Различие государственной и муниципальной собственности по субъекту состоит в том что
Перейти к содержимому

Различие государственной и муниципальной собственности по субъекту состоит в том что

  • автор:

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

  • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
  • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
  • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
  • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
  • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

  • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
  • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
  • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
  • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:

Формы собственности. Государственная и муниципальная собственность в общей системе права собственности

Для того чтобы правовые нормы стали реальными, должен происходить процесс присвоения собственности. Присвоение — это динамика собственности, форма экономической реализации [1] . Только тогда, когда владелец присваивает ренту, процент или прибыль, происходит преобразование правовых форм собственности в ее экономическую форму — в систему производственных отношений.

Отношения экономической реализации собственности в конечном счете всегда имеют целью удовлетворение материальных и экономических потребностей владельца экономических условий производства и непосредственных производителей, что невозможно без фактического присвоения.

Конституция РФ признает равными все существующие формы собственности, приводя их примерный перечень. Вопросы собственности отмечены в ст. 8, 9, 34—36, 71, 72, 114, 130 Конституции. При этом следует отметить, что конституционно не закреплен исчерпывающий перечень форм собственности: ст. 8 предусматривает признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Также в Конституции отсутствуют нормы, которые установили бы основную или ведущую форму собственности.

Статья 212 ГК РФ 1 дублирует перечисленные Конституцией формы собственности — частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

В строго юридическом смысле в Конституция РФ говорится о двух формах собственности: частной и публичной (государственной и муниципальной, сюда же можно отнести и общенародную собственность), иные формы собственности обозначены в качестве отдельной группы, но их содержание не раскрыто.

В рамках общественной (публичной) собственности следует выделить государственную, муниципальную и так называемую общенародную собственность.

Государственная собственность рассматривается как собственность всех членов российского общества. При этом государственная собственность реализуются путем присвоения через отношения владения государственным аппаратом, олицетворяющим социально-экономические интересы всех без исключения слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Муниципальная собственность — это отношения общего присвоения территориальной общиной населенного пункта имущества, природных объектов, финансовых активов. Этот вид собственности обладает следующими признаками:

  • — это общественная собственность населенного пункта;
  • — это материальная и финансовая основа местного хозяйства, самоуправления;
  • — это негосударственная собственность, принадлежащая населению соответствующих поселений, а не народу в целом или частному владельцу;
  • — от имени местной общины права на владение, пользование и распоряжение осуществляют избранные населением местные советы и их исполнительные органы;
  • — тесно связан с обеспечением социально-экономических потребностей населения данного территориального образования [2][3] .

Общенародная собственность предусматривает принадлежность общественного достояния каждому в отдельности и одновременно всем, при этом собственность народа выражается прямо (непосредственно).

Мировая практика свидетельствует о том, что приоритетным видом собственности, особенно в рамках формирования рыночной системы, является частная, выступающая в формах единичной, партнерской либо корпоративной частной собственности.

Единичная собственность складывается тогда, когда физическое или юридическое лицо единовластно реализует триаду полномочий собственника. Единичная форма собственности зачастую представлена простыми товаропроизводителями (семейное либо фермерское хозяйство) либо отдельными частными лицами с правом использования наемного труда.

Партнерская собственность выступает объединяющим фактором для слияния капитала нескольких юридических или физических лиц для дальнейшего осуществления ими совместной предпринимательской деятельности (предприятия, образованные на основе паевых взносов учредителей).

Корпоративная собственность возникает при формировании капитала предприятия путем продажи акций как титулов собственности.

В настоящий момент актуальными являются также иные возможности реализации частной собственности, такие как венчурный бизнес, предпринимательские объединения и пр.

К иным формам собственности, обозначенным Конституцией РФ и ГК РФ, но не обоснованным, можно отнести индивидуальную собственность, кооперативную собственность, собственность религиозных организаций, смешанные и иные формы собственности.

Следует отметить, что в таком случае речь фактически идет о выделении субъектного критерия собственности при выделении различных форм собственности. При этом независимо от субъекта права собственности все формы собственности в России равны, что закреплено сг. 212 ГК РФ.

Каждая функциональная форма собственности выражает прежде всего уровень зрелости общественного труда, свидетельствует о развитии общественных отношений в рамках права собственности.

Особое внимание в рамках заданной темы необходимо уделить коллективной собственности, выделяемой ранее законодательно наравне с государственной и частной формами собственности.

Под коллективной собственностью в цивилистике подразумевалась собственность, принадлежащая некоему коллективу и необходимая для его функционирования, это могло быть имущество коллективного предприятия, кооператива, арендного или акционерного предприятия, хозяйственного общества или объединения, политической партии, религиозной общины или организации и пр. [4]

В настоящее время данные формы собственности распределены между частной и иными формами, а коллективная форма собственности цивилистами не выделя-

ется. Конституция РФ и ГК РФ коллективную собственность как форму собственности также не предусматривают, а общая собственность, принадлежащая нескольким лицам, в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Помимо традиционной для отечественной цивилистики классификации нрава собственности в зависимости от форм собственности и от субъектов права собственности возможна классификация по иным признакам.

  • 1. В зависимости от количества субъектов, имеющих право собственности на один и тот же объект, следует различать:
    • — индивидуальное право собственности;
    • — право общей собственности (ГК РФ, гл. 16).

    Фактически учет различий двух указанных видов права собственности имел место в практике законотворчества, начиная со времен римского права. В отечественной научной и учебной литературе право общей собственности не рассматривалось как имеющее признаки самостоятельного вида, а лишь констатировалось его наличие и давалась (как правило, очень подробная) характеристика [5] . Это можно объяснить тем, что в советском гражданском праве не допускалась общая собственность различных форм, а, следовательно, общая собственность выглядела как разновидность правового режима права собственности в пределах одной формы собственности. В условиях, когда упомянутые ограничения отпали, а принцип равенства всех форм собственности (субъектов права собственности) получил легальное закрепление, не стало никаких препятствий для классификации права собственности на индивидуальную и совместную (с множеством лиц).

    • 2. В зависимости от особенностей объекта правоотношений собственности различают:
      • — право собственности на общие (обычные) объекты гражданских прав;
      • — право собственности на специальные объекты гражданских прав.

      К первым можно отнести право собственности на любые вещи частного права, которые свободно находятся в гражданском обороте и не имеют специфики правового режима, связанной с особенностями этого объекта.

      Ко вторым можно отнести право собственности на вещи частного права, специально выделенные в актах гражданского законодательства с целью установления особого правового режима. Это, например, право собственности на землю (ГК РФ, гл. 17), право собственности на жилье (ГК РФ, гл. 18), право собственности на вещи, ограниченные в гражданском обороте.

      Таким образом, в зависимости от критерия возможны различные варианты классификации права собственности.

      Муниципальное право России. Тема 11. Экономические основы местного самоуправления. Тест для самопроверки

      Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

      Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

      1. К местным бюджетам относятся бюджеты …
      сельских, городских районов и приравненных к ним территориальных образований
      муниципальных образований
      муниципальных предприятий, учреждений
      сельских районов, городов краевого или областного подчинения

      2. Порядок управления муниципальной собственностью определяется …
      федеральным законодательством
      законодательством субъектов Российской Федерации
      главой муниципального образования
      представительным органом местного самоуправления

      3. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности …
      поступают в местный бюджет и внебюджетные муниципальные фонды
      поступают в полном объеме в местный бюджет
      распределяются между местным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено данное муниципальное образование
      распределяются в равных долях между местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом

      4. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется…
      исполнительными органами местного самоуправления
      в порядке, определяемом федеральным законодательством
      органами местного самоуправления самостоятельно
      в порядке, устанавливаемом законами субъекта Российской Федерации

      5. Утверждение местного бюджета относится к компетенции …
      субъекта Российской Федерации
      представительного органа муниципального образования
      главы муниципального образования
      жителей муниципального образования

      6. В состав муниципальной собственности могут входить …
      только средства местного бюджета
      имущество муниципальных предприятий и учреждений
      недра и другие природные ресурсы
      имущество субъекта Российской Федерации

      7. Условия и порядок приватизации муниципальной собственности определяется …
      населением муниципального образования
      федеральным законодательством
      населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления
      законодательством субъектов Российской Федерации

      8. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют …
      комитеты по управлению муниципальным имуществом
      главы муниципальных образований
      представительные органы местного самоуправления
      органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно

      9. Различие государственной и муниципальной собственности по субъекту состоит в том, что …
      право муниципальной собственности ограничено в отношении тех средств, которые переданы для выполнения отдельных государственных полномочий или являются государственной дотацией
      собственником выступает население муниципального образования
      в муниципальной собственности может находиться любое имущество, за исключением того, которое может находиться только в государственной собственности
      приобретение или прекращение права муниципальной собственности наступает в более узком кругу случаев

      10. Дефицит местного бюджета может быть запланирован представительными органами местного самоуправления в размере не более …
      средств, поступающих в местный бюджет из бюджетов других уровней
      всей совокупности доходов местного бюджета
      10 % собственных доходов местного бюджета
      суммы собственных доходов муниципального образования

      Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

      Муниципализация – это переход в собственность муниципалитетов предприятий, недвижимости, в том числе земель, ориентированных на удовлетворение общественных потребностей от частных владельцев или от государства. Иначе говоря, муниципализация есть законодательно оформленное и доказательное в интересах территориального сообщества формирование и рост муниципальной собственности в целях хозяйственной целесообразности или развития [15, 212].

      Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности.

      При всех достоинствах эксплуатации муниципальной собственности у нее имеется серьезный недостаток. Это ее вынужденно монопольный характер. Она монопольна по условию, и это обстоятельство тоже носит двойственный характер.

      «С одной стороны, соединение в одних руках большинства вопросов местной жизни позволяет проводить особую политику, в том числе и политику минимально противоречивого развития. Это опирается на возможность в рамках целостности развивать одни «дела» за счет других путем перераспределения средств внутри единого хозяйства, в частности бездоходные образование, здравоохранение, социальную помощь за счет доходной сферы коммунальных услуг. Но, с другой стороны, монополизм есть монополизм, и муниципальная деятельность несет в себе все его опасности и недостатки» [15, 219].

      При определении критериев разграничения муниципальной и государственной собственности следует исходить из перечня вопросов государственного значения и вопросов местного значения. Попытаемся выявить основные различия между государственной и муниципальной формами собственности, которые в научной литературе проводятся по следующим основаниям [16, 80]:

      1) по субъектам:субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности — население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти;

      2) по объектам:объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности — любое имущество кроме того, что может находиться только в государственной собственности;

      3) по основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);

      4) по содержанию: едва ли можно провести различия в содержании права владения и права пользования соответственно государственной и муниципальной собственностью. Что же касается права распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной собственности, названное право собственника ограничено органами государственной власти. Например, государственные субвенции, являющиеся частью местного бюджета, входят в муниципальную казну и, следовательно, в муниципальную собственность, но право распоряжения ими ограничено государственными органами и требует целевого использования.

      Таким образом, муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков.

      Во-первых, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.

      Во-вторых, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят социальный жилищный фонд муниципального образования, имущество местных органов власти, местные финансы, объекты, с помощью которых осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организаций территории. К ней также относятся сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, инженерная инфраструктура, предприятия и организации местного подчинения.

      В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий «коридор свободы» муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.

      В-третьих, муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, они обязаны получать его от умелого управления данной системой. [8, 178].

      С учетом особенностей и характерных признаков муниципальной собственности выделим её специфические характеристики:

      1) она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности на­селения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;

      2) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

      3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;

      4) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

      5) наличие в достаточном размере муниципальной собственности обеспечивает стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;

      6) используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

      Между тем муниципальная собственность – это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Принимая это во внимание, муниципальную собственность можно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях, обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. [17, 5].

      Из данного определения следует, что муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность предоставляет территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло в домах, свет на ночных улицах, транспортные услуги. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее употреблении.

      В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования. [8, 180].

      Между этими разными сторонами муниципальной собственности существует теснейшая взаимосвязь, поскольку услуги, производимые на основе использования объектов данной формы собственности, могут оказываться населению за плату, что способствует формированию конкретных (выраженных в стоимостном измерении) экономических результатов функционирования муниципальной собственности.

      Идеальной была бы ситуация, если бы все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость. Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий). Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, осуществлялся непрерывно, т.е. носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.

      Тест по муцниципальному праву

      a) Голосование граждан по вопросам местного значения.

      b) Всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

      6. Наличие какого органа местного самоуправления является обязательным

      a) представительный орган

      b) глава муниципального образования

      c) контрольный орган

      d) исполнительный орган

      e) муниципальная избирательная комиссия

      7. Утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении осуществляется

      a) представительным органом муниципального образования

      b) исполнительным органом муниципального образования

      c) главой муниципального образования

      8. Органы местного самоуправления содержатся и осуществляют свою деятельность за счет средств

      a) местного бюджета

      b) бюджета республики

      c) средств внебюджетных фондов

      d) Формой осуществления местного самоуправления не является

      f) деятельность глав местных администраций

      g) местные выборы

      9. Чем определяется понятие местного самоуправления?

      a) Евразийской Патентной конвенцией

      b) Градостроительным кодексом

      c) Европейской хартией местного самоуправления+ Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ

      10. Обязательность чего предусматривает принцип законности?

      a) осуществление человеком и гражданином правопорядка

      b) соблюдение и неотвратимость наказания за нарушение любых норм законодательства

      c) соответствие всех принимаемых подзаконных нормативно-правовых актов нормам законов+
      осуществление контроля за соблюдением законности

      11. Согласно Конституции местное самоуправление:

      a) входит в систему государственной власти;

      b) не входит в систему государственной власти;

      c) частично входит в систему государственной власти.

      12. Муниципальное право — это:

      a) комплексная отрасль права;

      b) ведущая отрасль права;

      c) первичная отрасль права;

      d) вторичная отрасль права.

      13. Обязательными субъектами муниципально-правовых отно­шений являются:

      a) муниципальные унитарные предприятия;

      b) население муниципального образования;

      c) представительные и иные органы местного самоуправления;

      d) органы государственной власти субъекта РФ;

      14. Границы территорий муниципальных образований устанавли­ваются:

      a) федеральным законом;

      b) законами субъектов РФ;

      c) законами субъектов РФ в соответствии с требованиями федерального закона;

      d) уставом муниципального образования в соответствии с требованиями закона субъекта РФ.

      15. Местный референдум может проводиться:

      a) на всей территории муниципального образования;

      b) на части территории муниципального образования;

      c) в границах территориального общественного самоуправления.

      16. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

      a) о досрочном прекращении или продлении срока полномо­чий органов местного самоуправления;

      b) проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления;

      c) наименовании органов местного самоуправления;

      d) персональном составе органов местного самоуправления;

      e) принятии или изменении бюджета муниципального образования;

      f) введении и использовании средств самообложения граждан.

      17. Определите предмет муниципального права:

      a) однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление

      b) общественные отношения, возникающие в связи с управлением государственными и общественными делами

      c) высшие ценности человеческой цивилизации, охватывающие различные аспекты общественного бытия

      d) совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации

      18. Подберите утверждение, которое в России присуще иностранным гражданам , лицам без гражданства …

      a) не являются субъектами муниципально-правовых отношений

      b) могут быть субъектами муниципально-правовых отношений+

      c) не обладают субъективными правами в области местного самоуправления

      d) выступают равноправными субъектами муниципального права

      19. Чем является муниципальное право как отрасль права?

      a) основная отраслью российского права, регулирующая порядок создания и деятельностью органов местного самоуправления

      b) отраслью, регулирующая общественные отношения, возникающие при организацией и функционированием муниципального хозяйства

      c) комплексной отраслью российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области организации и осуществления местного самоуправления+

      d) совокупностью правовых норм, определяющих формы и методы осуществления территориального самоуправления

      20. Что из перечисленного является внешней формой выражения и закрепления норм

      a) муниципальных образований?

      b) нормативно-правовой акт, издаваемый органами местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *