Что такое борьба с преступностью
Перейти к содержимому

Что такое борьба с преступностью

  • автор:

Борьба с преступностью

Одной из ключевых задач современного демократического государства выступает противодействие и искоренения разного рода социальных проявлений. Одним из наиболее распространенных и опасных для общества, в связи с посягательством на наиболее важные общественные институты и блага выступает преступность, во всем многообразии ее проявлений.

В этой связи, особую актуальность приобретает деятельность государства по борьбе с преступностью, которую в наиболее общем виде можно определить следующим образом:

Борьба с преступностью – это системная последовательная деятельность органов государственной власти и общественных органов, нацеленная на обеспечение соблюдения требований действующего уголовного законодательства, недопущение причинения вреда интересам и благам, находящимся под его защитой; выраженная в совершении активных действий по противодействию преступности, путем профилактики противоправного поведения, пресечении совершаемых преступлений, а также применении к лицам, виновным в совершении общественно-опасных деяний мер юридической ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Столь громоздкое определение рассматриваемой деятельности обусловлено тем, что реализуемые в ее рамках мероприятия государственно-властного и социального характера отличаются сложностью, многоаспектностью, обусловленной, в том числе, разнообразием общественных благ, находящихся под защитой уголовного законодательства.

При этом следует обратить внимание, что в процессе специальной (в первую очередь криминологической) литературы наряду с приведенным термином можно встретить такие категории, как: «война с преступностью», «контроль над преступностью», «противодействие преступности», «воздействие на преступность», и т.д.

Тем не менее, представляется в наибольшей степени обоснованной точка зрения тех ученых, которые, отмечая определенную синонимичность приведенных категорий, обусловленную, в том числе, единством их конечной цели, указывают на то, что более применим именно термин «борьба с преступностью», так как он в максимальной степени отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности.

Принципы борьбы с преступностью

Из содержания обозначенной выше значимости деятельности по борьбе с преступностью вытекает необходимость ее всестороннего изучения и анализа, а применяемые в рамках соответствующей борьбы приемы и способы должны быть обоснованны с научной точки зрения.

В частности, элементом соответствующей научной проработки борьбы с преступностью выступает выработанная современной наукой система принципов, положенных в основу рассматриваемой борьбы. В частности, к таковым могут быть отнесены:

  1. Приоритетный характер деятельности по предупреждению форм общественно-опасного поведения, а не реагированию на уже совершенные деяния;
  2. Формирования таких условий, в которых совершением преступлений было бы «невыгодно» виновному лицу;
  3. Обеспечение выявления и реального привлечения к уголовной ответственности максимального возможного числа лиц, совершивших преступления, то есть – принцип неотвратимости наступления уголовной ответственности;
  4. Принцип применения конкретных мер реагирования только как реакции на выявление действительного нарушения закона;
  5. Уголовная ответственность носит исключительно личный характер, в связи с чем, конкретным мерам воздействия подвергаются только лица, виновность которых в совершении общественно-опасного деяния установлена в предусмотренном законом порядке;
  6. Меры уголовно-правового и криминологического характера, используемые в рамках борьбы с преступностью, должны разрабатываться с учетом тех социально-экономических, политических, духовных, и иных особенностей, в которых они будут реализовываться;
  7. Борьба с преступностью и любого рода мероприятия, связанные с ней должны осуществлять в условиях неукоснительного соблюдения законности, то есть – не должны нарушать требований действующего национального и международного права;
  8. Равенство всех перед законом и судом;
  9. Борьба с преступностью в современных условиях глобализации должна реализовываться, в том числе, в рамках международного сотрудничества и деятельности наднациональных международных организаций.

Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

Говоря об определении борьбы с преступностью выше, частично было обращено внимание на то, что соответствующая деятельность носит сложный, комплексный характер, в связи с чем может быть реализована исключительно совместными усилиями широкого круга субъектов. Такими субъектами, в первую очередь выступают государственные органы:

  • законодательной власти, в сферу профессиональной компетенции которых входит разработка и утверждение нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, выражающаяся в принятии новых нормативно-правовых актов и совершенствовании содержания уже существующих;
  • исполнительной власти, которыми непосредственно осуществляются функции по борьбе с преступностью, поскольку именно в системе исполнительной власти находятся правоохранительные органы, для которых реализация мер по предупреждению преступности, осуществлению оперативно-розыскной, следственной, и иной деятельности – выступает основной сферой деятельности; , органы которой осуществляют правосудие по конкретным уголовным делам.

Кроме того, следует подчеркнуть, что помимо государства в лице его органов и должностных лиц, в борьбе с преступностью могут участвовать:

Вопрос 3. Понятие борьбы с преступностью.

борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.

Цель борьбы с преступностью — не допустить массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения – применить к виновным меры государственного принуждения для того, чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.

Принципы борьбы с преступностью

Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.

Достижение невыгодности совершения преступления.

Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).

Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.

Личная ответственность виновного за совершение преступления.

Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.

Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренныхмеждународными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами.

Контроль общества над правоохранительной системой.

Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер.

Равенство всех граждан и юридических лиц перед законом.

Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.

Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

Государственные органы

Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.

Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.

Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам.

Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

Понятие профилактики и борьбы с преступностью

Гоголева, А. Я. Понятие профилактики и борьбы с преступностью / А. Я. Гоголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.1 (65.1). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10456/ (дата обращения: 17.09.2023).

После мировых войн и возможных глобальных катастроф преступность становится главной угрозой современности. Преступность продолжает расти быстрее, чем численность населения, мгновенно заполняя неконтролируемые или слабо контролируемые правом ниши. По данным обзоров ООН, преступность в мире в среднем прирастает до 5% в год при приросте населения в 1-1,2% [8, с. 5]. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ею вред. Преступность все более организуется, вооружается, коррумпируется, глобализируется и интеллектуализируется, оперативно используя все достижения науки и техники для реализации своих целей.

В процессе своего исторического развития человечество использовало в основном два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступности.

Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь перед карательной политикой государства была высказана еще в глубокой древности. Впоследствии, она получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы права. Ее суть закрепилась в формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, что бы не быть вынужденным наказывать за него».

В наше время возросло значение охраны правопорядка, предусматривающее обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. С учетом тенденций роста преступности одной из главных функций государства является профилактика и предупреждение преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении. Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призваны занять Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации. Важная роль в этом принадлежит так же Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», федеральным законам «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д.

Применительно к противостоянию преступности используется множество терминов. Встречаются такие как «уголовная политика», «война с преступностью», «борьба с преступностью», «предупреждение», «профилактика» и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Борьба с преступностью – сложная системная деятельность, представляющая собой единство трех следующих подсистем: общей организации борьбы; предупреждения преступности и правоохранительной деятельности. Она представляет собой «активное столкновение общества и преступности в целях обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норма поведения, это целенаправленная наступательная деятельность общества на саму преступность, ее причины и условия»[5, с. 383].

«Борьба» подразумевает полное уничтожение, искоренение чего-либо. Является ли возможным полное искоренение преступности? Английский историк и философ Генри Бокль писал: «Общество готовит преступление, преступник его совершает»[4, с. 427]. Профессор И.И. Карпец отмечает: «Преступность характерна любому обществу». Соответственно встает вопрос: возможно ли окончательно искоренить преступность? Криминологи отвечают на этот вопрос так: человечество за всю свою долгую историю не помнит себя без преступлений и преступности. Соответственно нельзя достичь абсолютной победы над преступностью, но борьба с преступностью позволяет сдерживать рост преступности, не допускать ее расширения.

Самым гуманным средством борьбы с преступлениями является профилактика, поскольку она предусматривает не наказание, а предупреждение.

Наряду с термином «профилактика» используется термин «предупреждение». В криминологической литературе некоторые авторы рассматривают их как самостоятельные, вкладывая в них различный смысл. Большинство авторов считают эти термины равнозначными и потому взаимозаменяемыми, поскольку сам термин «профилактика» в буквальном смысле означает совокупность мероприятий, предупреждающих от чего то или предохраняющих что-либо.

В. Н. Кудрявцев и В. Е. Эминов считают что предупреждение преступности – это система взаимосвязанных элементов, интегрированных в процессе этой деятельности и ее результатов, а) подход к предупреждению преступности как особой области социально-правового регулирования и управления, обладающей целостностью, б) выделение взаимодополняющих задач и направлений, сочетание глобального, локального и индивидуального уровней взаимодействия, в) охват предупредительной деятельностью всех сфер жизни общества, г) воздействия на криминогенные процессы и явления объективного характера на личности и криминальные ситуации, формирующиеся под их влиянием, с тем чтобы пресекать, нейтрализовать и ослаблять это влияние на возникновение криминальных мотивов и стереотипов поведения, д) сочетание сдерживающего и подавляющего воздействия на криминогенные процессы и явления, е) целенаправленное развитие организационных структур, специализированных на предупредительной деятельности, з) наличие единого информационно-аналитического, программного, координационного, ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения предупредительной деятельности.

По мнению Аванесова Г.А. предупреждение преступлений – многоуровневая система мер воздействия на криминогенные объекты с целью их ограничения, устранения или нейтрализации, осуществляемых государственными органами, должностными лицами, гражданами и общественными формированиями. Под криминогенными объектами понимаются негативные социальные процессы их взаимосвязь и явления, взаимодействие которых порождает и обуславливает преступность.

Бурлаков В.Н. пишет «предупреждение преступности» есть деятельность государства и общества направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин».

Кузнецова Н.Ф. дает следующее определение предупреждения преступности. Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а так же способствующих им условий, б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступления, в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска, г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение.

Мы согласны с каждым из перечисленных выше определений, но на наш взгляд из приведенного выше перечня наиболее полно понятие профилактики раскрывает Кузнецова Н.Ф.

Предупреждение преступности обеспечивается всем развитие нашего общества, его экономики, идеологии, культуры, многообразных общественных отношений между людьми. Существенной составной частью процесса предупреждения преступности является специализированная деятельность по устранению непосредственно криминологических факторов и обеспечение антикриминогенных условий как в сфере формирования личности, мотивов ее деятельности, так и в сфере обстоятельств, могущих обусловить или облегчить совершение преступления [9, с. 32].

Одним из признаков профилактики в соответствии с приведенными определениями является системность. Системная характеристика предупреждения преступности предусматривает так же комплексность, взаимодействие всех средств профилактики, их координированность, досягаемую путем планирования профилактической деятельности и включения криминологических планов в систему государственного комплексного планирования, а также путем разработки организационных мер по координации профилактической деятельности [3, с. 6].

О системности предупреждения преступности в нашей стране свидетельствуют сочетание различных уровней профилактической деятельности – общесоциального, специального и индивидуального.

Упорядочить сложную многостороннюю систему профилактики, четко определить роль и компетенцию различных субъектов профилактической деятельности позволяет классификация предупредительных мер.

В наибольшей степени отвечающей задачам планирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям: по масштабу предупредительной деятельности, по ее механизму, объему, по содержанию предупредительных мер, по субъекту их исполнения.

По масштабу предупредительной деятельности выделяют три группы мер – общего, специального и индивидуального характера.

Общая профилактика последовательно осуществляется всем процессом развития и всестороннего совершенствования нашего общества. Она охватывает наиболее масштабные, долговременные и эффективные виды социальной деятельности, наиболее крупные социальные меры. Сюда относятся практически все социально-экономические преобразования нашего общества на современном этапе.

Общее предупреждение преступности носит дифференцированный характер и представляет собой систему мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или его группы, выделяемы по общим экономическим, социальным и иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп. Эти меры часто носят многоцелевой характер, при их осуществлении имеется в виду не только профилактика преступлений, но и достижение иных социально значимых результатов.

В качестве примера можно привести Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 22 августа 2004 года, который содержит нормы об предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, перечисленным в данном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Можно ли сомневаться в том, что введение в действие данного закона внесло свой вклад в профилактику преступности? Так по показателям среди несовершеннолетних снизился рост совершаемых ими преступлений. Соответственно влияние данного закона и на количество преступлений совершенных взрослыми.

Специальные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением.

При специальном предупреждении преступности на основе криминологических исследований выделяются повышенно-криминогенные и повышенно — виктимные социальные группы, сферы деятельности и объекты.

Специальное предупреждение преступности – это система воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений.

Специальное предупреждение преступлений включает комплекс мер, специально предназначенных и целенаправленных на борьбу с преступностью. Его основные черты: а) направленность принимаемы мер именно на предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений, т.е. масштабность целей, несмотря на их значимость, существенно меньше, чем мероприятий реализующих общесоциальное предупреждение, б) арсенал средств специальной профилактики характеризуется взаимодействием общеуправленческих и общевоспитательных мер и социальных и правовых мер, рассчитанных именно на воздействие на преступность, ее отдельные виды или недопущение конкретных преступлений, в) субъектами специального предупреждения преступления являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную (одну из основных) функций.

Так нормативная основа специального предупреждения преступности несовершеннолетних заложена Федеральным законом от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Общесоциальное и специальное предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности. При этом органы, разрабатывающие специальные меры, на основе анализа социальной и криминальной ситуации в стране или регионе вносят предложения по совершенствованию мер общесоциального уровня, равно как и последние служат базой для специального предупреждения, в частности, путем использования субъектами специального предупреждения преступности дополнительных целеуказаний и ресурсных возможностей, которые открывают те или иные общесоциальные мероприятия.

Индивидуальное предупреждение преступлений – это деятельность государственных и образованных в соответствии с законом негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц от которых, по объективно установленным данным, можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия. Оно представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мероприятий в отношении отдельных лиц [4, с. 11].

Индивидуальное предупреждение включает в себя комплекс мер направленных на:

1. устранение факторов неблагоприятного воздействия на конкретную личность, могущих привести к формированию антиобщественной направленности и противоправному поведению;

2. изменение социально неодобряемого поведения, взглядов, интересов, стремлений и наклонностей, предупредив тем самым совершение данным лицом преступления;

3. применение неотложных мер по предупреждению подготавливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения [9, с. 198]. Индивидуальная профилактика преступлений осуществляется в отношении лиц, которые: а) не совершили противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под влиянием их могут совершить такие действия; б) ведут антиобщественный образ жизни, совершают уголовно наказуемые правонарушения, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, подготовкой конкретного преступления; в) начали осуществление преступления, но не довели его до конца; г) совершили преступление и могут допустить рецидив.

Приведем пример индивидуальной профилактической работы. Н.Ю. Смирнова (26 лет), имеет дочь 12 лет. Злоупотребляя спиртным она на несколько дней уходила к своим знакомым и оставляла дочь в квартире одну без денег и продуктов питания. В квартире не было света, воды, газа (отключены за неуплату), входная дверь квартиры не имела запора. Жилье находилось в антисанитарном состоянии. Боясь одна ночевать в квартире , двери которой не запираются, дочь Смирновой даже в зимнее время ночевала в подъезде, перестала посещать занятия. В школе, узнав об этом, сообщили в милицию, сотрудники которой провели со Смирновой профилактическую беседу. Смирнова прекратила употреблять спиртное, восстановилась по прежнему месту работы, тем самым, восстановив свой авторитет в глазах дочери.

По механизму воздействия профилактические меры делятся на те, которые устраняют криминогенные факторы и те, которые блокируют, нейтрализуют их действие.

По территориальному масштабу меры предупреждения преступности могут быть:

1. общегосударственными (например, Президентская программа «Дети России» 1998-2000 г.г.);

2. региональными, осуществляемыми на территории республики, области, крупного города (например «Президентская программа Республики Саха (Якутия) по усилению борьбы с преступностью на 2000-2004 годы»);

3. местными, применяемыми в пределах района, населенного пункта, конкретного территориального объекта (например, проводившаяся в 2001 году в г. Якутске профилактика так называемой «пьяной» преступности, которая включала в себя усиление работы участковых инспекторов, широкое привлечение общественности.)

По содержанию меры профилактики делятся на экономические, организационно-управленческие, идеологические, правовые, технические.

К экономическим относятся меры, устраняющие факторы с помощью экономических средств. В группу организационно-управленческих входят также меры связанные с совершенствованием деятельности по профилактике преступлений и иных правонарушений, ее нормативного, информационного, методического и материального обеспечения.

Идеологические меры предупреждения преступности включают комплекс мероприятий по нравственному воспитанию людей. К техническим мерам относятся различные средства и приспособления, затрудняющие совершение преступлений.

Правовые меры профилактики преступности включают: 1. совершенствование уголовного, административного, трудового и других отраслей законодательства; 2. наличие правовых запретов и ограничений; 3. правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики; 4. воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению; 5. воспитание профилактической активности личности: каждый гражданин должен не только сам не совершать преступлений, но и не позволять делать это другим.

1. Авнесов Г.А. Криминология. Учебник 2-е изд, перераб. и доп. — М., 1984. 500 с.

2. Борохов Э. Мысль в слове — М., 2003. 589 с.

3. Бурлаков В.Н. Криминология Учебное пособие.- Изд-во Питер, 2013. 304 с.

4. Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности. — М., 1990. 112 с.

5. Долгова А.И. Криминология. — М., 2002. 384 с.

6. Кудрявцев В.В., Эминов В.Е. Криминология. — М.: Юристь, 1997. 512 с.

7. Кузнецова Н.Ф., Лунеев В.В. Криминология. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2004. 640 с.

8. Лунев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России. Государство и право. — 2004. — № 1.

9. Теоретические основы предупреждения преступности/ Отв. редактор Звирбуль В.К. и др. — М., 1977. 255 с.

Что такое борьба с преступностью

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *