Эрудиция и интеллект в чем разница
Перейти к содержимому

Эрудиция и интеллект в чем разница

  • автор:

Интеллект или эрудиция?

Если человек знает наизусть все химические элементы таблицы Менделеева, все даты правления Русских царей с момента правления династии Рюрика, страны и столицы, всех космонавтов и Нобелевских лауреатов — это эрудиция. Просто владение информацией. Но это не интеллект.

Есть слово, которое точно описывает суть понятия интеллект — смекалка! То есть, способность человека решать нестандартные задачи, творческий подход к решению.

Согласно некоторым исследованиям, интеллект можно развивать с помощью специальных игр и упражнений, например шахматы, шашки, Го и другие игры где используется логика, стратегия и тактика. Но интеллект это ещё наследственный компонент, врождённый и воспитание никто не отменял.

IQ — так называемый коэффициент интеллекта,можно диагностировать рядом методик тест Айзенка, Амтхауэра и Векслера (больше к сожалению не знаю, не пробовал). Также немного нестандартный тест измерения интеллекта это прогрессивные матрицы Ровена. Все это можно пройти в режиме онлайн и узнать уровень своего интеллекта. Это может как расстроить так и обрадовать. Я, к своему удивлению был очень рад, так как в школе считал себя не особо интеллектуальным, но по всем тестов результат выше среднего. Меня это удивило;)

IQ это не единственный интеллект который есть, он скорее относится к математическому и лингвистическому. Это те процессы за которые отвечает неокортекс. Есть ещё другие интеллекты.

Согласно теории Говарда Гарднера есть 7 типов интеллекта.
Логико-математический
Визуально-пространственный
Музыкальный
Телесно-кинестетический
Межличностный
Внутриличностный
Натуралистический

Так как помимо неокортекс у нас есть ещё более древние слои мозга, и они играют значительную роль в нашей жизни. Например лимбическая система — чувства, эмоции живут именно там.
Эмоциональный интеллект, активно изучал Дэниел Гоулман, это как раз смесь межличностного и внутриличностного интеллекта. То есть, умение выстраивать отношения с другими людьми, коммуникативная и поведенческая гибкость, способность распознавать эмоции и чувства других людей и свои собственные, также способность влиять на свои эмоциональные состояния и на эмоциональные состояния другого человека или группы.

Каждый тип интеллекта имеет и врождённую (генетическую природу) и приобретенную в ходе воспитания, также каждый тип можно развивать. Но не обязательно доводить каждый до совершенства, можно развивать тот тип, который и так хорошо развит.

Ну а эрудиция тоже очень важна, хорошо эрудированный человек это отличный собеседник, с ним можно говорить на любые темы. Как ни старайся Гугл это не заменит, он конечно знает все, но собеседник так себе;

В чём отличие интеллектуала от эрудита?

У меня аналитическая память преобладает над механической. Зубрилой стать невозможно. Не поймёшь — и не запомнишь. Во всём в школе надо было разбираться. И сейчас могу знать книги и фильмы по содержанию, но не узнавать цитаты и не помнить названия.

Автор Григорий Залевский умер 15 лет назад в январе 2007 года.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Умный или просто эрудированный? Как различить интеллект от знаний

Понятия интеллекта и эрудиции часто смешиваются и неправильно трактуются в обществе. Хотя оба этих понятия связаны, они имеют различные значения и характеристики. В данной статье мы будем рассматривать разницу между интеллектом и знаниями, а также способы их отличить друг от друга.

Определения

Интеллект — это способность человека мыслить, решать задачи, анализировать информацию и принимать решения. Интеллект может быть связан с высоко развитыми навыками абстрактного мышления, критического анализа, проблемного решения и творчества.

Эрудиция — это широкий кругозор и общая эрудированность человека. Эрудированный человек обладает большим количеством знаний в разных областях и может демонстрировать их в беседе или обсуждении.

Отличие между интеллектом и знаниями

Основное отличие между интеллектом и эрудицией заключается в том, что интеллект — это способность мыслить и анализировать, в то время как эрудиция — это общее знание и образование в разных сферах.

Интеллект не всегда зависит от количества знаний, которыми обладает человек. Он скорее связан с тем, как человек способен анализировать и использовать доступную информацию. Человек, обладающий высоким интеллектом, способен быстро учиться, адаптироваться и применять свои знания в новых ситуациях.

Эрудиция, с другой стороны, предполагает обширный объем знаний в различных областях. Эрудированный человек может обсуждать и проявлять интерес к различным темам, а также иметь широкий кругозор и понимание мира в целом.

Как различить интеллект от знаний

Существуют несколько способов различить интеллект от эрудиции:

Творческое мышление: Человек с высоким интеллектом обычно способен мыслить нестандартно и придумывать новые решения. Он может проявлять творческие способности, находить необычные связи и решать проблемы в нестандартных ситуациях. Эрудированный человек, с другой стороны, может быть не очень креативным и ориентироваться больше на существующие факты и знания.

Общение и коммуникация: Человек с хорошей эрудицией может свободно обсуждать различные темы и демонстрировать свое образование. Он хорошо осведомлен и может выразить свои знания в диалоге. Человек с высоким интеллектом может использовать аналитические навыки во время беседы и предлагать новые идеи, даже если его знания в данной области ограничены.

Учебные способности: Человек с высоким интеллектом обычно обладает хорошими учебными способностями. Он быстро усваивает новую информацию и может применять свои знания в практических ситуациях. Эрудированный человек, хотя и может обладать обширными знаниями, не всегда будет иметь такие же учебные способности или аналитические навыки.

Заключение

Интеллект и эрудиция являются двумя разными концепциями, хотя и связаны между собой. Интеллект связан с способностью мыслить и принимать решения, в то время как эрудиция относится к знаниям и общей эрудированности человека. Интеллект может проявляться через творческое мышление и учебные способности, в то время как эрудиция проявляется сквозь общение и широкий кругозор.

Важно понимать разницу между интеллектом и эрудицией, чтобы избежать недоразумений и справедливо оценивать качества каждого человека. Оба этих качества могут быть ценными и полезными, и комбинация интеллекта и эрудиции может создать впечатляющую комбинацию, способную достигать выдающихся результатов в различных областях.

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

В одной из наших статей («Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее») мы подробно разговаривали о том, почему нужно стремиться быть умным и эрудированным, и что для этого необходимо делать. Впрочем, и без упомянутой статьи многие люди стараются развивать свой интеллект и эрудицию.

Однако в жизни можно найти массу примеров людей, читающих множество книг, наполняющих свой лексикон новыми словами, интересующихся разными вещами, знающих огромное количество любопытной информации. Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается интересный факт: уровень когнитивных (познавательных) способностей этих людей оставляет желать лучшего.

Да, найти какую-то информацию, умудриться ее запомнить и затем кому-то рассказать в разговоре особого труда не составляет. Но вот сделать на основе полученной информации свои умозаключения, предварительно ее критически оценив и проанализировав, – это уже принципиально другой уровень.

Это же касается и самостоятельного поиска ответов на всевозможные вопросы, которые не получается почерпнуть из уже имеющегося багажа знаний, например, из прочитанных статей и книг, просмотренных документальных фильмов и передач, прослушанных лекций и посещенных семинаров. Некоторые люди совершенно не в состоянии использовать имеющуюся информацию с практической пользой для себя.

Между тем, может встречаться и другая ситуация: перед нами вполне себе умный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-что несусветную чушь, а выводы, которые он делает, неверны или вообще абсурдны. Можно было бы списать это на «недалекость» человека, но мы ведь понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак, у него острый ум, он обладает массой полезных навыков и способностей.

Сталкиваясь с подобными вещами, остается только разводить руками, ведь как же так получается: что либо эрудированный, начитанный и много знающий человек не очень хорошо соображает, либо умный и смекалистый человек несет какую-то ересь? Но если хорошенько пораскинуть мозгами на эту тему, несложно заметить, что противоречий здесь никаких нет.

Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта

Мы не ошибемся, если скажем, что разум человека является очень сложной структурой, которая состоит из целого комплекса компонентов, одними из которых как раз-таки и являются интеллект и эрудиция (причем они относятся к категории основных). Охарактеризовать их коротко можно следующим образом:

  • интеллект – это способность человека к обработке информации;
  • эрудиция – это способность человека к усвоению и воспроизведению информации (она выступает продуктом памяти).

При идеальном развитии событий обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли среди людей хотя бы один идеальный человек? Думаем, что нет. Ко всему прочему, каждый человек – это уникальная личность, которая формируется и развивается в определенных условиях. Именно поэтому и встречаются ситуации, когда у одного человека больше развит интеллект, а у другого – эрудиция.

Стоит заметить, что подобное случается как с умственными способностями человека, так и с физическими. К примеру, есть люди, способные за считанные секунды пробежать стометровку, но неспособные поднять тяжелый вес, а есть те, кто может поднять 120-килограммовую штангу, но со спринтами им лучше не связываться.

У человека всегда будут активно развиваться лишь те способности, которым он уделяет внимание. Тренируя мышцы, можно добиться колоссальных силовых показателей, а бег и развитие дыхательной системы способны привести к развитию завидной выносливости. Здесь нет ничего хитрого.

Помимо прочего, у каждого человека есть предрасположенность к развитию какой-то конкретной характеристики физического тела или ума. Но все же главное в любом деле – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация обстоит аналогичным образом.

Люди, обладающие отличной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитой способностью к мышлению, довольно часто имеют прекрасную память, но низкий уровень интеллекта. Случается это, как правило, из-за того, что у них нет высокого IQ или каких-то способностей, и при этом они даже не стремятся их развивать, а просто пользуются тем, что есть, – воспринимают информацию и усваивают ее в уже готовом виде. Получается, что память они тренируют, а об интеллекте забывают.

У тех же людей, которые обладают природной смекалкой и хорошими мыслительными способностями, но при этом знают крайне мало, ситуация обстоит прямо противоположно. Эти люди замечательно думают, способны делать выводы, но, обладая ограниченным количеством информации, не могут объективно анализировать правильность своих доводов и выводов; их умозаключения просто соответствуют тому, что они знают.

При всем вышесказанном кто-то может подумать, мол что такого: люди есть разные, у всех свои способности; у всех свои потребности и желания в конце концов. Так почему же не дать людям быть такими, какие они есть? Мы никого не призываем срочно меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор сам), но все же хотим отметить: эрудиция без интеллекта, как и интеллект без эрудиции могут играть человеку отнюдь не на руку.

Что плохого в эрудиции без интеллекта

Если составляющие разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что здесь следует отметить, – это переоценка способностей. Когда человек при помощи своей эрудиции производит о себе впечатление как о некоем мудреце, он ставит себя перед риском не суметь выполнить возложенные на него задачи в случае, если они потребуют от него развитого интеллекта и умения синтезировать информацию, а не простого повторения того, что известно.

Если все в порядке, ситуация стандартная и не требует применения каких-либо новых инструментов, человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом легко осилит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или инструментов, такому человеку неизвестных, возникают серьезные трудности.

С другой стороны, эрудиция без интеллекта довольно часто приводит к дефициту критического подхода. Когда человек впитывает информацию, пренебрегая ее глубоким анализом, он проявляет излишнее доверие к ее источнику, запросто поддается влиянию экспертов и авторитетных лиц.

Безусловно, нечто подобное свойственно каждому из нас (например, ни один ученый не может разбираться абсолютно во всех науках, и когда сталкивается с чем-то выходящим за рамки его компетентности, он будет доверять другим авторитетным ученым), но все же полное отсутствие критического мышления может породить слепую веру. А последняя, как показывает практика, зачастую далека от истинного положения вещей.

Что плохого в интеллекте без эрудиции

Люди, обладающие высоким интеллектом, но небольшим объемом знаний и слабой эрудицией, склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение почти любой нестандартной проблемы, выйти из сложной ситуации, но их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.

Когда человек оперирует недостаточным количеством информации по какому-либо вопросу, он сам себе создает преграды на пути объективной оценки. Тот факт, что в его картине мира не присутствуют определенные вещи, приводит к заведомо необъективным умозаключениям, а во многих ситуациях именно они могут играть решающую роль.

Неверные или не совсем корректные выводы заводят в тупик и самого человека, и тех, с кем он взаимодействует, а это может таить в себе опасность. За примерами долго ходить не нужно: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые верования в то, что люди, умеющие исцелять травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, исходя из которой в составе всех веществ присутствует флогистон – вещество, улетучивающееся в процессе сгорания.

Высокоинтеллектуальные, но неэрудированные люди (кстати, советуем почитать нашу статью «Проблемы высокого IQ»), дают начало провальным проектам, открывают обреченные на крах бизнесы, развивают не терпящие никакой критики идеи. А все из-за дефицита имеющихся у них знаний, который не позволяет учесть тонкости и нюансы. При этом чужой помощью такие люди предпочитают не пользоваться, ибо уверены, что и сами все прекрасно знают.

Несложно сделать вывод, что две рассмотренные крайности могут провоцировать самые разные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с быта и отношений с партнером и заканчивая карьерой и бизнесом. Посмотрите вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекосы» в развитии эрудиции и интеллекта привносят в жизнь людей сплошные проблемы и неприятности.

Есть ли выход?

Не станем сгущать краски – эрудиция без интеллекта и интеллект без эрудиции – это не приговор, и выход из ситуации есть. Для начала нужно просто понять, что эти составляющие разума должны находиться в балансе друг с другом. Нужно стараться не допускать, чтобы одно начинало преобладать над другим. Как этого достичь?

При получении любых новых знаний, усваивайте их и обрабатывайте, а затем сопоставляйте с тем, что уже знаете, делайте соответствующие умозаключения и синтезируйте в своей голове новую информацию. Говоря еще проще, мыслите – в самом прямом понимании этого слова; мыслите, думайте, размышляйте.

Также стремитесь не просто получать знания и «складировать» их в хранилище своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что и так уже обдумали и что уже знаете. Совмещайте формы интеллектуальной активности.

Узнали нечто новое – ваша задача не запомнить – критически оцените, проведите собственный анализ, задайте несколько вопросов, чтобы уточнить что-то, глубже вникнуть в смысл, осознать причины. И уже вместе с этим придет запоминание, причем оно придет автоматически – чем не еще один плюс?!

Каждый, кто в чем-то из сказанного в статье узнал себя, должен сформировать у себя привычку рассуждать на тему чего-либо. Это означает и поиск уточняющих фактов, и расширение багажа знаний, и тренировку памяти. Плюс к этому, если есть возможность, то, что известно, желательно хотя бы иногда применять на практике. Это позволит углубить свои познания и сделать новые выводы, получить реальную пользу.

Гении существуют, но их единицы. Однако в силах каждого человека существенно расширить свои познания, активизировать новые способности, приобрести интересные навыки и умения, нужные в жизни. Сделать это позволит гармоничное развитие эрудиции и интеллекта, из которого проистекает и гармоничная жизнь, и успех, и достижение целей, и хорошие отношения с окружающими.

И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, что об этом мы основательно порассуждали в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предупредить деградацию ума.

Надеемся, мотивации быть умным и эрудированным человеком с высоким интеллектом у вас предостаточно. Как известно, наличие желания – это уже полдела, поэтому осталось лишь следовать намеченному пути и стараться с него не сворачивать. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *