Информация которая исходит из официальных источников называется
Перейти к содержимому

Информация которая исходит из официальных источников называется

  • автор:

Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Правовая информация

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую. Неправовая создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм. Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности и подразделяется на нормативную и ненормативную правовую информацию.

Правовая информация — сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, используемые при решении правовых задач. Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от содержания она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К правовой информации относятся правовые акты, а также вся информация, связанная с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Таким образом, правовая информация — это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы, называется нормативной. Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России. Иная правовая информация называется ненормативной.

Правовая информация подразделяется на официальную правовую информацию, неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» введены следующие термины, которые будут использоваться в дальнейшем.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.

Пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Официальная правовая информация

Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в следующих документах:

  • • нормативные правовые акты федерального уровня (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Россиийской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
  • • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законодательные акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших органов власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации);
  • • акты органов местного самоуправления.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее

ядро, — это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативный правовой акт может быть как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.1996 № 781 -11 ГД).

Правовая норма рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым правовая норма рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.

Иная официальная правовая информация

Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации.

Экономическая — это информация, определяющая или затрагивающая вопросы экономической деятельности и статуса субъектов в данной области. В частности, сюда входят консультационные материалы по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, необходимые формы финансовых документов, бланки для составления договоров, проводки и комментарии, материалы судебной практики, учредительные, организационные документы, типовые контракты и договоры, формы отчетности предприятий и др.

Криминологическая — это информация или данные о типах и количестве правонарушений, количестве их пресечений. Эта информация может содержать также сведения о преступности, ее причинах, об условиях, способствующих совершению преступлений, об отдельных видах преступности, выделяемых по содержательному (преступность насильственная, корыстная, экономическая, связанная с наркотиками и т. п.) или иному критерию (например, по социально-демографическим характеристикам субъектов преступлений: преступность женщин, несовершеннолетних, должностных лиц); о личности преступников, мерах предупреждения преступности, процессах и явлениях, с которыми связано существование преступности, разработке мер общесоциального и специального предупреждения преступности, путей устранения преступлений.

Криминалистическая — информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление. Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать. Криминалистическая характеристика преступления складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом.

Статистическая (правовая статистика) — информация о социально значимых юридических фактах, событиях и процессах, а также об их аспектах или характеристиках. Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.

Судебно-экспертная — информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления, а также полученная в результате проведения судебных экспертиз. Она может содержать широкий круг результатов разнообразных исследований, проводимых в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, чтобы выявить скрытую суть явлений и вещей, познать их и дать им научное толкование.

Оперативно-розыскная — это сведения о находящихся в розыске людях или материальных объектах. Извлечение из документальных носителей новых знаний о лицах, осведомленных о преступной деятельности, о фактах и событиях, имеющих отношение к сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды, предполагает:

  • • поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;
  • • определение круга источников, ее содержащих;
  • • специфическую интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений преступных деяний лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных и профилактических мер.

Правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах, — это текстовая, табличная и графическая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах.

Информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах — это договоры, соглашения и т. п. документы.

Информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора — это информация, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан.

Научно-юридическая правовая информация — это сведения, содержащиеся в юридических монографиях, учебниках, статьях, справочниках, докладах, обзорах и других материалах, не являющихся официальными изданиями законодательных актов.

Ресурсы ненормативной правовой информации формируются путем:

  • • создания и документирования информации при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности;
  • • поступления информации от граждан, государственных органов, органов общественного самоуправления и других субъектов;
  • • производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся.

  • 1. Общая информация о состоянии законности и правопорядка:
    • • заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ о соблюдении законности;
    • • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
    • • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению уполномоченного по правам человека);
    • • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов.
    • • криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
    • • криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
    • • судебно-экспертная информация, применяемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
    • • оперативно-розыскная информация, содержащая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

    К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

    • • ненормативные акты общего характера;
    • • акты официального разъяснения;
    • • правоприменительные акты.

    Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением (решение о строительстве завода и т. п.).

    Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, Пленума Высшего арбитражного суда РФ и др.

    Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т. д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемому данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии и т. д.).

    Неофициальная правовая информация

    Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Эту информацию можно подразделить на следующие группы:

    • • материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
    • • материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т. д.);
    • • материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т. д.);
    • • образцы деловых бумаг;
    • • комментарии законодательства;
    • • научные, научно-популярные, учебные и другие труды по вопросам законодательства.

    Информация индивидуально-правового характера

    и ее юридическое значение

    Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не наделенных властными полномочиями, — граждан и организаций. Она подразделяется на следующие группы: договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

    Общие черты этих актов в том, что они носят индивидуально-правовой характер, направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

    Способы распространения правовой информации:

    достоинства и недостатки

    Основной источник правовой информации — это средства массовой информации (СМИ): традиционные печатные издания (газеты, журналы) и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).

    Традиционный способ распространения правовой информации — использование печатных изданий на бумажных носителях. Вместе с тем растет число пользователей ПК, наблюдается более активное применение компьютерных технологий. Все больше стремление передавать свои макеты в регионы по телекоммуникациям и печатать основную часть тиража на местах. Все более массовый характер приобретает применение различных компьютерных баз правовой информации. Компьютерные технологии обладают целым рядом уникальных возможностей:

    Информация которая исходит из официальных источников называется

    Мы работаем на результат

    Хороший юрист, это не только обладатель глубоких знаний, но также хороший психолог и оратор, который может воздействовать как на противоположную сторону, так и на судий. Он знает как доказать несостоятельность позиции оппонентов.

    В семейных спорах очень важно не только выиграть процесс, но и постараться сохранить хорошие отношения между родителями и детьми. Если это не учитывать, то отношения могут стать невыносимыми.

    Ошибки в выборе первоначальной позиции, при подаче искового заявления или отзыва на иск могут привести к проигрышу дела в суде, несмотря на то, что первоначально были все основания выиграть дело.

    Иногда достаточно представить суду лишь один документ, который может полностью перевернуть дело и об этом документе наш доверитель не подозревает. Только квалифицированный юрист может понять, что это и есть «ключ» к победе в суде.

    Квалифицированный юрист примет правильное решение в какой момент судебного процесса необходимо потребовать проведение судебной экспертизы, для доказательства своей позиции. Либо как опровергнуть экспертизу.

    В юридических вопросах многое решают сроки подачи документов, зная это наши юристы готовы оперативно приступить к работе и начать защиту доверителя в суде на следующий день после его обращения.

    Начнем с самого начала. Что такое правовая информация?

    Правовая информация — сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач. Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

    Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной. Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России

    Иная правовая информация называется ненормативной.

    Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации:

    экономическая правовая информация — информация, определяющая или затрагивающая вопросы экономической деятельности и статуса субъектов в этой области. В частности, сюда входят консультационные материалы по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, необходимые формы финансовых документов, бланки для составления договоров, проводки, комментарии и консультации, материалы судебной практики, учредительные, организационные документы, типовые контракты и договоры, формы отчетности предприятий и др.;

    криминологическая правовая информация — данные о типах и количестве правонарушений, количестве их пресечений. Эта информация может содержать также сведения о преступности, её причинах, об условиях, способствующих совершению преступлений, об отдельных видах преступности, выделяемых по содержательному (преступность насильственная, корыстная, экономическая, связанная с наркотиками и т. п. ) или иному критерию (например, по социально-демографическим характеристикам субъектов преступлений: преступность женщин, несовершеннолетних, должностных лиц); о личности преступников, мерах предупреждения преступности, процессах и явлениях, с которыми связано существование преступности, разработке мер общесоциального и специального предупреждения преступности, путей устранения преступлений.

    криминалистическая правовая информация — информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление. Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать. Криминалистическая характеристика преступления складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом;

    статистическая правовая информация (правовая статистика) — информация о социально значимых юридических фактах, событиях и процессах, а также об их значимых аспектах или характеристиках. Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики — учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями. Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов (прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Её предметом является количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Следовательно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприятия по борьбе с этими нарушениями. Правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские правонарушения, которые стали предметом рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось расследование и судопроизводство, а также те, по которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и др.), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитражный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права, о защите охраняемого законном интереса или о признании права.

    судебно – экспертная правовая информация — информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства ( или опровержения ) факта преступления , а также полученная в результате проведения судебных экспертиз. Она может содержать широкий круг результатов разнообразных исследований, проводимых в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, чтобы выявить скрытую суть явлений и вещей, познать их и дать им научное толкование;

    оперативно — розыскная правовая информация — сведения о находящихся в розыске людях или материальных объектах. Извлечение из документальных носителей новых знаний о лицах, осведомленных о преступной деятельности, о фактах и событиях, имеющих отношение к сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды, предполагает:

    во-первых, поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;

    во-вторых, определение круга источников, ее содержащих;

    в-третьих, специфическую интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений преступных деяний, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных и профилактических мер;

    правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах — текстовая, табличная и графическая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах;

    судебная и иная правоприменительная практика состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц;

    индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных юридических и физических лиц, в отношении которых и принимаются данные решения. В частности, к индивидуально-правовым актам относятся документы о правах граждан на недвижимое имущество и сделках с этим имуществом, водительские права, авторские свидетельства граждан на полезные модели и патенты на изобретение, протокол учредителей о создании акционерного общества.

    нормативы и стандарты — этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д.

    информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

    информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан;

    научно-юридическая правовая информация — сведения, содержащиеся в юридических монографиях, учебниках, статьях, справочниках, докладах, обзорах и других материалах, не являющихся официальными изданиями законодательных актов.

    Ресурсы ненормативной правовой информации формируются путем:

    создания и документирования информации при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности;

    поступления информации от граждан, государственных органов, органов общественного самоуправления и других субъектов;

    производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

    Нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

    Юридическая сила нормативного правового акта — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов.

    К официальным источникам правовой информации относятся правовые акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Эта информация создается в ходе правотворческой, правоприменительной или иной правовой деятельности. Официально документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Отметим, что в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы, а также их официальные переводы не являются предметом авторского права.

    Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

    Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную. К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет документ как письменное свидетельство о каких-нибудь исторических событиях и фактах. Определение документа, данное в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», приведено в теме 1. На основании этих определений правовым документом можно считать любой материальный объект, в котором фиксируются знания (данные) самого разнообразного вида о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

    Обязательно представляемая информация — контрольные экземпляры документов, информации в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

    К недокументальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные показания свидетеля преступления).

    К правовой информации (независимо от того, из какого источника она получена) предъявляются определенные требования:

    а) она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;

    б) она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;

    в) она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

    Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).

    А) Виды информационных источников

    Всего насчитывается четыре вида источников информации.

    1° Официальные и неофициальные источники

    Официальные источники обычно существуют в форме письменных документов вне зависимости от носителя: профессиональные или ориентированные на широкую общественность печатные СМИ, опубликованные исследования, веб-сайты, базы данных, финансовая информация, патенты. Таким образом, официальные источники имеют документальный характер.

    Неофициальные источники представляют собой наблюдения или имеют устную форму. Этими источниками могут быть выставки-салоны, выставки-экспозиции, коллоквиумы, профессиональные организации, дистрибьюторы, потребители, поставщики, лица, оказывающие услуги, эксперты. Неофициальные источники образуют так называемую сеть информаторов.

    2° Внутренние и внешние источники

    Внутренними источниками являются информаторы внутри компании: торговая сеть, исследователи, служащие, новые сотрудники.

    Внешние источники могут быть официальными (документальное исследование) или неофициальными (наблюдения и беседы). Лица, ответственные за мониторинг вне компании, должны создавать своеобразную сеть контактов: журналисты, профессиональные клубы, потребители и т.д.

    ►Отдел мониторинга косметической компании создал сеть информаторов среди нескольких конкурирующих парфюмерных компаний. В обмен на некоторые выгоды (образцы, подарки к концу года, значительные скидки) коммерсанты информировали компанию об изменении предложения конкурентов (цены, реклама на месте продажи, документация, скидки и т.д.).

    3° Открытые и закрытые источники

    Открытые источники содержат доступную, гласную или полугласную информацию. Сбор информации представляет собой поиск соответствующих теме имеющихся в наличии или легко доступных данных (статистических данных, публикуемых администрацией или профессиональными федерациями, публикаций в СМИ и т.д.).

    Закрытые источники — это недоступная для широкого круга информация, будь то информация, за доступ к которой следует платить (например, исследования, проведенные государством, базы данных), или информация, полученная в результате применения определенных методов исследования, например, активного мониторинга (исследования социального климата в учреждениях конкурента).

    4° «Белая», «серая» и «черная» информация

    «Белая» информация — это легко доступная информация: открытые источники, официальные или неофициальные. Свобода доступа сказывается на ценности информации, поэтому человек, ответственный за мониторинг, должен проанализировать эту информацию для извлечения по-настоящему ценных сведений.

    «Черная» информация добывается нелегальными методами, посредством шпионажа или с нарушением закона.

    «Серая» информация является промежуточным звеном между «белой» и «черной» и может частично затрагивать активный мониторинг: методы исследования могут быть более или менее агрессивными, не выходя при этом за рамки закона или не превращаясь в шпионаж. Этот вид информации весьма ценен, однако ее трудно получить. Кроме того, ее границы весьма размыты (рис. 3).

    Специалисты, занимающиеся мониторингом, в основном сходятся на том, что, как правило, 80% информации — это «белая» информация и 20% — «серая».

    Характер сбора информации

    Если система мониторинга является постоянной, то и сам сбор информации может быть в большей или меньшей степени постоянным, систематическим в зависимости от проводимых исследований и их тематики.

    Сбор информации может быть постоянным и систематическим. В основном это относится к ясно определенным или относительно постоянным во времени областям или темам. В этом случае человек, занимающийся мониторингом, определяет его область, а также компании, за которыми следует наблюдать, и систематически выделяет источники информации, которые он будет периодически изучать: патенты, финансовая информация, публикуемая конкурентами, официальные статистические данные, печатные СМИ, базы данных, веб-сайты и т.д.

    Сбор информации может быть постоянным, но несистематическим. Этот тип сбора данных обогащает знание о внешней среде компании, но не предназначен для систематического и периодического предоставления ключевой информации руководителям (как если бы составлялся отчет, в котором бы указывались квартальные стратегические финансовые показатели конкурентов).

    ►В программах по мониторингу, которые в основном опираются на внутренние источники информации, сотрудники компании будут иногда обращаться в отдел мониторинга за сведениями, собранными в ходе встреч с распространителями, потребителями или во время посещения профессиональных выставок-салонов.

    В конечном итоге способ сбора информации и ее вид могут быть различными для каждого отдельно взятого исследования.

    ►Для принятия важного инвестиционного решения менеджеры могут запросить у отдела мониторинга сведения о стране, секторе деятельности, возможных партнерах.

    3) Третий этап: обработка данных

    Технологии мониторинга не сводятся только к накоплению данных; они включают в себя преобразование информации в «осведомленность», т. е. в интерпретируемые данные.

    Плохо организованный мониторинг легко может привести к обширному, но бессмысленному сбору информации. Примером могут служить ежемесячные подшивки, в которых собраны все статьи, в которых каким-либо образом упоминалось предприятие. В результате исследователи получают массу необработанной информации, в которой основные сведения смешаны с второстепенными; чаще всего это приводит к так называемому вертикальному классифицированию, т. е. отправке результатов мониторинга в мусорную корзину.

    Информация — это необработанные данные, иногда ошибочные и чаще всего малопригодные для использования. Работа специалиста, занимающегося мониторингом, состоит в том, чтобы придать информации значимость, ценность и смысл.

    Существует множество способов обработки данных, и можно выделить основные этапы этого процесса:

    Первичная классификация собранной информации, ее тематическая сортировка и фильтрация (отбрасывание излишней или несущественной информации).

    Работа по признанию информации достоверной, сопоставление информации и оценка ее правдоподобности.

    ►Объективные данные, например выдача патентов или опубликованная финансовая отчетность, имеют большую ценность, чем статьи в прессе или заявления о намерениях конкурентов.

    Интерпретация информации необходима для того, чтобы придать ей смысл и проанализировать на ее основе перспективы. Третий этап обработки информации является самым важным, так как должен гарантировать связь между собранной информацией и реализацией ожиданий тех, кто будет пользоваться результатами исследования. Таким образом, сотрудник, занимающийся мониторингом, должен будет найти среди всего объема полученной информации показатели, которые позволят ему анализировать ситуацию или констатировать определенные изменения.

    ►Компания старается копировать действия конкурента или, по возможности, опередить их. Сотрудник, ответственный за мониторинг, не будет довольствоваться простым сбором информации по этому конкуренту, а будет искать нужные показатели, сравнивать информацию для оценки ее достоверности, фильтровать информацию, искать недостающие данные и добиваться полномочий, необходимых для интерпретации данных (не секрет, что некоторые коммерческие руководители или руководители научно-исследовательских проектов компании пользуются результатами работы своих подчиненных, интерпретируя информацию по конкуренту, собранную сотрудником).

    Логичное, грамотно построенное резюме, формулирование аргументации, лежащей в основе анализа, и выявление областей, относительно которых существуют сомнения.

    4) Четвертый этап: распространение результатов

    Информация является ценной, только если она появляется в нужный момент в желаемом виде и доступна для лиц, которым она необходима. Результаты мониторинга могут:

    ―поступать в распоряжение заинтересованных контактных лиц путем предоставления им доступа к базе данных или документам (например, по корпоративной сети компании);

    ―периодически передаваться адресату в письменной (отчеты) или устной (доклады) форме;

    ―принимать форму информационного обмена или передаваться в виде совета в ситуации, когда лицам, занимающимся мониторингом, требуется принять какое-либо специфическое решение или когда они изучают компанию, рынок или конкретную проблематику.

    ►Иногда отдел мониторинга должен очень быстро удовлетворить конкретные запросы. Так, директор филиала одной крупной французской компании на профессиональном салоне в США узнал о компании, о которой ранее не слышал и которая показалась ему в высшей степени перспективной. Он навел справки о возможном сотрудничестве с этой американской компанией. Наутро он позвонил в отдел мониторинга своей компании, и сотрудники этого отдела сразу же начали собирать из баз данных всю доступную информацию по этой компании. Ответственный за исследование составил сводный отчет на нескольких страницах, в котором содержались полные данные о компании, ее деятельности, рынках, показателях и стратегии. Днем этот отчет был послан по факсу в гостиницу, в которой остановился директор филиала. Располагая всей этой информацией, он связался с присутствовавшим на конгрессе представителем американской компании с целью установления отношений, которые могут в дальнейшем привести к деловому партнерству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *