Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 12 с 1 сентября 2023 г. — Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ
12) требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.
2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее — управляющая организация), лицензионных требований.
3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 1 сентября 2023 г. — Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ
4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 12 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.
12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.
15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Часть 16 изменена с 9 мая 2023 г. — Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 150-ФЗ
16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:
1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
2) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
4) к порядку размещения информации в системе.
18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:
1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;
2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Какие вопросы решает жилищная инспекция?
Когда ЖКХ не выполняет своих обязанностей по уборке дома и придомовой территории, сотрудники этого органа не соблюдают санитарные условия, не следят за техническим состоянием многоквартирного дома, то иногда единственным способом заставить организацию ЖКХ исполнять свои обязанности является обращение в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).
Чем занимается жилищная инспекция, по каким вопросам можно обращаться в эту структуру и как пожаловаться на действия/бездействия ЖКХ в 2023 году?
Определение
Что такое жилищная инспекция, можно прочесть из данных в Википедии. Это государственный орган исполнительной власти жилищного надзора за работой управляющих организаций ЖКХ.
До 2013 г. эта инстанция функционировала на основании Постановления Правительства № 1086 от 26.09.1994 г. С 2013 г. сотрудники инспекции в своей работе придерживаются Положения Постановления Правительства № 493 от 11.06.2013 г.
Жилищная инспекция подчиняется региональным министерствам ЖКХ, а в некоторых регионах РФ вышестоящей инстанцией этой структуре признается вице-губернатор.
Основная задача ГЖИ – контролировать соблюдение жилищно-коммунальными хозяйствами нормативных и законодательных норм в сфере предоставления населению коммунальных услуг, осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда государства.
Функции жилищной инспекции
Многие граждане даже не знают, какие вопросы решает жилищная инспекция, а ведь это может помочь многим жильцам многоквартирных домов решить многие проблемы по обустройству дома и придомовой территории.
В эту организацию можно обратиться со следующими проблемами, такими как:

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний:
- эта инстанция контролирует состояние тротуаров, дорожного покрытия возле многоквартирных домов;
- контролирует работу управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома;
- принимает жалобы, заявления граждан, которые не удовлетворены работой ЖКХ;
- осуществляет контроль за расходованием средств на осуществление ремонтов ЖКХ;
- следит за общим состоянием придомовой территорией, инженерными коммуникациями, техническим состоянием дома, контролирует соблюдением правил пожарной безопасности, санитарных норм;
- сотрудники жилищной инспекции имеют право проводить экспертизы, обследования, проверять законность создания управляющей компании, товарищества собственников жилья, проверяют законность избрания должностных лиц вышеупомянутых компаний и др.
В своей работе сотрудники жилищной инспекции придерживаются следующих законов: Конституции РФ, КоАП, норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ.
Права жилищной инспекции
Сотрудники жилищной инспекции проводят следующие виды работ:

На кого можно пожаловаться в жилищную инспекцию?
В эту инстанцию может подать жалобу любой человек, который недоволен работой своей управляющей компании, товариществом собственников жилья и работой других юридических лиц, которые занимаются обслуживаем многоквартирных домов.
Как пожаловаться в жилищную инспекцию?
Прежде чем идти в жилищную инспекцию следует решить вопрос с обслуживанием дома и придомовой территории на местном уровне – написать жалобу в управляющую компанию. Если заявление будет проигнорировано либо заявитель будет неудовлетворен ответом или действиями управляющей компании, тогда он может подать жалобу в жилищную инспекцию.
Жилищные инспекции функционируют в крупных городах РФ. Существуют областных инспекции в областях и регионах. Жалоба подается в письменном виде путем отправления письма либо лично.
В инспекцию можно подать жалобу по любым вопросам, которые не были решены управляющей компанией. Например, на недостаточное освещение подъездов, на отсутствие ремонта, недостаточную температуру воды, повреждение общедомового имущества, плохую уборку дома и др.
Как написать жалобу в жилищную инспекцию?
Заявление-жалоба пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием следующей информации:

Можно написать коллективную жалобу от всех жильцов дома, которые заинтересованы в скорейшем решении проблемы. В таком случае в конце текста документа каждый жилец должен поставить свою подпись с расшифровкой, указать номер квартиры и дома.
Жалобу нужно написать в двух экземплярах – один оставить у секретаря, а на втором попросить поставить отметку о том, что заявление было принято (на документе должна быть проставлена дата получения жалобы, подпись и расшифровкой). Если жалоба отправляется по почте, тогда следует отправить документ заказным письмом с уведомлением.
Причины отказа в рассмотрении жалобы
В некоторых случаях регистратор может не принять жалобу гражданина или не ответить на нее. Такое может случиться, если:

Для того чтобы сотрудники жилищной инспекции помогли решить тот или иной вопрос, касающийся работы управляющей компании, товарищества собственников жилья, необходимо грамотно описать проблему:
- четко и лаконично изложить в заявлении суть вопроса;
- предложить четкое решение проблемы;
- текст жалобы должен быть написан в официально-деловом стиле;
- в жалобе не стоит задавать больше 2 вопросов.
Подача жалобы в жилищную инспекцию онлайн
В некоторых городах жилищные инспекции имеют свои сайты, куда можно подать обращение. Для этого нужно найти официальный сайт инспекции нужного региона, зарегистрироваться на портале, найти раздел «Интернет-приемная», заполнить форму, указав Ф. И. О. заявителя, контактный номер телефона, адрес электронной почты, кратко изложить суть обращения.
При необходимости к заявлению можно приложить сканированные копии документов.
Электронное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Ответ на заявление отправляется на электронную почту заявителя либо же гражданин получает ответ заказным письмом.
Способы воздействия на управляющую компанию
После получения жалобы компетентные органы жилищной инспекции должны инициировать проведение проверки работы управляющей компании.
Если в процессе проверки будет установлено, что обслуживающая организация действительно не справляется с возложенными на нее функциями, тогда жилищная инспекция выписывает ей предписание об устранении проблемы.
Если проблема не будет решена в четко обозначенный срок, тогда жилищная инспекция может привлечь управляющую компанию или другое юридическое лицо, которое занимается обслуживанием дома, к ответственности в виде наказания согласно ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Санкция этой статьи предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 4–5 тыс. руб.; на юридических лиц – 40–50 тыс. руб.
Если обслуживающая компания не выполняет каких-то обязательств, которые привели к необратимым последствиям (травмы, гибель людей), тогда компетентный сотрудник жилищной инспекции может направить материалы дела в правоохранительные органы, чтобы те возбудили дело против управляющей компании.
Что делать, если жилищная инспекция бездействует?
Как быть, если жилищная инспекция игнорирует жалобу заявителя или необоснованно отказывает ему в помощи? Куда жаловаться на жилищную инспекцию, если та не ответила на обращение, не принимает никаких действий в отношении неправомерных действий или бездействия управляющей компании?
Если заявитель не получил ответ в установленный срок, тогда он может написать жалобу в вышестоящую инстанцию – в районную/областную жилищную инспекцию. Если же и эти структуры не принимают никаких решений, тогда следует подать обращение в Главную государственную жилищную инспекцию РФ.
Также эффективным методом влияния является подача заявления в прокуратуру или суд.
В письменной жалобе следует указать должности и фамилии лиц, на имя которых были поданы обращения. К письму обязательно следует приложить копии ранее поданных жалоб с входящими номерами и датами. Если ответы из жилищной инспекции были присланы, но они не удовлетворили просьбу заявителя, то все равно стоит приложить копии ответов к заявлению.
Обращение в вышестоящую инстанцию пишется по той же структуре, что и заявление в жилищную инспекцию. Полученное обращение регистрируется в течение 3 дней, а рассматривается оно компетентными органами в течение 30 дней.
Цель создания жилищной инспекции – осуществлять надзор за управляющими компаниями в сфере содержания и обслуживания дома, придомовой территории.
Если жильцы многоквартирного дома недовольны работой управляющей компании или ее бездействием, тогда они имеют право подать жалобу в жилищную инспекцию, чтобы та повлияла на юридическое лицо и обязала исправить ситуацию, решить проблему.
Подавать жалобу в жилищную инспекцию следует только в том случае, если поданное в обслуживающую компанию заявление было проигнорировано или какие-то действия были выполнены, но их результат не удовлетворил желания заявителя.
Чем занимается жилищная инспекция: обязанности и полномочия
Чем занимается жилищная инспекция? Среди многочисленных органов она – одна из организаций, чей предмет деятельности, наверное, понятен каждому человеку. Однако, если говорить подробнее, то она наделена полномочиями, направленными на защиту и охрану прав граждан.
Система жилищного надзора
На сегодня полномочия по организации жилищной инспекции переданы регионам, и они самостоятельно выстраивают ее работу. Они же должны следить за исполнением законодательства. Кроме того, никто не отменяет прокурорского надзора по жалобам граждан и организаций. Работает и судебный контроль.
Законодательное регулирование
Ее работа организована в соответствии с целым перечнем законодательных актов. Без их изучения понять, чем занимается жилищная инспекция, трудно:
- Конституция;
- Жилищный кодекс;
- Постановление Правительства РФ «О государственном жилищном надзоре» от 2013 года;
- Методические рекомендации, принимаемые на уровне Минстроя РФ;
- Положение об организации жилищного надзора, принимаемое на уровне каждого региона (надо сказать их содержание идентично);
- Закон «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при государственном и муниципальном контроле» – регулирует пределы и границы, порядок проведения проверок поднадзорных организаций;
- КоАП – описывает условия и порядок привлечения к ответственности за административные нарушения;
- иные нормативные акты, так или иначе затрагивающие сферу деятельности организации.
Чаще в юридической практике применяются предпоследние два нормативных акта. Они наиболее полно отражают полномочия и сферу, в которой обязана действовать инспекция.
Задачи инспекции
Чем занимается жилищная инспекция? Ответ на этот вопрос содержится в вышеуказанных актах:
- выявление и принятие мер по прекращению нарушений, допускаемых гражданами, юридическими лицами, организациями и органами власти;
- надзор за выполнением законодательства об энергосбережении;
- выявление и принятие мер к прекращению нарушений жилищного законодательства;
- контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию жилого фонда независимо от формы собственности и принадлежности;
- контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию общего имущества многоквартирных домов;
- надзор за деятельностью организаций и предпринимателей, управляющих многоквартирными домами;
- надзор за деятельностью фондов по капитальному ремонту;
- надзор за правильностью взимания платы за жилищные и коммунальные услуги.
Это примерный перечень того, чем занимается жилищная инспекция, функции или направления ее деятельности.
Полномочия инспекции
Теперь разберемся конкретно, чем занимается жилищная инспекция, выполняя свои задачи:
- организация проверок по выполнению гражданами и организациями, предпринимателями требований законодательства;
- рассмотрение жалоб граждан и организаций;
- принятие мер согласно законодательству при выявлении нарушений;
- участие в процессе принятия решения о признании жилья ветхим или непригодным для проживания;
- анализ собранного материала в ходе систематического наблюдения за поднадзорными лицами.
Организация деятельности инспекторов
Чем занимается жилищная инспекция, хорошо видно на примере ее отдельных сотрудников, они имеют право:
- запрашивать документы и сведения для проведения проверок;
- проходить на территорию объектов для проведения проверок, показав удостоверение и копию приказа о проведении проверки;
- право прохода в жилое помещение возникает, если согласие дается его собственником или владельцем;
- проводить обследование, экспертизы;
- проводить проверку законности создания ТСЖ;
- проводить проверку законности положений устава ТСЖ, внесения изменений в него;
- проверять законность избрания и назначения должностных лиц ТСЖ;
- проверять законность выбора управляющей организации общим собранием собственников.
Полномочия в части контроля над деятельностью ТСЖ, пункты, по которым инспектора вправе проводить проверки и издавать предписания, изложены непосредственно в ст. 20 жилищного кодекса.
Оформление действий
Чем занимается государственная жилищная инспекция? Уполномоченные лица вправе:
- рассматривать жалобы и принимать по ним решения, используя имеющиеся полномочия;
- в ходе проверок составлять акты;
- выдавать предписания;
- привлекать к административной ответственности (составлять протоколы, вести административное расследование, выносить постановления по таким делам).
Рассмотрение жалоб
На их рассмотрение отводится не более месяца. Если не хватает документов или иных сведений для принятия решения, то истребуют дополнительные материалы.
Имеет ли смысл обращаться с жалобами? Имея ответы либо копии заявлений с отметками о принятии в канцелярии, гражданин будет иметь повод и фундамент для дальнейших действий. Кроме того, в судах любят интересоваться, предпринимались ли попытки уладить вопрос по-иному, без того, чтобы идти в суд.
Законом также предусмотрено право жаловаться непосредственно на действие или бездействие инспекции согласно нормам КАС (раздел об обжаловании действий должностных лиц). Инспектор может и согласиться с доводами заявления гражданина.
В таком случае результатом становится предписание, обязательное для нарушителей. Несогласие с доводами оформляется письмом.
Проведение проверок
Согласно закону, проводятся плановые и внеплановые проверки объектов и организаций в сфере ЖКХ. В частности, уровень готовности объектов к переходу в новый отопительный сезон.
Ежегодно утверждается график плановых проверок. Если от граждан или организаций поступают жалобы, либо органы власти направляют материалы, служащие основанием для проведения проверки, она выполняется во внеплановом порядке.
В ходе проверки составляется акт, в котором отражается ее ход, выявленные нарушения, ставятся подписи проверяющих и иных лиц. Несогласные вправе внести свои замечания.
Как правило, деятельность инспектора регулируется специальным регламентом или инструкцией. Результат проверки – предписания и протоколы, составленные на виновных лиц.
Порядок проведения проверок регулируется законом о защите прав организаций и предпринимателей при государственном или муниципальном контроле.
В чем смысл предписаний?
Предписания – это официальные требования по устранению нарушений законодательства.
Несмотря на обязательность, они не обладают силой судебного решения. Фактически, должностные лица не несут ответственности за их игнорирование. Среди функций государственной жилищной инспекции числится защита прав граждан, в том числе путем направления иска в суд. И не выполненное предписание – основание направить в суд иск. В случае невыполнения судебного решения, проблемой начинают заниматься судебные приставы и иные органы.
Отказ или уклонение от выполнения судебного решения со стороны должностного лица организации независимо от формы собственности влечет ответственность согласно УК.
Привлечение к ответственности
Получив сведения о нарушениях от иных лиц или выявив их в ходе проверки, уполномоченный сотрудник службы обязан составить протокол и принять меры к собиранию доказательств.
Собранные материалы передаются должностному лицу, рассматривающему их, и выносится решение. Обычно этим занимается начальник управления либо иной сотрудник, получивший соответствующее поручение.
В заключение
Так что же входит в обязанности жилищной инспекции? Чем занимается этот государственный орган?
Если говорить кратко, сюда включается:
- проведение проверок объектов ЖКХ, степени выполнения ответственных за них лиц законодательства;
- рассмотрение жалоб граждан и организаций;
- привлечение к ответственности нарушителей в административном порядке;
- обращение в суды с целью принуждения к выполнению своих требований и устранению нарушений других лиц.
В судах регулярно рассматриваются споры между жилищной инспекцией и ТСЖ и управляющими компаниями.
Исходя из всего описанного, вернее было бы назвать организацию – государственная жилищно-коммунальная инспекция.
Какие вопросы решает жилищная инспекция
ЖК РФ Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20 ЖК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
До 31.12.2026 включительно п. 8 ч. 1 ст. 20 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 07.03.2023 N 360).
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
12) требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.
(п. 12 введен Федеральным законом от 18.03.2023 N 71-ФЗ)
2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее — управляющая организация), лицензионных требований.
3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 12 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.
12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.
15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:
1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
2) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
4) к порядку размещения информации в системе.
18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:
1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;
2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.