Компенсация за снос гаража в Москве 2023 года
Сколько платят за снос гаража в Москве? Это самый популярный вопрос у гаражников. Компенсация за снос гаража в Москве за металлический увеличена в 2023 году с 175 тыс. руб до 225 тыс. руб.
Власти столицы в 2020 году уже поднимали на 17 процентов, увеличив компенсационные выплаты за снос гаражей: кирпичных — до 350 тыс. руб., металлических — до 175 тыс. руб. и сейчас опять подняли выплаты за снос гаражей: кирпичных — до 450 тыс. руб., металлических — до 225 тыс. руб
Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 05.06.2023 № ДПР-ПР-73/23 «О внесении изменений в приказ от 11.08.2017 № 164-ПР «Об утверждении методики определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража»»
Определен порядок выплаты денежной компенсации за снос индивидуальных гаражей при реализации программы реновации в столице
Мэр Москвы Сергей Собянин внес дополнения в Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы (постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2018 г. № 346-ПП). Согласно документу, указанное положение будет распространяться также на случаи сноса индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Уточняется, что выплачивать денежную компенсацию будет Московский фонд реновации жилой застройки. А направлять обращение в префектуру о сносе конкретного объекта будет Фонд реновации после получения согласования от Департамента строительства города Москвы.
Напомним, что после получения указанного обращения Префектура составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их. А также:
- в месячный срок уведомляет владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по ее освобождению;
- в течение 30 рабочих дней со дня уведомления принимает от владельцев гаражей заявления с соответствующими правоподтверждающими документами;
- в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и рассматривает вопрос о сносе гаражей (п. 6 Положения).
Затем заключаются соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории, и в срок не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос его бывшему владельцу выплачивается компенсация (п. 7, 9 Положения).
Узнать об особенностях возмещения судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости можно из нашего материала.
Ваш гараж попадает под снос? Вот как получить компенсацию!
Причина в том, что у владельцев нет «нормальных» документов. Раньше вот были, а теперь – увы.
Изучаем документы
Должным образом оформлен лишь каждый пятый гараж. У большинства хозяев на руках некие членские книжки гаражно-строительного кооператива либо иной общественной организации времен 1950–1980‑х годов. Хорошо, если таковая действительно существует и своевременно вносит арендную плату за землю. Если же организации давно нет, компенсация не положена. Отсюда вывод: проверьте вашу управляющую компанию. Для этого достаточно знать полное название организации – интернет вам поможет.
До сих пор нет четкого понимания, какие документы на гараж необходимо оформлять. Отношение к гаражам часто зависит не от закона, а от позиции муниципальных чиновников.
В столице, например, большинство ГСК входит в Московский городской союз автомобилистов (МГСА). Влиятельная прежде структура сейчас потеряла все рычаги воздействия, и московские власти регулярно откусывают от нее куски. Плоскостным стоянкам объявлена настоящая война, под нож пущены тысячи машиномест. Например, при строительстве Юго-Восточной хорды гаражей лишатся около четырех тысяч москвичей.
Люди пытаются бороться за свое имущество, но на поверку оказывается, что статуса собственности оно не имеет, а потому имуществом считаться не может. И получается, что, выдавая компенсацию, власти делают некое одолжение горожанам. Не согласен с суммой? Чиновники всегда имеют возможность разорвать договор об аренде земли – и добропорядочный ГСК автоматически становится самостроем. А владельцам самостроя компенсация не положена. Да еще и ликвидация строения происходит за их счет.
Дайте деньги
При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.
Но многими гаражами распоряжаются на основании регистрационного паспорта машиномéста. Вот здесь начинается самое интересное. Власти обязаны компенсировать понесенные расходы, а таковыми считается паевой взнос. Размер его не регламентирован, – в МГСА, например, 20 тысяч рублей. После ряда митингов власти подняли цену. Сейчас в Москве за снесенный металлический гараж возвращают 150 тысяч рублей, за кирпичный – 300 тысяч. На сумму компенсации не влияет ни состояние строения, ни наличие погреба или надстроек. Машиноместо в многоэтажном неотапливаемом паркинге стоит от 500 тысяч рублей. Причем оно явно хуже – это открытая площадка, по уровню комфорта напоминающая обычную стоянку на улице. Местá в отапливаемых многоэтажных паркингах в полтора-два раза дороже.
Алгоритм сноса гаражей отработан. Человека должны предупредить не менее чем за месяц до проведения работ. Он пишет заявление и прилагает к нему необходимые документы: копии паспорта машиномéста, личного паспорта, членского билета, реквизиты своего счета. После того как компенсация «падает» на счет владельца гаража, власти имеют право начинать операцию «длинных ковшей». Если хозяин не объявляется, а гараж заброшен, его вскрывают при свидетелях, описывают имущество и сносят.
Гаражная амнистия
Вроде бы не так уж дорого и хлопотно. Но не все владельцы рады изменениям. Ведь за легальный гараж необходимо платить налог, величина которого определяется местными властями. А если речь идет о пополнении казны, сразу же возникают перегибы. Чаще всего чиновники завышают кадастровую стоимость строения (именно по ней рассчитывают налог), порой в несколько раз. Добиться переоценки, лишь написав претензию, не всегда получается, нужно проводить независимую экспертизу и судиться.
В большинстве случаев восстановить справедливость владельцу удается, но – ценой немалых усилий и порой лишь на время. Местные власти имеют право через несколько лет провести переоценку кадастровой стоимости, и не исключено, что владельцу придется вновь «браться за оружие». И благое на первый взгляд дело оказывается не таким уж благим: «гаражная амнистия», как и объявленная ранее «дачная амнистия», стала по большей части инструментом для пополнения местных бюджетов.
Тем не менее оформлять свидетельство о собственности на гараж необходимо. Ведь именно этот документ дает право именоваться владельцем и на законных основаниях бороться за свои права. Или, в крайнем случае, получить компенсацию за сносимый гараж.
Раскрыты способы получить максимальную компенсацию при сносе гаража
В Москве продолжается масштабная реконструкция территорий, занятых плоскостными гаражами. Так, прямо сейчас более 1000 металлических боксов ликвидируются в Дегунино, крупные ГСК запланированы к сносу в Щукино и других районах. Собственники машиномест получают компенсацию, но ее размеры могут различаться в зависимости от статуса объектов и подхода гаражевладельцев к вопросу. «МК» узнал, как хозяин гаража может с минимальными потерями пройти через этот травмирующий опыт.
Фото: Михаил Ковалев
Правовых механизмов, при помощи которых площадки плоскостных гаражей «расчищают» в пользу более эффективных с точки зрения землепользования градостроительных проектов, несколько. Участок, на котором располагаются боксы, может быть выделен в качестве территории комплексного развития (КРТ) – а это предполагает принудительный выкуп объектов у собственников, даже если гаражному кооперативу принадлежит земля. Гаражи могут располагаться в зоне отчуждения железной дороги – тогда действует механизм принудительного выкупа под госнужды (инфраструктурный объект).
Наконец, бывают случаи, когда с владельцами боксов полюбовно договариваются инвесторы, которым нужна эта площадка. Правда, варианта «отказаться продавать гараж и сохранить его» обычно нет.
— В подавляющем большинстве случаев земля под плоскостными гаражами принадлежит не владельцам этих гаражей, это собственность либо города, либо РЖД, либо федеральных властей, — рассказала «МК» юрист Ирина Альтман, консультирующая и представляющая в судах владельцев гаражей. – И вопрос решается просто: прекращением или непродлением договора аренды. После того, как отношения аренды прекращены, речь может идти только о компенсации за стены построек, которые находятся в собственности гражданина.
В случае с теми ГСК, которые имеют в собственности участок земли, на котором стоят гаражи, как правило, применяется механизм КРТ, добавила Альтман. В его рамках предусмотрен принудительный выкуп собственности, если только все собственники единогласно и в сжатые сроки (45 дней) не примут единое решение о том, чтобы реконструировать участок самостоятельно. Учитывая то, что владельцев гаражных боксов – сотни, а гаражный кооператив – не девелоперская компания, умеющая делать инвестпроекты, шансов на такое развитие событий практически нет.
— В небольшом проценте случаев судебные перспективы оспаривания решений о КРТ или распоряжений местных властей есть, но даже в этом случае речь пойдет скорее о продлении срока службы гаражей на несколько лет, — резюмирует собеседница «МК». – Поэтому для простоты лучше считать, что разговор идет прежде всего о размере компенсации.
Каков ваш статус
Наименее сильные переговорные позиции при сносе гаражей имеют владельцы машиномест на стоянках Московского городского союза автомобилистов (МГСА). По словам юриста Ирины Альтман, они не имеют статуса собственников, являясь лишь членами этой организации и пользователями своих машиномест.
— Действующие ставки компенсаций от города за сносимый металлический гараж составляют 175 тысяч рублей за бокс, — отметила собеседница «МК». – Обычно такую компенсацию получить достаточно просто, однако есть такие стоянки МГСА, которые город при сносе признает самостроем. В этом случае есть смысл сорганизоваться и подать иск о признании данной стоянки законно сооруженной.
Для этого, говорит юрист, понадобится достать и предъявить правоустанавливающие документы на данный участок времен образования стоянки. Это обычно постановление Моссовета или (если речь идет о 90-х годах) префектуры округа о предоставлении МГСА земли для организации стоянки. При наличии этих документов судебная перспектива у дела есть – но, опять-таки, речь не о сохранении гаражей, а о получении компенсации.
Боксы в гаражных кооперативах (ГСК), которые являются полноценной собственностью владельцев, в случае их принудительного выкупа также могут подлежать компенсации в таком размере. За металлический бокс платят 175 тысяч рублей, за кирпичный – вдвое больше, 350 тысяч. Разница лишь в том, что такие гаражи обычно самостроем не признают и компенсации «зажать» никто не пытается. Часто власти округа или района предлагают инвесторам, которые будут застраивать площадку, самостоятельно выкупать боксы. В этом случае сначала представитель застройщика налаживает контакты с правлением кооператива, а дальше работа идет уже при его посредничестве.
— С 90% собственников боксов удается договориться полюбовно, — рассказала «МК» София, представитель застройщика в СЗАО, обеспечивающая процесс выкупа гаражей. – Вначале проводится опрос, сколько каждый из владельцев хочет получить в качестве компенсации. Затем отсекаются явно неадекватные запросы, после чего адекватные мы можем удовлетворить.
По словам Софии, при коммерческом выкупе речь идет о 300–500 тысячах рублей за металлический бокс в пределах МКАД (СЗАО). Ряд собственников с такими размерами компенсаций не согласен – с такими возможен торг в пределах 15–20% стоимости.
Еще один механизм – принудительный выкуп на основании независимой оценки, без обращения к городским ставкам компенсаций. Такой выкуп, например, производит РЖД при сносе гаражей в своей полосе отвода. В зависимости от района, капитальности гаража тут размер компенсации может достигать и 1 млн рублей за бокс.
— Первоначально оценку проводит компания, привлеченная застройщиком, — рассказывает Ирина Альтман. – Однако в судебном порядке можно оспорить величину оценки и привлечь независимого сертифицированного оценщика. Это часто имеет смысл, если вас не устраивает первоначальная ставка компенсации. Можно выиграть 500 и более тысяч рублей.
Единственное, что не принимается во внимание при расчете компенсации, – это стоимость покупки «несносимых» машиномест в том же районе Москвы. А жаль, поскольку цена таких мест в паркингах, в зависимости от района, колеблется от 1,5 до 4 и более миллионов рублей. А это значит, что купить на компенсацию новый, причем гарантированный от сноса, гараж в столице практически невозможно.