Административный штраф как вид административного наказания
Перейти к содержимому

Административный штраф как вид административного наказания

  • автор:

Статья 3.5. Административный штраф

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, либо сумме средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.2 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

4.1) утратил силу с 9 мая 2023 г. — Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 152-ФЗ

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

10) кадастровой стоимости земельного участка;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 344-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 13

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 14

14) сумме ранее наложенного административного штрафа;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 15 с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ

15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 16 с 27 февраля 2022 г. — Федеральный закон от 16 февраля 2022 г. N 8-ФЗ

16) сумме принятого платежа в пользу лица, осуществление приема платежей в пользу которого не допускается либо заключение договора с которым запрещено.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ в часть 2 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 октября 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 200-ФЗ

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, либо суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных статьями 7.27 и 7.27.1 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных частями 1 — 2 статьи 14.4.3, частью 2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 15.44, частью 1 статьи 15.45 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном статьей 14.15.2 настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.3

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.4 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.5 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.6 с 27 февраля 2022 г. — Федеральный закон от 16 февраля 2022 г. N 8-ФЗ

4.6. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы принятого платежа в пользу лица, осуществление приема платежей в пользу которого не допускается либо заключение договора с которым запрещено, не может превышать 40 процентов суммы принятого платежа в пользу лица, осуществление приема платежей в пользу которого не допускается либо заключение договора с которым запрещено.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 6 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф как вид административного наказания

Понятие и способы определения административного штрафа

Административный штраф — это вид административного наказания, закрепленного Кодексом об административных правонарушениях, которое подлежит безусловному назначению и не может выступать дополнительным видом административного наказания.

Административный штраф является наиболее распространенным видом административного наказания. Административный штраф — это особое денежное взыскание, определяемое в национальной валюте (рублях) или других единицах измерения, установленных законом (ч.1 ст. 3.5 КоАП).

Административный штраф обусловлен административно-властным взысканием у лица, совершившего правонарушение, денежной суммы, то есть его суть выражается в юридически обязательном, принудительном и одностороннем характере действий должностных лиц и государственных органов, имеет публично-правовой смысл.

Административный штраф — это форма ограничения прав гражданина и человека, осуществляется государством в соответствии с федеральным законодательством в интересах государственной безопасности, общественного спокойствия или территориальной целостности для предотвращения противоправных действий, охраны нравственности и здоровья, защиты прав и свобод граждан.

Способы определения административного штрафа:

  • выраженное в рублях денежное взыскание;
  • сумма таможенных платежей, налогов, сборов, которые не были уплачены правонарушителем при совершении им административного правонарушения;
  • сумма штрафа исчисляется в зависимости от суммы незаконной валютной операции, объема денежных средств, зачисленных на банковские счета с нарушением закона, от средств, не возвращенных в РФ в ситуациях, когда такие действия содержали состав административного правонарушения, от стоимости ценных бумаг, иного имущества и т.д.;
  • сумма затрат, входящих в себестоимость продукции в сфере государственного оборонного заказа, но не относящихся к непосредственному производству данной продукции;
  • размер штрафа в зависимости от вырученного правонарушителем дохода при совершении правонарушения, сумма понесенных расходов на покупку товаров или услуг;
  • общая сумма дохода, полученного виновным лицом, от деятельности по продаже топлива, признаваемой правонарушением;
  • незадекларированная сумма наличных средств или стоимости денежных инструментов;
  • сумма средств, полученных из бюджета РФ, использованных не по целевому назначению, сумма бюджетного кредита, не перечисленного в положенный срок на счета бюджетной системы РФ, сумма платы за пользование бюджетным кредитом, сумма полученной бюджетной инвестиции, субсидии и т.д.;
  • сумма выручки, полученной от реализации товара, услуги или работы, в результате неправомерного завышения государственных цен (расценок, тарифов, ставок и т.д.) за весь промежуток времени, в течение которого было совершено правонарушение (но не более одного года);
  • максимальная цена гражданско-правового договора, предметом которого выступает выполнение работы, поставка товара, оказание услуги (включая аренду имущества или приобретение недвижимого имущества), который был заключен от имени РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, бюджетным учреждением, юридическим лицом;
  • стоимость предмета, с использованием которого было совершено правонарушение; стоимость предмета рассчитывается из его среднерыночной стоимости в момент пресечения (окончания) правонарушения);
  • кадастровая стоимость земельного участка;
  • цена сделки, совершенной унитарным (государственным или муниципальным) предприятием или учреждением;
  • стоимость неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг и др.

Административный штраф направлен на предупреждение правонарушений, на положительные изменения в правосознании лица, совершившего правонарушение.

Размеры административного штрафа

Административный штраф устанавливается в размере, не превышающем 5 тыс. рублей, при этом он не может быть менее 100 руб.,а за нарушение правил дорожного движения — менее 500 руб.

Размеры административных штрафов:

  1. Размер штрафа, определяемого исходя из выручки, полученной виновным лицом при реализации товара, услуги или работы, или из суммы расходов на приобретение товаров или услуг, не может превышать 1/25 совокупного размера выручки от реализации всех товаров за год.
  2. Размер штрафа, исходя из суммы выручки нарушителя, полученной при реализации товара, оказании услуги или работы, в результате неправомерного завышения цен (расценок, тарифов, ставок и т.д.), регулируемых государством, не может превышать 2-х кратную сумму полученной излишне выручки за период, когда совершалось правонарушение (не более одного года).
  3. Размер штрафа, определяемого из разности суммы штрафа, который был бы наложен за совершение правонарушения при представлении сведений, необходимых для расчета административного штрафа, и суммы наложенного штрафа, не должен превышать 10-ти кратный размер наложенного штрафа.
  4. Размер штрафа, кратный размеру ранее наложенного штрафа, не должен превышать 2-х кратный размер наложенного штрафа.
  5. Размер штрафа, определяемого из суммы выручки виновного лица от реализации товаров, услуг, работ за календарный год (или часть календарного года), когда было выявлено правонарушение, не может превышать пятую часть общего размера выручки.
  6. Размер штрафа, определяемого из суммы выручки виновного лица от реализации топлива, не должен превышать 3% от суммы выручки за календарный год, когда было выявлено правонарушение.

В соответствии с законодательством административный штраф зачисляется в бюджет в полном объеме. Штрафы за нарушение налоговых, таможенных, валютных правил, правил торговли и дорожного движения являются значительным источником пополнения консолидированного бюджета.

Административный штраф не применяется к солдатам и матросам, старшинам, сержантам, проходящим по призыву военную службу, к курсантам военных образовательных организаций, организаций высшего образования до момента заключения с ними контракта о военной службе.

Административный штраф как один из видов наказания

Дзиконская, А. М. Административный штраф как один из видов наказания / А. М. Дзиконская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/398/87949/ (дата обращения: 18.09.2023).

Данная научная статья направлена на выявление особенностей административного штрафа как вида наказания, назначения и исполнения, а также значения штрафа в системе административных наказаний.

Ключевые слова: административное наказание, штраф, санкция, правонарушение, административная ответственность.

This scientific article is aimed at identifying the features of an administrative fine as a type of punishment, appointment, and execution, as well as the value of a fine in the system of administrative penalties.

Keywords: administrative punishment, fine, sanction, offense, administrative responsibility.

Административный штраф считается одним из самых распространённых видов наказания и чаще всего применяется по отношению к лицам, совершившим административное правонарушение. Штраф как административная мера наказания может использоваться не только в данной форме, но и как важный элемент федерального бюджета, а также бюджета субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ). Нарушение определённого круга правил, установленных государством, наказывается штрафом и данные средства направляются непосредственно для обеспечения нужд государства. К таким нарушениям относятся правила дорожного движения, торговли, а также налоговые, таможенные и валютные правила.

Административный штраф определяется как имущественная санкция (то есть взыскание четко установленной суммы денег), применяемая к лицу, которое совершило административное правонарушение. В соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно — ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях …». [1] Рассматриваемый нами вид наказания можно рассмотреть, как меру, ограничивающую некоторые права и свободы человека и гражданина, так как он используется непосредственно государством в соответствии с законодательством нашей страны для поддержания национальной безопасности, территориальной целостности и мира в обществе, а также для обеспечения прав и свобод граждан. Административный штраф имеет общий характер и применяется в качестве наказания к большей части видов административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов РФ.

Основой для возникновения штрафа как одного из видов наказания в административном праве можно считать первый письменный свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого, который существовал в древнерусском государстве. В данном своде правовых норм не было разграничения на уголовные и административные правонарушения, поэтому неуплаченный штраф считался противоправным деянием. [2]

Административный штраф оказывает огромное влияние на сознание граждан, так как данная мера затрагивает материальные интересы отдельного правонарушителя. Как уже было сказано, административный штраф в Российской Федерации выражается в рублях и имеет свои ограничения в отношении размера имущественной санкции. В нормах административного права указаны две формы штрафа: указание пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и точное указание размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). «Размер административного штрафа, не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса». — данное положение указано в ч. 2 ст. 3.5 КоАП Российской Федерации. [1] В этой же статье указаны формы выражения штрафа для физических и юридических лиц. Перечислим некоторые из них: размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного нарушения на момент его окончания или пресечения; штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

Главной чертой административного штрафа, прежде всего, является признание вины за содеянное правонарушения. При отсутствии вины, наличие которой является одним из главных принципов административной ответственности, несение обязательств по нарушению определённых государством правил становится бессмысленным. Штраф, в отличие от других видов наказания, на практике используется как основной вид наказания за совершение противоправного действия. Иные виды административного наказания могут применяться в качестве основного, а также дополнительного вида наказания. Данный факт даёт гарантии гражданам о том, что, в случае нарушения установленных государством правил, указанных в КоАП Российской Федерации, по отношению к ним не будут применены другие негативные последствия. [3]

Применение в равной степени административного штрафа как основного наказания с другими видами нельзя представить, так как данное соотношение не будет соответствовать общим принципам применения основных и дополнительных наказаний: принципу справедливости, соразмерности, избирательного оказания влияния на правонарушителя, индивидуализации ответственности и т. д.

Так, процессуальное исполнение административного штрафа в качестве имущественной санкции к определённому объекту имущества, например, к денежным средствам физических лиц, в любом случае должно быть в большем размере, чем для юридических лиц. Различная процедура взыскания органами исполнительной власти административного штрафа с физических и юридических лиц объясняется препятствием вмешательства в права первых в сфере имущественных отношений. Именно применение такого вида административного наказания может быть использовано для оценки характера и уровня ущемления прав граждан. Решение о данной ситуации должно быть предоставлено по решению суда в ходе разбирательства, так как стороны в данном случае будут иметь равные права и обязанности, а также возможность отстоять свою точку зрения путём предоставления доказательств. [3]

При назначении административного наказания в виде штрафа учитывается совокупность следующих факторов: 1) характер совершённого правонарушения; 2) личность нарушителя; 3) степень вины правонарушителя; 4) имущественное положение лица, совершившего административное правонарушение; 5) обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность.

Обстоятельства, которые являются смягчающими или отягчающими для определения ответственности указаны в статье 4.2 и 4.3 и рассматриваются на примере конкретного случая.

Для того, чтобы узнать о наличии административного штрафа или задолженности, в нашей стране можно воспользоваться следующими вариантами: 1) с помощью интернета. Одним из онлайн-порталов является платформа госуслуги: на данной платформе всегда можно узнать о наличии и размерах штрафов и задолженностей. Также можно зайти на сайт ГИБДД и проверить информацию о своих штрафах за нарушения правил дорожного движения; 2) с помощью судебных приставов. Если к данным исполнительным органам поступила информация о ваших административных правонарушениях, при обращении к ним, вам сообщат об имеющихся штрафах и т. д. [3]

В одной из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обозначен круг лиц, по отношению к которым не может быть применён административный штраф как мера воздействия на имущественное положение граждан. Круг таких лиц назван в части 6 статьи 3.5 — «Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы”. [1]

Подводя итоги, можно сказать, что административный штраф как один из видов наказания является умеренной мерой принуждения к обязательствам, а также допустимой формой ограничения прав и свобод граждан, установленной государством для обеспечения нормального функционирования всех органов власти и общества, находящегося на одной территории.

18. Административный штраф как вид административного наказания

Административный штраф — это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: «административный штраф является основным наказанием (ст.3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции».

Штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Величина административного штрафа — это основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, и определяет величину кратную для определения размера административного штрафа. Административный штраф выносится только в российской валюте, то есть рублях, и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тысяч рублей; для должностных лиц —50 тысяч рублей; для юридических лиц — 1.000 000 рублей.

Согласно ст. 3.5. КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной:

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

сумме незаконной валютной операции;

сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока;

сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;

сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица;

сумме неуплаченного административного штрафа;

сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;

сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период правонарушения (но не более 1 года);

начальной цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, оказание работ, услуг;

сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

сумме средств, полученных из бюджета Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;

суммам средств, не перечисленных в установленный срок в бюджет Российской Федерации;

сумме средств незаконно произведенных операций.

Назначаемый размер административного штрафа не может быть менее 100 (ста) рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения менее 500 (пятисот) рублей. Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. В качестве субъекта привлекаются к административной ответственности, как физические лица, так и организации, нарушившие нормы административного законодательства.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Учитывается также давность привлечения к административной ответственности, подробно об этом указано в ст. 4.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь есть лица, к которым данный вид административного наказания применяться не может в силу особенностей, указанных в законе. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф назначается как в судебном, так и во внесудебном порядке. По факту совершения административного правонарушения составляется протокол, который в течение суток с момента составления направляется судье либо должностному лицу контролирующего ведомства, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа или о прекращении производства по делу (п. 1 ст. 29.9 КоАП).

В КоАП установлены следующие размеры штрафов:

Физические лица выплачивают не более 5 тыс. рублей штрафа. Исключения составляют статьи, предусматривающие нарушение права на свободу совести другого лица. Здесь размер штрафа может достигать 30 тыс. рублей.

Должностные лица могут выплачивать до 50 тыс. рублей штрафа. Однако есть в КоАП статьи, предусматривающие штраф и до 800 тыс. рублей.

Провинившиеся юридические лица должны выплачивать до 60 млн рублей штрафа.

Для исполнения штрафа, лицу дается определенное время на его уплату. Срок на уплату составляет 60 дней с того момента когда вступило в законную силу постановление о штрафе. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней, которые даются на его обжалование. Итого правонарушителю дается время на уплату штрафа 70 дней. Если гражданин его не оплатит по истечении 70 дней, то может быть применена санкция, согласно которой гражданин уплачивает штраф в двойном размере или привлекается на 15 суток ареста. Постановление можно не исполнять, в том числе не оплачивать штраф, если оно было приведено к исполнению по истечению двух лет, с того момента когда вступило в силу.

Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, физический, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера и лишено такого назначения как кара, поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

Административный штраф может налагаться на граждан, должностных и юридических лиц. В этом также прослеживается его универсальность в отличие от других видов административных наказаний, тем более что административный штраф для юридических лиц зачастую применяется в достаточно солидных размерах, что однозначно негативно отражается на имущественном положении организации, которая подвергнута данному виду наказания.

Скидка в размере 50% — при оперативной уплате денежного штрафа (с 2016 года), если:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *