Финансирование политических партий
Правовое регулирование и источники финансирования политических партий
Финансирование политических партий – это финансирование текущей деятельности и избирательных кампаний политических партий.
Первоначально финансирование политических партий было исключительно делом партий. С течением времени возрастание расходов на политическую деятельность (в частности, на выборы), привело к необходимости правового регулирования данной деятельности.
В современном мире регулирование финансирования политических партий в отдельных странах приобрело форму конституционно-правового института, задачами которого выступают:
- ограничение возможностей монополизации выборов крупным капиталом;
- создание равных финансовых возможностей участия в выборах для старых и новых партий.
- обеспечение прозрачности финансирования деятельности и избирательного процесса.
Законодательное регулирование финансирования партий осуществляется в трех направлениях: регулирование порядка и размеров предоставления частных взносов и пожертвований партиям; ограничение предвыборных финансовых расходов и контроль за ними; прямое бюджетное финансирование государством партий. Законодательство регламентирует финансовые источники поступлений партиям: взносы членов партии, доходы от хозяйственной деятельности, пожертвования, государственные субсидии.
Не все политические партии взимают членские взносы. В таких случаях основным источником доходов являются пожертвования юридических и физических лиц. Как правило, закон запрещает пожертвования иностранных лиц и государств, анонимные пожертвования, ограничивает наивысший размер пожертвований, устанавливает формы отчетности при крупных пожертвованиях.
Доходы политических партий от хозяйственной деятельности – это доходы от использования партийного имущества, деятельности предприятий партии, пропагандистской деятельности. Во многих государствах такая деятельность освобождена от налогообложения.
Контроль финансирования политических партий
Контроль за финансированием политических партий осуществляют различные органы:
- комиссия при министерстве внутренних дел (Австрия);
- Федеральная избирательная комиссия (США, Мексика);
- Государственная счетная палата (Венгрия);
- Счетный трибунал (Испания) и др.
Ответственность за финансовые злоупотребления и нарушения политических партий достаточно строга. Как правило, это изъятие неправомерно полученных имущества и сумм в пользу государства, штрафные санкции, лишение права политических партий на получение государственных субсидий, лишение свободы для виновных.
Правовое регулирование финансовой деятельности обусловлено рядом обстоятельств:
- значительное усложнение избирательных технологий, которое вызвало удорожание предвыборных кампаний, повышение потребностей партий в дополнительном финансировании;
- рост политической активности бизнеса, которая породила волну «политических инвестиций», что привело к практически открытой покупке депутатских мандатов и нарушениям демократических принципов;
- масштабная коррупция политической элиты, которая подрывает доверие к ним со стороны избирателя, авторитет институтов власти.
Законодательство регулирует порядок и размеры предоставления частных взносов и пожертвований в партии; лимитирует предвыборные расходы, учреждает контроль за тем, как политические партии расходуют финансы; создает институт государственного финансирования партий или оказания помощи за счет бюджета.
Государственная финансовая поддержка политических партий
Конкретные условия и порядок предоставления политическим партиям государственной поддержки разнообразны и зависят от: целевой направленности (финансирование только предвыборных расходов – Германия, США; текущие расходы – Дания, Финляндия, Швеция); механизма распределения субсидий (пропорционально числу голосов, собранных на выборах – Германия, Норвегия; в соответствии с количеством парламентских мандатов – Дания, Финляндия, Швеция). В Соединенных Штатах государство финансирует исключительно президентские выборы.
Различны условия предоставления помощи от государства. В некоторых странах (Норвегия, Франция, Италия) для этого требуется выставление кандидатов в строго определенном количестве избирательных округов или партии должны собрать конкретный минимум голосов (Швеция).
За предоставленную государством финансовую помощь партии должны перед государством отсчитываться (за полученные средства, о своей финансовой деятельности). Закон регламентирует сроки отчетности по финансам, порядок ее предоставления, схему отчетности, с перечислением пунктов, по которым она должна быть составлена.
За финансовые нарушения предусмотрены санкции: изъятие неправомерно полученных имущества и сумм, штрафы, сокращение или лишение государственных дотаций (для политических партий); лишение права избираться, уголовная ответственность (для кандидатов на выборах). Законодательство тщательно регулирует систему государственного субсидирования партий в случае, если данная система существует.
Общий характер законодательных актов о финансировании партий, фиксируемые порядок и условия распределения денежных средств указывают, что при разработке законодательства преследуются задачи:
Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям
Статья 33 вступает в силу не позднее 1 января 2004 г.
Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона
1. Государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 144-ФЗ в пункт 3 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
3. Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации.
4. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, направляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями.
5. Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в подпункт «а» пункта 5 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января года, следующего за годом проведения первых после дня вступления в силу названного Федерального закона выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
Информация об изменениях:
в) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 144-ФЗ в пункт 6 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
6. Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 452-ФЗ в подпункт «а» пункта 6 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 178-ФЗ
ГАРАНТ:
Положение подпункта «б» пункта 6 статьи 33 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 178-ФЗ применяется также к правоотношениям, возникшим в связи с проведением ближайших предыдущих выборов Президента РФ
б) по результатам выборов Президента Российской Федерации — единовременно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.
7. Утратил силу с 1 января 2006 г.
Информация об изменениях:
7.1. С 1 января 2006 года и до 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование политических партий, входивших в состав избирательного блока и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым избирательным блоком, или кандидатами, выдвинутыми избирательным блоком и избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящей статьи. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящим пунктом, распределяются между политическими партиями, входившими в состав избирательного блока, в равных долях, если иное не было определено соглашением о создании избирательного блока.
Информация об изменениях:
9. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящей статьей, выделяются:
а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов и в последующем ежегодно в течение всего срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответствующего созыва;
б) по результатам выборов Президента Российской Федерации — единовременно не позднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов.
10. Политические партии вправе отказаться от государственного финансирования, предусмотренного настоящей статьей. В случае отказа политической партии от государственного финансирования денежные средства, выделяемые политической партии из федерального бюджета по результатам выборов, остаются в федеральном бюджете.
Зачем государство финансирует деятельность политических партий
Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям
1. Государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
3. Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, направляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 183-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:
а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 01.12.2012 N 211-ФЗ, от 14.10.2014 N 300-ФЗ, от 19.12.2016 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положение подп. «б» п. 6 ст. 33 (в ред. ФЗ N 179 от 03.07.2018) применяется также к правоотношениям, возникшим в связи с проведением ближайших предыдущих выборов Президента Российской Федерации.
б) по результатам выборов Президента Российской Федерации — единовременно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 03.07.2018 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. С 1 января 2006 года и до 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование политических партий, входивших в состав избирательного блока и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым избирательным блоком, или кандидатами, выдвинутыми избирательным блоком и избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящей статьи. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящим пунктом, распределяются между политическими партиями, входившими в состав избирательного блока, в равных долях, если иное не было определено соглашением о создании избирательного блока.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
8. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящей статьей, выделяются:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов и в последующем ежегодно в течение всего срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответствующего созыва;
б) по результатам выборов Президента Российской Федерации — единовременно не позднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов.
10. Политические партии вправе отказаться от государственного финансирования, предусмотренного настоящей статьей. В случае отказа политической партии от государственного финансирования денежные средства, выделяемые политической партии из федерального бюджета по результатам выборов, остаются в федеральном бюджете.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 300-ФЗ.
Зачем государство финансирует деятельность политических партий
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Перед очередными выборами российские города напрочь заклеены политической рекламой, партии проводят бесконечные мероприятия, а активность руководства партий резко возрастает. Но все это стоит денег – от самой маленькой листовки до зарплаты руководителя регионального филиала партии. И эти деньги партии должны где-то найти. Как ни странно, платят за это преимущественно налогоплательщики, на остальные источники приходится совсем мало. Мы разобрались, почему так происходит и откуда партии получают свое финансирование.
Кто финансирует партии сейчас
Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства. Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу. В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.
Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.
Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:
- федеральный бюджет – государство оплачивает определенную сумму за каждый голос, отданный за партию на выборах;
- пожертвования – их могут делать как граждане, так и организации;
- вступительные и членские взносы;
- доходы от мероприятий или предпринимательства;
- гражданско-правовые сделки и другие источники .
Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму. Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму. Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.
В дополнение к «оплате» голосов, партии могут получать бюджетное финансирование на свои специальные проекты. Например, у КПРФ это «Лидерские проекты», у ЛДПР есть Институт мировых цивилизаций (получающий из бюджета буквально сотни миллионов), у «Справедливой России» – «Центр защиты прав граждан».
Что касается пожертвований, то эта часть поступлений пока не очень прозрачна – партии (особенно крупные) получают пожертвования от малоизвестных компаний, депутатов региональных собраний и органов местного самоуправления, или даже от действующих депутатов Госдумы. При этом иногда оказывается, что компания, пожертвовавшая одной из партий миллионы рублей, работает с государственными заказами. Конечно, это не запрещено напрямую – но с точки зрения прозрачности политики выглядит не очень хорошо.
Что касается членских взносов, сейчас они теряют свое значение – например, из парламентских партий больше всего в процентном отношении на взносах получает КПРФ, но и это всего около 6% от бюджета партии. «Единая Россия» получает взносами еще меньше – порядка 4,4%. У остальных партий взносы совсем небольшие или их нет вообще.
Другие источники доходов – чистая формальность, так как партии обычно тратятся на мероприятия, а не зарабатывают на них. Как и не получают ощутимых доходов от сделок или предпринимательства – в приоритете все-таки остается политическая деятельность.
Зачем бюджет финансирует партии?
Государство неплохо финансирует политические партии – за каждый голос, отданный за партию на последних выборах. Это касается как парламентских выборов (учитываются голоса, отданные за партию в голосовании по спискам), так и президентских выборов (учитываются голоса, отданные за кандидата, выдвинутого партией). При этом за партию или кандидата должны проголосовать не менее 3% избирателей. За полученные на президентских выборах голоса партии финансируют разово, а за голоса, отданные за федеральный список – ежегодно.
Объем финансирования партий постоянно увеличивался:
- до 2006 года партии получали от 1 до 3,6 рублей за голос;
- с 2006 по 2008 годы – 5 рублей за голос;
- с 2009 по 2011 годы – 20 рублей за голос;
- с 2012 по 2014 годы – 50 рублей за голос;
- в 2015 году – 110 рублей за голос;
- с 2016 года – 152 рубля за голос.
То есть, за десятилетие финансирование партий выросло практически на два порядка. Параллельно число представленных в парламенте партий снижалось – то есть, оставшиеся получают все больше.
Что интересно, КПРФ и ЛДПР – единственные партии, которые получают выплаты как за президентские, так и за парламентские выборы. Дело в том, что действующий президент Владимир Путин на последних выборах в 2018 году баллотировался как самовыдвиженец, а «Справедливая Россия» не выдвигала кандидата вообще.
Сама по себе модель бюджетного финансирования политических партий – общепринятая в мире практика. Впервые выплаты для партий закрепили в бюджете Уругвая в 1928 году, с тех пор аналогичные нормы появились в законодательстве десятков государств. Распределяются деньги везде по-разному – где-то с привязкой к последним выборам, где-то пропорционально на все партии, где-то – в зависимости от полученных мест в парламенте.
Проще всего получить финансирование в Германии – там оплачивается каждый голос, отданный за партию, преодолевшую барьер в 0,5%. Правда, выплаты разовые, а не ежегодные. А в Израиле государство финансирует даже внутрипартийные выборы (праймериз), а также дает деньги их участникам. Если кандидат провалится на выборах в Кнессет, он должен будет вернуть всю полученную им сумму.
Основная идея государственного финансирования партий – создать здоровую политическую среду, когда представители крупного бизнеса не могут оказывать влияние на политику, финансируя свои «карманные» партии. Правда, в России партии все же могут получать пожертвования, и их (часто – внушительные по сумме) могут делать частные лица или компании, поэтому такая норма работает лишь номинально.
Кроме того, независимое финансирование позволяет партиям профинансировать избирательную кампанию в полном объеме – оплатить эфирное время, наружную рекламу, агитаторов и партийные мероприятия. По сути, оно уравнивает в правах партии с разными финансовыми возможностями – и даже не очень крупная партия может конкурировать с более известной.
Однако в России последних лет все чаще решающую роль играет не финансирование, а административный ресурс (часто завязанный на одной правящей партии). Поэтому другие партии зачастую не в состоянии нарастить поддержку, даже имея бюджетное финансирование, и теряют своих избирателей, а вместе с ними – и право на выплаты от государства.
Какие партии получают больше
Поскольку партии получают бюджетное финансирование в зависимости от числа полученных на последних выборах голосов, лидирует, по понятным причинам, «Единая Россия». По данным отчета партии за 2019 год (более свежих данных пока нет), партия получила 4,3 миллиарда рублей из бюджета – при общем объеме поступлений в 5,8 миллиарда рублей.
На данный момент последние парламентские выборы – это выборы 2016 года. На них 3%-ный барьер преодолели только 4 партии, которые и представлены в парламенте.
Отданные за них голоса и объем финансирования распределились так:
- «Единая Россия» – 28,5 миллионов голосов, общее финансирование в 5,8 миллиардов рублей. Из них 4,3 миллиарда – поступления от бюджета (из расчета в 152 рубля за голос), еще 1,4 миллиарда – частные пожертвования и 100 миллионов набралось по остальным пунктам;
- КПРФ – 7 миллионов голосов, общее финансирование составило 1,2 миллиарда рублей, из которых 1,067 миллиарда пришло от бюджета. Частные лица пожертвовали коммунистам всего 48 миллионов рублей;
- ЛДПР – 6,9 миллионов голосов, финансирование на 1,098 миллиарда рублей, из которых 1,051 миллиарда дал бюджет;
- «Справедливая Россия» – 3,3 миллиона голосов, финансирование в размере 507,6 миллионов рублей, 497,8 миллионов из этой суммы приходится на федеральный бюджет.
Как можно заметить, «системная оппозиция» живет практически только на бюджетное финансирование, а остальные источники занимают совсем небольшую долю в поступлениях. И их весьма невнятные политические программы могут быть связаны именно с этим – когда партии слишком сильно зависят от бюджетных денег, они не решаются жестко критиковать действия власти, допуская лишь незначительную критику по несущественным вопросам.
Кстати, недавно стало известно, что «Единая Россия» намерена получить 45% голосов избирателей при явке в 45%. С учетом результатов прошлых выборов это даже шаг назад – в партии понимают, что с учетом недовольства населения социально-экономической ситуацией результаты будут соответствующими. И это непосредственно отразится на финансировании – вместо 4,3 миллиардов рублей в год партия получит около 3,4 миллиардов рублей, если все пойдет по намеченному плану. Но до следующего года еще может измениться законодательство, и выплаты за каждый голос могут стать больше 152 рублей.
Что касается других источников поступлений, то ощутимые деньги партии получают только от частных пожертвований. «Единая Россия» традиционно получает деньги от компаний, так или иначе связанны с государственными контрактами (например, в 2017 году партия получила от 30 компаний более 4 миллионов рублей от каждой, из них 16 получали госконтракты самостоятельно или через связанные структуры). Перечисляют деньги партии некие региональные фонды поддержки регионального сотрудничества и развития, которые, по сути, раньше были внутрипартийными структурами.
А совсем недавно в «Медузе» вышло расследование, из которого стало понятно, что «Единая Россия» может использовать неофициальные избирательные фонды – «черные кассы». Дело в том, что официально выделяемых на предвыборные кампании по линии партии средств явно недостаточно, чтобы профинансировать выборы во всех регионах. А, например, на избирательную кампанию кандидата в президенты вообще можно потратить только 400 миллионов рублей – хотя за такие деньги в России можно избрать разве что губернатора.
Неофициальные фонды, как говорят источники журналистов, пополняют представители бизнеса – как местного, так и федерального. За это руководители и собственники могут получить места в выборных органах власти (например, «проходную» позицию в партийном списке в регионе или федеральном списке).
Другие партии получают деньги буквально откуда придется. Например, КПРФ получает часть пожертвований от компаний, которые возглавляют коммунисты, «Справедливая Россия» – от неких фондов содействия, а ЛДПР – тоже от «своего» бизнеса.
Более мелкие партии обычно вообще не получают денег и существуют чисто номинально – таких партий как минимум 25, и за 2018 год они указали в отчетах нулевые доходы.
Кто больше тратит и на что
Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.
Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:
Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.
При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.
Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.
Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.
И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.