В отношения связанные с денежной формой обеспечения входят такие виды социального обеспечения как
Перейти к содержимому

В отношения связанные с денежной формой обеспечения входят такие виды социального обеспечения как

  • автор:

Тема лекции: «Виды и формы социального обеспечения»

Сегодня мы поговорим о видах и формах социального обеспечения.

В условиях трансформационных изменений, в том числе в части происходящих экономических процессов, в большинстве стран мира неизбежно возникают колебания и кризисы, требующие принятия отдельных мер по социальной защите населения, в т.ч. и социальному обеспечению.

Что такое социальное обеспечение? Единого подхода к определению данной терминологической единицы нет. При этом Международная ассоциация социального обеспечения (International Social Security Association) дает следующую трактовку социального обеспечения:

«Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством, или любое другое обязательное соглашение, которое обеспечивает индивидам определенную степень гарантированного дохода, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами вследствие старости, потери кормильца, нетрудоспособности, инвалидности, безработицы или по причине воспитания детей. В рамках социального обеспечения также может быть обеспечен доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи. Социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные фонды обеспечения и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой являются частью системы социального обеспечения страны».

Следует сразу оговорить различия основных терминологических единиц «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное помощь» и «социальное страхование». Важно отметить, что в научной литературе единого подхода к толкованию указанных выше терминологических единиц нет. Зачастую авторами используется данный понятийный аппарат достаточно вольно, в т.ч. без определения четких границ и отличий между ними. Для обеспечения понимания представленной далее в учебном пособии информации необходимо его четкое определение. Так, соотношение данных понятий приведено на рисунке 1.

Рисунок 1. Соотношение понятий социального обеспечения.

В частности, самым широким понятием из перечисленных выше является «социальная защита», включающее категорию «социальное обеспечение» и гарантии, установленные нормативными правовыми актами (прежде всего конституционного характера и впоследствии развитых в других нормативных правовых актах, например, в виде гарантий продолжительности рабочего времени, периодов выходных/праздничных дней, наличия и продолжительности отпуска и др.).

В зависимости от финансового механизма, положенного в основу организации социального обеспечения, оно может осуществляться в виде социального страхования (страховой финансовый механизм) или социальной помощи (бюджетный финансовый механизм).

В научной литературе сложилось достаточно много подходов к типологизации моделей социального обеспечения (Г.Эспинг-Андерсен, Н.Мэнинг, Р.Пинкер Р.Титмус и др.). При этом наиболее классической и популярной является деление моделей социального обеспечения на бисмарковскую и бевериджскую.

Так, в частности, бисмарковская модель названа в честь Отто фон Бисмарка. Отто фон Бисмарк — первый канцлер Германии, родоначальник системы социального страхования. В течение 1880-х годов было внедрено страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по старости (в частности, было закреплено право на пенсию по старости тем застрахованным лицам, кто достиг 70-летнего возраста), предполагавшие:

  • перечисление взносов на соответствующие виды социального страхования по возможным рискам;
  • увязку сумм взносов с объемами выплачиваемых заработных плат;
  • установление зависимости выплат с суммами уплаченных взносов.

Подобная система, бесспорно, способствует формированию источника выплат (за счет целевого характера уплачиваемых взносов и формирование обособленных фондов денежных средств), повышению справедливости (за счет увязки выплат с ранее уплаченными взносами), а также обеспечивает стимулирование граждан к трудовой деятельности, что важно как с экономической, так и с социальной точки зрения.

Принципы организации обязательного социального страхования в Российской Федерации:

  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования
  • обеспечение надзора и общественного контроля
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования

При организации социального страхования ключевыми отличительными признаками является наличие постоянно уплачиваемых платежей (страховых взносов) страхователем и (или) застрахованным лицом страховщику.

Страховщик впоследствии при наступлении страхового случая (который сопровождается утратой дохода) осуществляет страховые выплаты, как правило, зависящие от объема уплаченных страхователем платежей. Примером исключения из данного правила может являться тот факт, что в Российской Федерации объемы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи никак не зависят от сумм, уплаченных страхователем.

В настоящее время существует 4 вида обязательного социального страхования:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 22% (с суммы превышения предельной величины базы — 10%)
  2. Обязательное медицинское страхование — 5,1%
  3. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%
  4. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний* — от 0,2% до 8,5% (в зависимости от класса риска)

С 2023 года на первые три вида обязательного социального страхования установлен единый тариф в 30%.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Видами социальных страховых рисков в Российской Федерации являются следующие:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
  • дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Cтраховой случай по обязательному социальному страхованию представляет собой свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. В частности, примерами страховых случаев являются следующие:

  • достижение пенсионного возраста;
  • наступление инвалидности;
  • потеря кормильца;
  • заболевание;
  • травма;
  • несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
  • беременность и роды;
  • рождение ребенка (детей);
  • уход за ребенком в возрасте до полутора лет и др.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечения представлены на рисунке 2, их получение обусловлено наступлением страхового случая, а размер зачастую определяется размером утраченного заработка. Например, размер страховой пенсии зависит от количества индивидуальных пенсионных коэффициентов, число которых, во многом определяется размером заработной платы гражданина (а именно: отношением его годового объёма к предельной базе для обложения страховыми взносами).

Рисунок 2. Виды страхового обеспечения.

В свою очередь, бевериджская модель социального обеспечения названа в честь У.Бевериджа. В основе бевериджской модели социального обеспечения, предполагающей в концепции У.Бевериджа создание государства всеобщего благосостояния, лежит бюджетный финансовый механизм. В частности, в рамках данной модели предполагается социальное обеспечение только нуждающихся в нем граждан и до минимального уровня (что, с одной стороны, создает равные социальные гарантии для всех граждан, а с другой — отменяет заложенный Бисмарком страховой подход, стимулирующий граждан к трудовой активности), замену взносов в разные фонды, созданные под конкретные социальные риски на взносы в бюджет/бюджеты бюджетной системы соответствующего государства (это, с одной стороны, даёт дополнительные возможности для маневрирования средствами, а с другой — создаёт предпосылки для неравномерного и недостаточного распределения бюджетных средств).

Так, социальная помощь, в основу организации предоставления которой положен бюджетный финансовый механизм, предполагает ее оказание, как правило, посредством определения нуждаемости и направлена на обеспечение минимального уровня жизни.

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  1. поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  2. адресного использования бюджетных средств;
  3. усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  4. создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  5. снижения уровня социального неравенства;
  6. повышения доходов населения.

Формами социального обеспечения являются следующие:

  • денежная (связана с предоставлением соответствующему получателю непосредственно денежных средств наличным или безналичным способом; самый распространенный пример во всём мире — это выплата пенсий).
  • натуральная (подразумевает непосредственное предоставление какого-либо физического объекта, в котором испытывает нужду соответствующее лицо);
  • услуга (проявляется в оказании каких-либо социальных услуг нуждающимся в них лицам, например, в рамках социального обслуживания, о котором речь пойдет далее);
  • льгота (заключается в предоставлении отдельным категориям граждан каких-либо льгот, как непосредственно связанных с увеличением прямых мер социальной поддержки, так и позволяющих снизить объемы производимых ими обязательных платежей; последнее, например, реализуется посредством предоставления льгот по уплате налогов отдельными категориями граждан в соответствии с законодательством соответствующего публично-правового образования).

Важно отметить, что если что если денежная выплата носит целевой характер и предоставляется непосредственно на приобретение какого- либо товара или оплату услуги, то это принято относить к соответствующей форме социального обеспечения («натуральная»/«услуга»).

Конкретными видами выплат в рамках денежной формы обеспечения являются: пенсия, пособие, компенсационная выплата и др. Данные выплаты могут осуществляться либо наличными, либо путем перечисления на счёт, открытый на имя физического лица, в банке. Самой многочисленной с точки зрения количества получателей является выплата страховой пенсии.

В Российской Федерации предусмотрены следующие виды социального обеспечения данной формы:

а) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

б) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

в) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно, с использованием телефона доверия;

г) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

д) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

е) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

з) срочные социальные услуги.

Так, например, в рамках социально-бытовых услуг могут оказываться следующие услуги:

  • Покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых организаций.
  • Помощь в приготовлении пищи.
  • Помощь в приеме пищи.
  • Покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг на дом товаров первой необходимости.
  • Оказание помощи в проведении уборки жилых помещений.
  • Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения).
  • Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка за счет средств получателя социальных услуг.
  • Содействие в организации ремонта жилого помещения и его последующей комплексной уборки.
  • Содействие в осуществлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, услуги связи (в том числе снятие показаний приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, заполнение квитанций, оплата по счетам).
  • Содействие в организации предоставления услуг организациями торговли, организациями, оказывающими коммунальные услуги и услуги связи, а также другими организациями, оказывающими услуги населению.
  • Доставка книг, покупка газет и журналов за счет средств получателей социальных услуг.
  • Оформление подписки на газеты и журналы за счет средств получателей социальных услуг.
  • Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
  • Кратковременный присмотр за детьми.
  • Оказание помощи в оформлении документов на погребение.

Говоря о льготах, необходимо отметить их большое разнообразие в российской практике. Так, например, налоговое законодательство предусматривает 4 вида налоговых льгот для пенсионеров:

  1. налоговый вычет при покупке или строительстве жилья, а также при покупке земельного участка под строительство жилья;
  2. льгота по оплате транспортного налога;
  3. льгота по оплате налога на имущество;
  4. льгота по оплате земельного налога.

Для получения льгот необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Перечень и размер льгот может меняться в зависимости от правил, установленных в регионе проживания. Уточнить информацию можно в местных органах соцзащиты.

Важно отметить, что если денежная выплата носит целевой характер и предоставляется непосредственно на приобретение какого- либо товара или оплату услуги, то это принято относить к соответствующей форме социального обеспечения («натуральная»/«услуга»).

Cоциальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Cоциальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Принципами социального обслуживания являются следующие:

  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность.

Важно отметить, что в современных условиях выстроить социальное обеспечение исключительно на социальном страховании невозможно. В любом случае потребуется прибегать к использованию бюджетного финансового механизма. В связи с этим и учитывая наличие преимуществ у каждой из перечисленных выше моделей, на практике в странах (в т.ч. и в Российской Федерации), используется сочетаний этих моделей при осуществлении различных видов социального обеспечения. Таким образом, сегодня мы с вами подробно разобрали существующие виды и формы социального обеспечения.

Докладчик:

Начальник финансового отдела администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики

Вопрос 5. Общая характеристика предмета права социального обес­печения.

1.Материальные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы социального обеспечения, по предоставлению денежных выплат, социальных или медицинских услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе.

2. Процедурные отношения по установлению юридических фактов и назначений денежных выплат или услуг.

3. Процессуальные отношения по разрешению споров в области социального обеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Вопрос 6. Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Особенностями метода ПСО являются:

1. Сочетание императивного и диспозитивного способов регулирования (при доминировании императивного)

2. Сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным.

3. Специфика юридических фактов

4. Особенности санкций, закрепленных в нормах ПСО.

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

специфические способы определения содержания правоотношений;

отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;

установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;

специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Что такое система социального обеспечения

Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством страны, иных категорий физических лиц

  • Социальное обеспечение — система мер государственной поддержки, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и иных категорий физических лиц.
  • Оно включает в себя материальное обеспечение и обслуживание граждан в старости, при болезнях, утрате трудоспособности, потере кормильца, и в семьях, где есть дети.
  • В России существует единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО), которая предоставляет информацию о мерах социальной защиты и поддержки на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).
  • К органам социального обеспечения могут относиться органы обязательного социального страхования, государственные и муниципальные органы власти, не-государственные организации и общественные организации.
  • Социальное обеспечение гарантируется каждому гражданину в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  • Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно или за плату. Учреждения социального обслуживания могут включать комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
  • Социальная защита может отличаться от социального обеспечения тем, что может быть опосредована различными моделями, включая и публично-правовые, и частно-правовые, и социально-партнерские.

Что такое социальное обеспечение простыми словами

Социальное обеспечение — предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Что такое гос система соц обеспечения

Единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО) предоставляет гражданам актуальную информацию о мерах социальной защиты и поддержки, которые можно получить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в отношении отдельно взятого человека, так и в выбранном регионе.

Что входит в понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение — это защита, предо ставляемая обществом отдельным лицам и до мохозяйствам с целью обеспечить доступ к ме дицинскому обслуживанию, и сохранение гаран тированного дохода, в первую очередь в старо сти, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, производственной травмы, при рождении

Что входит в органы социального обеспечения

Органами социального обеспечения, как отмечалось выше, мо- гут быть органы обязательного социального страхования и органы государственной власти, органы муниципальных образований, не- государственные органы и общественные организации.

Кто получает социальное обеспечение

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Кто осуществляет социальное обеспечение

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона.

Какие учреждения относятся к системе социального обеспечения

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

Чем отличается соц обеспечения от соцзащиты

Если социальное обеспечение предоставляется за счет обобществленных средств и основным субъектом, от которого оно исходит, является государство, то социальная защита может быть опосредована и публично-правовыми, и частно-правовыми, и социально-партнерскими моделями.

Какие органы социального обеспечения населения вы знаете

Социальная защита в Российской Федерации:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Какие функции выполняет социальное обеспечение

Сущность функций социального обеспечения:

  • Экономическая функция социального обеспечения;
  • Политическая функция социального обеспечения;
  • Демографическая функция социального обеспечения;
  • Социальная, реабилитационная функция социального обеспечения.

Какие бывают формы социального обеспечения

Законодатель выделяет три организационно-правовые формы социального обеспечения: • государственное (обязательное) социальное страхование; • социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; • государственная социальная помощь.

Что является предметом социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Кто получает социальные услуги бесплатно

Это пожилые люди, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.

Какой вид социального обеспечения является основным

Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги.

Какие услуги предоставляет социальное обеспечение

  • Социально-бытовые:
  • Социально-медицинские:
  • Социально-психологические:
  • Социально-педагогические:
  • Социально-трудовые:
  • Социально-правовые:
  • Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

В чем заключается право на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение — одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности.

Что регулирует социальное обеспечение

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Для чего нужно право социального обеспечения

Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания.

Чем отличается социальное обеспечение от социальной поддержки

Если социальное обеспечение предоставляется за счет обобществленных средств и основным субъектом, от которого оно исходит, является государство, то социальная защита может быть опосредована и публично-правовыми, и частно-правовыми, и социально-партнерскими моделями.

Что входит в социальную помощь

Согласно статье 12 Федерального закона № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Система социального обеспечения является неотъемлемой частью социальной политики государства, которая направлена на оказание материальной помощи населению в различных ситуациях жизни, связанных с потерей или изменением социального положения. Данная система включает в себя различные меры социальной поддержки, которые могут быть предоставлены как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Социальное обеспечение охватывает такие направления, как защита от безработицы, болезни, инвалидности, производственных травм, потери кормильца, а также обеспечение гарантированного дохода во время старости. Также система социального обеспечения включает в себя меры по возможности доступа граждан к медицинскому обслуживанию и образованию, а также заботу о воспитании детей в неблагополучных семьях.

Органами социального обеспечения могут выступать как органы обязательного социального страхования, так и органы государственной власти, органы муниципальных образований, не-государственные организации и общественные организации.

Социальное обеспечение гарантировано каждому населению, в зависимости от их социальной ситуации и потребностей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законодательно и осуществляются социальными службами, как бесплатно, так и за плату.

Учреждениями социального обслуживания являются комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, а также социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Отличие социального обеспечения от социальной защиты заключается в том, что первое производится через распределение обобществленных средств государством, в то время как второе может осуществляться путем финансирования как публично-правовыми, так и частно-правовыми и социально-партнерскими моделями.

Таким образом, система социального обеспечения важна для обеспечения социальной справедливости и поддержки населения в различных жизненных ситуациях. Ее эффективность зависит от правильной организации и управления социальными службами, которые отвечают за ее реализацию.

Виды социального обеспечения.

Все основные теоретические понятия и акты законодательства связаны с конкретными видами материальных благ, т.е. видами социального обеспечения.

Термин «социальное обеспечение» не обозначает конкретное материальное благо. Социальное обеспечение, являясь понятием многозначным, может употребляться как обобщающее, собирательное понятие, которое объединяет все виды материальных благ, предоставляемых гражданам в рамках системы социального обеспечения.

Все виды социального обеспечения разделяются на две группы.

1. Виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме): пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты. Это традиционные виды денежных выплат. В последние годы появились новые виды выплат: ежемесячные денежные выплаты, материнский (семейный) капитал, доплаты к пенсиям.

По отношению друг к другу денежные выплаты можно классифицировать следующим образом:

  • — основные виды денежных выплат — пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты, ежемесячные денежные выплаты, материнский (семейный) капитал;
  • — выплаты, дополняющие основные виды денежных выплат (доплаты к пенсиям отдельных категорий граждан, дополнительное материальное обеспечение);
  • — выплаты, замещающие какой-либо основной вид денежных выплат (ежемесячное пожизненное содержание).
  • 2. Виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам бесплатно или с частичной оплатой в натуральном выражении (натуральной форме):
    • — медицинская помощь;
    • — лекарственное обеспечение;
    • — санаторно-курортное лечение;
    • — социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания (стационарное и полустационарное обслуживание, обслуживание на дому, консультативная помощь);
    • — специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство, предоставление специальных транспортных средств и средств передвижения);
    • — социальные льготы (полное или частичное освобождение от оплаты за пользование жилыми помещениями, коммунальными услугами, телефоном, общественным транспортом).

    Приведенный перечень дает лишь самое общее представление о видах социального обеспечения, поскольку человеку назначается конкретный вид пенсии, пособия и т.д. Следует учитывать внутривидовое многообразие.

    Например, пенсии как вид социального обеспечения подразделяются на пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии. В основе каждого вида пенсии лежит конкретное обстоятельство, которое признается обществом как социально уважительное (старость, инвалидность, потеря кормильца, длительная профессиональная деятельность), с которым связывается назначение пенсии.

    Пособия также классифицируются в зависимости от конкретных социально значимых обстоятельств, в связи с которыми они назначаются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособие по безработице и т.д. В качестве обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, здесь выступают: временная нетрудоспособность, беременность и роды, уход за малолетними детьми, безработица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *