Какие виды ответственности предусмотрены за коррупционные правонарушения
Перейти к содержимому

Какие виды ответственности предусмотрены за коррупционные правонарушения

  • автор:

Какие виды ответственности предусмотрены за коррупционные правонарушения

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

  • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Гражданско-правовая ответственность

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

  • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации — убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
  • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

Ответственность за коррупционные правонарушения

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Об ответственности за преступления коррупционной направленности

03 Августа 2016

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Существуют следующие формы ответственности за коррупционные правонарушения и преступления:

  • уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.
  • уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).

За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КРФобАП) устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционного характера (в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29-7.32, 13.1 1, 13.14, 15.21, 19.28, 19 29 КРФобАП):

  • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты),
  • нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг;
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  • разглашение информации с ограниченным доступом;
  • получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Как определено Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

В соответствии с действующим законодательством о вышеизложенном должно быть написано заявление о преступлении, которое представляет собой сообщение о совершенном, либо готовящемся противоправном деяни и, содержащее ходатайство заявителя о привлечении виновного к уголовной ответственности. Законодательство не устанавливает каких-либо жестких требований к форме и содержанию заявлений граждан. Однако такое заявление должно как минимум включать в себя указание на должностное лицо, которому оно адресовано, описание случившегося, ходатайство о привлечении виновного к уголовной ответственности и данные о заявителе. Если сообщение содержит информацию о преступлении, отнесенном федеральным законом к территориальной подследственности другого правоохранительного органа, то все имеющиеся материалы после регистрации направляются по подследственности. При этом на правоохранительный орган, в который поступило первичное сообщение, возлагается обязанность по принятию необходимых мер по предотвращению или пресечению преступления.

Обращаться с заявлением лучше лично, поскольку у сотрудников правоохранительного органа могут возникнуть вопросы, необходимые для проведения первичных проверочных оперативных мероприятий.

По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться в прокуратуру района, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации , в региональное УВД либо УФСБ Ро

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Какие виды ответственности предусмотрены за коррупционные правонарушения

/uploads/image/достижение

/uploads/image/Gerb_Prokuratury_RF.png

Прокуратура Первомайского района разъясняет

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплена возможность привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений физических и юридических лиц.

Среди видов ответственности, к которой возможно привлечение физических лиц относятся:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная.

Уголовная ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности предусмотрена статьями 201 (злоупотребление полномочиями), 204, 204.1 (коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 290-291.2 (получение взятки, дача взятки, посредничество во взятке, мелкое взяточничество) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Осознано идя на указанные действия, можно не только лишится свободы на длительный срок (до 15 лет), но и пострадать материально, выплатив в качестве дополнительного вида наказания значительную сумму штрафа (до 70-ти кратного размера).

Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако, здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ дополнен новой ст.19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Совершение указанного правонарушения может повлечь за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего — за счет соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

При этом в ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения ст.ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:

— увольнения по соответствующим основаниям.

При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности. Существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Самостоятельным видом ответственности за коррупционные правонарушения выступает ответственность юридических лиц.

Однако, в данном случае возможно привлечение только к административной ответственности, в частности по ст. 19.28 («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, привлеченное юридическое лицо может достаточно серьезно пострадать материально за указанные действия.

Вместе с тем факт привлечения к ответственности юридического лица не исключает возможности привлечения к различным видам ответственности виновного должностного либо физического лица.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пензенской области

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.

Так, к преступлениям коррупционной направленности относятся такие преступления, как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, в случае установления корыстного мотива — злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, отдельные виды мошенничества, присвоения или растраты.

Наиболее тяжким наказанием за названные преступления является лишение свободы.

Административная ответственность установлена за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции составляет 6 лет с момента их совершения.

Типовым примером незаконного вознаграждения от имени юридического лица является передача руководителем предприятия денежных средств сотруднику контролирующего органа за не привлечение юридического лица к административной ответственности, что само по себе составляет состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовного кодекса РФ (дача взятки).

Наказание за совершение данного правонарушения (по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

Так, к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения могут быть привлечены, например, государственные либо муниципальные служащие, указавшие недостоверные сведения о своих доходах и членов своей семьи.

В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения ст.ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:

— увольнения по соответствующим основаниям.

При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения предполагает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Отдельно необходимо отметить, что существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам ответственности (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Информация подготовлена по материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

30 июня 2022, 18:14

Какие виды ответственности установлены законом за совершение коррупционных правонарушений?

Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.

Так, к преступлениям коррупционной направленности относятся такие преступления, как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, в случае установления корыстного мотива — злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, отдельные виды мошенничества, присвоения или растраты.

Наиболее тяжким наказанием за названные преступления является лишение свободы.

Административная ответственность установлена за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции составляет 6 лет с момента их совершения.

Типовым примером незаконного вознаграждения от имени юридического лица является передача руководителем предприятия денежных средств сотруднику контролирующего органа за не привлечение юридического лица к административной ответственности, что само по себе составляет состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 291 Уголовного кодекса РФ (дача взятки).

Наказание за совершение данного правонарушения (по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

Так, к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения могут быть привлечены, например, государственные либо муниципальные служащие, указавшие недостоверные сведения о своих доходах и членов своей семьи.

В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения ст.ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:

— увольнения по соответствующим основаниям.

При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения предполагает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Отдельно необходимо отметить, что существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам ответственности (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Информация подготовлена по материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *