Функции государства которые реализуются при осуществлении государственной инновационной политики
Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности
1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
2. Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:
программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.
Функции государства которые реализуются при осуществлении государственной инновационной политики
226. Факторы, понижающие стоимость лицензии:
• невозможность демонстрации объекта лицензии в промышленных условиях
227. Финансово-эксплуатационные потребности организации — это:
• недостаток оборотных средств организации, не вернувшихся в денежную форму за один цикл деятельности
228. Финансовые затраты на реализацию инновационного проекта:
• затраты на НИОКР
• затраты на опытное производство
• затраты на реализацию проекта
• капитальные затраты на производство
229. Финансовые издержки, связанные с привлечением заемных средств, включают:
• проценты по полученным займам
• проценты по полученным кредитам
• штрафы, уплаченные за несвоевременное погашение обязательств
230. Формулой Дюпона называют факторную модель, выражающую зависимость рентабельности:
• рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж, +оборачиваемости активов и степени формирования капитала, вложенного в активы, за счет собственных источников
231. Функции государства, которые реализуются при осуществлении государственной инновационной политики:
• создание благоприятных экономических условий для инновационной деятельности, финансирование фундаментальных исследований и поисковых НИР, организация поддержки приоритетных направлений развития науки, техники и технологии
232. Циклы, к которым относились эмпирические правильности, выявленные Н.Д. Кондратьевым:
• к длинным волнам, или большим циклам конъюнктуры
233. Чему равен заемный капитал фирмы, если активы составляют 100 тысяч рублей, а собственный капитал — 70 тысяч рублей?
• 30 тыс.руб.
234. Чему равен собственный капитал фирмы, если активы составляют 170 тысяч рублей, а заемный капитал — 100 тысяч рублей?
• 70 тыс.руб.
235. Четвертая стадия жизненного цикла инновации:
• освоение (внедрение) новшества
236. Четвертая стадия жизненного цикла продуктовой инновации:
• снижение объемов выпуска и прекращение производства продукта
237. Четвертая стадия жизненного цикла технологической инновации:
• рутинизация технологии
238. Чистые риски инновационного проекта — риски:
• возникновение которых не зависит от действий лиц, принимающих решения
239. Экономическая рентабельность — это показатель эффективности:
• капитала, вложенного в активы
240. Экономические явления, воспринимавшиеся как закономерности функционирования капитала на стадии машинного производства до возникновения инновационной теории:
• банкротство предприятий
• спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, его бурного подъема, кризиса перепроизводства, переходящего в депрессию
• экономические спады
230. Функции государства, которые реализуются при осуществлении государственной инновационной политики
— развитие инфраструктуры инновационной деятельности — создание благоприятных экономических условий для инновационной деятельности, финансирование фундаментальных исследований и поисковых НИР, организация поддержки приоритетных направлений развития науки, техники и технологии — установление режима наибольшего благоприятствования для внешней торговли — формирование благоприятного инвестиционного климата
231. Циклы, к которым относились эмпирические правильности, выявленные Н. Д. Кондратьевым
— к длинным волнам, или большим циклам конъюнктуры — к коротким циклам — к периодическим циклам — к спорадическим циклам — к средним циклам
232. Четвертая стадия жизненного цикла инновации
— коммерциализация новшества (выведение на рынок) — освоение (внедрение) новшества — потребление новшества (включая обновление другой продукции или технологии) — приобретение новшества потребителем — создание новшества
233. Четвертая стадия жизненного цикла продуктовой инновации
— доминирование продукта на рынке — масштабный выпуск продукта — НИОКР по созданию продукта — снижение объемов выпуска и прекращение производства продукта — технологическая подготовка и организация серийного производства продукта
234. Четвертая стадия жизненного цикла технологической инновации
— модернизация технологии — НИОКР по созданию технологии — промышленное освоение технологии — распространение и тиражирование технологии — рутинизация технологии
235. Чистые риски инновационного проекта — риски
— возникновение которых зависит от состояния основных фондов организации — возникновение которых зависит только от состояния внешней среды организации — возникновение которых зависит только от состояния инновационного потенциала организации — возникновение которых не зависит от действий лиц, принимающих решения — выражающиеся в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата
236. Шумпетер Й.А. ввел в научный оборот новую категорию
— изобретение — инновацию (нововведение) — конкуренцию — новацию (новшество) — открытие
237. Экономическая рентабельность — это показатель эффективности
— использования заемного капитала — использования иммобилизованных активов — использования оборотного капитала — использования собственного капитала — капитала, вложенного в активы
238. Экономические явления, воспринимавшиеся как закономерности функционирования капитала на стадии машинного производства до возникновения инновационной теории
— банкротство предприятий — интенсивное развитие инновационной деятельности — массовая безработица — спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, его бурного подъема, кризиса перепроизводства, переходящего в депрессию — экономические спады
239. Экспертные методы анализа риска преимущественно используются в случае, если
— в реализации проекта принимают участие достаточно опытные специалисты — доступная для анализа информация не является в достаточной степени релевантной и репрезентативной — невозможно использовать методы математической статистики — проведение экспертизы является более эффективным (по срокам или стоимости) — существует более чем один вариант проекта
240. Экспертные методы оценки риска
— анкетирование — корреляционный анализ — метод Дельф — моделирование — мозговой штурм — рейтинг — тестовые испытания — эксперимент
241. Элементы, НЕ входящие в инновационную доктрину
— объект инновационной деятельности как место реализации инноваций — предмет инновационной деятельности как фактор производства, претерпевающий изменения — результат в виде концепции инновационной политики — субъект инновационной деятельности как перечень организаций, реализующих инновационную политику
242. Эффект финансового рычага — это
— доля нераспределенной прибыли в чистой — отношение налогооблагаемой прибыли к выплатам по обслуживанию долговых обязательств — отношение чистой прибыли к заемному капиталу — приращение рентабельности собственных средств — приращение рентабельности собственных средств благодаря использованию заемного капитала при финансировании деятельности организации
243. Эффект финансового рычага образуется за счет
— превышения рентабельности активов над ценой привлечения заемных средств — снижения цены привлечения заемных средств — снижения цены привлечения собственных средств — увеличения размеров собственных средств — увеличения рентабельности собственных средств
244. Эффект финансового рычага позволяет
— повысить рентабельность активов — снизить издержки при привлечении заемных средств — сократить размеры заемных средств — увеличить рентабельность продаж — увеличить рентабельность собственных средств
245. Эффективность использования собственного капитала характеризует показатель
— доля нераспределенной прибыли в собственном капитале — оборачиваемости капитала — размер нераспределенной прибыли — рентабельности собственного капитала — рентабельность активов
Инновации и инновационная политика государства
Методы государственного регулирования инновационной деятельности
Инновационная политика государства – это совокупность целей и методов государственного стимулирования процессов расширенного воспроизводства и обновления всех сфер жизни общества в соответствии с тенденциями НТР.
В ходе инновационной политики идет ориентация на рост эффективности инновационного развития, всех процессов в рамках национального хозяйства. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Рисунок 1. Задачи государственной инновационнной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Государство реализуется активную политику в области инновационного регулирования. Его составные компоненты направлены на реализацию стимулирующего воздействия внешней среды, на работу производственной сферы в направлении эффективного внедрения новшеств. Инновации являются обусловленной необходимостью. Они внедряются не только в крупное производство, но и в деятельность отдельных фирм. Государство выполняет посреднические функции в направлении реализации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки. Государство разрабатывает программы, которые ориентированы на мотивацию кооперации деятельности в области НИОКР промышленных корпораций и университетов, а также научных центров страны.
Методы регулирования государством инновационных процессов делятся на две основные группы:
- Прямые методы инновационного регулирования.
- Косвенные методы инновационного регулирования.
Прямые методы регулирования применяются в основном в условиях централизованного государственного управления экономической сферой. Рыночная система хозяйствования предполагает использование косвенных методов государственного воздействия на инновационные процессы.
Инновационная политика имеет связь и развивается в параллели с научной и научно- технической политикой, включая государственное регулирование науки и научно-технического развития.
Инновационная политика государства ориентирована на решение следующихпроблем:
- формирование в системе национального хозяйства благоприятной среды для новаторства;
- выделением средств на инновационное развитие из бюджетов различных уровней в виде дотаций и субсидий;
- повышение продуктивности применения ресурсов;
- обеспечение роста экспортного потенциала страны и выхода на международную арену.
Факторы, влияющие на качество инновационной политики государства
Инновационная политика государства зависит, прежде всего, от уровня общего развития страны, приоритетных направлений экономической политики и отношения к научной сфере деятельности.
Основными факторами, влияющими на качество политики в сфере инновационного развития, являются:
- Налоговая система. Реализация масштабных проектов требует денежных вложений. Часть этих средств государство получает, выводя доходы предприятий в виде налогов. Если нововведение основано на частных инвестициях, налоговые льготы для частных собственников для усиления выпуска научно-технических товаров должны быть минимальными.
- Развитие рыночной среды. Ситуация на рынке капитала в стране может по-разному повлиять на развитие новаторской деятельности предприятий. Рыночная конъюнктура обуславливает принятие решений по поводу внедрения новшеств в деятельности организации. Ведущими методами стимулирования инновационного развития страны являются долгосрочные кредиты с низкой процентной ставкой, а также механизм использования ценных бумаг.
- Правовые аспекты. Государство должно разработать правовую базу, регулирующую выдачу лицензий и патентов, так как без законодательной основы нереально обеспечить существование и плодотворное развитие научно-технического рынка. Закон регулирует рыночную передачу результатов интеллектуального труда.
- Сотрудничество в сфере бизнеса и науки. Содействие прогрессу обеспечивается доминированием исследовательских центров и научных институтов. Их позиции в системе национального хозяйства должны быть настолько высокими, чтобы они имели возможность влиять на производственную сферу и ее функционирование. и опытных организаций. При самостоятельной реализации научной организацией своей продукции, ее цены оказываются ниже при высоком уровне качества инноваций в продуктах
- Конкурентоспособность. Способность товара конкурировать с аналогами определяет направление рыночной деятельности.
- Уровень экономического развития государства. Высокий уровень развития государства, развитость производственной сферы обеспечивает высокий спрос на инновации. Снижение объемов производства приводит к снижению спроса на инновации. Рост производства, за счет инновационного развития обеспечивает рост доходности бюджетов, что позволяет инвестировать средства в научно-техническую сферу, инновационные разработки.
Виды государственной инновационной политики
Инновационная политика государства может быть следующих видов:
- Политика технологического толчка. Она связана с необходимостью обеспечения технологического прорыва в экономической сфере. Актуальна для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, поскольку, они требуют значительных капиталовложений и без помощи государства, редко, удается их реализовать.
- Политика рыночной ориентации. Она связана с опорой инновационной деятельности на рыночные механизмы. Выделение ресурсов и выбор приоритетов исследований в такой политике связан с конъюнктурными колебаниями рынка. Вмешательство государства в инновационную сферу является минимальным. Это уменьшает прямое влияние органов государственной власти, которые ограничивают инициативу и подавляют перспективную трансформацию рынка. Актуально применение данного вида политики в реализации краткосрочных проектов, не требующих финансового подкрепления со стороны государства. Государство может оказать поддержку реализации инновационных проектов фирмам, посредством налоговых льгот, пониженных процентных ставок и иных рычагов косвенного воздействия.
- Политика социальной ориентации. Она опирается на социальный контроль достижений прогресса. Все решения, касающиеся такой инновационной политики, принимаются на основе мнения общественности. Инновационные технологии используются для решения социально-экономических проблем.
- Политика изменения экономической структуры. Она связана с перестройкой экономических механизмов, управленческой системы, изменениями структуры отрасли, взаимодействия предприятий. Для реализации этой политики полностью меняется стратегия научной деятельности и механизмы управления системой НТР.
Рисунок 2. Направления инновационной политики РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