Что будет, если застрелить в своем дворе бездомную собаку?
Адвокат Горобец Игорь Юрьевич
Проблема с бездомными животными является актуальной для большинства субъектов нашей страны.
Бездомные собаки представляют собой определённую угрозу для граждан, они могут распространять болезни, а также могут причинить вред, укусив взрослого человека или ребенка.
Некоторые граждане высказываются за самовольный отстрел бездомных животных или отстреливают собак, которые забегают к ним во двор. За такие действия законодатель предусматривает ответственность, даже в том случае, если отстрел животного будет обоснованным, к примеру, если бездомная собака напала на домашнюю птицу.
Привлечь к ответственности лицо можно по нескольким основаниям.
Так, согласно ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ стрельба из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от полутора до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему.
Но на этом ответственность не закончена, так как можно еще также привлечь лицо и к уголовной ответственности, но сделать это будет значительно сложнее, чем привлечь лицо к административной ответственности.
Согласно статьей 245 УК РФ жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Все эти последствия могут возникнуть при отстреле собаки в вашем дворе.
Однако, в ст. 2.7 КоАП РФ предусмотрено, что при крайней необходимости лицо, причинившее вред в рамках административного правонарушения, не будет привлечено к ответственности, а значит, если человек докажет, что его действия носили вынужденный характер, то такое действие не будет являться нарушением.
Отстрел собак: что делать с бродячими собаками
По существующему законодательству (ст. 245 УК) отстрел собак является незаконным. Сегодня проблема бездомных собак стоит на повестке дня многих СМИ. Все чаще появляются сообщения о нападении бездомных животных на людей. Собаки, сбиваясь в стаи по 10-15 особей, представляют реальную опасность. Так как, по сути, муниципальными органами меры к бездомным животным особенно не применяются, существуют бригады добровольцев, которые ведут отстрел бродячих собак.
Наказание за отстрел собак
По закону отстрел собак причисляется к жестокому обращению с животными, которое повлекло увечье, гибель, и инициируется как действие, совершенное из хулиганских побуждений,с использованием садистских методов.
Наказание, которое следует за такими действиями:
- штраф 100-200 РУМЗП;
- взимание доходов, заработанных в течение от одного до двух месяцев;
- исправительные работы до года;
- арест до 6 месяцев.
Если действия совершаются группой и предварительный сговор налицо, или деяние совершалось неоднократно, то мерой пресечения будут:
- штраф – 500-800 расчетных уровней минимальных зарплат, дохода за 5-8 месяцев;
- лишение свободы – до 2-х лет.
Что делать с бродячими собаками?
В документах, касающихся участи бродячих животных, записано, что их отлов должен проводиться, основываясь на принципе гуманизма по отношению к ним и с соблюдением нравственных принципов, принятых в цивилизованном обществе. Бригадам, занимающимся отловом, запрещено проводить его, если рядом находятся дети.
Даже, если собаки агрессивные, безнадзорные, имеют подтвержденные признаки болезней, опасных для человека, или родившиеся щенки – нежелательное потомство, законом запрещено применение следующих способов умерщвления:
- отравлением, удушением или утоплением;
- инъекциями, приносящими боль;
- использованием воздействия электрического тока;
- другими методами, отличающимися жестокостью, в том числе и отстрелом, при котором у животных возникает чувство тревоги и страха.
Метод, который применим к животным, в случае их неизлечимой болезни, приносящей страдания, – эвтаназия. Способ умерщвления таким методом быстрый и безболезненный, проводят его ветеринары, которые работают в специализированных организациях.
При вынужденной эвтаназии выбирается препарат в соответствии с размером, возрастом, физическими особенностями животного. Операцию начинают с анестезии, смерть наступает, когда животное находится в бессознательном состоянии.
Закон запрещает умерщвлять животных, которые бодрствуют. Нельзя чтобы процедура проходила в присутствии других животных.
Регионам разрешат убивать бродячих собак? Отвечаем на 10 простых вопросов о поправках в закон "о животных"
16 мая депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в федеральный закон “Об ответственном обращении с животными”, что сразу породило немало тревожных слухов: мол, регионам фактически разрешили убивать дворняг, и ничего им за это не будет.
Согласно опубликованным документам, поправки коснулись лишь двух статьей – 3 и 27. В третью, где излагаются основные понятия, важные для работы с законом, добавили конкретики, которая фактическое содержание не поменяла.
Зато статью 27 “Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона“ дополнили целым пунктом. Он гласит, что глава субъекта РФ может утвердить на региональном уровне поправки в систему контроля за численностью бездомных животных на своей территории. В частности, регионы могут отказаться от отлова, передачи и содержания животных в приютах, а при возвращении на место обитания разрешить не вести видеозапись этого процесса.
К чему это приведет и может ли губернатор вместо действующей системы ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат) разрешить отстрел или эвтаназию бродячих животных? На наши вопросы отвечает депутат Госдумы, председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов.
1. Поправки касаются только бродячих собак или кошек тоже?
— Поправки касаются всех бездомных животных
2. Как закон разрешает бороться с бродячими животными теперь?
— Программа ОСВВ по-прежнему действует, ее удалось отстоять, как и систему приютов. Мы хотим сделать флагманскими те регионы, которые преуспели в регулировании численности безнадзорных животных через приюты, чтобы остальные “подтягивались”. Кроме того, поправки не затронули статью 17, где прописано, что не допускается жестокое обращение при отлове, содержании, при выпуске и т.д. Таким образом, все гуманистические принципы сохранены.
3. Может ли губернатор решить, что конкретно его региону программа ОСВВ не подходит?
— Нет, решения будут приниматься не губернатором единолично, а через региональное собрание депутатов, потому что один человек может ошибаться.
4. Могут ли депутаты решить не отправлять дворняжек в приюты (например, если их недостаточно), а усыплять их?
— Во-первых, в поправках нет ни слова об “эвтаназии”, “убийстве” и каких-либо других форматах так называемых гуманных умерщвлений – их не бывает. Во-вторых, как только речь заходит о подобных методах, значительная часть общества их воспринимает в штыки. Поэтому я, честно говоря, не представляю себе ситуацию, как какое-то законодательное собрание примет подобное решение с учетом того, что им потом идти на выборы.
5. Есть ли нормы или закон, который прописывает что гуманно по отношению к животным, а что — нет?
— Да, в статье 3 прописано: жестокое — это такое обращение с животным, которое привело или может привести к его гибели, увечью или нанести вред его здоровью. Сюда же относятся нарушения требований к содержанию животного, которые причинили ему вред, и неоказание помощи в опасности, если такая возможность была.
6. Кто и как будет контролировать действия региональных властей?
— Мы планируем обратиться в Генпрокуратуру РФ, чтобы ведомство провело контрольные мероприятия на территории всех субъектов РФ и проверило, как там соблюдается законодательство по ответственному обращению с животными.
7. Может ли увеличиться уровень коррупции в связи с изменениями в законе?
— Это опять же вопрос контроля. Чем тщательнее мы будем все контролировать, тем меньше будет коррупции. Поправки не изменили действующую систему. Они дали регионам больше полномочий. А контролировать надо расходование средств, вне зависимости от того, по какой статье они выделяются. Каждая копейка должна быть под присмотром.
8. Есть ли какие-то рекомендации регионам? Насколько они обязательны к исполнению?
— Решать будут на местах. Но у нас есть методические рекомендации по обращению с безнадзорными животными, которые подготовило Правительство РФ. А еще есть мои предложения, которые не встретили критики или антагонизма со стороны субъектов РФ. Во-первых, это – обязательная регистрация животных. Во-вторых, запрет самовыгула и введение штрафов за нарушение: бегающие по улицам собаки часто на самом деле имеют владельцев, которые за ними не следят. В-третьих, льготные программы по стерилизации. В-четвертых, программы по пристройству. И пятое — просветительские программы.
9. На уровне регионов ту же обязательную регистрацию принять будет проще?
— Да, причем некоторые регионы этот процесс уже начали. На федеральном уровне его запустить пока не удалось. Раньше этим занимался Минсельхоз, и ведомство блестяще реализовало регистрацию сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, кур и даже пчел. Все у них работает эффективно. А вот регистрацией кошек и собак они заниматься не захотели. После этого тему передали в ведение Минприроды, но получился бюрократический казус, потому что база данных до сих пор остается у предшественника.
10. Какие изменения в закон еще могут внести во втором чтении?
— Я бы конкретизировал гуманистическую составляющую закона и перечислил те полномочия, которые мы передаем регионам. А еще занялся бы регулированием деятельности по разведению животных. Тема смежная, проблема острая, эта сфера пока не регламентируется. Остальное будет видно. Сейчас начался сбор предложений по поправкам, работа продлится две недели.
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
«Сомневаюсь, что число нападений уменьшится»
Против принятых поправок уже высказался депутат Госдумы, руководитель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов. Он прокомментировал ситуацию KP.RU.
— Они по сути «обнуляют» ту работу, которую Госдума вела больше 10 лет по этому закону. Обнуляют схему ОСВВ которая во многих регионах успешно работает. Вместо схемы «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск» регионам разрешается схема «отлов – убийство». Такие поправки принимаются не для решения проблемы, а для оправдания тех профильных чиновников, чье бездействие как раз и приводит к нападениям бездомных собак на людей. Они годами не исполняли закон. В том числе простую норму о том, что агрессивные животные не должны быть на улицах, их нужно держать в приютах. А это невозможно исполнить, потому что ответственные лица ни одного приюта за годы не построили. И они цинично заявляют гражданам, мол, мы этих озверевших собак, которые нападают на вас и ваших детей, сейчас отловим, а потом опять к вам во дворы выпустим. Потому что по нынешнему закону якобы больше ничего сделать не можем. Это наглая ложь и манипуляция. Могут и обязаны делать, просто не хотят. А в тех регионах, где могут, хотят и делают, проблема бездомных животных успешно решается, случаев нападений нет.
Начнутся отстрелы, но сильно сомневаюсь, что число нападений бездомных собак на людей уменьшится. По данным Роспотребнадзора, до вступления действующего закона в силу, когда практиковались массовые истребления, случаев нападений было на 16% больше.
Не исключено, что коррупционный фактор будет усиливаться. Опять же, до реализации действующего закона в некоторых регионах отмечались интересные тенденции – с каждым годом им требовалось все больше денег на уничтожение бездомных животных. Сметы росли.
Потому что никто особо не будет сверять эти сметы со свалками трупов, разбираться, сколько там на самом деле убили, каким способом. Схема ОСВВ дает меньше пространства для коррупционных маневров. Там предполагается видеофиксация всех мероприятий, там надо отчитываться наглядно – построенными приютами, животными в этих приютах.
Я считаю, нужно ужесточать ответственность для должностных лиц — штрафовать и наказывать их не по факту нападений, а когда агрессивные стаи только появляются на улицах. Потому что обязанность чиновников по закону – не допускать их появления.
Депутаты готовятся ко второму чтению, "Комсомолка" следит за ситуацией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бездомные собаки раскололи общество: Зоозащитники грозят депутатам расправой, а граждане травят псов ядом
Закон, убирающий стаи с улиц городов, принят в первом чтении: Интернет бурлит, сторонники и противники готовятся к решающему бою и тянут одеяло каждый в свою сторону (подробнее)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
«У нас о собаках больше думают, чем о гражданах»: в Госдуме задумались об убийстве бродячих собак (подробнее)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Незаконный отстрел собак: обвинения, ответственность и заявление в полицию
Законодательство Российской Федерации запрещает незаконный отстрел животных, включая собак, если это не является самообороной или охотой с соответствующим разрешением. Если администрация поселения участвовала в организации незаконного отстрела собак, то можно выдвинуть обвинение в совершении преступления против жизни и здоровья животных, а также против закона о защите животных. В зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут быть привлечены различные статьи Уголовного кодекса РФ и Закона «Об общественной безопасности».
Чтобы грамотно составить заявление в полицию, необходимо указать все факты незаконного отстрела собак и организации этого процесса администрацией поселения, а также указать свои контактные данные и описать свидетельства, если они есть. В заявлении необходимо требовать проведение расследования и привлечение всех виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения данного вопроса, следует собрать следующие документы:
Заявление в полицию со всей имеющейся информацией о событии, указанием места, времени и фактов нарушения законодательства.
Документы, подтверждающие факт незаконного отстрела собак: свидетельские показания, фото- и видеоматериалы.
Если имеются, то документы, подтверждающие виновность местной администрации в организации незаконного отстрела.
Копии соответствующих статей Уголовного Кодекса РФ и иных законодательных актов.
Обвинение в данном случае может быть выдвинуто по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:
- Статье 245 УК РФ – «Незаконный улов, добыча и охота на животных»
- Статье 160 УК РФ – «Превышение должностных полномочий»
- Статье 319 УК РФ – «Неправомерные действия по охране дикой природной среды и уходу за животными»
Кроме того, происшествие может быть квалифицировано как административное правонарушение по соответствующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Важно отметить, что в таких случаях рекомендуется обращаться за юридической помощью к квалифицированному юристу для грамотного составления заявления в полицию и дальнейшего участия в процессе.