По делам несовершеннолетних кто занимается в россии
Код для вставки в блог
- Маленький размер шрифта
- Нормальный размер шрифта
- Большой размер шрифта
- Включить/выключить отображение изображений Вкл Выкл
- Стратегии
- Государственные программы
- Национальные проекты
- COVID-19. Меры поддержки
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Описание
- Состав
- Документы и события
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основными задачами Комиссии, в частности, являются:
— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
— выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – это коллегиальные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помимо комиссии в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции), а также подведомственные им учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основной функцией Комиссии является координация деятельности всех этих органов и учреждений по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В Пермском крае Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав краевого уровня создана Правительством Пермского края, руководит ею заместитель председателя Правительства Пермского края, в число членов входят Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, руководители исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов края, а также представители общественности.
В каждом муниципальном образовании в соответствии с Законом Пермского края от 19.12.2006 № 44-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности» органами местного самоуправления созданы муниципальные Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В пределах своей компетенции Комиссии:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иные вопросы, связанные с их обучением;
Например, отчисление из школы подростка, достигшего 15-летнего возраста, но не получившего основного общего образования, в качестве меры дисциплинарного взыскания, возможно лишь с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не могут быть отчислены из образовательных дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
4) кроме того, Комиссии обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. Например, за неисполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, за вовлечение родителями или иными лицами в употребление спиртных напитков.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края наряду с этим принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость и лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям.
При этом, законодательством предусмотрено, что постановления Комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
За неисполнение либо создание препятствий для исполнения постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней, предусмотрена административная ответственность (ст. 7.7 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае).
(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Чугайновой Н.В.)
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
3 декабря 2021, 11:03
Основные вопросы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – это коллегиальные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помимо комиссии в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции), а также подведомственные им учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основной функцией Комиссии является координация деятельности всех этих органов и учреждений по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В Пермском крае Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав краевого уровня создана Правительством Пермского края, руководит ею заместитель председателя Правительства Пермского края, в число членов входят Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, руководители исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов края, а также представители общественности.
В каждом муниципальном образовании в соответствии с Законом Пермского края от 19.12.2006 № 44-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности» органами местного самоуправления созданы муниципальные Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В пределах своей компетенции Комиссии:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иные вопросы, связанные с их обучением;
Например, отчисление из школы подростка, достигшего 15-летнего возраста, но не получившего основного общего образования, в качестве меры дисциплинарного взыскания, возможно лишь с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не могут быть отчислены из образовательных дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
4) кроме того, Комиссии обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. Например, за неисполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, за вовлечение родителями или иными лицами в употребление спиртных напитков.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края наряду с этим принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость и лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям.
При этом, законодательством предусмотрено, что постановления Комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
За неисполнение либо создание препятствий для исполнения постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней, предусмотрена административная ответственность (ст. 7.7 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае).
(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Чугайновой Н.В.)
По делам несовершеннолетних кто занимается в россии
Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 297-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2016 N 113-ФЗ, от 07.06.2017 N 109-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2016 N 113-ФЗ)
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2016 N 113-ФЗ)
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
См. Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2006 N 272.
Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;
7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 27.06.2018 N 170-ФЗ)
2.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 26.04.2016 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ)
2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.06.2018 N 170-ФЗ)
3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Что это такое — ПДН?
Детская и подростковая преступность сохраняется на прежнем уровне, если сравнивать показатель с предыдущими годами. Контролировать ее рост уполномочены специальные подразделения. ПДН – это орган, который контролирует подростков, состоящих на учете. Они совершали противоправные деяния. Инспектора проводят с ними беседы профилактического характера с целью не допущения рецидивов.
ВАЖНО: полномочия инспекторов, работающих в системе органов ПДН, на этом не заканчиваются. Они могут в случае совершения подростком преступления отправить его в учреждения закрытого типа.
Если гражданин в возрасте 18 лет совершил незаконное деяние, информация о случившемся передается в государственные инстанции. Это военкомат, ВУЗ.
Структурно субъекты ПДН – это подразделения, которые входят в систему органов МВД. Они могут быть:
- муниципального, городского уровня;
- управления административных образований;
- подразделения на транспорте.
По статистике, к преступной деятельности склонны подростки, которые воспитываются в неблагополучных семьях, употребляющие наркотические вещества, совершившие ранее преступление.
Чаще всего в поле зрения субъектов ПДН попадают “трудные подростки”
Расшифровка и значение ПДН
Кто это – субъект ПДН? Работа подразделения направлена на пресечение правонарушений, а также выявление ситуаций, которые содействуют совершению подростком преступлений. Работа инспекторов ПДН регламентируется N3-ФЗ от 2011 года. Кроме того, кодифицированными НПА среди которых УК, КОАП, УИК РФ.
Деятельность инспекторов ПДН
Инспектор ПДН работает в ОВД. Для прохождения службы в государственной инстанции он должен отвечать требованиям:
- российское гражданство;
- диплом ВУЗа по специальности юрист, либо педагог;
- отсутствие судимости.
Инспектор выступает юристом и педагогом в одном лице. Работа сложная, так как воздействие на подростка, совершившего преступление, должно основываться на доверии к взрослому. И его трудно достичь. В качестве инспекторов ПДН чаще можно встретить лиц женского пола. Считается, что к ним подростки более расположены и чувствуют себя с ними психологически защищенными.
Инспектору нужно понимать, что он обязан разговаривать с несовершеннолетними на понятом для их возрастного уровня языке, но постараться донести до них недопустимость правонарушений. А также разъяснить им последствия преступлений для их дальнейшей жизни.
Женщине-инспектору ПДН легче найти подход к несовершеннолетнему, чем коллеге-мужчине
Функции ПДН
Основная функция состоит в контроле над подростками, которые состоят на учете, а также теми, кто однажды успел преступить закон. Кроме того, во внутренних документах ОВД отражено, что инспектор ПДН обязан проводить юридическую защиту подростков и их семей. Должностные лица в процессе общения с ними выявляют лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в преступления, руководят ими.
Профилактическая работа проводится с таким контингентом, как:
- подростки, употребляющие психотропные вещества;
- лица до 18 лет, успевшие стать наркоманами;
- совершившим преступное деяние;
- обвиняемым в преступлении, но не заключенными под стражу;
- вышедшим из специальных учреждений;
- осужденным условно.
Список не исчерпывающий. Инспектора ПДН оказывают всестороннее внимание к трудным подросткам. Кроме того, они работают с их законными представителями, которые, на практике, не выполняют своих обязанностей по воспитанию, содержанию ребенка. В объемах своей компетенции должностные лица оказывают содействие в розыске пропавших подростков, совершивших правонарушение или планирующих в нем участвовать.
Права и обязанности инспекторов по делам несовершеннолетних
Полномочия должностного лица описаны в Приказе МВД под номером 845, от 2013 года.
Инспектор ПДН имеет право:
- вызывать на беседу несовершеннолетнего гражданина, его маму или папу;
- разговаривать с подростком по темам преступлений и не допустимости их совершения;
- осуществлять запросы в государственные инстанции, которые касаются несовершеннолетнего гражданина.
Инспектор ПДН не обрабатывает подростков и их родителей. Действия должностного лица направлены на предупреждение преступных деяний. Например, инспектор имеет право на три часа доставить нарушителей закона в ОВД, досмотреть их. Если подросток нарушает закон и делает это систематически, то его ставят на учет.
Обязанности инспектора ПДН:
- не допускать насилия по отношению подростку;
- проводить профилактические беседы с родителями ребенка;
- помещать подростков в специальные учреждения (только по решению судебного органа).
ВАЖНО: если родители подростка считают, что, реализуя законные полномочия, инспектор ПДН нарушает правовые нормы, они вправе обжаловать его действия.
Инспектору по делам несовершеннолетних приходится быть и юристом, и психологом, и педагогом
Общие задачами, которые ставит государство перед должностными лицами, выступают следующие:
- наблюдение за молодежью на вверенном участке;
- осуществление бесед профилактического характера с семьями, где живут подростки, нарушившие закон;
- наблюдение за опекунами и родителями, которые ведут антисоциальный образ жизни;
- посещение учебных заведений с целью поведения лекций по детской преступности;
- взаимодействие со школьными психологами;
- выявление подростков, принимающих наркотики;
- оформление подростков в спец.учреждения;
- ведение необходимой документации, касающееся постановки подростка на специальный учет;
- формирование акта об условиях проживания подростка и т.д.
ВАЖНО: работа инспектора ПДН похожа на деятельность участкового инспектора, который контролирует вверенный ему участок.
Сотрудничество ПДН с органами опеки
Инспектора ПДН взаимодействуют с работниками административных и образовательных учреждений. В совместной работе они занимаются разработкой мер по профилактике правонарушений со стороны подростков. Кроме того, следят за надлежащим воспитанием детей, отправленных в учреждения закрытого типа.
Органы опеки не вправе разглашать персональные данные семей и расшифровывать их сотрудникам органов ПДН. В частности, тайна усыновления ребенка не должна быть известна сотруднику ПДН.
Порядок заведения дела на несовершеннолетних
Процесс включает в себя последовательные этапы:
- Оформление специальной карточки учета на ребенка, который подозревается в совершении правонарушения.
- Сбор объяснений со стороны участников конфликта, их опрос, фиксация в документах результатов бесед.
- Оформление акта об условиях проживания ребенка.
- Сбор информации о работе с ребенком, его опекунами и родителями.
- Передача в учебные заведения запроса, связанного с выдачей характеристики на несовершеннолетнего.
В конечном итоге проводится беседа со всеми участниками конфликта. По ее окончанию составляется документ. Ребенка ставят на учет. В дальнейшем за ним обязаны наблюдать инспектора ПДН.
СПРАВКА: родители, чьи дети состоят на учете, вправе снять их с него, если в течение 6 месяцев ими не было совершено правонарушения.
Обжалование действий инспектора по делам несовершеннолетних
Частыми причинами недовольства выступают действия или бездействия сотрудников ПДН. Кроме того, наличие коррупционной составляющей, также выявление иных фактов нарушения закона
Прежде чем составить жалобу, необходимо понимать, по каким правилам это делается. Жалоба пишется в двух экземплярах, подается в одну из трех инстанций:
- МВД.
- Прокуратура.
- Управление собственной безопасности.
Как показала практика, наиболее действенным вариантом, если рассматривать из трех имеющихся, выступает жалоба в Управление собственной безопасности. На нее поступает более оперативный ответ.
Жалобу лучше передать лично. В МВД – в канцелярию уполномоченного органа. Один экземпляр секретарь оставляет у себя, на втором – пишет дату, когда должен поступить ответ. Во всех случаях, уполномоченные органы обязаны ответить заявителю через 2 недели с момента поступления документа к ним. То же самое касается и органов Прокуратуры.
В жалобе необходимо лаконично написать обстоятельства дела, по которому поступило это заявление. Любой такой документ должен соответствовать правилам деловой переписки. Это исключает наличия в нем эмоциональных оборотов, ошибок, описок. Образец написания жалобы можно посмотреть в интернете.
Обычно составляет жалобу родитель ребенка, либо его законный представитель. Автором этого документа может выступать любой из них, если считает, что права несовершеннолетнего нарушены действиями инспектора ПДН. Закон не устанавливает, как должна быть написана жалоба: от руки или на ПК. Значит, заявитель имеет право выбрать любой из вариантов, которому он отдает предпочтение.
Кроме того, перед написанием жалобы полезно ознакомиться с порядком их приема в конкретном ведомстве. Например, если заявление адресуется в Прокуратуру, то по правилам, должностные лица могут оставить его без рассмотрения, если на документе нет обратного адреса лица, которое его принесло. Либо в нем так изложены фактические обстоятельства дела, что прокурор не может ничего понять из написанного.
Особенности работы инспектора ПДН
Живое общение, необходимость быть убедительным и найти “ключик” к каждому ребенку – таковы трудовые будни инспектора
Как и в любой работе, существуют свои особенности. Так, инспектора ПДН испытывают на себе большие перегрузки, как эмоционального, так и физического характера при относительно небольшом заработке. Много бумажной работы. Но тем, кто не любит сидеть на одном месте, такая работа должна понравиться. Она не требует монотонности. Наоборот: это живое общение с детьми, хотя и трудными. А также с их родителями. Но нельзя не согласиться с тем, что работа направлена на достижение общественно-полезной цели: воспитание трудных детей.