Кем и как защищаются права и интересы детей кратко
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 01.04.2023 12:00-13:00 Центральная городская детская библиотека
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с бумагой 01.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
«Здоровым – все здорово!» Час вопросов и ответов 06.04.2023 14:00-15:00 ЦБиблиотека-филиал № 6
Открытие выставки волжских художников «Весеннее настроение» 07.04.2023 14:00-15:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 08.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с бумагой 08.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
«Праздников праздник и торжество из торжеств» Пасхальные посиделки 13.04.2023 14:00-15:00 Библиотека-филиал №6
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с тканью 15.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 15.04.2023 12:00-13:00 Центральная городская детская библиотека
Бенефис книги «Аленький цветочек»(165 лет книге С.Аксакова. К Международному дню детской книги) 20.04.2023 12:30-13:30 Библиотека-филиал №3
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 22.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с нитками 22.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с биссером 29.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 30.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:
Защита прав ребёнка
Основой любого современного государства, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России.
В ближайшее десятилетие в России ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости. Сокращается и количество многодетных семей с несовершеннолетними детьми. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остается острой проблема детской безнадзорности. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком. В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
В 1924 году Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как, право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным; право на первоочередную защиту и помощь и т.д.
Принятие Декларацией имело огромное значение в деле защиты детей. Однако любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно, ее нормы не обязательны для исполнения. В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка.
Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Россия является участницей этой Конвенции с 15 сентября 1990 г. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.
Основные положения Конвенции о правах ребенка:
- Ребенок имеет право на семью.
- Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
- Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
- Ребенок имеет право на равенство.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
- Ребенок имеет право на собственное мнение.
- Ребенок имеет право на имя и гражданство.
- Ребенок имеет право на получение информации.
- Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
- Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг.
- Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Статья 2 Конвенции о правах ребенка закрепляет, что государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-либо иных обстоятельств.
Главным гарантом защиты прав и интересов ребенка в нашей стране выступает Конституция Российской Федерации, на положениях которой основываются и все другие нормативные акты.
Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации включает в себя кодексы. В частности:
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ содержит нормы, касающиеся законных представителей ребенка, порядка усыновления (удочерения) ребенка и т.д.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, регулирующий ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью и т.д.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ устанавливает особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ содержит нормы, посвященные особенностям допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, законным представителям несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого и т.д.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ устанавливает ответственность за подмену ребенка; разглашение тайны усыновления (удочерения); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
- Семейный кодекс Российской Федерации определяет права несовершеннолетних детей и их родителей, основания и порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновления (удочерения) детей и т.д.
- Гражданский кодекс Российской Федерации определяет дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
К иным федеральным законам, регулирующим основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации, можно отнести:
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации (далее — молодежные и детские объединения).
Помимо федеральных законов, законодательство об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации состоит из подзаконных актов. Среди них:
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», которое регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», которые определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, а также порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства.
ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА
Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает в себя:
- отношения по материальному содержанию детей;
- отношения, связанные с воспитанием детей;
- отношения, связанные с образованием детей;
- иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.
Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка:
- право знать своих родителей;
- право на заботу родителей;
- право на воспитание своими родителями;
- право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
- право на уважение его человеческого достоинства.
Статья 12 Конвенции о правах ребенка закрепляет, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка. Статья 57 СК РФ предусматривает несколько форм реализации ребенком права на выражение своего мнения:
- ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
- в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
После достижения ребенком 10 лет учет его мнения обязателен, исключение составляют лишь те предложения ребенка, реализация которых противоречит его интересам. В некоторых случаях законодатель придает мнению ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение. Определенные действия не могут быть совершены, если ребенок, достигший 10 лет, возражает против этого: изменение фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ), восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), усыновление ребенка (ст. 132 СК РФ), изменение фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ), запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК РФ), изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ) и передача ребенка на воспитание в семью (ст. 154 СК РФ).
Каждый ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, если они наносят вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Органы государственной власти РФ обязаны принимать меры по защите ребенка от подобных информации, пропаганды и агитации, к которым можно отнести:
- пропаганду национальной, классовой, религиозной, социальной нетерпимости;
- рекламу алкогольной продукции и табачных изделий;
- распространение (продажа (подписка, доставка, раздача)) печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
При привлечении ребенка к административной или уголовной ответственности его общение с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него. Оно осуществляется в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Так, законом предусмотрено, что родители как законные представители осуществляют защиту прав и законных интересов своего несовершеннолетнего ребенка, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Они обязательно должны быть уведомлены об административном задержании несовершеннолетнего.
Согласно статье 48, пункту 3 статьи 423, пункту 1 статьи 426 УПК РФ родители привлекаются на основании постановления следователя, прокурора, дознавателя к участию в качестве законных представителей по уголовным делам в отношении своих несовершеннолетних детей с момента их первого допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также незамедлительно извещаются об их задержании или заключении под стражу.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ.
В статье 60 Семейного кодекса РФ закреплены три вида прав ребенка:
- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
- право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.
Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних, а также совершеннолетних, но нетрудоспособных детей выступает гарантией соблюдения права ребенка на обеспечение своих имущественных интересов. Родители добровольно предоставляют средства на содержание ребенка. В противном случае алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Имущественные интересы ребенка гарантированы и при совершении им различных гражданско-правовых сделок. Так, согласно статье 28 Гражданского кодекса РФ малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет могут самостоятельно совершать:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.
Все остальные сделки от имени малолетних могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Родители, усыновители, опекуны несут имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе и по тем, которые он совершил самостоятельно, если только не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Указанные лица также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:
- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, совершение которых разрешено для малолетних.
Все другие сделки несовершеннолетние совершают с письменного разрешения своих законных представителей, при этом допускается последующее письменное одобрение указанными лицами уже совершенной сделки. Несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда. Обязательным условием эмансипации является достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и его работа по трудовому договору, в том числе по контракту, либо занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
Несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объеме и в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ).
Законодательно установлен раздельный правовой режим имущества ребенка и его родителей. Согласно пункту 4 статьи 60 СК РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Имущественные интересы ребенка должны учитываться и при разделе совместно нажитого имущества супругами. В соответствии с пунктом 5 статьи 38 СК РФ вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (например, одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и пр.), разделу не подлежат и передаются без какой-либо компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов. При разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 39 СК РФ может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ГРАЖДАНИНА.
Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве устанавливается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:
- произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка);
- всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка);
- экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);
- незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);
- всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);
- бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка);
- всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).
Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения защиты прав детей;
- ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В последнее время на практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить защиту прав ребенка, причем как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом, — институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и в отдельных субъектах РФ, основная задача которого – осуществление независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетнего гражданина. Опыт работы уполномоченных по правам ребенка подтвердил, что проблема нарушения прав детей в нашей стране стоит достаточно остро.
Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ. Названные лица, как правило, обращаются в суд за защитой прав и интересов ребенка при необходимости разрешения спора, связанного с воспитанием ребенка.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка.
Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст. ст. 69, 73 СК РФ).
Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. При этом органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом.
Выявление родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, а также принятие к ним мер в соответствии с законодательством РФ является обязанностью сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых уполномоченных милиции согласно пункту 9.17 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утв. Приказом Министерства внутренних дел РФ от 16 сентября 2002 г. № 900.
О нарушении прав и интересов ребенок может сообщить в органы внутренних дел.
Рассмотрение дел, связанных с защитой прав и интересов детей, возможно в административном и судебном порядке.
Отдельную категорию составляют дела о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
Участие несовершеннолетних в гражданском процессе может осуществляться в трех формах в зависимости от возраста ребенка:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей ребенка (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ);
- права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК РФ);
Семейный кодекс предусматривает возможность самостоятельного обращения в суд несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, в следующих случаях:
муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.
Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.
Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.
Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.
Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).
Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.
За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
• Федеральный закон об опеке и попечительстве
В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.
Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).
Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.
Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:
• право жить и воспитываться в семье;
• право на общение с родителями и родственниками;
• право на защиту;
• право на имя, отчество и фамилию;
• право выражать свое мнение;
• право на имя, отчество и фамилию;
• имущественные права, включая права собственника.
Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.
Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).
В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.
Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.
Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.
В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.
Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".
Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.
В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.
Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.
Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:
1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
2. Конституция РФ
3. Семейный кодекс РФ
4. Гражданский кодекс РФ
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.
9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»
Часто задаваемые вопросы о Конвенции о Правах Ребенка
Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, которые определены как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция постановляет что, государства-участники должны обеспечивать специальными меры защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информирмацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений.
Как было решено, что следует включить в Конвенцию о Правах Ребенка?
Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.
Как Конвенция о Правах Ребенка защищает права детей?
Конвенция определяет «ребенка» как лицо младше 18 лет, если в соответствующих законах не признается более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны предусматривать минимальный возраст, такой как возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц младше 18 лет.
Как Конвенция о Правах Ребенка определяет ребенка?
Конвенция определяет «ребенка» как лицо младше 18 лет, если в соответствующих законах не признается более ранний возраст совершеннолетия. По некоторым вопросам государства обязаны предусматривать минимальный возраст, такой как возраст для приема на работу и завершения обязательного образования; но в других случаях Конвенция недвусмысленно запрещает пожизненное заключение без возможности освобождения или смертной казни для лиц младше 18 лет.
Каковы руководящие принципы Конвенции?
Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первостепенное значение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязанность государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.
Каково видение ребенка в Конвенции о Правах Ребенка?
Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав. Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка таким образом твердо ставит акцент на целом ребенке.
Чем отличается Конвенция о Правах Ребенка?
Конвенция:
- Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории — она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
- Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей.
- Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны соблюдать и уважать.
- Была признана негосударственными организациями.
- Является справочным материалом для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
- Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
- Вновь подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим ценности прозрачности и общественного контроля.
- Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития.
- Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.
Сколько стран ратифицировали Конвенцию о Правах Ребенка?
Конвенция о Правах Ребенка является наиболее быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше, чем любой другой договор в области прав человека за всю историю — 196 стран стали государствами-участниками Конвенции по состоянию на октябрь 2015 года. Только Соединенные Штаты Америки не ратифицировали Конвенцию. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать, но еще не сделали этого.
Как международное сообщество контролирует и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?
Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.
Какие шаги побуждают правительства предпринять Конвенцию о Правах Ребенка и Комитет по правам ребенка?
В своих обзорах страновых докладов Комитет настоятельно призывает правительства всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и осуществлении политики, в том числе: имея национальный план для детей, следя за тем, какая часть бюджета расходуется на детей, проводя регулярные оценки воздействия во всех государственных ведомствах с использованием надежных данных о жизни детей и наличия независимого омбудсмена по делам детей.
В каких областях Конвенция о правах ребенка была наиболее эффективной?
За 30 лет, прошедших после принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась за счет постепенного осуществления прав и выполнения обязательств, закрепленных в Конвенции и трех ее Факультативных протоколах. Конвенция вдохновила изменения во всех частях света, включая:
- Включение принципов прав ребенка в законодательство
- Создание межведомственных и междисциплинарных органов по вопросам прав ребенка.
- Разработку национальных программ для детей
- Содействие уполномоченным по правам детей или уполномоченным по правам детей
- Реструктуризацию бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
- Вмешательства, направленные на выживание и развитие ребенка
- Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
- Создание возможностей для детей выражать свои взгляды и быть услышанными
- Расширение партнерских отношений для детей
- Оценку воздействия мер на детей.
Как ЮНИСЕФ использует Конвенцию о Правах Ребенка?
ЮНИСЕФ — это организация ООН, уполномоченная защищать права каждого ребенка повсюду, особенно наиболее обездоленных. Как указано в нашей миссии, «Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций уполномочивает ЮНИСЕФ защищать права детей, помогать им в удовлетворении их основных потребностей и расширении их возможностей для реализации их полного потенциала. ЮНИСЕФ руководствуется Конвенцией о Правах Ребенка и стремится установить права детей в качестве устойчивых этических принципов и международных стандартов поведения по отношению к детям».
ЮНИСЕФ является единственной организацией, специально названной в Конвенции о Правах Ребенка в качестве источника экспертной помощи и совета. Конвенция предоставляет ЮНИСЕФ указания относительно областей, которые должны быть оценены и рассмотрены, и является инструментом для измерения прогресса, достигнутого в этих областях. Помимо сохранения акцента на выживании и развитии детей, ЮНИСЕФ должен учитывать положение всех детей, анализировать экономическую и социальную среду, развивать партнерские отношения для усиления ответных мер (включая участие самих детей), поддерживать вмешательства на основе -дискриминация и действия в наилучших интересах ребенка.
Как защитить права несовершеннолетних?
В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:
- жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
- знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
- на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
- на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
- на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
- на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
- выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
- на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
- право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.
К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:
- родители (один из них)
- лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
- органы опеки и попечительства
- инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
- прокурор
- Уполномоченный по правам ребенка
- Уполномоченный по правам человека
- фактические воспитатели
- лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
- иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.
При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.
К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.
В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.
Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.
Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:
- при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
- в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
- в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
- в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).
Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.
В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:
- на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
- на изменение жилищных условий ребенка
- на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
- на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
- на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
- на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
- на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
- а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.
Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.
Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.
Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:
- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
- о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
- об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
- об установлении усыновления ребенка
- об отмене усыновления ребенка.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.