Государственные и муниципальные служащие кто к ним относится
Перейти к содержимому

Государственные и муниципальные служащие кто к ним относится

  • автор:

Государственный и муниципальный служащий: общее и особенное

Государственный или муниципальный служащий – это лицо, привлеченное в соответствии с законодательными и нормативными требованиями к замещению должности государственной или муниципальной службы по результатам конкурсного отбора, которым установлено соответствие такого лица требованиям к профессиональной квалификации и деловым качествам, и осуществляющее в соответствии со служебными обязанностями в рамках компетенции должностного лица государственного либо муниципального управления полномочия в соответствующей сфере управления.

Значение государственной и муниципальной службы

Общие вопросы организации и функционирования государственной и муниципальной служб, статуса государственного и муниципального служащего, в том числе состав прав, ограничений и запретов, определяются общей природой институтов государственной и муниципальной службы. Государственная и муниципальная службы учреждаются и функционируют для реализации задач публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Персонал государственной и муниципальной службы наделяется должностными полномочиями, которые осуществляются в конкретной сфере публичного управления в рамках компетенции должностного лица или органа публичного управления, деятельность которых персонал обеспечивает.

Институты государственной и муниципальной службы имеют общую социальную природу, а деятельность персонала государственной и муниципальной службы характеризуется высокой социальной ответственностью, требует добросовестного отношения, соблюдения законодательства и понимания функций и задач публичного управления как инструментов обеспечения прав и свобод личности.

Для предотвращения злоупотреблений и ориентации служащих на эффективное исполнение своих обязанностей вопросы осуществления государственной и муниципальной службы подлежат регламентации на уровне федерального и регионального законодательства, а также в актах местного нормотворчества.

Поскольку система местного самоуправления не входит в систему государственного управления и функционирует как относительно самостоятельный институт публичного управления, наличествуют определенные различия между государственными и муниципальными служащими, которые получают закрепление в федеральном и региональном законодательстве и актах местного нормотворчества.

Государственный и муниципальный служащий: общие черты

Общее в организации и функционировании системы государственной и муниципальной службы, а также в статусе государственных и муниципальных служащих обусловлено тем, что они выполняют свои полномочия для решения функций и задач публичного управления, то есть выполняют социально значимые задачи в повседневной профессиональной деятельности. Это обуславливает использование в системе государственной и муниципальной служб особых кадровых технологий отбора специалистов для замещения должностей службы, оценки их профессиональных качеств и профессионального развития.

Отсюда к общим чертам, характеризующим деятельность и правовой статус государственных и муниципальных служащих, относятся следующие:

  • установление аналогичных квалификационных требований к лицам, претендующим на должности государственной или муниципальной службы;
  • установление конкурсных процедур отбора претендентов на должности государственной и муниципальной службы;
  • общий учет стажа государственной и муниципальной службы;
  • установление общих принципов оплаты труда лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, аналогичных ограничений и запретов, связанных с реализацией служебных полномочий, и социальных гарантий в отношении служащих и членов их семей.

Классификация должностей государственной и муниципальной службы осуществляется по аналогичным категориям. При этом отличия касаются проведения квалификационного экзамена: если в рамках государственной службы для присвоения классных чинов такой экзамен обязательно проводится, то в рамках муниципальной службы квалификационный экзамен используется в отдельных случаях.

Таким образом, основные отличия государственного и муниципального служащего связаны с природой государственного и муниципального уровней публичного управления, то есть с относительной самостоятельностью местного самоуправления в системе отечественного публичного управления, исключением его из системы государственного управления.

Государственный и муниципальный служащий: отличия

Основные отличия государственных и муниципальных служащих обусловлены тем обстоятельством, что местное самоуправление является элементом публичного управления страной, но не входит в систему государственного управления, поэтому:

  • государственный служащий – это лицо, замещающее должность в региональных и федеральных государственных органах;
  • муниципальный служащий – это лицо, замещающее должность в системе местного самоуправления.

Это обуславливает разницу в правовом регулировании института государственной и муниципальной службы и правового статуса государственных и муниципальных служащих. Основы организации и функционирования государственной и муниципальной службы определяются федеральным и региональным законодательством, однако специфика прохождения муниципальной службы в конкретном муниципальном образовании, в конкретном органе муниципального управления определяется уставом муниципального образования и иными актами местного нормотворчества.

Продвижение в системе муниципальной службы посредством присвоения классного чина происходит в одинарном порядке без проведения квалификационных экзаменов, в то время как присвоение классного чина в рамках системы государственной службы предполагает успешную сдачу квалификационного экзамена.

Система государственной и муниципальной службы, государственные и муниципальные служащие не имеют существенных отличий, поскольку решают общие задачи организации и реализации публичного управления.

Кто такие муниципальные служащие?

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • уровню образования;
  • стажу (встречаются вакансии без предъявления требований к стажу);
  • состоянию здоровья (для поступления на службу предоставляется медицинское заключение).

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Какие профессии относятся к государственным служащим

Работа в ведомственных и бюджетных организациях выступает гарантом стабильности и обеспечивает социальную защищенность специалистов. Выпускники, выбирающие направление обучения в вузе, задаются вопросом, какие профессии относятся к госслужащим и какие преимущества получают сотрудники госкомпаний и учреждений.

Кто такие госслужащие

Государственные служащие – сотрудники федеральных и региональных органов власти, выполняющие различные должностные обязанности и наделяющиеся полномочиями на законодательном уровне.

Госслужба Российской Федерации делится на две больших категории:

  1. Военная;
  2. Гражданская.

В зависимости от квалификации сотрудников и перечня должностных обязанностей должности госслужащих делятся на 5 групп:

  • Младшая – специалисты занимаются обеспечением работы профессионалов и выполняют мелкие поручения. Входят: курьеры, секретари, помощники.
  • Старшая – ведущие эксперты в области работы с гражданами и документацией. Включает: рядовых сотрудников с профильным образованием.
  • Ведущая – объединяет руководителей и их заместителей, топ-менеджеров и профессионалов высокого уровня. Сотрудникам присваивается чин – советник.
  • Главная – профессионалы центральных органов власти с чином госсоветник.
  • Высшая – руководитель на федеральном уровне с чином «Действительный государственный советник».

Уровень заработной платы профессионалов зависит от должности и квалификации.

Профессиональные обязанности

Эксперты выполняют должностные обязанности, прописанные трудовыми инструкциями на законодательном уровне согласно полномочиям.

Основные функции госслужащих, работающих в различных сферах:

  • Контроль дел в подведомственной области;
  • Организация приема граждан и рассмотрения обращений;
  • Работа с нормативной и юридической документацией;
  • Планирование и прогнозирование деятельности;
  • Разработка и внесение предложений по оптимизации и улучшению качества работы;
  • Контрольные и надзорные функции согласно законодательству РФ;
  • Обеспечение выполнения законных прав граждан страны и иностранцев;
  • Учет входящей и исходящей корреспонденции;
  • Подготовка проектов решений;
  • Организация и участие в межведомственных совещаниях;
  • Разбор сложных и спорных ситуаций;
  • Разработка предложений по изменению в законодательстве страны;
  • Соблюдение и сохранение государственной тайны, обеспечение сохранности конфиденциальной информации;
  • Организация работы отдела или подразделения;
  • Настройка межведомственного взаимодействия и координации;
  • Регулярное повышение квалификации.

Госслужащие управляют ресурсами и общественными процессами, опираясь на действующие нормативно-правовые акты.

Личные качества

Для успехов в профессиональной деятельности госслужащим требуется определенный набор личных качеств:

  • Профессионализм;
  • Сдержанность;
  • Образованность;
  • Внимательность
  • Вежливость;
  • Этичность и тактичность;
  • Коммуникабельность;
  • Хорошая память;
  • Стрессоустойчивость;
  • Аккуратность;
  • Педантичность;
  • Пунктуальность;
  • Развитые аналитические способности.

Государственным служащим запрещается:

  • Заниматься предпринимательской и иной деятельностью с целью получения выгоды;
  • Принимать вознаграждения за свою работу;
  • Использовать служебное положение в личных целях.

За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Профессии государственных служащих

Руководитель отдела

Профессионал в области организации взаимодействия и делегирования полномочий на уровне отдела, занимающегося решением определенных задач в государственной компании или корпорации.

  • обеспечение оптимизированного управления и стабильной эффективной работы подчиненных;
  • участие в проектной деятельности;
  • презентация результатов труда;
  • проведение переговоров и согласований по госзаказам.

Специальности высшего образования – менеджмент по отраслям, государственное и муниципальное управление, проектный и кадровый менеджмент.

Сотрудник администрации или министерства

Чиновник, контролирующий легитимность и занимающийся разработкой предложений и нормативно-правовых актов для решения конкретных задач.

  • Ведущие сотрудники министерств;
  • Руководители структурных подразделений;
  • Мэр города;
  • Губернатор;
  • Глава органов местного самоуправления.

Профессионалам требуется профильное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чиновники занимаются бюджетированием, распределением материальных и нематериальных ресурсов на региональном уровне, планированием и прогнозированием деятельности.

Делопроизводитель

Специалист, занимающийся ведением документооборота в госорганизации. Профессионал:

  • Классифицирует документацию;
  • Занимается компоновкой отдельных документов в полноценные дела;
  • Контролирует своевременную сдачу материалов в архив.

Эксперту в области делопроизводства требуются знания учетно-отчетных форм и профильной нормативно-правовой документации. Делопроизводители работают в городских и областных министерствах, архивах, администрации, прокуратуре, суде и других инстанциях.

Экономист

Экономист на должности госслужащего отвечает за решение финансовых вопросов на уровне местного самоуправления. Профессионалы занимают должности ведущих специалистов в Министерстве финансов, здравоохранения и других ведомствах. Основные задачи:

  • Расчет и формирование бюджета;
  • Распределение денежных средств;
  • Решение вопросов госфинансирования и софинансирования;
  • Участие в разработках и реализации социальных госпрограмм.

Отдельным видом деятельности экономистов на государственной службе является работа с тендерами, заключение финансовых договоров и подбор подрядных организаций.

Юрист

Профессионал в области юриспруденции. Эксперты по юридическим вопросам на государственной службе чаще всего занимают должности:

  • Сотрудников суда;
  • Прокуратуры;
  • Социальной службы;

Обязанности — контроль и обеспечение соблюдения закона, решение сложных и конфликтных ситуаций с точки зрения нормативно-правовых актов, консультирование и помощь гражданам.

Референт госслужбы

Руководитель с присвоенным чином, отвечающий за выполнение управленческих и координационных функций. Для присвоения звания требуется:

  • Накопить стаж работы на госдолжности более 2 лет;
  • Исполнять обязанности согласно имеющимся полномочиям;
  • Активно участвовать в профессиональной деятельности.

Основная задача – организация работы подчиненных, тимбилдинг, делегирование полномочий, настройка эффективного взаимодействия.

Секретарь госслужащий

Секретарь входит в число помощников руководителей и занимается ведением текущей документации согласно требованиям нормативно-правовых актов. Отдельный вид деятельности связан с приемом и регистрацией обращений граждан и направлением ответов по заявлениям.

Военный

Сотрудник Вооруженных Сил РФ. Основная задача – исполнение воинского долга.

Звания военнослужащих отличаются в зависимости от занимаемой должности и уровня квалификационной подготовки и делятся на:

  • Рядовой состав – сержанты и ефрейторы;
  • Младшие офицерские чины – от лейтенанта до майора;
  • Старшие офицерские звания – от подполковника до генерала.

Для трудоустройства требуется профильное обучение в ведомственных образовательных учреждениях:

  • Военных училищах;
  • Университетах;
  • Академиях.

Без диплома о профессиональной подготовке получить офицерское звание нельзя.

Сотрудник полиции

Специалист Министерства внутренних дел, отвечающий за сохранение общественного порядка и благополучия граждан.

  • Пресекает правонарушения;
  • Участвует в розыске и задержании преступников;
  • Занимается разбором административных и уголовных дел.

Для работы требуется профильное высшее юридическое образование или прохождение обучения по специальности «Правоохранительная деятельность».

  • Оперуполномоченный;
  • Участковый;
  • Следователь;
  • Дознаватель;
  • Инспектор.

При поступлении абитуриенты проходят вступительные испытания и сдают спортивные нормативы.

Сотрудник МЧС

Спасатель, задействованный в помощи при чрезвычайных ситуациях. Специальности сотрудников МЧС:

  • Пожарный;
  • Водолаз;
  • Врач;
  • Альпинист;
  • Водитель.

Профессионалы разделяются на аварийно-спасательные и поисково-спасательные бригады в зависимости от требуемой помощи. МЧС – отдельное ведомство с собственной структурой образовательных учреждений:

  • Академий гражданской защиты;
  • Университетов Государственной противопожарной службы.

Выпускники многопрофильных вузов трудоустраиваются в организации МЧС по конкурсу. Для карьерного роста до руководителя потребуется дополнительное профильное обучение по специальности «Гражданская защита».

Судья

Профессиональный юрист с профильной подготовкой по специальности уголовное, гражданское право или судопроизводство. Для назначения требуется:

  • Пройти возрастной ценз (не менее 30 лет);
  • Накопить опыт работы по юридической профессии (от 7 лет);
  • Сдать квалификационные экзамены;
  • Победить в конкурсном отборе.

Профессия относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых должностей государственных служащих.

Судебный пристав

Должностное лицо, отвечающее за выполнение судебных решений. Профессионалы делятся на 2 группы:

  • Приставы в судах, отвечающие за соблюдение порядка во время судебных процессов;
  • Исполнители – эксперты по принудительному исполнению решений судьи и иных уполномоченных организаций.

Для трудоустройства требуется наличие высшего образования по юриспруденции.

Врач Роспотребнадзора

Профессионал с высшим медицинским образованием по специальности «Медико-профилактическое дело» или «Лечебное дело» после прохождения соответствующей переквалификации. Санитарные врачи выполняют контрольно-надзорные функции и обеспечивают соблюдение требований Федерального закона в области благополучия населения и защиты прав потребителей.

Бухгалтер

Профессионал с экономическим образованием на государственной службе, занимающийся:

  • Назначением заработных плат;
  • Распределением денежных потоков внутри госорганизации;
  • Премиальными и стимулирующими выплатами.

Плюсы и минусы государственной службы

Преимущества работы на должности госслужащего:

  • Стабильность;
  • Высокая заработная плата и социальное обеспечение;
  • Льготы;
  • Материальная помощь при оформлении отпуска;
  • Первоочередное оформление детей в учебные заведения;
  • Пролонгированный отпуск;
  • Материальная надбавка за работу с государственной тайной;
  • Субсидии и особые условия для покупки жилья;
  • Получение бесплатной медицинской помощи в специализированных центрах;
  • Бесплатное повышение квалификации;
  • Назначение повышенных пенсионных выплат и ряд льгот для пенсионеров;
  • Престижность специальности;
  • Востребованность на рынке труда;
  • Перспектива карьерного роста;
  • Отсутствие монотонности и необходимости выполнять однообразные действия по техническим картам;
  • Офисные условия труда.
  • Необходимость решения сложных и конфликтных ситуаций;
  • Работа с гостайной и конфиденциальными сведениями;
  • Ненормированный график в условиях ЧС;
  • Ответственность за принимаемые решения.

Где можно работать

Основные места для трудоустройства профессионалов в области государственной службы:

  • Администрация Президента Россией Федерации;
  • Правительство страны;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • Министерства и ведомства федерального и регионального уровня;
  • Органы местного самоуправления;
  • Госкорпорации и госструктуры;
  • Силовые структуры – прокуратура, суды, правоохранительные органы, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росгвардия, ФСБ, МЧС.

Профессии госслужащих характеризуются стабильностью, низкой текучестью кадров, перспективностью и востребованностью. Разнообразные области профессиональной реализации помогают абитуриентам выбрать деятельность по интересам, талантам и предпочтениям.

2. Классификация государственных и муниципальных служащих

Государственные (муниципальные) служащие могут быть объединены в группы в зависимости от разных критериев. При этом существуют классификации как характерные только для государственных или муниципальных служащих, так и свойственные им обоим. Кроме того, не следует забывать, что даже если основание разграничения государственной или муниципальной службы может совпадать, то это автоматически не приводит к совпадению выделяемых по этому основанию видов. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Итак, государственные и муниципальные служащие могут быть подразделены по следующим основаниям.

1. По способу замещения должности:

• государственные служащие, занимающие должности в результате проведения выборов;

• государственные (муниципальные) служащие, занявшие должность по конкурсу;

• государственные (муниципальные) служащие, назначаемые на должность;

• служащие (муниципальные), зачисляемые на должность.

В результате проведения выборов замещаются только государственные должности государственной службы. Лица, занимающие выборные должности в органах местного самоуправления, муниципальными служащими не признаются. Таким образом, хотя основание данной классификации характерно как для государственных, так и для муниципальных служащих, но сами виды достаточно сильно разнятся, что лишний раз доказывает самостоятельность и юридическую обособленность двух видов службы.

2. В зависимости от уровня государственной (муниципальной) должности, занимаемой государственным (муниципальным) служащим:

• служащие на высших должностях;

• служащие на главных должностях;

• служащие на ведущих должностях;

• служащие на старших должностях;

• служащие на младших должностях.

Однако и здесь следует отметить особенность муниципальной службы. Например, по Закону о муниципальной службе г. Москвы выделяется лишь трехступенчатая система должностей: ведущие, старшие, младшие. Соответственно и муниципальные служащие могут быть подразделены лишь на три категории, в отличие от государственных, которые делятся на 5 видов.

3. В зависимости от формы выполнения государственным (муниципальным) служащим задач государственного органа:

• руководящий состав, функция которого состоит в организации, направлении и контроле за выполнением государственным органом своих задач;

• основной состав, функция которого заключается непосредственно в выполнении задач государственного органа;

• вспомогательный состав, непосредственно не реализующий задачи государственного органа, но влияющий на эффективность его работы (например, секретариат, курьерская служба).

Следует особо отметить, что некоторые государственные (муниципальные) служащие могут одновременно относиться к нескольким категориям, выделенным по этому основанию (например, директор школы, осуществляющий одновременно с этим педагогическую деятельность, является одновременно и исполнителем как педагог, и руководителем как директор).

4. В зависимости от особенностей службы в различных государственных (муниципальных) органах выделяют:

• гражданских государственных (муниципальных) служащих;

• милитаризированных государственных (муниципальных) служащих (например, военнослужащие, служащие в ОВД, МВД и т. д.).

Вопрос, относить ли к государственным служащим военнослужащих, составляет отдельную проблему. И эта проблема в юридической литературе решается следующим образом: профессиональные военнослужащие, выполняющие управленческие функции в военных органах, являются государственными служащими, рядовой состав – нет, а служащие военизированных организаций являются государственными в широком смысле слова, т. е. государственными служащими они являются, но Закон о государственной службе на них не распространяется. Здесь уместно заметить и то, что в общем на военнослужащих, являющихся одновременно с этим государственными служащими, законодательство о государственной службе распространяется со значительными изъятиями и особенностями. Например, при поступлении на военную государственную службу в дополнение к общим требованиям также учитываются возраст, состояние здоровья и морально-психологические качества претендента.

5. По виду государственной деятельности выделяют:

• госслужащих, занимающих должности в представительных органах (например, помощники депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ);

• госслужащих, занимающих должности в органах исполнительной власти (например, в министерствах и ведомствах);

• госслужащих судебных органов (например, руководители секретариата судов, администраторы судов и т. д.);

• госслужащих, занимающих должности в прокуратуре.

Муниципальных служащих тоже можно подразделять по такому основанию на аналогичные группы. Но при этом следует не забывать и об особенностях службы на местном уровне. Так как судебная ветвь власти находится в ведении Федерации, то, соответственно, отсутствуют и судебные муниципальные органы, нет и муниципальных служащих, занимающих должности в судебных органах. То же самое можно сказать и об органах прокуратуры. С муниципальными служащими, работающими в представительных органах местного самоуправления, тоже нужно быть внимательным – выборные должности представительного органа не являются должностями муниципальной службы, следовательно, депутаты, например, Городской Думы, не являются муниципальными служащими.

6. В зависимости от наличия или отсутствия распорядительных полномочий выделяются:

• должностные лица и представители власти (государственные и муниципальные служащие, наделенные властными полномочиями);

• государственные и муниципальные служащие, не имеющие таких полномочий.

В этой связи важное значение имеет четкое разграничение трех понятий: «государственный (муниципальный) служащий», «должностное лицо», «представитель власти». Определения должностного лица российское законодательство не содержит, понятие разработано теоретиками. Итак, должностное лицо – это государственный (муниципальный) служащий, наделенный властными полномочиями (правом руководить подчиненными) или правом самому совершать в служебных интересах юридические действия, влекущие правовые последствия. Признаками должностного лица являются:

• должностное лицо – обязательно государственный либо муниципальный служащий;

• обладание властными полномочиями;

• обладание полномочиями по контролю и надзору за деятельностью, выходящей за рамки того органа, в котором должностное лицо состоит на службе;

• осуществление организационно-хозяйственной деятельности.

Должностными лицами чаще всего являются государственные служащие, занимающие высшие, главные и старшие должности государственной службы и муниципальные служащие ведущих должностей.

Особым видом должностных лиц являются представители власти, которые могут быть определены как государственные (муниципальные) служащие, наделенные властными полномочиями публичного характера, т. е. могут выдавать обязательные для исполнения распоряжения не только своим подчиненным, но лицам и организациям, напрямую от них не зависящим (например, сотрудники налоговой инспекции, следователи, дознаватели, прокуроры и т. д.).

Государственные служащие и только они могут быть подразделены на виды по следующим основаниям.

В зависимости от присвоенного государственному служащему разряда и класса:

• действительный государственный советник РФ 1, 2, 3 классов;

• государственный советник РФ 1, 2, 3 класса;

• советник РФ 1, 2, 3 классов;

• советник государственной службы 1, 2, 3 классов;

• референт государственной службы 1, 2, 3 классов.

Система разрядов, соответственно, соотносится с уровнем государственной должности. Так, например, действительный государственный советник 1, 2, 3 классов является государственным служащим высшей должности, а советник или референт государственной службы могут занимать младшую должность.

7. В соответствии с конституционным принципом федерализма выделяют:

• государственных служащих федеральных органов власти РФ;

• государственных служащих органов власти субъектов РФ. Государственные служащие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией на основании п. 2 ст. 3 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ», включаются в понятие государственных служащих РФ. Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются, соответственно, федеральным бюджетом или бюджетами субъектов Российской Федерации. Муниципальные служащие не могут быть подразделены по этому основанию, так как муниципальная служба существует только на одном уровне – местном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *