Квотирование закупок российских товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Квотирование — это комплекс норм, которые обязывают заказчиков закупать определенное количество товаров отечественного производства. Они утверждены Постановлениями Правительства № 2013 и 2014 от 03.12.2020, а в декабре 2021 года опубликовали изменения, которые существенно расширили сферу применения.
Скачать разъяснения по Постановлению 2013 от 03.12.2020 № 24-03-07/1390 от 15.01.2021 из КонсультантПлюс |
Чем регулируется
31.07.2020 подписаны законы № 249 и 250 о квотировании закупок российской продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. А с 01.01.2021 вступили в силу:
- Постановление Правительства № 2014 от 03.12.2020 о квотировании доли российской продукции при госзакупках по закону о госзакупках;
- Постановление Правительства № 2013 от 03.12.2020 о размере квот по 223-ФЗ.
Планируется, что с 2022 года вступят в силу положения, которые связаны с ответственностью за невыполнение минимального объема. В законопроекте расписано, какая из мер в обязательном порядке применяется вместе с квотированием, — штрафы:
- новые штрафы для участников госзакупок;
- новые законопроекты с изменениями в закупках в 2022 году.
Какие товары квотируются
С введением новых правил организации больше всего интересуются, какие обязательные квоты по закупкам обязаны выполнять заказчики? Система квотирования закупок является нововведением, раньше она не применялась, хотя в 44-ФЗ существовало понятие национального режима, который работал на создание приоритетного положения российских производителей. Механизм национального режима реализовывался за счет регулирования допуска к госзакупкам иностранных производств. Теперь заказчикам напрямую диктуют, на какую продукцию сейчас действует квотирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ и какой объем потребностей организации в каждом конкретном товаре подлежит удовлетворению за счет российских производств.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяется национальный режим в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Для заказчиков по ФЗ № 44 установлены минимальные объемы на:
- лекарства ЖНВЛП;
- технику, компьютеры, принтеры;
- музыкальные инструменты;
- оружие;
- иные наименования.
С 01.01.2022 для отдельных позиций повысили размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в т. ч. товаров, которые поставляются при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в госзакупках в которых установлены ограничения допуска иностранной продукции. А еще определили минимальную обязательную долю в таких закупках в отношении музыкальных инструментов.
Для отдельных видов юридических лиц перечень квотируемых товаров по 223-ФЗ включает, в частности, следующие наименования:
- щебень;
- бумага, картон;
- приборы и полупроводники;
- офисная техника.
С 01.01.2022 изменили перечень с ОКПД по ПП 2013 от 03.12.2020 , в него включили ряд музыкальных инструментов. А еще для ряда товаров из этого списка увеличили минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
Как выполнить требование
Механизм выполнения требования о квотах прост и состоит из следующей последовательности действий:
- Определить общий объем того или иного товара, который организация намерена закупать в календарном году.
- Исходя из общего требуемого объема, рассчитать, какое количество отечественной продукции предполагается закупить.
- Провести процедуры, выбрать победителей, заключить контракты и исполнить их.
- Отчитаться о выполнении квот по окончании отчетного периода.
Например, организация приобретает ТРУ по ФЗ № 44 и нуждается в 100 тоннах щебня в 2021 г., 100 тонн — это общий объем потребности в щебне на отчетный период. Определив его, организация смотрит проект приказа о квотировании доли российских товаров при госзакупках по 44-ФЗ и видит, что в 2021 г. госзаказчики обязаны 80% щебня закупать у российских поставщиков. То есть 80 тонн щебня, который организация может купить в 2021 г., должны иметь российское происхождение, остальные 20 тонн — на усмотрение организации. В течение 2021 г. организация проведет ряд закупок для удовлетворения потребности в щебне, а в начале 2022 г. отчитается, какой объем из реально закупленного щебня имел российское происхождение.
Постановления № 2013 и 2014 устанавливают квотируемые товары не только на 2021-й, но и на 2022 и 2023 гг., причем по ряду позиций процент объема закупок возрастает — законодатель стремится увеличить участие российских производителей на рынке и укрепить их позиции к 2023 году.
Когда не соблюдают минимальную долю
Постановление 2014 определяет минимальную обязательную долю закупок российских товаров (к которым приравниваются, в т. ч., продукция из других государств — участников ЕАЭС) для госзакупок, в которых установлены ограничения допуска иностранных товаров. Это означает, что закупки из перечня по ПП 2014, например у единственного поставщика, никакому квотированию не подлежат.
Часть 7 статьи 14 закона № 44 перечисляет заказчиков, для которых ориентация на российского производителя не является обязательной. Среди них:
- органы внешней разведки;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы государственной охраны.
Как отчитаться о выполнении квот
В п. 7 Постановления Правительства № 2014 указано, что положения, которые касаются отчетности, вступают в силу с 2022 года. Это значит, что первый отчет по квотированию по 44-ФЗ придется готовить не позднее 01.04.2022.
Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря. Документ готовится автоматически в ЕИС на основе сведений из реестра контрактов до 1 февраля. Отчет подписывают усиленной квалифицированной ЭП. Делает это уполномоченное лицо не позже 1 апреля. После этого отчет по квотам по 44-ФЗ автоматически размещается в ЕИС не позднее 1 часа с момента подписания.
Бланк разработало правительство РФ. Найдете его в том же ПП 2014.
Как обосновать начальную цену квотируемой продукции
В п. 3 Постановления Правительства № 2014 от 03.12.2020 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены (НМЦК) контракта для достижения минимальной доли закупок. Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос о предоставлении цены товара субъектам в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Этот запрос регулируется ч. 5 ст. 22 44-ФЗ . Для реализации этого положения 01.02.2021 Минпромторг на сайте ГИСП опубликовал информационное сообщение — инструкцию, как рассчитать НМЦК в рамках квотирования:
Шаг 1. Найти товар в реестре российской, евразийской или отечественной радиоэлектронной продукции.
Шаг 2. Отправить запрос не менее чем трем поставщикам продукции в ГИСП. Учитывайте параметры из КТРУ (если такие есть). Контактные данные поставщиков найдете в карточке компании. Если организаций меньше, или сведений о них нет в системе, или эта информация неполная, то зафиксируйте это. Например, сделайте скриншот. Этот скрин направьте на электронную почту в Минпромторг — metod@minprom.gov.ru.
Скриншот может потребоваться, чтобы отчитаться о невозможности соблюсти минимальную долю.
Шаг 3. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 44-ФЗ .
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Какая мера применяется вместе с квотированием
III. Условия и механизм применения тарифных квот
5. Объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза, устанавливается Комиссией и не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза.
При этом если для одного государства-члена объем производства аналогичного товара равен объему потребления такого товара или превышает его, то такая разница может не приниматься во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории Союза.
6. Если объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара на таможенной территории Союза или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.
7. При принятии решения об установлении тарифной квоты должны быть соблюдены следующие условия:
1) установление тарифной квоты на определенный срок (независимо от результатов рассмотрения вопроса о распределении объема тарифной квоты между третьими странами);
2) информирование всех заинтересованных третьих стран о выделенном им объеме тарифной квоты (в случае принятия решения о распределении объема тарифной квоты между третьими странами);
3) опубликование информации об установлении тарифной квоты, ее сроке действия и объеме, в том числе об объеме тарифной квоты, выделенной третьим странам (в случае принятия решения о распределении объема тарифной квоты между третьими странами), а также о ставках ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, ввозимых в пределах объема тарифной квоты.
8. Распределение объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности государства-члена основывается на их равноправии в отношении получения тарифной квоты и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
9. Объем тарифной квоты распределяется между государствами-членами в пределах разницы между объемами потребления и производства в каждом из государств-членов, которая принималась во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Протокола.
При этом для государства-члена, являющегося членом Всемирной торговой организации, объем тарифной квоты может быть установлен исходя из обязательств такого государства-члена перед Всемирной торговой организацией.
10. Распределение объема тарифной квоты между третьими странами осуществляется Комиссией либо в соответствии с решением Комиссии — государством-членом на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или решениями Высшего совета.
При невозможности распределения объема тарифной квоты по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран решение о распределении объема тарифной квоты между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.
В качестве предшествующего периода, как правило, принимаются любые 3 предшествующих года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы импорта.
При невозможности выбрать такой предшествующий период объем тарифной квоты распределяется на основе оценки наиболее вероятного распределения реального объема импорта.
11. При поставках товара в течение срока действия тарифной квоты не устанавливаются условия и (или) формальности, препятствующие любой третьей стране полностью использовать выделенный ему объем тарифной квоты.
12. По просьбе третьей страны, заинтересованной в поставке товара, Комиссия проводит консультации по вопросам:
1) необходимости перераспределения выделенного объема тарифной квоты;
2) изменения избранного предшествующего периода;
3) необходимости отмены условий, формальностей или любых других положений, установленных в одностороннем порядке в отношении распределенного объема тарифной квоты или ее неограниченного использования.
13. В связи с установлением тарифных квот Комиссия:
1) по просьбе третьей страны, заинтересованной в поставке товара, предоставляет информацию, касающуюся метода и порядка распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а также объема тарифной квоты, в отношении которого выданы лицензии;
2) публикует информацию об общем количестве или стоимости товара, предназначенного для поставки в рамках выделенного объема тарифной квоты, о датах начала и окончания срока действия тарифной квоты и любых их изменениях.
14. Кроме случаев распределения объема тарифной квоты между третьими странами, Комиссия не вправе требовать, чтобы лицензии использовались для импорта товара из какой-либо определенной третьей страны.
Тесты по ВЭД с ответами
9. Безналичные расчеты между странами, компаниями, предприятиями и банками за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путем взаимного зачета, исходя из условий баланса платежей – это:
10. Какая из мер в обязательном порядке применяется вместе с квотированием?
а. Таможенная очистка
11. На какой счет, согласно российскому законодательству, уполномоченный банк обязан зачислять валюту от экспортных операций?
12. Таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории, — это:
+ в. Выпуск для внутреннего применения
13. Какой договор заключается от имени посредника за счет экспортера?
14. Метод для определения качества товара «тель-кель» не применяется в договорах на продажу:
+ б. Товаров массового потребления
в. Зерновых культур
15. На какой вид перевозок приходится основной объем грузооборота мировой внешней торговли?
16. Кто осуществляет общее руководство таможенным делом, а также регулированием и контролем в сфере ВЭД?
+ а. Правительство РФ
в. Министерство иностранных дел РФ
17. Покупка или продажа крупных партий иностранной валюты – это:
+ в. Валютная интервенция
18. Нормы о приоритете международных договоров сформулированы в:
а. Гражданском кодексе РФ
+ б. Конституции РФ
в. Административном кодексе РФ
19. Контракты, заключаемые на срок 3-5 лет – это … контракты:
Тест — 20. В каком году была образована торгово-промышленная палата РФ?
21. Управление композицией внешнего долга — это:
а. Регулирование курса национальной валюты относительно иностранных валют
+ б. Поддержание приемлемой для страны структуры внешней задолженности с точки зрения уровня процентов
в. Поддержание баланса между экспортными и импортными торговыми операциями
22. Для открытых международных торгов характерно размещение заказов на:
а. Строительство объектов «под ключ»
б. Специальное оборудование
+ в. Стандартное и универсальное оборудование
23. В какое количество групп сформулированы термины ИНКОТЕРМС?
24. При формировании трансферных цен транснациональные корпорации ориентируются на:
а. Среднеотраслевые цены
+ б. Конкурентные цены
в. Внутренние цены
25. Для экспортера наименее надежной формой расчетов является:
+ б. Банковский перевод
26. Трамповое судоходство осуществляется:
а. Строго по расписанию
б. По требованию для перевозки единичных грузов
+ в. На нерегулярной основе
27. Косвенный метод работы во внешнеторговой деятельности связан с:
б. Выдачей доверенностей
в. Сбором и анализом информации
28. Что является основой для начисления НДС?
а. Стоимость товара, установленная при его пересечении границы РФ
б. Таможенная стоимость
+ в. Таможенная стоимость + пошлины + акцизы
29.Тест. Внешнеторговая деятельность – это:
+ а. Деятельность по проведению сделок в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и объектами интеллектуальной собственности
б. Деятельность, связанная с привлечением товаров из-за рубежа с целью их приобретения
в. Деятельность, связанная с созданием торговых предприятий в зарубежных странах
30. Оборот внешней торговли представляет собой:
а. Денежное выражение объема проданных в зарубежные страны товаров и услуг
б. Денежное выражение объема купленных в зарубежных странах товаров и услуг
+ в. Экономический показатель, измеряемый в денежном выражении, который характеризует объем внешней торговли отдельной страны, группы стран, регионов за определенный период времени
Квотирование как мера нетарифного регулирования
Одной из распространенных форм нетарифных ограничений являются количественные ограничения импорта (экспорта). В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот.
Квота — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (вывозу) за определенный период.
Содержание
Почему налагаются ограничения
Чтобы защитить экономические интересы национальных производителей, в международной торговле допускается применять определенные меры.
Существуют следующие защитные меры:
- Специальная защитная мера ограничивает возросший импорт определенной группы товаров на таможенную территорию государства;
- Антидемпинговая мера ограничивает импорт товаров, ввозимых по цене ниже его рыночной стоимости;
- Компенсационная мера ограничивает импорт товаров, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфической субсидии иностранного государства.
Указанные меры допустимы нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО).
Введение количественных ограничений (квот) относится к специальной защитной мере и служит для защиты экономических интересов внутреннего рынка от возможного нанесения материального ущерба, ухудшения, производственного, торгового положения отрасли экономики государства.
Специальная защитная мера в виде квот может быть введена только после специального защитного расследования и если этому предшествовали следующие условия:
- зафиксирован резкий рост импорта товара, в отношении которого начато расследование;
- такой рост импорта повлиял или может повлиять в худшую сторону на экономическое положение производителей подобных товаров на внутреннем рынке;
- серьезный ущерб экономическому положению производителей на внутреннем рынке, должен быть прямым следствием резкого роста импорта товара;
- все заинтересованные в расследовании стороны должны иметь возможность предоставить свои доводы и доказательства.
Практика применения квот в ЕАЭС
Перечни товаров, на которые вводится квота, а также объемы квот устанавливаются решением Коллегии Евразийской экономической комиссии и последующими нормативно-правовыми актами отдельных государств-членов ЕАЭС. Введению специальных защитных мер при импорте товара предшествует расследование, проводимое органом, определенным Комиссией. Целью проведения расследования может быть: наличие возросшего импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения, замедления создания отрасли экономики государств-членов и др. Предложение о введении или отмене мер может быть представлено как государством-членом, так и Комиссией.
За короткую историю существования Таможенного союза и Евразийского экономического союза, государствами-членами применялись и применяются несколько разновидностей импортных квот.
Тарифные квоты
Тарифная квота — закрепленная договором [1] мера регулирования ввоза на таможенную территорию Союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров [2] , происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества.
Суть заключается в том, что на импорт определенного товара устанавливается квота. Если стоимость или количество импортируемого товара соответствуют квоте, то такой товар облагается таможенными пошлинами по более низким ставкам. При превышении тарифной квоты товар облагается по более высокой ставке тарифа.
Примеры тарифных квот, действующих на территории ЕАЭС:
- отдельные виды сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию государств-членов (мясо крупного рогатого скота, мясо домашней птицы, отдельные виды молочной сыворотки), согласно Решению Коллегии ЕЭК от 31 июля 2019 г. № 127 [3] ;
- отдельные виды риса длиннозерного, происходящего из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС, согласно Решению Коллегии ЕЭК от 17 сентября 2019 г. № 163 [4] .
Специальные квоты
Специальная квота — установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию ЕАЭС, в рамках которого товар поставляется без уплаты специальной пошлины, а свыше которого — с уплатой специальной пошлины [5] .
«Специальная пошлина» — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины.
Пример специальной квоты:
- горячекатаный прокат из углеродистых и легированных сталей в листах и рулонах ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС согласно Решению Коллегии ЕЭК от 06 августа 2019 г. № 137 [6] .
Иные квоты
Законодательством ЕАЭС предусмотрено введение квот государством-членом в одностороннем порядке. Так в Российской Федерации были введены экспортные квоты на:
- отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы Российской Федерации (ель аянская, пихта белокорая и лиственница даурская) [7] ;
- пшеницу, рожь, ячмень и кукурузу, вывозимых за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза [8] .
Товары в рамках выделенной квоты, ввозятся или вывозятся на основании Лицензии Минпромторга России. В том случае, если квота исчерпана, товары ввозятся без предоставления Лицензии Минпромторга, но при ввозе необходимо уплатить пошлину (специальную пошлину, таможенную пошлину или др.), в зависимости от вида квоты, которые приняты в отношении товара. В случае экспорта,если квота исчерпана, товар невозможно экспортировать.