совершенствующихся средств технической и инженерной защиты, крайне важную роль в обеспечении безопасности на транспорте играет физическая защита.

Охраной объектов транспортной инфраструктуры занимаются различные ЧОП и подразделения транспортной полиции. В числе задач, которые решают сотрудники служб, отвечающих за безопасность на транспорте, – регулярное и своевременное обслуживание технических средств, а также принятие мер в случае их срабатывания.

Интеллектуальные системы транспортной безопасности

Интеллектуальной транспортной системой принято называть комплекс подсистем, делающих возможной эффективную эксплуатацию транспорта с использованием информационных, коммуникационных и управленческих технологий, встроенных в транспортные средства или дорожную инфраструктуру. Главные задачи, которую решают специалисты, обеспечивающие работу «умного транспорта», заключаются в сборе, обработке, интеграции и распространении информации.

Комплексы функционального оборудования, входящего в интеллектуальные транспортные системы, собирают данные, регулируют транспортный поток и доносят необходимые сведения до каждого участника дорожного движения.

Для обеспечения эффективной работы комплексных систем транспортной безопасности необходимо сочетать оснащение самым современным оборудованием и его грамотную эксплуатацию:

Дорожные камеры видеонаблюдения

Работа ИТС возможна и благодаря камерам с высоким разрешением, которые представляют собой «глаза» любой современной интеллектуальной транспортной системы. В ИТС применяются камеры, позволяющие отслеживать дорожные потоки, – они предназначены для выделения и трассировки движущихся объектов, захвата и распознавания регистрационных знаков транспортных средств.

Умные светофоры

Такое название получили светофоры, управляемые специальным ПО, которое анализирует входящие данные и показания других элементов системы.

Умные светофоры могут работать в одном из трех режимов:

  • локальном, когда в основе работы устройства лежит схема, учитывающая, например, утренние и вечерние часы пик;
  • координированном – несколько светофоров обмениваются данными и работают в связке;
  • адаптивном, когда работающие самостоятельно светофоры в автоматическом режиме принимают решения, основываясь на информации о ситуации на дороге, для получения которой используются специальные датчики.

В каждом городе, где работают «умные светофоры», предусмотрена работа ситуационных центров, в задачи которых, в частности, входит пропуск спешащих на вызов автомобилей той или иной экстренной службы.

Детекторы транспортного потока

Работу таких специальных измерительных приборов обеспечивают чувствительные элементы, усилители-преобразователи и выходные устройства, которые после фиксации факта проезда автомобиля через контролируемую зону или его присутствия вырабатывают первичные сигналы, усиливаемые, обрабатываемые и преобразуемые в подходящий для регистрации формат.

В зависимости от принципа действия чувствительного элемента детекторы бывают:

  • контактными;
  • электромагнитными;
  • детекторами излучения.

Электронные средства оплаты проезда

При оплате на въезде на платные автомобильные дороги могут возникать задержки, приводящие к образованию пробок. Для оптимизации процесса на современных автострадах пользуются электронными средствами оплаты – транспондерами.

Использование таких приемо-передающих устройств дает возможность оплачивать проезд, не прекращая движения. Специальные наклейки на лобовом стекле с уникальными лицевыми счетами и идентификационными номерами позволяют оплатить пошлину, просто сбросив скорость до 30 км/ч. Списание денег со счета происходит в автоматическом режиме.

Информационные табло

Такие электронные табло служат основным средством, позволяющим информировать водителей об изменении ситуации на дорогах. На них выводится информация о:

  • загруженности конкретного участка;
  • наличии ДТП на маршруте;
  • количестве общественного транспорта;
  • состоянии дорог и т. д.

Электронные устройства оплаты парковки

Для упрощения дорожной системы больших городов и повышения безопасности широко используются паркоматы, обеспечивающие автоматизированную платную парковку автомобилей. Такие системы, помимо простоты и удобства, позволяют снизить расходы, заменяя собой труд наемных парковщиков.

Автоматизированное освещение на дорогах

Специальные системы, управляющие уличным и дорожным освещением в автоматическом режиме, самостоятельно принимают решение о целесообразности включения или отключения осветительных приборов, исходя из дорожной ситуации, времени суток, погодных условий и множества других факторов. Функционирование таких систем подчиняется специально разработанным алгоритмам и основывается на данных, полученных целой сетью приборов, которые фиксируют загруженность, освещенность и т. п. на заданном участке трассы.

Система автоматической фиксации нарушений

Работа интеллектуальных транспортных систем включает в себя использование подсистем, призванных не только фиксировать нарушения правил дорожного движения, но и предотвращать дорожно-транспортные происшествия. Благодаря различным приборам наказание за нарушения правил дорожного движения, приводящие к опасным ситуациям на дорогах, стало практически неотвратимым, что побудило водителей и пешеходов к более ответственному поведению на дорогах.

Использование интеллектуальных систем ТБ за рубежом и в России

Япония

Япония стала лидером в разработке интеллектуальных транспортных систем, начав внедрять их еще в семидесятых годах прошлого века. Принятая в 2003 году в рамках единой системы транспортной безопасности «Стратегия развития ИТС в Японии» декларирует три цели – страна должна стать зоной нулевых потерь на автодорогах, незапланированных задержек на автомобильных дорогах и местом с максимальным комфортом (нулевые неудобства) для пользователей транспорта.

На сегодня в столице страны работает система VICS, пользующаяся придорожными передатчиками и маячками, установленными в середине девяностых годов XX века. Страну полностью охватывает динамичная информационная сеть, основанная на автомобильных навигаторах, использующих в своей работе указанную систему информации и связи для транспортных средств на основе глобальной системы геопозиционирования –GPS.

Сингапур

В этой стране развитию инженерно-технических систем транспортной безопасности традиционно уделяют особое внимание. Все трассы оборудованы видеокамерами, расположенными через каждый километр и детекторами движения – через каждые 500 м. Все светофоры и общественный транспорт оснащены камерами, а на автомобилях такси установлены транспондеры, данные с которых собираются и анализируются в едином центре управления. Предусмотрено переключение сигналов светофоров специальными кнопками и переход дороги по пешеходным переходам с использованием индивидуальных смарт-карт (для пожилых людей и инвалидов). Для пользователей камер J-Eye доступно отслеживание дорожных пробок в режиме реального времени.

Республика Корея

В области разработки и внедрения информационных систем транспортной безопасности эта азиатская страна является одним из мировых лидеров. Помимо широко применяемого во всем мире передового ПО, Южная Корея знаменита уникальными разработками, такими как функционирующие в Сеуле и Пусане центры управления, которые связывают транспортные средства с терминалами автобусной информации и отправляют данные о движении общественного транспорта на каждую остановку (U-Shelter). Благодаря этому пассажиры своевременно оповещаются о задержках тех или иных маршрутов.

Российская Федерация

В нашей стране местом, где впервые заработали интеллектуальные транспортные системы, стала столица, в которой уже не один десяток лет остро стоит проблема перегруженности транспортом. Отчет, который был составлен в 2019 году Департаментом транспорта при Правительстве Москвы, сообщает о 40 000 светофорах, двух с лишним тысячах фото- и видеокамерах и более чем 2 700 телекамерах, включенных в состав ИТС. Кроме того, к системе подключено 30 бригад ДПС и круглосуточного ситуационного центра ЦОД. Число электронных устройств оплаты парковки в городе составляет примерно 100 000.

«Умная система» управления транспортом в Москве позволила вдвое снизить показатель смертности от ДТП, на 1/3 уменьшить число поездок легкового автотранспорта и более чем на 20 процентов – долю пассажирского транспорта в будние дни недели. Несмотря на постоянно растущее число зарегистрированных в столице и Подмосковье автомобилей, удалось добиться роста средней скорости транспорта в часы пик на 16 %.

Со временем интеллектуальные транспортные системы стали внедрять по всей стране. Достойных результатов удалось добиться, к примеру, в Белгородской области, где введение в эксплуатацию ряда подсистем позволило только на первом этапе снизить количество ДТП на 10 %. Также удалось на 40 % снять нагрузку, создаваемую большегрузными транспортными средствами.

Факторы, затрудняющие работу систем транспортной безопасности

Рассмотрим подробно, какие причины могут существенно затруднять внедрение и эксплуатацию системы транспортной безопасности в Российской Федерации:

Большой поток людей

Именно большое количество людей зачастую приводит к тому, что на некоторых категориях транспортной инфраструктуры затруднено рациональное и полномасштабное применение технических средств. К примеру, пока не удается на все сто процентов обеспечить гарантии физической безопасности пассажиров метрополитена.

Проблема в том, что при попытке досматривать хотя бы шестерых из десяти пассажиров с использованием имеющихся технических средств, мы тут же получим коллапс, ведь на входе в метро будут собираться гигантские массы людей, что само по себе уже представляет серьезную опасность для их жизни и здоровья. Кроме того, важно заботиться о комфорте пользующихся общественным транспортом. К примеру, правительство Москвы сегодня решает задачу увеличения пассажиропотока, в том числе и в метрополитене с целью снижения загруженности автодорог.

В начале прошлого века в США имел место очень любопытный пример того, как связаны между собой качество общественного транспорта и число личных автомобилей. Этот случай описал в статье «Заговор против трамвая» журналист Бенфорд Снелл. Речь шла о том, как General Motors Company заставляла банкротиться трамвайные компании, принуждая их пользоваться медленными, ветхими и дурно пахнущими старыми вагонами, что вынуждало оказавшихся в невыносимых условиях пассажиров массово пересаживаться на личные авто.

Функционирование технических средств безопасности, регулирование потоков пассажиров и управление работой самого транспорта не должны бросаться в глаза пользователям и создавать для них дискомфорт. Найти полностью оптимальные варианты, когда на 100 % обеспечены как безопасность, так и комфорт пока не удалось никому.

Территориальная распределенность и проблемы со связью

Хороший пример – Московская область, где общественным транспортом охвачены все уголки, а люди обеспечены доступом к общественному транспорту даже в самых отдаленных деревнях. Однако до сих пор во многих местах нет даже обычной связи, не говоря об интернет-соединении и других благах. Отсутствие полноценной связи приводит к тому, что большое количество технических средств работают в отрыве от общих интеллектуальных систем. Связь также необходима для того, чтобы на тревожные сигналы могли своевременно реагировать сотрудники соответствующих служб.

Также эти проблемы актуальны для железных дорог, представляющих собой важнейшие артерии, которые во время военных действий каждый из противников стремится разрушить в первую очередь у врага, и закрыть от возможных ударов – у себя. Огромная протяженность железнодорожных путей осложняет их охрану и делает ее крайне затратной. Несмотря на огромную важность этого вида транспорта для экономики и большой пассажиропоток, полностью обеспечить его интеллектуальными системами безопасности сегодня нет возможности.

Несовершенство технических средств

Быстрое развитие технологий, связанных с передачей и анализом видеоданных, позволяет решать все большее количество задач, связанных с обеспечением безопасности в местах массового скопления людей. Основная проблема, затрудняющая работу интеллектуальных систем, состоит в том, что в большинстве случаев для эффективной охраны требуются четкие триггерные ответы (да/нет), а результаты, получаемые с помощью большинства подсистем, носят вероятностный характер. Это относится, например, к счетчикам потока пассажиров. Результаты проводимых с их помощью исследований становятся основой для принятия важных экономических решений и обеспечения эффективного управления производственными процессами в промышленности.

Любой счетчик работает с определенной погрешностью. Даже если прибор показывает точность 98 %, в работе с большими человеческими массами даже 2 % погрешности выливаются в очень большие значения, а значит, использование таких данных для принятия ответственных экономических решений будет как минимум нецелесообразно. Использование «больших чисел» оправдано при проведении аналитики с целью выявления неких общих тенденций. Однако на основании показаний такого счетчика нельзя, к примеру, привлечь к ответственности подворовывающего на продаже билетов водителя.

С помощью современных технических средств успешно решаются задачи формирования баз данных на основе биометрии (главным образом – лиц). Такие массивы информации успешно используются, например, для идентификации преступников и террористов, которые объявлены в розыск, в том числе и в международный. Однако проблемы возникают с захватом, распознаванием лица и передачей полученной информации в специальные аналитические центры.

Часто на транспорте приходится иметь дело с крайне тяжелыми условиями для работы подобных средств – соленой морской водой, ржавчиной, тряской, грязью, пылью, жарой, морозом и прочими неблагоприятными факторами. Только в нашей стране шесть климатических поясов. А если говорить о мире, их еще больше, а значит, технические средства порой работают в экстремальных условиях. То есть можно говорить о некоторой переоценке возможностей подобных систем на современном уровне развития технологий.

Сложности межведомственного взаимодействия

Очень часто объекты транспортной инфраструктуры обслуживаются одновременно разными ведомствами, государственными структурами и частными охранными предприятиями, каждое из которых старается максимально использовать собственные технические и инженерные средства для обеспечения безопасности пассажиров и грузов. Нередко одновременно применяются несколько систем, выполняющих, по сути, одну и ту же работу. Это приводит к кратному удорожанию эксплуатации и затрудняет управление функционированием объекта.

Система транспортной безопасности РФ основана на хорошей законодательной базе. Бросается в глаза интенсивная работа по разработке и внедрению интеллектуальных инструментов контроля и регулирования, однако часто процесс идет медленно из-за отсутствия системного подхода. К примеру, действие Федерального Закона о безопасности на транспорте, принятого в 2007 году, не было полным из-за того, что необходимое для этого постановление правительства, регламентирующее применение законодательного акта, увидело свет только в конце 2016 года. Однако имел место ввод в действие постановления, касавшегося в основном вопросов выдачи сертификатов. То есть уточнялся перечень уполномоченных учреждений.

Главной проблемой стало даже не то, что между принятием закона и постановления прошло более восьми лет. Хуже, что, когда через 6 месяцев после подписания этот подзаконный акт вступил в силу, помимо уже давно выполнявших работу по сертификации испытательных лабораторий, не заработало ни одной новой. Даже неспециалисту несложно понять, как подобные накладки сказываются на развитии интеллектуальных транспортных систем и транспорта в целом.

Огромный комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности на транспорте и колоссальные вложения (как финансовые, так и интеллектуальные) делают задачу невыполнимой исключительно силами различных государственных структур. Крайне важное значение имеют инвестиции и участие в разработке интеллектуальных транспортных систем частных компаний, заинтересованных в дальнейшем повышении уровня безопасности транспортной инфраструктуры. Часто в такой работе участвуют не только организации, функционирование которых непосредственно связано с транспортом, – важную роль играют также промышленные предприятия, по роду деятельности не имеющие возможности обойтись без транспортировки сырья, комплектующих, готовой продукции и т. п.

Современные инструменты защиты объектов транспорта

На протяжении последних десятилетий объекты транспорта являются источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей в силу своей привлекательности для различного рода нарушителей. Речь не только об угрозах террористического характера, но и о всевозможных проявлениях актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. В статье мы поговорим о современных инструментах защиты транспорта от внешних угроз и рассмотрим их эффективность в общей системе мер обеспечения безопасности.

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

В ХХ столетии терроризм на транспорте как особый и достаточно своеобразный вид терроризма не только стал быстрее распространяться, но и превратился в многогранное явление современной общественной жизни, которое не может и не должно оставаться вне поля зрения статистической науки и практики 1 .

Одновременно не нужно забывать, что среди всех возможных мест массового скопления людей наиболее частым террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех нападений. Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной общественной деятельности 2 .

Таким образом, транспорт, являясь важнейшей составляющей экономики любого города и страны, находится в центре внимания огромного количества людей и нуждается в постоянной надежной системе мер по обеспечению безопасности.

05-Dec-27-2021-10-43-48-29-AM

Дорогомиловский железнодорожный мост и Москва-Сити

Комплекс защитных мер

Система мер по обеспечению безопасности подразумевает применение различных инструментов защиты, которые созданы государством и конкретными транспортными предприятиями.

Такими инструментами могут быть:

  • бюрократические меры, выражающиеся в создании организационно-распорядительных мер по защите объекта или транспортного средства;
  • инженерные средства, установленные в зависимости от архитектурно-планировочных решений;
  • технические средства, позволяющие автономно обеспечивать защиту объектов транспорта;
  • физическая охрана, способная использовать человеческий фактор, порой играющий решающую роль для безопасности.

При этом крайне важно помнить о том, что какие бы меры защиты ни были созданы сегодня, завтра они могут потерять свою актуальность, поскольку процесс развития технологий является непрерывным, а значит, с совершенствованием инструментов защиты объектов транспорта могут совершенствоваться и инструменты их разрушения. Данная закономерность приводит к необходимости создания условий для устойчивого развития описанной выше системы безопасности.

Устойчивое, то есть гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное), развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют современный и будущие потенциалы для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений 3 .

Бюрократические меры

В современной России очень остро стоит вопрос эффективности функционирования государственного аппарата. Конечно, чиновничество как социальный класс всегда играло важную роль в жизни российского государства, но именно в эпоху социальных и экономических перемен и кризисов к бюрократии всегда было приковано особое внимание 4 .

Сегодня под понятием «бюрократия» большинство людей понимают некий механизм удовлетворения своих потребностей, подразумевающий четкий формализм и включающий в себя большое количество этапов, для прохождения каждого из которых требуется бесчисленное множество требуемых документов.

Транспортная отрасль – одна из самых зарегулированных. Каждый вид транспорта имеет как общие, так и частные требования законодательства по защите своих объектов и транспортных средств. Именно эти требования определяют наличие на объекте:

  • сектора свободного доступа (куда может попасть любой человек после прохождения процедуры досмотра);
  • перевозочного сектора (куда может попасть только досмотренный пассажир с билетом);
  • технологического сектора (куда может попасть только работник объекта).

Все секторы относятся к зоне транспортной безопасности и обозначаются специальными табличками.

Однако наибольшую значимость среди бюрократических мер все же представляет собой план обеспечения транспортной безопасности, состоящий из различных порядков, инструкций и регламентов, которые и определяют всю систему безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

SS_Security and Safety

Инженерные средства

Комплексный подход к обеспечению эффективной защиты объекта предполагает возможность развития существующей или разрабатываемой системы безопасности путем расширения и совершенствования отдельных элементов ее частей, а также добавления новых подсистем 5 . К одной из таких подсистем безопасности можно отнести инженерные средства, предназначенные для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства.

Инженерные средства должны учитывать архитектурно-планировочные решения конкретного объекта, технические и технологические характеристики объекта транспортной инфраструктуры (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации), а также организацию эксплуатации (функционирования).

Если рассматривать инженерные средства в сфере транспорта, то к таковым можно отнести заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзовые камеры, досмотровые эстакады, запорные устройства.

Технические средства

В условиях все более нарастающего прессинга угроз различного (в том числе террористического) характера вопросы создания надежных систем физической защиты критически важных, потенциально опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей приобретают особую значимость 6 . на объектах транспорта к ним относятся технические системы и средства:

  • сигнализации;
  • контроля доступа;
  • досмотра;
  • видеонаблюдения;
  • интеллектуального видеонаблюдения;
  • видеозаписи;
  • аудиозаписи;
  • связи, приема и передачи информации;
  • оповещения;
  • сбора и обработки информации.

