Как обеспечить максимальное участие граждан на выборах
Перейти к содержимому

Как обеспечить максимальное участие граждан на выборах

  • автор:

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

ГАРАНТ:

О порядке применения средств видеонаблюдения при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и референдумов субъектов РФ, местных референдумов см. постановление ЦИК России от 22 июня 2022 г. N 87/727-8

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 5 декабря 2022 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 498-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 5 декабря 2022 г.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Проблемы повышения избирательной активности граждан

Малютин, И. А. Проблемы повышения избирательной активности граждан / И. А. Малютин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54795/ (дата обращения: 18.09.2023).

Ключевые слова: выборы, избиратели, избирательная активность, мобильный избиратель, права избирателя.

Сделать выбор…. Как это сложно, особенно молодому человеку…Это не просто и более старшему поколению, так как раньше выборы были другими.

Для моей бабушки, как она рассказывала, это был праздничный воскресный день, на которые явка была обязательна, причем всей семьей, на участке были концерты, угощения, сам процесс же был практически безальтернативным…

Сейчас уже мы отмечаем 25 лет Конституции РФ и избирательной системе.

В далеком 1993 году был создан Центризбирком, которым руководил Н. Рябов, были приняты первые законы по избирательному праву. В этом же году прошло всенародное голосование по проекту Конституции РФ.

Уже проведено около 200 000 выборов разных уровней. Поэтому вопрос повышения избирательной активности граждан очень актуален. В своем выступлении я рассмотрю мое видение решения этой проблемы.

В творчестве немецкого философа Иммануила Канта, мы можем встретить такое высказывание, что только способность голосовать составляет квалификацию гражданина. На мой взгляд, это утверждение верно и в современном мире, так как путем выборов формируются органы власти, что является важной частью в жизни общества.

Их стоит рассматривать как механизм реализации конституционного права, так как в ч.2 ст.32 Конституции РФ закреплено, что «гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным».

Активность избирателей — один из самых главных показателей. До 2007 года в России от этой характеристики зависело признание выборов состоявшимися, но и сегодня, после отмены порога явки, от количества проголосовавших зависит легитимность минувших выборов и избранных на них органов власти. С 18 лет гражданин имеет право избирать, но, по мнению политологов, почти половина молодых людей никак не интересуется вопросами выборов, а в регионах показатели еще хуже. С учетом того, что группа жителей до 30 лет составляет примерно 25 миллионов, что составляет 23 % от общего числа избирателей, активность молодежи в избирательном процессе становятся все более важной на сегодняшний день.

Многие кандидаты используют молодежь в качестве разменной монеты для достижения только своих целей, давая не исполняемые в итоге обещания, которые ведут к разочарованиям юных избирателей и соответственно к нежеланию участвовать в следующих выборах из — за сформировавшегося в результате недоверия. Нередко возобладают эмоции, управляемые отдельными недобросовестными участниками выборов. Следствием может явиться тотальное игнорирование. Повышение политической и правовой культуры требует усилий и времени. Сейчас эта задача возложена на организаторов выборов, но её оптимальное решение зависит от того, насколько она будет осознана и поддержана обществом в целом

Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать, по мнению русского писателя Э. Севруса, с которым я согласен.

Многие мои ровесники просто принципиально не голосуют, считая ненужным тратить свой выходной день на формальность, которая ничего не решает по их мнению.

Причинами пассивности являются правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация.

В настоящее время правовой нигилизм в России присущ уже не одному поколению, а передается от родителей детям, так во времена «перестройки» среднее поколение по многим причинам не сформировало у себя культуру процесса альтернативного демократического выбора.

Чтобы вернуть интерес к голосованию, на мой взгляд, должна присутствовать реальная политическая конкуренция, созданы условия для удобного волеизъявления, а избиратели должны испытывать доверие, как к организаторам выборов, так и к власти в целом.

По поводу условий для удобного волеизъявления положительным моментом я считаю внедрение в 2018 году системы «Мобильный избиратель», которая по официальным данным помогла проголосовать по месту пребывания более 5 млн. граждан. Сейчас время скорости и движения, многие люди работают или учатся в других городах, находятся там по семейным обстоятельствам, то есть выполнить свой гражданский долг и проголосовать не по месту официальной регистрации без излишнего формализма, должно быть быстро и удобно, при этом каждый голос должен быть учтен.

В ближайшей перспективе права избирателя будут реализованы в условиях цифровой экономики, то есть получение государственной услуги онлайн, электронный паспорт избирателя.

В результате в любом месте можно будет проголосовать в рамках любой избирательной кампании с помощью мобильного приложения в телефоне, что, несомненно, удобно и современно и поможет увеличить активность молодежи.

«Выбирать — это большая работа, серьезный труд, — как отметила председатель современного Центризбиркома Элла Памфилова — а вот голосовать должно быть легко, и избиратель должен быть уверен, что его голос учтен».

Активизация явки избирателей на выборы

Важнейшей составляющей хорошо спланированной избиратель­ной кампании является ее заключительный аккорд, связанный с ак­тивизацией участия избирателей в голосовании. Это одно из послед­них, однако чрезвычайно ответственное усилие кандидата и его шта­ба в конце избирательной кампании. В самом деле, если количество избирателей, которые должны были прийти на избирательные участ­ки и проголосовать за данного кандидата, будет меньше ожидаемого,

все усилия нескольких месяцев предвыборной кампании окажутся напрасными.

Не так давно анализ результатов многих общих и повторных вы­боров в Украине свидетельствовал, что выборы чаще всего считались несостоявшимися потому, что на них не являлось необходимое количе­ство избирателей. Иногда не хватало каких-нибудь 2 — 3% голосов.

Правда, новое избирательное законодательство не предусматри­вает необходимого процента явки избирателей на выборы для того, чтобы считать их состоявшимися. Но остается другая проблема. Не­редки случаи, когда кандидат побеждает или проигрывает с очень не­значительным количеством голосов по каждому избирательному участку. Такое очень часто наблюдалось во время выборов в Верхов­ную Раду Украины 1998 года Не менее острой является эта проблема и для президентских выборов. Лидирующий кандидат может проиг­рать избирательную гонку, если не все его потенциальные сторонни­ки или симпатизирующие ему избиратели придут на избирательные участки в день голосования.

Стратегическая задача мини-кампании, направленной на активи­зацию явки избирателей на выборы, отражает общую стратегию из­бирательной кампании каждого конкретного кандидата Она охваты­вает три аспекта: Кто должен находиться в эпицентре внимания? (явку каких групп избирателей нужно обеспечить); Почему нужно обеспечить явку этих избирателей? (потому что они будут голосо­вать за данного кандидата); Как обеспечить явку? (методы и средст­ва, призванные активизировать участие избирателей в голосовании и обеспечить их явку на участки в день выборов).

Рассмотрим эти вопросы конкретнее.

Кто должен находиться в эпицентре внимания? Приоритеты кандидата при обеспечении явки той или иной группы избирателей на избирательные участки могут быть следующими:

1. Избиратели, симпатизирующие кандидату и способные поддер­жать его на выборах.

2. Члены той партии, к которой принадлежит кандидат, и симпати­зирующие ей.

3. Группы избирателей, оказывавшие кандидату практическую по­мощь.

4. Группы избирателей, разделяющих позицию кандидата по прин­ципиальным положениям его избирательной программы.

Почему нужно обеспечить явку этих избирателей? Основания для того, чтобы обеспечивать явку на выборы сторонников данного кандидата в целом понятны. Ведь они уже пообещали ему свою под­держку. И кандидату абсолютно не нужно, чтобы его сторонники в день выборов остались дома

Поэтому план обеспечения явки избирателей на выборы состоит из следующих элементов:

1. Выявление сторонников кандидата во время проведения кампа­нии «от двери до двери».

2. Раскладывание открыток-напоминаний по почтовым ящикам из­бирателей.

3. Обход домов и квартир с целью активизации явки избирателей на выборы.

4. Мероприятия и акции, привлекающие внимание избирателей.

5. Активность в день выборов:

• мероприятия, привлекающие внимание населения;

• обход «от двери до двери»;

• обеспечение избирателей транспортными средствами или направление к ним агитаторов (добровольцев) для того, чтобы помочь им добраться до избирательного участка

Как обеспечить явку?

1. Мероприятия накануне выборов. Руководитель агитаторов на участке при взаимодействии с руководителями избирательного штаба кандидата должен предусмотреть мероприятия, требуе­мые для активизации участия в голосовании избирателей данно­го участка, и иметь в своем распоряжении:

=> фамилии избирателей, их адреса для обхода домов и

квартир в день выборов;

=> фамилии агитаторов и помощников, которые будут от­вечать на телефонные звонки; => информацию о месте голосования; => информацию о распорядке дня и местонахождении кан­дидата в день выборов и после закрытия избирательных участков;

=> систему обеспечения избирателей транспортом и при­сылки людей, которые помогут им добраться до избира­тельного участка или присмотрят за детьми в случае не­обходимости;

=> систему привлечения внимания избирателей, напомина­ний и призывов принять участие в голосовании.

Подобные инструкции, информационные и агитационные мате­риалы руководители агитколлективов на избирательных участках должны получить от руководителей центрального штаба избиратель­ной кампании и районных руководителей. Они обязаны четко знать свои задачи и представлять, как следует их выполнять.

Накануне выборов руководители агитколлективов на участках должны предоставить всю имеющуюся информацию о регистрации избирателей районным руководителям избирательной кампании и руководителям ее центрального штаба, чтобы те могли наилучшим образом скоординировать свою деятельность в день выборов.

Участковым руководителям агитколлективов нужно провести по­следний предвыборный инструктаж со своими агитаторами.

2. За четыре-пять дней до выборов участковым руководителям агитколлективов через своих помощников следует связаться с изби­рателями, которые предположительно отдадут свои голоса за их кан­дидата, и уточнить, не потребуется ли им помощь, чтобы попасть на избирательные участки, не нужны ли им будут няни для детей, не по­требуется ли еще какое -либо содействие. Позже следует еще раз зайти к тем избирателям, которые просили о помощи, чтобы убе­диться, получили ли они ее.

Вероятнее всего, что окружная избирательная комиссия тоже раз­работала программу оказания подобных услуг в день выборов. Если это не так, нужно связаться с участковыми избирательными комис­сиями и узнать, смогут ли они оказать такую помощь избирателям, особенно людям преклонного возраста,

3. За два дня до выборов руководители избирательной кампании кандидата через своих помощников на местах должны организовать масштабное раскладывание по почтовым ящикам приглашений из­бирателям от имени кандидата прийти на избирательные участки и проголосовать за него. Для выполнения такой работы необходимо мобилизовать всех агитаторов и добровольных помощников.

4. За день до выборов нужно провести такую же масштабную ак­цию, но уже «от двери до двери», и лично вручить хозяевам каждой квартиры или дома, являющимся предположительными сторонника­ми кандидата, приглашения прийти на выборы от его имени. Естест-

венно, работа по обеспечению явки избирателей на выборы требует огромных усилий агитационного коллектива. Основные мероприятия в день выборов

1. Утром, в день выборов, в многолюдных местах (остановки общественного транспорта, универсамы, базары и т.д.) следует про­вести акции с призыва к избирателям прийти на избирательные уча­стки. Для этого можно использовать привлекающие внимание плака­ты, раздачу листовок избирателям и пр. Однако следует помнить, что агитация в поддержку кандидатов в день выборов запрещена. Поэтому содержание агитации должно быть направлено исключительно на то, чтобы просто призвать избирателей принять участие в выборах.

2. В первой половине дня необходимо еще раз наведаться к тем избирателям, которые могли бы отдать свой голос за конкретного кандидата, но до этого времени не проголосовали, или позвонить им по телефону. Им можно сказать приблизительно следующее:

Участковый агитатор: «Добрый день, господин Сидоренко. Это Иван Петрович. Я пришел от имени (назвать имя кандидата). Сего­дня день выборов. Побывали ли Вы уже на избирательном участке?»

Избиратель: «Да (или: Нет)».

Участковый агитатор: «Благодарим Вас за то, что Вы отдали нам свой голос». Или: «Не нужна ли Вам помощь, чтобы добраться, до избирательного участка?»

Посетив избирателя или позвонив ему, обязательно нужно отме­тить в карточке, проголосовал он или нет.

Параллельно следует приступать к обходу по системе «от двери до двери» квартир и домов, расположенных вдали от избирательного уча­стка для выяснения, не нужна ли помощь избирателям, чтобы добраться туда Если такая помощь требуется, агитатор должен сообщить имя во­дителя или другого человека, который должен ее оказать, и приблизи­тельное время, когда он подъедет или подойдет к дому избирателя.

3. После обеда (в 14 часов) наблюдателям от кандидата на изби­рательном участке нужно точно установить, какова явка избирателей на выборы, кто из сторонников кандидата еще не проголосовал и со­ставить соответствующий список. Исходе из данных этого списка, агитаторы должны еще раз посетить избирателей, которые не прого­лосовали, и попросить их сделать это до 17 часов.

4. В 17 часов наблюдатели на избирательных участках должны опять уточнить общую картину явки избирателей на выборы и про­верить, кто из сторонников данного кандидата не проголосовал.

Затем нужно сообщить участковым агитаторам адреса еще не проголосовавших избирателей, предложить агитаторам посетить этих избирателей и попросить их проголосовать. Если потребуется, следует предоставить избирателям возможность быстро добраться до избирательного участка.

Иначе говоря, в день выборов все силы должны быть направлены на то, чтобы в максимальной степени обеспечить явку избирателей на выбо­ры и в первую очередь тех, кто симпатизирует конкретному кандидату.

Помимо названных акций, определенная группа агитаторов должна в многолюдных местах с помощью плакатов и других средств привлекать внимание избирателей и призывать их проголосовать.

Другие мероприятия в день выборов

1. Проследить, чтобы удостоверения наблюдателей или доку­менты, подтверждающие их полномочия, а также списки из­бирателей находились на избирательных участках.

2. В соответствии с указанием представителя кандидата или ру­ководителя центрального штаба избирательной кампании со­общить им окончательные результаты голосования на избира­тельном участке.

3. В случае победы на выборах пригласить руководителей агит­коллективов и добровольных помощников на специальный вечер — это награда за хорошо выполненную работу.

После выборов

По завершении кампании нужно не забывать поблагодарить всех тех, кто оказывал помощь. Поблагодарить их устно и письменно. Следует позаботиться о том, чтобы добровольные помощники были приглашены на торжества по случаю победы на выборах. Необходимо сообщить их имена кандидату, который также может выразить благо­дарность своим помощникам.

Очень важно критически проанализировать организацию работы на избирательном участке и в период избирательной кампании в целом. Что удалось? Что можно будет улучшить в следующий раз? Целесооб­разно опросить всех добровольных помощников и попросить их выска­зать личные замечания и предложения относительно ведения кампании.

По окончании выборов нельзя терять контакты с участковыми агитаторами и избирателями, живущими на территории округа. Они обязательно пригодятся во время будущих выборов!

Как обеспечить максимальное участие граждан на выборах

Ст. 83 (в ред. ФЗ от 29.05.2023 N 184-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 29.05.2023.

Ст. 83 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

Статья 83. Порядок голосования вне помещения для голосования

1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования). Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 11.12.2018 N 464-ФЗ, от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 83 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

2. Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 80.1, статьей 82 настоящего Федерального закона и частью 18 настоящей статьи, проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (устное обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. Указанный реестр может быть составлен в электронном виде в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

(в ред. Федеральных законов от 23.05.2020 N 154-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ, от 29.05.2023 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При регистрации устного обращения избирателя в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя и отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя и отчество этого лица и адрес его места жительства. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.

4. В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.

5. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить наблюдателям присутствовать при его проведении.

(в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, предназначенных для проведения голосования, предусмотренного настоящей статьей. Переносные ящики для голосования изготавливаются из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Количество таких ящиков определяется решением территориальной избирательной комиссии. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет:

1) до 501 избирателя — 1 переносной ящик для голосования;

2) от 501 до 1001 избирателя — 2 переносных ящика для голосования;

3) более 1000 избирателей — 3 переносных ящика для голосования.

Ст. 83 (в ред. ФЗ от 05.04.2021 N 89-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 05.04.2021.

7. Решением территориальной избирательной комиссии количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, указанное в части 6 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на 2 переносных ящика при наличии хотя бы одного из условий:

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) избирательный участок включает в себя территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования;

2) на территории избирательного участка располагается место временного пребывания избирателей, где не образован избирательный участок;

3) на территории избирательного участка зарегистрировано более 50 избирателей старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) при совмещении дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.

8. Количество переносных ящиков для голосования, определенное в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи, по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть увеличено в случае изготовления избирательного бюллетеня в форме брошюры.

9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования. Общее число получаемых избирательных бюллетеней по каждому избирательному округу не может превышать более чем на 5 процентов число письменных заявлений (устных обращений), полученных к моменту выезда (выхода) членов избирательной комиссии, но должно составлять не менее двух избирательных бюллетеней по каждому избирательному округу. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, реестр, указанный в части 2 настоящей статьи, либо заверенную выписку из него, содержащую сведения об избирателях и запись о поступивших письменных заявлениях (устных обращениях) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. В список избирателей вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали (вышли) члены участковой избирательной комиссии. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 15 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 81 настоящего Федерального закона.

11. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательных бюллетеней своими подписями на заявлении избирателя. В заявлении также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. По окончании голосования заявление хранится вместе со списком избирателей.

12. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в порядке, установленном частью 10 статьи 81 настоящего Федерального закона.

13. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

14. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей делается соответствующая отметка, а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.

15. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, одним из субъектов общественного контроля, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами этой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования. При этом лицами, назначенными разными политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, не признаются наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым политической партией, и наблюдатели, назначенные этой политической партией. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность искажения волеизъявления избирателей.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательные бюллетени, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению (устному обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

17. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая избирательная комиссия составляет акт, в котором указываются количество избирательных бюллетеней по каждому избирательному округу, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

(в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.

(часть 18 введена Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

19. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации голосование вне помещения для голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего одномандатного избирательного округа, осуществляется в установленном ею порядке с учетом требований настоящего Федерального закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *