Понятие административных барьеров на отраслевых рынках
Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка. В краткосрочном периоде они приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупций, так как там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.
Кроме введения административных барьеров любое государство законодательно формирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым определяет их организационно-экономический уровень. Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, правила разработки недр, использования угодий, запасов, земли; вводит нормы обязательного страхования, устанавливает показатели срока окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, воздействует на ценообразование. Реализация данных мероприятий усиливает устойчивость и непреодолимость барьеров, формируя «барьерный» характер регулирования, что влечет ряд существенных негативных последствий для экономики.
Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен, т.е. прямые потери; и снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости, т.е. косвенные потери. Наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок прежде всего малого и среднего бизнеса, что снижает уровень конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики.
Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования.
В-третьих, «барьерный» характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.
Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.
Административные (правительственные) барьеры — это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами.
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.
Барьеры входа на рынок — это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.
К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.
Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Концепция эффективности политики барьеров для входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу новых фирм сопряжена с определенными затратами для действующих в отрасли фирм. Это могут быть затраты, связанные либо напрямую с ценовой политикой — относительное снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестициями в мощности, расходами на создание «избыточной» дистрибьютерской сети, расходами на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.).
Эффективность стратегических барьеров для входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии осуществления соответствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.
Пусть фирма получает в текущем периоде экономическую прибыль. Если фирма не позаботится о входных барьерах, на рынок войдут новые фирмы, возникнет конкуренция и экономическая прибыль упадет до нуля.
К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:
- 1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
- 2. вертикальная интеграция;
- 3. диверсификация деятельности фирмы;
- 4. дифференциация продукта;
- 5. эластичность и темпы роста спроса;
- 6. иностранная конкуренция;
- 7. институциональные барьеры.
Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск. Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит так называемый минимально эффективный выпуск (МЭВ, MES).
Минимально эффективный выпуск — это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.
Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издержках — отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий к соответствующему показателю для мелких предприятий отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1,25.
Вертикальная интеграция. Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта).
Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали. Примером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами. так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.
Диверсификация деятельности фирмы. Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.
Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.
С другой стороны, диверсификация используется как метод проникновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень зависимости от экономической среды.
Дифференциация продукта. Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференцированный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду.
Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей, в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей. Особенно сложно приходится новым фирмам в условиях агрессивной рекламы уже действующих на рынке компаний: минимально эффективный объем выпуска должен возрасти за счет того, что постоянные издержки растут вследствие включения в них дополнительных расходов на рекламу.
Эластичность и темпы роста спроса. Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь ограничивая их степень свободы в назначении цены.
Уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.
Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.
Иностранная конкуренция. В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных агентов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов — чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.
Следует обратить внимание на особенности измерения благосостояния в открытой экономике: можно измерять благосостояние общества в масштабе всего «мира», а можно — ограничиваться при измерении благосостояния масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершенная конкуренция и отечественные фирмы в закрытой экономике получали бы экономическую прибыль.
В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой — к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фирмы.
Существует возможность, что увеличение благосостояния вследствие повышения импортного тарифа — за счет роста прибыли отечественного производителя — перевесит сокращение потребительского выигрыша вследствие роста цены. Таким образом, на рынках с несовершенной конкуренцией оптимальный импортный тариф может принимать ненулевое значение. Это относится и к другим формам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Институциональные барьеры. Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.
К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнести затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекращения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.
Концепция эффективности политики барьеров входа отталкивается от того, что стратегия препятствия входу фирм-аутсайдеров сопряжена с определенными издержками для действующих в отрасли фирм. Это могут быть издержки, связанные либо напрямую с ценовой политикой — снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестиции в мощности, расходы на создание «избыточной» дистрибьюторской сети, расходы на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.). В первом случае затраты на создание барьеров входа можно рассматривать как неявные, во втором случае — как явные. В любом случае прибыль фирмы (фирм), осуществляющей политику создания барьеров входа, окажется меньше прибыли фирмы, не практикующей стратегическое поведение. Эффективность стратегических барьеров входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии осуществления соответствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.
Институциональную характеристику административных барьеров можно представить как препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающих возмездный характер их преодоления.
Объективную направленность приобретают административные барьеры, существующие в виде трансакционных издержек спецификации и защиты прав собственности как имманентного атрибута документального юридического оформления сделок, обеспечивающих защиту от волюнтаризма государства, конкурентов, а также издержки от правонарушителей, в том числе и самого государства.
Серьезным институциональным барьером является несовершенство налоговой системы, проявляющееся в том, что переход к новым, казалось бы, более эффективным формам налогообложения малого предпринимательства порождает новые ограничения. Например, при переходе к платежам налога на вмененный доход вновь возрождаются авансовые платежи, которые отменены даже для крупного бизнеса (авансовые платежи налога на прибыль) как антирыночные инструменты налогообложения. Взимание этого налога в начале квартала снижает оборотные средства малых предприятий и увеличивает вероятность банкротства.
Следующим институциональным барьером является дублирование контрольно-ревизионных функций, выполняемых десятками контролирующих органов. Проведенный анализ их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в число организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций, плановых и других видов проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, как правило, входят те, в ведении которых находятся вопросы:
- — лицензирования;
- — регистрации;
- — землепользования;
- — стандартизации, метрологии и сертификации;
- — санитарно-эпидемиологического надзора;
- — охраны природы;
- — налогообложения;
- — охраны правопорядка;
- — противопожарной безопасности;
- — жилищно-коммунального хозяйства;
- — градостроительства и архитектуры;
- — безопасности дорожного движения;
- — торговой деятельности.
Как видно из этого далеко не полного перечня, одно среднестатистическое предприятие может проверяться различными контролирующими органами в течение года чаще, чем раз в месяц.
Существование системы административных барьеров приводит не только к росту прямых затрат предпринимателей, связанных с прохождением входных процедур в связи с открытием бизнеса, но и способствует опережающему росту издержек, обусловленных текущим контролем различными уполномоченными ведомствами, данные обстоятельства существенно замораживают потенциал роста российской экономики на 5 — 7% в год.
Объективную направленность приобретает эффективность трансакции, измеряемая путем определения издержек, которые несет экономический субъект при совершении трансакции и прибылью, которую он получит в результате.
Существенно важным в отношениях государства и бизнес-структур является активизация последних в процессах нормотворчества, обеспечении и правовой защите собственных интересов. Речь, таким образом, идет об установлении нового качества отношений — антимонопольной политике по правилу «взвешенного подхода».
Правило «взвешенного подхода» исходит из той идеи, что ограничение конкуренции, в принципе оказывающее отрицательное воздействие на благосостояние, может сопровождаться различными эффектами, оказывающими положительное влияние на благосостояние. «Взвешенный подход» в узком смысле инсталлируется как форма применения антимонопольного законодательства, и в более широком контексте — как общий подход к реализации конкурентной политики. Как указывалось, целью конкурентной политики служит не развитие конкуренции самой по себе, а увеличение общественного благосостояния как суммы выигрышей всех участников рынка. В последнем контексте принцип «взвешенного подхода» смыкается с проблемой сочетания конкурентной и промышленной политики.
В целях оперативного пресечения выявляемых фактов монополистической деятельности органов исполнительной власти федерального и субфедерального уровней усилено взаимодействие антимонопольных органов с правоохранительными органами (органами прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, Федеральной службы безопасности), установлено взаимодействие с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
В целях повышения эффективности работы в данном направлении необходимо ввести административную ответственность руководителей законодательных и исполнительных органов субъектов РФ за совершение действий, имеющих своим результатом нарушение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также за несогласование проектов таких актов с антимонопольными органами.
Необходимо также, в случаях принятия региональными органами исполнительной власти актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, вследствие реализации которых создается угроза единству правового и экономического пространства, национальной безопасности РФ активнее применять к их руководителям меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», то есть реализация нового государственного менеджмента — это создание адекватных стимулов, рождаемых механизмами свободы выбора и ответственности за принимаемые решения.
Неверно что к административным барьерам входа на рынок относят
Сопоставляя конкуренцию на рынке стандартов и их совместимость, можно
утверждать, что .
чем выше конкуренция на рынке стандартов, тем стимулы к совместимости выше
чем выше конкуренция на рынке стандартов, тем стимулы к совместимости ниже
конкуренция на рынке стандартов не влияет на их совместимость
К ценовым барьерам относится .
применение запретительных цен
вертикальная интеграция
дифференциация продукции
дополнительное инвестирование
Неверно, что продуктивность разработок и инноваций обусловлена .
технологическими возможностями фирмы
величиной затрат на НИОКР
масштабами деятельности фирмы
степенью заинтересованности руководства фирмы в инновациях и в интенсивности
связи с внешним научным сообществом
При прочих равных условиях безусловным свидетельством успешной реализации
дифференциации продукта будет
сокращение издержек производства
расширение рыночного спроса
снижение эластичности спроса на продукт фирмы
наличие значительного эффекта масштаба
Психологическими методами ценовой дискриминации являются .
повышенный тариф в час пик и скидки для заказчиков в наименее загруженные часы
эффект Вебера-Фешнера, эффект «странных цифр» и эффект «якоря»
трансфертное ценообразование и ценообразование клубных благ
Экономика отраслевых рынков как отдельная область экономических исследований
зародилась и развивалась на базе.
теории рациональных ожиданий
Чикагской школы
монетаристского подхода
Гарвардской школы
Реклама является фактором . дифференциации
пространственной
продуктовой
вертикальной
фантомной
Из анализа сетей и стандартов вытекает утверждение, что конкуренция по
стандартам . к победе наилучшего стандарта
всегда приводит
никогда не приводит
иногда приводит
К методам неценового регулирования естественной монополии относятся .
контроль качества естественной монополии
проведение тендеров и аукционов
реорганизация компаний
политика государственных заказов
Величина чистых потерь в условиях монополии зависит .
от общих издержек и величины «мертвого груза»
от величины монопольной нормы прибыли и размера монопольного рынка
от величины потребительских излишков
Индекс Лернера определяет.
общее число фирм в отрасли
монопольную власть
степень концентрации
долю фирмы на рынке
При разработке стратегии своего поведения доминирующая фирма должна
учитывать .
запатентованные инновации
количество лет (опыт) на данном рынке
реакцию фирм конкурентного окружения
Равновесие по Нэшу — это .
микроэкономическое равновесие при прочих равных условиях
частичное равновесие., достигаемое при заключении ценового соглашения между
фирмами-олигополистами
отсутствие у фирмы стимулов к изменению своего выбора, если остальные
конкуренты придерживаются принятого решения
форма макроэкономического равновесия
В модели Хотеллинга для двух фирм с неценовой конкуренцией, с нулевыми
затратами на перемещение фирм в характеристическом пространстве и линейными
транспортными затратами .
равновесию по Нэшу соответствует расположение фирм по разным концам отрезка
равновесию по Нэшу соответствует тесное соседство фирм
равновесию по Нэшу соответствует любое симметричное расположение фирм
относительно центра
равновесие по Нэшу отсутствует
К проблемам теории отраслевых рынков относят .
последствия различных форм ценовой дискриминации
концентрацию покупателей и продавцов
максимизацию прибыли фирмами
изучение мирового рынка дифференцированных товаров
рынок отдельного товара и его границы
барьеры для входа и выхода из отрасли
факторы, определяющие размер фирм
отрицательные последствия различных форм ценовой дискриминации
Суть парадигмы, разработанной профессорами гарвардской школы Э. Мэйсоном и Д. Бейном, отражается схемой
«Структура — поведение — результат»
«База — структура — результат»
«Структура — поведение — исследование»
«Структура — функционирование — результат»
Неверно, что к административным барьерам входа на рынок относят …
квотирование производства
экологические нормы
дифференциацию продукции
лицензирование деятельности предприятий
емкость рынка
К видам стратегических барьеров входа на рынок относят …
дифференциацию продукта
эластичность и темпы роста спроса
иностранную конкуренцию
применение запретительных цен
Теория цен как парадигма анализа поведения фирм на рынке исследует проблему … выбора
потребительского
политического
экономического
социального
Суть парадигмы, разработанной профессорами гарвардской школы Э. Мэйсоном и Д. Бейном, отражается схемой …
«Структура – функционирование – результат»
«Структура – поведение – результат»
«База – структура – результат»
«Структура – поведение – исследование»
Отрасль – это совокупность …
предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии
покупателей, объединенных близкими потребностями
продавцов, продающих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии
Неверно, что . относится к функциям стандартизации
снижение издержек потребителей на поиск и координацию побеждающей
технологии
преодоление чрезмерной инертности потребителей
снижение чрезмерной импульсивности потребителей при переходе к новым
технологиям
достижение неисключаемости из потребления продукта инновационной деятельности
Модель Формайхера на отраслевом рынке — это .
модель дуополии, когда фирмы принимают решение об объеме продукции
последовательно
модель картеля
модель ценового лидерства доминирующей фирмы
модель дуополии, когда фирмы принимают решение об объеме продукции
одновременно
Достичь монопольной позиции в отрасли возможно путем .
формирования картеля
ликвидации незагруженных мощностей
лоббирования в целях установления импортных квот или тарифов
получения патента или лицензии
Диверсификация производства фирмы означает .
расширение спроса на продукцию фирмы
расширение продуктовой линии фирмы
расширение пространственной сферы фирмы
увеличение производственных мощностей фирмы
Бесплатный вход в Эрмитаж для членов Союза художников является примером .
совершенной ценовой дискриминации
сегментной ценовой дискриминации
блочной ценовой дискриминации
неоправданных льгот
Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает, что .
чем меньше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке
чем больше значение индекса, тем выше степень концентрации продавцов на рынке
чем больше значение индекса, тем ниже концентрация продавцов на рынке
Ситуация, когда потребитель приобретает несколько единиц товара, а
потребительский спрос снижается по мере увеличения объема реализации,
характерна для ценовой дискриминации .
второй степени
третьей степени
первой степени
в зависимости от объема потребления
Государство использует такие типы индустриальной политики, как .
политика импортозамещения
экспортно ориентированная политика
экспансионистская политика
инновационно ориентированная политика
В условиях олигополистического рынка цены меняются .
так же часто, как при совершенной конкуренции
не столь часто, как при совершенной конкуренции, обычно через какие-нибудь
промежутки времени и на значительную величину
не столь часто, как при совершенной конкуренции, на незначительную величину, но регулярно
В зависимости от модификации свойств продукта выделяют такой вид
дифференциации продукта, как .
естественная и стратегическая дифференциация
реальная, теоретическая и фантомная дифференциация
дифференциация по местоположению магазина (фирмы), по качеству продукта,
послепродажному обслуживав клиентов и по субъективному имиджу товара
Неверно, что . — это пример ценовой дискриминации третьей степени
скидки для студентов и пенсионеров
установление высокой цены на один из двух взаимодополняемых товаров
авиабилеты туристского и первого классов
обучение на бюджетной и договорной основе
алкогольная продукция разных сортов
Одним из подходов в изучении теории отраслевых рынков является подход с точки
зрения .
объема продаж
максимизации прибыли
объема производства
теории цен
Процесс трансформации идей в практическое использование — это .
инновация
патент
торговля
ключевая технология
При использовании государством налога на продукцию в качестве способа
регулирования деятельности монополии при прочих равных условиях
эффективность такой меры будет тем выше, чем .
больше разница между предельными издержками производства и ценой
больше эластичность рыночного спроса
меньше эластичность рыночного спроса
больше эластичность предложения монополиста
больше величина налога
Рынок — это .
система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что
цены на один и тот же товар имеют тенденцию к быстрому выравниванию
совокупность предприятий, производящих близкие продукты
место встречи продавцов и покупателей
При наличии рекламы общественное благосостояние .
уменьшается
увеличивается
не изменяется
Модель лимитирующего ценообразования Бейна основывается на .
абсолютном преимуществе доминирующей фирмы в издержках
относительных преимуществах в издержках
выпуске товаров более высокого качества
более низких ценах
Х-неэффективность — это.
альтернативные издержки монополизации
разница между эффективным уровнем издержек в отрасли и реальным уровнем издержек монополиста
ситуация, когда издержки производства в условиях монополии ниже, чем в условиях конкуренции
Предположение, что торговые марки отличаются друг от друга только показателем удаленности от потребителя, характерно для модели .
Административные барьеры входа на российских рынках (Понятие административных барьеров входа на рынок их виды)
Административными барьерами называются установленные решениями законодательных, а также исполнительных органов власти правила, соблюдение которых становится обязательным к выполнению условием осуществления хозяйственной деятельности на соответствующих рынках услуг и товаров. Согласно данным правилам вводятся платежи за прохождение процедур, не производя которые легальное осуществление деятельности затруднено либо вообще невыполнимо. Не выполнение обязательных процедур влечёт за собой применение санкций, действие которых при этом тоже регламентируют специальные формальные правила, к примеру Кодекс РФ об административных правонарушениях. Если сказать по иному, правила, которые констатируют административные барьеры, подкрепляются механизмами, которые и обеспечиваются соблюдением этих норм.
В Российском государстве вхождение в нормативно-правовой оборот определения «административные барьеры» началось на границе 1995-1998 гг.
Актуальность данной темы исследования обусловливается тем, что именно административные барьеры играют важную роль качества продукции, попадающей на рынок РФ.
Целью выполнения курсовой работы является выявления значения административных барьеров на рынках и борьба с ними.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность административных барьеров на рынках России.
2. Охарактеризовать виды и причины возникновения административных барьеров.
3. Выявить меры по борьбе с административными барьерами.
Предмет исследования — необходимость административных барьеров на российских рынках.
Моя курсовая работа написана с использованием трудов таких авторов как: Розанова Н.М, Львов Д.С., Моисеев Н.Н., Гребенников В.Г. и многих других, а так же, с использованием Федеральных законов РФ.
Глава 1. Понятие административных барьеров входа на рынок их виды
1.1 Понятие и сущность административных барьеров входа на рынок
Значительное влияние на выявление структуры рынка и последующую работу компаний оказывает свобода выхода и входа с отраслевого рынка. При попытках разъяснения того факта, что на некоторых отраслевых рынках положение у компаний стабильна и постоянно прибыльность у фирм выше, в сравнении с компаниями в иных сферах бизнеса, рождается такая идея, что тут могут быть барьеры для внедрения новых компаний на данный рынок, которые мешают им применять хорошую ситуацию на рынке. Данное обстоятельство Бейн Д. назвал понятием барьера входа, который дает возможность действующим компаниям иметь сверхприбыль, при этом думая о конкуренции. Согласно этому подходу, барьер входа имеет место, когда новая компания имеет возможности достигать такого же уровня прибыли после входа, которым обладали уже работающие компании до того момента, как выйти на рынок. Также Д. Бейн называет в качестве потенциальных компаний лишь фирмы, обладающие одинаковыми преимуществами, чтобы иметь возможность войти в отрасль.
Чуть позже Д. Бейна Д. Стиглер предъявил предложение определять барьеры через асимметрию в действиях работающих и только входящих компаний на рынок.
Исследователь Вейцзекер С. охарактеризовал барьеры входа так – это затраты производства, которые на себя компания, желающая действовать на отраслевом рынке, и при этом не несет действующие затраты [1] .
В своих работах Демсетц Н. рассматривал барьеры через анализ асимметрии в возможностях, различий, которые присущи компаниям — аутсайдеры и инсайдеры, на первом плане выступают в сравнении более низкие затраты компаний-инсайдеров [2] .
Социально-экономическим барьером в экономических системах с развитым товарным взаимодействием с ситуацией насыщенности рынка товарами, становится некоторая наполняемость рынка (ограниченность спроса). Параметры, которые оказывают влияние на высоту данного общественно-экономического барьера — емкости рынка, можно назвать следующие [3] :
— ограниченность финансовой платежеспособности населения;
— уровень насыщенности отраслевых рынков товаром;
— степень интенсивности работы в условиях рынка зарубежных компаний-конкурентов.
С течением истории нестратегические барьеры формируют государственные органы с истоков их появления. Самыми известными и распространенными стали административные (правительственные), барьеры, касающиеся входа-выхода компаний на рынок. Их основу можно охарактеризовать так, что на уровне нормативно-правовых актов создаются некоторые ограничения на осуществление какого-либо типа функциональной деятельности. Для снятия данных ограничений необходимы финансовые и временные затраты, которые необходимо будет производить перед тем, как войти на отраслевой рынок либо при возникновении стремление выйти из него.
Одной из составных частей инструментов регулирования государством являются административные барьеры, их можно применить и в конце концов увеличить состязательные возможности на данном отраслевом рынке, а также имеется возможность использовать их напрямую и выстроить ситуацию уменьшения либо ликвидации данного рынка. В условиях краткосрочного периода они пополняют государственный бюджет, а в условиях долгосрочного периода оказывают влияние на сдерживание финансово-экономический активности и создают платформу для коррупции, по причине того, что там, где потенциально можно что-либо разрешить в работе участников рынка, часто появляется довольно понятное явление – благодарность.
Помимо действия административных барьеров всякие страны на законодательном уровне создают нормы деятельности отраслевых рынков и этим фактом определяет их организационно – экономическое положение.
Государством проводится в некоторые временные промежутки определенная налоговая, инвестиционная, таможенная политика, разрабатывает правила применения ресурсов и их использования в границах своей площади – самым важным является порядок работы с недрами, деятельностью с угодьями, запасами, землями. Государство также устанавливает показатели срока окупаемости капитала, вводит правила обязательного страхования, нормирует среднюю прибыль компаний, оказывает влияние на образование цен. Указанные факторы могут также оказывать влияние на рост барьеров на отраслевом рынке.
Данное направление исследования содержит множество организационно-правовых вопросов. Во время исследования некоторых факторов, оказывающих влияние на эффективность инвестиционных проектов, нежно брать в учет также и правовые направления, такие как лицензирование деятельности компании, государственная регистрация фирмы, которая указана в инвестиционном проекте, сертификация услуг либо продуктов, которые предположительно будут выпускаться, патентование и многое другое.
Можно отнести к данным барьерам следующие [4] :
I. Организация и государственная регистрация юридических лиц. Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица считают созданным со дня проведения государственной регистрации [5] . До того как начать процедуру государственной регистрации, участвующим в инвестиционном проекте нужно определиться с организационно-правовой формой реализации проекта (ООО, АО и так далее). От организационно-правовой формы зависят размеры уставного капитала, порядок управления, характер распределения прибыли и рисков, обязанности, права и ответственность учредителей и другие вопросы, которые имеют значение для организации. Все эти вопросы вносятся в учредительную документацию (учредительный договор, устав). Они определяют общую структуру управления, а также взаимоотношения всех участвующих в инвестиционном проекте.
II. Лицензирование. Во время решения проблемы, касающейся вида деятельности, нужно учесть участникам инвестиционных проектов, что бывают такие виды деятельности, для осуществления которых необходимо лицензирование согласно Федеральному закону от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6] . При этом, стоит также учесть то, чтобы получить некоторые виды лицензий необходимы временные затраты и затраты средств (физические, экономические, туристские, спортивные и тому подобных). Чтобы осуществлять некоторые виды деятельности, нужно с самого начала продумать, требуются ли туда значительные вложения и большое количество времени.
В список лицензионных требований, учитывая особенности внедрения в практику лицензируемого типа работ (деятельности, сервиса, которые составляют лицензируемую деятельность) могут включаться также некоторые требования:
а) обладание соискателем лицензии и лицензиатом сооружениями, зданиями помещениями и иными объектами в месте осуществления лицензируемой деятельности, технических и технологических средств, инструментов и технических документов, которые принадлежат им согласно праву собственности либо на другом подкрепленном законом основании, соответствующих действующим правилам и нужных для осуществления работ, сервисного обслуживания, которые составляют лицензируемый тип работ;
б) наличие у соискателя лицензии и лицензиата сотрудников, которые заключили с ними трудовой договор и имеют соответствующий уровень образования, обладают необходимой профессиональной подготовкой и (либо) имеющих необходимый опыт такой работы, необходимый для выполнения лицензируемого типа деятельности;
в) наличие у соискателя лицензии и лицензиата нужной для выполнения лицензируемого типа деятельности специальной системы производственного контроля;
г) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, которые устанавливаются федеральными законами РФ и касаются организационно-правовой формы юридического лица, величины уставного капитала, отсутствия долгов по обязательствам перед третьими лицами;
д) другие требования, которые устанавливаются отмеченными в части 4 статьи 1 Федерального закона федеральными законами.
Не могут быть отнесены к лицензионным требованиям требования, касающиеся соблюдения законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства РФ, соблюдение которых — это обязанность каждого экономического субъекта, а также требования, относящиеся к конкретным типам и количеству производимого либо планируемого к производству товара.
К примеру, лицензирование в сфере услуг связи может проходить в течение шести месяцев, а для банковских кредитных организаций уставный капитал согласно требованиям Центрального банка России должен иметь размер 5 млн евро. Данное обстоятельство необходимо учитывать, рассчитывая не только прямые затраты, которые связаны с выполнением лицензионных требований. Так как если процесс лицензирования согласно неким причинам затягивается, то придется оплачивать косвенные расходы, касающиеся простоя станков и иного оборудования, арендной платы и так далее.
III. Сертификация. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» сертификация – это процедура подтверждения соответствия, с помощью которой не зависимая от изготовителя (исполнителя услуги, производителя, продавца) и потребителя (покупателя) организация в письменной форме удостоверяет, что товары соответствуют определенным требованиям. Следовательно, во время анализа затрат, которые связаны с реализацией товара, необходимо брать у чет затраты, которые связаны с процедурой сертификации (траты на проведение экспертиз, исследований, длительность рассмотрения заявки, маркировка знаком соответствия). Список продукции, работ (услуг) и производств, которые подлежат обязательной сертификации, утвержден правительством Российской Федерации.
IV. Патентование. Если необходимо, то компания может запатентовать свою торговую марку, торговый знак или знак обслуживания. Чтобы это сделать, нужно написать заявку в Патентное ведомство, которое занимается выполнением всех необходимых действия в области патентования (экспертизы, проверки, внесение в реестр и так далее) во временном периоде от шести месяцев до полутора лет.
V. Иные организационно — правовые вопросы. В процессе становления проекта приходится сталкиваться с вопросами, требующими согласования различных административных органов. Например, для открытия пункта общественного питания (кафе, ресторана) требуется получение санитарного заключения от санитарно-эпидемиологической службы, заключения органов пожарного надзора, согласования с органами милиции, местными органами власти и тому подобных. Такая процедура (если учитывать и процедуру лицензирования) в среднем занимает 4-6 месяцев. В ряде случаев непосредственно процедуре согласования, как правило, предшествует период, в течение которого производятся различного рода проектно-изыскательские работы и осуществляется разработка необходимой технической документации.
VI. Использование имущества. Необходимо отметить, что Гражданский кодекс РФ подразделяет имущество надвижимое и недвижимое. Это объясняется тем, что право собственности и иные права на недвижимое имущество (здания, сооружения, землю, предприятия как имущественный комплекс) в соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации. Такая регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [7] . Так, при расчете затрат инвестиционного проекта, в котором планируется создавать либо приобретать в собственность объекты недвижимости, нужно учесть стоимостные и временные затраты на подготовку пакета документов и осуществление регистрации.
Таким образом, существует множество организационно-правовых вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта и оказывающих на практике существенное влияние на величину затрат и период времени осуществления инвестиционного проекта.
1.2 Виды административных барьеров
В самом общем виде барьеры (или ограничения на вход фирмы на рынок) представляют собой совокупность издержек, связанных с проникновением на отраслевой рынок новой фирмы или же с ее уходом с него.
Барьеры могут возникать в результате действия самых разных факторов.
Принято различать две большие группы барьеров входа: стратегические и нестратегические барьеры. Нестратегические барьеры (или структурные) выступают для любых хозяйствующих субъектов как внешняя данность. Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования рынка, имеют три основных разновидности: административные (правительственные), институциональные и социально- экономические. Стратегическими являются барьеры, создаваемые стратегией самой фирмы, т.е. факторы субъективного характера [8] .
Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок:
1) Административные («правительственные») барьеры в экономике – это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, которые обычно не поступают в бюджет. Административные барьеры носят институциональный характер и возникают в следующих ситуациях:
− при регулировании доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация субъекта хозяйствования, регистрация изменений в статусе субъекта деятельности, его уставных документах, получение права на аренду помещения, регулирование доступа к кредитам, лизингу оборудования и так далее);
− при регулировании получения прав на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование, сертификация товаров и услуг, регистрация товарных знаков, нормативные требования и так далее);
− при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот, проверки и т.п.).
Подобный «барьерный» характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий. Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым (рост трансакционных издержек → рост затрат → рост цен), так и косвенным, обусловленным недопроизводством ВВП из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, «барьерный» характер экономики обеспечивает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в барьерный бизнес (рентоориентированным считается поведение, направленное на получение систематических распределительных преимуществ и не влекущее за собой повышение экономической эффективности).
Экономические потери общества от установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей:
– трансакционных издержек (платы за право пользования ресурсами), вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен – в прямые потери;
– падения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего, малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и соответственно общей эффективности экономики) – в косвенные потери.
2) Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли. К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнести затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекращения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.
3) Барьеры социально-экономического характера. В первую очередь они связаны с емкостью отраслевых рынков, которая может определяться высокой насыщенностью рынка товарами или низкой платежеспособностью покупателей. В совокупности это делает данный товарный рынок малопривлекательным для новых агентов в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и инвестиционного риска. Данный тип барьера характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Кроме того, при заданной емкости рынка существенным барьером входа в отрасль оказывается импорт. Открытие рынка для иностранных конкурентов можно рассматривать как дополнительный фактор снижения барьеров входа и стимулирования потенциальной конкуренции для российский производителей (пример: российские отрасли, производящие товары народного потребления). В таких отраслях импорт служит фактором квазиконкурентности. Таким образом, емкость рынка как барьер входа включает в себя следующие факторы [9] :
а) низкая платежеспособность населения;
б) высокая насыщенность рынка товаром;
в) наличие иностранных конкурентов.
Весьма существенен и барьер капитальных затрат, или минимального объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа фирмы на отраслевой рынок. Объемы первоначальных инвестиций определяют саму возможность или невозможность организации нового производства в отрасли. Среди капитальных затрат следует выделить: 1-затраты на освоение выпуска данного товара, 2-стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, 3-расходы на НИОКР, 4-подготовка и найм персонала, 5-организация сбытовой сети, 6-длительность освоения производства и т.д. Величина капитальных затрат определяет оптимальный экономический размер предприятия, т.е. величину и структуру производственных активов, необходимых для эффективного функционирования производства данного товара. На величину капитальных затрат оказывают влияние такие факторы, как степень открытости, развитости рынка труда, рынка технологий, рынка инвестиционных товаров. Эти обслуживающие рынки смогут способствовать или препятствовать созданию нового производства в отрасли.
Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению в отрасль новых фирм. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как 1-сберегающие инновации, 2-долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, 3-получение лицензий, патентов на данный вид деятельности, 4-сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара, также играет роль стратегического барьера.
К стратегическим барьерам относят ценообразование, ограничивающее вход. Для потенциального клиента важно знать, какая установится в отрасли цена, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена, установившаяся после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход. С другой стороны, фирмы, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и совокупное предложение, могут назначить такую цену, что может предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов. Такая политика ценообразования носит название ценообразование, ограничивающее вход.
Рассмотрим основные виды административных барьеров в современной России.
1. Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности. Прежде всего, речь идет о запретах на занятие предпринимательской деятельностью. Конституция РФ провозглашает, что в нашей стране можно осуществлять любой, не запрещенный законодательством вид деятельности. Однако имеется указание на то, что запретить заниматься тем или иным видом предпринимательской деятельности может любой акт законодательства. Это означает, что норму, закрепленную и гарантированную Конституцией, может ограничить более низкий по юридической силе нормативно-правовой документ.
Кроме того, закон или другой акт законодательства не содержит требований к процедуре установления запрета на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности, нет и единого перечня таких видов деятельности. Имеющиеся же запреты носят преимущественно разрозненный характер и не всегда доступны для предпринимателей.
Сохраняются административные барьеры и при государственной регистрации предпринимательской деятельности. Введена регистрация по принципу «одного окна», что существенно упростило прежний порядок приобретения статуса хозяйствующего субъекта. Однако и новый порядок регистрации обременен определенными издержками, среди которых следует отметить:
а) трудности с подготовкой отдельных документов, входящих в регистрационный пакет;
б) нарушение сроков регистрации;
в) сохраняющуюся практику принудительных выплат на различные социальные нужды.
Чтобы обойти регистрационные барьеры, предприниматель вынужден обращаться к посредникам, в лице которых могут выступать как коммерческие структуры, так и предприимчивые чиновники регистрирующего органа, оказывающие свои услуги за определенную плату.
Такие виды государственного регулирования, как лицензирование и сертификация, носят ограничительный характер, в связи с чем, в идеале, они должны применяться лишь в исключительных случаях, когда какая-либо деятельность или ее продукт несут в себе определенную угрозу для безопасности или жизнедеятельности общества. В действительности же эти инструменты государственного регулирования используются неоправданно широко, в результате чего они в большей своей части превратились в контроль «за бумагами», в способ давления на предпринимателя.
Также, при получении лицензий и сертификатов наши предприниматели вынуждены собирать огромное количество требуемых документов и нести немалые финансовые издержки, включая зачастую и теневые выплаты. Нарекания вызывают также растягивание сроков прохождения процедур, дублирование или подмена инструментов регулирования (например, на один и тот же вид деятельности требуется получить лицензию и пройти обязательную сертификацию).
Вместе с вышеуказанными мерами свободу осуществления предпринимательства ограничивает разрешительная система. В отличие от лицензирования и сертификации процедура введения и применения этого инструментария регулирования законодательно не закреплена. Наиболее широко он используется в сфере торговли, по сути дела подменяя лицензии. Разрешения на торговлю табачными и алкогольными товарами называют лицензиями; сборы, взимаемые за право торговать, называют лицензионными; ответственность за осуществление торговли без разрешительного свидетельства – как за деятельность без лицензии. Здесь присутствуют практически все атрибуты лицензирования: специальные требования и условия, специальный орган контроля, специально устанавливаемая плата за право осуществления деятельности. Однако торговля не включена в перечень лицензируемых видов деятельности, отсутствует и ссылка на уровне закона о легальности применения подобной меры регулирования. В результате торговля на сегодняшний день является у нас одним из самых зарегулированных видов деятельности: к ней предъявляют требования о наличии специальной материально-технической базы и высокого минимального размера уставного фонда, применяют ограничения в реализации и приобретении товаров, высокую степень бумажной волокиты (введение различного рода расписок), постоянный контроль со стороны налоговых и других органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Такого рода меры ведут, как правило, к сокращению поступлений в бюджет налоговых платежей, ликвидации значительного числа предпринимательских структур, уходу большей части капитала «в тень» [10] .
2. Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам. Предприниматель, осуществляющий производственную деятельность, постоянно нуждается в приобретении сырья, материалов и комплектующих изделий (лес, металл, алюминиевый профиль, электроника, двигатели, ткани, фурнитура, пищевые добавки и так далее). Однако в последнее время доступ к таким ресурсам существенно усложнился по следующим причинам:
— Существуют административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане).
— В настоящее время существует проблема двойной уплаты НДС. Так, оптовые торговые предприятия освобождены от уплаты НДС при импорте сырья – его уплата перекладывается на плечи производителя, закупающего этот товар, который облагается НДС дважды: при производстве и при переработке. Это, в свою очередь, увеличивает издержки официальной деятельности покупателей данного ресурса и усиливает выгоды теневой деятельности, где цены ниже.
— Согласно действующему законодательству, хозяйствующие субъекты расчеты между собой могут производить исключительно безналичным путем, хотя реализовывать товар перечислением на территории республики могут только оптовые фирмы. Между тем оптовики сориентированы, прежде всего, на крупных потребителей, а производители – это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, работающие с небольшими объемами сырья, но испытывающие потребность в более широком ассортименте. Ни одна оптовая фирма не в состоянии обеспечить производителей необходимым разнообразием сырья, материалов, комплектующих, фурнитуры и т.д. Эти проблемы могли бы решать мелкооптовые фирмы, для деятельности которых правовое поле разработано не до конца.
— Реальный рынок предложений сырья и материалов сосредоточен в сфере наличных платежей. Причем наличные платежи осуществляются через розничную торговлю или через фирмы. Производителю, как известно, запрещено покупать за наличный расчет. Складывается ситуация, когда по закону одни не могут продать, а другие – купить. В результате, чтобы сохранить производство, рабочие места и т.д., производитель вынужден обходить закон, т.е. использовать возможности внебанковского оборота.
3. Административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Практически все предприниматели считают, что в деятельности проверяемого всегда можно найти нарушение, так как наверняка найдется неправильно заполненный или будет отсутствовать «нужный» контролеру документ. Это признают и контролирующие инстанции. Суммы «отступных» варьируются от характера, степени тяжести правонарушения, а также от финансового состояния проверяемого. Весьма существенными остаются непроизводительные затраты времени. Хотя плановые проверки по закону должны проводиться не чаще одного раза в год и продолжаться не более 30 календарных дней, предприниматели указали в ходе опроса, проведенного в рамках исследования, что в среднем за год они «переживают» более 4 внеплановых проверок, в том числе со стороны налоговых органов (31 % опрошенных), со стороны милиции (25 %), пожарной службы (35%), санэпидстанций (27 %), прокуратуры (28 %), банков (12 %) [11] .
Большие трудности имеются и с получением наличных денег со счета в банке. Ограничения по выдаче наличных денежных средств связаны в основном с мерами по сокращению внебанковского оборота. Однако на практике это ведет к сокрытию наличной выручки, наращиванию производства неучтенной продукции и снижению показателей официально реализованной продукции и оказанных услуг, к использованию схем незаконного обналичивания денег. Зная, что существуют такие ограничения, частный производитель постарается держать на банковском счете минимально необходимую сумму, поскольку его деньги на счете могут быть просто «заморожены».
Глава 2. Причины возникновения и меры по борьбе с административными барьерами в России
2.1 Причины возникновения административных барьеров
В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х годов. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привели к тому, что меры, по сути, исключительного характера, прежде всего сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг. Такие масштабы входного контроля могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то вероятнее всего возникли бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, могло привести к практически полной остановке товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. То есть было выхолощено содержание подобных методов регулирования рынка, фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или ной деятельностью или продавать тот или иной товар.
В качестве примера подобного выхолащивания содержания контроля можно привести систему обязательной сертификации. Закон РФ «О сертификации» был принят в 1993 г. [12] Декларированная цель закона – оградить российский рынок от проникновения опасных товаров. В настоящее время под обязательную сертификацию попадают 80% номенклатуры товаров потребительского рынка. При таком объеме товаров, подлежащих обязательной сертификации, система не справляется с возложенными на нее задачами. Как уже говорилось, по официальным данным Госстандарта, ежегодно имеет место порядка 2% отказов в сертификации. При этом более чем 30% продукции в последующем забраковывается уже в торговле [13] . Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров.
Для иллюстрации можно привести пример с рынком кипятильников. Это товар, подлежащий обязательной сертификации. Однако исследования, проведенные журналом «СПРОС», показали, что 8 из 12 исследованных моделей не отвечают обязательным требованиям по пожаробезопасности. При этом все модели были сертифицированы в полном соответствии с правилами проведения обязательной сертификации. Показательной является реакция Госстандарта на этот факт: кипятильники действительно были признаны небезопасными и по результатам проведенных проверок были наложены штрафы на продавцов на всех стадиях реализации. Типичный случай наказания невиновных. Продавцы, торгующие товаром, прошедшим обязательную сертификацию и имеющим все подтверждающие документы, должны были заплатить штраф, тогда как никаких санкций ни к сертификационным центрам, ни к производителям небезопасной продукции применено не было.
Подобная «торговля правом» может принимать различные формы. Во-первых, ее могут осуществлять непосредственно государственные органы. Так устроена, например, система регистрации юридических лиц и многие виды лицензирования. Во-вторых, «барьерные» доходы могут поступать в частные коммерческие структуры, «уполномочиваемые» государством. Возможны и смешанные формы: формально разрешение выдает государственный орган, но для получения разрешения надо предъявить заключение или результаты экспертизы, проведенной частной структурой (обычная практика в сфере лицензирования). В большинстве случаев и та и другая схема предполагает закрытую монополию: у каждого вида барьеров есть только один эксклюзивный оператор (государственный или уполномоченный орган). Конкурентным является только рынок услуг обязательной сертификации. Понятна заинтересованность «операторов барьеров»: закрытая монополия, как правило, предполагает сверхвысокую рентабельность барьерного бизнеса, доходящую до сотен, а то и тысяч процентов. Так, по подсчетам специалистов КонфОП, рентабельность деятельности по производству и реализации знаков соответствия и учетных марок по 601-му постановлению достигает 4000% [14] .
Кроме того, сложность прохождения барьера может приводить к развитию рынка посреднических услуг. Такая ситуация является типичной для регистрации юридических лиц. При этом трудно сказать, являются ли подобного рода услуги рыночным способом снижения трансакционных издержек либо способом извлечения ренты, основанным на эксклюзивной связи с основным «оператором барьера», например, государственным регистрирующим органом.
Стоит также отметить, что создание входных барьеров приводит и к росту издержек предпринимателей, связанных с текущим контролем. Контроль за наличием или отсутствием определенных бумаг представляет собой привлекательное поле деятельности для проверяющих, значительно более простое и приятное, чем, например, контроль за реальным качеством товаров. Соответственно растут и издержки проверяемых, связанные с непроизводительными затратами времени и «теневыми» выплатами. Подтверждением такой связи служат данные о том, кто и как проверяет наличие лицензий и сертификатов. В таблице 1 приведены данные опросов 600 малых и средних предпринимателей, показывающие, сколько раз и какими органами проверялось наличие лицензий и сертификатов на каждом «среднестатистическом» предприятии в 2013 г.
Таким образом, проверку лицензий и сертификатов регулярно осуществляют органы, в компетенцию которых такая проверка не входит. Среднестатистический предприниматель, особенно мелкий, далеко не всегда детально осведомлен о компетенции того или иного органа, поэтому противодействовать подобным незаконным проверкам, а соответственно и незаконным поборам, не может.
Таблица 1. Количество проверок наличия лицензий и сертификатов различными контролирующими органами
Барьеры входа
Барьеры входа – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, стремящиеся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.
Барьеры входа являются важнейшими характеристиками структуры отраслевого рынка, ослабляющими действие конкурентного механизма и ведущими к усилению у действующих фирм монопольной власти, что, в свою очередь, ведет к росту степени концентрации производства.
Как правило, барьеры входа приводят к необходимости фирмам, пытающимся проникнуть на рынок, осуществлять безвозвратные издержки, связанные их преодолением. Поэтому фирма, входящая на рынок, всегда соизмеряет доход (или иные выгоды), которые она может получить от доступа на данный рынок, и издержки, которые она вынуждена будет понести для преодоления барьеров входа. В этой связи выделяют следующие три типа отраслевых рынков:
1) рынки с блокированным входом, когда барьеры входа являются непреодолимыми ни при каких издержках, или когда выгоды от проникновения на рынок не оправдывают издержки, которые требуется понести (примером могут выступать рынки естественных монополий);
2) рынки с удержанным входом, когда выгоды, получаемые фирмой от проникновения на данный рынок, перевешивают издержки, связанные с преодолением барьеров (большинство рынков относится именно к этому типу);
3) рынки с открытым входом, когда фирма не несет никаких издержек или затруднений, связанных с проникновением на рынок (на практике, ситуации, когда фирма не несет абсолютно никаких затрат при проникновении на рынок, крайне редки.
В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров входа, принято выделять:
1) стратегические (субъективные) барьеры входа, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);
2) нестратегические (объективные) барьеры входа, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.
Разберем далее более подробно данные виды барьеров входа.
В силу того что уже действующим компаниям невыгодно, чтобы конкуренция на рынке их продукции усиливалась, они могут препятствовать входу новых фирм, что ведет к возникновению стратегических барьеров входа.
Стратегические барьеры можно сгруппировать в зависимости от методов, реализованных в стратегии уже действующих на рынке компаний по недопущению новых:
1) получение вертикального контроля (заключение долгосрочных или эксклюзивных контрактов на поставку дефицитного сырья и материалов или на реализацию продукции через сбытовые сети);
2) увеличение минимального эффективного выпуска (увеличение расходов на рекламу и инновации);
3) создание правовых препятствий для начала бизнеса в данной отрасли (лоббирование лицензирования деятельности; создание отраслевых ассоциаций, устанавливающих стандарты качества; патентование продукции);
4) проведение хищнического ценообразования, предполагающего поддержание избыточных мощностей и существенное снижение цен в случае попыток входа новых фирм на рынок.
Так как создание стратегических барьеров ограничивает вход на рынок новых фирм, которые потенциально могли бы эффективно на нем функционировать, то их установление, как правило, негативно влияет на эффективность отраслевого рынка и поэтому должно тщательно отслеживаться антимонопольными органами.
Помимо реализации фирмами методов по предотвращению проникновения на рынок новых фирм, существуют и объективные факторы, затрудняющие новым компаниями вход на рынок. Основные факторы, определяющие наличие на рынке нестратегических барьеров входа, могут быть разделены на следующие группы:
1) технологические барьеры:
— значительная положительная отдача от масштаба производства;
— наличие нескольких стадий производства, что обуславливает стимулы к вертикальной интеграции фирм;
— многопродуктовость (возможность выпуска разных видов продукции или диверсификации деятельности);
2) барьеры, связанные с особенностями спроса на продукцию:
— низкая эластичность и низкие темпы роста спроса;
3) административные барьеры, включая квоты и пошлины, ограничивающие появление иностранных фирм на рынке;
4) институциональные барьеры:
— неразвитость инфраструктуры рынка;
— необходимость лицензирования вида деятельности и т.д.
5) сезонность спроса или цикличность производства, ведущие к неравномерности поступления денежных потоков и вынуждающие диверсифицировать деятельность, что несет дополнительные затраты.
Действие технологических барьеров обусловлено большей эффективностью уже действующих на рынке фирм, по сравнению с новичками. Так, значительная положительная отдача от масштаба производства приводит к более низким удельным затратам на производство продукции у фирм-старожилов, вследствие чего фирмы-новички должны существенно нарастить объемы производства, чтобы выйти на нормальный уровень рентабельности своей деятельности. В силу того, что продукция фирмы-новичка малознакома рынку, рост ее объемов производства до прибыльного уровня потребует длительного времени, на протяжении которого фирма будет получать отрицательную экономическую прибыль, или значительных затрат, связанных с продвижением продукции. При этом необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста спроса на целевом рынке, для наращивания объемов производства новичку придется отвоевывать доли фирм-старожилов, что будет приводить к ответным мерам со стороны последних и существенно затруднять задачу роста объемов производства.
Для характеристики величины барьеров входа, обусловленных положительной отдачей от масштаба производства, используют два показателя:
1) минимальный эффективный выпуск;
2) показатель преимущества в издержках.
Минимальный эффективный выпуск (МЭВ) – это такой объем производства продукции, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, а фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. Чем больше МЭВ, тем сложнее новым фирмам будет сравняться по рентабельности с уже действующими на рынке фирмами.
Показатель преимущества в издержках определяется как отношение величины добавленной стоимости в среднем на одного занятого на крупных предприятиях, действующих на отраслевом рынке, к величине добавленной стоимости в среднем на одного занятого на мелких предприятиях. Считается, что положительная отдача от масштаба производства вызывает значительные барьеры входа в случае, если данный показатель превышает 1,25.
Следующим фактором, вызывающим технологические барьеры входа, является наличие многостадийности процесса производства, что создает стимулы к вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция – это объединение в единый производственный цикл в рамках одного предприятия нескольких стадий производственного процесса. С точки зрения объединяемых стадий выделяют следующие виды вертикальной интеграции:
1) полная вертикальная интеграция – ситуация когда все стадии производственного процесса объединены в единый цикл на одном предприятии;
2) неполная вертикальная интеграция – ситуация, когда только часть стадий производственного процесса объединена в единый цикл на одном предприятии, а продукция, производимая на других стадиях, закупается данным предприятием у других производителей, или произведенная продукция на данном предприятии поставляется на другие предприятия для дальнейшего использования в рамках производственного процесса.
С точки зрения направленности вертикальной интеграции по стадиям производственного процесса выделяют:
1) вертикальную интеграцию назад (первого типа, интеграция ресурсов) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более ранние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает колхоз);
2) вертикальную интеграцию вперед (второго типа, интеграция конечного продукта) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более поздние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает хлебозавод).
Существенным стимулом к вертикальной интеграции является снижение трансакционных издержек, поэтому если продукция, реализуемая на данном отраслевом рынке, является звеном в производственной цепочке, то это, как правило, порождает стремление фирм к вертикальной интеграции.
Вертикально интегрированные фирмы обладают большими преимуществами на рынке, так как консолидирует большие денежные потоки и обладает вертикальным контролем, позволяющим контролировать цены на промежуточных стадиях производственного процесса, снижать риски не исполнения контрагентами своих обязательств.
Фирме-новичку, таким образом, придется испытать существенные затруднения с обеспечением стабильных поставок сырья и материалов, а также со сбытом своей продукции в условиях наличия вертикально интегрированных старожилов.
Многопродуктовость предполагает, что фирмы, действующие на рынке, могут производить разные виды продукции на единой ресурсной базе (например, на рынке молочной продукции: сыр, творог, молоко и т.д.). Это дает широкие возможности для диверсификации деятельности фирм, действующих на рынке. Диверсифицированные же фирмы обладают большей устойчивостью и, часто, большей положительной отдачей от масштаба производства, что затрудняет вход новых фирм на этот рынок. Также новым фирмам будет трудно обосноваться на таком рынке, так как для эффективной организации деятельности им придется осваивать сразу несколько разных сегментов рынка.
Барьеры входа, возникающие вследствие дифференциации продукции, связаны с приверженностью покупателей уже существующим торговым маркам, а следовательно, и готовностью больше платить за продукт, выпущенный их излюбленным производителям, что вынуждает новые фирмы идти на различные часто очень затратные способы стимулирования спроса.
Низко эластичный спрос делает затруднительным для новой фирмы переключение части рыночного спроса на себя, так как ценовые методы конкуренции в этом случае оказываются неэффективными, а неценовые – требуют дополнительных затрат.
В случае низких темпов роста спроса свободные ниши на рынке, как правило, отсутствуют, а фирме-новичку приходится сталкиваться с активным противодействием их входу уже действующих фирм.
Административные барьеры, ограничивающие иностранную конкуренцию, являются существенным фактором, воздействующим на структуру отраслевых рынков. Их воздействие на эффективность отраслевого рынка не является однозначной. С одной стороны, импортные квоты и пошлины ограничивают конкурентность рынка и вызывают завышение цен внутренними производителями. Однако, с другой стороны, данные меры крайне эффективны для поддержки зарождающихся или восстанавливающихся после спада отраслей национальной экономики.
Институциональные барьеры входа, пожалуй, наиболее негативно влияют на эффективность отраслевых рынков, так как приносят неэффективность извне. Основная проблема, вызываемая такого рода барьерами, заключается в том, что они закрепляют сложившуюся структуру отраслевого рынка и не позволяют новым, быть может, даже более эффективным фирмам, попасть на этот рынок. Наличие таких барьеров снижает стимулы к повышению эффективности уже действующих на рынке компаний, что приводит к понижению эффективности отраслевого рынка в целом.
Зная основные виды рыночных барьеров можно анализировать поведение действующих на рынке фирм по недопущению новых фирм. Соответственно фирма, планирующая вход на какой-либо рынок может более детально проанализировать издержки, связанные с входом, а также оценить возможные действия уже существующих на данном рынке компаний в связи с ее появлением на рынке.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: