Что такое НДД для нефтянки и почему от него зависит жизнь тюменской «матрешки»
NEFT объясняет простыми словами, какую налоговую реформу лоббирует Комарова
Летние месяцы 2021 года станут крайне важными для будущего тюменской «матрешки». В это время губернатор ХМАО Наталья Комарова и ее сторонники постараются убедить федеральные власти изменить систему налогообложения для нефтяников. От успеха этого мероприятия зависит финансовое благополучие жителей Югры и Тюменской области, а в перспективе — наполняемость бюджета всей страны. Кроме того, на карту поставлено экономическое выживание крупнейших нефтегазодобывающих населенных пунктов России: Нижневартовска и Нефтеюганска.
Максимально просто о налогах для российских нефтяников и сути проблемы
Российские нефтяные компании преимущественно платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП). Их, в свою очередь, ввели вместо акциза на нефть в 2002 году, когда цены на наше сырье были высокими, а налоги для нефтяников — низкими.
Со временем картина стала меняться: российская нефть дешевела, а добывать ее становилось сложнее. Нефтяники стали просить льготы по уплате НДПИ и ЭП. Когда льгот стало слишком много, Министерство финансов России предложило реформировать налогообложение энергетических компаний. Так появился налог на дополнительный доход (НДД). Разница между ними простая. НДПИ облагает налогом объем добытого сырья, которое потом еще надо продать, чтобы как-то заработать. НДД привязан к конечному финансовому результату, что гораздо выгоднее для многих нефтяников: так они платят налог после того, как продали нефть.
Впервые НДД ввели в 2019 году в тестовом режиме. Перейти на него можно было добровольно. Однако в коронавирусном 2020-м Минфин задумал новую реформу для отрасли. Чтобы наполнить российский бюджет, ведомство решило отнять у нефтяников, которые остались на старой системе налогообложения, льготы по НДПИ и ЭП. При этом размер НДД для тех компаний, кто успел на него перейти, тоже ужесточили. Более того, чиновники отказываются обсуждать изменение налогов до 2024 года.
Так Минфин хочет решить проблему дефицита бюджета и привлечь в казну 308,1 млрд рублей до 2023 года, пишет ТАСС. При этом нефтяники, как подсчитали эксперты VYGON Consulting, потеряют гораздо больше — до 650 млрд рублей до 2025 года.
Почему нынешняя ситуация с налогами крайне опасна для Нижневартовска, Нефтеюганска и в целом тюменской «матрешки»
Казалось бы, чего нефтяникам нервничать: переходите на НДД и не жалуйтесь. Но на деле под условия, которые разрешают этот переход, попадает очень мало месторождений.
Какие месторождения имеют право попасть под выгодный налог НДД
С драконовскими налогами на несколько лет остаются, например Самотлорское месторождение вблизи Нижневартовска и залежи нефти около Нефтеюганска. Для нефтяных компаний, которые их разрабатывают, ситуация критичная. Уровень обводненности нефти Самотлора составляет 99%. Лишь 1% от поднятого на поверхность количества сырья — это та самая нефтяная эмульсия, которая после подготовки попадет на рынок. Чтобы добыть эту нефть, компании ежегодно инвестируют десятки миллиардов рублей. С отменой льгот по НДПИ и запретом на переход к НДД корпорациям выгоднее прекратить работу и уйти из ХМАО в другие регионы.
Уход нефтяников нанесет критический удар по экономике Нижневартовска (почти 300 тыс. жителей) и Нефтеюганска (более 100 тыс. жителей). Заработки большинства горожан завязаны на предприятия топливно-энергетического комплекса. Кроме того, нефтяники дополнительно платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджеты муниципалитетов. Чреват переезд нефтяников и для Тюменской области, бюджет которой во многом формируется за счет Югры в рамках программы «Сотрудничество».
При этом долгосрочная выгода для бюджета России сомнительна. Да, Минфин сможет закрыть финансовую дыру, образовавшуюся из-за пандемии. Но лишится нефтяных доходов в дальнейшем, если нефтяники свернут работу.
Какое решение этой ситуации предложила Комарова?
29 мая губернатор ХМАО Наталья Комарова публично призвала Минфин масштабировать использование НДД на всю нефтегазовую отрасль к 1 января 2022 года. При этом начать налоговую реформу, по мнению Комаровой, стоит с месторождений в Западной Сибири. По данным департамента общественных связей региона, это позволит дополнительно добыть и продать 4 млрд тонн извлекаемых запасов нефти.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил NEFT, почему важно принять эту реформу: «Когда ты начинаешь разрабатывать месторождения, ты фактически вкладываешь деньги, но ничего не получаешь на первых порах. При этом старая система налогов подразумевает, что ты сразу с первой добытой тонны нефти начинал платить налоги. То есть, еще ничего не получаешь, но уже государству будешь отдавать. И это нефтяников не стимулирует начинать разработку.
А при НДД ты ничего не платишь, пока не выходишь на рентабельность. Получается такая кривая: сначала ничего не платишь, потом увеличиваешь добычу и платишь все больше и больше. А после, когда месторождение начинает истощаться (а в России таких достаточно много), компании опять начинают платить меньше налогов. Так НДД стимулирует нефтяников разрабатывать новые проекты и не забрасывать старые истощенные месторождения, дожимать их до конца», — объясняет аналитик.
При нынешних ценах на нефть и НДПИ многие проекты становятся нерентабельными для разработки — это и арктический шельф, и трудноизвлекаемые запасы. Если поменять налоговую систему, то у компаний появится стимул работать.
Почему тогда этому противится Минфин?
«Каждая сторона копает свой огородик. Минэнерго и нефтяным компаниям надо, чтоб добыча не падала, а Минфин хочет, чтобы деньги здесь и сейчас пришли в бюджет. Что будет через десять лет, когда добыча упадет и не из чего будет собирать налоги — это уже другие поколения пусть разбираются. Такая логика у Минфина», — объясняет Юшков.
Кроме того, Министерство финансов пока не знает, как контролировать новый налог. Чиновники опасаются, что нефтяники будут мухлевать с отчетностью: всегда на бумаге показывать убыток и не платить НДД. Поэтому старая модель — с платой за добычу, а не за доход — для ведомства более понятна.
«При этом пилотные проекты по НДД были успешными, а компании исправно отчитывались по доходам. Нужно дорабатывать систему контроля налога: ловить нефтяников на записывании дополнительных расходов в свои проекты и штрафовать за это», — отмечает Юшков.
Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин также считает, что хоть действующее налоговое решение тормозит развитие нефтяных проектов, для Минфина это сиюминутно выгодное решение. «На какое-то время будет небольшая просадка поступлений от нефтяников в федеральный бюджет, поэтому Минфин будет сопротивляться предложению Комаровой», — рассказал Крутихин.
Как Комарова и нефтяники намерены добиться результата?
Прежде всего губернатор Югры вместе с главой Татарстана Рустамом Миннихановым направили письмо президенту РФ Владимиру Путину, где обосновали необходимость перехода на новый налог. Об этом же с лидером страны говорили руководитель «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Глава государства поручил министерствам максимально проработать вопрос.
Чтобы изучить проблему со всех сторон и найти компромиссное решение, Югра сформировала специальную депутатскую группу. Она займется налоговым вопросом в новом созыве Госдумы. В группу вошли член комитета по энергетике Павел Завальный, эксперт в сфере налоговой политики Ольга Ануфриева, а также другие представители ХМАО — экс-мэр Сургута Вадим Шувалов и экс-глава Ханты-Мансийска Василий Филипенко. Кроме того, очередной раунд неформальных переговоров прошел на площадке Петербургского международного экономического форума, где находились ключевые губернаторы и федеральные чиновники.
Подписывайтесь на наш канал в телеграме, чтобы узнать важные новости первыми
Налог на добавленный доход (НДД)
Добавленный доход — разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.
Налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья представляет собой налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.
В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д.
Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.
- изменятся размеры вычета налога;
- порядок его уплаты;
- вместо НДПИ придет на смену НДД — налог на добавленный доход нефтепродукции.
От вице-премьера РФ, от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.
После корректировки недочетов, проект снова выставили на обсуждение в думу для утверждения.
Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы.
НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.
Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли промышленности, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.
Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется.
Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.
Государство предлагает нефтяным компаниям обмен, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.
Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение.
Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.
Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.
Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.
Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.
Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать 2 типа налогов от добычи и доходов по продукции.
Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.
Если правительство отменит старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.
Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться.
По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.
Другой вопрос касается технической части отрасли.
К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (зрелых месторождений нефти).
Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата.
Утвержденные положения по НДД
- прямой налог, который начисляется на сумму дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр;
- рассчитывается как положительная разница между полученными на этом участке недр доходами и расходами;
- если размер минимального НДД по участку недр больше чем сумма налога, рассчитанного как разница между доходами и расходами этого участка, то НДД от добычи углеводородного сырья признается минимальный налог.
- поиск и оценка месторождений углеводородного сырья, разведка, добыча углеводородного сырья на участке недр;
- транспортировка углеводородного сырья, добытого на участке недр;
- подготовка углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается продукцией в отношении налогоплательщика;
- хранение углеводородного сырья, добытого на участке недр;
- созданию объектов переработки/утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ);
- сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги налогоплательщику, связанные с осуществлением вышеуказанной деятельности, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
- участок недр расположен полностью или частично:
- в границах Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа,
- севернее 65 о северной широты в границах ЯНАО,
- в пределах российской части шельфа Каспийского моря;
Расчет НДД
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр.
Данные показатели рассчитываются ежемесячно.Вр-месяц = Цнефть * Vнк * Р * Кн + Цгаз * Vгаз + 0,95 * Цпнг * Vпнг
Цнефть — средний за календарный месяц уровень цен нефти сорта Urals, определяемый в соответствии с главой 26 НК РФ;
Vнк — количество добытых за календарный месяц на участке недр нефти и газового конденсата, (тонны);
Р — среднее за календарный месяц значение курса долл США/рубль РФ;
Кн — коэффициент перевода метрических тонн в баррели, = 7,3;
Цгаз — цена на газ, установленная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, (руб/1000 м 3 ).
Vгаз — количество газа, добытого за календарный месяц на участке недр, за исключением газа, закачанного в пласт для поддержания пластового давления (ППД), (1000 м 3 );
Цпнг — цена на ПНГза календарный месяц, (руб/1000 м 3 );
Vпнг — количество ПНГ, добытого за календарный месяц на участке недр, за исключением газа, закачанного в пласт для ППД, (1000 м 3 ).Добыча в условиях турбулентности: какое будущее ждет НДД?
В 2023 году Россию, скорее всего, ждет падение добычи нефти, и в таких условиях налоговые механизмы, стимулирующие работу на новых или истощенных месторождениях, могут показаться неактуальными. Но это будет ошибкой, считает директор департамента налогового консультирования Kept Дарья Шорина.
Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России: заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую был призван решить НДД, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, при которых сложно построить прямую связь между рентабельностью добычи и льготой, привязанной к геологическим характеристикам. Налог изначально работал в пилотном режиме, однако в 2022 году его периметр был существенно расширен: 86 новых участков должны перейти на НДД в течение двух лет. Так, в 2022 году перешли 56 участков недр четвертой группы (гринфилды), а в 2023 году — месторождения браунфилды в рамках третьей группы, объем добычи по которым составлял не более 3% от общего количества добытой нефти.
Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?
Директор департамента налогового и юридического консультирования Kept
В 2023 году Россию, скорее всего, ждет падение добычи нефти, и в таких условиях налоговые механизмы, стимулирующие работу на новых или истощенных месторождениях, могут показаться неактуальными. Но это будет ошибкой, считает директор департамента налогового консультирования Kept Дарья Шорина.
Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России: заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую был призван решить НДД, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, при которых сложно построить прямую связь между рентабельностью добычи и льготой, привязанной к геологическим характеристикам. Налог изначально работал в пилотном режиме, однако в 2022 году его периметр был существенно расширен: 86 новых участков должны перейти на НДД в течение двух лет. Так, в 2022 году перешли 56 участков недр четвертой группы (гринфилды), а в 2023 году — месторождения браунфилды в рамках третьей группы, объем добычи по которым составлял не более 3% от общего количества добытой нефти.
Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?
Роль НДД в отрасли
До 2019 года добыча нефти облагалась только НДПИ. Это рентный налог, который взимается по твердой ставке с каждой тонны добытых углеводородов. Как правило, он не учитывает рентабельность добычи нефти на конкретном месторождении и подлежит уплате с первой же тонны полученного сырья. НДД, напротив, взимается с финансового результата от реализации нефти, что позволяет учесть реальные затраты и убытки бизнеса, связанные с разработкой месторождения. Такой механизм дает возможность отложить налоговую нагрузку до момента получения компаниями реальной прибыли от добычи, что повышает инвестиционную привлекательность разработки трудных категорий запасов, добыча которых при уплате НДПИ нерентабельна.
Нефтяная отрасль чувствительна к налогообложению как никакая другая — только ресурсные налоги составляют около 60% стоимости нефти. При этом условия добычи и затраты компаний могут сильно варьироваться в зависимости от категории запасов, сложности извлечения, регионов добычи, инфраструктурных особенностей. Потребность в разработке налога, учитывающего такие особенности, возникла давно.
По сути, НДД позволил достичь баланса интересов между бизнесом и государством: компании получают стимул для инвестиций в разработку новых месторождений, а государство в перспективе — новые налоговые поступления за счет увеличения добычи.
Чего ждать от 2023 года?
В 2022 году, несмотря на санкции, России удалось не только сохранить, но даже несколько увеличить добычу нефти. Однако в 2023 году риски для нефтяной отрасли, а значит и для бюджета, стали только выше. Основным из них является введение рядом стран эмбарго и потолка цен на российскую нефть, а с февраля — и на российские нефтепродукты. Кроме того, бюджет чувствителен к снижению котировок Urals, по которым рассчитываются как НДПИ, так и НДД, а следовательно, существенная часть бюджетных поступлений, стабильность которых сегодня важна как никогда.
На этом фоне уже сейчас различные, в том числе иностранные, эксперты прогнозируют падение добычи нефти в 2023 году до 10-15%.
Что же ждет в условиях весьма вероятного сокращения добычи налог, который призван ее стимулировать? Логично было бы предположить, что дальнейшего расширения применения НДД не будет, однако однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
Работа по импортозамещению технологий добычи трудноизвлекаемых запасов ведется уже несколько лет — есть успехи, но в условиях санкций уход западных технологий с рынка потребует еще больших инвестиций. Кроме того, разработка месторождений с нуля имеет отложенный эффект с точки зрения увеличения добычи, поскольку компаниям требуется время на строительство и подготовку инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах.
Поэтому переход тех или иных участков на НДД сегодня совершенно не означает увеличения добычи завтра, результат достигается «накопленным итогом» в течение нескольких лет. Здесь, скорее, важен вопрос о том, какие конкретно проекты будут переведены на НДД, для чего нужны правильные критерии отбора. В нефтяной сфере налоговая нагрузка существенно влияет на рентабельность, в связи с чем «обещание» государства в части перевода проекта на НДД является весомым аргументом при принятии инвестиционного решения.
Отдельно стоит отметить важность НДД для независимых игроков, для которых фактор налоговой нагрузки может быть определяющим при планировании дальнейшей деятельности.
Безусловно, в условиях турбулентности расширение НДД не будет первым приоритетом для государства, но это совершенно не говорит о невостребованности данного режима в перспективе. НДД уже зарекомендовал себя как работающий и, что важно, понятный механизм налогообложения и для государства, и для налогоплательщиков. И чтобы в условиях сокращения традиционных запасов не допустить сильного падения добычи в перспективе трех-четырех лет, данный режим нужно продолжать расширять, не откладывая решение на несколько лет. Первые направления расширения, скорее всего, будут понятны уже к концу года.
Добыча в условиях санкций: какое будущее ждет налог на дополнительный доход
Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России — заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую он был призван решить, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, которые не позволяют учесть рентабельность добычи на конкретных месторождениях. Налог изначально работал в пилотном режиме, а в 2022 году его применение было существенно расширено: 86 новых участков недр должны перейти на НДД в течение двух лет. Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?
Налог на результат
До 2019 года добыча нефти облагалась только НДПИ. Это рентный налог, который взимается по твердой ставке с каждой тонны добытых углеводородов. НДД, напротив, взимается с финансового результата от реализации нефти, что позволяет учесть реальные затраты и убытки бизнеса, связанные с разработкой месторождения. Такой механизм дает возможность отложить налоговую нагрузку до момента получения компаниями реальной прибыли от добычи, что повышает инвестиционную привлекательность разработки трудных категорий запасов, добыча которых при уплате НДПИ нерентабельна.
Нефтяная отрасль чувствительна к налогообложению как никакая другая — только ресурсные налоги составляют около 60% стоимости нефти. При этом условия добычи и затраты компаний могут сильно варьироваться в зависимости от категории запасов, сложности извлечения, регионов добычи, инфраструктурных особенностей. Потребность в разработке налога, учитывающего такие особенности, возникла давно.
По сути, НДД позволил достичь баланса интересов между бизнесом и государством: компании получают стимул для инвестиций в разработку новых месторождений, а государство в перспективе — новые налоговые поступления за счет увеличения добычи.
НДД в 2023 году
В 2022 году, несмотря на санкции, России удалось не только сохранить, но даже несколько увеличить добычу нефти. Однако в 2023-м риски для нефтяной отрасли, а значит, и для бюджета стали только выше. Основным из них является введение рядом стран эмбарго и потолка цен на российскую нефть, а с февраля — и на нефтепродукты. Кроме того, бюджет чувствителен к снижению котировок Urals, по которым рассчитываются как НДПИ, так и НДД, а следовательно, существенная часть бюджетных поступлений, стабильность которых сегодня важна как никогда.
На этом фоне уже сейчас различные, в том числе иностранные, эксперты прогнозируют падение добычи нефти в 2023 году до 10-15%. Не исключают некоторого снижения добычи и в Минэнерго.
Что же ждет в условиях вероятного сокращения добычи налог, который призван ее стимулировать? Сейчас в правительстве обсуждаются параметры применения НДД на 2024 год. Логично было бы предположить, что расширения действия налога на новые участки не будет, однако ответ на этот вопрос не так очевиден.
Работа по импортозамещению технологий добычи трудноизвлекаемых запасов ведется в России уже несколько лет — есть успехи, но в условиях санкций замена западных технологий потребует еще больших инвестиций. Кроме того, разработка месторождений с нуля имеет отложенный эффект с точки зрения увеличения добычи, поскольку компаниям требуется время на строительство и подготовку инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах.
Поэтому переход тех или иных участков на НДД сегодня совершенно не означает увеличения добычи завтра, результат достигается «накопленным итогом» в течение нескольких лет. Здесь, скорее, важен вопрос о том, какие конкретно проекты будут переведены на НДД, для чего нужны правильные критерии отбора. В нефтяной сфере налоговая нагрузка существенно влияет на рентабельность, в связи с чем обещание государства перевести тот или иной проект на условия НДД является весомым аргументом при принятии инвестиционного решения.
Отдельно стоит отметить важность НДД для независимых игроков, для которых фактор налоговой нагрузки может быть определяющим при планировании дальнейшей деятельности.
Безусловно, в условиях турбулентности расширение НДД не будет первым приоритетом для государства, но это совершенно не говорит о невостребованности данного режима в перспективе. НДД уже зарекомендовал себя как работающий и, что важно, понятный механизм налогообложения и для государства, и для налогоплательщиков. И чтобы в условиях сокращения традиционных запасов не допустить сильного падения добычи в перспективе трех-четырех лет, данный налоговый режим нужно расширять.