Что собой представляют единичные расценки
Перейти к содержимому

Что собой представляют единичные расценки

  • автор:

Что собой представляют единичные расценки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 сентября 2019 г. № 521/пр)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы (далее — Методические рекомендации) разработаны с целью разъяснения вопросов разработки и оформления федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, а также единичных расценок на монтаж оборудования и пусконаладочные работы (далее — единичные расценки) и могут использоваться при разработке сборников единичных расценок.

Номенклатура сборников единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы приведена в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

1.2. Единичные расценки применяются при составлении сметной документации для определения сметной стоимости прямых затрат, включающих в себя средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов и стоимость материальных ресурсов при выполнении строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ.

1.3. Настоящие Методические рекомендации применяются до ввода в действие федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.4. Единичные расценки разрабатываются в уровне цен на установленную дату.

1.5. Единичные расценки подразделяются на:

— федеральные — разрабатываемые для условий строительства в базовом территориальном районе (Московская область) с охватом полной номенклатуры работ, предусмотренных государственными элементными сметными нормами на соответствующие виды строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ;

— территориальные — разрабатываемые с учетом региональных условий строительства, охватывающие номенклатуру работ, осуществляемых в строительном комплексе соответствующих субъектов Российской Федерации.

1.6. В составе прямых затрат при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования учитываются следующие показатели, рассчитанные в уровне цен на установленную дату:

— затраты на оплату труда рабочих;

— стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплата труда рабочих, обслуживающих машины (машинистов);

— стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке, — в соответствии с рекомендациями, приведенными в Главе 4 Методических рекомендаций).

1.7. В составе прямых затрат единичных расценок на пусконаладочные работы учитываются только средства на оплату труда пусконаладочного персонала.

Затраты, связанные с эксплуатацией производственного оборудования пусконаладочных организаций (контрольно-измерительных приборов, стендов для испытаний, электронно-вычислительной техники и др.), учитываются в составе норм накладных расходов на пусконаладочные работы, за исключением дорогостоящих приборов и аппаратуры, а также передвижных испытательных лабораторий, затраты на эксплуатацию которых, при необходимости, предусматриваются в сметах на пусконаладочные работы на основании расчетов.

Затраты на материальные и энергетические ресурсы, необходимые для выполнения пусконаладочных работ, в состав прямых затрат на пусконаладочные работы не включаются.

1.8. Единичные расценки разрабатываются на основе государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.

При определении наименований единичных расценок, их шифры, шифры таблиц и измерители единичных расценок используются наименования соответствующие государственным элементным сметным нормам.

1.9. Исходными данными для разработки единичных расценок, помимо государственных элементных сметных норм, являются действующие сметные цены на затраты труда рабочих и пусконаладочного персонала, на эксплуатацию машин и механизмов, на материалы, изделия и конструкции с учетом кодификации, установленной в классификаторе строительных ресурсов согласно Правил мониторинга цен строительных ресурсов.

1.10. Расчет единичных расценок осуществляется по форме, приведенной в Приложении 2 к Методическим рекомендациям.

1.11. Если при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования в составе государственных элементных сметных норм предусмотрены машины и механизмы, на которые отсутствуют сметные цены на эксплуатацию, то сметные цены на их эксплуатацию разрабатываются в соответствии с действующим методическим документом.

1.12. Если при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования в составе государственных элементных сметных норм предусмотрены материальные ресурсы, на которые отсутствуют сметные цены, сметные цены на них разрабатываются в соответствии с действующим методическим документом о порядке разработки сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

3. Порядок определения в единичных расценках размера средств на оплату труда

2.1. Определение размера средств на оплату труда при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы осуществляется на основании:

— показателей трудоемкости (затрат труда в чел.-ч.) соответствующих видов работ, а также среднего разряда работ (для строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и монтажа оборудования) и состава исполнителей работ (для пусконаладочных работ). Указанные показатели принимаются на основании соответствующих ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп;

— показателей оплаты труда (стоимости 1 чел.-ч.) для соответствующего субъекта Российской Федерации в уровне цен на установленную дату.

2.2. Размер средств на оплату труда рабочих для включения в единичную расценку рассчитывается по формуле (1):

Т — затраты труда рабочих, определяемые по соответствующим ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм (ОЭСН), чел.-ч.;

— оплата труда рабочего-строителя, соответствующая среднему разряду работ, установленному в ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, руб./чел.-ч.

Показатель рассчитывается, исходя из оплаты труда рабочего 1-го разряда и соответствующего тарифного коэффициента по формуле (2):

— показатель оплаты труда рабочего-строителя 1-го разряда, руб./чел.-ч.;

— тарифный коэффициент среднего разряда работ, принимаемый по таблице 1 Приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.3. Размер средств на оплату труда пусконаладочного персонала для включения в единичную расценку рассчитывается по формуле (3):

— затраты труда каждой категории пусконаладочного персонала, определяемые по соответствующим ГЭСНп, чел.-ч.;

— показатель оплаты труда каждой соответствующей категории пусконаладочного персонала, руб./чел.-ч.

Показатель рассчитывается, исходя из оплаты труда рабочего-строителя 1-го разряда и соответствующего тарифного коэффициента по формуле (4):

— тарифный коэффициент соответствующей категории пусконаладочного персонала, принимаемый по таблице 2 Приложения 3 к Методическим рекомендациям.

3. Порядок определения в единичных расценках стоимости эксплуатации машин и механизмов

3.1. Определение стоимости эксплуатации машин и механизмов при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования осуществляется на основании:

— показателей затрат на эксплуатацию соответствующих машин и механизмов, определяемых по государственным элементным сметным нормам, — маш.-ч. на установленный измеритель сметной нормы (расценки);

— сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов для соответствующего субъекта Российской Федерации, разработанных в уровне цен на установленную дату, руб./маш.-ч.

3.2. Стоимость эксплуатации машин рассчитывается по формуле (5):

— затраты на эксплуатацию каждой машины, принимаемые по соответствующей сметной норме, маш.-ч.;

— сметная цена на эксплуатацию каждой машины, руб./маш.-ч., при этом, в том числе, приводится показатель оплаты труда машинистов, руб./маш.-ч.

4. Порядок определения в единичных расценках стоимости материальных ресурсов

4.1. Стоимость материальных ресурсов при разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы и монтаж оборудования определяется на основании:

расхода материалов, изделий, конструкций на производство строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и монтаж оборудования, определяемого по соответствующим государственным элементным сметным нормам на установленный измеритель сметной нормы (расценки);

— сметных цен на материальные ресурсы для соответствующего субъекта Российской Федерации, разработанных в уровне цен на установленную дату.

4.2. Стоимость материальных ресурсов рассчитывается по формуле (6):

— расход каждого вида материалов, изделий, конструкций, включаемых в единичную расценку, в физических (натуральных) единицах измерения;

— сметная цена каждого вида материалов, изделий, конструкций, включаемых в единичную расценку, руб. на соответствующую единицу измерения материального ресурса.

4.3. В тех случаях, когда тип, марка, класс и т.п. материальных ресурсов уточняются по проекту, стоимость этих материальных ресурсов в единичную расценку на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы не включается. Наименования таких материальных ресурсов (без указания типа, марки, класса и т.п.) приводятся в таблице единичной расценки ниже стоимостных показателей с указанием норм их расхода на принятый измеритель единичной расценки.

4.4. В тех случаях, когда норма расхода материальных ресурсов зависит от проектных решений и в соответствующей таблице ГЭСН на строительные, специальные строительные или ремонтно-строительные работы на месте их расхода указана литера "П", при составлении единичной расценки наименования таких материальных ресурсов (с указанием типа, марки, класса и т.п.) приводятся ниже стоимостных показателей, а на место нормы расхода ставится литера "П.

4.5. В единичных расценках на монтаж оборудования учитываются затраты на материальные ресурсы, перечень и расход которых приведен в ГЭСНм на соответствующие виды работ, в том числе:

— основные, остающиеся в деле (подкладочные и прокладочные материалы, болты, гайки, электроды, металл и др.);

— вспомогательные, не остающиеся в деле, для изготовления и устройства приспособлений, необходимых для производства монтажных работ (бревна, брусья, доски, шпалы и т.п.), с учетом их оборачиваемости, а также вспомогательные материальные ресурсы, не остающиеся в деле, используемые для индивидуального испытания смонтированного оборудования, сушки и других целей (электроэнергия, газ, пар, вода, воздух, топливо).

4.6. При разработке единичных расценок на монтаж оборудования потребность во вспомогательных ненормируемых материальных ресурсах, используемых при производстве монтажных работ (обтирочные материалы — ветошь, концы, бумага и др.; промывочные материалы — керосин, бензин; смазочные материалы — машинное масло, солидол, тавот и т.п.), определяется в размере 2% от оплаты труда рабочих и включается в стоимость материалов в составе прямых затрат единичной расценки.

4.7. При разработке единичных расценок на монтаж оборудования стоимость материальных ресурсов, расход которых обусловлен проектными решениями, в состав расценки не включается. Перечень указанных материальных ресурсов принимается в соответствии с общими положениями или приложениями к соответствующим сборникам ГЭСНм.

4.8. При разработке единичных расценок на монтаж оборудования не учитывается стоимость материалов и изделий, расходуемых в процессе монтажа, но, согласно установленному порядку, относимых к оборудованию.

5. Содержание и структура единичных расценок

5.1. Разработанные единичные расценки на соответствующие виды работ сводятся в таблицы, которые составляются по образцам, приведенным в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.2. Таблицам единичных расценок присваивается шифр, который состоит из номера сборника, номера раздела в составе сборника и порядкового номера таблицы. При нумерации таблиц рекомендуется оставлять резерв номеров для выпуска дополнений к действующим единичным расценкам.

Полное обозначение единичной расценки (шифр) имеет следующую структуру:

1-й и 2-й знаки — номер сборника;

3-й, 4-й знаки — номер раздела (отдела) указанного сборника;

5-й, 6-й, 7-й знаки — номер таблицы указанного раздела;

8-й, 9-й знаки — порядковый номер единичной расценки в указанной таблице.

Например, в единичной расценке на строительные работы 15-02-016-04:

15 — номер сборника "Отделочные работы";

02 — номер раздела "Штукатурные работы";

016 — номер таблицы "Штукатурка поверхностей цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону";

04 — порядковый номер единичной расценки "Штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону улучшенная потолков".

5.3. Сборники единичных расценок содержат техническую часть, таблицы сметных норм и приложения.

5.4. Техническая часть сборников единичных расценок включает следующие разделы:

"Исчисление объемов работ".

5.5. В раздел "Общие положения" включается информация об основных показателях, особенностях и условиях проведения работ, учтенных в единичных расценках, а также перечень общих требований и положений о порядке применения единичных расценок.

В состав "Общих положений" к единичным расценкам на монтаж оборудования включаются сведения о расстояниях перемещения оборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места установки оборудования, учтенных в единичных расценках, а также, при необходимости, перечень материальных ресурсов, не учтенных в единичных расценках на монтаж оборудования и подлежащих учету при составлении сметной документации на основании проектных данных.

5.6. В раздел "Исчисление объемов работ" включаются правила, формулы и примеры расчетов объемов работ.

5.7. В раздел "Приложения" при необходимости включаются:

5.7.1. Справочные материалы:

— классификация грунтов по группам, оборачиваемость материалов, учтенных единичными расценками, классы бетона и т.п. — для строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ;

— расход материальных ресурсов для индивидуального испытания и др. целей, нормы отходов материальных ресурсов, перечень материалов, определяемых по проектным данным, и т.п. — для работ по монтажу оборудования;

— категории технической сложности систем и их характеристики, условные обозначения, структура полного комплекса пусконаладочных работ и т.п. — для пусконаладочных работ;

5.7.2. Коэффициенты, учитывающие особенности производства соответствующих видов работ. Указанные коэффициенты разрабатываются в целях сокращения количества единичных расценок на аналогичные виды работ при изменении условий производства работ и т.п. Необходимость включения в раздел таких коэффициентов обосновывается, а их величины подтверждаться соответствующими расчетами.

Коэффициенты, включенные в раздел "Приложения", не могут дублировать коэффициенты, учитывающие стесненные и другие усложненные условия производства работ, приведенные в методических рекомендациях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации;

5.7.3. Показатели часовой оплаты труда, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов, а также сметные цены на материалы, изделия и конструкции, использованные при разработке соответствующих сборников единичных расценок.

6. Оформление и представление на утверждение проектов единичных расценок

6.1. Проекты единичных расценок и обосновывающие материалы к ним представляются на утверждение в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

6.2. Для каждого разработанного проекта единичной расценки (однотипных единичных расценок, включенных в таблицу) оформляются в том числе следующие обосновывающие документы:

— проект таблицы единичных расценок по форме Приложения 4 к Методическим рекомендациям;

— пояснительная записка, в которой приводятся основания необходимости разработки единичной расценки, указывается вид разрабатываемой единичной расценки (для последующего ее включения в номенклатуру действующих единичных расценок), а также уровень цен, в котором разработана единичная расценка; представляются реквизиты организации-заказчика и организации-разработчика проектов, наименование и адрес заявителя; включается другая информация, имеющая, по мнению заявителя, отношение к разработке данной единичной расценки;

— таблица расчета единичной расценки;

— показатели часовой оплаты труда, сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов, а также сметные цены на материалы, изделия и конструкции, используемые при разработке соответствующих таблиц единичных расценок по образцам, приведенным в Приложения 5 к Методическим рекомендациям.

6.3. Проект таблицы единичных расценок и обосновывающие документы к данному проекту подписываются уполномоченными представителями разработчика единичных расценок и организации-заказчика. Подписанные документы и пояснительная записка к проекту таблицы сброшюровываются, прошиваются и заверяются печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) заявителя и направляются на утверждение в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в установленном порядке.

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр

Рекомендуемая номенклатура сборников единичных расценок

Таблица 1. Единичные расценки на строительные и специальные строительные работы

Номер сборника Наименование сборника Шифр сборника (*)
1 2 3
1 Земляные работы 81-02-01-.
2 Горно-вскрышные работы 81-02-02-.
3 Буровзрывные работы 81-02-03-.
4 Скважины 81-02-04-.
5 Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов 81-02-05-.
6 Бетонные и железобетонные конструкции монолитные 81-02-06-.
7 Бетонные и железобетонные конструкции сборные 81-02-07-.
8 Конструкции из кирпича и блоков 81-02-08-.
9 Строительные металлические конструкции 81-02-09-.
10 Деревянные конструкции 81-02-10-.
11 Полы 81-02-11-.
12 Кровли 81-02-12-.
13 Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии 81-02-13-.
14 Конструкции в сельском строительстве 81-02-14-.
15 Отделочные работы 81-02-15-.
16 Трубопроводы внутренние 81-02-16-.
17 Водопровод и канализация — внутренние устройства 81-02-17-.
18 Отопление — внутренние устройства 81-02-18-.
19 Газоснабжение — внутренние устройства 81-02-19-.
20 Вентиляция и кондиционирование воздуха 81-02-20-.
21 Временные сборно-разборные здания и сооружения 81-02-21-.
22 Водопровод — наружные сети 81-02-22-.
23 Канализация — наружные сети 81-02-23-.
24 Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети 81-02-24-.
25 Магистральные и промысловые трубопроводы 81-02-25-.
26 Теплоизоляционные работы 81-02-26-.
27 Автомобильные дороги 81-02-27-.
28 Железные дороги 81-02-28-.
29 Тоннели и метрополитены 81-02-29-.
30 Мосты и трубы 81-02-30-.
31 Аэродромы 81-02-31-.
32 Трамвайные пути 81-02-32-.
33 Линии электропередачи 81-02-33-.
34 Сооружения связи, радиовещания и телевидения 81-02-34-.
35 Горнопроходческие работы 81-02-35-.
36 Земляные конструкции гидротехнических сооружений 81-02-36-.
37 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений 81-02-37-.
38 Каменные конструкции гидротехнических сооружений 81-02-38-.
39 Металлические конструкции гидротехнических сооружений 81-02-39-.
40 Деревянные конструкции гидротехнических сооружений 81-02-40-.
41 Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях 81-02-41-.
42 Берегоукрепительные работы 81-02-42-.
43 Судовозные пути стапелей и слипов 81-02-43-.
44 Подводно-строительные (водолазные) работы 81-02-44-.
45 Промышленные печи и трубы 81-02-45-.
46 Работы при реконструкции зданий и сооружений 81-02-46-.
47 Озеленение, защитные лесонасаждения 81-02-47-.

(*) Полный шифр сборников единичных расценок на строительные и специальные строительные работы состоит из шифра "81", шифра "02", означающего строительные и специальные строительные работы, порядкового номера сборника (01-47) и базовый уровень цен.

Таблица 2. Единичные расценки на ремонтно-строительные работы

Номер сборника Наименование сборника Шифр сборника (**)
1 2 3
51 Земляные работы 81-02-51-.
52 Фундаменты 81-02-52-.
53 Стены 81-02-53-.
54 Перекрытия 81-02-54-.
55 Перегородки 81-02-55-.
56 Проемы 81-02-56-.
57 Полы 81-02-57-.
58 Крыши, кровли 81-02-58-.
59 Лестницы, крыльца 81-02-59-.
60 Печные трубы 81-02-60-.
61 Штукатурные работы 81-02-61-.
62 Малярные работы 81-02-62-.
63 Стекольные, обойные и облицовочные работы 81-02-63-.
64 Лепные работы 81-02-64-.
65 Внутренние санитарно-технические работы 81-02-65-.
66 Наружные инженерные сети 81-02-66-.
67 Электромонтажные работы 81-02-67-.
68 Благоустройство 81-02-68-.
69 Прочие ремонтно-строительные работы 81-02-69-.

(**) Полный шифр сборников единичных расценок на ремонтно-строительные работы состоит из шифра "81 м , шифра "02", означающего ремонтно-строительные работы, порядкового номера раздела (51-68) и базовый уровень цен.

Таблица 3. Единичные расценки на монтаж оборудования

Номер сборника Наименование сборника Шифр сборника (***)
1 2 3
1 Металлообрабатывающее оборудование 81-03-01-.
2 Деревообрабатывающее оборудование 81-03-02-.
3 Подъемно-транспортное оборудование 81-03-03-.
4 Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование 81-03-04-.
5 Весовое оборудование 81-03-05-.
6 Теплосиловое оборудование 81-03-06-.
7 Компрессорные машины, насосы и вентиляторы 81-03-07-.
8 Электротехнические установки 81-03-08-.
9 Электрические печи 81-03-09-.
10 Оборудование связи 81-03-10-.
11 Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники 81-03-11-.
12 Технологические трубопроводы 81-03-12-.
13 Оборудование атомных электрических станций 81-03-13-.
14 Оборудование прокатных производств 81-03-14-.
15 Оборудование для очистки газов 81-03-15-.
16 Оборудование предприятий черной металлургии 81-03-16-.
17 Оборудование предприятий цветной металлургии 81-03-17-.
18 Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности 81-03-18-.
19 Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности 81-03-19-.
20 Оборудование сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте 81-03-20-.
21 Оборудование метрополитенов и тоннелей 81-03-21-.
22 Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений 81-03-22-.
23 Оборудование предприятий электротехнической промышленности 81-03-23-.
24 Оборудование предприятий промышленности строительных материалов 81-03-24-.
25 Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности 81-03-25-.
26 Оборудование предприятий текстильной промышленности 81-03-26-.
27 Оборудование предприятий полиграфической промышленности 81-03-27-.
28 Оборудование предприятий пищевой промышленности 81-03-28-.
29 Оборудование театрально-зрелищных предприятий 81-03-29-.
30 Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна 81-03-30-.
31 Оборудование предприятий кинематографии 81-03-31-.
32 Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи 81-03-32-.
33 Оборудование предприятий легкой промышленности 81-03-33-.
34 Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности 81-03-34-.
35 Оборудование сельскохозяйственных производств 81-03-35-.
36 Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства 81-03-36-.
37 Оборудование общего назначения 81-03-37-.
38 Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз 81-03-38-.
39 Контроль монтажных сварных соединений 81-03-39-.
40 Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования 81-03-40-.

(***) Полный шифр сборников единичных расценок на монтаж оборудования состоит из шифра "81", шифра "03", означающего монтаж оборудования, порядкового номера сборника (01-40) и базовый уровень цен.

Таблица 4. Единичные расценки на пусконаладочные работы

Номер сборника Наименование сборника Шифр сборника(****)
1 2 3
1 Электротехнические устройства 81-05-01-.
2 Автоматизированные системы управления 81-05-02-.
3 Системы вентиляции и кондиционирования воздуха 81-05-03-.
4 Подъемно-транспортное оборудование 81-05-04-.
5 Металлообрабатывающее оборудование 81-05-05-.
6 Холодильные и компрессорные установки 81-05-06-.
7 Теплоэнергетическое оборудование 81-05-07-.
8 Деревообрабатывающее оборудование 81-05-08-.
9 Сооружения водоснабжения и канализации 81-05-09-.
16 Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте 81-05-16-.

(****) Полный шифр сборников единичных расценок на пусконаладочные работы состоит из шифра "81", шифра "05", означающего пусконаладочные работы, порядкового номера сборника (1-9, 16) и базовый уровень цен.

Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр

Таблица расчета единичной расценки (форма)

Код ресурса Наименование элемента затрат Ед. изм. Показа тели норм Стоимость ресурсов, руб.
Ед. изм. Всего
1 2 3 4 5 6
1 Затраты труда рабочих чел.-ч.
1.1 Средний разряд работы
2 МАШИНЫ маш.-ч.
3 МАТЕРИАЛЫ
Оплата труда рабочих руб.
Эксплуатация машин руб.
в том числе оплата труда машинистов руб.
Материальные ресурсы руб.
Всего прямые затраты руб.

Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр

Тарифные коэффициенты при нормальных условиях труда

Таблица 1. Тарифные коэффициенты средних разрядов строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и монтажа оборудования

Средний разряд работ Тарифный коэффициент Средний разряд работ Тарифный коэффициент
1 1,00 4,4 1,420
1,1 1,008 4,5 1,441
1,2 1,017 4,6 1,461
1,3 1,025 4,7 1,481
1,1 1,034 4,8 1,502
1,5 1,042 4,9 1,522
1,6 1,051 5 1,54
1,7 1,059 5,1 1,568
1,8 1,068 5,2 1,593
1,9 1,076 5,3 1,619
2 1,085 5,4 1,644
2,1 1,095 5,5 1,670
2,2 1,105 5,6 1,695
2,3 1,115 5,7 1,721
2,4 1,125 5,8 1,746
2,5 1,136 5,9 1,772
2,6 1,146 6 1,8
2,7 1,156 6,1 1,809
2,8 1,166 6,2 1,821
2,9 1,176 6,3 1,832
3 1,19 6,4 1,844
3,1 1,202 6,5 1,856
3,2 1,217 6,6 1,868
3,3 1,232 6,7 1,880
3,4 1,247 6,8 1,891
3,5 1,263 6,9 1,903
3,6 1,278 7 1,92
3,7 1,293 7,1 1,929
3,8 1,308 7,2 1,942
3,9 1,324 7,3 1,956
4 1,34 7,4 1,969
4,1 1,359 7,5 1,983
4,2 1,380 7,6 1,997
4,3 1,400 7,7 2,010
7,8 2,024
7,9 2,037
8 2,05

Таблица 2. Тарифные коэффициенты по категориям пусконаладочного персонала

Категория пусконаладочного персонала Тарифный коэффициент
Главный технолог 2,55
Ведущий инженер 2,35
Инженер I категории 2,15
Инженер II категории 1,96
Инженер III категории 1,76
Техник I категории 1,42
Техник II категории 1,28

Примечание. В случае привлечения к выполнению пусконаладочных работ рабочих значения тарифных коэффициентов для них принимаются по таблице 1.

Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр

Таблицы единичных расценок (формы)

Таблица единичной расценки на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (форма)

Шифр расценок Наименование работ Прямые затраты, руб. В том числе, руб. Затраты труда рабочих, чел.-ч.
оплата труда рабочих эксплуатация машин материалы
Коды неучтенных материалов Наименование и характеристика не учтенных расценками материалов, ед. изм. всего в т.ч. оплата труда машинистов расход неучтенных материалов
1 2 3 4 5 6 7 8
Таблица ФЕР ХХ-ХХ-ХХХ Наименование
Измеритель:
Наименование

1. В графе 3 указывается показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты на эксплуатацию машин и механизмов (всего), затраты на строительные материалы, учтенные в единичной расценке, руб.

2. В графе 4 указывается показатель оплаты труда рабочих, руб.

3. В графе 5 приводится показатель затрат по эксплуатации машин и механизмов — всего, руб., а в графе 6 — показатель затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами (машинистов), в составе показателя графы 5.

4. В графе 7 указывается показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, учтенные в единичной расценке, руб. Также здесь приводятся нормативные показатели расхода материалов (в натуральных единицах измерения), не учтенных единичными расценками, или приводится литера "П", указывающая, что расход материала определяется по проекту.

5. В графе 8 приводится показатель затрат труда рабочих, в чел.-ч.

Таблица единичной расценки на монтаж оборудования

Шифр расценки Наименование и техническая характеристика оборудования и видов работ Прямые затраты, руб. В том числе, руб. Затраты труда рабочих, чел.-ч.
оплата труда рабочих эксплуатация машин материалы
всего в т.ч. оплата труда машинистов Масса оборудования, т
1 2 3 4 5 6 7 8
Таблица ФЕРм ХХ-ХХ-ХХХ Наименование
Измеритель:
Наименование:

1. В графе 3 приводится показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, показатель затрат на эксплуатацию машин и механизмов (всего), затраты на строительные материалы, учтенные в расценке, руб.

2. В графе 4 указывается показатель оплаты труда рабочих, руб.

3. В графе 5 приводится показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств — всего, руб., а в графе 6 — показатель затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами (машинистов), в составе показателя графы 5.

4. В графе 7 указывается показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, учтенные единичной расценкой, руб.

5. В графе 8 приводится показатель затрат труда рабочих, в чел.-ч., и масса оборудования (или одного метра трубопровода) в т, за исключением электротехнических устройств, оборудования связи, приборов и средств автоматизации, а также в случаях, когда масса оборудования указана в его технической характеристике или расценки имеют измеритель "т".

Таблица единичной расценки на пусконаладочные работы (форма)

Шифр расценки Наименование и техническая характеристика оборудования Прямые затраты , руб. Затраты труда, чел.-ч.
1 2 3 4
Таблица ФЕРп ХХ-ХХ-ХХХ Наименование Измеритель:
Наименование:

Приложение 5
к Методическим рекомендациям
по разработке единичных расценок
на строительные, специальные
строительные, ремонтно-строительные
работы, монтаж оборудования и
пусконаладочные работы,
утвержденным приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 04 сентября 2019 г. № 521/пр

Таблицы показателей часовой оплаты труда, сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов и сметных цен на материалы, изделия и конструкции, используемые при разработке единичных расценок

Показатели часовой оплаты труда рабочих и пусконаладочного персонала

Код ресурса Наименование Ед. изм. Оплата труда, руб.

Сметные цены на материалы, изделия и конструкции

Код ресурса Наименование ресурса Ед. изм. Цена по состоянию на _____руб.
отпускная сметная

Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов

Код ресурса Наименование ресурса Ед. изм. Сметная цена по состоянию на _____, руб.
всего в том числе оплата труда машинистов

Обзор документа

Минстрой подготовил Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.

Документ применяется до ввода в действие федеральной госинформсистемы ценообразования в строительстве.

Расценки в смете

Прежде чем начинать реализацию какого-либо проекта, нужно составить его смету. В ней определяются расценки всех предполагаемых расходов, необходимых для претворения его в жизнь. Смета состоит из расценок:

Расценка – это стоимость какого-то объёма работ, принятого за единицу. В него входит совокупность всех запланированных расходов. В числе таковых значится, прежде всего:

  • стоимость используемых материалов;
  • затраты на привлечённую технику;
  • оплата труда всех работников, задействованных в строительстве.

Все эти расходы представляют собой единую систему.

Единая система расценок

Единая система расценок – это совокупность всех расценок, определяющих отношения между участниками рынка, находящихся в экономических отношениях. Система расценок, используемая при составлении сметы, может быть выявлена двумя способами:

  • Первый способ заключается в том, что определяется стоимость затрат на какую-то часть работ, например, окрашивание 1м 2 помещения.
  • При втором способе сметчик исходит из полной стоимости всего объекта.

Полную сметную стоимость объекта составляют прямые и накладные затраты. Сюда же включается и прибыль. Прямые затраты включают в себя все производственные расходы. В число накладных расходов входят средства, потраченные на создание благоприятных условий труда.

Сметная норма расценки

Сметная норма расценки – это совокупность всех затрат, в том числе таких, как: стоимость материалов, трудозатрат, привлекаемой спецтехники, спецоборудования и т.п.

Даже для решения самых простых производственных задач, например, выполнения малярных работ, нужны, как минимум, краска, малярные кисти и валики. Исходя из общей площади поверхности, которую требуется окрасить, производится расчет стоимости используемых материалов и задействованного инвентаря. Сюда же входит и зарплата работников.

Таким образом, норма расценки – это общая стоимость всех ресурсов, используемых в строительстве того или иного объекта. В основе сметных норм расценок лежит сметно-нормативная база.

Она содержится в технической части сборников расценок на строительные работы. В неё входит несколько разделов. В том числе:

  • правила применения сметных норм и расценок;
  • способы определения общего объёма работ;
  • коэффициенты, применяемые к тем или иным работам, выполняемым в особых условиях.

Сметная норма расценки не распространяется на работы, производимые в уникальных условиях. Такими условиями могут быть, например, повышенные требования к качеству выполняемых работ. В этом случае применяются индивидуальные нормы.

Расценки в смете

Расценки труда

Расценки труда – это денежные суммы, выплаченные персоналу кампании в качестве вознаграждения за один час работы или единицу произведённой продукции. Количество трудозатрат на единицу времени или продукции определяется по нормативам. Они помогают оптимизировать все расходы. Опираясь на них, производится расчёт необходимого количества работников для решения той или иной производственной задачи.

Они же лежат в основе формирования фонда заработной платы сотрудников. На их основе определяется и эффективность производства в целом. Если показатели эффективности являются неудовлетворительными, это необходимо воспринимать как сигнал для внедрения новых, более современных методов организации труда.

Единичные расценки

Единичная сметная расценка в строительстве – это расценка за определённый объём выполненной работы. Все единичные расценки подразделяются на три вида. В том числе:

  • федеральные;
  • территориальные;
  • отраслевые.

По структуре единичные расценки подразделяются на два вида: закрытые и открытые. Закрытые расценки отображаются в смете одной строкой. В ней содержатся данные обо всех прямых затратах на строительство. В открытых расценках отображается всё то, что не нашло отражения в прямых затратах.

Применение единичных расценок

Правительство разработало и утвердило рекомендации по применению единичных расценок. Таких рекомендаций оказалось очень много. Их разместили в отдельных сборниках, присвоив каждой из них свой уникальный номер. Таким образом, номер единичной расценки – это не что иное, как её номер в сборнике. Запись может быть достаточно обширной, поскольку в ней отображается весь перечень работ.

Твёрдые единичные расценки

Твёрдые единичные расценки – это сметная стоимость работ, утверждённая в договоре между исполнителем и заказчиком. В них учитываются все производственные затраты и потребительские свойства возводимого объекта. Договор между сторонами оформляется в виде протокола.

В ряде случаев твёрдая цена в договоре указывается с понижающим или повышающим коэффициентом. В условиях Российской Федерации такие договоры рекомендуется заключать на срок не более двух лет. Если за это время договор был выполнен не до конца, сторонам рекомендуется его перезаключить. Новая редакция договора заключается на выполнение недовыполненных работ по новым ценам.

Расценки в смете

Укрупненные единичные расценки

Укрупненные единичные расценки – это объединение целого ряда единичных расценок в одну общую. В ней отображается вся совокупность работ. Они составляются на основе сметной стоимости оплаты труда и затрат на эксплуатацию строительной техники. Кроме того, здесь же учитываются и прямые затраты, в том числе: стоимость основных материалов и т.п.

Укрупнённые нормативы используются на предварительной стадии проектирования, при подготовке конкурсной документации. Их часто применяют в коммерческих сметах, при формировании договорных цен. Укрупнённым расценкам посвящено несколько глав в сборниках нормативных баз и региональном справочнике строительства.

Необходимо учитывать, что укрупнённые расценки рассчитываются по нормативной документации. На её основе формируются такие составляющие сметы, как: лимитированные затраты, сметная прибыль и накладные расходы. Затем расценки индексируются в соответствии с текущим уровнем цен.

Коммерческие расценки

Коммерческие расценки – это показатели, на основе которых делается расчёт коммерческой сметы. По методологии она не отличается от обычной. Просто за основу берутся расценки не из сборников, утверждённых министерством строительства, а показатели, которых удалось достичь на основе взаимного согласия сторон.

Составить коммерческую смету небольшого проекта совсем несложно. Однако сметы крупных и дорогостоящих объектов редко делаются на основе коммерческих расценок, если проект финансируют частные инвесторы. Коммерческие расценки значительно отличается от официальных в сторону увеличения. Поэтому их никогда не используют в проектах, финансируемых из бюджета.

Разновидности расценок

Сдельная расценка – это заработная плата, начисленная за единицу выпущенной продукции. На основе сдельных расценок построена оплата труда в строительном бизнесе. Различаются несколько видов сдельной оплаты труда, в том числе такие, как:

  • прямая сдельная;
  • сдельно-премиальная;
  • сдельно-прогрессивная;
  • косвенно-сдельная;
  • коллективная.

Открытая расценка в смете

Открытая расценка в смете – это не отображённые в смете ресурсы, поскольку они не входят в число прямых затрат. Речь идёт о строительных материалах. Однако их стоимость весьма существенна, поэтому их учитывают отдельно от прямых.

Если прямые затраты учитываются все скопом, одной строкой, то с основными строительными материалами дело обстоит иначе. В смете они расписаны более подробно: каждый материал или конструкция выделены в отдельные строки.

Применительная расценка

Применительная расценка в смете – это такая расценка, которой в действительности не существует. Однако в смете статья расходов есть, и её нужно как-то обозначить. В таких случаях ищется нечто похожее в других нормативных базах. Отыскав там что-то подходящее, близкое по цене тому, что в действительности есть, но в нормативных базах отсутствует, его применяют для обозначения данной статьи расходов. В смете напротив неё ставится позиция «применительно».

Расценки в смете

Прогрессивная расценка

Прогрессивная расценка – это такая схема оплаты труда, при которой работник получает сто процентов причитающихся ему денег, если норма его выработки составляет 100 процентов. При условии роста производительности труда работник может перевыполнить свои обязательства. С целью дальнейшей стимуляции его трудовых достижений его услуги оплачиваются с повышающим коэффициентом.

То есть он получает дополнительное вознаграждение. Размеры дополнительной оплаты могут значительно превышать стандартную зарплату. Поэтому прогрессивная расценка может использоваться в качестве поощрения не более полугода.

Прямые сдельные расценки

Прямые сдельные расценки – это такая форма оплаты труда, при которой зарплата начисляется сотруднику кампании по результатам его труда за прошлый месяц. Размер зарплаты при этом определяется путём умножения всей продукции, выпущенной в единицу времени, на общее количество рабочего времени.

Имеется и свой способ расчёта расценок за единицу продукции. Для этого нужно часовую ставку работника разделить на норму выработки продукции за один час рабочего времени. Каждая кампания, в зависимости от используемых технологических процессов, самостоятельно определяет нормы выработки для своих работников.

Территориальные единичные расценки

Территориальные единичные расценки ТЕР – это разновидность расценок, применяемых на различных территориях нашей страны. Для каждого региона имеются свои расценки. Необходимость иметь собственные региональные расценки продиктована особенностями того или иного субъекта федерации.

Полная база всех территориальных расценок на строительные работы изложена в 47 сборниках. Нередко расценки в разных сборниках, относящихся к разным регионам, дублируют друг друга, как, впрочем, и данные из сборников федерального значения.

Расценки в смете

Федеральные единичные расценки

Федеральные единичные расценки ФЕР – это единичные расценки, составляющие единую нормативную базу России. Федеральные расценки по одной только строительной отросли составляют 47 сборников. Каждому виду работ посвящён свой отдельный сборник. Внутренняя структура каждого из них представляет собой несколько разделов.

Благодаря этому пользование федеральными сборниками ни у кого не вызывает затруднений. Их нормативная база постоянно обновляется. Поэтому данные из 2020 года не во всём совпадает с такой же базой 2017 года. Всякий раз, когда выходит новый вариант того или иного сборника, прежняя его редакция упраздняется. Нормативы ФЕР используются в тех случаях, когда финансирование проектов происходит за счёт федерального бюджета.

ТСН расценки

ТСН расценки – это такие же, как и все прочие территориально единичные нормативы. Они отличаются только тем, что предназначены для использования в Москве. Расшифровываются они тоже немного иначе, а именно: территориально-сметные нормативы. Соответственно, и применяются они в тех случаях, когда речь идёт о проектах, финансируемых из бюджета столицы. Московские нормативы в максимальной степени соответствуют фактическому уровню затрат на строительство.

Как читать смету: взгляд бухгалтера

Ведущая рубрики

Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).

Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.

Что такое смета?

Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:

  • Список выполняемых работ по конкретному объекту (офис) или отдельному участку работ (к примеру, подготовке фундамента на стройплощадке) или даже конкретной работе (установка светильников) и их объем.
  • Расценки на работы.
  • Стоимость материалов, которые не учтены расценками.
  • Коэффициенты, надбавки, НДС.

Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.

Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.

Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.

Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.

После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.

Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.

Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).

Основные составляющие локальной сметы

Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:

  • Заголовок или шапка. Здесь указаны основные данные: номер, даты согласования, наименование объекта и вида работ, общая сумма по смете, информация о базе расценок, актуальность цен («в ценах 1 квартала 2020 года»). Если использовались программные средства – наименование и версия программы.
  • Табличная часть. Содержит перечень видов работ, их объем, стоимость, а также информацию о материалах, которые не учтены в расценках.
  • Если смета составлена в базовых ценах, то после основной части последует таблица с переходом в текущий уровень цен. Также в этой дополнительной табличке указаны коэффициенты, сметная прибыль, накладные расходы, налоги и т.п.
  • В конце подписи.

Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.

Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.

Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.

Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.

Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.

Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.

Табличная часть сметы: расценки и ресурсы

Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.

При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).

В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.

Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.

Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.

К ресурсам относятся:

  1. Материалы (МАТ или МЗ). Измеряются натуральными единицами. Это метры, штуки, тонны и т.д.
  2. Затраты труда рабочих (ОЗП). Измеряются в человеко-часах.
  3. Расходы на время работы машин и механизмов (ЭММ). Единица измерения – машино-час. Сюда включается и труд машинистов (также человеко-часы).

Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.

Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).

Неучтенные материалы. Мониторинг цен

Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.

При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.

Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.

Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.

Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.

Коэффициенты и НДС

Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):

  • Условия производства работ: наличие помех в помещении, жилое или производственное здание.
  • Влияние внешних факторов – зимнее удорожание.
  • Территориальные особенности – поправочные коэффициенты при перевозке груза (мусора).
  • Способ ведения работ – ремонт своего помещения собственными силами.
  • Корректировка объема работы – толщина штукатурного слоя.

Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.

Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.

  1. Смета формируется с учетом системы налогообложения подрядчика. Если документацию заказывают у сторонней компании, необходимо предупредить составителя о применении упрощенки. В таком документе можно увидеть строчки вроде «компенсация НДС в материалах».
  2. В случае если был выигран аукцион, где смета составлена с НДС, используются разные подходы к корректировке данных:
    • Отдельной строкой указывается коэффициент понижения (если было) цены по аукциону, и затем идет строка итоговой стоимости с указанием «Без НДС», дописывается ссылка на статью НК 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
    • При отсутствии снижения цены (так происходит, например, когда заявку подал только один участник и с ним заключается контракт) в смету также добавляется еще одна строка «Итого» с указанием той же стоимости, но только с уточнением «Без НДС» и отсылкой к НК. Заключение госконтракта с упрощенцем не повод уменьшать окончательную цену на НДС (Письмо Минфина №24-01-07/34829 от 15.05.19).

Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.

Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.

Составление форм КС-2 и КС-3

Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.

Отличия между сметой и КС-2:

  • В КС-2 более краткая информация (не выделены отдельно зарплата, эксплуатация машин и т.п.).
  • В акте не обязательно отражается полный объем работ, если он выставлен за определенный этап или период.

Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.

Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.

Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.

Проверка сметы

Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.

Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).

Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.

Хитрости и советы

Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:

  • Есть неучтенные материалы – проверьте цены. Если указан «мониторинг цен», попросите предоставить расчет. Не факт, что подрядчик захочет рассказать, откуда взяты коммерческие предложения, но, возможно, ценник в них завышен (предоставлены «дочерними» / дружественными фирмами или ИП).
  • Минусы в расценках. В смете попадаются позиции с минусом. Это не ошибка составителя, а особые расценки или корректировки. Применяются, например, для уменьшения объемов. Допустим, проводятся штукатурные работы и расценка предусматривает толщину слоя в 10 мм, а по факту слой всего 3-4 мм. Также подобные «отрицательные» значения применяются к расстояниям перевозки.
  • Перевозка, транспортировка. В большинстве случаев перевозка включается в стоимость выполняемых работ. Есть исключения, чаще – мусор. Также перевозка материалов из другого города (когда на месте нет необходимых ресурсов).
  • Мусор. В документации отражается исключительно для подсчета объема, никаких цен рядом с ним не будет.
  • «Неправильные» расценки. Вместо установки деревянного окна выбраны ПВХ, а вместо укладки ДСП – фанера. На самом деле таким образом сметчик выбирает наиболее соответствующие технологии работы. Главное, чтобы материалы, идущие «бонусом» к расценке, указывались верно.
  • Строительство и ремонт. Несмотря на похожесть некоторых работ, расценки на них отличаются в зависимости от того, ведется новое строительство (реконструкция) или ремонт.
  • При установке лесов или металлоконструкций подрядчик может использовать готовое оборудование, собрав его на месте, или изготовить его самостоятельно. Естественно, расценки разные.
  • При прокладке кабеля часть его может идти в кабель-канале, трубе или гофре. Причем кабелей в них можно проложить сразу несколько, поэтому ситуация, когда кабеля больше, чем трубы, нормальная, но вот прокладка 100 метров гофры при 50 метрах кабеля должна вызвать вопросы.
  • При проверке некоторые коэффициенты или проценты индексации могут не пропускать, просто «потому что» (так не принято, в конкретном регионе не приветствуется, нет подтверждения и обоснования и т.д.), ваш выбор – отстаивать их применение или смириться и откорректировать смету.
  • Если вы сверяете сметную документацию со списком работ, который вам, к примеру, дал начальник, помните: одна работа в списке может равняться нескольким позициям в смете. Пример (названия работ условные): в списке «прокладка кабеля в стене», в ЛС «1. Штробление канала для прокладки кабеля. 2. Прокладка кабеля в штробах. 3.Штукатурные работы по заделке штроб в стенах».
  • Ручная погрузка/разгрузка обойдется дороже машинной. Если надо провести «удорожание» сметы, выбирайте ручной способ, как вариант.
  • Название работ не всегда соответствует ожиданиям. Если в сметной программе или в нормативной документации вы пытаетесь что-то найти, а поиск выдает ноль результатов, переформулируйте запрос. Пример: вместо «поклейка обоев» ищите «обоями стен». В электромонтажных работах вообще сложно обнаружить нужную позицию через автоматизированный поиск.
  • Работы с разной технологией процесса. Сначала протягиваем гофро-трубу и потом укладываем в нее кабель, а можно и наоборот. Используем строительные леса или автовышку и т.д.
  • Проект. Основой для выбора технологии материалов и даже их количества является проект. Допустим, в помещении можно выполнить и бюджетный и дизайнерский ремонт, использовать российские или импортные материалы, проложить трубу прямо или под углом с переходами (разный расход фурнитуры) и т.п.
  • Если ведется большая стройка или крупный объект и составлено много локальных смет, то велик шанс в итоге получить большое расхождение, в т. ч. при последующем сложении объемов работ и стоимости по формам КС. Придется подгонять или корректировать в итоговых сдаточных документах данные, чтобы они сходились со сметой.
  • Возвратные материалы. Не часто, но встречаются. Это то, что подрядчик возвращает заказчику, например, в результате демонтажа: металлолом, кирпич, плитка и т.д. На сумму сметы не влияют, выделяются в качестве основания для требования их с подрядчика. В случае невозврата заказчик вправе получить компенсацию или провести зачет при расчете.

Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.

23.Единичная расценка, её содержание, порядок составления, разновидности и область применения

Единичная расценка — это сметный документ, в котором на основании действующих норм и цен определяется сметная стоимость единицы объема вида работ или конструктивного элемента в прямых затратах, т.е. заработной платы рабочих, строительных материалов и эксплуатации машин и механизмов, необходимых для выполнения единицы отдельного вида работ или конструктивного элемента. Сборники единичных расценок является основным документом по составлению локальной сметы. Существует 2 типа документов: сборник единичных расценок и сборник сметных цен на материалы, изделия, конструкции.

Для составления единичной расценки (ЕР) на выполнение вида работ или конструктивного элемента нужно иметь элементную сметную норму, включающую:

затраты труда (чел.-ч);

затраты в машино-сменах (машино-часах) эксплуатации машин и механизмов;

объемы материальных ресурсов по видам материалов, необходимых для выполнения единицы вида работ. Кроме этого необходимо наличие сметных цен на строительные материалы и эксплуатацию строительных машин, а также стоимость одного человеко-часа труда рабочих-строителей.

Все расценки в сборниках ЕРЕР подразделяются на две группы: «закрытые» и «открытые». «Закрытые» расценки учитывают, как правило, использование привозных материалов. Поэтому они учитывают затраты по всем видам материальных и других ресурсов. «Открытые» расценки не учитывают затраты на местные материалы и некоторые виды привозных материалов (металлоконструкции, деревянные конструкции).

Федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), в комплексе с другими нормативно-методическими документами Росстроя, предназначены:

для расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовке тендерной документации, а также пересчета объектных и локальных смет из федерального в региональный уровень цен;

для сметных расчетов и расчетов за выполненные работы (при отсутствии в субъекте Российской Федерации территориальной сметно-нормативной базы ценообразования ТЕР-2001);

для контроля показателей стоимости по элементам прямых затрат при разработке сборников территориальных единичных расценок;

для формирования сметной документации и расчетов за выполненные работы по решению государственного заказчика (главного распорядителя средств федерального бюджета) при определении стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета.

24. Сметная стоимость строительства объекта и строительно-монтажных работ, её структура и содержание.

Сметная ст-ть стр-ва находит отражение в сводном сметном расчёте, сводке затрат и объектной смете.

Сстр-ва=Сстр.раб+Смонт.раб+Соборудов+Спрочее

Сстр-ва – сметная стоимость строительства;

Сстр.раб. – сметная стоимость строительных работ;

Смонт.раб. – сметная стоимсть монтажных работ;

Соборудов. – сметная стоимость оборудования;

Спроч.- сметная стоимость прочих расходов.

Сметная ст-ть строительных работ находит отражение в локальной смете.

Сстр.раб=СС+Пр

СС – себестоимость; Пр – прибыль.

ПЗ – прямые затраты; НР – накладные расходы.

ПЗ=Vраб*Нормат

Vраб – объем работ; Нормат – нормативная стоимость на ед. объема работ.

ПЗ: материалы(60%), з/п рабочих(30%), затраты на экспл.машин(10%)

НР оределяются косвенно в % от ПЗ или их доли.

НР: административно-хозяйственные-43%(з/п технич.работников, служащих; амортизац.отчисления; использование транспорта; командировочные), расходы на обслуживание работников-37%(доп.з/п; социально-страховые отчисления), расходы на организацию работ на стр.площадке-15%(содержание произв.лабораторий; пожарная и сторожевая охрана), прочие НР-5%(реклама, расходы по нематериаольным активам, оплата за кредит в банке).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *