Обгон и опережение в чем разница
Перейти к содержимому

Обгон и опережение в чем разница

  • автор:

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД.

Безопасность дорожного движения является первоочередной задачей, которую должны стремиться выполнить все его участники.

Одним из главных критериев является выполнение требований правил дорожного движения. Несмотря на предельную простоту и точность в формулировании основополагающих тезисов этого нормативно-правового документа, нередко возникают неверные их неверные толкования. Как следствие, это ведёт к возникновению опасной ситуации. В частности, часто можно сталкиваться с тем, что люди путают понятия обгона и опережения. Об этом и пойдёт речь далее.

Понятие обгона и опережения

Для начала необходимо определиться с тем, что считается обгоном, а что опережением. Это позволит в значительной степени разграничить эти понятия.

Обгоном признаётся такой манёвр во время движения транспортного средства, при котором водитель совершает выезд из занимаемой им полосы, совершает опережение движущегося впереди транспорта и возвращается на свою полосу.

Опережение не связано с выездом на встречную полосу и производится в пределах своей полосы дороги. Этот манёвр может быть не совмещён с выездом из своей полосы (если полос много) и никогда не связан с выездом на встречную полосу. Кроме того, даже если опережение производилось с выездом из своей полосы, но в пределах проезжей части попутного движения, возвращаться на ранее занимаемую полосу не обязательно.

Основным отличием обгона и опережения является именно выезд на полосу встречного движения, хотя оно и не единственное. Здесь можно отметить, что обгон возможен исключительно слева от впереди идущего транспорта, а опережение может осуществляться, как слева, так и справа.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что обгон является опережением в любом случае, но не всякое опережение является обгоном. Эти понятия следует максимально чётко разграничить, так как путаница может привести к серьёзным последствиям.

Правила обгона и опережения

Перед тем, как начинать производить манёвр обгона, водитель должен выполнить ряд простых, но обязательных правил. Среди таких условий можно выделить следующие:

Необходимо заблаговременно убедиться в том, что встречная полоса, на которую планируется осуществить выезд, свободна на достаточном для манёвра расстоянии. В идеале, впределах видимости встречного транспорта быть не должно, или же он должен находиться максимально далеко.
Нужно убедиться, что выполнение манёвра не повлечёт создания помех иным участникам движения.
Перед началом обгона необходимо с помощью зеркал заднего вида визуально убедиться, что движущееся позади транспортное средство уже не начало манёвр обгона.
Не допускается «обгон паровозом», то есть манёвр, при котором несколько транспортных средств совершают обгон его, следуя друг за другом.
Нужно включать соответствующие сигналы поворота перед началом любого маневрирования.
Что касается опережения, то здесь всё относительно проще. Для манёвра достаточно пользоваться указателями поворота и руководствоваться здравым смыслом при соблюдении скоростного режима.
Штрафы за нарушения

Что касается того, какие санкции влечёт за собой нарушение правил дорожного движения в отношении манёвра «обгон», то на 2016 год предусматривается наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишения права на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В заключение стоит добавить, что ПДД нельзя рассматривать частями. Изучение документа таким способом возможно, но полное понимание свод правил приобретает при комплексном соблюдении их требований.

Обгон и опережение в чем разница

После того как в 2010 году внесли изменения в ПДД, появился термин опережение. Многие водители как опытные, так и новички столкнулись с путаницей при трактовке этих двух понятий: обгон и опережение. В чем разница? Хотя сначала эти маневры кажутся похожими, нужно научиться понимать, чем они отличаются. Незнание этого различия может иметь трагические последствия. Поэтому опытные инструкторы автошколы Авто-Дор помогут вам в этом разобраться.

Отличие понятий

Чтобы разобраться в чем разница между двумя маневрами, надо установить значение каждого из этих терминов.

Обгон — маневр, заключающийся в объезде другого транспортного средства, движущегося впереди вас в том же направлении с меньшей скоростью. Он связан с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занятую полосу.

Опережение — движение со скоростью, превышающей скорость транспортного средства, которое движется в том же направлении. Этот маневр происходит, без перестроения на полосу встречного движения. Его выполняют как с левой стороны, так и справа.

Как видим, обгон и опережение имеют фундаментальные отличия.

фото ускорение в своем ряду

Опасный маневр

Теперь, когда мы знаем, чем отличаются обгон и опережение, внимательнее разберем каждый. С точки зрения ПДД, обгон по своим характеристикам — самый опасный из маневров. Неправильно выполненный, он может быть причиной многих дорожно-транспортных происшествий, даже аварий. Очень часто ДТП возникают, когда автомобиль уступает дорогу пешеходу, потому внезапно останавливается перед идущей за ним машиной. Невнимательный водитель объезжает идущую перед ним машину, а затем сбивает пешехода. Обгон строго ограничен правилами дорожного движения, он запрещен на таких участках дороги:

  • в местах, где это запрещено дорожными знаками;
  • пешеходные переходы, непосредственно перед ними;
  • перекрестки, исключение — круговой или управляемый перекресток;
  • трамвайные переезды, за исключением маршрутов с регулируемым движением;
  • железнодорожные переезды, прямо перед ними;
  • поворот, если от отмечен предупреждающим знаком;
  • если машина позади вас уже начала обгон;
  • запрещается превышать скорость, чтобы обгонять ТС, уже движущееся с максимально разрешенной скоростью;
  • тоннель;
  • обгон колонны сопровождаемых автомобилей.

фото движение в тонелле

Эти запреты не распространяются на опережение, так как авто движется по своему ряду и отсутствует риск появления на нем встречной машины. Этот маневр можно совершить в любой ситуации, кроме случаев интенсивного движения, когда все полосы заняты автотранспортом. Также надо учитывать сложные дорожные условия: туман, гололед, плохая видимость, осадки — все это не лучшие обстоятельства для опережения, хотя в таких условия маневр не запрещается ПДД.

Обгон и опережение: основные правила

Обгон — сложное действие, сопряженное с повышенным риском для водителя во время движения. Очень важно соблюдать несколько правил, чтобы свести к минимуму риск возможного столкновения и безопасно добраться до пункта назначения.

  1. Расстояние. Сохраняйте пространство перед автомобилем, который вы хотите обогнать, так как это дает вам большую видимость.
  2. Внимательность. Дождитесь подходящего момента для маневра и убедитесь, что на встречной полосе достаточно свободного места для объезда, и вы не подвергаете опасности и не мешаете тем, кто движется в противоположном направлении. При этом принимайте во внимание вашу собственную скорость и скорость обгоняемого авто.
  3. Сигнал. Перед началом выезда со своей полосы, включите левый указатель поворота, чтобы водители позади вас знали, что вы собираетесь ускоряться и совершать маневр перестроения. Есть вариант мигать фарами, чтобы предупредить идущее впереди транспортное средство о том, что вы будете его обгонять.
  4. Обгон. Прибавив скорость, объезжайте впереди идущий транспорт и вернитесь на ранее занятую полосу движения, предварительно убедившись в ее безопасности. Считается, что маневр длится, пока вы не вернетесь в правую полосу, то есть — когда вы видите в зеркало заднего вида автомобиль, который обгоняли.

При опережении также нужно оставаться внимательным, следить за обстановкой на дороге, соблюдать скоростной режим. Помните самое главной правило: если авто впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться.

фото обгон на трассе

Какие случаи не считаются обгоном?

Существуют ситуации, которые Правила не трактуют как обгон, поэтому машина может проехать по свободному участку дороги, будь то правый или левый ряд. Вот эти ситуации:

  1. Транспортное средство остановлено или припарковано на дороге.
  2. Автомобиль обездвижен из-за исключительных причин, таких как авария или поломка.
  3. Обгон, совершаемый велосипедистами, движущимися в группе.

Кроме того, при плотности движения, когда транспортные средства занимают всю ширину дороги и одна полоса движется быстрее другой, это не является обгоном. В этом случае ни одно транспортное средство не имеет права переходить на другую полосу движения. Если вы хотите больше информации, смотрите здесь.

Теперь вы знаете чем отличаются обгон и опережение. Можно сделать вывод, что любой маневр на дороге очень опасен, требует большого внимания. Так как надо скоординировать несколько операций всего за пару секунд, а также правильно оценить новую ситуацию и принять соответствующее решение. Поэтому специалисты автошколы Авто-Дор делятся своими ценными знаниями и богатым опытом, чтобы вы избежали несчастных случаев и благополучно достигли назначенной цели. Помните, внимательность — это ключ к безопасному вождению!

Обгон и опережение: разбираем отличия

Соблюдение правил дорожного движения, установленных действующим законодательством, — залог безопасности водителя и пассажиров. Но ПДД порой меняется, и недавно это произошло снова. Поправки в основном касаются обгона и опережения. Далеко не все водители понимают различия между этими понятиями. Поэтому автошкола «Орлан» разберет оба случая.

Разбираемся в терминах

Законодательством четко установлено определение каждого суждения. Опережение — это передвижение со скоростью, которая больше, чем у движущегося в том же направлении автомобиля. Обгон представляет собой опережение одного или нескольких транспортных средств. Обязательным условием и отличительной чертой является выездом на встречную полосу и возврат обратно. Пред тем как начать маневр, автомобилисту необходимо удостовериться, что дорога свободна на участке достаточном для его завершения.

Опережение — понятие более широкое, а обгон является его частным случаем. В 99% совершается оно без выезда на полосу встречного движения, когда дорога позволяет размещение нескольких транспортных средств, например, на двух- или трехполосном полотне. Опережение выполняется как справа, так и слева. Осуществлять его можно даже без перестроения — например, когда транспортное средство движется по своей полосе со скоростью большей, чем у попутного ТС. Ввиду отсутствия четкой регламентации водители опережают практически всегда, когда есть такая возможность.

Правила безопасного движения

Обгон является одним из самых опасных маневров, так как предусматривает выезд на встречную полосу. Поэтому правилами дорожного движения установлено множество ограничений относительно его выполнения. Осуществлять маневр запрещено, если:

  1. Движущееся спереди ТС объезжает препятствие или подает сигнал поворота налево.
  2. Следующий сзади автомобиль начал обгон.
  3. После завершения маневра нет возможности вернуться на свою полосу, не создавая препятствий для опережаемого транспортного средства.

Кроме того, обгон нельзя совершать на переходах, перекрестках, мостах, опасных поворотах, участках с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах в тоннелях и т. д. Нельзя также препятствовать совершению маневра другим водителем.

За нарушение правил обгона сотрудник ДПС может выписать штраф, чего не скажешь про опережение. Но придуманы данные ограничения не просто так, а для безопасности всех участников дорожного движения и пешеходов, так что не стоит ими пренебрегать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *