Оформление дороги в муниципальную собственность
Регистрация права собственности на линейное сооружение — автодороги местного значения
Как оформить собственность муниципалитета на имеющиеся (построенные хозяйственным способом в 80-х годах и без технической документации) автодороги местного значения?
Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В отношении сооружений автомобильного транспорта необходимо отметить, что замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. (Об этом также написано в Письме Минэкономразвития РФ от 30.04.2014 г. №Д23и-1518).
Таким образом, если дороги местного значения имеют замощение из щебня или гравия, и не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
По общему правилу государственный кадастровый учет автомобильных дорог осуществляется на основании следующих документов:
— Заявление о государственном кадастровом учете;
— Правоустанавливающий документ (в случае одновременной процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации права);
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (Далее – ГрК) установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Документы-основания подготовки технического плана:
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию/документ, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию;
— технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта;
— декларации и решения суда об осуществлении кадастрового учета.
Также согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГРК, признаются действительными.
Таким образом:
— в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 г. постановка осуществляется без разрешительной документации;
— от 26 марта 1918 г. Декрет Совет народных комиссаров РСФСР «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности» (полномочия — Главные Дорожные Комитеты);
— от 1 сентября 1924 г. декрет Всероссийский центральный исполнительный комитет совет народных комиссаров РСФСР «О подразделении шоссейных и грунтовых дорог РСФСР и о нормах полосы отвода при них»;
— от 7 сентября 1946 г. № 595 Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР»;
— от 15.09.1962 г. № 949 Постановление Совмина СССР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий зданий и сооружений»;
— от 23.01.1981 г. № 105 Постановление Совмина СССР «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов»;
— с 1982 г. действовали Правила приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог, Утверждены Приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР №775 от 8 декабря 1979 г.;
— от 01.01.1988 г. В СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов;
— иные нормативные и законодательные акты и положения.
Таким образом, если дороги местного значения являются объектами недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в ЕГРН и на которые необходимо зарегистрировать право, то необходимо наличие вышеуказанных документов.
При этом, в случае, если технические документы на автомобильные дороги отсутствуют, возможно внесение ранее учтенных автомобильных дорог заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.
Для этого необходимо подать в органы Росреестра заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также документ, устанавливающий или подтверждающий право на объект недвижимости, в том числе, инвентарные карточки учета, в случае, когда в тексте этих документов имеется дата принятия дороги на учет (до 1998 года) и его основная характеристика – протяженность.
Далее, следует обратиться к кадастровому инженеру для проведения уточнения сведений о местоположении контура дороги на земельных участках на основании технического плана.
И после этого зарегистрировать право собственности на основании документов, предусмотренных действующим законодательством.
Государственная регистрация прав на автомобильные дороги
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?
Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему: вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
Судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, согласно позиции Минэкономразвития России (Письмо от 11.07.2014 N Д23и-2426 «О рассмотрении обращения») вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
Государственная регистрация на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании ст.25 Закона, то есть:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).
Кроме вышеуказанного основания для государственной регистрации, основным критерием, который использует законодатель при установлении наличия права собственности на автомобильные дороги в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является включение таких дорог в соответствующие перечни автомобильных дорог. Так, все автомобильные дороги, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, а также включенные в перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью; автомобильные дороги, включенные в перечни региональных и межмуниципальных автомобильных дорог как общего, так и необщего пользования, — собственностью субъекта Российской Федерации и т.п. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В 2014г. Красноярским отдела Управления Росреестра по Астраханской области было зарегистрировано право собственности на 18 автомобильных дорог. Основаниями для государственной регистрации в соответствии со ст. 17 Закона служили: решения судов; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договор о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельским советом от 13.06.1997г.; .
Что касается вопроса о государственной пошлине за государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, то для физических лиц она составляет – 2000 рублей, для юридических лиц – 22000 рублей в соответствии со ст.333.33 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 333.35, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки.
Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами
Муниципалитеты неохотно занимаются выявлением бесхозяйных дорог. Они опасаются, что придется тратить время и деньги на оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, а затем нести расходы на содержание. У такого бездействия могут быть негативные последствия. Органы прокуратуры заинтересуются бесхозяйной дорогой, выяснят, что у нее нет собственника, и обяжут муниципалитет поставить имущество на учет и оформить на него право муниципальной собственности.
Пример 1. Прокуратура Черноярского района Астраханской области провела проверку исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном из муниципалитетов Черноярского района прокурор выявил бесхозяйные автомобильные дороги общего пользования. Он установил, что муниципалитет не принимал в собственность данный объект недвижимости, что создавало угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования. Орган местного самоуправления — единственный, кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК). Судьи поддержали прокурора. Они обязали муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет в Росреестре, а также зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (решение Черноярского районного суда от 31.08.2010 по делу № 2–401/2010).
В этой статье мы собрали рекомендации по организации работы с бесхозяйными дорогами.
Как выявить бесхозяйные дороги
Правовой режим бесхозяйных вещей, правила их учета и приобретения в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Выявлять бесхозяйное имущество и проводить с ним работу — задача органов местного самоуправления (ст. 225 ГК). Конституционный суд подтвердил право муниципальных образований проводить работу по выявлению, учету и приобретению в собственность бесхозяйного имущества (определение от 02.11.2006 № 540-О).
Порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен. Поэтому органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают такой порядок самостоятельно.
Кроме дорог местного значения через населенный пункт могут пролегать дороги общего пользования федерального, регионального значения, межмуниципальные и частные дороги. Чтобы выявить бесхозяйные дороги, нужно провести инвентаризацию и обследование всех автодорог. Для этого администрация муниципального образования формирует комиссию из 3–5 человек. Как правило, ею руководит глава муниципального образования. В комиссию могут входить работники администрации муниципального образования. По согласованию с органами местного самоуправления можно включить и заинтересованных лиц. Комиссия выявляет дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным и не являющиеся частными. Затем из них исключают те, которые внесены в реестр собственности муниципального образования, — дороги местного значения. Оставшиеся дороги будут бесхозяйными.
По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.
Бесхозяйные дороги можно выявить и случайно:
- при проведении ремонтных работ;
- по обращениям физических или юридических лиц;
- в ходе проведения контрольных мероприятий по использованию объектов на территории муниципалитета.
Если дорога выявлена по заявлению физических или юридических лиц, то муниципалитет должен провести проверку поступившей информации с выездом на место и внести сведения о дороге в перечень бесхозяйного имущества.
Что делать с выявленными бесхозяйными дорогами
Органы прокуратуры признают оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием. Но постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета. Такой вывод поддерживают некоторые суды (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33–1566/2015, постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.09.2010 № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008). После выявления бесхозяйной дороги орган местной власти должен принять одно из четырех решений.
1. Признайте дорогу дорогой местного значения, оформите ее в муниципальную собственность и тем самым примите на себя бремя ее содержания.
2. Обратитесь в Росавтодор или исполнительный орган государственной власти вашего региона и предложите включить дорогу в перечень автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения.
3. Обратитесь в суд, чтобы оспорить акт, которым дорогу не включили в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.
4. Передайте автодорогу в частную собственность физическим или юридическим лицам.
При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.
Как принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность
Когда вы примете в муниципальную собственность бесхозяйную дорогу, придется содержать не только ее, но и технологически связанные с ней объекты. Таковыми считаются объекты, которые имеют отношение к использованию дорог для движения транспортных средств. Это мосты, эстакады, шумозащитные и ветрозащитные сооружения. Тепловые, электрические и иные сети и объекты коммуникаций, размещенные в пределах дороги, но функционально к ней не относящиеся, не считаются технологически связанными с дорогой объектами.
Обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В то же время орган местного самоуправления может утвердить порядок использования полос отвода автодорог и придорожных полос. Тогда их можно сдавать в аренду и тем самым пополнять местный бюджет.
Если бремя содержания бесхозяйной дороги не пугает, не оттягивайте ее оформление в муниципальную собственность. Пока вы не завершите эту процедуру, муниципалитет не может воспользоваться средствами муниципальных дорожных фондов для ремонта дороги.
Чтобы принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность, следуйте алгоритму из шести шагов.
1. Подготовьте техническую документацию — технический паспорт на дорогу и кадастровый на землю под ней. Такая документация включает топографический и ситуационный планы расположения автодороги, а также ее количественные и технические характеристики. При наличии сведений об объекте в кадастре недвижимости и кадастрового номера готовить техническую документацию не нужно.
2. Подготовьте документацию для постановки на учет.
3. Поставьте дорогу на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в управлении Росреестра по региону.
4. Обратитесь в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по истечении года со дня постановки объекта на учет.
5. Включите дорогу в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения главы муниципального образования при вынесении судом положительного решения.
6. Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по региону.
Поставьте бесхозяйную дорогу на учет
Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету (п. 3 ст. 225 ГК).
Орган местного самоуправления подает заявление в Росреестр. Форму возьмите в приложении 1 к приказу № 931. Приложите описание и план дороги, удостоверенные организацией по учету объектов недвижимого имущества (БТИ).
Если дорога не имеет собственника или собственник неизвестен, приложите выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.
Приложите заявление собственника, если он отказывается от права собственности. Все прилагаемые к заявлению документы представьте в двух экземплярах.
Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается. Росреестр примет решение о принятии на учет дороги не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит документы. При положительном решении вас уведомят о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Обратитесь в суд
Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд.
Подайте заявление в суд по месту нахождения имущества. В заявлении укажите:
- кто и как выявил бесхозяйную дорогу;
- когда Росреестр поставил ее на учет в качестве бесхозяйной;
- что у данной дороги нет собственника либо он неизвестен.
Орган по управлению имуществом должен доказать в суде, что установить собственника дороги невозможно. В качестве документальных доказательств можно использовать документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.
Включите автодорогу в реестр и зарегистрируйте право собственности
Если суд вынес положительное решение, дорогу включают в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы муниципального образования (см. образец). На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН.
Выяснилось, что у имущества есть собственник. Что делать
Муниципалитет не всегда должен регистрировать право муниципальной собственности на поставленное на учет имущество. Возможно, у этого имущества уже есть собственник.
Пример 2. Муниципалитет поставил на учет в Росреестре в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества. Это решение оспорила компания, которая получила данный объект по договору купли-продажи, использовала его по назначению и уже подала документы для государственной регистрации права на данное имущество. Компания обратилась в суд и потребовала удалить из реестра запись о том, что недвижимость бесхозяйная.
Суд удовлетворил исковые требования. Он указал, что вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Объект нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не дает основания признать объект бесхозяйным (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13).
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.
Кто должен уложить дорогу к участку: вопросы и помощь юриста
Когда покупаем жилье за городом или решаем построить дом на загородном участке, нам обязательно приходится столкнуться с вопросами об обустройстве территории. Один из основных вопросов — кто должен уложить дорогу к участку? Ведь состояние дороги имеет большое значение для удобства жильцов и доступа к имуществу. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться.
Законодательство Российской Федерации не разъясняет однозначно, кто должен содержать и отремонтировать дорогу к частному участку. В населенных пунктах, где участок находится, есть стандарты благоустройства, но они не содержат явной информации о том, кто должен обеспечивать доступность дороги к участку. Как узнать, к кому обращаться в таком случае? В первую очередь, стоит обратиться к местному самоуправлению или администрации населенного пункта.
В некоторых случаях, ответ на вопрос о содержании дороги может зависеть от типа поселкового территориального образования. Если участок находится в СНТ или другом местном коллективном организации, то ответ может быть четким: сами жители обязаны поддерживать и обслуживать дорогу исключительно в собственных силах и за свой счет.
Если участок находится в МКД или в другом муниципальном образовании, в котором присутствует управляющая компания или ТСЖ, ситуация может быть более сложной. Здесь важно уделить внимание договору, заключенному между владельцами участков и управляющей организацией. В этом случае, необходимо изучить документы, чтобы узнать, кто несет ответственность за обеспечение проезда к участкам и что делать в случае неполадок или потребности в ремонте дорог проекта благоустройства.
Кто отвечает за укладку дороги к земельному участку и вопросы, требующие помощи юриста
Если вы приобрели земельный участок и столкнулись с проблемой проезда к нему, то вы можете задаться вопросом: кто должен уложить дорогу к участку? Как узнать, что делать в данной ситуации?
Ответ на этот вопрос может зависеть от различных факторов. Во-первых, это может зависеть от местного законодательства и стандартов в вашем населенном пункте. Во-вторых, если участок находится на территории СНТ или МКД, то возможно, что за содержание дорог и проездов отвечает администрация этих организаций.
Если вы хотите узнать, что делать в конкретной ситуации, лучше обратиться к юристу, специализирующемуся на земельном законодательстве и недвижимости. Юрист сможет проанализировать вашу ситуацию и дать конкретные рекомендации, основанные на действующем законодательстве.
Однако, если вы решите самостоятельно заняться укладкой дороги к участку, то вам придется сделать ряд действий. Сначала вы должны узнать, куда именно должна быть проложена дорога и какие есть требования и стандарты для ее устройства. Затем вам может потребоваться сделать проект дороги и получить разрешение от соответствующих органов.
Если ваш участок находится в частной собственности или является отдельным земельным участком, то вам будет необходимо самостоятельно организовать и оплатить укладку дороги. В случае, если на территории участка требуются работы по отремонтированию дороги или озеленению, вы также будете нести ответственность за проведение этих работ.
В целом, вопрос ответственности за укладку дороги к земельному участку может быть достаточно сложным и требовать консультации специалиста. Как правило, в таких случаях лучше обратиться к юристу, чтобы получить четкие рекомендации и избежать возможных проблем.
Озеленение территории частного дома: важность и возможности
Озеленение территории частного дома имеет большое значение для создания комфортного и приятного пространства. Желая сделать свой участок пригодным для отдыха, растительности необходимо уделить должное внимание.
Если вы хотите узнать, кто должен уложить дорогу к вашему участку, в первую очередь следует обратиться в местное управление дорог и деревень. Но что делать, если участок находится в СНТ или МКД? В таком случае ответственность за содержание дороги и озеленение территории обычно лежит на самих жителях, а именно на СНТ или управляющей компании.
Каждый населенный пункт или администрация имеют свои собственные стандарты благоустройства территории. Чтобы узнать, какие требования и стандарты действуют в вашем районе, следует обратиться в местную администрацию или земельное управление. Также полезно ознакомиться с пунктом договора или устава СНТ или МКД, где могут быть указаны правила и обязательства по обслуживанию и озеленению территории.
Ремонт дороги и озеленение территории должны быть выполнены в соответствии с указанными стандартами и требованиями. Это включает обеспечение безопасности, удобства и эстетической привлекательности. Если у вас возникают проблемы с озеленением участка, можно обратиться в компанию по благоустройству территории или найти профессиональных специалистов, которые помогут вам в создании красивого и ухоженного ландшафта.
Озеленение территории частного дома играет важную роль в создании комфортной обстановки и приданию значимости данному пространству. Она может быть достигнута через различные способы, включая посадку деревьев, кустарников, цветов, газонов и создание ландшафтных композиций. Зеленая зона с планировкой фитокомпозиций помогает создать атмосферу благополучия и спокойствия.
Содержание территорий многоквартирных домов: обязанности и направления деятельности
Кто должен содержать территорию многоквартирного дома? В соответствии с Земельным кодексом РФ, обязанность по содержанию территории несет собственник, либо владелец дома. Это может быть юридическое или физическое лицо. Если дом находится на участке частного общежития, то обязанность возлагается на СНТ или ЖСК.
Что должно быть сделано для содержания территории? Основные направления деятельности включают в себя благоустройство и озеленение местного значения, содержание проезда и дороги, а также обеспечение отремонтированного земельного участка для пункта соблюдения установленных стандартов. Если на территории есть детская площадка или спортивная площадка, то их тоже должны содержать.
Как обратиться к администрации для установления порядка в содержании территории? Если собственник или владелец дома желает заставить администрацию ухаживать за территорией, он должен обратиться в местное управление или администрацию для разрешения данной ситуации. При обращении следует указать на нарушения, описание состояния и что нужно сделать для решения проблемы.
Если администрация не реагирует на обращение, то собственнику или владельцу дома следует обратиться в суд. Суд может принять решение о привлечении администрации к ответственности и принудить ее выполнить обязанности по содержанию территории.
Куда обратиться для получения информации о том, кто должен уложить дорогу к участку
Если вы хотите узнать, кто должен уложить дорогу к вашему частному участку, вам следует обратиться в местное управление или администрацию по благоустройству. Возможно, у них есть информация о том, кто несет ответственность за содержание и обустройство дороги к вашему участку.
В некоторых случаях, особенно если ваш участок находится в поселке или населенном пункте, возможно следует обратиться в местное управление земельного и имущественного комплекса. Они могут предоставить информацию о правилах и стандартах, которые дома или СНТ должны соблюдать в отношении обустройства дороги к частному участку.
Если вы владеете квартирой в многоквартирном доме (МКД), может быть полезно обратиться в местное управление по благоустройству МКД. Они могут указать на стандарты и требования, которые должны выполняться при обустройстве проезда к вашему дому.
Если на вашем участке нет дороги или необходимо сделать озеленение проезда, вам, возможно, придется обратиться в местное управление по благоустройству или земельного и имущественного комплекса, чтобы узнать, как сделать дорогу или озеленение проезда на вашем участке.
Чтобы узнать, к кому обратиться для получения информации о том, кто должен уложить дорогу к вашему частному участку, вам следует обратиться в местное управление или администрацию, которая ведет дела по благоустройству и обустройству территории вашей местности.
Отсутствие проезда к земельному участку: что делать и куда обратиться
Если у вас есть земельный участок, на который нет проезда, вам необходимо принять несколько шагов, чтобы решить эту проблему. Во-первых, вы должны узнать, кому принадлежит дорога, которая ведет к вашему участку. Это может быть администрация местного самоуправления, муниципалитет или даже частное лицо.
Определить, кому принадлежит дорога, можно обратившись в соответствующую администрацию или изучив документы на земельный участок. Если дорога принадлежит частному лицу, вы можете связаться с ним и поискать варианты совместного ремонта или обслуживания дороги.
В случае, если дорога находится на территории садоводческого товарищества (СНТ) или многоквартирного дома (МКД), вам следует обратиться к их администрации и узнать, какие меры они предпринимают для ремонта и содержания дороги. В некоторых случаях может быть необходимо провести собрание собственников участков или квартир, чтобы обсудить эту проблему и принять решение о ее решении.
Если вы не можете найти владельца дороги, вы можете обратиться в местную администрацию и узнать о существующих стандартах благоустройства и содержания дороги на данной территории. В некоторых случаях администрация может обязать владельца участка обеспечить проезд к вашему участку в соответствии с установленными требованиями.
Необходимо помнить, что отсутствие проезда к земельному участку может ограничить его функциональность и значительно снизить его стоимость. Поэтому рекомендуется принять меры по обеспечению проезда к участку, чтобы сохранить его ценность и возможность использования.
Требования к администрации по укладке дороги к земельному участку в населенном пункте
Если у вас есть земельный участок в населенном пункте, и на территории между данным участком и ближайшим проездом нет дороги, вы можете обратиться к администрации с требованием уложить дорогу. Однако, стоит узнать, кто должен осуществить эти работы.
Существует несколько ситуаций. Если ваш участок находится на территории частного домовладения (МКД, СНТ), то ответственность за укладку дороги может лежать на местном жилищно-коммунальном управлении, обслуживающем данное жилищное объединение.
Если ваш земельный участок является частным, то требования к администрации по укладке дороги возлагаются на муниципальные органы. Для этого можно ознакомиться со стандартами благоустройства населенных пунктов, где осуществляются работы по устройству и содержанию проездов.
Однако, стоит помнить, что администрация не всегда обязана укладывать дорогу на вашем участке. Это может быть вызвано отсутствием необходимых финансовых средств, а также ограничениями по проектной документации и разрешениям на проведение работ.
Чтобы заставить администрацию провести работы по укладке дороги к вашему участку, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением. В этом случае важно составить правильные требования и предоставить все необходимые доказательства, подтверждающие ваше право на укладку дороги.
Как правило, администрация обязана укладывать дорогу к вашему земельному участку, если эта необходимость требует общественности и является частью общеградостроительной политики населенного пункта.
Принудительное ремонтирование дорог местного значения: порядок и правила
Если дома, садоводческое или дачное объединение (СНТ/ДНТ) находятся населенном пункте или в пределах муниципального образования, ответственность за содержание и ремонт дорог местного значения лежит на администрации этой территории.
Как желаете отремонтировать дорогу к вашему участку на вашей частной земельной территории? Получить информацию о стандартах благоустройства и озеленения на вашей территории можно обратившись в администрацию населенного пункта или муниципальное казначейство.
Чтобы заставить администрацию выполнить работу по ремонту дороги местного значения, вы должны обратиться с письменным заявлением в местные органы власти. В этом заявлении укажите, какую работу необходимо провести и к чьему участку она относится.
Если же в вашей местности нет органов администрации или они не отвечают на ваше обращение, вы можете обратиться с жалобой в вышестоящие органы власти. В этом случае правила и порядок разрешения вашей проблемы будут зависеть от нормативных актов и законов, действующих на вашей территории.
В случае дороги местного значения, которая является частью малоэтажного жилого дома (МКД), ответственность за ремонт такой дороги возлагается на управляющую организацию или собственников квартир в данном доме.
Если вам не удается добиться от управляющей организации или соседей отремонтировать дорогу к вашему участку, то вы можете обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы принудить их выполнить необходимую работу.
Благоустройство садоводческих товариществ: стандарты и требования
Кто должен делать и что желать, чтобы обеспечить благоустройство на своем участке в садоводческом товариществе? Сначала стоит обратиться к местным стандартам и требованиям, учитывая, что каждая территория может иметь свои особенности. Если в садоводческом товариществе дома принадлежат в частную собственность, значит, обязанность по содержанию и благоустройству территории лежит на самих садоводах.
Однако, если садоводческое товарищество находится на земельном участке, принадлежащем государству или муниципалитету, то ответственность за благоустройство может возложиться на администрацию населенного пункта. В таком случае, необходимо узнать у местной администрации, что должен сделать владелец участка для благоустройства.
Важным аспектом благоустройства садоводческого товарищества является обустройство проезда. Чтобы обеспечить комфортное перемещение по территории, необходимо обращать внимание на состояние дорог и требовать их регулярного ремонта и ухода.
Озеленение также имеет большое значение при благоустройстве СНТ. Необходимо ставить акцент на обеспечение приятной и ухоженной атмосферы, создавая парковые зоны и озеленяя пространство.
В итоге, стандарты и требования к благоустройству садоводческого товарищества зависят от местного законодательства и особенностей территории. Каждый садовод должен знать, что ему необходимо сделать для улучшения состояния своего участка и прилегающей территории.
Регистрация права собственности на линейное сооружение — автодороги местного значения
Как оформить собственность муниципалитета на имеющиеся (построенные хозяйственным способом в 80-х годах и без технической документации) автодороги местного значения?
Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В отношении сооружений автомобильного транспорта необходимо отметить, что замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. (Об этом также написано в Письме Минэкономразвития РФ от 30.04.2014 г. №Д23и-1518).
Таким образом, если дороги местного значения имеют замощение из щебня или гравия, и не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
По общему правилу государственный кадастровый учет автомобильных дорог осуществляется на основании следующих документов:
— Заявление о государственном кадастровом учете;
— Правоустанавливающий документ (в случае одновременной процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации права);
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (Далее – ГрК) установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Документы-основания подготовки технического плана:
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию/документ, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию;
— технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта;
— декларации и решения суда об осуществлении кадастрового учета.
Также согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГРК, признаются действительными.
Таким образом:
— в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 г. постановка осуществляется без разрешительной документации;
— от 26 марта 1918 г. Декрет Совет народных комиссаров РСФСР «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности» (полномочия — Главные Дорожные Комитеты);
— от 1 сентября 1924 г. декрет Всероссийский центральный исполнительный комитет совет народных комиссаров РСФСР «О подразделении шоссейных и грунтовых дорог РСФСР и о нормах полосы отвода при них»;
— от 7 сентября 1946 г. № 595 Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР»;
— от 15.09.1962 г. № 949 Постановление Совмина СССР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий зданий и сооружений»;
— от 23.01.1981 г. № 105 Постановление Совмина СССР «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов»;
— с 1982 г. действовали Правила приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог, Утверждены Приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР №775 от 8 декабря 1979 г.;
— от 01.01.1988 г. В СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов;
— иные нормативные и законодательные акты и положения.
Таким образом, если дороги местного значения являются объектами недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в ЕГРН и на которые необходимо зарегистрировать право, то необходимо наличие вышеуказанных документов.
При этом, в случае, если технические документы на автомобильные дороги отсутствуют, возможно внесение ранее учтенных автомобильных дорог заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.
Для этого необходимо подать в органы Росреестра заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также документ, устанавливающий или подтверждающий право на объект недвижимости, в том числе, инвентарные карточки учета, в случае, когда в тексте этих документов имеется дата принятия дороги на учет (до 1998 года) и его основная характеристика – протяженность.
Далее, следует обратиться к кадастровому инженеру для проведения уточнения сведений о местоположении контура дороги на земельных участках на основании технического плана.
И после этого зарегистрировать право собственности на основании документов, предусмотренных действующим законодательством.
Как оформить дорогу к своему участку: образец 2023 года
Эксперты нашей компании помогут составить юридически грамотное заявление на дорогу к участку, подготовят необходимые документы и направят все это в уполномоченный орган. Когда на руках имеется свидетельство о праве собственности, а участку присвоен кадастровый номер и адрес, но нет подъездных путей, необходимо инициировать процедуру их прокладки.
Ситуации, когда на улице некоторые участки остаются без подъезда, случаются часто. Как правило, на генплане дорога имеется, но в реальности ее еще предстоит проложить.
Если на территории уже стоят капитальные объекты и другие постройки, проблема только в невозможности подъехать к ним на собственной машине. Когда же участок только куплен, без подъездных путей будет крайне сложно доставить стройматериалы для возведения дома.
Не получится обеспечить доступ пожарным службам и медикам, при необходимости. Если подобная ситуация случилась с Вами, надо готовить заявление в местную администрацию.
Что нужно указывать в заявлении на дорогу к участку?
От того, насколько профессионально будет составлено ходатайство, как быстро Вы отреагируете на отказ, будет зависеть успех всего предприятия.
- В заявлении на дорогу к участку обязательно подробно разъясните суть проблемы. Укажите, что в настоящее время, несмотря на сведения из генплана, по факту ни одной подъездной дороги к наделу не проложено.
- Сделайте акцент на том, что пожарные машины, скорая медицинская помощь и иная техника не имеет возможности подъехать к участку.
- Сошлитесь на то, что не можете использовать территорию в соответствии с ее целевым назначением, а также исключается безопасное проживание здесь.
- Не забывайте указать нормы закона, согласно которым представители муниципалитета обязаны организовать подъездные пути к наделам.
- Далее необходимо попросить главу администрации в кратчайшие сроки устранить проблему, организовав работы по строительству дороги.
- Дополнительно попросите ответить на обращение в письменной форме в установленный законом срок.
- Обязательно укажите адрес, куда следует направлять ответ, верно пропишите данные администрации, и составьте список приложенных материалов. Обычно туда входят копии свидетельства о праве собственности и документальное подтверждение отсутствия дороги.
Несмотря на соблюдение всех формальностей, местные власти могут отказать в удовлетворении заявления. В этом случае придется самостоятельно проводить прокладку полотна или обращаться с иском в судебные органы.
Почему заявление на дорогу к участку отказывают удовлетворять?
Причин тому, что заявление на дорогу к участку не удовлетворяют, может быть несколько. Чаще всего в администрации ссылаются на недостаточное финансирование бюджета или отсутствие средств в данный момент.
Вас могут поставить на очередь, которая не движется годами. Отказ выносят, если ходатайство подано с нарушениями, либо составлено неправильно.
Также отрицательное решение примут при отсутствии документов на землю, сведений об участке в кадастре и т.д. Наши юристы решат любую проблему с прокладкой дороги и добьются положительного ответа по заявлению.
Как написать заявление на ремонт дороги главе администрации?
Перед написанием заявления важно определиться, кому принадлежит дорога. Если проблемный участок образовался рядом с многоквартирным домом и относится к придомовой территории, за содержание этой дороги отвечают собственники квартир.
Если же проезжая часть относится к муниципальной собственности, то заявление подают на имя главы местной администрации.
При составлении заявления важно изучить положения государственных стандартов, регулирующих допустимое состояние дорог. В ГОСТах определены размеры повреждений для различных типов дорог. Так вы будете уверены, что действительно пришло время ремонтировать дорожное полотно и снизите риск отказа.
Когда подготовительные этапы закончены, можно переходить к написанию заявления. Адресовать его нужно главе муниципалитета, а подается ходатайство через общественную приемную. В обращении надо указать:
- суть сложившейся ситуации (что есть конкретная дорога с определенными проблемами);
- адрес участка, к которому примыкает проезжая часть или координаты улицы;
- какая организация должна обслуживать дорожное полотно и обслуживается ли оно вообще;
- размеры ям и колдобин, как давно они здесь находятся, какие действия предпринимались по их устранению;
- с какими проблемами сталкиваются собственники прилежащих участков;
- ссылки на законы и собственные требования (обследовать участок дороги, провести ремонт и ответить на заявление в определенный срок).
Заявителем может быть, как одно лицо (собственник участка), так и несколько (владельцы квартир или участков на улице). К нему можно приложить фотографии, где видны ямы и номера домов, рядом с которыми находится проблемный участок. Подают заявку в двух экземплярах (на втором экземпляре ставится отметка о получении).
На рассмотрение дается не более 30 дней. По результатам дадут ответ в той же форме, что и само заявление. Чтобы на вашу просьбу отреагировали, заручитесь поддержкой земельных юристов Геобюро. Мы проконсультируем по вопросам написания заявки, либо самостоятельно составим обращение.
Куда можно написать жалобу на отсутствие дороги к участку?
Отсутствие дорогие к участку – серьезная проблема еще на этапе освоения территории. Из-за этого нельзя подогнать строительную технику, возникают сложности при доставке стройматериалов, да и жить на таком участке небезопасно.
Машина скорой помощи, пожарные или газовые службы не смогут вовремя приехать на вызов. Все эти нюансы желательно отметить в жалобе на отсутствие дороги.
Подается жалоба последовательно в три инстанции:
- Администрация населенного пункта;
- Органы прокуратуры;
- Районное отделение суда.
Обращение в муниципалитет обычно заканчивается стандартными отписками, где сообщают об «отсутствии финансирования» или обещают создать дорогу «в ближайшие сроки». Чтобы в администрации приняли хоть какие-то меры, необходимо представить максимум доказательств наличия проблем с дорогой:
- болотистая местность в межсезонье;
- ямы, бугры, пни и деревья на дороге;
- жидкая грязь или иные препятствия.
Все это фиксируется фотоаппаратом и прикрепляется к обращению. Важно в жалобе указать, что муниципалитет обязан представить ответ в определенный срок. Второй экземпляр заявления надо зарегистрировать в администрации (поставить отметку о вручении). Если органы власти не реагируют на обращение, новая жалоба подается в прокуратуру.
Претензия в данные органы должна содержать информацию об уже предпринятых мерах. Жаловаться надо на бездействие местной администрации. Также следует потребовать обязать муниципалитет организовать подъездные пути к участку. Сотрудники прокуратуры могут вынести предписание, а после того, как оно не будет исполнено, обратиться в суд.
Когда на данной стадии вынесли формальную «отписку», либо затягивают сроки рассмотрения жалобы или вовсе отказались принимать заявление, надо жаловаться в вышестоящие органы – в Генеральную прокуратуру. Либо вы можете пропустить этот этап, и сразу обратиться в суд.
Решение данного органа будет обязательным к исполнению. Добиться положительного ответа суда помогут юристы нашей компании.
Как оформить дорогу к участку по новому Земельному кодексу: как узаконить в 2023 году
Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда.
Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда. Подробнее о том, какая земля будет раздаваться и на каких основаниях, можно узнать из статьи 39.5 ЗК РФ. Хотя следует принимать во внимание, что могут возникнуть другие основания.
Какую землю можно получить без денег
Чтобы оформить бесплатный участок, нужно быть обладателем льгот или участником программы развития. Кроме того, всегда есть возможность получить землю если недаром, то заметно ниже цены:
- Бесплатная земля на льготных условиях. Чтобы получить такой участок, нужно чтобы у претендента были государственные награды. Размер участка составляет от 8-25 соток. Больше земли предлагают в деревнях. Убедиться, что к вам относятся льготные условия получения земли можно в МФЦ или в администрации по месту жительства.
- Раздача бесплатных гектаров под строительство. Это возможно по условиям региональных программ, для граждан, которые планируют построить на этой земле дом или вести сельское хозяйство. Есть несколько проектов, в том числе и «Дальневосточный гектар». Также россияне возможно вскоре смогут получить по одному гектару в арктической местности. Обычно участки предлагаются на 5 лет, а потом можно оформить долгосрочную аренду.
- Освоение бесхозных земель и домов. На территории РФ есть множество заброшенных участков, где нередко встречаются вполне нормальные дома. Правда стоят они обычно в глубинках или дачных товариществах. По закону стать владельцами такой недвижимости можно практически бесплатно. Но прежде чем заниматься оформлением, придется уточнить, нет ли у участка владельца. Тогда земля переходит государству, а потом разыгрывается на аукционе. Если претендент только один, то и цену никто не будет перебивать.
Если 15 лет пользоваться участком в открытой форме, тогда можно стать владельцем вообще бесплатно. Достаточно просто подать заявление и собрать соответствующие документы.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Ещё один популярный вариант оформления бесплатного участка – если на нем проживает многодетная семья. Есть вариант для одинокого родителя, но только при условии, что у него как минимум трое детей.
Есть несколько местных законов, что дают право на бесплатную землю. Например, речь о землях Дальневосточного округа и других территориальных субъектах или согласно ФЗ № 119-ФЗ или ФЗ N 161-ФЗ. При передаче земли в собственность бесплатно, самое важное – соблюдать законы.
Особенности оформления бесплатной территории
Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг. В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера.
Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость. Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.
Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки.
Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли. Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).
Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.
Необходимые документы
Оформление запроса на получение бесплатной земли начинается со сбора документов. Нужно принести:
-
(нужна копия);
- План межевания участка; ;
- Бумаги, что подтверждают право на получение участка земли;
- Справку о составе семьи (если речь о многодетной семье);
- Справку, что работаете в муниципальном образовании;
- Доверенность, если бумаги будет подавать представитель.
Подавать бумаги нужно по адресу местной администрации.
Во сколько обойдется сделка
Бесплатная передача участка будет не совсем «бесплатной». Например, нужно заплатить за межевой и технический план, а также регистрацию в Росреестре.
Получить юридическую помощь по вопросам, как получить бесплатную землю от государства в России можно на нашем сайте.
Ширина дороги общего пользования в СНТ — СНиПы и нормы 2023
Процесс строительства и ремонта дороги общего пользования в СНТ бьет по карману садоводов. Вопрос подъезда к дачным участкам всегда был и остается животрепещущим.
Соседи загораживают пожарные проезды, устраивая стоянки, бросают машины на обочине, потому что на 6 сотках самим развернуться негде, не то, что машину припарковать. Из-за этого заторы.
Закажешь доставку стройматериалов или дров – а подъезды забиты.
Средства собираются колоссальные, а результат бывает плачевным, хотя существуют правила строительства дачной дороги.
Для того, чтобы проезды всегда оставались свободными должны быть соблюдены предписания по строительству дорог.
Нормы и правила 2023 ширины дороги в СНТ – действующие СП и СНиПы
В 2021 году своды правил, касательно ширины дорог, обновились и претерпели существенные изменения.
СП.34.13330.2021 «Автомобильные дороги» пересмотрен 9.02.2021 и вступил в действие 10 августа 2021г.
СП 4.13130.2013 – о противопожарных нормах отредактирован МЧС России 30.12.2021.
СП 53.13330.2019 – о правилах застройки СНТ введен в действие с 15 апреля 2020 года.
Это основные документы, которые регламентируют порядок строительства дачной дороги.
Какие нормы по ширине дороги общего пользования действуют в 2023 году с учетом новых правил строительства СП.53.13330.2019 от 15.04.2020
Согласно пункту 5.7 дороги общего пользования в СНТ должны иметь следующие параметры:
- 2 полосы движения улицы, шириной каждая минимум 2,75 метров – общая ширина дороги не менее 5,5 метров;
- ширина пешеходной части улицы — 1,0 м (с одной из сторон);
- ширина проездов — не менее 3,5 м;
- радиус закругления края проезжей части — не менее 6,0 м.
- тупиковый проезд должен быть обеспечен разворотной площадкой 15*15 метров и по протяженности не должен превышать 150 м.
СНиП содержит пометку, что если проезд шириной 3 метра, то через каждые 200 метров следует устраивать разъездные площадки (4*15 метров).
Территория СНТ должна быть соединена с подъездной автомобильной дорогой.
На территорию садоводства с количеством участков более 50 должно быть 2 въезда.
Маломобильные группы и инвалиды
Новые правила содержат уточнения, об обустройстве дорог на дачных участках СНТ, с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330: учитывается продольный уклон путей движения, перепад высот бордюров, покрытие пешеходных дорожек и т.д.
Соблюдение противопожарных норм СП 4.13130.2013
При всех этих правилах необходимо учитывать действующие нормы противопожарной безопасности. Проезды должны быть освобождены от посторонних предметов и обеспечивать беспрепятственный подъезд габаритной противопожарной техники.
- Ширина проездов в СНТ для пожарной техники должна быть не менее 3,5 метров (в этот размер по СНиПам допускается включать тротуар)
- Дорожное покрытие проездов должно быть рассчитано с учетом нагрузки от пожарных автомобилей.
- Ширина ворот въездов на территорию СНТ должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных (не менее 4,5 метров).
- Расстояние от внутреннего края подъезда до заборов участков должно быть 5-8 метров.
Стоянки за пределами дачных участков
По согласованию с правлением обновленные СНиПы разрешают делать стоянку (гараж, навес) для авто, примыкающую к земельному участку со стороны улицы или проезда.
Общая дорога в СНТ – на что обратить внимание
Помимо ширины дорог и проездов, покупая участок в СНТ, надо проверять подъезды к земельному участку, узнавать в правлении, как обстоят дела с расчисткой проездов в зимний период.
Состояние дорог в сезон таяния снега или дождей бывает плачевным. Если планируете ставить жилой дом для круглогодичного проживания, следует обратить на это особое внимание.
Сервитут на проезд к участку: как оформить, кому он нужен и что делать при отказе?
Сервитутом на проезд к участку называется оговоренное в законодательстве право ограниченного пользования земельным участком (ЗУ), находящегося в чужой собственности. С юридической точки зрения сервитут представляет собой особую форму обременения. Он устанавливается в исключительных случаях, когда без него невозможно обойтись.
Когда может понадобиться?
Право на бессрочный или временный проход через чужой земельный надел может понадобиться:
- Физическому лицу (частный сервитут).
- Населению.
- Органам местного и государственного управления.
Частным сервитутом называется договор между двумя физическими лицами (соседями). Он устанавливается, если возникают следующие причины:
- Сервитуарий (лицо, в пользу которого установлено обременение) не может попасть на свой участок кроме как через надел соседа.
- Необходимость установки опор электропередачи и прокладки коммуникаций к участку со смежными границами.
Публичным сервитутом называется обременение в пользу местного населения или госструктур. Основания для его установления могут быть следующие:
- Проезд или проход граждан к водоему общего пользования.
- Проезд к водоему общего пользования в целях забора воды.
- Прогон сельскохозяйственного скота на водопой или выпас.
- Проведение дренажных работ на ЗУ.
- Установка геодезических и межевых знаков.
- Охота, рыболовство, сенокошение, выпас скота на ЗУ собственника в определенные договором сроки.
Подробнее о том, в чем заключаются отличия частного и публичного сервитута, мы рассказываем в отдельном материале.
Подробнее о том, для каких целей и на каких основаниях может возникать сервитут, мы рассказывали в отдельном материале.
Требования к размерам (ст. 262 ГК РФ)
Согласно статье 262 ГК РФ в тех случаях, если участок не огорожен и не имеется знаков, запрещающих передвижения по нему без согласия собственника, граждане могут свободно через него проходить. Если же имеется ограждение, то граждане не имеют права на проход и проезд через надел собственника.
Получить они его могут согласно статье 23 ЗК РФ через установление сервитута.
Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
- Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
- Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Размеры проезда или прохода не обозначены в законодательных актах. Как показывает судебная практика, землеустроительная экспертиза при оформлении сервитута рекомендует проезд для автомобильного транспорта размером не менее 2,75 м, пешеходный проход – 1,2 м.
Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?
Подать заявление на ограниченное использование ЗУ собственника могут следующие категории граждан-физлиц:
- владеющие соседними земельными наделами на правах собственников;
- получившие соседние ЗУ по наследству;
- получившие соседние земельные наделы в бессрочное пользование;
- другие категории землепользователей и землевладельцев, которые без оформления сервитута не могут пользоваться своими правами в отношении своих ЗУ.
Также закон предусматривает такую возможность для органов местного самоуправления, юридических лиц и некоторых государственных учреждений.
Как оформить?
Обременение на соседский участок устанавливается по заявлению заинтересованного лица. Он должен аргументировать, что разрешение на проезд по земле собственника является единственно возможным вариантом использования собственного участка. Установить частный сервитут можно одним из трех способов:
- Через добровольный возмездный контракт – в индивидуальном порядке, заключив соглашение с соседом.
- Принудительно через судебное разбирательство.
Больше информации о сервитуте и о нюансах его оформления найдете тут.
Обращение к владельцу земельного надела
Если у заинтересованного лица и собственника ЗУ добрососедские отношения, то все предварительные согласования проводятся устно. В других случаях рекомендуется написать письмо с доводами о необходимости сервитуции, подкрепленными ссылками на законодательные акты.
Дополнительным аргументом может быть упоминание возмездного характера обременения: сумма и сроки платежей, которые гражданин готов предоставить за возможность частично использовать ЗУ соседа. Однако платежи не обязательны, если удается договориться о безвозмездном использовании части земли соседа.
Составление соглашения
Перечень документов, необходимых для составления соглашения на проезд к ЗУ, не закреплен законодательно. Однако рекомендуемый список приведен в письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № Д23-360. Он включает:
- Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права собственности/землепользования.
- Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
- Согласие всех собственников на обременение.
- Общие данные о ЗУ, на который накладывается обременение: кадастровый номер, местоположение, площадь.
- Обозначенное на кадастровом плане место, которое предполагается отдать под сервитут.
- Цели ограниченного пользования чужим ЗУ.
- Если стороны договорились о возмездном пользовании, то указываются размеры и сроки платежей.
- Дополнительные обязанности или права, которые стороны считают необходимым учесть.
О том, что такое и как заключается типовой договор сервитута, можете узнать из этого материала.
После оформления соглашение о сервитуте регистрируется в Госреестре.
Установление через судебную процедуру
Если не удается достичь соглашения в частном добровольном порядке, то приходится прибегать к помощи районных или городских судебных инстанций. Спор открывается на основании искового заявления заинтересованного лица. При его составлении должны быть учтены следующие пункты:
- Личные данные обеих сторон (истца и ответчика).
- Причины возникновения спора.
- Варианты ограниченного пользования, которые позволят решить проблему истца.
- Обоснование срока, на который предполагается ввести сервитут.
Ответчиком всегда выступает собственник ЗУ, арендаторы и землепользователи не имеют достаточных юридических прав на землю и не могут решать означенные вопросы в органах государственной власти.
Суд всестороннее рассматривает все обстоятельства дела. При необходимости назначается экспертиза, которая на месте определяет, какие существуют варианты проезда к участку заявителя, и есть ли необходимость в ограниченном использовании ЗУ ответчика.
По результатам экспертизы суд часто выносит отрицательное решение. Основной причиной отказа служат недостаточные основания для наложения ограничения. Если же иск удовлетворен, то выносится соответствующий судебный акт. Регистрация обременения в Росреестре в дальнейшем происходит на основании данного акта по заявлению истца.
Подробнее о том, на каких основаниях можно обратиться в суд и как составить исковое заявление о принудительном установлении сервитута, мы рассказываем в отдельной статье.
Установление через органы местного самоуправления
Этот способ установления сервитута возможен только в общественных целях. Например, если участок собственника перекрывает доступ к водоему общего пользования или на его территории находятся коммуникации ТСЖ, подлежащие ремонту.
В таких случаях орган местного самоуправления принимает Постановление о публичном сервитуте. Этого документа достаточно для оформления обременения в Росреестре.
Что нужно, если земля принадлежит муниципалитету?
Сервитут в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, согласно статье 39.23 ЗК РФ может быть установлен лишь в трех случаях:
- Размещение сооружений связи, линейных объектов (трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линии связи и электропередач), защитных сооружений и информационных знаков при условии, что они не мешают разрешенному использованию ЗУ.
- Для проведения изыскательных работ.
- Для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Соглашение о сервитуте муниципальных земель в пользу заинтересованного лица могут заключать не только уполномоченные органы.
Если земли находятся в аренде и землепользовании сроком свыше 1 года, то соглашение заключается с арендатором или землепользователем. Однако есть ограничение – срок налагаемого обременения не должен превышать сроков аренды или безвозмездного землепользования, указанных в договорах этих граждан.
Данные, необходимые для соглашения об установлении земельного сервитута муниципальных земель, прописаны в статье 39.25 ЗК РФ:
- Кадастровый номер ЗУ.
- Учетный номер той части участка, где планируется разрешить ограниченное использование.
- Сведения о сторонах соглашения: документы, подтверждающие личности обеих сторон и их права аренды/землепользования.
- Основания и цели для установления обременения.
- На какой срок необходимо установить сервитут (о возможных сроках обременения читайте тут). .
- Права и обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, на время действия соглашения (какие права и обязанности могут налагаться на обладателя сервитута мы рассказывали тут).
- Обязанности лица, в пользу которого налагается сервитут, после окончания его действия. Здесь имеется в виду приведение участка в надлежащее состояние, соответствующее его назначению.
Госрегистрация договора
Так как сервитут является формой обременения, устной договоренности для его установления недостаточно – он должен регистрироваться в Госреестре .
- При добровольном контракте в регистрации соглашения участвуют обе стороны.
- При принудительном сервитуте, вынесенном по решению суда, для регистрации необходимо участие только заинтересованной стороны. В этом случае регистрация производится на основании судебного акта.
После регистрации сервитута в Росреестре в ЕГРН участка вносятся соответствующие изменения.
Следует помнить, что данный вид обременения не ущемляет прав собственника в отношении владения, использования и распоряжения своим земельным наделом.
Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказываем здесь.
Что делать при получении отказа?
В том случае, если собственник не дал согласия на сервитут в добровольном порядке, заинтересованное лицо имеет право подать в суд для вынесения соответствующего решения.
Если же и суд отказал в сервитуте, это не является окончательным решением, при условии, что существуют реальные обоснования для наложения обременения на смежный надел. Лицо, чьи права ущемлены, может повторно подать заявление в суд.
Сервитут на проезд к участку – явление, с которым могут столкнуться многие собственники земли. Зная законы и нормы права в этой области, можно не только защитить свои права, но и получить от данного вида обременения определенную выгоду.
Образец соглашения о сервитуте земельного участка для проезда по нему
Возможность использовать на законных основаниях имущество, принадлежащее другому лицу, называется сервитутом. В некоторых конкретных ситуациях в качестве имущества выступает земельный надел. Данное право носит законный характер, но имеет некоторые ограничения.
Пользоваться земельным участком, находящимся в чужой собственности, можно только в рамках конкретных целей, и в пределах, которые строго определены. Что необходимо сделать для установления сервитута на земельный надел для обеспечения проезда по данной территории – выясним в статье.
Условия установления сервитута на земельный участок
Обременение устанавливается в добровольном порядке, существует возможность оплаты, соответствующей размеру сделки, то есть сторона, в дальнейшем использующая сервитут, должна компенсировать собственнику участка все расходы и убытки, вызванные отчуждением, а также компенсировать выгоду, которая может быть извлечена из данной земли.
Образец соглашения о предоставлении доступа к земельному участку.
Что такое публичный сервитут на земельный участок, читайте тут.
Кроме того, на протяжении всего срока, на который заключается соглашение об обременении, лицо, обладающее сервитутом, несет ответственность за земельный надел и обязуется сохранять доверенную ему собственность в надлежащем виде. Использовать часть территории, на которую распространяется сервитут, можно только с целью, прописанной в официальном соглашении.
Собственник надела, в свою очередь соглашается с тем, что предоставленная в рамках заключенного соглашения территория может беспрепятственно использоваться обладателем территории на условиях, указанных в договоре. Он должен соблюдать установленные граничные точки, а также устранить все препятствия, находящиеся вблизи обремененной части территории, которые могут помешать ее использованию.
В данном случае запрещено:
- Использовать земли не по целевому назначению или выходить за рамки категории;
- Производить действия, ведущие к снижению плодородия почвы;
- Наносить вред экологии;
- Захватывать землю, принадлежащую другим лицам.
Обязательным является соблюдение требований противопожарной и санитарной безопасности.
Как установить сервитут на земельный участок
Если возникла необходимость оформить сервитут на соседний участок, для того чтобы на законных основаниях использовать его в каких-либо целях, обратитесь к владельцу данного надела. Дальнейшие действия необходимо осуществлять в соответствии с инструкцией.
Обсудив все условия, при которых будет возможно использовать интересующие земли совместно, стороны должны заключить письменное соглашение, оформленное соответствующим образом, которое одновременно является договором об установлении сервитута.
Стороны прописывают в данном документе все правовые моменты, имеющие для них значение, с целью избежать возникновения спорных ситуаций, а также для того, чтобы все обязанности, указанные в договоре сервитута соблюдались безукоризненно. Необходимо учесть все нюансы использования земли заранее, чтобы в дальнейшем четко следовать прописанным условиям, не выходя за их рамки.
Зарегистрируйте сервитут в органах государственной власти и внесите сведения об обременении в Росреестр. Для этого необходимо, чтобы договор был составлен в соответствии с образцом и был подписан обеими сторонами.
Зарегистрировать сервитут в соответствующем органе, можно только получив выписку из решения, принятого специальной административной комиссией.
Обратитесь к регистратору, который работает в местном отделении кадастровой палаты или отделе картографии, либо в МФЦ, и подайте пакет бумаг, подтверждающий:
- Личность сторон, заключивших договор;
- Наличие разрешения, выданного администрацией на установление сервитута;
- Факт нахождения в собственности у одной из сторон участка, по поводу которого заключен договор.
При принятии документов выдается расписка с указанием даты, когда будет произведена выдача бумаги, подтверждающей регистрацию сервитута. В большинстве случаев это происходит через 21 день.