Перечисленными средствами и системами оборудуются периметры охраняемых зон, охраняемые здания, сооружения и помещения, а также контрольно-пропускные пункты.

В наше время стремительного развития технологий технические средства физической защиты занимают, пожалуй, ведущее место в обеспечении безопасности объекта, являются важнейшим инструментом в системе защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства. Именно технические средства охраны, их качество и функциональные возможности, количество и охват охраняемой территории формируют вокруг себя иные меры (инструменты) по обеспечению безопасности.

Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов).

Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры 7 .

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Физическая охрана

Охрана объекта – это деятельность компетентных органов (организаций), осуществляемая в целях обеспечения состояния защищенности охраняемого объекта и направленная на предупреждение (профилактику) противоправных посягательств в отношении него 8 . Несмотря на то что технические и инженерные средства защиты объекта играют крайне важную роль, исключать человеческий фактор из системы безопасности совершенно нельзя.

Сегодня объекты транспорта охраняют аккредитованные Росавтодором подразделения транспортной безопасности либо частные охранные организации.

Многие технические средства, в том числе интеллектуальные системы безопасности, нуждаются в своевременном обслуживании, профессиональном эксплуатировании и принятии мер по реагированию на тревожные сигналы срабатывания при возникновении нештатной ситуации на объекте.

Чего не хватает

Обобщая перечисленные современные инструменты защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства, стоит отметить, что одним из важнейших аспектов успешной и надежной защиты объекта является правильная интеграция всех процессов в единый комплекс. баланс всех подсистем безопасности становится главным залогом успеха при защите объекта, ведь перекос в какую-либо сторону развития безопасности может привести к возникновению уязвимых участков, создать причины и условия для совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического характера, и нарушению работы всего предприятия.

Многими работниками транспортных компаний остро ощущается недостаточность научно-практических подходов, методик, моделей для анализа защищенности своего предприятия и применения научно обоснованных решений в осуществлении антитеррористической защищенности. Ведь для выявления слабых участков, оценки качества и дальнейшего устранения выявленных недостатков важен постоянный ежегодный мониторинг и аудит системы безопасности предприятия.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Вектор развития

От бесперебойного, качественного, планомерного, управляемого, безопасного перевозочного процесса зависит развитие других направлений хозяйственной и социальной деятельности, осуществляемой как на территории страны, так и за ее пределами. По праву транспорт России можно назвать системообразующей отраслью 9 .

В чем же заключается специфика транспортного комплекса, которая характеризует объекты, подвергающиеся противоправным проявлениям?

Во-первых, это большая протяженность и наличие большого количества объектов транспортной инфраструктуры.

Во-вторых, это огромный пассажиро- и грузопоток.

В-третьих, объекты транспорта имеют такие особенности, как массовость, интенсивность движения, а также доступность посещения.

Если принять к сведению все названные угрозы, мы приходим к выводу о том, что происходит рост угроз совершения актов незаконного вмешательства. Следовательно, уровень обеспечения транспортной безопасности снижается 10 .

В этой статье были рассмотрены современные инструменты защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства. Данный перечень не является исчерпывающим. Однако он важен как для работников, обеспечивающих безопасность объектов, так и для руководителей транспортных предприятий, поскольку реализация всех указанных мер требует значительных финансовых затрат.

Объекты транспорта и дальше будут являться источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей, а также привлекательной целью для реализации угроз противоправных посягательств. Противостоять таким угрозам – непростая задача как для работников, обеспечивающих безопасность объектов транспорта, так и для государства в целом. Причиной тому служит стремительное развитие науки и техники, которые могут быть направлены не только на защиту, но и на разрушение. Однако данная задача вполне выполнима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *