Как толкуются неустранимые сомнения противоречия и неясности налогового законодательства
Перейти к содержимому

Как толкуются неустранимые сомнения противоречия и неясности налогового законодательства

  • автор:

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ в статью 3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

ГАРАНТ:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Информация об изменениях:

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Информация об изменениях:

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 4 сентября 2023 г. — Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 415-ФЗ

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, за исключением налогов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9 статьи 1 настоящего Кодекса. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 7 статьи 3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Как толкуются неустранимые сомнения противоречия и неясности налогового законодательства

НК РФ Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, за исключением налогов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9 статьи 1 настоящего Кодекса. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 04.08.2023 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Работа с сомнениями и противоречиями

Необязательно трактовать все неясности и противоречия нормативных актов в пользу фирмы. Главное, не во вред ей.

Юристов, зарабатывающих на стремлении фирм снизить налоги, объединяет общая любовь к пункту 7 ста-тьи 3 Налогового кодекса. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)», – сказано в ней. Хобби любого уважающего себя налогового консультанта – коллекционирование противоречий и неясностей нормативных актов.

Оно и понятно. Если посмотреть на арбитражную практику, то в подавляющем большинстве случаев «сомнения, противоречия и неясности» суды действительно трактуют в пользу фирм. Основная задача фирмы – доказать, что такое сомнение (или неясность) действительно существует.

Например, если вы придете в суд и скажете, что ваша фирма платила НДС по ставке 5 процентов, потому как вам что-то было неясно, ваши шансы на победу равны нулю. Судьи вам скажут, что никакой неясности в данном вопросе нет. И будут правы. Такое решение суда, как правило, сопровождается формулировкой: «при разрешении спора судом не установлены неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах».

Однако если пробел в законодательстве есть – вы скорее всего выиграете. В свое время многие фирмы выиграли дела, которые касались налога на пользователей автодорог. Спор был связан со сроками уплаты этого налога. Инспекции требовали платить деньги авансом – раз в квартал. Однако в законе такой нормы не было. Она существовала лишь в инструкции налоговиков. Но вот беда – налоговая служба не вправе устанавливать сроки уплаты ни налога, ни авансовых платежей по нему. Это должны делать депутаты. Вот тут налицо неясность законодательства. И когда инспекторы требовали платить пени за «несвоевременное перечисление авансовых платежей», они терпели в судах фиаско.

Еще одна тривиальная ситуация: в федеральном законе написано одно, а в местном другое. Один закон противоречит другому. В такой ситуации фирма может пользоваться наиболее выгодным для себя способом уплаты налога. И инспекция вряд ли сможет что-либо сделать. Здесь налицо «противоречия актов законодательства. » Причем, если пользоваться нормами федерального законодательства, шансы у инспекторов будут нулевыми.

Не беги впереди паровоза

Правда, осторожность все-таки никогда не помешает. Судьи очень часто исходят не из буквальной трактовки закона, а из смысла той или иной его нормы. Поэтому в ваших рассуждениях всегда должна сохраняться элементарная логика.

Не покупайтесь на заверения, что умеючи можно легко повернуть дышло закона в нужную вашей фирме сторону. Юристы, которые рассчитывают на длительное сотрудничество с клиентом и действительно защищают его интересы, всегда соблюдают осторожность.

В противном случае вы можете оказаться в ситуации ОАО «Уфанефтехим», которое решило толковать Налоговый кодекс по-своему.

Кассационная инстанция отменила решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, который поддержал ОАО «Уфанефтехим». Промышленная компания, буквально прочитав пункт 3 статьи 46 и пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса, решила, что раз налоговая инспекция пропустила сроки взыскания налогов, то платить ничего не нужно. В постановлении от 2 марта 2004 г. № Ф09-623/04-АК ФАС Уральского округа признал фирму недобросовестным налогоплательщиком на том основании, что она «. используя формальный, казуистический подход к толкованию правовой коллизии, по существу злоупотребляет своим правом, создавая для себя необоснованные исключительные преимущества перед добросовестными налогоплательщиками».

Поэтому иной раз разумней выполнять требования налоговиков. Выждав, пока сформируется положительная арбитражная практика, вы можете с легким сердцем пересчитать тот или иной налог по новым правилам.

Сейчас все большее количество фирм отстаивает свои интересы в суде. К тому же найдутся фирмы, которые допустили нарушение требований налоговиков по незнанию. Как правило, никто не тратит оборотные средства на уплату штрафа по итогам выездной проверки добровольно. А значит, налоговики обязательно подадут в суд.

Судьям надо отдать должное. Из-за недостатка логики проигрывали и налоговики. Очень показателен процесс, который прошел в 2000 году. Он касался старого законодательства об НДС, но будет интересен и сейчас. В отмененном ныне законе об НДС было черным по белому записано, что от налога на добавленную стоимость освобождаются операции, связанные с «получением авторских прав». Любой бухгалтер понимает, что операции, связанные с «получением» чего-либо, не могут облагаться НДС. Будь это авторские права, основные средства, товары и т. п. (единственное исключение – авансы и «средства, связанные с расчетами по оплате товаров»). НДС облагаются операции по передаче чего-либо кому-либо. Выходит, авторы закона опечатались и вместо слова «передача» написали «получение».

Такой логики и придерживался бухгалтер ЗАО «Конфетти», получив авторские права на ряд фильмов и передав их другой организации. НДС с этой операции компания не платила. Налоговики оштрафовали ее за неправильное применение льготы. Представители ЗАО «Конфетти» прошли все судебные инстанции и добрались до Конституционного Суда. Суд решил дело в пользу компании (постановление от 28 марта 2000 г. № 5-П).

Как только непродуманные формулировки очередной редакции Налогового кодекса позволяют снизить налоговое бремя, тут же проналоговые СМИ начинают трубить об ошибках законодателей. Понятно, что инспекторы, которым дан план по сбору в бюджет энных сумм, делают все возможное, чтобы искоренить желание фирм воспользоваться этими «ошибками».

– Кто знает, кто такие индивидуальные предприниматели? – задала как-то вопрос на семинаре для фирм Любовь Константинова, начальник отдела ЕСН Управления МНС по г. Москве.

С нескольких рядов послышались запутанные определения.

– Заглянем в первую часть кодекса. Статья 11 относит к предпринимателям так называемых частных нотариусов. Так вот, как бы это ни было странно, частных нотариусов в России не существует.

Любовь Константинова пояснила почему. Оказывается, в законе о нотариате можно найти лишь понятие «нотариус, занимающийся частной практикой».

– А теперь представьте, как в 2001 году я воевала с нотариусами города Москвы, – добавила лектор. – Они совершенно без шуток утверждали, что не являются плательщиками единого социального налога. Кстати, формально они были правы.

Третья и четвертая категории предпринимателей, о которых сказано в Налоговом кодексе, – это частные охранники и частные детективы.

– Ну, полный караул! – прокомментировала Любовь Константинова. – Поверьте мне, Шерлоков Холмсов у нас нет. По закону об охранной деятельности граждане, имеющие лицензию на частную охранную или разыскную деятельность, могут или организовать фирму (например, охранное агентство), или стать ее работниками. Индивидуальным предпринимателем ни один из них зарегистрироваться не может.

Услышав или прочитав что-то подобное, затрагивающее жизненные интересы вашей фирмы, никогда не действуйте на свой страх и риск. Для начала напишите запрос в свою налоговую инспекцию. Постарайтесь сформулировать запрос так, чтобы в нем читался ответ.

Если получите формальную отписку – напишите в налоговое управление. Или можно сразу в Минфин (преобразование МНС в Федеральную налоговую службу скоро завершится, и у нее права давать разъяснения в ответ на запросы фирм и граждан не будет). Вам обязаны ответить в течение месяца.

Противоречия между разными законами юристы называют коллизиями. На некоторые из них можно просто не обращать внимания, другие – использовать в своих интересах. Если, конечно, раньше вас этого не сделают налоговые инспекторы.

– Один из рисков, с которым можно столкнуться в процессе налогового планирования, связан с противоречием между статьями 255 и 270 кодекса и своеобразным толкованием МНС Трудового кодекса, – рассказал на недавнем семинаре Андрей Никонов, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

Из первого абзаца статьи 255 можно сделать вывод: чтобы отнести ту или иную выплату к расходам на оплату труда, фирме достаточно упомянуть ее в коллективном договоре. В трудовом договоре все виды выплат прописывать необязательно.

С другой стороны, в пункте 21 статьи 270 сказано, что вознаграждения, не прописанные в трудовом договоре с работником, нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

– Как вы думаете, каким образом истолковало это противоречие налоговое министерство? – поинтересовался Андрей Никонов. – Правильно, в пользу статьи 270 Налогового кодекса.

По мнению налоговиков, затраты, упомянутые только в коллективном договоре или системном положении об оплате труда, можно учесть в составе расходов лишь при условии, что к ним будет отсылать трудовой договор.

Андрей Никонов уверен, что теоретически этот вывод не выдерживает никакой критики. Тем не менее в данном случае лучше с ним согласиться. И вот почему.

Один из аспектов налогового планирования заключается в ответе на вопрос «Что выгоднее?» Если вы обнаружили нестыковку в законах, это не значит, что нужно обязательно идти в суд и доказывать неправоту чиновников. В некоторых случаях прислушаться к ним дешевле и проще, чем спорить.

– Поэтому просто сделайте в трудовых договорах отсылку к коллективному договору, которую требует МНС, – посоветовал адвокат.

Конечно, особое мнение налоговиков существует далеко не по всем нестыковкам между законами. В этом случае действуйте по правилам, изложенным во врезе «Как разрешить коллизию».

Без разницы?

Читая закон, мы часто не обращаем внимания на слова-связки и предлоги. На самом деле внешне похожие языковые обороты из-за одного предлога или глагола порой получают в тексте совершенно разные значения.

Так, рядовой читатель нормативного акта может не заметить, что вместо слова «обязан» законодатель поставил глагол «может». Тем не менее последствия употребления этих слов для фирмы совершенно различны. «Можно» – значит, что закон разрешает или предлагает фирме сделать что-то, но никак не обязывает. Другое дело – слова «нужно» или «должен»: тут уж выбора нет, придется поступать, как сказано.

Или возьмем два внешне схожих словосочетания: «следующие условия» и «хотя бы одно из условий». Если в тексте закона вы видите первую из фраз, значит, фирма должна выполнить все перечисленные ниже условия одновременно. Вторую – соответствовать одному или нескольким условиям, не обязательно всем.

Есть и другие похожие словосочетания:

Перечень

открытый
закрытый

  • — в том числе
  • — в частности
  • — включая

  • — а именно
  • — связанные с

из чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль)
не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (не учитываемые в целях налогообложения)

Это те суммы, которые фирма учитывает на счете 99 «Прибыли или убытки» или 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».Выражение, никак не связанное с особенностями налогового учета
Это те расходы, которые перечислены в статье 270 Налогового кодекса

в отчетном периоде
за отчетный период

Бухгалтерская проводка сделана в этом промежутке времени
Деньги начислены по результатам работы за это время (например, премия за I квартал может быть начислена в июле)

не более
менее

Меньше или столько же
Обязательно меньше

Как разрешить коллизию

В юридической практике сложилось несколько основных правил, с помощью которых можно разобраться в законодательных коллизиях. А именно – выбрать из двух противоречивых норм ту, которая «главнее». l Если два закона регулируют один и тот же вопрос, действует тот, который обладает большей юридической силой. Иерархия законов по юридической силе такова: Конституция – закон – указ президента – постановления правительства – приказы министерств. l Если противоречат друг другу два закона одного уровня, действует более поздний. l Если друг другу противоречат законы общего и специального характера, то применяют специальную норму. Исключение составляют случаи, когда какая-то специальная норма одного закона противоречит общим принципам из другого (например, из Конституции или Налогового кодекса).

Наталья ЛЕЙМАН, Светлана МАТВЕЕВА

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Принцип соразмерности согласно нормам ст. 3 НК РФ

Принципы налогового права и принципы налогообложения — вопросы теории науки налогового права. Первые определяют как основные исходные положения данной правовой отрасли, ее базовые идеи, вторые — как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.

С практической точки зрения общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ (постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П).

О том, на чем базируется управление налоговой системой государства, читайте в статье «Что включает в себя налоговое администрирование?».

Какие принципы налогообложения закреплены в НК РФ?

Принципам налогообложения посвящена ст. 3 НК РФ. Она именует их основными началами законодательства о налогах, сборах и страховых взносах. Они следующие:

  1. Принцип законности налогообложения (пп. 1 и 5 ст. 3 НК РФ) означает, что мы платим только те налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Если платеж обладает признаками налога, но в кодексе не предусмотрен, либо если нарушен порядок его установления, его взимание незаконно.
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 2 ст. 3 НК РФ) сводится к недопущению любой дискриминации, в том числе по социальным, расовым, национальным, религиозным и иных подобным критериям, а также в зависимости от формы собственности, гражданства физлиц или места происхождения капитала.
  3. Принцип соразмерности налогообложения (пп. 1 и 3 ст. 3 НК РФ), прежде всего, требует учета способности налогоплательщика к уплате налога (сбора, взноса), кроме того, закрепляет необходимость экономического основания налоговых платежей и недопустимость их произвольного установления, а также запрет на установление налогов, сборов и взносов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Принцип единства налоговой системы РФ (п. 4 ст. 3 НК РФ): не допускается устанавливать налоги, сборы и взносы, нарушающие единое экономическое пространство нашей страны, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение по ней денег или товаров (работ, услуг).
  5. Принцип определенности налогообложения (пп. 6 и 7 ст. 3 НК РФ): при установлении налоговых платежей должны быть определены все элементы налогообложения. Налоговый закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, взносы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу плательщика.

О том, как можно рассчитать налоговую нагрузку на конкретного налогоплательщика, читайте в материале «Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)».

Что означает принцип справедливости в налоговом праве? На этот вопрос вам ответит готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно, оформив пробный доступ.

В чем суть принципа соразмерности, установленного в п. 3 ст. 3 НК РФ?

В теории принцип соразмерности разбивается на 3 подпринципа:

1. Пропорциональности налогообложения: при установлении налогового платежа учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В качестве классического примера учета способности к уплате налога можно привести ЕНВД, размер которого определяется с учетом вида бизнеса, а также может корректироваться в зависимости от условий деятельности.

2. Обоснованности налогообложения: налоги, сборы, взносы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Общий смысл состоит в том, что ни один налоговый платеж не берется с потолка. Для каждого налога характерен свой объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает только при наличии такого объекта.

3. Допустимости налогообложения: недопустимы налоги, сборы, взносы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Налоги — это всегда определенное бремя, в том числе некоторое ограничение конституционно закрепленного права собственности. Данный принцип означает запрет на установление чрезмерного налогообложения, требует соразмерности налогов целям государства. Кроме того, его следует учитывать при применении мер налоговой ответственности. Размер налоговых санкций должен отвечать вытекающим из Конституции и ст. 3 НК РФ требованиям о справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (постановление президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11019/09).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *