Аптечка первой помощи работникам с 1 сентября 2021 года
С 1 сентября 2021 года работодателям придется компоновать медицинские аптечки для своего персонала по новым правилам. Действовать новые требования будут 6 лет — вплоть до 1 сентября 2027 года.
Посмотрим, что же изменилось:
Новые требования к аптечкам (с 01.09.2021) | Действующие требования к аптечкам |
10 масок медицинских нестерильных одноразовых | 2 маски медицинские нестерильные трехслойные нетканые с резинками или завязками |
4 бинта марлевых медицинских размером не менее 5 м × 10 см | 1 нестерильный бинт такого размера |
2 упаковки салфеток марлевых медицинских стерильных размером не менее 16 × 14 см № 10 | 1 упаковка |
2 покрывала спасательных изотермических размером 160 × 210 см | 1 покрывало |
Кроме того, с вступлением новых правил работодатель сможет сам выбирать ряд медицинских изделий. К примеру, маски или нестерильные перчатки из нескольких видов. То есть с 01.09.2021 для компоновки аптечки разрешено выбирать как один вид медизделия из числа требуемых, так и комбинировать медизделия (учитывая требование о минимальном количестве).
Состав аптечки работодателя с 1 сентября 2021
№ п/п | Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий | Наименование в соответствии с классификацией | Название медицинского изделия | Минимальное количество |
1 | 182450 | Маска хирургическая одноразового использования | Маска медицинская нестерильная одноразовая | 10 шт. |
367580 | Маска лицевая для защиты дыхательных путей одноразового использования | |||
2 | 122540 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные | Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее «M» | 2 пары |
122560 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные | |||
139350 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные | |||
139360 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, опудренные | |||
185830 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные | |||
185850 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, опудренные | |||
205280 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, неопудренные | |||
205290 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, опудренные | |||
298450 | Перчатки смотровые/процедурные из гваюлового латекса, неопудренные | |||
320790 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные | |||
321530 | Перчатки смотровые/процедурные полиизопреновые, неопудренные | |||
3 | 327410 | Маска для сердечно-легочной реанимации одноразового использования | Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» | 1 шт. |
4 | 210370 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность многоразового использования | Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения | 1 шт. |
210380 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность одноразового использования | |||
5 | 150130 | Рулон марлевый тканый нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м × 10 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый стерильный | |||
6 | 150130 | Рулон марлевый тканый нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м × 14 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый стерильный | |||
7 | 223580 | Салфетка марлевая тканая стерильная | Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 × 14 см N 10 | 2 уп. |
8 | 136010 | Лейкопластырь кожный стандартный | Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 × 500 см | 1 шт. |
122900 | Лейкопластырь кожный гипоаллергенный | |||
141730 | Лейкопластырь кожный силиконовый | |||
269230 | Лейкопластырь кожный водонепроницаемый | |||
9 | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 × 7,2 см | 10 шт. |
10 | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 × 10 см | 2 шт. |
11 | 293880 | Одеяло спасательное | Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 × 210 см | 2 шт. |
12 | 260590 | Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования | Ножницы для разрезания повязок | 1 шт. |
116910 | Ножницы для перевязочного материала многоразового использования | |||
103290 | Ножницы для разрезания тонкой гипсовой повязки | |||
151740 | Ножницы диссекционные |
Наборы медизделий оснащают футляром, сумкой и инструкцией.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите образец приказа об обеспечении комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам (это бесплатно).
Штрафы за отсутствие аптечки
Отсутствие аптечки экстренной медпомощи у работодателя может повлечь к административную ответственность (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- 2-5 тыс. руб. — для должностных лиц и ИП;
- 50-80 тыс. руб. — для организаций.
Напомним что работодатель несет ответственность за комплектацию аптечных наборов, а также за санитарно-бытовое обслуживание, медицинское обеспечение в организациях (ст. 223 ТК РФ).
Согласно какой статье трудового кодекса в организации необходимо иметь аптечку первой помощи
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
Означает ли это, что если работодатель заключит договор оказания услуг с медицинской организацией, то он обеспечил соблюдение правил СНиП 2.09.04-87 и ст. 212 ТК РФ, при условии, что медицинская организация получит лицензию с адресом предприятия, где будет оказывать услугу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, при наличии фельдшерского здравпункта, расположенного на территории работодателя, и договора с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, работодатель обеспечит требования медицинского обеспечения работников, установленного трудовым законодательством.
Обоснование вывода:
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ).
В соответствии с абзацем 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
В силу ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В соответствии с частью первой ст. 223 ТК РФ работодателем в целях санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников организуются в том числе посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи*(1).
Согласно п. 5.27 Свода правил СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания». Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87 (утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 N 782, далее СНиП 2.09.04-87)) при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт, а на предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты (п. 5.28 СП 44.13330.2011). Однако требования к порядку оказания медицинской помощи СНиП 2.09.04-87 не устанавливает.
В соответствии с частью 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.
Напомним, что медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с подп. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Значит, организация, имеющая в своем составе фельдшерский здравпункт, должна иметь соответствующую лицензию.
При этом отметим, что законодательство не содержит запрета в рамках договорных отношений на заключение договора с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, с предоставлением соответствующего помещения и оборудования (если оно имеется). Следовательно, в целях выполнения требований ст. 212 ТК РФ работодатель вправе заключить договор с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, при условии оказания услуг в фельдшерском здравпункте, расположенном на территории работодателя.
Таким образом, по нашему мнению, при наличии фельдшерского здравпункта, расположенного на территории работодателя, и договора с медицинской организацией, которая имеет лицензию на соответствующий вид деятельности, работодатель обеспечит требования медицинского обеспечения работников, установленного трудовым законодательством.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
3 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) При этом определение понятия «пост для оказания первой помощи» в законодательстве и нормативных правовых актах отсутствует. В некоторых нормативных актах вместо этого термина применяется термин «санитарный пост»: например, в п. 26 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н) указано, что работодатель оборудует по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создает санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Однако следует отметить, что и определение термина «санитарный пост» в законодательстве об охране труда и об охране здоровья граждан не содержится.
Состав аптечки работодателя с 1 сентября 2021
Каждый работодатель обязан иметь аптечку, соответствующую установленным требованиям. С 1 сентября 2021 г. эти требования существенно обновлены.
Аптечка работодателя с 1 сентября 2021 г.: что нового?
В соответствии со ст. 223 ТК РФ, работодателем организуются посты для оказания работникам первой помощи, укомплектованные соответствующими аптечками. Состав аптечки работодателя с 1 сентября 2021 года регулируется новым нормативным актом — приказом Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н. Он заменил предыдущий приказ от 05.03.2011 № 169н. Действовать новый норматив будет до 1 сентября 2027 года.
В соответствии с п. 2 приказа № 1331н, аптечки, сформированные до вступления в силу новых правил, могут применяться в течение срока их годности, но не более, чем до 31.08.2025 года. Если же работодатель формирует аптечку начиная с 01.09.2021 года и позднее, ее состав должен соответствовать новому приказу № 1331н.
Отличий между требованиями, установленными старым приказом № 169н и новым № 1331н, довольно много. Так, новый норматив предписывает работодателю комплектовать аптечки, в частности:
- трехслойными нестерильными медицинским масками в количестве не менее 10 штук (по старому приказу — не менее 2 масок);
- не менее, чем 2 упаковками марлевых стерильных салфеток размером минимум 16 на 14 см (по прежнему приказу — не менее 1 упаковки);
- не менее, чем 4 медицинскими бинтами (стерильными или нестерильными) размером минимум 5 на 10 см (ранее требовался 1 нестерильный бинт);
- любыми ножницами для разрезания бинтовых повязок (по старому нормативу требовались специальные ножницы по Листеру);
- не менее чем двумя спасательными покрывалами с изотермическими свойствами размером минимум 160 на 210 см (по старой норме — не менее одного).
Примечательно, что в новом приказе № 1331н медизделия для аптечки классифицируются по двум критериям:
- наименованию в соответствии с номенклатурной классификацией (графа 3 таблицы в Требованиях, установленных приказом № 1331н);
- нормативному наименованию, которое может объединять в себе несколько видов изделий, соответствующих наименованию по номенклатурной классификации (графа 4 таблицы).
Необходимо сверять характеристики медизделия как с первым критерием, так и со вторым. Например, если компания собирается закупать для аптечки лейкопластыри, то необходимо проверить:
- Подходят ли они под классификацию по п. 8 таблицы из Приказа № 1331н в части наименования, что соответствует нормативному классификатору (графа 3).
В данном случае подойдет кожный лейкопластырь (любой, на выбор работодателя):
- стандартный;
- гипоаллергенный;
- силиконовый;
- водонепроницаемый.
- Подходит ли изделие под второй критерий — нормативное наименование, также приведенное в п. 8 таблицы, но в графе 4.
Там указано, что это должен быть лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 на 500 см. Если у поставщика нет, условно говоря, гипоаллергенного лейкопластыря, подходящего под указанные размеры, то можно купить силиконовый, который таким размерам соответствует.
Требования, установленные приказом № 1331н для аптечек, сформированных начиная с 1 сентября 2021 года, и приказом № 169н для аптечек, сформированных до 1 сентября, обязательны к исполнению предприятиями. Рассмотрим, какие штрафы грозят работодателю за отсутствие аптечки или за ее комплектацию без учета соответствующих требований.
Аптечка работодателя не соответствует требованиям: последствия
Если Трудинспекция при проверке работодателя не обнаружит аптечку или обнаружит, что ее комплектация не соответствует установленным нормативам, работодателю грозит штраф за нарушение государственных нормативных требований по охране труда на основании ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Статья предусматривает предупреждение или штраф, налагаемый:
- на должностное лицо — 2-5 тыс. рублей;
- на работодателя — ИП — 2-5 тыс. рублей;
- на работодателя — юрлицо — 50-80 тыс. рублей.
Если нарушение допущено повторно, то санкции будут сильно строже:
- на должностное лицо налагается штраф в 30-40 тыс. рублей или применяется дисквалификация на 1-3 года;
- штраф для ИП — 30-40 тыс. рублей или приостановление работы на срок до 90 дней;
- на юрлицо — штраф в размере 100-200 тыс. рублей или приостановление работы на срок до 90 дней.
За состоянием однажды укомплектованной аптечки нужно следить. Если у медизделия или средства, которое в нее включено, истек срок годности, его нужно списать и утилизировать в установленном порядке, а затем, пополнить аптечку новым аналогичным медизделием (п. 5, 6 Требований по приказу № 1331н). Не допускается повторное использование медизделий в составе аптечки, а также использование изделий, у которых нарушена стерильность (п. 7 Требований). При обнаружении нарушений в части отслеживания срока годности и своевременного пополнения аптечки, выявлении повторного использования или использования нестерильных медизделий проверяющие органы также могут вменить работодателю совершение нарушений, попадающих под административные санкции, установленные ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Перечень медизделий, входящих в состав аптечки согласно новому приказу № 1331н, приведен по ссылке ниже.
Аптечка первой помощи на предприятии
Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.
Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 214,223 ТК РФ. В частности, в понятие санитарно-бытового обслуживания входит (ст. 216.3 ТК РФ):
Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.
Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.
Можно ли учесть в расходах медикаменты, купленные работодателем для рабочей аптечки? Ответ на этот вопрос содержится в КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Ответ эксперта. Это бесплатно.
С 1 марта 2022 года работодатели обязаны информировать работников об условиях и охране труда в организации.
Изменения в требованиях к аптечкам
С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.
Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу № 169н от 05.03.2011. С 1 сентября 2021 года этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.
Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н. В 2023 году также действует данный приказ.
Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу № 169н, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже чем 31 августа 2025 года.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о нюансах практического применения новых нормативных положений по комплектованию аптечек. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС-вычетом».
Состав аптечки по новому приказу
Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.
Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.
Итак, что должно находиться в аптечке:
Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:
Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.
Аналогично можно использовать для аптечки разные:
Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».
Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.
По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:
- блокнот,
- авторучку,
- английские булавки.
Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.
Об уголовной ответственности за нарушение охраны труда мы писали здесь.
ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
Узнать больше о том, в каких случаях работодатель привлекается ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ, вы можете из экспертного материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Итоги
Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.