За чей счет разрабатываются программы союзного государства
Перейти к содержимому

За чей счет разрабатываются программы союзного государства

  • автор:

За чей счет разрабатываются программы союзного государства

1. Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов.

2. Бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств — участников.

3. В порядке и в случаях, установленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников.

4. Вопросы финансово — хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативно — правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств — участников.

5. Государства — участники самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства.

6. Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит.

7. Исполнение бюджета до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств — участников в части, касающейся территорий своих государств.

Мезенцев представил ключевые положения бюджета СГ на 2024 год

ПСКОВ, 4 сентября. /ТАСС/. Государственный секретарь Союзного государства (СГ) Дмитрий Мезенцев в ходе заседания Совета Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, которое состоялось в Пскове, представил ключевые положения проекта бюджета Союзного государства на 2024 год и подходы к его формированию.

"Мы исходим из того, что бюджет должен максимально содействовать экономической интеграции на новом этапе и упрочению союзнических отношений наших стран. Конечно, мы учитываем рекомендации сессий Парламентского собрания, решения комиссий — их немало — и, безусловно, мы самым внимательным образом относимся к тем заключениям, которые в этом году были даны контрольными органами: Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь", — подчеркнул Мезенцев.

Программы СГ

Мезенцев отметил успешную реализацию рекомендации Парламентского Собрания принципиально изменить порядок и сроки разработки программ и проектов Союзного государства, в результате чего на рассмотрение предложений федеральных и республиканских министерств как госзаказчиков программ Союзного государства, их разработку и утверждение теперь требуется не более года, а не три-четыре.

Кроме того, по словам Мезенцева, успешной стала работа по увеличению числа программ Союзного государства. "В 2022 году реализовывалось четыре программы. В текущем году — уже пять. Планируется к утверждению еще четыре программы, они находятся в высокой степени готовности. Таким образом, к концу 2023 года мы будем иметь уже девять программ, то есть, их число увеличится более чем вдвое по сравнению с 2022 годом", — сказал он.

Доходы и расходы

"Доходы проекта бюджета на 2024 год формируются в основном за счет ежегодных взносов государств — участников Союзного государства (94%) и неналоговых доходов (6%). По информации министерств финансов наших стран, в 2024 году предполагается увеличение отчислений в бюджет Союзного государства. <. > Это первый случай за всю историю союзного строительства, когда бюджет не уменьшался или оставался на прежнем уровне, а был увеличен. <. > Доходная часть бюджета в 2024 году составит 6 млрд. 568 млн рублей, что на 601,5 млн рублей больше, чем в текущем году", — сказал Мезенцев. При этом он отметил, что может получиться так, что союзный бюджет столкнется с недостатком средств для финансирования новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства.

По его словам, в расходной части проекта бюджета на 2024 год предусмотрено финансирование четырех программ Союзного государства: в области развития космоса, разработки новой электронной компонентной базы для автотранспортных средств специального и двойного назначения, перспективных образцов оптоэлектронных, фотоэлектронных, лазерных средств и фотоники, а также пограничной безопасности на общую сумму около 1 млрд 955 млн рублей.

Ранее депутаты Парламентского собрания встречались в Брянске и Витебске. Следующее заседание запланировано в Смоленске. Участие в заседании принял председатель Парламентского собрания Вячеслав Володин, председатель Витебского областного исполнительного комитета Александр Субботин, губернатор Псковской области Михаил Ведерников, а также министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков и министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич.

Порядок разработки и реализации программ Союзного государства

1.1. Настоящий Порядок определяет организацию и механизм взаимодействия органов Союзного государства, республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее — республиканские органы государственного управления), федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (далее — федеральные органы исполнительной власти), юридических лиц Республики Беларусь и Российской Федерации при разработке и реализации программ Союзного государства, являющихся одним из важнейших средств дальнейшего развития интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных проблем, представляющих взаимный интерес.

Настоящий Порядок соответствует положениям Договора о создании Союзного государства и действующего законодательства государств-участников и не должен вступать в противоречие с ними.

  • программа Союзного государства (далее — Программа) — комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению крупных социально-экономических задач государств-участников Договора о создании Союзного государства (далее – государства-участники), включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления;
  • проблема – сложный вопрос в области достижения целей, определенных Договором о создании Союзного государства, другими двусторонними международными договорами между государствами-участниками;
  • цель – важный, значимый для решения поставленной проблемы количественный и (или) качественный результат, намечаемый к достижению в результате реализации Программы;
  • задача – вопрос, требующий решения для достижения одной или нескольких целей Программы и имеющий соответствующую количественную или качественную характеристику;
  • государственный заказчик-координатор – республиканский орган государственного управления, федеральный орган исполнительной власти, отраслевой или функциональный орган Союзного государства, обладающий необходимой компетенцией для размещения государственных заказов Союзного государства или государств-участников на выполнение работ (оказание услуг) по разработке Программы и (или) ее реализации, на который возлагается координация действий государственных заказчиков Программы;
  • государственный заказчик – республиканский орган государственного управления, федеральный орган исполнительной власти, отраслевой или функциональный орган Союзного государства, обладающий необходимой компетенцией для размещения государственных заказов Союзного государства или государств-участников на выполнение работ (оказание услуг) по разработке Программы и (или) по ее реализации, а также иная государственная организация государства-участника, обладающая необходимыми полномочиями для размещения государственных заказов Союзного государства или государств-участников на выполнение работ (оказание услуг) по разработке Программы и (или) ее реализации;
  • головной исполнитель – зарегистрированное на территории соответствующего государства-участника юридическое лицо, на которое в соответствии с государственным контрактом государственный заказчик возлагает текущее управление реализацией мероприятий Программы;
  • исполнитель – любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или любое физическое лицо, которое выполняет работы (оказывает услуги) по разработке Программы и (или) ее реализации в соответствии с государственными контрактами, заключенными с государственным заказчиком-координатором или государственными заказчиками;
  • целевой индикатор – установленная в Программе количественная или качественная характеристика достижения цели Программы (в динамике);
  • показатель — установленный в Программе критерий, уровень, измеритель, параметр, иная величина, которая позволяет оценить достижение ожидаемого результата решения задач Программы;
  • государственный контракт — договор, заключаемый государственным заказчиком-координатором или государственным заказчиком с головным исполнителем или исполнителем по выполнению работ (оказанию услуг) по разработке Программы и (или) по ее реализации в порядке, установленном законодательством государства-участника и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.

2. Подготовка и принятие решения о разработке Программы

2.1. Республиканские органы государственного управления, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с целями, установленными Договором о создании Союзного государства, решениями Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства организуют отбор проблем, для решения которых предполагается подготовка программ.

  • значимость результатов решения проблемы для достижения целей, определенных Договором о создании Союзного государства, другими международными договорами между государствами-участниками;
  • целесообразность применения программно-целевого метода решения проблемы на основе объединения финансовых, материальных, научных и других ресурсов государств-участников;
  • приоритеты и цели социально-экономического развития Союзного государства и государств-участников;
  • внешнеполитические и внешнеэкономические условия, положения международных договоров государств-участников, решения Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства;
  • действующие и принятые к разработке республиканские программы Республики Беларусь, федеральные целевые программы Российской Федерации, а также межгосударственные программы с участием Республики Беларусь или Российской Федерации, направленные на решение той же проблемы.

2.3. Решение о разработке проекта Программы принимается Советом Министров Союзного государства по результатам рассмотрения Концепции Программы (далее – Концепция).

2.4. Подготовка Концепции осуществляется совместно республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относится проблема, отобранная ими для решения посредством разработки и реализации Программы.

  • краткое описание предлагаемой для решения проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование актуальности ее решения для Союзного государства и государств-участников, предлагаемый вариант решения;
  • цели и задачи Программы, предлагаемый срок ее реализации, ожидаемые результаты;
  • перечень намечаемых основных мероприятий Программы;
  • краткое описание механизма управления Программой;
  • потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы в целом и по источникам финансирования (за счет средств бюджета Союзного государства и внебюджетных источников) с распределением по долевому участию и территориям государств-участников, по годам ее реализации (в ценах соответствующих лет), по направлениям расходования средств (капитальные вложения, НИОКР, прочие), по основным мероприятиям, с приложением необходимых расчетов и обоснований;
  • предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
  • предполагаемых государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы от государств-участников и сроки подготовки проекта Программы.

2.5. Концепция подлежит согласованию с республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с иными органами, заинтересованными в решении отобранной проблемы, а затем — с экономическими и финансовыми министерствами государств-участников.

2.6. По завершении необходимых согласований предполагаемый государственный заказчик-координатор по согласованию с предполагаемыми государственными заказчиками Программы представляет Концепцию в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства.

Перед внесением Концепции в Совет Министров Союзного государства она направляется для одобрения правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации соответственно.

Совет Министров Союзного государства принимает решение об одобрении Концепции, определяет государственного заказчика-координатора Программы, государственных заказчиков и устанавливает срок разработки проекта Программы.

3. Разработка проекта Программы, подготовка и принятие решения об утверждении Программы

  • содержание проблемы, обоснование ее актуальности и необходимости разработки и реализации Программы для решения проблемы;
  • цели и задачи, срок реализации, показатели оценки достижения целей Программы;
  • система мероприятий Программы;
  • финансовое обеспечение Программы;
  • механизмы реализации Программы;
  • организация управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
  • ожидаемые результаты реализации Программы;
  • вопросы собственности;
  • оценка ожидаемой социально-экономической и экологической эффективности Программы.

К проекту Программы прилагаются паспорт Программы (приложение № 1), который является ее неотъемлемой частью, технико-экономическое обоснование и в случаях, предусмотренных законодательством государств-участников — бизнес-план .

Срок реализации Программы не может превышать пяти лет.

Основные требования к содержанию разделов Программы приведены в приложении № 2 к настоящему Порядку.

3.2. Государственный заказчик-координатор совместно с другими государственными заказчиками обеспечивает разработку проекта Программы, его согласование и внесение в Совет Министров Союзного государства.

3.3. В ходе подготовки материалов по проекту Программы государственный заказчик-координатор и государственные заказчики осуществляют следующие функции:

  • организует своевременную и качественную разработку проекта Программы;
  • координирует действия государственных заказчиков Программы в процессе разработки, согласования и проведения экспертиз проекта Программы;
  • контролирует ход согласования проекта Программы;
  • совместно с государственными заказчиками обеспечивает разработку : механизма управления Программой и механизма контроля за ее реализацией; целевых индикаторов и показателей для осуществления контроля за результатами реализации мероприятий Программы и Программы в целом и оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы;
  • организует согласование между государственными заказчиками разрабатываемой ими методики оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, и утверждает ее;
  • в случае необходимости обеспечивает проведение комплексной экспертизы проекта Программы и организует доработку проекта Программы по результатам его согласования и экспертизы;
  • в случае если предполагается, что текущее управление Программой будут осуществлять головные исполнители — согласовывает предложения государственных заказчиков по условиям размещения государственного заказа на текущее управление реализацией Программы;
  • в случае если требуется обеспечить единство текущего управления Программой в целом, то с учетом предложений государственных заказчиков об управлении Программой не через головных исполнителей, а через Дирекцию Программы, подготавливает и вносит в Совет Министров Союзного государства предложение об отборе (назначении) или создании Дирекции программы, (предложение должно содержать необходимые обоснования, описание процедуры отбора (назначения) или создания, функции, порядок и объем финансирования). п ри этом по созданию Дирекции принимается отдельное решение Совета Министров Союзного государства;
  • информирует Постоянный Комитет Союзного государства о ходе разработки проекта Программы и его согласования;
  • вносит по согласованию с государственными заказчиками проект Программы и другие необходимые материалы на рассмотрение Совета Министров Союзного государства.

  • обеспечивают подготовку проекта Программы и его согласование в государствах-участниках;
  • обеспечивают проведение необходимых экспертиз проекта Программы и его доработку по результатам их проведения;
  • подготавливают и направляют государственному заказчику-координатору предложения по: механизму управления Программой и механизму контроля за ее реализацией; целевым индикаторам и показателям для осуществления контроля за результатами реализации мероприятий Программы и Программы в целом и оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы;
  • в случае если предполагается, что текущее управление Программой будут осуществлять головные исполнители:
  • — определяют объем функций по управлению Программой, которые они предполагают передать головным исполнителям;
  • — осуществляют в порядке, установленном нормативными актами Союзного государства, а до их разработки – соответствующим национальным законодательством, отбор (назначение) головных исполнителей;
  • — подготавливают и заключают с головными исполнителями соглашения (договоры) о намерениях разместить у них заказ на выполнение работ (предоставление услуг) по текущему управлению реализацией Программы на территории соответствующего государства-участника с обязательным указанием в них перечня работ (услуг) по текущему управлению Программой, объемов и источников ресурсного обеспечения текущего управления Программой, намечаемых сроков реализации Программы;
  • в случае если предполагается, что текущее управление Программой будут осуществлять государственные заказчики, то они осуществляют предварительный отбор исполнителей в порядке, установленном нормативными актами Союзного государства, а до их разработки — соответствующим национальным законодательством, и заключают с ними соглашения (договоры) о намерениях на выполнение работ (предоставление услуг) по реализации соответствующих мероприятий Программы с указанием перечня работ (услуг) и планируемых к достижению целевых индикаторов и/или показателей, объемов и источников ресурсного обеспечения работ (услуг), сроков их выполнения (оказания) в привязке к намечаемым срокам реализации Программы;
  • совместно с государственным заказчиком-координатором обеспечивают разработку методики оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы;
  • направляют государственному заказчику-координатору для внесения в Совет Министров Союзного государства согласованный и одобренный в установленном порядке проект Программы и другие необходимые материалы.

3.4. Решение об утверждении Программы принимает Совет Министров Союзного государства по результатам рассмотрения проекта Программы и прилагаемых к нему материалов.

Перед внесением в Совет Министров Союзного государства проект Программы подлежит согласованию с республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с иными органами, заинтересованными в решении отобранной проблемы, а затем — с экономическими и финансовыми министерствами государств-участников.

Перед внесением проекта Программы в Совет Министров Союзного государства она направляется для одобрения правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации соответственно.

4. Реализация и финансирование Программы

4.1. Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики организуют реализацию Программы, обеспечивают достижение поставленных целей, несут ответственность за своевременное освоение средств выделяемых из бюджета Союзного государства на реализацию Программы, их целевое, эффективное использование.

4.2. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками Программы с соответствующими головными исполнителями и исполнителями.

Государственные контракты должны соответствовать положениям Программы и не должны вступать в противоречие с ней.

4.2.1. Государственные контракты могут заключаться:

— с организациями, предварительно отобранными после одобрения Советом Министров Союзного государства Концепции Программы в качестве предполагаемых головных исполнителей и исполнителей Программы;

— с организациями, отобранными в порядке установленном национальным законодательством государств-участников после утверждения Программы Советом Министров Союзного государства.

4.2.2. Государственные контракты с организациями, предварительно отобранными в качестве предполагаемых головных исполнителей и исполнителей Программы заключаются, в срок не позднее 30 календарных дней после принятия постановления Совета Министров Союзного государства об утверждении Программы, в котором определяются объемы финансирования Программы из бюджета Союзного государства с учетом подписанных с ними соглашений (договоров) о намерениях и при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения государственных контрактов на основе ранее подписанных с ними соглашений (договоров о намерениях).

Во всех остальных случаях государственные контракты заключаются с организациями, отобранными в порядке установленном национальным законодательством государств-участников после утверждения Программы Советом Министров Союзного государства в срок не позднее 30 календарных дней после завершения отбора.

4.2.3. При наличии обстоятельств, исключающих возможность заключения государственных контрактов с одним или несколькими ранее отобранными головными исполнителями и исполнителями, а также в случае необходимости проведения дополнительного отбора исполнителей процедура отбора и заключения с отобранными исполнителями государственных контрактов должна быть завершена в сроки, обеспечивающие своевременное выполнение мероприятий Программы и освоение выделенных средств бюджета Союзного государства, но не позднее 120 календарных дней после принятия постановления Совета Министров Союзного государства об утверждении Программы.

4.2.4. Требования к содержанию государственных контрактов устанавливаются нормативными актами Союзного государства, а при отсутствии таковых – национальным законодательством государств-участников. При этом срок их вступления в силу не может быть установлен ранее, чем дата доведения до государственных заказчиков объемов финансирования Программы из бюджета Союзного государства на первый год реализации Программы.

  • истечение срока, установленного в соглашении (договоре) о намерениях, для заключения государственного контракта прежде, чем Программа будет одобрена Совет Министров Союзного государства;
  • ликвидация любой из сторон в соглашении (договоре) о намерениях.
  • признание результатов отбора (назначения) недействительными или отбора несостоявшимся.

4.3. В ходе реализации Программы государственный заказчик-координатор и государственные заказчики осуществляют следующие функции:

  • осуществляет общее руководство управлением реализации Программы, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению реализацией Программы;
  • осуществляет общий контроль за реализацией Программы в целом, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Союзного государства и внебюджетных источников;
  • ежегодно в установленном порядке представляет в Постоянный Комитет Союзного государства, в экономические и финансовые органы государств-участников сводную заявку с необходимыми обоснованиями на финансирование Программы в целом из бюджета Союзного государства;
  • взаимодействует с отраслевыми органами Союзного государства и Постоянным Комитетом Союзного государства по всем вопросам реализации и финансирования Программы.

  • осуществляют управление реализацией мероприятий Программы и несут в установленном порядке ответственность за реализацию мероприятий Программы и достижение их результатов, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджета Союзного государства;
  • распределяют средства бюджета Союзного государства, выделенные на реализацию программы, в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства;
  • осуществляют контроль за реализацией мероприятий Программы, входят в состав структур, специально создаваемых в соответствии с механизмом контроля за реализацией Программы (если их создание предусматривается);
  • заключают государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) по реализации Программы (мероприятий Программы) и (или) по текущему управлению Программой;
  • в случае необходимости организуют дополнительный отбор исполнителей (объявляют конкурс);
  • ежегодно в течение 30 дней после начала каждого очередного финансового года заключают необходимые для реализации государственных контрактов дополнительные соглашения с исполнителями на реализацию мероприятий в соответствующем году;
  • ежегодно в установленном порядке формируют и представляют государственному заказчику-координатору заявки на финансирование соответствующих мероприятий Программы из бюджета Союзного государства с необходимыми обоснованиями;
  • в пределах своей компетенции контролируют ход выполнения мероприятий Программы и достижение целевых индикаторов и показателей, установленных Программой, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделенных из бюджета Союзного государства на реализацию Программы;
  • взаимодействуют между собой, с государственным заказчиком-координатором, другими государственными органами, отраслевыми органами Союзного государства и Постоянным Комитетом Союзного государства по текущим вопросам реализации и финансирования соответствующих мероприятий Программы.

  • проведение в установленном актами Союзного государства, а до их разработки — национальным законодательством государств-участников, порядке отбора исполнителей мероприятий Программы;
  • проведение переговоров и подготовка государственных контрактов по реализации мероприятий Программы, если условиями государственного контракта с головными исполнителями не предусматривается возложить на них реализацию всех мероприятий Программы;
  • сбор и систематизация статистической и аналитической информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы;
  • организацию оценки и подтверждение показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствие целевым индикаторам и показателям;
  • организационно-техническое обеспечение работы создаваемых в соответствии с механизмом контроля за реализацией Программы структур.

4.5. Объем и общие условия передачи функций устанавливаются в разделе «Организация управления Программой и контроля за ходом ее реализации» Программы и закрепляются в положениях государственных контрактов на текущее управление Программой, заключаемых с головными исполнителями Программы.

4.6. Финансирование Программы может осуществляться за счет средств бюджета Союзного государства и привлекаемых внебюджетных источников.

К внебюджетным средствам, привлекаемым для финансирования программ, относятся: собственные средства организаций-исполнителей мероприятий Программы, заемные средства, средства фондов и общественных организаций, заинтересованных в реализации Программы.

Финансирование Программы за счет средств бюджета Союзного государства осуществляется в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства и Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства о бюджете Союзного государства на соответствующий год.

5. Контроль за ходом реализации Программы и подведение итогов реализации Программы

  • организуют и обеспечивают ведение отчетности о ходе реализации Программы;
  • проводят проверки выполнения мероприятий и расходования финансовых средств в ходе реализации Программы и по ее завершении;
  • в соответствии с установленным в Программе механизмом контроля за ходом реализации Программы создают и формируют наблюдательный совет, научно-технический совет, координационное совещание или иные специально создаваемые для целей контроля структуры и организуют их работу;
  • могут применять другие разрешенные нормативными правовыми актами Союзного государства, законодательством государств-участников формы и методы контроля.

  • статистическая отчетность;
  • аналитическая отчетность;
  • итоговая отчетность.

Государствами-участниками для осуществления контроля за ходом реализации Программ в части мероприятий, реализуемых на соответствующей территории, могут устанавливаться дополнительные формы отчетности.

5.3. Государственный заказчик-координатор представляет отчетность по Программе в целом. Государственные заказчики, головные исполнители и исполнители мероприятий Программы представляют отчетность в части закрепленных за ними мероприятий (работ).

5.4. Непредставление отчетности в установленные сроки или нарушение требований к ее содержанию, выявление органом, исполняющим бюджет, и (или) органами финансового контроля, фактов нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, а также иные причины , предусмотренные нормативными актами Союзного государства, являются основаниями для приостановления финансирования Программы за счет средств бюджета Союзного государства с направлением уведомления в течение семи дней с момента принятия этого решения государственному заказчику-координатору Программы и государственному заказчику, допустившему нарушение, а также Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России, Министерству финансов Республики Беларусь и Федеральному казначейству (Казначейство России).

5.5. Перечень показателей, порядок, сроки и форма представления статистической отчетности устанавливаются статистическими органами государств-участников по согласованию с экономическими органами государств-участников.

В тех случаях, когда в статистической отчетности о ходе реализации Программы, имеются расхождения между суммами выделенных средств, их фактическим поступлением и кассовым исполнением в прилагаемой пояснительной записке приводятся соответствующие разъяснения.

За непредставление в установленный срок статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов), ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством государств-участников.

  • исполнителями — головным исполнителям (Дирекции) — до 1 февраля;
  • головными исполнителями (Дирекцией) – государственным заказчикам (государственному заказчику-координатору и государственным заказчикам) — до 15 февраля;
  • государственными заказчиками — государственному заказчику-координатору, Постоянному Комитету Союзного государства, экономическим министерствам соответствующих государств-участников — до 1 марта;
  • государственными заказчиками-координаторами – Постоянному Комитету Союзного государства и экономическим министерствам государств-участников — до 1 апреля.

Сводная аналитическая информации о ходе реализации программ представляется Постоянным Комитетом Союзного государства Совету Министров Союзного государства ежегодно во II квартале.

  • информация о ходе выполнения мероприятий Программы и соответствии полученных результатов заданиям Программы;
  • информация о приемке результатов выполнения мероприятий Программы государственными заказчиками;
  • сведения о достигнутых в отчетном году показателях, их соответствии целевым индикаторам и другим показателям, установленным Программой;
  • данные об объемах, направлениях расходования, целевом использовании финансовых средств — в целом и по мероприятиям Программы с разбивкой по источникам финансирования;
  • информация об использовании полученных результатов;
  • сведения о внесенных в Программу дополнениях и изменениях;
  • выводы и предложения, в том числе о необходимости внесения в Программу соответствующих изменений или ее досрочном прекращении, об использовании полученных результатов, включая результаты интеллектуальной деятельности с предложениями по их коммерциализации.

5.8. По Программам, срок реализации которых завершается в отчетном году, государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками подготавливает и не позднее трех месяцев по истечении установленного в Программе срока ее реализации направляет в Постоянный Комитет Союзного государства, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетную палату Российской Федерации, экономические и финансовые министерства государств-участников итоговый отчет о выполнении Программы в целом и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

По программам научно-технологического характера итоговый отчет направляется также в министерства (ведомства) государств-участников, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в области науки и технологий.

  • о результатах реализации Программы в целом, включая результаты интеллектуальной деятельности, их соответствии целям и задачам Программы, целевым индикаторам и другим показателям, установленным в Программе;
  • об объемах, направлениях расходования, целевом использовании финансовых средств в целом и по видам источников финансирования;
  • о результатах проверок государственными заказчиками хода и итогов выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию Программы, и привлеченных из внебюджетных источников;
  • о результатах оценки вновь созданных и приобретенных объектов собственности (включая интеллектуальную), их государственной регистрации и правовой охране, постановке на учет;
  • о фактическом или планируемом использовании полученных результатов, включая результаты интеллектуальной деятельности, и предложения об их коммерциализации, о внедрении и эффективности инноваций.

В конце итогового отчета приводится оценка ожидаемого влияния результатов реализации Программы на различные сферы экономики, формулируются выводы об эффективности реализации Программы и предложения о дальнейшей работе по решению заявленной в Программе проблемы и использованию полученных результатов.

5.10. Итоги реализации Программы рассматриваются Советом Министров Союзного государства.

  • перед внесением в Совет Министров Союзного государства материалы направляются также на заключение в те же республиканские органы государственного управления и федеральные органы исполнительной власти, с которыми осуществлялось согласование проекта программы, а также, в зависимости от характера полученных результатов, в министерства (ведомства) государств-участников, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в области имущественных отношений, и (или) интеллектуальной собственности;
  • к материалам прилагается итоговый отчет о результатах реализации Программы и заключение контрольных органов государств-участников по нему.

5.11. По результатам рассмотрения итогов реализации Программы Совет Министров Союзного государства принимает постановление, в которое должны быть включены положения, касательно прав владения, пользования и распоряжения объектами собственности, полученными или приобретенными в результате реализации Программы, и даются необходимые поручения.

5.12. С целью обеспечения непрерывности работ по решению сложных комплексных проблем в рамках программ научно-технологического характера допускается одновременная подготовка и согласование материалов по вопросу подведения итогов реализации завершенной Программы и по вопросу принятия Концепции новой Программы, если новая Программа основана на полученных результатах завершенной Программы.

6. Порядок внесения в Программу изменений, продления сроков ее реализации и досрочного прекращения

6.1. Решения о внесении в Программу изменений, продлении сроков реализации или досрочном прекращении реализации Программы принимает Совет Министров Союзного государства.

6.2. При необходимости внесения изменений в Программу, включая продление сроков ее реализации, государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками вносит в Совет Министров Союзного государства соответствующее предложение с обоснованиями.

Продление срока реализации Программы допускается не более чем на один год.

6.3. Устанавливается следующий порядок подготовки материалов по внесению изменений в Программу:

  • исполнителями – государственному заказчику (головному исполнителю);
  • головными исполнителями — государственным заказчикам;
  • государственными заказчиками — государственному заказчику-координатору.

Предложения о внесении изменений в Программу также отражаются в ежегодных аналитических отчетах.

  • государственные заказчики по взаимному согласованию подготавливают проект акта Совета Министров Союзного государства по вопросу о внесении изменений в Программу и другие необходимые материалы, включая уточненную редакцию Программы, согласовывают уточненную редакцию Программы с заинтересованными органами соответствующих государств-участников, в том числе экономическими и финансовыми министерствами и направляют проект акта Совета Министров Союзного государства, уточненную редакцию Программы и другие материалы государственному заказчику-координатору;
  • государственный заказчик-координатор организует работу государственных заказчиков по подготовке и внутригосударственному согласованию материалов по вопросу о внесении изменений в Программу и вносит в установленном порядке соответствующий вопрос в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения.

6.4. Обоснование изменений, предусматривающих продление срока реализации Программы, должно включать в себя информацию о ходе ее реализации в объеме, установленном для аналитической отчетности, и причинах допущенного отставания в достижении поставленной цели (целей), расчеты и обоснования, а также предложения об источниках финансирования работ, необходимых на срок продления Программы.

6.5. Материалы о продлении срока реализации Программы, а также о внесении изменений, которые влекут за собой увеличение объемов финансирования Программы из бюджета Союзного государства, вносятся в Совет Министров Союзного государства не позднее, чем за девять месяцев до начала соответствующего финансового года.

6.6. В случае упразднения (ликвидации) или преобразования республиканских органов государственного управления, федеральных органов исполнительной власти, отраслевых или функциональных органов Союзного государства, государственных организаций государств-участников, определенных в качестве государственных заказчиков-координаторов или государственных заказчиков реализуемых или разрабатываемых Программ, Постоянный Комитет Союзного государства инициирует рассмотрение Советом Министров Союзного государства вопроса о внесении соответствующих изменений в состав государственных заказчиков.

6.7. В случае утраты актуальности решения проблемы посредством реализации действующей Программы, по решению Совета Министров Союзного государства Программа может быть досрочно прекращена.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящий Порядок применяется к отношениям, возникшим с момента его вступления в силу.

7.2. В отношении прав и обязанностей, которые возникли до вступления в силу настоящего Порядка, но продолжают свое действие после его вступления в силу, положения настоящего Порядка применяются только в части реализации указанных прав и обязанностей после его вступления в силу.

На какие проекты и программы пойдут союзные деньги? Публикуем бюджет Союзного государства на 2021 год

Утвердить основные характеристики бюджета Союзного государства на 2021 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Союзного государства в сумме 4 715 153,3 тыс. российских рублей;

2) общий объем расходов бюджета Союзного государства в сумме 4 667 621,1 тыс. российских рублей;

3) профицит бюджета Союзного государства в сумме 47 532,2 тыс. российских рублей.

Статья 2

Установить, что доходы бюджета Союзного государства на 2021 год формируются за счет ежегодных согласованных отчислений государств — участников Договора о создании Союзного государства (далее — государства-участники) в сумме 4 384 800,0 тыс. российских рублей, в том числе Российской Федерации в сумме 2 850 300,0 тыс. российских рублей, Республики Беларусь в сумме 1 534 500,0 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету.

Статья 3

Установить, что в доходы бюджета Союзного государства на 2021 год помимо доходов, указанных в статье 2 настоящего Декрета, также включаются:

1. Неналоговые доходы:

1) доходы, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение, пользование или доверительное управление активов, находящихся в собственности Союзного государства, — в размере 100 процентов;

2) доходы, полученные от использования имущества Союзного государства, а также доходы от его продажи — в размере 100 процентов;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, в том числе штрафов, пеней и иных сумм принудительного изъятия в сумме 2 647,2 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету;

4) доходы, полученные Государственным учреждением «Телерадиовещательная организация Союзного государства» (далее — ТРО Союза) от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — в сумме 1 800,0 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету;

5) остатки средств бюджетов Союзного государства прошлых лет в сумме 126 730,3 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету;

6) невостребованные средства из бюджета Союзного государства в 2020 году, образовавшиеся в результате отмены ряда мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в сумме 199 175,8 тыс. российских рублей согласно приложению 1 к настоящему Декрету.

2. Безвозмездные поступления:

1) перечисления от правительств иностранных государств, международных организаций — в размере 100 процентов;

2) перечисления от юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, — в размере 100 процентов.

Статья 4

Установить, что в 2021 году доходы, полученные ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы сверх суммы, определенной подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Декрета, учитываются в доходах и расходах бюджета Союзного государства, отражаются в смете доходов и расходов ТРО Союза и используются последним в качестве дополнительного источника финансирования его деятельности в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Статья 5

Установить, что перечисление взносов государствами-участниками в бюджет Союзного государства в 2021 году осуществляется в соответствии с настоящим Декретом в размерах, предусмотренных законами о бюджетах государств-участников, путем ежемесячного перечисления средств на счета по учету средств бюджета Союзного государства, открытые Федеральному казначейству и Главному государственному казначейству Республики Беларусь.

Статья 6

Установить, что доходы, фактически полученные при исполнении бюджета Союзного государства в соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 настоящего Декрета, направляются Советом Министров Союзного государства (далее — Совет Министров) по согласованию с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России (далее — Парламентское Собрание) на финансирование программ и проектов Союзного государства сверх предусмотренных на эти цели ассигнований в бюджете Союзного государства.

Статья 7

Установить, что профицит бюджета Союзного государства направляется в 2021 году Советом Министров по согласованию с Парламентским Собранием на финансирование новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства, утвержденных в IV квартале 2020 г. и в 2021 году, а также на финансирование действующих программ, по которым Советом Министров принято решение о продлении срока их реализации.

Статья 8

Утвердить расходы бюджета Союзного государства на 2021 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства согласно приложению 2 к настоящему Декрету.

Статья 9

Утвердить ведомственную структуру расходов бюджета Союзного государства на 2021 год по главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств согласно приложению 3 к настоящему Декрету.

Статья 10

Утвердить перечень программ Союзного государства с распределением бюджетных ассигнований по государственным заказчикам согласно приложению 4 к настоящему Декрету.

Статья 11

Утвердить перечень мероприятий Союзного государства с распределением бюджетных ассигнований по государственным заказчикам согласно приложению 5 к настоящему Декрету.

Статья 12

Установить, что программы и проекты Союзного государства, утвержденные Советом Министров в IV квартале 2021 г., включаются в перечни программ и проектов Союзного государства, принимаемых к финансовому обеспечению за счет средств бюджета Союзного государства в 2022 году, с установлением начала срока их реализации с 2022 года.

Статья 13

Установить, что в ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2021 году Совет Министров по представлению Постоянного Комитета Союзного государства (далее — Постоянный Комитет), подготовленному с учетом предложений главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Союзного государства, и по согласованию с Парламентским Собранием вправе вносить изменения в:

1) ведомственную структуру расходов бюджета Союзного государства в случае изменения государственных заказчиков программ, проектов и мероприятий Союзного государства или передачи полномочий по их финансированию, а также при создании, реформировании (реорганизации) и (или) совершенствовании структуры органов Союзного государства;

2) функциональную и ведомственную структуры расходов бюджета Союзного государства:

путем уменьшения на основании заключений контрольных органов государств-участников бюджетных ассигнований по соответствующим главам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета Союзного государства на сумму, использованную получателями средств бюджета Союзного государства не по целевому назначению, с отнесением соответствующих объемов бюджетных ассигнований на вид расходов «Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов» раздела «Прочие расходы» функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства;

на сумму средств, выделяемых главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Союзного государства на цели и в порядке, установленными статьями 6 и 7 настоящего Декрета;

в случае образования в ходе исполнения бюджета Союзного государства экономии по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства;

на сумму средств, выделяемых главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Союзного государства, в пределах образовавшихся у них в ходе выполнения соответствующей программы целевых остатков по состоянию на 1 января 2021 г. при значении показателя кассового исполнения в 2020 году менее 90 процентов годовых бюджетных назначений, только при наличии обоснованной потребности в направлении этих средств на те же цели дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете Союзного государства на 2021 год.

Статья 14

Установить, что в ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2021 году Государственный секретарь Союзного государства (далее — Государственный секретарь) вправе вносить изменения в сводную бюджетную роспись доходов и расходов бюджета Союзного государства:

1) на основании решений, принятых Советом Министров в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 13 настоящего Декрета;

2) на основании заключений контрольных органов государств-участников на сумму, израсходованную получателями средств бюджета Союзного государства не по целевому назначению;

3) по представлению главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Союзного государства на:

сумму экономии, образовавшейся в ходе исполнения бюджета по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджета Союзного государства, и при необходимости использования средств по другим статьям экономической классификации при условии, что вносимые изменения не приведут к образованию кредиторской задолженности и увеличению фонда оплаты труда;

сумму средств, выделяемых главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета Союзного государства, в пределах образовавшихся у них в ходе выполнения соответствующей программы целевых остатков по состоянию на 1 января 2021 г. при значении показателя кассового исполнения в 2020 году не менее 90 процентов годовых бюджетных назначений и квартальных бюджетных назначений текущего года только при наличии обоснований потребности в направлении этих средств на те же цели дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете Союзного государства на 2021 год;

4) на сумму средств, полученных ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности сверх суммы, определенной подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Декрета, и используемых ТРО Союза в качестве дополнительного источника финансирования его деятельности в соответствии со статьей 4 настоящего Декрета.

Статья 15

1) Установить, что распорядители и получатели средств бюджета Союзного государства при заключении договоров (контрактов) на реализацию программ, проектов и мероприятий Союзного государства вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 70 процентов от суммы договора (контракта), но не более 70 процентов от объема бюджетных ассигнований на 2021 год, если национальными нормативными правовыми актами не предусмотрен более высокий уровень допустимых авансовых платежей.

2) Установить, что при проведении мероприятий Союзного государства социальной направленности, связанных с лечением, реабилитацией, оздоровлением и отдыхом различных категорий граждан государств-участников, разрешается производить предоплату в размере 100 процентов стоимости путевок, приобретаемых в санаторно-курортные организации Республики Беларусь и Российской Федерации.

Статья 16

Установить, что финансирование мероприятий в 2021 году по разделу «Социальная политика» функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства производится на основании сводной бюджетной росписи согласно сметам расходов на их проведение, утвержденным руководителями государственных заказчиков мероприятий по согласованию с Постоянным Комитетом, а в случаях, когда государственным заказчиком мероприятий является Постоянный Комитет, — на основании смет расходов на их проведение, утвержденных Государственным секретарем.

Статья 17

Определить, что базовый оклад, установленный постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 5 мая 2014 г. N 1 «О порядке оплаты труда должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства» и постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 6 «О порядке оплаты труда должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России», корректируется на прогнозируемый индекс роста потребительских цен, составляющий 3,7 процента, и устанавливается на 2021 год в размере 31 302,19 российского рубля.

Статья 18

1) Совет Министров обеспечивает общее руководство исполнением бюджета Союзного государства на 2021 год и контроль за его исполнением в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства.

2) Совет Министров по представлению Постоянного Комитета рассматривает в III квартале 2021 г. отчеты государственных заказчиков-координаторов и государственных заказчиков о ходе реализации программ и проектов Союзного государства, по которым освоение бюджетных средств составляет менее 50 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью доходов и расходов бюджета Союзного государства на первое полугодие 2021 г., и принимает решение о целесообразности дальнейшей реализации программ и проектов Союзного государства.

Статья 19

Постоянный Комитет организует исполнение бюджета Союзного государства на 2021 год в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 (в редакции Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21 февраля 2020 г. N 3) «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» и иными нормативными правовыми актами Союзного государства, регулирующими бюджетный процесс.

Статья 20

Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2021 г. и подлежит опубликованию в средствах массовой информации Союзного государства, Российской Федерации и Республики Беларусь в двухнедельный срок после его утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *