Кто контролирует начальника следственного отдела
Перейти к содержимому

Кто контролирует начальника следственного отдела

  • автор:

Кто контролирует начальника следственного отдела

УПК РФ Статья 39. Руководитель следственного органа

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 12.11.2018 N 411-ФЗ)

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2008 N 226-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

О полномочиях прокуратуры по контролю над следственными органами

Кузьминых Константин

Доказывание де-факто происходит в досудебной стадии
Распространено мнение, что прокурор и адвокат (защитник) – представители двух противоположных сторон в уголовном судопроизводстве, и состязательный уголовный процесс по своей природе не предполагает их сколь-нибудь эффективного взаимодействия.

Полные или частичные отказы прокуроров от обвинения в судебной практике редки уже в силу принятой у нас стадийности уголовного процесса, доказывание в котором де-факто происходит прежде всего в досудебной стадии. Судебная же стадия зачастую сводится, так сказать, к публичной проверке собранных следствием доказательств и данной следствием квалификации деяния при обеспечении стороне защиты возможности оспорить в основном уже решенное дело.

Отсюда и судебная статистика по оправдательным приговорам, критики которой не учитывают тот очевидный факт, что если до судьи делом занимались еще три равных ему по квалификации юриста – следователь, руководитель следственного органа и прокурор – и если последние действовали добросовестно, то вероятность возникновения у судьи отличного от стороны обвинения взгляда на уголовное дело по общему правилу не может быть высока.

Причем в судебной стадии прокурор связан самим фактом утверждения обвинительного заключения, что предполагает добросовестное изучение им уголовного дела до передачи в суд.

Однажды волею судеб защищая одного судью, хорошо запомнил его фразу о том, что дело можно эффективно решить положительно для защиты только на следствии. Отработав много лет в судебной системе, он хорошо это знал.

Наконец, кто из адвокатов не слышал в судебном процессе от представителя государственного обвинения простой вопрос: почему доказательства защиты вы не представили на следствии? Он только кажется формальным и как бы бессмысленным. Смысл в нем огромный: прокурор обращает наше внимание на приведенную выше конструкцию процесса, намекая, что мы, защита, принесли ему проблемы, так как если бы эти доказательства до передачи дела в суд он изучил, то вернул бы дело на дополнительное расследование, может быть, без перспективы передать его в суд, но в судебной стадии он уже связан тем, что утвердил обвинительное заключение.

Под лозунгом повышения независимости следователя
Есть ли у нас сегодня в стадии предварительного следствия достаточно полномочный процессуальный субъект, способный разрешить спор защиты со следователем? Конечно, есть. Только это не прокурор, а руководитель следственного органа – тот, с кем следователь непосредственно согласовывает свои основные действия и решения по делу. И адвокаты знают, что иной раз подготовку решения по жалобе в порядке ст. 124 УПК РФ руководители следственных органов поручают следователю, действия которого обжалует заявитель. В моей практике совсем недавно был случай, когда вплоть до заместителя председателя СКР все руководители следственного органа, отвечая на жалобу, поданную в порядке ст. 124 УПК РФ, указали, что в досудебной стадии прекращать уголовное преследование по эпизодам с истекшими сроками давности не следует: это может отразиться на полноте и всесторонности расследования дела. Что здесь еще добавить? Подобный пример не уникален.

Напомню, что в свое время, когда формировался Следственный комитет РФ, чиновники от следствия добились существенного сокращения полномочий прокурора по надзору за расследованием уголовных дел. И продвигалась эта идея под лозунгом повышения независимости следователя.

Годами раньше некоторые авторы призывали к возрождению института судебных следователей, говоря о том, что идеальным было бы получить такого следователя, который добросовестно и независимо расследовал бы уголовные дела, руководствуясь законом и своей совестью. Но ничего такого не произошло в силу того, что задачи предварительного расследования решают не отдельные следователи, а следственный аппарат, который формирует процессуальную и иную практику следствия, в том числе по конкретным уголовным делам. Следователь в этом аппарате является рядовым сотрудником, работающим под полным контролем руководителя следственного органа. Вот почему разговоры о формировании независимого и эффективного следователя неуместны.

Апеллировать не к кому
В такой системе отношений практическую актуальность представляет не степень контроля и надзора со стороны отдельного прокурора за отдельным следователем по конкретному делу – следователь всегда будет подконтролен если не прокурору, то своему руководителю, а вопрос о полномочиях прокуратуры по контролю над следственными органами. А полномочия прокурора по надзору за расследованием дела зависят от решения этого общего, причем первичного, вопроса.

Сейчас, когда полномочия прокурора в сфере надзора за следствием крайне сокращены, сторона защиты в стадии предварительного следствия просто не имеет надлежаще уполномоченного процессуального субъекта, к которому можно было бы эффективно апеллировать со своими доводами, за исключением стадии, предусмотренной гл. 31 УПК РФ, где установлены минимальные сроки. И это при общеизвестной позиции Верховного Суда РФ о необходимости сокращения (под видом конкретизации) сферы применения ст. 125 УПК РФ и существующей судебной статистике по делам судебного контроля в досудебной стадии производства по уголовным делам (30% жалоб рассматривается, 5% удовлетворяется судами). Причем суды всегда апеллируют к ст. 38 УПК РФ о том, что следователь самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, являясь единственным и самостоятельным субъектом производства по делу в досудебной стадии.

Состязаюсь не столько с прокурором, сколько с судьей
Хотелось бы напомнить, что УПК РФ со своими детально проработанными правилами и стадийностью процесса уходит корнями в советский УПК. И, наверное, не все помнят, сколь серьезные требования предъявлялись к следователю в советское время, – это знают те адвокаты, которые успели отработать следователями в те для многих уже далекие годы. Судебная стадия в идеологии того времени не в последнюю очередь имела задачей публично доказать, показать виновность обвиняемого. Отсюда УПК РСФСР вместо принципа состязательности сторон содержал принцип полноты, всесторонности и объективности расследования. Отсюда же УПК РСФСР предусматривал несравнимые с существующими полномочия прокурора по надзору за следствием, а процедура предварительного следствия была максимально детализирована в правилах.

А потом случился состязательный процесс с кардинальным изменением базовых, общих положений процессуального закона. Однако подлинная суть состязательного процесса предполагает, что основная процедура доказывания осуществляется именно в суде. У нас дело поступает в суд со всеми собранными и процессуально закрепленными доказательствами и их детальной оценкой в обвинительном заключении в пользу версии обвинения. Судья, руководствуясь правилами гл. 33 УПК РФ, должен это все изучить еще до назначения по делу судебного заседания.

Такая ситуация кардинально отличается от той, когда стороны представляют судье доказательства непосредственно в ходе судебного следствия, а свою оценку доказательств, причем только тех из них, которые допущены судом, могут дать лишь в прениях сторон.

Сторона защиты не лишена возможности по окончании следствия сделать свое заявление с оценкой доказательств, которое судья до начала слушания дела тоже обязательно прочитает, но реализуется эта возможность редко, а обвинительное заключение составляется всегда.

Осуществляя защиту в суде, иной раз ловлю себя на мысли, что состязаюсь не столько с прокурором, сколько с судьей, который еще до начала судебного заседания сформировал свое отношение к вопросу о виновности подзащитного. Иногда приходится слышать от коллег-адвокатов: мы заявили отвод судье, потому что он явно убежден в виновности подсудимого. Но если разобраться: что тут удивительного? Это правило нашего УПК. Если до слушания дела с участием сторон вы это дело уже изучили, вашей задачей будет лишь скрыть от участников слушания свою уже сформировавшуюся убежденность или с этой убежденностью начинать бороться. Но от убежденности вы никуда не денетесь – она формируется независимо от вас, когда вы предварительно изучаете материалы дела. На итоги вашего изучения влияет та трактовка материалов, которая дана в обвинительном заключении.

Правила нашего процесса предоставляют стороне защиты возможность не убедить, а переубедить суд в виновности подзащитного. А это разные вещи. И это еще одна причина, чтобы усилить роль прокурора по надзору за следствием именно в досудебной стадии.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Вологодской области

Бездействие органа дознания (следователя и др.), а равно незаконное решение, действие могут быть обжалованы любым заинтересованным лицом.

Постановления следователя (дознавателя и др.) об отказе в возбуждении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) последнего, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный (военный) суд по месту осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Жалобы могут быть как письменные, так и устные, адресованные как прокурору, руководителю следственного органа или в суд, так и вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения дознания, руководителю учреждения, наделенного статусом органа дознания, руководителю вышестоящего следственного органа и даже начальнику следственной группы и др.). Причем законом не запрещено направлять жалобы одновременно в несколько инстанций.

Например, одинаковые по своему содержанию жалобы на вынесенное дознавателем органа внутренних дел постановление могут быть одновременно направлены: начальнику районного органа внутренних дел и начальнику Управления внутренних дел по субъекту Российской Федерации, прокурору района, прокурору субъекта Российской Федерации и Генеральному прокурору РФ, а также в районный суд.

Законодатель не установил срока, в течение которого постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано.

Форма жалобы законом не регламентирована. Поэтому нечеткость формулировок жалобы не может служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству.

Жалоба подается прокурору, руководителю следственного органа или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на постановление (действие, бездействие) которого жалоба приносится.

Кто осуществляет ведомственный контроль над деятельностью следователя (дознавателя и др.)?

Следователь обычно работает в следственном отделе (отделении, управлении и т.п.). Начальник следственного подразделения с позиции уголовно-процессуального закона вне зависимости от названия его должности именуется руководителем следственного органа. Он наделен полномочиями по приведению деятельности подчиненного ему следователя в законные рамки. Ведомственный контроль за деятельностью самого руководителя следственного органа осуществляет руководитель следственного органа вышестоящего следственного подразделения того же ведомства. Так, начальник следственного отдела районного УВД вправе проверять материалы произведенной подчиненным ему следователем проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления такого следователя. Если он этого не сделал, то же самое вправе сделать начальник следственного управления УВД области (края и т.п.). Последний также вправе отменить незаконное или необоснованное постановление, вынесенное самим начальником следственного отдела районного УВД.

Обжалование решения (бездействия, действия) следователя (дознавателя и др.) вышестоящему руководителю не лишает заявителя права написать одновременно жалобу и прокурору. Прокурором того же района, который обслуживается органом предварительного расследования, осуществляется надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание. Прокурор вправе отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя и следователя в порядке, установленном УПК РФ. Соответственно, непосредственно надзирающий за деятельностью органов дознания и следствия прокурор может отменить незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Он наделен достаточными полномочиями, позволяющими ему обязать орган внутренних дел принять и зарегистрировать заявление (сообщение) о преступлении.

После получения жалобы от лица, чьи интересы были затронуты вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор, руководитель следственного органа в течение 3 суток должен вынести одно из постановлений:

— о полном удовлетворении жалобы,

— о частичном удовлетворении жалобы,

— об отказе в удовлетворении жалобы.

Какое бы решение не принял прокурор (руководитель следственного органа), он извещает о нем лицо, подавшее жалобу, а также разъясняет ему дальнейший порядок его обжалования.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять какие-то иные меры, жалоба может рассматриваться не трое, а большее количество (до десяти) суток. Об увеличении срока рассмотрения жалобы специального постановления не выносится. Однако о данном обстоятельстве извещается лицо, подавшее жалобу.

Обжалование в суд

В какой суд обращаться?

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в суд. Жалоба на решения и действия (бездействие) следователя (дознавателя и др.) в порядке ст. 125 УПК РФ рассматривается тем районным судом, который территориально находится в месте, в котором заявитель обратился в компетентный возбуждать уголовное дело орган с заявлением о преступлении.

Жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов дознания в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военно-следственных органов и военных прокуратур, поданные в порядке ст. 125 УПК РФ по преступлениям, подсудным военным судам, в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" рассматриваются гарнизонными военными судами.

Что можно обжаловать в суд?

В районный (гарнизонный) суд также может быть обжалован отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении, а равно бездействие при проверке этого заявления (сообщения), действия и решения следователей и дознавателей , вынесенные в рамках уголовного дела.

Начальник одела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью В.Б. Провоторов

Приказ СК России от 09.01.2017 N 2 Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2017 N 46546)

В целях организации работы в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Следственный комитет) по осуществлению процессуального контроля, руководствуясь частью 4 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; N 30, ст. 4595; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 7, ст. 607; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 558; N 23, ст. 2930; N 52, ст. 7542; N 52, ст. 7550; 2015, N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 55; 2017, N 1, ст. 45) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; N 19, ст. 2721; N 31, ст. 4714; 2012, N 4, ст. 471; N 12, ст. 1391; N 21, ст. 2632; N 26, ст. 3497; N 28, ст. 3880; N 48, ст. 6662; 2013, N 49, ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1726; N 21, ст. 2683; N 26, ст. 3528; N 30, ст. 4286; N 36, ст. 4834; 2015, N 10, ст. 1510; N 13, ст. 1909; N 21, ст. 3092; 2016, N 1, ст. 211), приказываю:

1. Первому заместителю и заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета, а также заместителям перечисленных руководителей (далее — руководители следственных органов, если не предусмотрено иное) в пределах установленных полномочий:

1.1. Осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.2. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, используя процессуальные полномочия, предусмотренные статьей 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2016, N 52, ст. 7506) (далее — УПК России) и приказом Следственного комитета от 17.10.2014 N 89 «Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 17.11.2014, регистрационный N 34719) с изменениями, внесенными приказами Следственного комитета Российской Федерации от 12.05.2015 N 37 (зарегистрирован Минюстом России 26.05.2015, регистрационный N 37383) и от 27.06.2016 N 52 (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2016, регистрационный N 43503).

1.3. Обеспечивать процессуальный контроль при приеме, регистрации, организации своевременной проверки правомочными должностными лицами следственных органов Следственного комитета каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и принятии по ним решения в соответствии с требованиями УПК России.

1.4. Организовывать своевременный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства Российской Федерации, обеспечивать их регистрацию и проведение проверки в соответствии со статьями 144, 145 УПК России.

1.5. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК России. При необходимости давать письменные указания об оперативном выполнении проверочных мероприятий, направленных на получение достаточных данных для принятия решения в порядке статьи 145 УПК России.

Обеспечивать своевременное изучение материалов проверки сообщений о преступлении, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а при наличии оснований отменять их. Своевременно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, следователей-криминалистов (далее — следователи). В каждом случае отмены постановления рассматривать вопрос об ответственности не только вынесшего его следователя, но и должностного лица, осуществлявшего процессуальный контроль и допустившего принятие незаконного и необоснованного решения.

1.6. Контролировать направление заявителю и прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения, с разъяснениями заявителю права обжалования данного решения. При возбуждении уголовного дела обеспечивать контроль за незамедлительным направлением копии данного процессуального решения прокурору, а также уведомлением заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

1.7. В случае проведения прокурором проверки законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела по его запросу обеспечивать своевременное направление прокурору материалов проверки сообщения о преступлении.

Получив постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела, данное постановление с указанными материалами незамедлительно направлять следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки (часть 6 статьи 148 УПК России).

При наличии возражений против отмены прокурором процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела направлять письмо вышестоящему прокурору с постановкой вопроса об отмене решения нижестоящего прокурора.

1.8. Исключить факты принятия необоснованных процессуальных решений по результатам проверки сообщения о преступлении.

Незамедлительно возбуждать уголовное дело при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1.9. Организовывать изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также незамедлительную отмену незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 39 УПК России.

1.10. По запросу прокурора обеспечивать своевременное направление ему для изучения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела.

Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для дополнительной проверки.

При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России (пункт 5 части 2 статьи 38 УПК России).

1.11. При дополнительной проверке сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление срока указанной проверки в соответствии с требованиями части 3 статьи 144 УПК России до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий по ходатайству следователя до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

1.12. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии процессуальных решений и документов (постановлений о возбуждении или прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о признании потерпевшим, представителем потерпевшего, гражданским истцом, ответчиком, о продлении сроков следствия, обвинительного заключения, планов расследования уголовного дела, письменных указаний и рекомендаций, протоколов оперативных и межведомственных совещаний, а также решений коллегий и иных документов, имеющих значение для осуществления процессуального контроля, в том числе постановлений и требований прокурора, судебных решений).

Контролировать полноту ведения контрольных производств и своевременность направления прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК России.

1.13. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве следственных действий, проведенных в порядке части 5 статьи 165 УПК России, давать оценку их законности и обоснованности.

1.14. Изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста с учетом правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога.

Требовать от следователей составления мотивированных постановлений о возбуждении ходатайств, указанных в абзаце первом пункта 1.14 настоящего приказа.

Обращать особое внимание на мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в избрании меры пресечения, на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства, перечень которых предусмотрен частью 1 статьи 108 УПК России.

Для выработки единой правовой позиции при реализации прокурором полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 37 УПК России, направлять прокурору копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами.

1.15. Принимать меры к оперативному и качественному расследованию уголовных дел в сроки, установленные УПК России. Исключить принятие незаконных процессуальных решений и необоснованное продление сроков предварительного расследования.

Установить систему контроля, исключающую нарушения требований УПК России, регламентирующих порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, под домашним арестом. Принимать безотлагательные меры к своевременному выявлению и устранению таких нарушений.

Организовать в подразделениях аппаратов следственных органов Следственного комитета, к компетенции которых отнесено осуществление процессуального контроля:

изучение уголовных дел при продлении по ним срока предварительного следствия свыше 3 месяцев с момента возбуждения уголовного дела;

дачу конкретных письменных указаний по таким уголовным делам о проведении следственных действий в срок предварительного следствия, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 162 УПК России, а также контроль за ходом и результатами их исполнения.

Практиковать заслушивание хода расследования уголовных дел, срок предварительного следствия по которым составляет от 5 месяцев, на оперативных совещаниях при руководителях следственных органов Следственного комитета.

При организации процессуального контроля за соблюдением следователями требований статьи 6.1 УПК России о разумном сроке уголовного судопроизводства выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям, по которым давать оценку действиям и решениям следователей и их непосредственных руководителей, а также должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль.

При продлении процессуальных сроков (как в центральном аппарате, так и в следственных органах Следственного комитета) оценивать полноту производства предварительного следствия, особое внимание уделяя уголовным делам, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого, не установлены.

Давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при отсутствии оснований для отмены или изменения ранее избранной меры пресечения.

Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат Следственного комитета соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.

Не позднее чем за 30 суток до истечения установленного срока предварительного следствия представлять в центральный аппарат Следственного комитета всеми доступными способами, в том числе факсимильной связью, постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия свыше 12 месяцев для утверждения Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителями.

Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного органа.

При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации постановлений о возбуждении ходатайств о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев и о продлении срока следствия свыше 12 месяцев в сопроводительных документах указывать, кем изучалось уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине, а также какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.

1.16. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в порядке, предусмотренном статьей 203 УПК России, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо вынесен оправдательный приговор.

В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на стадии досудебного производства или незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного подразделения Следственного комитета, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, привлечения лица в качестве обвиняемого и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на стадии досудебного производства или принято судебное решение реабилитирующего характера.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета по каждому такому факту рассматривать вопрос о необходимости проведения служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры к улучшению работы следственных органов Следственного комитета.

1.17. При даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну (часть 3 статьи 183 УПК России), а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (часть 1 статьи 115 УПК России), контролировать своевременную и полную подготовку и представление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.

1.18. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также подготовку следователей для поддержания этих ходатайств в суде.

1.19. При обжаловании в порядке, предусмотренном статьей 123 УПК России, действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, процессуальное решение в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК России, принимать руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются. Не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом.

При последующем обжаловании действий (бездействия) и решений, которые уже были предметом обжалования и по жалобе на которые принято решение, руководителю вышестоящего следственного органа истребовать (в том числе посредством защищенных каналов связи) у руководителя нижестоящего следственного органа мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела, на основании которых принять решение.

Заключения по материалам процессуальных проверок и уголовным делам при представлении в центральный аппарат Следственного комитета давать за подписью руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета.

1.20. Обеспечивать в соответствии с частью 5 статьи 39 УПК России объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию — руководителю вышестоящего следственного органа.

1.21. В случаях рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК России, обеспечивать и контролировать участие указанных должностных лиц в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.

При несогласии с решениями судов по результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб и при отсутствии мер реагирования со стороны прокурора направлять в его адрес письмо с постановкой вопроса об обжаловании указанных решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.22. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на основании собранных по делу доказательств.

Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК России.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (статья 25.1 УПК России) после анализа всех обстоятельств преступления, проверяя наличие условий и оснований, предусмотренных УПК России, в особенности в части добровольности волеизъявления потерпевшего о возмещении ему ущерба и заглаживании вреда, причиненного преступлением.

1.23. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).

Исключить принятие решений о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, без наличия письменного заключения соответствующего подразделения криминалистики о выполнении в ходе расследования уголовного дела всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

1.24. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК России организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве отдельных следственных действий.

При необходимости выработки совместной правовой позиции инициировать перед надзирающим прокурором проведение обсуждений вопросов привлечения в качестве обвиняемого, объема обвинения и квалификации содеянного.

После составления следователем обвинительного заключения не позднее 24 часов с момента его подписания обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.

В случае выявления недостатков, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК России, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

1.25. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного расследования. Принимать меры к устранению выявленных недостатков.

В каждом случае возвращения уголовного дела судом в порядке, предусмотренном статьей 237 УПК России, или прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК России, совместно со следователем незамедлительно устанавливать причины допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ставших препятствием для рассмотрения уголовного дела судом или основанием для решения прокурора о производстве дополнительного следствия, а также незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.

При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России.

2. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с принятием мер по ее совершенствованию;

обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с предложениями по совершенствованию следственной деятельности;

лично обеспечивать организацию процессуального контроля и выполнение задач, определенных настоящим приказом;

не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля, по результатам которого принимать меры к совершенствованию его организации;

заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты руководителей подчиненных подразделений о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов Следственного комитета;

систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *