Статья 25.10
Статья 25.10. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.07.2017 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В случае принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию одновременно в отношении нескольких иностранных граждан и (или) лиц без гражданства такие решения могут быть оформлены путем составления единого документа с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято такое решение, гражданства (подданства) данного иностранного гражданина, а также реквизитов документов, удостоверяющих личность данных иностранных граждан или лиц без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве. В случае выдачи лицу без гражданства, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такое решение подлежит отмене уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче лицу без гражданства указанного удостоверения. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 17.04.2017 N 78-ФЗ, от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. В случае выдачи лицу без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такое решение подлежит отмене уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче лицу без гражданства указанного удостоверения. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 270-ФЗ, от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
(часть седьмая в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
(часть введена Федеральным законом от 06.05.2008 N 60-ФЗ)
В случае выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или замены временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, действие соответствующего решения приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, принявшим соответствующее решение, на период срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче или замене лицу без гражданства указанного удостоверения. В случае выезда за пределы Российской Федерации лица без гражданства, в отношении которого приостановлено действие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, действие соответствующего решения возобновляется.
Как снять запрет на въезд в РФ: полное руководство
Запрет на въезд в Российскую Федерацию может быть наложен на иностранных граждан по различным причинам, таким как нарушение миграционного законодательства, участие в незаконной деятельности или нарушение публичного порядка. Такой запрет может серьезно ограничить свободу передвижения и создать множество проблем для лиц, которые хотят въехать или оставаться в России. Однако, есть специальные процедуры и рекомендации, которые могут помочь вам снять запрет на въезд в РФ.
Первым шагом для снятия запрета на въезд является установление точной причины его наложения. Вам необходимо получить официальное уведомление о запрете и узнать, какую организацию или учреждение вы должны контактировать для дальнейших действий. Обычно это Федеральная миграционная служба или консульство. При обращении в эти организации вам рекомендуется предоставить все необходимые документы и объяснить свою ситуацию наиболее подробно.
Далее вам следует понять, какие действия и исправительные меры могут потребоваться для снятия запрета на въезд. Некоторым лицам может потребоваться оплата штрафа, исправление ранее совершенных нарушений или предоставление гарантий выполнения миграционных требований. В ряде случаев также может потребоваться привлечение юриста, чтобы обеспечить ваш интерес и обосновать необходимость снятия запрета.
Итак, снятие запрета на въезд в РФ – это сложный и многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям и соблюдения всех требований. Однако, с помощью адекватной подготовки, настойчивости и профессиональной помощи вы можете достичь своей цели и получить возможность въехать или оставаться в России.
Процедура снятия запрета на въезд в Россию
Если вам был наложен запрет на въезд в Россию и вы хотите его снять, следуйте этой процедуре:
- Подготовьте необходимые документы:
- Запрос о снятии запрета на въезд в Россию. В нем укажите свои персональные данные и причину, по которой вы хотите снять запрет.
- Копии документов, подтверждающих вашу личность, таких как паспорт, водительское удостоверение и др.
- Копия решения о наложении запрета на въезд в Россию.
- Документы, подтверждающие основание для снятия запрета, например, приглашение от родственников, доказательства наличия работы или учебы в России.
- Составьте письменное заявление о снятии запрета на въезд в Россию, приложите копии всех необходимых документов и отправьте их почтой на адрес ФМС (Федеральная миграционная служба России).
- Дождитесь ответа от ФМС. Вам может быть предоставлена возможность пройти дополнительную процедуру, такую как собеседование или предоставление дополнительных документов.
- Получите подтверждение о снятии запрета на въезд в Россию. В случае положительного решения вам будет выдано письменное уведомление, которое подтверждает снятие запрета.
- Сохраните это уведомление и предъявляйте его при прибытии в Россию. Убедитесь, что у вас есть все необходимые документы для въезда, чтобы избежать проблем на границе.
Соблюдение указанной процедуры поможет вам успешно снять запрет на въезд в Россию и вернуться в страну.
Основные требования для снятия запрета на въезд
Для снятия запрета на въезд в Российскую Федерацию необходимо выполнить несколько основных требований:
- Получение соответствующих документов. Для начала процедуры снятия запрета на въезд необходимо обратиться в консульскую службу Российского посольства или консульства в стране вашего пребывания. Вам потребуется заполнить заявление, предоставить копии документов, свидетельствующих о причинах запрета на въезд, а также обоснование и доказательства изменения вашей ситуации. Кроме того, может потребоваться предоставление конкретных документов, зависящих от оснований запрета на въезд.
- Соблюдение сроков и условий. Вам нужно будет строго соблюдать условия и сроки, установленные консульством или посольством. В некоторых случаях может потребоваться предоставление дополнительных документов или прохождение дополнительных процедур.
- Оплата соответствующих сборов. За рассмотрение вашего заявления и проведение процедуры снятия запрета на въезд могут взиматься определенные сборы или платежи. Перед началом процесса вам следует узнать о необходимых оплатах и процедурах их осуществления.
Важно отметить, что процедура снятия запрета на въезд в Российскую Федерацию может занимать длительное время и требует строгого соблюдения всех установленных требований и правил.
Примеры оснований для запрета на въезд:
Документы, необходимые для снятия запрета на въезд
Для снятия запрета на въезд в Российскую Федерацию необходимо предоставить определенный набор документов. Эти документы требуются для рассмотрения вашего заявления и принятия окончательного решения:
Заявление на снятие запрета на въезд: В заявлении необходимо указать причины, по которым вы хотите снять запрет на въезд, и предоставить все необходимые документы в подтверждение ваших аргументов.
Паспорт: Требуется предоставить копию и оригинал паспорта, который был аннулирован или на котором был наложен запрет на въезд в РФ.
Документы, подтверждающие изменение обстоятельств: Если вы считаете, что обстоятельства, приведшие к наложению запрета на въезд, существенно изменились, предоставьте соответствующие документы в подтверждение ваших аргументов. Например, это могут быть документы, подтверждающие новую работу, семейные обстоятельства, наличие необходимых врачебных документов и так далее.
Справка о несудимости: Вам может потребоваться предоставить справку о несудимости из каждой страны, гражданином или резидентом которой вы были на протяжении определенного времени перед наложением запрета на въезд в РФ.
Документы, подтверждающие намерение покинуть страну: Для подтверждения вашего намерения покинуть Россию по истечении установленного срока разрешенного пребывания, вам может потребоваться предоставить билеты на обратный рейс или другую документацию, подтверждающую ваши планы.
Каждый случай рассматривается индивидуально, и необходимый набор документов может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Убедитесь, что вы предоставили все необходимые документы и следуйте указаниям миграционной службы для максимального шанса на положительное решение.
Шаги по снятию запрета на въезд в Россию
Если вам был наложен запрет на въезд в Россию, то снятие этого запрета может быть сложной и долгой процедурой. Однако, следуя определенным шагам, вы можете повысить шансы на успешное снятие запрета на въезд. Вот несколько базовых шагов, которые можете принять:
- Получите всю необходимую документацию. Для снятия запрета на въезд в Россию вам может потребоваться предоставить различные документы, включая справки о несудимости, медицинские заключения и другую релевантную информацию. Ознакомьтесь с требованиями и убедитесь, что у вас есть все необходимые документы.
- Обратитесь в Консульский отдел посольства России. Свяжитесь с Консульским отделом посольства России в вашей стране и узнайте подробную информацию о процедуре снятия запрета на въезд. Уточните все требования, необходимые документы и предоставьте все необходимые сведения.
- Подготовьте аргументацию. Проведите исследование и подготовьте аргументацию для снятия запрета на въезд в Россию. Обоснованно объясните, почему вы хотите въехать в Россию и почему снятие запрета на въезд будет в интересах как вас, так и России. Приложите к аргументации все необходимые документы, свидетельства и рекомендации.
- Предоставьте все документы. Составьте полный список необходимых документов и с пристрастием проконтролируйте, чтобы у вас были все необходимые документы в правильном формате. Обязательно предоставьте все требуемые справки, заявления и подтверждающие документы.
- Отправьте заявление и документы в Консульский отдел. После тщательной проверки и убедившись, что все документы подготовлены, отправьте свое заявление и все необходимые документы в Консульский отдел посольства России. Уточните адрес и указанные требования для отправки.
- Ожидайте решение. После отправки заявления и документов ожидайте решения Консульского отдела. Время рассмотрения может различаться в зависимости от конкретной ситуации. Вам могут потребоваться дополнительные документы или вам могут запросить дополнительную информацию.
- Получите решение. После рассмотрения вашей заявки вам будет сообщено решение Консульского отдела. Если ваш запрет на въезд был снят, то вы сможете въехать в Россию. Если решение отрицательное, обратитесь за консультацией к адвокату или специалисту по иммиграционным вопросам, чтобы решить, какие шаги предпринять дальше.
Помните, что процедура снятия запрета на въезд может занимать много времени и может быть сложной. Будьте готовы к этому и следуйте указанным выше шагам, чтобы увеличить свои шансы на успешное снятие запрета на въезд в Россию.
Рекомендации и советы по снятию запрета на въезд в РФ
Если у вас имеется запрет на въезд в Российскую Федерацию, вы можете предпринять необходимые юридические шаги и обратиться за помощью для его снятия. В данном разделе представлены некоторые рекомендации и советы, которые могут помочь вам в этом процессе.
- Получите доступ к информации: ознакомьтесь с законодательством РФ, которое регулирует вопросы въезда и выезда иностранных граждан.
- Свяжитесь с местными органами правопорядка: обратитесь в ближайшее посольство или консульство РФ для получения информации о процедурах и условиях снятия запрета на въезд.
- Подготовьте необходимые документы: уточните список документов, которые требуется предоставить для рассмотрения вашего дела.
- Обратитесь к юристу: если у вас возникли сложности или неуверенность в правильности заполнения требуемых документов, рекомендуется обратиться к опытному юристу для консультации и поддержки в данном процессе.
- Соблюдайте сроки: убедитесь, что вы подаете свою заявку на снятие запрета на въезд вовремя и следуете всем указаниям и инструкциям, предоставленным местными органами правопорядка.
- Предоставьте достоверную информацию: при заполнении анкеты и предоставлении документов убедитесь, что вы предоставляете правдивую и достоверную информацию.
- Будьте готовы к проверкам: в процессе рассмотрения вашего дела могут быть проведены различные проверки, включая проверку вашей истории пребывания в стране, выяснение целей вашей поездки и другие.
- Постарайтесь защитить свои права: если считаете, что ваши права были нарушены или вы недовольны результатами рассмотрения вашего дела, обратитесь к юристу или организации, специализирующейся на правах и защите интересов иностранных граждан.
Важно помнить, что процесс снятия запрета на въезд может быть сложным и длительным, поэтому рекомендуется быть терпеливым и следовать всем указаниям и требованиям, предоставленным органами правопорядка.
КС пояснил порядок вынесения внесудебных запретов иностранцам на въезд в Россию
20 мая Конституционный Суд вынес Определение № 884-О по жалобе на положение законодательства, которым регламентируется запрет на въезд иностранцев на территорию России.
12 декабря 2016 г. гражданин Республики Узбекистан Отабек Поянов въехал на территорию России и в нарушение установленных законом сроков в 90 дней пребывал на территории страны 297 дней. Только 4 октября 2017 г. он выехал из России.
15 января 2018 г. Отабек Поянов вновь прибыл в Россию, на этот раз он покинул страну 11 марта, т.е. в установленные законом сроки. В феврале 2019 г., когда он в третий раз попытался попасть на территорию России, ему было отказано во въезде, при этом решением ГУ МВД России по Пермскому краю Поянову был запрещен въезд в страну сроком до 4 октября 2022 г., т.е. на 5 лет с момента выезда из России в 2017 г.
Отабек Поянов обратился в суд, однако тот отказал в удовлетворении административного иска. Суд посчитал, что ГУ МВД России по Пермскому краю действовало в рамках предоставленных дискреционных полномочий, а отсутствие нарушений законодательства в период пребывания заявителя в России в 2018 г. не влияет на правильность принятого решения, так как правовое значение имеет только период незаконного пребывания в 2017 г. Суд также отметил, что вынесение решения об административном выдворении иностранного гражданина за пределы территории Российской Федерации является самостоятельным основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
После того как апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе, Отабек Поянов обратился в КС. По его мнению, положения подп. 13 ч. 1 ст. 27 Закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ не соответствуют Конституции, поскольку предусматривают наказание за нарушение миграционного законодательства, налагаемое во внесудебном порядке, без ограничений по срокам его применения. Также, указал он, оспариваемые положения содержат неопределенность в вопросе о том, какой период следует считать предыдущим, что позволяет произвольно принимать решение о неразрешении иностранным гражданам въезда в Россию и фактически создает для иностранных граждан те же неблагоприятные последствия, как и за нарушения законодательства, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд заметил, что ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к ответственности за данное нарушение составляет один год со дня совершения правонарушения. При этом в случае если иностранный гражданин не выехал, его действия образуют состав правонарушения, объективная сторона которого выражается в пребывании на территории РФ без документов, подтверждающих право на это. Соответственно, правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности по нему должен исчисляться с момента обнаружения (ответ на вопрос 16 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда за первый квартал 2010 г.).
Как указал КС, в случае заявителя, который нарушил условия пребывания и уклонялся от выезда из России по истечении разрешенного срока пребывания вплоть до 4 октября 2017 г., возможность привлечения его к административной ответственности на момент принятия решения от 4 февраля 2019 г. о неразрешении заявителю въезда в Россию отсутствовала. Закон о порядке выезда и въезда в Россию предусматривает, что если иностранный гражданин превысил срок пребывания, находился на территории страны непрерывно свыше 180 суток, но не более 270, то въезд в Россию ему не разрешается на срок 5 лет со дня выезда (подп. 13 ч. 1 ст. 27). Соответственно, в таком случае уполномоченные органы вправе и должны принять решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию за нарушение обязанности, установленной п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, не обусловленное привлечением лица к административной ответственности.
Данная мера, отметил Конституционный Суд, направлена на предупреждение новых правонарушений со стороны иностранного гражданина (лица без гражданства), находящегося за пределами территории России, и в силу этого не может быть увязана с производством в порядке, предусмотренном КоАП, в том числе с необходимостью привлечения лица к ответственности по ст. 18.8 КоАП. Таким образом, принятие указанного решения не обусловлено обязательным предварительным привлечением лица к административной ответственности. При этом субъект, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, правомочен оспорить данное решение в суде. Суд в рамках процедур, предусмотренных гл. 22 КАС, рассматривает требование об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, принявшего соответствующее решение, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.
Применительно к вопросу о сроке, в течение которого может быть принято решение о неразрешении въезда иностранному гражданину, следует исходить из содержания подп. 13 ч. 1 ст. 27 Закона о порядке выезда и въезда в Россию, согласно которому въезд иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в течение 5 лет со дня выезда с нарушением миграционных правил, отметил КС. В период этого срока уполномоченный орган вправе принять решение о неразрешении въезда.
«Такой запрет на въезд носит временный характер, содержит четкие границы начала данного срока (день выезда из Российской Федерации с нарушением установленного разрешенного срока пребывания), это обусловлено целевым предназначением оспариваемой нормы, связанным с исключением возможности нахождения на территории Российской Федерации лица, которое в период предшествующего пребывания не соблюдало ее законы и правила пребывания, что имело место в деле заявителя», – указывается в определении.
Конституционный Суд заметил, что в жалобе заявитель указал на неопределенность термина «период предыдущего пребывания», полагая, что не должны учитываться допущенные им ранее нарушения, за которые он не привлекался к административной ответственности и не выдворялся из России. Между тем законодательство, регулирующее вопросы миграции, исходит из необходимости учета всей информации, характеризующей иностранного гражданина в Российской Федерации. При принятии решения об ограничении въезда уполномоченными органами должны учитываться все обстоятельства, в том числе его поведение в период пребывания в стране ранее. Среди прочего оценивается и тот факт, что таким лицом было допущено превышение срока временного пребывания независимо от того, въезжал впоследствии такой субъект в Российскую Федерацию снова или нет.
Руководитель административной практики ЮК «Миграционный Юрист» Андрей Фоменко указал, что Конституционный Суд фактически разъяснил правила вынесения решений о неразрешении въезда и нежелательности пребывания. «КС обратил внимание, что МВД не обязано выносить решение о запрете въезда в день выезда иностранного гражданина из России, как и в день окончания срока незаконного пребывания или в день какого-то иного события. Проверка по каждому случаю запрета на въезд проводится минимум тремя сотрудниками, и это занимает время», – отметил юрист.
Андрей Фоменко указал, что законодательно установлен лишь пресекательный срок действия такого решения – 5 лет с даты окончания нелегального пребывания в России. «Почему иностранного гражданина пустили в Россию после длительного незаконного пребывания, а потом отказали во въезде? Дело в том, что так же, как и большинство правонарушений в сфере правил дорожного движения выявляются дорожными камерами, правонарушения в сфере миграции выявляются алгоритмами информационных систем. Возможно, второй раз иностранному гражданину удалось въехать на территорию России, так как решение о неразрешении въезда в отношении него еще не было принято либо он воспользовался новым паспортом и базы данных не идентифицировали его как нарушителя режима пребывания в предыдущий период. Нарушения конституционных прав в порядке и сроках принятия решения о неразрешении въезда нет, и странно было их там искать», – посчитал Андрей Фоменко.
В комментарии «АГ» Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина заметила, что КС принял определение, заслушав заключение судьи, что уже означает важность данного вопроса и имеющейся неопределенности в применении нормы права, и дал конкретные разъяснения:
- не является нарушением прав иностранных граждан возможность за одно и то же нарушение привлекать как по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП, так и (в случае если привлечения не было) посредством принятия решения о неразрешении въезда в РФ по подп. 13 ч. 1 ст. 27 Закона о порядке въезда и выезда из России;
- для принятия решения о неразрешении въезда в РФ на основании данных положений не обязательно привлечение иностранного гражданина по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП;
- уполномоченный орган вправе принимать решение о неразрешении въезда в РФ на основании указанных положений в течение 5 лет с момента нарушения сроков пребывания в РФ;
- решение о неразрешении въезда может быть принято за прошедший период, в котором иностранный гражданин допустил нарушение срока пребывания, даже если после этого иностранный гражданин вновь въезжал в РФ.
КС также отметил, что права иностранных граждан в рассматриваемом случае не нарушаются, поскольку решение о неразрешении въезда может быть обжаловано в судебном порядке по нормам КАС, при котором суды проверяют решения на предмет их законности и обоснованности. «В настоящий момент имеется уже несколько определений ВС, позволяющих судам применять некий тест на предмет законности или незаконности таких решений. Можно смело говорить, что практика сформировалась. Верховным Судом разъяснены понятия соразмерности и обоснованности данных решений», – указала Анна Минушкина.
Адвокат АБ «Юсланд» Ольга Цейтлина отметила, что, как посчитал КС, вопрос автоматического принятия решения о запрете въезда без учета личных обстоятельств нивелируется наличием процедуры обжалования данного решения в судебном порядке. «Спорно, на мой взгляд, что решение о неразрешении въезда за предыдущие нарушения может быть принято в течении 5 лет (в течение всего срока запрета). Норма не выглядит определенной, при том что срок привлечения к административной ответственности составляет всего один год. КС на это ответил, что необходимо учитывать все обстоятельства, в том числе его поведение в период пребывания в стране ранее. Среди прочего оценивается и тот факт, что таким лицом было допущено превышение срока временного пребывания независимо от того, въезжал впоследствии такой субъект в Российскую Федерацию снова или нет», – указала адвокат.
Однако, посчитала Ольга Цейтлина, автоматическая система запрета на въезд не может учитывать все личные обстоятельства, которые за 5 лет могут и измениться (рождение детей, брак, заболевание, изменение ситуации в стране исхода). «Данное дело показывает, что по некоторым вопросам лучше в КС не обращаться, так как это только усугубляет положение, закрепляя отрицательные тенденции правоприменительной практики», – подчеркнула адвокат.
ЗАПРЕТ НА ВЪЕЗД В РОССИЮ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ: ПРОВЕРКА, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ, ПРОЦЕДУРА СНЯТИЯ ЗАПРЕТА НА ВЪЕЗД В РФ
Запрет на въезд в РФ – это отметка в базе МВД о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации иностранному гражданину. Запрещение въезда в Россию вводится как ответная мера на правонарушения иностранного гражданина во время его пребывания в России. Запрет на въезд в РФ распространяется на иностранных граждан, которые неоднократно нарушали российское законодательство или совершали проступки в области миграции. При этом Запрет на въезд иностранцам является временной мерой наказания, срок запрета – от нескольких месяцев до 10 лет в зависимости от тяжести проступков. Решение о запрете на въезд в РФ не является окончательным: его можно обжаловать в суде.
Запрет на въезд МВД России может поставить по ряду причин. При этом иностранный гражданин может и не знать, что ему нельзя въезжать на территорию страны, так как уведомление о запрете на въезд в РФ не предусмотрено, и органы МВД не оповещают об этом иностранцев. Зачастую о запрете на въезд в Россию граждане СНГ и других стран узнают прямо на границе с РФ, когда они пытаются пересечь границу и вернуться на территорию РФ после непродолжительного пребывания в другой стране. Если наличие запрета на въезд обнаруживается на границе, иностранному гражданину не остается ничего другого, кроме как вернуться домой, изменить в данном случае ничего не получится. Однако вы всегда можете заранее проверить, есть ли запрет на въезд в Россию и тогда не придется менять свои планы прямо на границе и возвращаться домой. Это можно сделать в режиме онлайн, заполнив все необходимые поля формы на сайте МВД. Проверка покажет запрет на въезд или его отсутствие.
Давайте подробнее остановимся на том, как проверить запрет на въезд в РФ и что делать, если стоит запрет на въезд в Россию.
Наложить запрет на въезд на территорию России иностранцам имеют право несколько государственных органов, в первую очередь Федеральная миграционная служба. Вот полный перечень ведомств, которые могут запретить въезд на территорию России иностранным гражданам: