Адвокат по административным делам: как восстановить водительские права, если вы стоите на учете в наркодиспансере
Стоящих на учете в медицинском учреждении наркоманов или алкоголиков лишают водительских прав по постановлению правоохранительных органов. О механизме этой процедуры и способах вернуть своё удостоверение рассказывает адвокат по административным делам нашего правового центра Дмитрий Макоклюев
Тех, кто встаёт на учет в наркологический диспансер неминуемо ждёт лишение водительских прав. Это логично, ведь на время пока гражданин проходит реабилитацию в медицинском учреждении, он считается больным, и его заболевание напрямую касается всех участников дорожного движения, если он окажется за рулем. В любой момент такой водитель может вновь взяться за своё пагубное пристрастие. Автомобиль и без того является источником повышенной опасности, а когда им управляет наркоман или алкоголик, то последствия могут быть самые печальные.
«В данном случае указанные лица отстраняются от управления на неопределенный срок. Это отличается от ситуации, когда граждане привлекаются к административной ответственности за вождение транспортных средств в состоянии опьянения и лишаются права управления на срок от полутора до двух лет. В случае привлечения к уголовной ответственности за совершение ДТП, таких участников движения могут лишить права садиться за руль на срок до трех лет», — рассказывает адвокат по административным делам нашего правого центра Дмитрий Макоклюев.
Сотрудники ГИБДД ежедневно останавливают и лишают прав сотни водителей. Но не все они встают на учет к наркологу. Отбыв срок административного наказания, установленный судом, они могут снова сесть за руль. В ряде случаев правоохранители сами выявляют тех, кто не должен управлять автомобилем, в силу своего заболевания. Да, многие могут заявить, что по отношению к зависимым людям это не совсем гуманно, ведь для многих из них автомобиль не только средство передвижения, но и источник заработка, и не все садятся за руль, приняв на грудь. Однако таков установленный законом порядок.
«В случаях, если правоохранительные органы установят, что лицо, имеющее водительское удостоверение, находится на диспансерном учете по поводу наркомании, либо хронического алкоголизма, они обращаются в суд с просьбой признать указанное лицо утратившим право на управление транспортными средствами. Они действуют в интересах неопределенного круга лиц, то есть всех граждан страны», — поясняет адвокат по административным делам Дмитрий Макоклюев.
Указанные действия прокуратуры имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Во-первых, трудно найти людей, которые хотели бы видеть за рулем наркомана или алкоголика. Но бывают случаи, когда, например, гражданин некоторое время злоупотреблял алкогольными напитками, но затем добровольно обратился к медикам, чтобы избавиться от своей пагубной привычки. Но, даже если ему это удалось, будучи поставленным на диспансерный учет, он также подлежит отстранению от управления транспортным средством. На практике вышеуказанные иски прокуратуры остаются без удовлетворения в единичных случаях, когда удается доказать незаконность постановки на диспансерный учет.
«Если врач решит, что у больного наступила ремиссия, то права вернуть можно. Но медики поставлены в конкретные временные рамки, определенные изданным еще в советское время приказом Минздрава СССР «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями». Даже если врач решит, что пациент идет на поправку, то получить права алкоголик сможет лишь через три года с момента постановки на учет. Для наркоманов этот срок составляет пять лет», — резюмирует адвокат по административным делам Дмитрий Макоклюев.
Порядок постановки и снятия с наркологического учета
Прокурор разъясняет | Прокуратура информирует |
Порядок постановки и снятия с наркологического учета
На основании ст. 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 года № 704 утверждена Инструкция «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания».
В соответствии с указанной Инструкцией диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:- больных хроническим алкоголизмом — 3 года; — больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:- стойкая ремиссия (выздоровление);- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); — осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; — в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения — данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.
Срок профилактического наблюдения лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год. Частота осмотров таких лиц — не реже 1 раза в месяц.
Основанием для прекращения профилактического наблюдения у лиц группы риска является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Прокурорские проверки ограничили
С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
Я ИП менее 1,5 года , ко мне пришла прокурорская проверка и привела с собой МЧС и развели по полной. До этого бизнес существовал 4 года и все было нормаль, а купил я и все стало не так. Где Они были до меня? Или не видели до меня. Очень хорошо помогают малому бизнесу.
БлагоДарю за профессиональное ИНФО.
Всех Благо
Прокуроры из Новодугинской прокуратуры Смоленской области совершили подлог , вместо найденного поддельного свидетельства гр. Г. по постановлению от11.05.1993№3 , списали по Кусп №1957 от16.11.2011г на ошибку свидетельство гр. Голевой от11.05.1993№8 с с постановлением , нашлось где ее подлинное свидетельство , хотя землю до 2003года она не оформляла. и на руках его не имела.Ответ из прокуратуры жду по данному факту с 2011года. Ответа нет .Коррупция .
Кто знает куда можно обратиться, кроме суда , судьям я не верю.Подтвеждающие документы есть.
СК считает полог законным и не хочет проводить проверки .Порочный круг и нарушение моих прав.
Татьяна(Панасова, ген прокуратура и верховный суд только одна надежда
Igor, лично у меня уже нет никакой ни надежды ни веры, всяким там ген, сек, зам, помы и прочим карательным органам, они же все чиновники любого поста, все свои деяния творят законно, или узаконят включая и внутренние органы, подтасуют всё как им надо, подстрахуют по вертикали власти, простому быдлу , как мне ущемленному в правах, добиться каких то законных прав, законным путём бесполезно, при господстве диктатуры власти.
( пользуются твари беспомощностью человека, как в физической, по состоянию здоровья так и юридической) Инв. 3 гр, всё доверие как к этой антинародной власти и карательным органам , всё доверие уже давно выгорело.
Я, председатель СНТ. Подала в суд на должников, в ответ они подали во все инстанции на меня. С 27 января 2021 года УБЭП начали проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ . Прошла проверка налоговой, жилищной инспекции. Должники строчили жалобы в прокуратуру, за месяц 12 штук. прокуратура тоже начала проверку в рамках выполнения 217 закона ФЗ. Да были выявлены недочеты и ошибки, на что в протесте мной было гарантировано исправление в ходе следующей работы. Должники начали писать в областную прокуратуру, те снова передали в районную. Началось все заново. По требованию УБЭПа мы предоставили все финансовые документы (подлинники) на проверку в УБЭП это было 28 декабря 2021 года. По сей день ничего не известно ни о результатах проверки, ни где наши документы. Должники на судах твердят, что на меня отрыто уголовное дело, я об этом ничего не знаю, обвинения мне никакие не предъявлены. Мало того, теперь и судья запрашивают все документы с 2017- 2020 годы. К кому нам обращаться за помощью, если пенсионеры-садоводы платят, а четыре злостных неплательщика получили поддержку органов власти в лице прокуратуры, УБЭПа и суда.
Это не только в Новодугинской прокуратуре такой беспредел. Он в целом по всей прокуратуре Смоленской области, как стал прокурором Карапетян. Если он невзлюбил кого-то-мучает проверками. В плане проверок нет, а говорят, что проверка плановая.
Прокуратура требует от наркодиспансеров списки пациентов
По всей стране наркодиспанесеры начали получать бумаги из прокуратуры с требованием предоставить им списки пациентов. Причем, в любом виде, можно факсом, им все равно.
Фото: Наталья Мущинкина
Наркодиспансеры реагируют по-разному. Кто-то сдает пациентов. Кто-то — нет и идет в суд. Заведующий московским наркодиспансером №7 Олег Зыков отказался предоставлять такие сведения, так как они являются медицинской тайной. И — тем самым, как выяснилось, совершил административное правонарушение: «умышленно не исполнил требования прокуратуры» и влетел на 2.000 рублей.
Правонарушение состоит в том, что он, О.В. Зыков, являясь главврачом и получив требование прокуратуры, «в условленный срок предоставил ответ, в котором содержался отказ».
В бумаге, которую получил врач, предлагалось предоставить список (не только ФИО, но и прописку) «наркозависимых, стоящих на диспансерном учете». В ответ Зыков отправил бумагу, в которой пояснил, что, во-первых, термина «наркозависимые» ни в одном законе нет. Во-вторых, учет у них не персонифицированный, а статистический. В-третьих, данные представляют медицинскую тайну, так что — до свидания.
Надо сказать, что такая ситуация — не первая. К примеру, в Якутии суд принял противоположное решение и указал на то, что прокуратура не имела права требовать сведения в наркодиспансере. А в Сыктывкаре еще в 2012 годе суд признал незаконным передачу прокуратуре сведений всего об одном пациенте.
Тем не менее, московская мировая судья Денисова указала на то, что слово «наркозависимые» является общеупотребимым, учет у нас идет согласно «Инструкции порядка диспансерного учета» 1988 года, так что нечего, виновен.
За разъяснениями мы обратились к самому правонарушителю:
— Понятия «наркозависимые» в правовом поле не существует, — сказал Олег Зыков. — Они вполне могли потребовать у меня «скинуть список нариков» — это тоже общеупотребительное выражение! Далее — наркоучета в полицейском понимании у нас тоже нет. У меня есть письмо заместителя министра здравоохранения Яковлевой, в котором написано, что «в РФ ведется статистическое наблюдение за наркологическими больными, и оно не является персонифицированным». Ну и в -третьих, прокуратура уверяет, что сама будет заниматься списками. На самом деле, они будут отправлены в ГАИ и через секунду окажутся на рынке! Сейчас к чести нашей службы, списков пациентов наркологии в продаже нету. Но если мы их отдадим прокуратуре, они там появятся.
— Но намерения-то у прокуратуры, небось, добрые и честные.
— Если у них такой зуд, пусть медкомиссиями занимаются, которые пьяному могут выдать справку, что он может управлять транспортом! А вообще, этот процесс — претензии к главврачам наркодиспансеров — приобретает системный характер. Недавно один их моих коллег получил запрос — прислать в прокуратуру списки несовершеннолетних, стоящих на учете.
— Зачем?
— А вот не знаю, зачем! Мы, специалисты, все время хотим отделить наркологию от силовых методов. Но сейчас мы стремительно движемся в противоположном направлении в полицейского государства.
— Вы будет оспаривать решение суда?
— Конечно. И я буду отстаивать интересы больных, потому что более подлой идеи еще надо поискать.