Россия как федеративное государство
Федеративное государство – это характеристика территориального устройства публичного управления конкретного государства, предполагающая распределение полномочий публичного управления по вертикали между федеральным центром и субъектами федерации как равными публично-правовыми образованиями в составе единого государства.
История становления России как федеративного государства
Федеративное устройство – это сложная организация публичного управления в едином государстве посредством распределения публичной власти по вертикали между системой федеральных органов и системами органов субъектов федерации для наиболее эффективной реализации властных полномочий.
Россия как федеративное государство прошла три основных стадии развития:
- социалистическое федеративное устройство в период с 1918 по 1936 гг. Основы федеративного устройства в социалистическом государстве мыслились не как демократический инструмент организации публичного управления, а как инструмент противодействия национальному гнету. Федеративное устройство трактовала здесь как переходный этап к единому государству трудящимся;
- переход к унитарному государству в период с 1937 по 1985 гг. Фактически вся власть в государстве сосредоточилась у центральных органов власти, наличие автономных республик и автономных областей носило формальный характер;
- реформирование территориального устройства публичного управления перед принятием действующего Основного закона. Распад Советского государства, перестройка государственного и общественного устройства и последующее реформирование системы публичного управления актуализировали вопросы определения государственного территориального устройства, распределения властных полномочий. Конституцией была утверждена модель федеративного государства, предусматривающее распределение власти между федеральным и региональным уровнями.
Конституционные основы России как федеративного государства
Современное федеративное устройство Российского государства определяется следующими конституционными принципами:
- государственная целостность. Названный принцип предполагает, что в полной мере суверенитетом обладает Россия как единое государство. В частности, суверенитет находит выражение в верховенстве государственной власти на всей территории страны и независимости государственной власти от иных участников международных отношений. Иными словами, в полной мере суверенитетом во внутренних и внешних отношениях наделено непосредственно единое Российское государство, а не отдельные субъекты его образующие;
- равные права субъектов, в том числе на самоопределение народов Российского государства. Названный принцип предполагает, что все народы, проживающие на территории Российского государства, наделяются Конституцией равными правами на национальное развитие, на развитие собственной культуры и языка, на его использование;
- принцип целостности Российского государства предопределяет и утверждение принципа единства системы публичного управления в стране. Государственная власть распределяется по вертикали между федеральной системой публичного управления и системами публичного управления региональных территорий, которые строятся и функционируют на основе общих демократических принципов с использованием единых демократических инструментов. При этом важнейшие вопросы, имеющие общеполитическое значение входят в состав ведения Федерации;
- разграничение полномочий публичного управления по вертикали между Федерацией и региональными территориями. Такое разграничение фиксируется в Конституции и законодательстве посредством определения объектов исключительного управления федеральной власти, объектов совместного управления и объектов регионального управления;
- равный правовой статус субъектов РФ, образующих Федерацию. Здесь необходимо отметить, что несмотря на провозглашение равного правового статуса субъектов Российской Федерации, юридически и фактически субъекты наделены разным объемом полномочий. Так, наиболее широким перечнем полномочий наделены республики в составе Российской Федерации, которые, в частности, разрабатывают и утверждают собственные конституции, определяют республиканские официальные языки и др.
Особенности и проблемы России как федеративного государства
Россия как федеративное государство характеризуется специфическими чертами по сравнению с федеративными зарубежными государствами. Если обычно формированию Федерации предшествует объединение двух или нескольких государств для наиболее эффективного совместного решения общих политических задач, то образование Российской Федерации шло противоположным путем: Россия как федеративное государство формировалась посредством образования на ее территории автономных субъектов по территориальному или национальному признаку.
Теорией и практикой публичного управления выделяется ряд проблемных аспектов, касающихся федеративного устройства публичного управления в стране. В число таких проблемных аспектов можно включить следующие:
- распределение объектов управления между федеральными и региональными системами управления: не конкретизированы пределы законодательного регулирования объектов управления, что на практике ведет к дублированию полномочий или, напротив, к возникновению пробелов в правовом регулировании общественных отношений;
- федеральное законодательство, которое призвано устанавливать рамки правового регулирования отдельных направлений публичного управления, на практике детально регламентирует такие сферы, что приводит к централизации публичного управления, противоречащей Конституции;
- разграничение объектов управления между федеральной и региональными территориями нередко осуществляется на основании подзаконного нормативно-правового регулирования, что не соответствует требованиям конституционных положений.
Названные проблемные аспекты могут быть преодолены посредством совершенствования законодательного регулирования распределения объектов управления по вертикали между федеральным и региональным уровнями публичного управления в стране.
В чем выражается федеративный характер нашего государства?
Характерной особенностью федеративного устройства государства является то, что субъекты входящие в его состав имеют собственные структуры государственной власти, могут самостоятельно вести международно-правовые дела и заключать международные договоры.
В России федеральное устройство представлено 85 равными субъектами. Властные полномочия осуществляются в двух уровнях: центральной власти и власти субъекта федерации.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Субъект РФ — это составная часть России как федеративного государства, представляющая собой государство, национально-государственное или территориально-государственное образование, обладающее собственным правовым статусом и полномочиями.
Республики как государства в составе Российской Федерации имеют свои конституции и законодательства, которые должны соответствовать Конституции и законодательству РФ, высшие органы государственной власти, государственный язык, официальную государственную символику. При этом республики не обладают государственным суверенитетом. Другие субъекты РФ являются государственными образованиями. Края, области, города федерального значения — это территориальные государственные образования, а автономная область и автономные округа — национальные государственные образования. Автономные образования в составе России призваны сохранить национальную самобытность, язык, культуру и традиционные промыслы народов, проживающих на их территориях.
Государственная целостность Российской Федерации означает, что ни один субъект РФ не имеет права выхода из ее состава. Территория государства является целостной и неприкосновенной, на ней обеспечивается единое экономическое пространство, единая валюта, устанавливается единое гражданство Российской Федерации, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории страны, властные органы государства составляют единую систему, действующую на основе общих принципов, установленных Конституцией и федеральным законодательством.
Единство системы государственной власти выражается в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ составляют единую систему. Решения федеральных органов, принятые в пределах их полномочий, обязательны на всей территории страны. Совокупная компетенция всей системы органов государственной власти включает в себя все основные полномочия, необходимые для осуществления функций государства.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов устанавливает Конституция России.
Провозглашенное равноправие и самоопределение народов гарантирует всем проживающим в России народам, независимо от численности, одинаковые права, в том числе на избрание формы своей национальной государственности в составе Российской Федерации.
Равноправие субъектов РФ обеспечивается тем, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Все субъекты РФ, имея равные компетенции, на равных основаниях могут заключать договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между собой и с федеральными органами государственной власти, а также взаимно делегировать друг другу и федеральным органам государственной власти часть своих полномочий.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Псковской области
Прокуратура Псковской области
9 июня 2010, 11:45
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Субъект РФ — это составная часть России как федеративного государства, представляющая собой государство, национально-государственное или территориально-государственное образование, обладающее собственным правовым статусом и полномочиями.
Республики как государства в составе Российской Федерации имеют свои конституции и законодательства, которые должны соответствовать Конституции и законодательству РФ, высшие органы государственной власти, государственный язык, официальную государственную символику. При этом республики не обладают государственным суверенитетом. Другие субъекты РФ являются государственными образованиями. Края, области, города федерального значения — это территориальные государственные образования, а автономная область и автономные округа — национальные государственные образования. Автономные образования в составе России призваны сохранить национальную самобытность, язык, культуру и традиционные промыслы народов, проживающих на их территориях.
Государственная целостность Российской Федерации означает, что ни один субъект РФ не имеет права выхода из ее состава. Территория государства является целостной и неприкосновенной, на ней обеспечивается единое экономическое пространство, единая валюта, устанавливается единое гражданство Российской Федерации, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории страны, властные органы государства составляют единую систему, действующую на основе общих принципов, установленных Конституцией и федеральным законодательством.
Единство системы государственной власти выражается в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ составляют единую систему. Решения федеральных органов, принятые в пределах их полномочий, обязательны на всей территории страны. Совокупная компетенция всей системы органов государственной власти включает в себя все основные полномочия, необходимые для осуществления функций государства.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов устанавливает Конституция России.
Провозглашенное равноправие и самоопределение народов гарантирует всем проживающим в России народам, независимо от численности, одинаковые права, в том числе на избрание формы своей национальной государственности в составе Российской Федерации.
Равноправие субъектов РФ обеспечивается тем, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Все субъекты РФ, имея равные компетенции, на равных основаниях могут заключать договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между собой и с федеральными органами государственной власти, а также взаимно делегировать друг другу и федеральным органам государственной власти часть своих полномочий.
В чем выражается федеративный характер нашего государства?
Федеративный характер нашего государства выражается в существовании двух уровней государственного аппарата в России: федерального и уровня субъектов федерации.
При рассмотрении на высшем уровне
Федеративный характер выражается в том числе в создании парламента, состоящего из двух палат.
- Одна из этих палат отражает конкретные интересы субъектов федерации.
- А другая отвечает за формирование интересов всего населения страны.
При рассмотрении вопросов учитываются мнения людей из всех областей и регионов государства.
Современные федеративные государства показаны на карте ( обозначены зеленым цветом ). Смотрите на фото.