Многомандатная избирательная система
Многомандатный избирательный округ – это округ, от которого избираются два и более депутатов. Избиратели за каждого депутата голосуют отдельно.
Голосование может быть организовано следующими способами:
- по системе единственного непередаваемого голоса;
- по блоковой системе;
- по системе ограниченного вотума.
Многомандатный избирательный округ называется двухмандатным, если от него избираются два кандидата.
Многомандатные избирательные округа создаются при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе (Голландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, ЮАР, Израиль и др.). Представительный орган, избираемый в определенной административно-территориальной единице, может представлять один единый округ. Административно-территориальная единица может подразделяться на несколько многомандатных округов, в которых суммарное число мандатов равно числу мест в избираемом законодательном органе. Голосование проводится по политическим партийным спискам.
Каждая из политических партий, принимающая участие в выборах, представляет своих кандидатов в списке в порядке предпочтения. В РФ многомандатная избирательная система использовалась при выборах в Государственную Думу (2007-2011 гг.). Депутаты избирались по федеральному округу пропорционально количеству голосов, которые поданы за федеральные списки кандидатов. Федеральный избирательный округ представляет собой всю территорию России.
Образование многомандатного избирательного округа
Многомандатный избирательный округ формируется для удобства географического разделения. При проведении референдума такой округ обладает ограничением по числу мандатов, которые распределяются в избирательном округе. Число мандатов не должно превышать пяти. Большее количество значительно затруднило бы выбор кандидата и ведение предвыборной избирательной кампании.
При проведении референдума от одного избирательного округа допускается исключение по ограниченному количеству мандатов при выборах в органы муниципального самоуправления села, при выборах в органы местного самоуправления другого муниципального образования в округе, который образован в границах избирательного участка.
Основные принципы создания многомандатных избирательных округов:
- Относительное равенство избирателей на один депутатский мандат. В этом принципе допускаются следующие отклонения: не более 10% — в обычных случаях; не более 15% — в отдаленных и труднодоступных местностях; не более 40% — на территориях компактного проживания малочисленных коренных народов.
- Избирательный округ формирует единую территорию. Невозможно формирование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой (исключение составляют анклавные территории).
- При создании избирательных округов необходимо учитывать административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
Классификация многомандатных избирательных систем
Существуют разные разновидности многомандатных избирательных систем:
- По виду списков: пропорциональная система с открытыми (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция, Исландия, Австрия, Финляндия, Швейцария, Польша, Греция, Словения, Словакия, Латвия, Эстония, Хорватия, Босния и Герцеговина) и закрытыми (Испания, Италия, Португалия, Македония, Черногория, Сербия, Албания, Израиль, Турция) списками.
- От способа распределения мест: метод Сент-Лагю (Норвегия, Швеция, Босния и Герцеговина, Латвия); метод д Ондта (Нидерланды, Бельгия, Исландия, Дания, Финляндия, Испания, Австрия, Португалия, Чехия, Польша, Венгрия, Эстония, Словения, Хорватия, Черногория, Румыния, Македония, Сербия, Албания, Болгария, Израиль, Турция); метод Хэйра (Германия, Россия).
- От наличия процентного барьера: без процентного барьера – Италия (1947-1993 гг.), Германия (1919-1933 гг.), Дания, Финляндия (1920-1961 гг.), Норвегия (1920-2001 гг.), Швеция (1909-1968 гг.), Чехословакия (1920-1938 гг.), Польша (1920-1926 гг.); с процентным барьером – Дания (с 1961 г.), Италия (с 2005 г.), Норвегия (с 2001 г.), Швеция (с 1968 г.), Польша, Нидерланды, Исландия (с 1993 г.), Эстония, Словакия, Чехия (с 1992 г.).
- От вида избирательного округа выборы подразделяют: по множеству многомандатных избирательных округов (Австрия, Германия, Чехия, Польша, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Норвегия); по единому многомандатному избирательному округу (Российская Федерация, Израиль).
- От наличия избирательных блоков: страны, где блоки разрешены – Германия (1919-1933 гг.), Польша, Финляндия; страны, где блоки запрещены – Франция (1946-1951 гг.).
Методология распределения мандатов при пропорциональной системе
Существует несколько методов распределения мандатов по пропорциональной системе. Наиболее распространенными методами являются:
Многомандатный избирательный округ это какая система
Об утверждении схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов см. ч. 4 — 6 ст. 4 ФЗ от 02.10.2012 N 157-ФЗ.
Ст. 18 не распространяется на выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимые в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов — также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный орган, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При проведении выборов в законодательный орган субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях — 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 40-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов — 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
Избирательный округ — это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица).
В российском избирательном праве известны следующие виды избирательных округов:
единый избирательный округ — избирательный округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо либо на которой проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов;
многомандатный избирательный округ — избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально, при этом голосование может быть организовано по блоковой системе, системе ограниченного вотума, системе единственного непередаваемого голоса;
одномандатный избирательный округ — избирательный округ, от которого избирается один депутат, при этом голосование может быть организовано по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или абсолютного большинства.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях — 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов (подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 102-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Избира́тельный уча́сток — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов.
В соответствии с российским избирательным законодательством избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования, из расчёта не более чем 3000 избирателей на один участок, при этом границы избирательного участка не должны пересекать границы более крупной территориальной единицы — избирательного округа.
Особые случаи образования избирательных участков
Избирательное законодательство также допускает образование избирательных участков:
за пределами территории России — руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений;
в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) — главой местной администрации по согласованию с вышестоящей комиссией;
в труднодоступных и отдалённых местностях — вышестоящей комиссией по согласованию с руководителем расположенноготам объекта;
на судах, находящихся в день голосования в плавании — вышестоящей комиссией по согласованию с судовладельцем или капитаном судна;
на полярных станциях — вышестоящей комиссией по согласованию с начальником полярной станции;
Многомандатный избирательный округ
Многомандатный избирательный округ – один из трех видов избирательных округов в российском избирательном праве.
Многомандатный избирательный округ
Многомандатный избирательный округ – избирательный округ, от которого избираются два и/или более депутатов. За каждого депутата избиратели голосуют персонально. Голосование может быть организовано по блоковой системе, системе единственного непередаваемого голоса и системе ограниченного вотума.
Если от округа избирается только два депутата, такой многомандатный избирательный округ называется еще двухмандатным, однако это неофициальное название.
Образование многомандатного избирательного округа
Многомандатный избирательный округ создается прежде всего для того, чтобы сделать схему избирательных округов разумной и географически обусловленной. То есть когда создание одномандатного округа невозможно без раздела неделимой территории для соблюдения примерного равенства числа избирателей. Например, пришлось бы разделить дом или деревню на разные округа.
В случае проведения референдума многомандатный избирательный округ имеет ограничение по числу мандатов, распределяемых в округе. Число мандатов не может быть больше пяти. Большее число мандатов затрудняло бы выбор избирателя, осложняло бы ведение предвыборной кампании.
Исключение по ограниченному числу мандатов при проведении референдума от одного округа допускается при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
Основные принципы образования многомандатных избирательных округов
Образование многомандатного избирательного округа основывается на основных принципах создания избирательных округов, согласно ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
-
Примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат.