Роспотребнадзор напоминает об ответственности за невыполнение законного требования уполномоченных должностных лиц в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции
Сообщается, в частности, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний уполномоченные должностные лица имеют право требовать и давать обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Неповиновение законному требованию влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания наступает ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, — наложение административного штрафа: на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
ИНФОРМАЦИЯ Роспотребнадзора «Об обязательности исполнения предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ
НАДЗОР, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ)
МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ 2019-NCOV
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на основании статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года N 3 имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае же выявления нарушения санитарного законодательства и невыполнения в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений санитарного законодательства, ответственность предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выездная проверка Роспотребнадзора
Нередко Роспотребнадзор совершает выездные проверки организаций. О сроках таких проверок, правах и обязанностях проверяющих и проверяемых, а также о том, как правильно должны быть оформлены результаты проверки, мы расскажем в этой статье.
При выездной проверке сотрудники Роспотребнадзора проверяют не только документы организации (предпринимателя), но и соответствие их работников, состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (работы, услуги). В случае если выездная проверка является не плановой, то есть решение о ее проведении принято после документарной проверки, то руководитель органа Роспотребнадзора должен вынести самостоятельное распоряжение (приказ) о ее проведении.
Перед началом данного мероприятия сотрудники Роспотребнадзора обязаны предъявить проверяемому служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки. Напомним, что проверку вправе проводить только те должностные лица, которые указаны в распоряжении.
Также контролеры должны ознакомить указанных лиц с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения. При этом привлекаемые эксперты, экспертные организации должны быть аккредитованы (аттестованы).
Если у проверяющих все документы в порядке, то лучше им не мешать. В противном случае проверяемого могут привлечь к административной ответственности (например, согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ).
С планом проверок Роспотребнадзора можно ознакомиться на его сайте https://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ – https://plan.genproc.gov.ru/plan2014.
Итак, Роспотребнадзор, проводя выездную проверку, кроме документов, может проверить:
- правильность оформления вывески (например, для Москвы требования к вывескам утверждены постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 № 902-ПП);
- наличие уголка потребителя (пациента);
- правильность заполнения ценников (согласно положениям постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника);
- информацию о производителе и поставщике товара (должна размещаться в доступном для потребителя месте либо предъявляться по первому требованию);
- прейскурант цен, заверенный подписью руководителя;
- товарное соседство;
- качество товара (включая соблюдение сроков годности и целостность упаковки) и качество предоставляемых услуг;
- производство фасовки продуктов (например, сырые продукты (мясо, рыба и т. п.) должны фасоваться отдельно (другое помещение, другие весы) от сухих продуктов (печенье, конфеты и т. п.));
- наличие термометров в холодильном оборудовании;
- метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов;
- освещение;
- вентиляцию (например, ее изолированность от воздуховодов жилых помещений, соответствие конструкции заявленному проекту);
- наличие дополнительного входа для разгрузки товара и т. д.
Помимо этого, сотрудники Роспотребнадзора могут производить отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды для исследований, испытаний, измерений. Взятие образцов (проб) возможно, если такая продукция, объект окружающей (производственной) среды являются предметом проверки, и повлекли (могли повлечь):
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан;
- нарушение прав потребителей.
Кроме того, исследования, испытания, измерения и иные виды оценок проводятся в случаях, если обязательные требования содержат показатели к продукции, объектам окружающей среды или производственной среды, оценка которых невозможна без их проведения. При отборе образцов (проб) и их передаче эксперту (экспертной организации) контролер обязан составить протокол.
Сроки проведения проверки
По общеустановленному правилу, срок проведения проверки – независимо от того, плановая она или внеплановая – не может превышать 20 рабочих дней. Однако срок проведения выездной плановой проверки в отношении малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а в отношении микропредприятия – 15 часов в год.
Срок выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов. Основанием для продления выездной плановой проверки являются случаи, связанные с необходимостью проведения:
- санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований и (или) испытаний и иных видов оценок;
- экспертизы качества продукции;
- санитарно-эпидемиологических расследований.
Обратите внимание, что срок проведения документарной или выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается руководителем органа Роспотребнадзора (его заместителем) отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному подразделению с учетом того, что общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Роспотребнадзор должен уведомить организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Помимо этого, проверка должна проводиться с учетом режима работы проверяемого. Следовательно, сотрудники Роспотребнадзора не вправе приходить в нерабочее время организации (предпринимателя). Если же они все-таки пришли, то их действия можно оспорить у руководителя органа Роспотребнадзора.
Права и обязанности проверяющих
Организациям и предпринимателям необходимо знать, что именно можно, а что нельзя делать сотрудникам Роспотребнадзора при проведении проверки. Данные знания могут помочь проверяемым выявить нарушения, на основании которых возможно будет признать проверку незаконной.
Роспотребнадзор наделен обширными полномочиями, в частности: профилактика инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защита прав потребителей и проведение санитарного надзора.
Круг прав сотрудников Роспотребнадзора очень обширен, поэтому легче всего запомнить, что они не вправе делать:
- проверять выполнение обязательных требований и требований, не относящихся к полномочиям Роспотребнадзора;
- проводить плановую или внеплановую выездную проверку при отсутствии руководителя (его уполномоченного представителя) организации, предпринимателя (его уполномоченного представителя). Однако в случае, когда проверка обусловлена причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера данное правило может не соблюдаться;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб), которые не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы (пробы) без оформления протоколов, а также в количестве, превышающем нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- предлагать организациям (предпринимателям) провести проверку за их счет.
Помимо этого, сотрудники Роспотребнадзора обязаны ознакомить проверяемого с их полномочиями, видами и объемом мероприятий по контролю, а также предоставить информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.
Если проверяющие допускают нарушения, то их лучше всего фиксировать. Это может помочь при оспаривании результатов проверки.
Права и обязанности проверяемых
Руководитель (иное должностное лицо либо уполномоченный представитель) организации, предприниматель имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету. Помимо этого, проверяемый вправе получать информацию, относящуюся к предмету проверки.
Если контролеры, препятствуют исполнению данных прав, то это является нарушением порядка проведения проверки, на основании которого можно оспорить результаты проверки.
Стоит отметить, что проверяемые обязаны обеспечить присутствие своих руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей при проведении проверки. Также проверяемые не должны препятствовать осуществлению проверки (например, не представлять документы, не пускать в помещения и т. п.), если она проводится на законных основаниях. При неисполнении данных требований организации (в том числе руководители или иные должностные лица) и предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности.
Проверяемые также могут знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспотребнадзора.
Проверяемый имеет право привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
Оформление результатов проверки
По итогам проверки сотрудники Роспотребнадзора составляют акт (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141) в двух экземплярах. Один экземпляр остается у проверяющих, а другой передается проверяемому лицу (лично под расписку либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении). В нем должны содержаться следующие сведения:
- дата, время и место составления;
- наименование территориального органа Роспотребнадзора, проводившего проверку;
- дата и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
- Ф.И.О. и должности сотрудников Роспотребнадзора, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юрлица либо Ф.И.О. предпринимателя, а также Ф.И.О. присутствовавших руководителей, должностных лиц, уполномоченных представителей;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- подписи должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку.
Также в акте ставится отметка о том, что проверяемый с ним был ознакомлен либо о том, что он отказался ознакомиться с документом. Помимо этого, в акте указываются сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого данного указанного журнала.
К данному акту прилагаются оригиналы или копии протоколов об отборе образцов (проб), протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников юрлица (предпринимателя), на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы.
Если проверяемый не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, то он может в течение 15 дней с момента получения акта подать на него письменные возражения. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, а также аудио и видеозаписи, объяснения работников и т. д.
Возражения рассматриваются руководителем органа Роспотребнадзора (его заместителем) в течение 30 дней (срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней), после чего выносится мотивированное решение (о признании действий (бездействия) должностного лица Роспотребнадзора незаконными, об отмене результатов проверки, об оставлении жалобы без удовлетворения). О принятом решении сообщается в организацию (предпринимателю), подавшую возражения.
Предписание об устранении нарушений
При выявлении нарушений сотрудники Роспотребнадзора могут выдать проверяемому предписания об их устранении (например, о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов). В предписании должны быть указаны:
- дата и место выдачи;
- Ф.И.О. и должность сотрудника Роспотребнадзора, выдавшего предписание;
- наименование и место нахождения юрлица либо Ф.И.О. и адрес места жительства предпринимателя, сведения о госрегистрации и зарегистрировавшем органе;
- положения действующих нормативных правовых актов РФ, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке;
- требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения;
- срок, в течение которого проверяемый должен известить сотрудника Роспотребнадзора, выдавшего документ о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения;
- порядок и сроки обжалования предписания.
За неисполнение предписания проверяемый может быть привлечен к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Предупреждение об этом также должно содержаться в предписании.
Предписание об устранении выявленных нарушений направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки. Его можно оспорить в том же порядке, что и акт проверки.
Ответственность
За выявленные правонарушения, например, в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), Роспотребнадзор может привлекать проверяемых (их должностных лиц) к административной ответственности в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности на определенный срок.
Конкретный вид наказания за правонарушение назначается по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении (производство по делу возбуждается сотрудником Роспотребнадзора, проводящим проверку), о чем выносится мотивированное постановление. Например, если проверяемого привлекли к ответственности в виде штрафа, то в постановлении указываются размер штрафа, реквизиты для его уплаты, существо правонарушения, ссылка на положения, которые были нарушены, статья кодекса, в рамках которой налагается штраф, а также мотивированное указание на причину применения именно такого вида наказания.
Организация (предприниматель) может обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) по месту нахождения (месту жительства) заявителя либо по месту нахождения органа Роспотребнадзора, которым принято оспариваемое решение. Заявление в арбитражный суд должно быть подано организацией (предпринимателем) в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления (п. 2 ст. 208 АПК РФ). Стоит отметить, что в данной ситуации госпошлина не взимается (п. 4 ст. 208 АПК РФ).
Кроме того, в исключительных случаях (например, деятельность проверяемых либо эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (работы, услуги) представляют угрозу причинения вреда (вред уже причинен) жизни, здоровью граждан, и т. д.) орган Роспотребнадзора может временно запретить организациям (предпринимателям) осуществлять деятельность, а также отзывать их продукцию из оборота. При этом временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности организацией (предпринимателем).
Игорь Шилов, юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»
Прокурор разъясняет — Прокуратура Тамбовской области
К такому выводу пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 18.04.2019, рассмотрев кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и отменив решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционной и кассационной судебных инстанций.
Управление Роспотребнадзора по результатам рассмотрения жалобы возбудило в отношении ООО «АСК» дело об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ.
В рамках производства по делу было назначено проведение административного расследования, в ходе которого установлены факты нарушения обществом требований СанПин 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных".
Выявление нарушений послужило основанием для вынесения Роспотребнадзором предписания, которым на общество возложена обязанность обеспечить выполнение названных санитарных норм и правил.
Предписание было обжаловано обществом в судебном порядке, указанные нижестоящие судебные инстанции признали его недействительным, исходя из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающей, что предписания выдаются только по результатам проверок в порядке, установленном данным законом.
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установлено, что оспариваемое предписание вынесено Управлением Роспотребнадзора в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основании ст.ст.1, 44, 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так же суды не приняли во внимание, что частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры — при производстве по делу об административном правонарушении. Статья 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, наделяя контролирующие органы полномочием по вынесению предписаний об устранении нарушений санитарного законодательства, также не содержат положений, исключающих возможность вынесения предписаний, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий органа государственного контроля, оснований для удовлетворения заявленных требований у судов не имелось. Проводить для этого отдельную проверку в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ орган контроля не должен.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Тамбовской области
Прокуратура Тамбовской области
23 мая 2019, 17:49
Роспотребнадзор вправе по результатам административного расследования выдать предписание об устранении выявленных нарушений санитарных норм и правил.
К такому выводу пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 18.04.2019, рассмотрев кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и отменив решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционной и кассационной судебных инстанций.
Управление Роспотребнадзора по результатам рассмотрения жалобы возбудило в отношении ООО «АСК» дело об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ.
В рамках производства по делу было назначено проведение административного расследования, в ходе которого установлены факты нарушения обществом требований СанПин 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных".
Выявление нарушений послужило основанием для вынесения Роспотребнадзором предписания, которым на общество возложена обязанность обеспечить выполнение названных санитарных норм и правил.
Предписание было обжаловано обществом в судебном порядке, указанные нижестоящие судебные инстанции признали его недействительным, исходя из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающей, что предписания выдаются только по результатам проверок в порядке, установленном данным законом.
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установлено, что оспариваемое предписание вынесено Управлением Роспотребнадзора в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основании ст.ст.1, 44, 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так же суды не приняли во внимание, что частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры — при производстве по делу об административном правонарушении. Статья 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, наделяя контролирующие органы полномочием по вынесению предписаний об устранении нарушений санитарного законодательства, также не содержат положений, исключающих возможность вынесения предписаний, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий органа государственного контроля, оснований для удовлетворения заявленных требований у судов не имелось. Проводить для этого отдельную проверку в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ орган контроля не должен.