Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" (с изменениями и дополнениями)
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, N 50, ст. 7359; N 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, N 0001201212310042) и пунктом 4.2.14.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2577; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 52 (ч. 2), ст. 6586; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 47, ст. 6128; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 44, ст. 6269; 2012, N 11, ст. 1293; N 15, ст. 1779; N 31, ст. 4386; N 37, ст. 5001; N 40, ст. 5449), приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2013 г.
Регистрационный N 28269
Правила
оценки готовности к отопительному периоду
(утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. N 103)
С изменениями и дополнениями от:
17 января, 4 апреля 2023 г.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, утвержденные приказом Ростехнадзора от 17 июля 2013 г. N 314
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2012, N 50, ст. 7359; N 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, N 0001201212310042) (далее — Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — проверка).
2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — уполномоченные органы).
3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — потребители тепловой энергии).
4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:
лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
II. Порядок проведения проверки
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 9 ноября 2020 г. N АКПИ20-583 глава II признана не противоречащей действующему законодательству в части допускающей проведение муниципального контроля в соответствии с требованиями, установленными муниципальными правовыми актами
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — комиссия).
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее — программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:
объекты, подлежащие проверке;
сроки проведения проверки;
документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии включаются представители единой теплоснабжающей организации, а также могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (для оценки жилого фонда), представители иных теплоснабжающих и теплосетевых организаций в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, а также иных организаций, к тепловым сетям которых непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
В целях проведения проверки в отношении многоквартирного дома, в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, в состав комиссии могут включаться по согласованию представители газораспределительной организации, осуществляющей аварийно-диспетчерское обеспечение указанного многоквартирного дома.
В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии включаются представители единой теплоснабжающей организации (за исключением случаев проверки теплоснабжающей организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации), с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III-V настоящих Правил (далее — требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.
7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
объект проверки готов к отопительному периоду;
объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
объект проверки не готов к отопительному периоду.
8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее — Перечень) с указанием сроков их устранения.
9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.
11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций
13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;
2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;
3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:
укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;
7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;
8) обеспечение качества теплоносителей;
9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии # Законом о теплоснабжении;
11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
соблюдение водно-химического режима;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;
12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;
14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
Информация об изменениях:
Пункт 13 дополнен подпунктом 15 с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
15) наличие сведений о выполненных мероприятиях:
по установке (приобретению) резервного оборудования;
по организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть;
по резервированию тепловых сетей смежных районов поселения, городского округа, города федерального значения;
по устройству резервных насосных станций.
В случае отсутствия одного или нескольких мероприятий, указанных в абзацах втором — пятом настоящего подпункта, в инвестиционной программе теплоснабжающей или теплосетевой организации оценка готовности к отопительному периоду по выполнению такого мероприятия не производится;
Информация об изменениях:
Пункт 13 дополнен подпунктом 16 с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
16) выполнение графиков проведения противоаварийных тренировок.
Информация об изменениях:
Пункт 14 изменен с 10 июня 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 4 апреля 2023 г. N 217
14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется выполнение требований по готовности к отопительному периоду, определенных подпунктами 1 — 3, 5 — 10, 11 (за исключением сведений о готовности систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи), 12 — 14 пункта 13 настоящих Правил.
15. Утратил силу с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
Информация об изменениях:
IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии
16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
9) работоспособность защиты систем теплопотребления;
10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
12) плотность оборудования тепловых пунктов;
13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N АКПИ16-1096, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2017 г. N АПЛ17-26, подпункт 14 пункта 16 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству
14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам;
Информация об изменениях:
Пункт 16 дополнен подпунктом 18 с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
18) наличие актов о проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов перед отопительным периодом у потребителей тепловой энергии, являющихся лицами, осуществляющими в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом.
17. Утратил силу с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
Информация об изменениях:
V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований
18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
Информация об изменениях:
Пункт 18 дополнен подпунктом 3.1 с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
3 1 ) наличие сведений в схемах теплоснабжения поселений, городских округов и городов федерального значения о мероприятиях по установке (приобретению) резервного оборудования, организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть, резервированию тепловых сетей смежных районов поселения, городского округа, города федерального значения, если их необходимость установлена в результате оценки надежности теплоснабжения в порядке, определенном требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1242; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 11 января, N 0001202301110001) (далее — требования к схемам теплоснабжения).
Если в результате оценки надежности теплоснабжения, проведенной в порядке, установленном требованиями к схемам теплоснабжения, выявлено отсутствие необходимости в мероприятиях по установке резервного оборудования, организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть, резервированию тепловых сетей смежных районов поселения, городского округа, города федерального значения, то оценка готовности муниципальных образований к отопительному периоду по подпункту 3 1 пункта 18 настоящих Правил не производится;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
19. Утратил силу с 13 марта 2023 г. — Приказ Минэнерго России от 17 января 2023 г. N 5
Отвечает ли УО за то, что ОМСУ не проверил дом на готовность к зиме
Согласно Правилам № 170, в начале осени органы местного самоуправления должны провести проверку готовности жилфонда к зиме. По результатам такой проверки управляющие домами к 15 сентября оформляют соответствующие паспорта на каждый МКД. Узнайте, накажут ли УО, если паспорта нет, потому что ОМСУ не провёл проверку.
Подготовка дома к зиме начинается с весеннего осмотра и заканчивается получением паспорта до 15 сентября
- проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170);
- составление акта осмотра (п. 2.1.4 Правил № 170) и плана работ по результатам осмотра (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170);
- проведение в летнее время работ согласно составленному перечню (п. 2.1.3 Правил № 170);
- подготовка документов о готовности к отопительному периоду (п. 2.6.10 Правил № 170);
- прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме (п. 5.1.6 Правил № 170, п. 6 разд. II Правил № 103);
- проведение осеннего осмотра общего имущества МКД (пп. «в» п. 2.1.5 Правил № 170).
Сроки, в которые необходимо закончить подготовку МКД к зиме, зависят от месторасположения домов. В северных и восточных районах России – до 1 сентября, в центральных – на две недели позже, 15 сентября, в южных – до 1 октября (п. 2.6.3 Правил № 170). К этому сроку управляющие домами обязаны оформить паспорт на каждый МКД.
Орган местного самоуправления проводит осмотр МКД для подготовки паспорта готовности дома к зиме
Проверка готовности МКД к зиме проходит согласно Правилам № 103: УО проводят гидравлические испытания отопительной системы и осмотр жилищного фонда (п. 5 разд. II Правил № 103). По итогам проверки комиссия в течение одного рабочего дня оформляет акт готовности МКД к зиме согласно приложению № 1 к Правилам № 103.
Если комиссия признала дом готовым к отопительному сезону, то специально образованная в муниципалитете комиссия в течение 15 дней со дня подписания акта выдаст паспорт дома согласно приложению № 2 к Правилам № 103.
Получить паспорт готовности для МКД нужно до 15 сентября, в ином случае в текущем календарном году этого уже не сделать (п. п. 10, 12 разд. II Правил № 103). При проверке надзорный орган может привлечь управляющую организацию или ТСЖ, которые не получили паспорт, к административной ответственности. Рассмотрим пример из судебной практики за 2021 год.
УО или ТСЖ обязаны подготовить дом к эксплуатации в осенне-зимний период и получить паспорт на МКД
Городская прокуратура Амурска проверила работу одного из ТСН и установила, что на начало октября на дом так и не получен паспорт готовности к эксплуатации в зимний период. Ведомство указало, что это нарушение п. 2.6.10 Правил № 170.
Председатель правления не явился в прокуратуру для составления протокола. Возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ с вынесением постановления состоялись в его отсутствие. ТСН было привлечено к административной ответственности и получило штраф в размере 40 тысяч рублей.
Товарищество не согласилось с постановлением и подало иск в суд, требуя признать документ незаконным (дело № А73-20090/2020). В своём заявлении председатель правления ТСН указал, что находился на больничном и не мог присутствовать при возбуждении дела об административном правонарушении и при его рассмотрении в органе ГЖН. Также он просил заменить штраф на предупреждение ввиду малозначительности нарушения.
УО и ТСЖ обязаны принять все зависящие от них меры для получения паспорта готовности дома к зиме
Суд первой инстанции, исследуя обстоятельства дела, отметил, что ТСН несёт ответственность за содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил. Согласно определению ВС РФ от 03.10.2006 № КАС06-368, Правила № 170 обязательны для исполнения при содержании жилфонда.
Согласно п. 2.6.10 Правил № 170, готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием в том числе соответствующего паспорта дома. Его должен утвердить муниципалитет до 15 сентября (п. 10 приказа от 12.03.2013 № 103).
Судья отметил, что, по информации администрации Амурска, на 8 октября ТСН не получило паспорт готовности дома к эксплуатации в зимний период. Товарищество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему содержанию жилфонда.
Нахождение председателя товарищества на больничном не приостанавливает деятельность ТСН как юрлица и не является безусловным препятствием для составления протокола об административном правонарушении. Нарушений порядка и срока привлечения товарищества к ответственности суд не установил.
Также суд первой инстанции не стал заменять штраф на предупреждение. Такая замена возможна лишь в случае, если не было угрозы жизни и здоровью людей. В данном деле этого условия не было: несоблюдение правил подготовки жилья к зиме такую угрозу создавало. Судья признал привлечение ТСН к административной ответственности законным и обоснованным и отказал товариществу в удовлетворении его требований.
Непроведение ОМСУ осмотра дома не освобождает УО от ответственности за отсутствие паспорта готовности МКД к зиме
- первая инстанция не приняла во внимание, что в материалы дела приобщено несколько актов о выполнении целого комплекса работ по подготовке дома к работе в зимний период;
- он неоднократно обращался к администрации города, в том числе письменно, с просьбой провести проверку готовности дома для оформления паспорта;
- в материалах дела нет фактов, подтверждающих систематическое бездействие председателя правления ТСН и, или невыполнение работ, что создало бы реальную угрозу жизни и здоровью граждан;
- ТСН само не вправе выдавать паспорт готовности МКД к отопительному сезону;
- акты о выполнении ТСН работ по подготовке дома к зиме приложены к делу;
- суд первой инстанции проигнорировал копии медицинских документов, подтверждающих, что истец был в реанимации с тяжёлой формой ковида.
Но апелляционный суд не нашёл в деле обстоятельств, которые бы свидетельствовали об исключительности ситуации и позволили признать правонарушение малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Доводы председателя товарищества, по мнению судьи, не опровергали выводы первой инстанции, а лишь выражали несогласие с ними. Жалоба ТСН осталась без удовлетворения.
Председатель правления попытался снова оспорить позицию судов – уже в кассационной инстанции. Он настаивал, что паспорт готовности к эксплуатации в зимний период не получен в связи с бездействием органов местного самоуправления, отказавшихся проводить оценку готовности дома и составлять соответствующий акт. Но и этот суд посчитал, что именно ТСН не предприняло всех мер для соблюдения законодательства.
Будьте внимательны
Как показывают выводы судов в деле № А73-20090/2020, управляющие домами должны неукоснительно следовать требованиям Правил № 170 по подготовке домов к эксплуатации в осенне-зимний период.
Непроведение органами местного самоуправления осмотра дома на предмет его готовности к зиме не будет оправданием, если надзорные органы установят отсутствие у дома паспорта. УО или ТСЖ привлекут к ответственности, если они не докажут, что сделали всё возможное, чтобы получить такой паспорт.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Тверской области
Каждый год управляющие многоквартирными домами организации осуществляют подготовку своих объектов к отопительному периоду. Подготовка к отопительному сезону считается базовым мероприятием по жизнеобеспечению населения при низкотемпературных атмосферных режимах.
Профессионально и своевременно реализованный план мероприятий позволяет обеспечить санитарные нормы проживания и надежное функционирование тепловых объектов в холодный период года.
Начало и завершение осенне-зимнего периода устанавливаются нормативными актами и решениями органов местного самоуправления при понижении среднесуточной температуры наружного воздуха до +8 C, которое длится не менее 5 суток.
Завершение отопительного сезона, происходит при увеличении среднесуточной температуры на улице свыше 8C, которое происходит непрерывно на протяжении более 5 суток.
Существует ряд неукоснительных требований по подготовке дома к отопительному сезону и внутридомовых инженерных систем, без выполнения которых эксплуатирующая организация не получит разрешительные документы для запуска тепловой энергии в многоквартирный дом.
Ответственность за полноту выполнения плана подготовки к отопительному сезону возложена на руководителей управляющих компаний, председателей ТСЖ и ЖСК, которые обязаны организовать работу в три этапа:
подготовительный, рассматриваются результаты прошлого отопительного сезона, выполняется анализ сбоев, поломок и аварийных ситуаций. В этот период составляют комплексные планы подготовки к предстоящему осенне-зимнему периоду;
выполнение восстановительно-ремонтных работ, до 1 сентября;
проверка готовности оборудования, выполнение тестирования систем на работоспособность, ликвидация установленных нарушений, срок до 15 сентября.
Комиссии, созданные при администрациях муниципальных образований согласно утвержденному графику, проводит свои заседания, по ходу выполнения планов подготовки к отопительному сезону, в процессе которых рассматривают отчеты ответственных лиц.
При полной готовности теплового хозяйства потребителей к прохождению осенне-зимнего периода оформляется акт установленного образца, который подписывается всеми членами комиссии. К акту могут прилагаться замечания, и устанавливаться сроки их исправлений. После извещения комиссии об устранении недостатков потребитель может получать паспорта готовности объекта к зимнему периоду.
Паспорт готовности здания к отопительному сезону оформляется не позднее 15 сентября и выдается органом местного самоуправления только в том случае, когда объект готов к эксплуатации в зимний период, или в случае, когда недостатки, обнаруженные комиссией исправлены.
Неполучение паспорта готовности многоквартирного дома к эксплуатации в зимних условиях обслуживающими дома организациями (ТСЖ, ЖСК) является нарушением требований жилищного законодательства и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Несоблюдение указанных выше правовых норм управляющими компаниями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, относится к нарушениям лицензионных требований и влечет ответственность, предусмотренную ч. 2
ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Контроль за исполнением указанными организациями обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов и подготовке его к осенне-зимнему периоду осуществляют органы государственного и муниципального жилищного контроля (надзора) – Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и органы муниципального контроля муниципальных образований области.
Кроме того, невыполнение в предусмотренный срок плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к отопительному сезону, не освобождает обслуживающую организацию от устранения отмеченных комиссией органа местного самоуправления недостатков и проведения запланированных мероприятий.
Паспорт готовности к отопительному сезону кто выдает
Положения ст. 20 применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 для ценовых зон теплоснабжения (ФЗ от 29.07.2017 N 279-ФЗ).
Статья 20. Проверка готовности к отопительному периоду
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20
1. Проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 404-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 01.05.2016 N 132-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 18.03.2020 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
4. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
5. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
6. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.