С чего начинается стадия предварительного расследования
Перейти к содержимому

С чего начинается стадия предварительного расследования

  • автор:

С чего начинается стадия предварительного расследования

УПК РФ Статья 156. Начало производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Статья 156 УПК РФ. Начало производства предварительного расследования (действующая редакция)

1. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

2. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 156 УПК РФ

1. Предварительное расследование как принудительная процессуальная деятельность начинается с момента вынесения постановления о возбуждении дела, на котором согласно требованиям ч. 2 ст. 146 УПК кроме даты должно быть указано время его вынесения.

2. Расследование дела лицом, не принявшим его к своему производству, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет ничтожность полученных результатов (ч. 3 ст. 7). По смыслу процессуального закона должен быть акт, указывающий на прекращение полномочий конкретного следователя или дознавателя на производство по данному делу. Таким актом следует считать постановление о направлении дела прокурору или руководителю СО для передачи по подследственности, передачу дела другому следователю или дознавателю (которая должна быть оформлена письменно) или постановление о принятии дела к производству другим следователем или дознавателем. Иначе в одном деле может быть несколько уполномоченных вести расследование лиц, которые не оформлены как следственная группа.

Предварительное следствие

Предварительное следствие

Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

§ 8. Система предварительного расследования (этапы стадии)

Предварительное расследование, наряду с судебным разбирательством, является, пожалуй, самой продолжительной и сложной по структуре стадией уголовного процесса. Речь при этом, разумеется, прежде всего идет о такой форме расследования, как предварительное следствие, так как дознание, как мы увидим далее, отличается от следствия ускоренным и отчасти упрощенным по структуре характером. Именно структура предварительного следствия представляет собой некий архетип структуры предварительного расследования в целом, которая может быть проще (в рамках дознания и особенно сокращенного дознания), но по определению не может быть сложнее, т.е. представляет собой некий максимум сложности.

При анализе структуры предварительного следствия принято выделять его этапы. В то же время следует учитывать, что деление предварительного следствия на этапы не столь явно институционализировано (нормативно выражено), как это имеет место в случае с судебным разбирательством. Здесь разграничение на этапы имеет, скорее, доктринальный и относительно условный характер, в силу чего допустимо различное число и наименование соответствующих этапов.

Принимая во внимание прежде всего динамику предварительного следствия, т.е. движение в его рамках уголовного дела (которое не приостанавливается и не прекращается), следует выделить следующие этапы предварительного следствия:

1) начало предварительного следствия и принятие следователем дела к своему производству;

2) производство следственных действий;

3) привлечение в качестве обвиняемого;

4) производство следственных действий (в том числе с участием обвиняемого);

5) окончание предварительного следствия.

Если говорить о дознании, то, как отмечалось выше <1>, оно по общему правилу не предполагает привлечения в качестве обвиняемого, поскольку дознание производится в отношении подозреваемого, а обвиняемый появляется уже на этапе окончания расследования. С точки зрения структуры это приводит, во-первых, к очевидному исчезновению этапа привлечения в качестве обвиняемого, а во-вторых, к слиянию в единое целое двух этапов производства следственных действий, которые в отличие от следствия более не отделены друг от друга границей в виде появления обвиняемого. В результате структура дознания становится упрощенной и сводится к трем этапам:

<1> См. § 6 настоящей главы.

1) начало дознания и принятие дознавателем дела к своему производству;

2) производство следственных действий;

3) окончание дознания.

Но в случае, когда по отмеченным выше причинам возникает необходимость в привлечении в ходе дознания лица в качестве обвиняемого, структура дознания, разумеется, становится идентичной структуре предварительного следствия.

§ 9. Начало предварительного расследования и формирование

пределов производства по уголовному делу

Начало предварительного расследования вне зависимости от его формы (предварительное следствие, дознание либо дознание в сокращенной форме) связано с завершением предшествующей стадии уголовного судопроизводства в форме принятия только одного итогового процессуального решения — постановления о возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч. 1 ст. 156 УПК РФ предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

Таким образом, с одной стороны, постановление о возбуждении уголовного дела является итоговым процессуальным решением для стадии возбуждения уголовного дела <1>. С другой стороны, оно выступает в качестве процессуального решения, служащего отправной точкой (началом) производства предварительного расследования. Поэтому по общему правилу постановление о возбуждении уголовного дела сочетает в себе элементы двух процессуальных решений: 1) собственно решения о возбуждении уголовного дела и 2) одновременно решения о принятии возбужденного уголовного дела к производству лицом, уполномоченным осуществлять предварительное расследование по нему (следователем, дознавателем). Соответственно, в подобной ситуации с позиции процессуальной формы решение о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству оформляется единым процессуальным актом (постановлением), первая часть которого означает завершение одной стадии уголовного процесса (возбуждения уголовного дела), а вторая — начало другой (предварительного расследования).

<1> См. об этом п. 2 § 4 гл. 13 настоящего курса.

Вместе с тем допускается оформление названных решений и в виде отдельных процессуальных документов. Об этом говорится, в частности, в ч. 2 ст. 156 УПК РФ, согласно которой если следователю, дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору. Последняя ситуация имеет место в случаях, связанных в том числе с производством по возбужденному уголовному делу неотложных следственных действий дознавателем с последующей его передачей следователю, передачей уголовного дела от одного следователя другому или от руководителя следственного органа следователю и т.п.

При этом оба вышеуказанных процессуальных решения — о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству — имеют важное процессуальное значение с позиции дальнейшего движения уголовного дела.

Так, акт возбуждения уголовного дела, как уже отмечалось ранее <1>, традиционно связан с формированием пределов производства in rem — по кругу деяний. Иначе говоря, значение процессуального решения о возбуждении уголовного дела в качестве начального момента предварительного расследования заключается в том, что следователь или дознаватель уже на этом этапе производства по делу связан конкретным эпизодом или фактом совершенного преступного деяния, по которому и будет производиться расследование. Соответственно, они уполномочены осуществлять только те процессуальные действия, которые непосредственно связаны с установлением фактических обстоятельств события (эпизода) преступного деяния, получившего отражение в акте возбуждения уголовного дела, и принимать только те процессуальные решения, которые определяют дальнейшее движение расследования по делу в пределах соответствующего эпизода.

<1> См. об этом § 2 гл. 2 настоящего курса.

Выявление в рамках расследуемого уголовного дела каких-либо новых фактов (эпизодов) преступной деятельности для осуществления их дальнейшего расследования предполагает обязательное принятие соответствующего самостоятельного процессуального решения о возбуждении по ним уголовного дела. В дальнейшем они либо расследуются самостоятельно, либо соединяются в одно производство с первоначальным уголовным делом. В настоящее время уголовно-процессуальная доктрина и правоприменительная практика уровня высших судебных инстанций все больше склоняются к признанию данного постулата одной из аксиом отечественного уголовного судопроизводства, что, несомненно, является положительным моментом в его развитии.

Акт принятия уголовного дела к производству соответствующим должностным лицом предполагает, в свою очередь, определение пределов его процессуальной компетенции в плане осуществления им процессуальных действий и принятия процессуальных решений по данному уголовному делу. Иначе говоря, только то лицо, которое приняло уголовное дело к своему производству (конкретный следователь или дознаватель), уполномочено осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения, связанные с последующим движением уголовного дела в стадии предварительного расследования. Возможна, конечно, передача уголовного дела в дальнейшем по тем или иным причинам (как процессуальным, так и непроцессуальным) другому следователю или дознавателю, но последний в любом случае вправе приступать к продолжению предварительного расследования только после вынесения им процессуального решения о принятии уголовного дела к своему производству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *