Место работы водителя в трудовом договоре что указывать
Перейти к содержимому

Место работы водителя в трудовом договоре что указывать

  • автор:

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы («разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути») и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работа водителя, занятого на регулярных междугородных перевозках, носит характер осуществляемой в пути. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

В соответствии с частью второй ст. 57 и частью второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовым договором. Законодательного определения понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы. Однако содержание указанных понятий не раскрывает.

В отраслевых актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы (смотрите, например, примечание к п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3; п. 1 и п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, смотрите также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоянного, стационарного рабочего места, но есть возможность ежедневного возвращения к месту жительства. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители. При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников и т.п.

В рассматриваемой ситуации работа водителя заключается в управлении движущимся транспортным средством и перевозке грузов на дальние расстояния, в результате чего он не имеет возможность ежедневного возвращения к месту жительства, поэтому его работа носит характер осуществляемой в пути. Аналогичное положение содержится в приложении N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков», где водители грузовых автомобилей, работающие на регулярных междугородных перевозках, отнесены к работникам, постоянная работа которых протекает в пути.

Что касается условия трудового договора о месте работы, то согласно абзацу второму части второй ст. 57 ТК РФ оно является одним из обязательных для включения в трудовой договор. Также частью четвертой ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, в том числе и об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте.

Из чего следует, что уточнение места работы до его конкретного местонахождения является правом, а не обязанностью сторон. В общем же случае трудовой договор в качестве условия о месте работы должен содержать лишь условие о местности (определенный населенный пункт в соответствии с утвержденным административно-территориальным делением), в которой находится работодатель.

Также трудовое законодательство различает понятия «рабочее место» и «место работы». Рабочее место — это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации, то есть где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть шестая ст. 209 ТК РФ). То есть транспортное средство является рабочим местом водителя.

При этом, как указывалось выше, обязательным для включения в трудовой договор является лишь условие о месте работы (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Таким образом, указывать в трудовом договоре марку, регистрационный номер автомобиля не требуется. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

20 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что учитывать при заключении с водителем трудового договора

Трудовой договор заключите по тем же правилам, что и обычно, а именно включите информацию, в частности, о месте работы, оплате труда, условиях труда на рабочем месте, условие об обязательном социальном страховании и другие сведения и условия, указанные в ч. 1, 2 ст. 57 ТК РФ.

Особое внимание уделите трудовой функции, характеру работы, а также режиму труда и отдыха.

Поскольку с выполнением работы по должности водителя связаны некоторые ограничения (например, по режиму работы), то в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ опишите трудовую функцию следующим образом: водитель автомобиля. Так она определена, например, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

В качестве характера работы укажите разъездной характер работы или работу в пути (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Проверьте, прописано ли в вашем коллективном договоре (при наличии) или в локальном нормативном акте условие о возмещении расходов на служебные поездки таких работников. Если нет, то их можно указать в трудовом договоре. А именно пропишите размеры и порядок возмещения расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных и иных расходов, которые водитель будет делать с вашего разрешения или ведома (ст. 168.1 ТК РФ).

Отметим, что по оформлению водителя на дистанционную работу специальные правила законом не предусмотрены — нет как прямого указания на возможность оформления водителя на такую работу, так и не установлен прямой запрет на это. Для оформления выполнения трудовой функции дистанционно нужно, чтобы такая работа отвечала всем обязательным условиям. Так, одно из них — использование в работе информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования не только для взаимодействия между вами и работником, но и для выполнения его трудовой функции. При этом на дистанционного работника распространяется действие нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ. Например, вы не должны его допускать к управлению автомобилем, если у него прекращено действие права на его управление, что может быть проблематично при дистанционной работе. Учитывайте все это в вашем конкретном случае, оценивая возможность оформления водителя как дистанционного работника и соблюдения при этом требований закона. Дополнительно можете обратиться за разъяснениями по вашему случаю, в частности, в Роструд.

Указывая режим труда и отдыха водителя в трудовом договоре, учтите все нюансы, указанные ниже.

Что учитывать, устанавливая водителю испытание при приеме на работу

Водитель допускается к самостоятельной работе только после успешного прохождения испытания (п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Испытание проводите на транспортном средстве того типа и модели, на том маршруте (при наличии), на котором водитель будет дальше самостоятельно работать. Возможно испытание с выездом на дороги общего пользования и без такого выезда (п. п. 8, 9 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения). Учтите, что для водителей маршрутных ТС испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами (п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Назначьте водителя-наставника, который будет руководить испытанием. Он должен отвечать следующим требованиям (п. 10 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • отсутствие за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по его вине;
  • стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств (не менее трех лет — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Информацию об испытаниях вносите в листы испытаний, храните их не менее пяти лет (п. п. 11, 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Утвержденной формы листа испытаний нет, поэтому разработайте ее самостоятельно.

В листе испытаний нужно указывать (п. 12 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • номер листа испытаний;
  • фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о ТС: тип, марка, модель;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дату и время прохождения, испытательный период; о допуске (недопуске) водителя к самостоятельной работе.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Оформляем на работу водителя

Водитель на предприятии – фигура особенная. Он должен не только обладать навыками уверенного вождения автомобиля, но и уметь быстро находить решения в стрессовых ситуациях, а также обладать отменным здоровьем. В данной статье мы поговорим подробно о том, как работодателю правильно оформить трудоустройство водителя.

Требования к кандидату на должность водителя

Принимая на работу водителя, обращайте внимание:

  • на его возраст;
  • соответствие квалификационным требованиям;
  • отсутствие медицинских противопоказаний.

Внимание! Чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, кандидату на должность водителя нужно пройти медосмотр. О порядке прохождения медосмотров водителями читайте в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17).

А здесь рассмотрим подробнее два первых критерия.

Возраст водителя

В зависимости от вида управляемого транспортного средства (далее – ТС) ст. 15 Закона от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» установлены ограничения по возрасту. Так, право на управление:

  • мототранспортными средствами и мотоколясками (категории А1, А) имеют лица, достигшие 16 лет;
  • автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами на улично-дорожной сети всех типов, кроме автобусов, трамваев и троллейбусов (категории В1, В, С1, С, Т) – лица старше 18 лет;
  • автомобилями с прицепами или полуприцепами, а также предназначенными для перевозки крупногабаритных, с большим весом и опасных грузов (категории ВЕ, С1Е, СЕ) – лица старше 19 лет;
  • автобусами, трамваями и троллейбусами (категории D1, D, D1E, DE, T) – лица, которым исполнился 21 год.

То есть законодательно установлен минимальный возраст для получения прав на управление ТС той или иной категории.

Однако! Максимального возрастного ценза для вождения ТС не установлено. Это значит, что работодатель может принять на работу водителя пенсионного возраста, если у того нет медицинских противопоказаний для управления ТС.

Квалификация

Квалификационные требования к водителям определены в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт»), утвержденном приказом Минтранса и связи от 14.02.06 г. № 136.

Квалификационные характеристики делятся на общие и дополнительные. Для вашего удобства приведем их в таблице.

На кого распространяются

Квалификационные характеристики

Общие требования (для водителей всех ТС)

1. Наличие водительского удостоверения*.

2. Полное или базовое общее среднее образование.

3. Профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей ТС).

4. Специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки соответствующей категории.

5. Прохождение квалификационной аттестации

Дополнительные характеристики

Для водителей ТС с категориями С, С1, BE, C1E, CE, D1E, DE в случае перевозки опасных грузов

Стаж работы – не менее 3 лет на ТC соответствующей категории и специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки водителей по перевозке опасных грузов соответствующего класса

Для водителей ТС категории D

Непрерывный стаж управления ТС категории B, C1, C, D1 или несколькими из них на протяжении 3 лет

Для водителей ТС категории D1

Непрерывный стаж управления ТС категории В и/или С1 на протяжении 3 лет

Для лиц, которые имеют удостоверение на право управления ТС любой категории, но в последнее время не работали водителями более 12 месяцев или нанимаются на работу водителями впервые

Стажировка по практическому управлению на соответствующем ТС продолжительностью не менее 30 часов

* Удостоверение водителя соответствующей категории действительно в течение 30 лет с даты его вы­дачи, кроме удостоверения, которое выдано впервые. Водительское удостоверение, выданное лицу впервые, действительно в течение 2 лет со дня выдачи с ограниченным правом управления ТС (п. 2 Положения, утвержденного постановлением КМУ от 08.05.93 г. № 340, далее – Положение № 340).

Какими документами подтверждается стаж работы водителем?

Согласно абзацу четвертому п. 9 Положения № 340, водительский стаж подтверждается выпиской из трудовой книжки или справкой с места работы с указанием:

  • даты приказа о назначении лица на должность водителя;
  • даты, с которой такое лицо работает водителем;
  • марки закрепленного ТС и его номерного знака.

Будьте внимательны! Выписка и справка должны быть заверены подписью должностного лица предприятия.

Порядок оформления на работу

Кандидат на должность водителя подходит по возрасту, имеет нужную квалификацию и не имеет противопоказаний по состоянию здоровья. Теперь нужно правильно оформить водителя на работу.

Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу

Будущий сотрудник подает заявление о приеме на работу, а также:

  • паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
  • трудовую книжку (если это не первое место работы);
  • документ об образовании;
  • справку органа ГНС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
  • водительское удостоверение;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра (см. подробнее в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17);
  • военный билет или свидетельство о приписке к призывному участку.

Шаг 2. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу

На основании заявления оформляется приказ о приеме водителя на работу по типовой форме № П-1, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489, или в произвольной форме, но с указанием обязательных реквизитов (см. образец в конце консультации). С приказом сотрудника знакомят под подпись.

В приказе необходимо указать наименование должности со­гласно Классификатору ДК 003:2010. В нашем случае это может быть, например, водитель автотранспортных средств (КП 8322), водитель погрузчика (КП 8334).

Шаг 3. Уведомление органов ГНС

В орган ГНС подается уведомление о приеме на работу водителя по форме приложения к постановлению КМУ от 17.06.15 г. № 413. Уведомление подается до того, как водитель приступит к работе.

Шаг 4. Внесение записи в трудовую книжку

В трудовую книжку водителя вносится запись о приеме на работу на основании соответствующего приказа (распоряжения).

Нужно ли водителю присваивать классность?

Да, нужно, однако порядок присвоения классности водителю в законодательстве не описан. Поэтому руководитель предприятия должен самостоятельно разработать этот порядок и закрепить в локальном акте. Это может быть, к примеру, Положение о присвоении классности водителям или соответствующий приказ. Или можно предусмотреть эту процедуру в коллективном договоре.

На заметку! При составлении такого локального документа следует учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к п. 4 разд. II Выпуска № 69.

Обязательно ли сохранять водителю классность, которая была присвоена работодателем по прежнему месту работы?

Нет, действующее законодательство этого не требует. Поэтому новый работодатель может, но не обязан оставить за водителем класс, установленный на предыдущей работе (см. письмо Минсоцполитики от 30.12.15 г. № 781/13/116-15).

При трудоустройстве водителю можно присвоить III класс с дальнейшим присвоением:

  • II класса – в случае непрерывного стажа работы водителем III класса на этом же предприятии не менее 3 лет и наличии удостоверения водителя с правом на управление ТС категорий B, BE, C, CE или DE (D);
  • I класса – в случае непрерывного стажа работы водителем II класса не менее 2 лет на этом же предприятии и наличии права на управление ТС категорий B, BE, C, CE, D, DE.

Сделайте все правильно! Классность присваивается водителю квалификационной комиссией во время квалификационной аттестации. Присвоение классности оформляется приказом с установлением доплаты за классность.

Работа водителя ТС

Водитель принят на работу, ему установлена классность. Теперь работодателю следует определиться, какой режим работы можно установить водителю. В этом вопросе необходимо придерживаться законодательных требований.

Режим работы водителя

Режим рабочего времени водителей имеет свои особенности, предусмотренные разд. I Положения, утвержденного приказом Минтранспорта и связи от 07.06.10 г. № 340 (далее – Положение № 340).

Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 8 последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочей смены; при этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством, а нормальная продолжительность работы водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

Если водителю установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными, продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются работодателем. Однако эта продолжительность все равно не должна быть больше 40 часов в неделю (п. 2.2 Положения № 340).

Важный момент! Если водитель работает 6 дней в неделю с одним выходным, то ежедневно он может работать не более 7 часов.

Работодатель не имеет права систематически привлекать водителей ТС к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени!

Какие периоды включаются в рабочее время водителя?

В рабочее время водителя входят (п. 2.1 Положения № 340):

  • сменный период управления;
  • подготовительно-заключительный период;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);
  • время проведения медосмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении;
  • время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);
  • время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок – в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;
  • половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, с оборудованным спальным местом.

Может ли работодатель устанавливать водителю суммированный учет рабочего времени?

Да, если по условиям работы водителю не может быть установлена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Однако это можно сделать только по согласованию с органом профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

При суммированном учете рабочего времени работодатель составляет график сменности (по форме приложения 1 к Положению № 340). В этом графике определяется продолжительность рабочих дней (смен) и выходных. График составляется на весь учетный период (например, на месяц).

Каждый водитель должен быть ознакомлен с графиком под подпись не менее чем за 2 недели до начала учетного периода (п. 2.5 Положения № 340).

Для справки. Учетный период – это период, в пределах которого общая продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального количества учетных часов за это время. К примеру, учетным периодом может быть месяц, квартал, год.

При суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормальное количество рабочих часов. При этом продолжительность рабочего дня (смены) водителя должна быть не более 10 часов.

Если во время работы у водителя бывают продолжительные простои, ожидания либо ему необходимо дать возможность доехать до рабочего места, тогда продолжительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Однако увеличение рабочего дня до 12 часов возможно только при условии, что непосредственное время управления ТС на протяжении дня (смены) не превышает 9 часов (п. 2.3 Положения № 340).

Ежедневный и еженедельный отдых водителей

Нормы ежедневного и еженедельного отдыха водителей предусмотрены в разд. V Положения № 340. Продолжительность еженедельного отдыха водителей должна составлять 45 часов (непрерывно). Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха на протяжении 24 часов, считая с начала рабочего дня, должна быть не менее 10 часов (непрерывно). Например, водитель работал с 07.00 до 16.00. В таком случае он должен отдыхать как минимум 10 часов – с 16.00 до 02.00 следующего дня.

Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый из них должен ежедневно отдыхать не менее 8 последовательных часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 8 последовательных часов в течение любых 24 часов. Отсчет в этом случае ведется с начала рабочей смены. При этом рабочее время в течение учетного периода не должно превышать норму рабочего времени, установленную законодательством. Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода часов – в порядке, предусмотренном графиком сменности (п. 5.2 Положения № 340).

Перерывы в течение рабочего дня

Работодатель должен установить перерывы на протяжении рабочего дня водителя. После 4 часов управления ТС перерывы могут быть следующими (п. 4.1, 4.2 Положения № 340):

  • 45 минут – перерыв на отдых и питание;
  • 15-минутные перерывы – распределяются на протяжении периода управления ТС.

Перерыв на отдых и питание не включается в рабочее время водителя! Конкретная продолжительность перерывов, их начало и конец устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия.

Ежегодные отпуска водителей

Водителю должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год (ст. 75 КЗоТ; ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).

Кроме того, водитель имеет право на ежегодные дополнительные отпуска:

  • за особый характер труда (ст. 76 КЗоТ, ч. 1 ст. 8 Закона № 504). Водители, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических или геологических условиях и в условиях повышенного риска для здоровья, имеют право на дополнительные дни отпуска. Продолжительность такого отпуска установлена в приложении 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290 (далее – Постановление № 1290). Максимальная его продолжительность – 35 к. д.;
  • за работу с вредными или тяжелыми условиями труда (ст. 76 КЗоТ; ст. 7 Закона № 504). Право на такой отпуск есть у водителей, специфика работы которых подразумевает негативное воздействие на здоровье вредных производственных факторов (приложение к Постановлению № 1290). Максимальная продолжительность такого отпуска – 35 к. д. Конкретную продолжительность этого отпуска работодатель устанавливает в коллективном или трудовом договоре;
  • за ненормированный рабочий день (ст. 76 КЗоТ, ст. 8 Закона № 504). Такой отпуск можно установить водителям легковых автомобилей, кроме водителей такси (п. 2.10 Положения № 340). Максимальная продолжительность такого отпуска – 7 к. д. (п. 3 Рекомендаций, утвержденных приказом Минсоцполитики от 10.10.97 г. № 7). Работодатель указывает конкретную продолжительность данного отпуска по каждому виду работ, профессий и должностей в колдоговоре (п. 3 этих Рекомендаций). Если на предприятии нет колдоговора, тогда привести такой перечень можно и в другом локальном документе предприятия, например в Положении об отпусках.

Наказ № 123-ОК

Про прийняття на роботу

Прийняти на роботу Сороченка Анатолія Федоровича з 16.11.20 р. на посаду водія автотранспортних засобів із посадовим окладом згідно зі штатним розписом із випробу­вальним терміном 3 (три) місяці.

Підстава: заява Сороченка А. Ф. від 15.11.20 р.

Директор (підпис) В. А. Короленко

З наказом ознайомлений:

16.11.20 р. (підпис) А. Ф. Сороченко

Выводы

При приеме на работу водитель помимо трудовой книжки и других документов, которые подаются в случае трудоустройства, обязан представить копии водительского удостоверения, справку о прохождении медосмотра и т. д. Также существуют особенности, связанные с установлением водителям режима работы и перерывов на отдых и питание. Кроме того, работодатель должен установить водителю классность. При трудоустройстве водителю можно присвоить III класс, так как законодательством не установлена обязанность сохранять ему классность, присвоенную на прежнем месте работы (хотя это и не запрещено). В дальнейшем по решению работодателя водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса.

Источник: "Баланс" № 48, который выходит из печати 30.11.20 г.

Оформление разъездного характера работы. Как определить регион(ы), в переделах которых такая работа осуществляется?

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

ВОПРОС

У сотрудника в трудовом договоре место работы указано Санкт-Петербург. При оформлении разъездного характера работы этому сотруднику он может ездить только по Санкт-Петербургу и Ленинградской области? Или другие регионы он тоже может посещать?

ОТВЕТ

Действующее трудовое законодательство не раскрывает понятие разъездного характера работы и не содержит прямой нормы, отвечающей на ваш вопрос.

Как правило, под такой работой понимается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации, т.е. законодательство прямо не привязывает выполнение работником данной работы к месту нахождения работодателя. При этом существует позиция, что работник в рассматриваемой ситуации обязан выполнять свои обязанности только в пределах места постоянной работы (места нахождения работодателя – г. Санкт-Петербург).

Работодатель вправе самостоятельно определить в трудовом договоре работника регион(ы) (территорию), в переделах которого такая работа осуществляется.

ОБОСНОВАНИЕ

Действующее трудовое законодательство не раскрывает понятие разъездного характера работы и не содержит прямой нормы, отвечающей на ваш вопрос.

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Если работа носит разъездной характер:

  • данное условие должно быть отражено в трудовом договоре с работником;
  • в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте должны быть установлены размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также перечень работ, профессий, должностей работников, работа которых носит разъездной характер.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Статья 57 ТК РФ устанавливает условия, обязательные для включения в трудовой договор. Одним из них являются условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Условие о месте работы является обязательным условием трудового договора в соответствии со ст. 57 ТК РФ. В случае если работа работника носит разъездной характер, в трудовом договоре с ним в качестве места работы должно быть указано наименование работодателя. Так, согласно условиям трудового договора место работы сотрудника — территория г. Санкт-Петербург. Поездка работника для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы признается командировкой (ст. 166 ТК РФ). На основании данных норм существует позиция, что работник в рассматриваемой ситуации (когда в трудовом договоре указано только место работы и разъездной характер) обязан выполнять свои обязанности только в пределах места постоянной работы (места нахождения работодателя ).

При этом ч. 2 ст. 57 ТК РФ позволяет работодателю включать дополнительные условия, не ухудшающие его положение по сравнению с действующими нормами трудового законодательства. Таким образом, работодатель вправе установить в трудовом договоре дополнительное условие о территории, в пределах которой работник будет работать.

Учитывая выше изложенное:

Трудовое действующее законодательство не раскрывает понятие разъездного характера работы. Как правило, под такой работой понимается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации, т.е. не привязывает выполнение работником данной работы к месту нахождения работодателя.

Работодатель вправе самостоятельно определить перечень работ (профессий, должностей) с разъездным характером работы, степень его применения, а также регион (территорию), в переделах которого такая работа осуществляется.

Примечание: Обратите внимание! Если в трудовом договоре с работником, которому установлен разъездной режим работы, определен регион (территория) , в котором он обязан осуществлять работу в разъездном режиме, по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения в другом регионе или за границей, ему следует оформить командировку в установленном порядке.

И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *